Роль настольной игры в образовании детей младшего школьного возраста на примере игры «Путешествие по Алтайскому краю»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие и сущность игры, исторический аспект возникновения
игры 7
1.2. Классификация игр 13
1.3. Воспитательный и развивающий потенциал дидактической игры
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ» 27
2.1. Анализ аналогов 27
2.2. Описание разработки дизайн-концепции настольной игры «Путешествие
по Алтайскому краю» 28
2.3. Апробация игры «Путешествие по Алтайскому краю» в учебном
процессе начальной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА 42
Список иллюстраций 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие и сущность игры, исторический аспект возникновения
игры 7
1.2. Классификация игр 13
1.3. Воспитательный и развивающий потенциал дидактической игры
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ» 27
2.1. Анализ аналогов 27
2.2. Описание разработки дизайн-концепции настольной игры «Путешествие
по Алтайскому краю» 28
2.3. Апробация игры «Путешествие по Алтайскому краю» в учебном
процессе начальной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА 42
Список иллюстраций 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Игра - это один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Тема дидактической игры в педагогическом процессе очень актуальна, так как благодаря играм ребенок учится доверять самому себе, распознавать, приобретает новые знания, общается со своими сверстниками. Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания Одним из видов дидактических игр является настольная игра. Сейчас, когда информационные технологии не стоят на месте, значимость настольных игр понижается. Дети предпочитают компьютерные игры, привлечь их внимание к печатным играм очень сложно. В начальных школах преподаватели выбирают вербальную форму обучения, при которых детям тяжело даётся изучить новый материал. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Настольные игры удобны в применении, возможно использовать как в урочной и неурочной деятельности учителя. Существуют разнообразные настольные игры, в том числе и игры путешествия. Проанализировав аналоги игр - путешествий, пришли к выводу, что игры «Путешествие по Алтайскому краю» не существует. Цели создания игры: расширить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к историческим ценностям края, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края с помощью визуального путешествия по туристическим местам.
Проблемами игровой деятельности занимались многие исследователи: А.П.Усова, Д.Б. Эльконин, Г. Спенсер, К.Гросс, О.С. Газман, Р. Холл, К. Бюллер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф. Шиллер. Своеобразные взгляды на игру развивают Ж. Пиаже. В конце 19 века немецкий психолог К.Гросс первым предпринял попытку систематического изучения игры, называя игры изначальной школой поведения. Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. В теории К.Бюлера внимание обращается на то, что в игре важен не практический результат, а сам процесс игровой деятельности, от которого ребенок испытывает удовольствие. В России теорию игры разрабатывали Л.С. Выготский и его последователи. Л. С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Анализ игровой деятельности был дан С.Л. Рубинштейном в его «Основах общей психологии». Свои взгляды по поводу игры, английский философ и социолог Г. Спенсер излагает в следующих положениях: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетическими деятельностями одной общей им чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают сколько-нибудь прямым образом процессам, служащим для жизни»
Объектом исследования является настольная игра.
Предметом исследования игра в образовательном процессе детей младшего школьного возраста.
Цель: Разработка и создание настольной игры «Путешествие по Алтайскому краю»
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность игры, исторический аспект возникновения игры.
2. Изучить классификацию игр.
3. Выявить воспитательный и развивающий потенциал дидактической игры.
4. Изучить аналоги настольных игр.
5. Описать разработку дизайн-концепции настольной игры.
6. Провести апробацию игры в учебном процессе. Выявить роль настольной игры в образовании младших школьников.
Методы исследования:
1. Исторический метод, с помощью которого можно более углубленно проанализировать и сформулировать более обоснованные выводы по объекту.
2. Метод моделирование предполагает проектирование существующего объекта на определенную модель.
3. Метод анализа предполагает рассмотрение предмета с учетом его индивидуальных свойств.
Теоретические и практические результаты исследования были частично апробированы в Средней Общеобразовательной школе №48 им. Героя Советского Союза Козина Нестора Дмитриевича.
Объём и структура исследования. Данная работа включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, список иллюстраций, приложения. Общий объём - 73 страниц.
Теоретическая значимость состоит в использование материала настольный игры в качестве учебного материала на занятиях младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данную игру можно использовать в образовательном процессе младших школьников
Проблемами игровой деятельности занимались многие исследователи: А.П.Усова, Д.Б. Эльконин, Г. Спенсер, К.Гросс, О.С. Газман, Р. Холл, К. Бюллер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф. Шиллер. Своеобразные взгляды на игру развивают Ж. Пиаже. В конце 19 века немецкий психолог К.Гросс первым предпринял попытку систематического изучения игры, называя игры изначальной школой поведения. Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. В теории К.Бюлера внимание обращается на то, что в игре важен не практический результат, а сам процесс игровой деятельности, от которого ребенок испытывает удовольствие. В России теорию игры разрабатывали Л.С. Выготский и его последователи. Л. С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Анализ игровой деятельности был дан С.Л. Рубинштейном в его «Основах общей психологии». Свои взгляды по поводу игры, английский философ и социолог Г. Спенсер излагает в следующих положениях: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетическими деятельностями одной общей им чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают сколько-нибудь прямым образом процессам, служащим для жизни»
Объектом исследования является настольная игра.
Предметом исследования игра в образовательном процессе детей младшего школьного возраста.
Цель: Разработка и создание настольной игры «Путешествие по Алтайскому краю»
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность игры, исторический аспект возникновения игры.
2. Изучить классификацию игр.
3. Выявить воспитательный и развивающий потенциал дидактической игры.
4. Изучить аналоги настольных игр.
5. Описать разработку дизайн-концепции настольной игры.
6. Провести апробацию игры в учебном процессе. Выявить роль настольной игры в образовании младших школьников.
Методы исследования:
1. Исторический метод, с помощью которого можно более углубленно проанализировать и сформулировать более обоснованные выводы по объекту.
2. Метод моделирование предполагает проектирование существующего объекта на определенную модель.
3. Метод анализа предполагает рассмотрение предмета с учетом его индивидуальных свойств.
Теоретические и практические результаты исследования были частично апробированы в Средней Общеобразовательной школе №48 им. Героя Советского Союза Козина Нестора Дмитриевича.
Объём и структура исследования. Данная работа включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, список иллюстраций, приложения. Общий объём - 73 страниц.
Теоретическая значимость состоит в использование материала настольный игры в качестве учебного материала на занятиях младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данную игру можно использовать в образовательном процессе младших школьников
В результате проведённого исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрели понятие и сущность игры, исторический аспект возникновения игры. На протяжении истории развития психологической мысли к проблеме игры обращались многие исследователи. В основу своих теорий они ставили различное понимание происхождения и содержания игры в развитии детей Игра рассматривалась как спонтанное проявление наивности ребёнка (Ж.Ж. Руссо), как эстетический импульс (Ф.Шиллер, Й. Хейзинка), как функциональное удовольствие (Бюллер) и как изначальное влечение (З. Фрейд, А. Адлер) Конечно, различные теории игры не равноценны и различаются не только теоретическими основаниями, но и степенью проработки проблемы. Биологическое происхождение игры стремились обосновать многие исследователи, выделяя разные инстинкты и глубинные влечения как основание возникновения игры. На социальное значение игры указывали Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Понимание игры как явления культуры, развития общества в целом характерно для теории игры Й. Хейзинги.
2. Изучили виды классификаций игр. Выяснили, что одну из первых классификаций детских игр предложил П.Ф. Леегафт. Классификацию игр изучали такие учёные как, К. Гросс, Г.К. Селевко, П.И. Пидакасистый, О.С. Газман, С.А. Шмаков, А.П. Усова. Игры классифицируются по содержанию, по времени проведения, по месту проведения, по степени регулирования, управления, по составу и количеству участников. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя и являются наиболее часто применяемыми играми в процессе обучения. В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр: игры-путешествия; игры- предположения; игры-поручения; игры-загадки; игры-беседы.
3. Выявили воспитательный и развивающий потенциал дидактической игры. Выяснили, что дидактическая игра является хорошим средством обучения и средством воспитательной работы. Она формирует мышление, речь, влияет на психическое развитие ребёнка.
4. Проанализировали аналоги советских игр и современные игры, пришли к выводу, что в настоящее время в настольных играх мало что изменилось. Внешний вид, правила и прочие нюансы, конечно, подстраивались под современность, но сама суть оставалась прежней. Современные печатные игры выполнены в яркой цветовой гамме, имеют одинаковый состав игры.
5. Разработали и описали дизайн-концепцию настольной игры «Путешествие по Алтайскому краю». Идея для создания игры возникла при анализе настольных игр, т.к. игры об алтайском крае нет. При разработке игры, учитывались образы и идеи аналогичных игр, которые помогли создать оригинальный образ обложки и образ игрового поля. Учитывая специфику аудитории, а именно дети младшего школьного возраста, сделали акцент на простоте и емкости образа игры, избегая лишней изысканности. В игру входит: обложка - 1 шт., описание игры - 1 шт., карточки с фотографиями и описанием туристических мест Алтайского края 16 шт., фишки - 4 шт. и игральная кость - 1 шт., игровое поле в виде карты Алтайского края - 1 шт. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей и некоторые из них несут обучающий характер, как и данная игра об путешествии. Поэтому стилистика для этой игры требует соответственного подхода. Стиль выглядит простым и строгим, но в тоже время эффектным и запоминающимся. Использовали цветовую палитру: тёмно-синий (R:29 G:83 В:130), голубой (R:170 G:208 В:240) и белый (R:254 G:254 В:254). Этот контраст создаёт особый эффект. С одной стороны, тёмно-синий выглядит строго и по- деловому, а, с другой стороны, голубой цвет вносит яркость и особое внимание к игре. Также на контрасте данных цветов, в разработке игрового поля и игровых фишек использовали яркие цвета для привлечения внимания потребителей. В игре использовали два основных шрифта: Impakt и Arial. Они являются как четкими, так и читабельными, стильными и в тоже время достаточно простыми для детей младшего возраста. При разработке игры были использованы следующие программы: Corel DRAW - это известная программа для работы с различными типами графики. Adobe Photoshop - это профессиональный графический редактор, который при этом достаточно прост в освоении и использовании. Для печати текста: Microsoft Office Word 2016, который является текстовым редактором, т.е. программным средством, предназначенным для создания, форматирования, редактирования простых и комплексных текстовых документов. В результате разработки дизайн- концепции настольной игры «Путешествие по Алтайскому краю» воплотили идею, соблюдая принципы визуального восприятия. Карты с фотографиями и описанием туристических мест, которые указаны на игровом поле, несут обучающий характер. Данную игру можно использовать в обучении младших школьников.
6. Провели частичное апробирование игры в Средней Общеобразовательной школе №48 им. Героя Советского Союза Козина Нестора Дмитриевича. Выявили плюсы и минусы игры. Внесли корректировки в разработке настольной игры. Изменили описание игры, были уменьшены в размере игральные фишки и игральная кость.
В итоге цель исследования была достигнута. Разработали дидактическую настольную-игры «Путешествие по Алтайскому краю». В ходе проведения апробации, обнаружили, что ученикам не приходилось играть в подобные игры на занятиях, дети не знают свою малую Родину - это подтверждает значимость настольной игры в образовании младших школьников.
1. Рассмотрели понятие и сущность игры, исторический аспект возникновения игры. На протяжении истории развития психологической мысли к проблеме игры обращались многие исследователи. В основу своих теорий они ставили различное понимание происхождения и содержания игры в развитии детей Игра рассматривалась как спонтанное проявление наивности ребёнка (Ж.Ж. Руссо), как эстетический импульс (Ф.Шиллер, Й. Хейзинка), как функциональное удовольствие (Бюллер) и как изначальное влечение (З. Фрейд, А. Адлер) Конечно, различные теории игры не равноценны и различаются не только теоретическими основаниями, но и степенью проработки проблемы. Биологическое происхождение игры стремились обосновать многие исследователи, выделяя разные инстинкты и глубинные влечения как основание возникновения игры. На социальное значение игры указывали Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Понимание игры как явления культуры, развития общества в целом характерно для теории игры Й. Хейзинги.
2. Изучили виды классификаций игр. Выяснили, что одну из первых классификаций детских игр предложил П.Ф. Леегафт. Классификацию игр изучали такие учёные как, К. Гросс, Г.К. Селевко, П.И. Пидакасистый, О.С. Газман, С.А. Шмаков, А.П. Усова. Игры классифицируются по содержанию, по времени проведения, по месту проведения, по степени регулирования, управления, по составу и количеству участников. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя и являются наиболее часто применяемыми играми в процессе обучения. В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр: игры-путешествия; игры- предположения; игры-поручения; игры-загадки; игры-беседы.
3. Выявили воспитательный и развивающий потенциал дидактической игры. Выяснили, что дидактическая игра является хорошим средством обучения и средством воспитательной работы. Она формирует мышление, речь, влияет на психическое развитие ребёнка.
4. Проанализировали аналоги советских игр и современные игры, пришли к выводу, что в настоящее время в настольных играх мало что изменилось. Внешний вид, правила и прочие нюансы, конечно, подстраивались под современность, но сама суть оставалась прежней. Современные печатные игры выполнены в яркой цветовой гамме, имеют одинаковый состав игры.
5. Разработали и описали дизайн-концепцию настольной игры «Путешествие по Алтайскому краю». Идея для создания игры возникла при анализе настольных игр, т.к. игры об алтайском крае нет. При разработке игры, учитывались образы и идеи аналогичных игр, которые помогли создать оригинальный образ обложки и образ игрового поля. Учитывая специфику аудитории, а именно дети младшего школьного возраста, сделали акцент на простоте и емкости образа игры, избегая лишней изысканности. В игру входит: обложка - 1 шт., описание игры - 1 шт., карточки с фотографиями и описанием туристических мест Алтайского края 16 шт., фишки - 4 шт. и игральная кость - 1 шт., игровое поле в виде карты Алтайского края - 1 шт. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей и некоторые из них несут обучающий характер, как и данная игра об путешествии. Поэтому стилистика для этой игры требует соответственного подхода. Стиль выглядит простым и строгим, но в тоже время эффектным и запоминающимся. Использовали цветовую палитру: тёмно-синий (R:29 G:83 В:130), голубой (R:170 G:208 В:240) и белый (R:254 G:254 В:254). Этот контраст создаёт особый эффект. С одной стороны, тёмно-синий выглядит строго и по- деловому, а, с другой стороны, голубой цвет вносит яркость и особое внимание к игре. Также на контрасте данных цветов, в разработке игрового поля и игровых фишек использовали яркие цвета для привлечения внимания потребителей. В игре использовали два основных шрифта: Impakt и Arial. Они являются как четкими, так и читабельными, стильными и в тоже время достаточно простыми для детей младшего возраста. При разработке игры были использованы следующие программы: Corel DRAW - это известная программа для работы с различными типами графики. Adobe Photoshop - это профессиональный графический редактор, который при этом достаточно прост в освоении и использовании. Для печати текста: Microsoft Office Word 2016, который является текстовым редактором, т.е. программным средством, предназначенным для создания, форматирования, редактирования простых и комплексных текстовых документов. В результате разработки дизайн- концепции настольной игры «Путешествие по Алтайскому краю» воплотили идею, соблюдая принципы визуального восприятия. Карты с фотографиями и описанием туристических мест, которые указаны на игровом поле, несут обучающий характер. Данную игру можно использовать в обучении младших школьников.
6. Провели частичное апробирование игры в Средней Общеобразовательной школе №48 им. Героя Советского Союза Козина Нестора Дмитриевича. Выявили плюсы и минусы игры. Внесли корректировки в разработке настольной игры. Изменили описание игры, были уменьшены в размере игральные фишки и игральная кость.
В итоге цель исследования была достигнута. Разработали дидактическую настольную-игры «Путешествие по Алтайскому краю». В ходе проведения апробации, обнаружили, что ученикам не приходилось играть в подобные игры на занятиях, дети не знают свою малую Родину - это подтверждает значимость настольной игры в образовании младших школьников.
Подобные работы
- Образ человека в житиях сибирских святых
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



