Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСУ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Работа №92802

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. ПОНЯТИЕ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 14
1.3. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
21 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
33
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ (1-2) 67


Актуальность исследования. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом развития интеллектуальных, двигательных, речевых, коммуникативных творческих способностей детей. Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из важнейших образовательных областей, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС). Познавательное развитие является важным условием успешной жизнедеятельности человека, поэтому его необходимо осуществлять с детства. Способом познавательного развития является познавательно-исследовательская деятельность. Она появляется у детей спонтанно, но для ее эффективности необходима системная педагогическая работа с применением комплекса методов и приемов. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы «Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к конкурсу «Шаг в будущее» является актуальной.
Значимость развития исследовательских умений детей находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В стандарте развитие исследовательских умений включено в образовательную область «Познавательное развитие».
Изучение научной литературы по теме исследования позволяет нам произвести оценку степени разработанности проблемы. Проблемы реализации исследовательской деятельности в дошкольной педагогике рассматривали А.Н. Леонтьев, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, М.И. Лисина, О.В. Дыбина и ряд других авторов.
Вопросы развития исследовательской инициативы в дошкольном возрасте изучал А.Н. Поддьяков. Экспериментальные исследования в сфере изучения исследовательской активности дошкольников проводили Н.Е. Веракса, А.И. Савенков, П.Я. Гальперин и другие ученые.
В то же время, некоторые вопросы в научной литературе, на наш взгляд, исследованы недостаточно и требуют дальнейшего изучения: в частности, вопросы участия дошкольников в исследовательских конкурсах. Также недостаточно опытно-экспериментальных исследований, подтверждающих влияние участия в конкурсах на развитие исследовательских умений.
На основе этого было сформулировано противоречие между объективной потребностью в развитии исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием условий, позволяющих, развивать исследовательские умения у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема заключается в поиске условий развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к конкурсу «Шаг в будущее».
Гипотеза исследования: развитие исследовательских умений у детей дошкольного возраста будет более успешным, если:
1) создать предметно-пространственную среду в группе старшего дошкольного возраста (материалы, оборудование, исследовательский уголок);
2) организовать исследовательскую работу с детьми старшего дошкольного возраста в процессе участия в конкурсе «Шаг в будущее».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «исследовательские умения» в психолого¬
педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и реализовать условия развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Теоретико-методологическими основами исследования являются труды ученых о познавательном развитии детей (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков и др.).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ психологической и педагогической литературы), эмпирические (изучение педагогической и конкурсной документации, продуктов проектной деятельности детей), экспериментальные
(констатирующий, формирующий и контрольный этап эксперимента).
Экспериментальная база исследования: Отделение МАДОУ ГЦРР детский сад №4 «Ёлочка» ЦРР детский сад №3 «Вишенка» р.п. Голышманово Тюменской области. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.
Новизна исследования: изучены условия развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в процессе построения педагогической работы по развитию исследовательских умений посредством участия в конкурсах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Значимость развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В стандарте развитие исследовательских умений включено в образовательную область «Познавательное развитие». Данная тема является актуальной.
Гипотезу исследования о том, что развитие исследовательских умений у детей дошкольного возраста будет более успешным, если: 1) создать предметно-пространственную среду в группе старшего дошкольного возраста (материалы, оборудование, исследовательский уголок); 2) организовать исследовательскую работу с детьми старшего дошкольного возраста в процессе участия в конкурсе «Шаг в будущее», можно считать доказанной.
Цель работы достигнута, задачи решены.
1. Рассмотрено понятие «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе. Исследовательские умения - это комплекс интеллектуальных способностей и знаний, необходимых детям дошкольного возраста для участия в исследовательской деятельности и успешного решения исследовательских задач.
2. Выявлены особенности развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте мышление детей является наглядно-действенным, этот факт необходимо учитывать для построения процесса исследовательского поиска детей.
3. Выявлены и реализованы условия развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста:
- создание в группе дошкольной образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет детям экспериментировать с доступными для них материалами;
- применение в образовательном процессе разнообразных форм обучения детей;
- применение в образовательном процессе проблемных ситуаций;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществлена опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у старших дошкольников, проанализированы результаты исследования и сделаны выводы.
Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе отделения ГЦРР детский сад №4 «Ёлочка» ЦРР детский сад №3 «Вишенка» р.п. Голышманово Тюменской области. Участвовали дети подготовительной группы (6-7 лет). Работа проводилась в три этапа: констатирующий этап эксперимента, формирующий этап эксперимента, контрольный этап эксперимента.
На констатирующем этапе в контрольной группе большинство детей показали средний и низкий уровень развития исследовательских умений. Особенно дети испытывали затруднения в выдвижении гипотезы и формулировании выводов. В экспериментальной группе так же большинство детей показали средний и низкий уровень развития исследовательских умений.
В целях развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена целенаправленная формирующая работа, которая состояла в создании предметно-пространственной среды и организации участия детей в исследовательском конкурсе «Шаг в будущее». В рамках данной работы дети участвовали в проектной деятельности, результатом которой стала подготовка экологического проекта «Избавляем планету от загрязнения».
После осуществления проекта было проведена повторная диагностика исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап эксперимента). Организация формирующей работы привело к развитию исследовательских умений у детей экспериментальной группы. Можно сделать вывод, что участие в исследовательском конкурсе «Шаг в будущее» оказало положительное влияние на развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.



1. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательно- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. (№12.6). С. 1-6.
2. Богоявленская Д. Б. Теоретические аспекты введения исследовательской деятельности для развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2 015. (№3-4). С. 175-180.
3. Веракса Н. Е. Социальная психология дошкольника. Москва: Мозаика Синтез, 2016. 352 с.
4. Волкова П. А. Основы общей экологии. Москва: Форум, 2012. 128 с.
5. Воронина Л. В. Условия формирования исследовательских умений в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. 2015. (№9). С. 140-146.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва: АСТ, 2010. 536 с.
7. Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Москва: Прометей, 2013. 254 с.
8. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. Москва: Юрайт, 2016. 286 с.
9. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 464 с.
10. Головина О. А. Экологический диалог в образовании: вызовы нового тысячелетия. Москва: Русское слово, 2016. 360 с.
11. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2008. 326 с.
12. Дыбина О. В. Познавательно-исследовательская деятельность детей // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2016. (№1). С. 24-31.
13. Дыбина О. В. Формирование у детей 6-7 лет основ культуры познания в процессе познавательно-исследовательской деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Том 6. (№19). С. 123-126.
14. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Москва: Сфера, 2009. 288 с.
15. Зимняя И. А. Исследовательская работа как специфический вид
человеческой деятельности. Ижевск: Издательство Удмуртского
государственного университета, 2001. 103 с.
16. Ильин Е. П. Психология для педагогов. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 638 с.
17. Ильина Т.С. Педагогические условия развития у детей 6-7 лет основ культуры познания. Тольятти: ТГУ, 2016. 64 с.
18. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. Москва: Академия, 2011. 416 с.
19. Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Москва: Мозаика Синтез, 2013.
20. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Москва: Академия, 2012. 160 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ