АННОТАЦИЯ 3
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1Теоретические основы проблемы мотивов волонтерской деятельности 11
1.1 Подходы к проблеме исследования мотивов и мотивации в
отечественной и зарубежной литературе 11
1.2 Волонтерская деятельно сть каквид помогающего поведения 16
1.3 Мотивы волонтерской деятельности 22
1.3.1 Эмпатийность как личностная характеристика волонтеров 25
1.3.2 Альтруизм как основа волонтерской деятельно сти 36
ГЛАВА 2Методы и организация исследования мотивов волонтерской деятельно сти 42
2.1 Описание выборки исследования 42
2.2 Методы исследования 46
2.3 Процедура исследования 49
2.3 Математико-статистическая обработка эмпирических данных 50
ГЛАВА 3Результаты исследования и их обсуждение 51
3.1 Проявление эмпатии, социально-психологических установок и основных потребностей в волонтеров благотворительных организаций 51
3.2 Особенности мотивов деятельности волонтеров благотворительных
организаций 73
ВЫВОДЫ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Методики, применяемые в исследовании 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Протоколы результатов исследования 100
На современном этапе развитии общества все более популярной становится волонтерская деятельность, которая является одним из важнейших факторов социального развития в таких сферах, как здравоохранение, помощь нуждающимся категориям населения, охрана окружающей среды и так далее.
Занятие волонтерской деятельностью позволяет сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей; формирует гражданскую позицию и социальную ответственность у человека. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1662-р [31], предусматривает в числе приоритетных направлений социальной и молодежной политики содействие развитию волонтерского движения.
В настоящее время активно изучаются особенности благотворительной деятельности, направленной на помощь людям, испытывающим трудности в жизненных ситуациях, такая помощь называется просоциальным поведением лиц, которые ее оказывают. Особое внимание уделяется исследованию тех мотивов, которые побуждают человека к занятию волонтерской деятельностью. Как известно, мотивационная сфера занимает ведущее место в структуре личности человека. Она объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Понять поведение человека, в том числе и помогающее, затрудненно без знания психологических механизмов и мотивов, побуждающих его к этому.
Степень разработанности проблемы. Проблема помогающего поведения и волонтерства активно изучается многими отечественными и зарубежными учеными. Так, вопросы помогающего поведения затрагиваются в работах Ю.В. Ковалевой [30], Г.С. Кожухарь [30], В.В. Милаковой [43], Е.А. Эннс [62] и других. Анализировал социокультурный потенциал волонтерского 6
движения современной студенческой молодежи М.З. Баланян [6]; С.Г. Екимова [19] и ЕВ. Соколова [56] рассматривали волонтерскую деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов помогающих профессий; А.А. Похомова [50] изучала помогающее поведение как социальное явление. Особое внимание уделено мотивационной сфере. Этим вопросом занимались такие исследователи как В.Г. Асеева [4],Е.П. Ильин [22], А. Маслоу [40] и другие. УП. Косова [32] рассматривала в целом мотивацию волонтерской деятельности; Ю.В. Ковалева [29] изучала мотивы помогающего поведения и их связь с самоотношением личности; А.Б. Купрейченко [33] затронута проблема изучения мотивов и психологических барьеров волонтерской активности молодежи; Е.П. Ильин [22] анализировал эмпатии и альтруизма в выборе помогающего поведения; Л.Н. Тарасова [57] изучала роль эмпатии в мотивации просоциального поведения.
Таким образом, несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме волонтерской деятельности, многие вопросы остаются недостаточно изученными, среди них можно назвать и вопросы мотивации волонтерской деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена как недостаточной изученностью самой волонтерской деятельности, так и психологических особенностей лиц, выбирающих для себя волонтерскую деятельность. К таким малоизученным психологическим особенностям волонтеров можно отнести состояние мотивационно-потребностной сферы людей, занимающихся волонтерской деятельностью, их эмпатийность, направленность личности.
Цель исследования: изучение особенностей волонтерской деятельности; состояния потребностно-мотивационной сферы волонтеров; их личностных особенностей (эмпатийности) (на примере волонтерских организаций Санкт- Петербурга).
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по особенностям волонтерской деятельности; причинам побуждающих людей заниматься волонтерством, их потребностях, мотивах, личностных особенностях, в том числе эмпатийности и личностной направленности.
2. Выявить уровень проявления эмпатии у волонтеров.
3. Определить доминирующие у волонтеров социально-психологические установки (альтруизм - эгоизм, процесс - результат).
4. Выявить актуальные потребности у волонтеров.
5. Определить различия потребностно-мотивационной сферы волонтеров и людей, не занимающихся помогающей деятельностью.
6. Выявить основные мотивы занятия волонтерской деятельностью.
Объект исследования: потребности и мотивы волонтеров.
Предмет исследования: особенности потребностей, мотивации, психологических характеристик волонтеров.
Общая гипотеза исследования: существуют различия в потребностях и мотиваху людей, занимающихся и не занимающихся волонтерской деятельностью.
Частные гипотезы исследования:
1. Для волонтеров характерна выраженная эмпатийность.
2. Направленностью личности волонтеров является альтруизм.
3. Альтруизм волонтеров взаимосвязан с эмпатийностью.
4. Волонтеров отличает сформированная потребность в признании и стремление к самоактуализации.
Методологическая основа исследования:
• подходы к проблеме мотивации как к сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры В.Г. Асеева, А. Маслоу;
• исследования помогающего поведения и волонтерской деятельности Ю.В. Ковалевой, Г.С. Кожухарь, В.В. Милаковой, Е.А. Эннс;
• подходы к проблеме мотивации волонтерской деятельности Е.П. Ильин, Ю.В. Ковалевой,УП. Косова, А.Б. Купрейченко и других.
Методы исследования:
1. Общенаучные методы: анализ, сравнение, синтез, обобщение литературы по проблеме исследования.
2. Методы сбора информации: тестирование, интервьюирование.
3. Интерпретационные методы: сравнительный анализ.
4. Методы математической статистики: дисперсионный анализ; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Диагностические методики исследования:
1. Диагностика эмпатии (И.М. Юсупов, Т.А. Верняева, С.Г. Тарасов) [17].
2. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [42].
3. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (Метод парных сравнений В.В. Скворцова) [16;55].
4. Структурированное интервью «Мотивы волонтерской деятельности».
Эмпирическая база исследования: экспериментальная группа - 120 человек: Региональное Общественное Движение «Петербургские родители» 60 человек), Межрегиональная общественная организация социальной помощи детям «Наши дети» (60 человек). Возраст респондентов - 22-40 лет. Контрольная группа - 100 человек, не занимающихся волонтерской деятельностью. Возраст респондентов - 22-40 лет.
Научная новизна заключается в расширении представлений о мотивах волонтерской деятельности на примере людей, оказывающих помощь семьям в трудных жизненных ситуациях, детям, оставшимся без попечения родителей, детям с серьезными заболеваниями. Показана роль степени выраженности эмпатии, альтруизма, доминирования высших потребностей в помогающем поведении. Полученные результаты дополняют научные представления о мотивах просоциального поведения.
Практическая значимость полученных результатов исследования. Теоретические материалы исследования могут быть использованы для подготовки просветительских лекций для студентов высших учебных заведений с целью побуждения их к занятию волонтерской деятельностью.
Материалы эмпирического исследования могут быть использованы как ориентиры для разработки программ по подготовке волонтеров, работающих с семьями и детьми в трудных жизненных ситуациях, а так же для подготовки программ личностного роста волонтеров.
Структура и объем работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников (106 наименований: 63 русскоязычных и 43 зарубежных), приложения (3 наименования). Объем выпускной квалификационной работы составляет 95 страницы. В работе содержится 7 таблиц, 17 рисунков.
Анализ научной литературы показал, что на современном этапе развития науки по прежнему малоизученным остаются психологические особенности волонтеров, к которым можно отнести состояние мотивационно-потребностной сферы, их эмпатийность, направленность личности и мотивы добровольческой деятельности.
Было проведено исследование, в котором приняло участие 220 респондентов. В результате получены следующие выводы:
1. Волонтерство - один из видов просоциального поведения, добровольная; бескорыстная деятельность, которая понимается многими как способность откликаться на чужую боль, стремление бескорыстно помогать людям. Среди мотивов волонтерской деятельности выделяют личностные, коммуникативно-деятельные, социально-психологические. Просоциальное поведение может мотивироваться альтруизмом. Альтруистические мотивы, которые связаны с улучшением морального или материального благополучия другого человека, иногда даже в ущерб собственному благополучию. Для волонтеров характерен повышенный уровень проявления эмпатии. Этополисистемное комплексное психологическое явление, характеризующее целостную личность, подразумевающее когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий компоненты, позволяющее эмоционально воспринимать, адекватно интерпретировать и отзываться на эмоциональное состояние и аффективные ориентации другого в форме сопереживания, содействия.
2. Среди волонтеров на 11% больше тех, у кого очень высокий уровень проявления эмпатии и на 15% больше респондентов с высоким уровнем по сравнению с людьми, не занимающимися волонтерской деятельностью, что отражает более выраженную у них потребность в сопереживании. Статистическая обработка данных подтвердила, что волонтеры имеют более высокий уровень проявления эмпатии. Это позволяет им «улавливать» настроение людей, выявлять их установки и ожидания, сопереживать их нуждам. Тот или иной уровень эмпатии является личностно необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми. Благодаря ей у волонтера формируется «новый» взгляд на мир, меняется его взаимодействие с окружающими, а также в процессе просоциального поведения устанавливаются доверительные отношения, что оказывает влияние на эффективность их деятельности в целом. Таким образом, подтвердилась частная гипотеза о том, что для волонтеров характерна выраженная эмпатийность.
3. Альтруизм проявляется у 93% волонтеров и 87% людей, не занимающихся волонтерской деятельностью. Эгоизм выражен у 7% волонтеров и 13% не волонтеров. Ориентация на результат присуща 74% волонтеров и 59% людей, не занимающихся добровольчеством. Направленность на процесс присуща 26% волонтеров и 41% не волонтеров. Статистическая обработка данных показала, что волонтеры имеют более высокий уровень проявления альтруизма. Таким образом, подтвердилась вторая частная гипотеза о том, что направленностью личности волонтеров является альтруизм.
Статистическая обработка данных с помощь метода коэффициента ранговой корреляции Спирмена показала, что чем сильнее выражен альтруизм, тем выше проявление эмпатийности и наоборот, что подтверждает третью частную гипотезу. Необходимым условием для проявления любых реакций по отношению к другому человеку является способность воспринимать другого человека, то есть иметь чувствительность к нему в целом. Основная реакция альтруизма - сострадание - требует умения понимать чужое страдание и давать ответ, нацеленный на его облегчение. При этом, эгоизм можно представить как чувственное безразличие к чужому страданию, не восприятие его и, вследствие этого, отсутствие эмпатии и отсутствие реакции. Это объясняет положительную корреляцию между проявлением эмпатии и альтруизма.
4. Исследования доминирующих потребностей показало, что среди волонтеров в приоритетах базовая потребность в безопасности. На втором месте стоят материальные потребности; на третьем месте - потребность в признании и потребность в самовыражении. Менее всего выражена социальная потребность. У волонтеров так же доминируют потребности в успехе, в теплых отношениях с людьми, в обеспечении своего будущего, в необходимости упрочнить свое положение, а так же заниматься любимым делом. Среди людей, не занимающихся волонтерской деятельностью, на первом месте стоит материальная потребность, на втором месте - потребность в безопасности. На третьем месте стоят социальные потребности.
Статистическая обработка данных выявила, что у волонтеров менее доминируют материальные и социальные потребности, при этом, более выражены потребности в признании и самовыражении. Таким образом, подтвердилась четвертая частная гипотеза о том, что волонтеров отличает сформированная потребность в признании и стремление к самоактуализации.
5. Статистическая обработка данных выявила, что у волонтеров менее выражены материальные потребности, социальные потребности, при этом, более выражены потребности в признании и самовыражении. Таким образом, подтвердилась четвертая частная гипотеза о том, что волонтеров отличает сформированная потребность в признании и стремление к самоактуализации.
6. Основным мотивом волонтерской деятельности является потребность помогать, приносить пользу людям.
Проведенное исследование подтвердило общую гипотезу о том, что существуют различия потребностей и мотивов у людей занимающихся и не занимающихся волонтерской деятельностью.
Перспективой дальнейшего изучения является разработка программ по подготовке волонтеров с опорой на полученные в данной работе, результаты эмпирического исследования.
1. Адлер А. Индивидуальная психология. М.: Просвещение, 1993.212 с.
2. Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского Государственного Университета. 2008. № 306. С.120-125.
3. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека// Психология личности.Т.2.Хрестоматия.Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999.С.7-94.
4. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личность //Теоретические проблемы психологии личности.М.: Просвещение, 1994.255 с.
5. Ахмедзянова А.Э Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга (на примере студентов гуманитарного профиля): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.Казань,2011.23 с.
6. Баланян М.З. Социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи: автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата социологических наук.Майкоп, 2015. 23 с.
7. Бенеш Н.Л. Актерская психотехника как психологическое средство развития эмпатии личности:автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.Хабаровск, 2007.24 с.
8. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.510с.
9. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна.М.: Просвещение, 1995.340 с.
10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.472 с.
11. Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1997.23 с.
12. Всемирная декларация добровольчества. URL:
http://volonte.ru/2008/12/19/ (дата обращения: 25.12.2015)
13. Гаврилова Т П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975.№ 2.С. 147 - 158.
14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.Минск.: Харвест, 1998.510 с.
15. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения.М.: Просвещение, 2006.364 с...