ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. ПОНЯТИЕ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 14
1.3. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
21 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
33
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ (1-2) 67
Актуальность исследования. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом развития интеллектуальных, двигательных, речевых, коммуникативных творческих способностей детей. Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из важнейших образовательных областей, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС). Познавательное развитие является важным условием успешной жизнедеятельности человека, поэтому его необходимо осуществлять с детства. Способом познавательного развития является познавательно-исследовательская деятельность. Она появляется у детей спонтанно, но для ее эффективности необходима системная педагогическая работа с применением комплекса методов и приемов. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы «Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к конкурсу «Шаг в будущее» является актуальной.
Значимость развития исследовательских умений детей находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В стандарте развитие исследовательских умений включено в образовательную область «Познавательное развитие».
Изучение научной литературы по теме исследования позволяет нам произвести оценку степени разработанности проблемы. Проблемы реализации исследовательской деятельности в дошкольной педагогике рассматривали А.Н. Леонтьев, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, М.И. Лисина, О.В. Дыбина и ряд других авторов.
Вопросы развития исследовательской инициативы в дошкольном возрасте изучал А.Н. Поддьяков. Экспериментальные исследования в сфере изучения исследовательской активности дошкольников проводили Н.Е. Веракса, А.И. Савенков, П.Я. Гальперин и другие ученые.
В то же время, некоторые вопросы в научной литературе, на наш взгляд, исследованы недостаточно и требуют дальнейшего изучения: в частности, вопросы участия дошкольников в исследовательских конкурсах. Также недостаточно опытно-экспериментальных исследований, подтверждающих влияние участия в конкурсах на развитие исследовательских умений.
На основе этого было сформулировано противоречие между объективной потребностью в развитии исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием условий, позволяющих, развивать исследовательские умения у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема заключается в поиске условий развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к конкурсу «Шаг в будущее».
Гипотеза исследования: развитие исследовательских умений у детей дошкольного возраста будет более успешным, если:
1) создать предметно-пространственную среду в группе старшего дошкольного возраста (материалы, оборудование, исследовательский уголок);
2) организовать исследовательскую работу с детьми старшего дошкольного возраста в процессе участия в конкурсе «Шаг в будущее».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «исследовательские умения» в психолого¬
педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и реализовать условия развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Теоретико-методологическими основами исследования являются труды ученых о познавательном развитии детей (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков и др.).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ психологической и педагогической литературы), эмпирические (изучение педагогической и конкурсной документации, продуктов проектной деятельности детей), экспериментальные
(констатирующий, формирующий и контрольный этап эксперимента).
Экспериментальная база исследования: Отделение МАДОУ ГЦРР детский сад №4 «Ёлочка» ЦРР детский сад №3 «Вишенка» р.п. Голышманово Тюменской области. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.
Новизна исследования: изучены условия развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в процессе построения педагогической работы по развитию исследовательских умений посредством участия в конкурсах.
Значимость развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В стандарте развитие исследовательских умений включено в образовательную область «Познавательное развитие». Данная тема является актуальной.
Гипотезу исследования о том, что развитие исследовательских умений у детей дошкольного возраста будет более успешным, если: 1) создать предметно-пространственную среду в группе старшего дошкольного возраста (материалы, оборудование, исследовательский уголок); 2) организовать исследовательскую работу с детьми старшего дошкольного возраста в процессе участия в конкурсе «Шаг в будущее», можно считать доказанной.
Цель работы достигнута, задачи решены.
1. Рассмотрено понятие «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе. Исследовательские умения - это комплекс интеллектуальных способностей и знаний, необходимых детям дошкольного возраста для участия в исследовательской деятельности и успешного решения исследовательских задач.
2. Выявлены особенности развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте мышление детей является наглядно-действенным, этот факт необходимо учитывать для построения процесса исследовательского поиска детей.
3. Выявлены и реализованы условия развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста:
- создание в группе дошкольной образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет детям экспериментировать с доступными для них материалами;
- применение в образовательном процессе разнообразных форм обучения детей;
- применение в образовательном процессе проблемных ситуаций;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществлена опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у старших дошкольников, проанализированы результаты исследования и сделаны выводы.
Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе отделения ГЦРР детский сад №4 «Ёлочка» ЦРР детский сад №3 «Вишенка» р.п. Голышманово Тюменской области. Участвовали дети подготовительной группы (6-7 лет). Работа проводилась в три этапа: констатирующий этап эксперимента, формирующий этап эксперимента, контрольный этап эксперимента.
На констатирующем этапе в контрольной группе большинство детей показали средний и низкий уровень развития исследовательских умений. Особенно дети испытывали затруднения в выдвижении гипотезы и формулировании выводов. В экспериментальной группе так же большинство детей показали средний и низкий уровень развития исследовательских умений.
В целях развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена целенаправленная формирующая работа, которая состояла в создании предметно-пространственной среды и организации участия детей в исследовательском конкурсе «Шаг в будущее». В рамках данной работы дети участвовали в проектной деятельности, результатом которой стала подготовка экологического проекта «Избавляем планету от загрязнения».
После осуществления проекта было проведена повторная диагностика исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап эксперимента). Организация формирующей работы привело к развитию исследовательских умений у детей экспериментальной группы. Можно сделать вывод, что участие в исследовательском конкурсе «Шаг в будущее» оказало положительное влияние на развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
1. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательно- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. (№12.6). С. 1-6.
2. Богоявленская Д. Б. Теоретические аспекты введения исследовательской деятельности для развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2 015. (№3-4). С. 175-180.
3. Веракса Н. Е. Социальная психология дошкольника. Москва: Мозаика Синтез, 2016. 352 с.
4. Волкова П. А. Основы общей экологии. Москва: Форум, 2012. 128 с.
5. Воронина Л. В. Условия формирования исследовательских умений в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. 2015. (№9). С. 140-146.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва: АСТ, 2010. 536 с.
7. Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Москва: Прометей, 2013. 254 с.
8. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. Москва: Юрайт, 2016. 286 с.
9. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 464 с.
10. Головина О. А. Экологический диалог в образовании: вызовы нового тысячелетия. Москва: Русское слово, 2016. 360 с.
11. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2008. 326 с.
12. Дыбина О. В. Познавательно-исследовательская деятельность детей // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2016. (№1). С. 24-31.
13. Дыбина О. В. Формирование у детей 6-7 лет основ культуры познания в процессе познавательно-исследовательской деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Том 6. (№19). С. 123-126.
14. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Москва: Сфера, 2009. 288 с.
15. Зимняя И. А. Исследовательская работа как специфический вид
человеческой деятельности. Ижевск: Издательство Удмуртского
государственного университета, 2001. 103 с.
16. Ильин Е. П. Психология для педагогов. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 638 с.
17. Ильина Т.С. Педагогические условия развития у детей 6-7 лет основ культуры познания. Тольятти: ТГУ, 2016. 64 с.
18. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. Москва: Академия, 2011. 416 с.
19. Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Москва: Мозаика Синтез, 2013.
20. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Москва: Академия, 2012. 160 с.
...