ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, БУМАЖНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ДЕТЕЙ 9
1.1 Детская литература как средство формирования личности ребенка 9
1.2 История бумажного моделирования 17
1.3 Особенности психофизиологического развития детей младшего
школьного возраста 20
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КНИГИ ПО БУМАЖНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ «БУМАЖНЫЙ ЗООПАРК» 26
2.1 Концептуальные идеи и этапы изготовления книги 26
2.2 История создания бумаги и ее роль в книжном искусстве 32
2.3 Характерные особенности шрифта в детской книге 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одной из основополагающих задач образования является создание условий для творческого воспитания личности с активной жизненной позицией. Цель современного образования - формирование всесторонне развитой личности с максимальным учетом индивидуальных возможностей, способностей обучающегося, раскрытие его творческого потенциала. Вся система образования призвана обеспечить воспитание творчески развитых людей. Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Предпосылками творческой деятельности ребенка являются: потребность в творчестве, гибкость и критичность мышления, интуиция, способность к аналогии, образному воображению, обобщению. Так, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук В.А. Сухомлинский отмечал, что «первоочередная задача образования состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда» [5, с.102].
При более общем подходе творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только этико-эстетический, но и практический смысл.
Актуальность исследования. Развитие художественно-творческих умений и навыков - важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность при принятии решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Одной из актуальных проблем в современной образовательной практике становится поиск новых и эффективных систем приобщения обучающихся к творческой деятельности. В развитии творческих способностей очень помогают различные творческие задания. Творческие задания дети выполняют с огромным удовольствием. Они раскрепощают ребёнка, повышают интерес к предмету, создают ситуацию успеха, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка, познавательную активность, творческую самостоятельность. В этих условиях представляется значимой разработка технологии развития художественно-творческого потенциала детей средствами бумажного моделирования.
Моделирование из бумаги - одно из самых распространенных и увлекательных занятий, не требующее ни особых навыков, ни сложных инструментов; все, что потребуется для изготовления моделей, - ножницы и клей. Работа с бумажными моделями очень хорошо развивает моторику рук, способствует развитию пространственного мышления, поэтому наиболее эффективным проведение занятий такого рода представляется у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но, к сожалению, бумажное моделирование не представлено в нашей системе образования. На первый взгляд сборка бумажной модели может показаться довольно сложной задачей. Конечно, это требует определенного терпения и времени. Но, приложив определенные усилия, достаточно быстро можно получить видимый результат.
Кроме того, занятия бумажным моделированием развивают аналитическое и конструктивное мышление, пространственное воображение, усидчивость и трудолюбие, образное видение, воспитывают активную творческую позицию в коллективе, поэтому проблема развития художественно-творческого потенциала детей с помощью бумажного моделирования (как одного из видов творчества) является актуальной.
Тема исследования: бумажное моделирование как средство развития художественно-творческого потенциала старших дошкольников и младших школьников.
Степень изученности проблемы. Проблема творческого воспитания личности в целом и проблема развития творческого потенциала детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в частности неразрывно связаны со сферой детской психологии. Значительный вклад в изучение психологии дошкольников внесли российские исследователи Л.С. Колмагорова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. В своих трудах они характеризуют то, что стоит в центре развития на каждом году жизни детей - новообразования каждого возрастного этапа. «Психологические новообразования - психические и социальные изменения, возникающие на конкретной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период» [4, с. 13]. Отечественные исследователи В. А. Крутецкий, В. А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, а также швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже занимались изучением психологии младших школьников, ведущей деятельности, психологических новообразований, возникающих у детей при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному.
К проблеме изучения психологии детского творчества обращалась доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Е. И. Николаева. В своем учебном пособии «Психология детского творчества» она рассматривает понятие творчества, психофизиологические особенности детского дошкольного возраста, факторы, влияющие на проявление творчества у детей. Особое внимание в данном пособии уделено совместному творчеству ребенка и взрослого, ведущему к формированию целостной личности ребенка и совершенствованию ее у взрослого.
В область интереса исследователя также попали книги по бумажному моделированию, поскольку именно бумажное моделирование является центром исследования. Так, книга писательницы Веры Броди «Зверюшки из бумаги» представляет собой инструкцию по склеиванию зверей из ленточек бумаги путем складывания и склеивания. В книге В. И. Коваленко «Художественное конструирование из бумаги» рассматриваются приемы конструирования разнообразных поделок из бумаги способом складывания и вырезания. В книге Л. А. Парамоновой «Детское творческое конструирование» дается примерный план работы с детьми дошкольного возраста от 2 до 7 лет по конструированию из различных материалов, в том числе и из бумаги. Формулируются основные теоретические принципы конструирования, даны примерные конспекты занятий.
Большой вклад в изучение конструирования из бумаги внес Б.Г. Гагарин. В своем справочнике «Конструирование из бумаги» он рассматривает основные практические вопросы: выбор бумаги, клея, необходимые инструменты, рассказывает о приемах работы с бумагой. Также в книге предложены идеи выкроек поделок из бумаги. Кроме того, проанализировано учебное пособие авторов Н.В. Калмыковой, И.А. Максимовой «Макетирование из картона и бумаги». Это пособие дает возможность овладеть техническими приемами макетирования, учит моделировать различные геометрические тела и композиции из них.
Объект исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования: моделирование из бумаги как средство развития художественно-творческого потенциала старших дошкольников и младших школьников.
Цель исследования: исследовать значение и роль бумажного моделирования как средства развития художественно-творческого потенциала детей, разработать и апробировать макет книги по бумажному моделированию.
Задачи исследования:
- изучить историю детской литературы;
- изучить историю бумажного моделирования;
- рассмотреть психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- проанализировать существующие книги и журналы по моделированию из бумаги;
- разработать макет книги по бумажному моделированию «Бумажный зоопарк» и схемы к ней.
Гипотеза исследования: цель работы будет достигнута, если осуществить разработку макета книги по бумажному моделированию с дальнейшим ее внедрением в деятельность образовательных учреждений, то это позволит развить художественно-творческий потенциал старших дошкольников и младших школьников.
Методы исследования: В рамках настоящей работы были реализованы системный и сравнительный методы, позволяющие выявить сущность анализируемого явления, определить его характерные признаки и составляющие, формально-логический метод, а также методы интерпретации (толкования) и синтеза. Кроме того, в работе применялись такие методы, как анализ литературы по теме исследования, сравнение уже существующих книг и журналов по моделированию, изучение трудов крупных ученых по психологии, таких как А. Н. Леонтьев, В. А. Сухомлинский, С. Г. Якобсон, Д. Б. Эльконин и других.
Источниковая база: в качестве источников использовались фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных ученых, периодическая литература по исследуемой проблеме, данные интернет- ресурсов.
Нормативно-правовая база: ГОСТ 3489.1-71, СанПиН 2.4.7.960-00.
Теоретическая и практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы на дополнительных образовательных занятиях в детском саду, школе, а также для самостоятельного изучения и изготовления моделей дома.
Апробация результатов исследования: теоретические и практические аспекты, проведенного исследования, были представлены в МАДОУ «Детский сад № 261 «Истоки».
Объем и структура исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что моделирование из бумаги помогает развивать художественно-творческий потенциал старших дошкольников и младших школьников. Моделируя из бумаги и создавая форму за счет ее объемного сложения, ребенок познает свойства и структуру разных форм. В процессе работы простые конструктивные формы и модели усложняются в соответствии с развитием интеллекта обучающегося. Это освобождает детей от страха перед трудностями, активизирует мыслительный процесс, помогает развивать художественный вкус, логику, способствует формированию пространственного воображения. Кроме того, моделирование из бумаги развивает у детей мелкую моторику, учит аккуратности, пониманию схем.
В результате проделанной работы были реализованы все поставленные задачи, а именно:
- изучена история детской литературы, ее цели, задачи, виды;
- исследована история бумажного моделирования и проанализированы книги и журналы по бумажному моделированию;
- изучена психофизиология старших дошкольников и младших школьников;
- прослежена история создания и развития бумаги;
- изучены правила применения шрифтов;
- выявлены основные этапы создания детской книги.
Таким образом, мы определили, что детская книга во всем многообразии ее видов имеет большое значение для развития ребенка. При этом лицам, принимающим участие в создании детской книги (издателям, писателям, дизайнерам и другим), необходимо учитывать множество аспектов и в то же время подходить к процессу творчески и с душой. Особое внимание при создании макета книги должно уделяться возрастным особенностям детей, в частности, исходя из этих особенностей важным моментом представляется выбор шрифтов. В большинстве случаев в рамках одного проекта следует использовать один, в крайнем случае, два шрифта, а также ограниченную цветовую палитру. И если уж совсем не обойтись без графических эффектов, то нужно стараться свести их использование к минимуму. Минимальное количество шрифтов способствует соблюдению принципа единства в дизайне. Необходимо помнить, что основной параметр выбора шрифта в любом издании - его удобочитаемость. Особенно важно для детской литературы использование крупных шрифтов с четким начертанием, чтобы ребенок не уставал при чтении.
Работа над созданием макета книги и схем к ней включала 5 основных этапов. Переход к каждому следующему этапу осуществлялся после полного освоения и реализации предыдущего. Важную роль в процессе разработки книги сыграла апробация: она позволила выявить все плюсы и минусы работы, после чего недочеты были исправлены.
На практике результаты нашего исследования могут быть применены в дошкольных образовательных учреждениях и школах как вариант дополнительных занятий, а также могут быть использованы для самостоятельных либо совместных с родителями занятий детей дома.
1. Веракса Н. Е. От рождения до школы [Текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.
2. Колмагорова Л. С. Педагогу о психическом здоровье дошкольника [Текст]: метод. пособие / под ред. Л. С. Колмагоровой. - Барнаул: 2008. - 119 с.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 60 000 слов и фразеологических выражений [Текст]/ С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - М.: ООО «Оникс», 2007. - 976 с.
4. Реан А. А. Психология детства [Текст]/ А. А. Реан. - СПб.: «прайм- ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование [Текст]/ Л. А. Парамонова. - М.: Карапуз, 1999. - 240 с.
6. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. [Текст]/ В. А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1980. - 683 с.
7. Фельдштейн Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов / под ред. Д. И. Фидельштейна. - М.: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2006. - 400 с.
8. Чернихов Я. Г. Построение шрифтов [Текст]/ Я. Г. Чернихов, Н. А. Соболев. - М.: Архитектура-С, 2007. - 116 с.
9. Что такое. Кто такой: в 3 т. Т. 1. - 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] - М.: Педагогика, 1990. - 384 с.
10. Якобсон, С. Г. Дошкольник, какой он? [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. - М.: Воспитание дошкольника, 2002. - 80 с.
Дополнительная литература:
11. Броди В. Зверюшки из бумаги [Текст]/ В. Броди. - М.: Мой мир, 2008. - 64 с.
12. Выгосткий Л. С. Общая психология [Текст]/ Л. С. Выготский. - СПб.: Питер, 2010. - 874 с.
13. Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги [Текст]: справочник / Б. Г. Гагарин. - Ташкент.: ЦК Компартии Узбекистана, 1988. - 34 с.
14. Докучаева Н.Н. Школа волшебства [Текст]/ Н.Н. Докучаева. - СПб.: 1997. - 155 с.
15.Зубков Б. В. Книжка про книжку [Текст]/ Б. В. Зубков. - М.: Малыш, 1984. - 24 с.
16. Калмыкова Н. В. Макетирование из картона и бумаги [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. - М.: книжный дом «Университет», 2000. - 80 с.
17. Коваленко В. И. Художественное конструирование из бумаги [Текст]/ В. И. Коваленко. - Минск.: Беларусь, 2011. - 376 с.
18. Кудрявцев А. И. Шрифт [Текст]: учебно-метод. пособие / А. И. Кудрявцев. - М.: Университет Натальи Нестеровой, 2003. - 248 с.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]/ А. Н. Леонтьев. - СПб.: Питер, 2014. - 745 с.
20. Марцинковская Т. Д. Психология развития [Текст]/ Т. Д. Марцинковская. М.: Инфра-М, 2014. - 652 с.
21. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст]/ В. С. Мухина. М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. - 402 с.
22. Немов Р. С. Психология [Текст]: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн./ Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 608 с. - 2 кн.
23. Николаева Е. И. Психология детского творчества [Текст]/ Е. И. Николаева. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
24. Обухова Л. В. Возрастная психология [Текст]: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2011. - 460 с.
25. Погодина С. В. Теории и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
26. Успенский Л. В. Почему не иначе?: этимологический словарь школьника [Текст]/ Л. В. Успенский. - М.: Детская литература, 1967. - 306 с.
27. Ушинский К. Д. Вопросы воспитания и обучения в начальной школе [Текст]/ К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - 652 с.
28. Хелман Б. Сказка и быль. История русской детской литературы [Текст]/ Б. Хелман; пер. с английского О. Бухиной. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. — 560 с.
29. Хрипкова А. Г. Мир детства: младший школьник [Текст]/ под ред. В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1981. - 400 с.
Интернет-ресурсы
30. ГОСТ 3489.1-71 Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость. - Введ. 01.01.72. [Электронный ресурс]. - http://docs.cntd.ru/document/1200013344
31. СанПиН 2.4.7.960-00 Гигиена детей и подростков. Гигиенические
требования к изданиям книжным и журнальным для детей и
подростков. - Введ. 02.02.01. [Электронный ресурс]. -
http://docs.cntd.ru/document/1200007047
32. Бесплатные бумажные модели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://paper-models.ru/
33. Воскбойников, В. Детская литература вчера и сегодня. А завтра? Журнальный зал. Вопросы литературы 2012, 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://magazines.russ.ru/voplit/2012/5/v7.html
34. Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.list7i.ru/?id=388&mod=boards
35. Все о животных. Интересные факты из жизни животных [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://theanimalw.com/
36. Основы моделирования из бумаги [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://modelmen.ru/p1031/osnovy-modelirovaniya-iz-bumagi
37. Стихи про животных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://deti-online.com/stihi/stihi-pro-zhivotnyh/
38. Сто фактов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://стофактов.рф/