Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЗДАНИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА ИЛЛЮСТРИРОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №92779

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства 7
1.1 Становление и развитие детской иллюстрации в России 7
1.2 Развитие ребенка в процессе взаимодействия с книжной иллюстрацией.
(Эстетическое восприятие иллюстрации.) 13
1.3 Структура и элементы книги 21
Глава 2. Иллюстрация детской книги как источник эстетического и умственного развития ребенка 28
2.1. История книжки-игрушки и ее конструктивные особенности 28
2.2. Анализ аналогов детской книжки-игрушки 31
2.3. Концепция создания дизайн проекта книжки-игрушки 35
Заключение 43
Список источников и литературы 45
Иллюстрации 50
Приложение

Актуальность исследования. Тема разработки дизайна развивающей книги для детей дошкольного возраста в настоящее время является весьма актуальной. В современном обществе приобщение детей к чтению художественной литературы является важной задачей, так как книга играет огромную роль в развитии личности ребенка. Детская литература питает ум и воображение ребенка, являясь мощным средством духовного развития личности. Изучая такие книги, ребенок развивает моторику рук, эстетический вкус, креативность.
Давно доказано, что иллюстрация для детей важна также, как сам текст книги, а для младшего возраста даже важней текста. Иллюстрация в детской книги - это своеобразный визуальный путь познания, который входит в систему универсалий культуры, обеспечивающий опыт постижения мира ребенком. Задача художника-иллюстратора состоит в динамическом расширении знаний получаемых посредством книги.
Степень изученности проблемы
Общие труды, в которых рассматривается история данного вопроса и в частности, история создания детской иллюстрации это труды Е.В. Полевиной, Э.З. Ганкиной, Н.С. Бейнарис и др.
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста раскрыты в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, В.А. Левина, Л.И. Божович.
В книге Ганкиной Э.З. «Русские художники детской книги», непосредственно рассказывается об истории детской книжной иллюстрации, пути ее становления. Большую часть внимания автор уделяет творчеству художников-иллюстраторов. Описывает стиль и особенности творческого подхода каждого из них.
Полевина Е.В. в научной работе «Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек», анализирует влияние иллюстрации на формирование связей визуального и вербального в мышлении ребёнка. Детское чтение и детская книга рассматривается преимущественно с позиций значимости для формирования личности ребёнка текстового содержания книги, а также влияния иллюстративного ряда на детское восприятие, его эстетическое и нравственное воспитание.
Бейнарис Н.С. «Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги», автор уделяет внимание ключевым этапам в развитии отечественной школы детской учебной иллюстрации, рассматривает иллюстрацию как основную составляющую детской учебной книги, определяет ее функции и значимость, а также на основе изученного материала, формулирует рекомендации для художников- иллюстраторов и редакторов детской учебной книги.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Автор рассматривает психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Книга снабжена специальным послесловием, в котором дается оценка трудам Л.С. Выготского в области детского творчества.
Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». В книге представлены наиболее значимые произведения выдающегося отечественного психолога Лидии Ильиничны Божович. Завершает книгу последняя работа автора - доклад, подготовленный к конференции, посвященной Л.С. Выготскому, учителю и многолетнему соратнику Л.И. Божович.
Левин В.А. «Педагогика и психология. Воспитание творчества», в которой автор книги, основываясь на анализе своего педагогического опыта и практики учителей, родителей, работников детских библиотек, рассматривает некоторые психологические закономерности детского творчества и намечает "педагогическую стратегию" руководства литературным творчеством детей.
Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет». Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей малыша. Предлагаемая система игр-занятий с детьми от рождения до трех лет направлена на последовательное развитие у них восприятия цвета, формы, величины предметов.
Объект исследования: книжная иллюстрация.
Предмет исследования: иллюстрация детской книги.
Цель исследования: создание дизайн-проекта детской развивающей книги по мотивам русских народных сказок.
Задачи:
1. Рассмотреть и изучить историю детской иллюстрации в России.
2. Изучить влияние иллюстрации на детскую психологию.
3. Изучить аналоги детской книжки-игрушки.
4. Создать эскиз детской книжки-игрушки.
5. Создать дизайн-проект детской книжки-игрушки.
6. Выполнить обложку книги в материале.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы: наблюдение, теоретический и сравнительный анализ; теоретические методы: изучение проектных концепций детской книжки-игрушки; анализ книжки-игрушки и его синтез, сбор первичной и вторичной информации.
Историческую базу исследования составили работы отечественных художников, периодическая литература по исследуемой проблеме, данные интернет. Важнейшими источниками явились современные книжки-игрушки.
Объем и структура исследования.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит их трех параграфов, заключения, списка литературы и источников, приложения.
Во введении определяется объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются основные понятия, такие как: иллюстрация, история создания детской книги, книжная иллюстрация. Влияние детской книжной иллюстрации на детей младшего возраста. Структура и элементы книги. Помимо этого, в главе проанализированы работы советских художников-иллюстраторов.
Во второй главе исследуются аналоги детской книжки-игрушки, история создания и их конструктивные особенности. Рассказывается концепция создания дизайн-проекта детской книжки-игрушки.
В заключении обобщаются результаты исследования, и делается вывод о проделанной работе.
В библиографии представлен список литературы, использованной при написании данной работы.
Так же в приложении к дипломной работе представлено практическое задание по теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод, что иллюстрация детской книги прошла огромный путь развития от древних времен до сегодняшнего времени. Искусство иллюстрации дало нам много талантливых художников-иллюстраторов. Сменились эпохи, а детская иллюстрация не стоит на места, она постоянно развивается, охватывая все больше и больше новых стилей, новых художников. Иллюстрация создает художественный, пластический образ текста. На современном этапе жизни, иллюстрация рассматривается как произведение изобразительного искусства, как один из его жанров. Важно отметить, что книжная иллюстрация является неотъемлемой частью детской книги, так как процесс чтения у ребенка связан с восприятием зрительных образов.
С самого раннего возраста дети пытаются передать свои яркие впечатления, наблюдения, переживания в рисунке. При этом очень часто содержательная сторона образов формируется на основе воспринятых иллюстраций из детских книг. Книжная графика, по сути своей, является не только одним из первых видов изобразительного искусства, но и наиболее доступным, понятным средством постижения мира ребенком. Так как с помощью иллюстрации дети узнают о многообразии окружающего мира, его свойствах, качествах, о себе как личности и составной части социума и т.д. Поэтому важно тщательнее подходить к подбору книг, иллюстрации которых могут оказывать влияние на собственное творчество дошкольников.
Современная книжная продукция создается в соответствии с требованиями нового времени, что привело к созданию медийной (коммуникабельность в виртуальных общениях) книги. Развитие технологий также коснулось производства детских книг. Синтез полиграфических технологий и включения игры влияют на формообразование книги для ребенка. Одна из современных тенденций в индустрии производства детских книг - внедрение тактильных средств в детскую книжку-игрушку. Применение в тактильной книге конструктивных решений в виде липучек, пуговиц молнии, шнурков, кнопок, крючков помогает детям развивать моторику рук. А разная фактурная поверхность материалов (бумага гладкая и бархатная, ткань и тесьма, картон и пленка, дерматин и мех) дает богатый тактильный опыт. Благодаря ощущениям ребенок изучает фактуру книги, особенности окружающего разнообразия мира.
Начиная с древних рукописных книг и заканчивая современными подарочными изданиями, в которых отражены все достижения книгопечатания, структура и основные элементы книги - блока из последовательно соединенных между собой тетрадей, покрытого переплетной крышкой, остались неизменными.
Детские книги, стали все чаще поддаваться большим изменениям. Пример тому может послужить, анализ моей работы по современным книжкам-игрушкам. Сама форма книги осталась прежней, но ее наполняемость и структура очень поменялась.
Разработка дизайн-проекта детской книжки-игрушки - это то, что отражено в дипломной работе. В хоте проектирования было выполнено несколько эскизов разворотов книги, обложки. Один вариант утвержденной работы выполнен в материале.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы: наблюдение, теоретический и сравнительный анализ; теоретические методы: изучение проектных концепций детской книжки-игрушки; анализ книжки- игрушки и его синтез, сбор первичной и вторичной информации.



1. Азина, Елена Геннадиевна (учитель-логопед). Использование русской народной сказки в развитии связной речи младших школьников с ЗПР [Текст] / Е. Г. Азина/ Е. Г. Азина. - (Педагогическая наука и практика) //Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 7. - С. С. ЗВ- 92
2. Аксенова, Галина Владимировна. Русская книжная культура на рубеже XIX-XX веков: монография/ Г. В. Аксенова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Моск. пед. гос. ун-т". - М.: МПГУ: Прометей, 2011.
- 199 с.. - Библиогр.: с. 182-199 (307 назв.).
3. Антонова, С. Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания Текст. / С. Г. Антонова // Книга : Исследования и материалы. Сб. 79. -М. : Терра, 2001. - С. 94-107.
4. Арнхейм, Рудольф. Искусство и визуальное восприятие: монография/ Р. Арнхейм ; сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина ; общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.: ил.
5. Бейнарис. Н.С. Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги / Н. С. Бейнарис // Текст. Книга. Книгоиздание [Текст] = Text. Book. Publishing : научно-практический журнал / Томский гос. ун-т. - Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2014. - № 1(5). - С. 115-125. - [11] с.
6. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
7. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учеб.пособие для вузов. - М.:Техносфера, 2005г. - 416с.,16 с.цв. вклейки,ил.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк : Кн. для учителя/ Л.С. Выготский; [Послесл. В.В. Давыдова]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.: ил.
10. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. М.: Советский художник, 1963. - 290с.
11. Глоцер В. Художники детской книги о себе и своем искусстве: сб. ст. / отв. ред.В. Глоцер. М.: Книга, 1987. - 305 с.
12. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения.
13. Гусаковская А.А. Эстетический вкус как средство формирования всесторонне и гармонически развитой личности: Автореф. .дис. канд.филос. наук / Белорус, гос. ун -т. - Минск, 1982. -16 с.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т./ В.И. Даль. Т.1: А-З : словарь, М.: "Русский язык", 1978.
15. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. - 1972. - № 3. - С. 56-63.
16. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. "... Т. Н. Доронова. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.: ил.
17. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р .И. Жуковская. -М. : «Педагогика», 1975. 112 с.
18. Журнал «Формат» №7 (48) - 2009. - С. 17-20.
19. Конешевич В.М Обложка детской книги//Конашевич В.М. О себе и своем деле: Статьи. Письма. С приложением воспоминаний о художнике. М.:Дет.лит.,1968 г.
20. Коржев Г.М. Художник и книга для детей // Детская литература: сб. статей. М., 1974.
21. КудрявцеваЛ.С. Иллюстраторыдетской книги: Пособие для студентов средних ивысших учебных заведений, - М.: Изд.центр «Академия», 1998. - 208с.
22. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. Издательство: Детство- Пресс, 2004 г - 190с.
23. Левин В.А. «Педагогика и психология. Воспитание творчества» М.: Знание, 1977. - 64 с.
24. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребёнка / А. Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. М., 1959.
25. Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребёнка / А. А. Люблинская. -М. : Просвещение, 1972.
26. Молок Ю.О. О художнике детской книги // Пушкин А.С. Сказки. - М: - Детская литература. 1983г. - 307с.
27. Ожегов С.И. Словарь русского языка : Ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1984. - 797 с
28. Парамонова, Л.А. Творческое художественное конструирование / Л.А. Парамонова // Дошкольное воспитание, 2004. № 10.
29. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб. : Питер, 2006. - 240 с. : ил.
30. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет» Л: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003, - 120 с: илл
31. Полевина Е.В. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек. Автореферат, Москва, 2003г.
32. Пушкин в изобразительном искусстве [текст] / ред. Т. Теплова. - М.: ИзоГИЗ, 1961. - 105 с.: ил.
33. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец Х - 1-ая половина Х1Хв.:Учеб. для студентов ин-тов культуры, пед. Ин-тов и унов. По спец. №2113 «Библиотековедение и библиогр.» - М.: Просвещение, 1990 г. - 303с.
34. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.О., Филиппова И.В., Шеина И.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек//Вопросы психологии. Научный журнал. - № 1(январь- февраль 2008). -Чехов.193с.
35. Соколова Н.Д. О художниках книги: Образовательная программа «Пусть в изобразительное искусство»: учеб. пособие: прилож. к учеб. курсу "Искусство графики" /Н. Д. Соколова; Мин-во образования и науки РФ, РГПУ им. А. И. Герцена, Мин-во культуры РФ, ФГУК "Государственный Русский музей", РЦМПиДТ. - СПб.,2008. - 144 с.: ил.
36. Широкова, Галина Александровна. Справочник дошкольного психолога/ Г. А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 383 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
37. Баймусаева Б.Ш., Алымова З.Г ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ Баймусаева Б.Ш., Алымова З.Г. Южно-Казахстанский государственный педагогический институт г. Шымкент, Казахстан [Электронный ресурс] // URL:https://www.scienceforum.ru
38. Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К.Крупской [Электронный ресурс] // URL:http://www.akdb22.ru/(дата обращения 02.06.17)
39. Детская книга будущего [Электронный ресурс] // URL:
www.pda.watta.ru/novosti/detskaya-kniga-buduschego.html (дата
обращения 20.05.17)
40. Книжное наследие [Электронный ресурс] // URL:http://www.heritage- books.ru/istoria elementy.php(дата обращения 02.06.17)
41. Нескучная, С. Книга лучше двух пап [Электронный ресурс] /С. Нескучная // Газета.ги; URL:www.rn.gazeta.ru/science/2012(дата обращения 13.04.17)
42. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс] // URL: http://www.nlr.ru/(дата обращения 20.05.17)
43. Справочник тканей [Электронный ресурс] // URL: http://tkanchik.ru/tkani/fetr/(дата обращения 02.06.17)
44. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/
45. Школа семи гномов. Семь шагов в бедующее. URL:http://shkola7gnomov.ru(дата обращения 12.04.17)
46. Master pedagogy [Электронный ресурс] // URL: http://www.zelgo.ru/mpibos-362-1.html(дата обращения 31.05.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ