ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Дизартрия как вариант речевого недоразвития 8
1.2 Особенности когнитивной сферы дошкольников с
дизартрией 13
1.3 Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с
дизартрией 17
1.4 Особенности речевого развития дошкольников с дизартрией 21
1.5 Психологическая готовность к школьному обучению 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
2.1 Изучение готовности к школьному обучению дошкольников с
дизартрией 35
2.2 Система подготовки к школе дошкольников с дизартрией 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность исследования. В современных условиях объективно повышается роль личностного фактора в школьном обучении.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.
Исследования подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Выделяют три основных подхода к проблеме готовности ребёнка к школе.
К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Второй подход заключается в том, что у ребёнка поступающего в школу, должен быть определённый уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.
Суть третьего подхода состоит в изучении умений ребёнка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцова и другие.
Таким образом, проблема готовности к школьному обучению остаётся актуальной. Необходимость её изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу. Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок существует возможность выбора обучения ребёнком по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.
В-третьих, в связи с изменением социальных условий и ростом соматической и неврологической патологии многие дети имеют разный уровень готовности.
Рассматривая проблему подготовки детей с дизартрией к школе, нельзя обойти такой ее аспект, как особенности готовности к школьному обучению с учетом речевого дефекта. Речь идет о готовности детей к учебе вообще, а к школе со всем комплексом ее учебных и внеучебных нагрузок.
Нельзя говорить об эффективной, полноценной подготовке ребенка к обучению в школе, если не учитывать ее психологический аспект, то есть состояние внутренней готовности ребенка к переходу в новую социальную позицию «школьник», в новое социальное образовательное пространство развития «школа».
Готовность - это осознанное состояние организма к восприятию новой деятельности, новой информации, которое предотвращает возникновение кризисных явлений. Дети приходят в школу с разной степенью психологической готовности к обучению и с разным уровнем педагогической подготовки, а также через недифференцированный подход к детям и унификацию их к общей категории «ученик», «первоклассник», тормозится их адаптация к новым школьным видам деятельности, а это ведет к нервным срывам и кризисным явлениям.
Психологическая готовность детей к школе предполагает формирование у них определенного отношения к школе как серьезной и социально-значимой деятельности, то есть соответствующую мотивацию обучения, или мотивационную готовность, а также обеспечение уровня интеллектуального и эмоционально-волевого развития ребенка.
«Дизартрия» - термин латинский, в переводе означает «нарушение членораздельной речи» - произношения. Нарушение звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения центральной нервной системы. В легких случаях попадаются отдельные искажения при произношении звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются и искажения, и замены, и пропуски звуков. Страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится непонятным.
Всем выше изложенным и обусловлена актуальность данного исследования.
Предмет исследования - система психолого-педагогического сопровождения дошкольников с дизартрией на этапе подготовки к школе.
Цель исследования - выявить особенности формирования готовности детей с дизартрией к обучению в школе и провести экспериментальное исследование системного формирования готовности детей к обучению в школе.
Объект исследования - готовность детей с дизартрией к обучению в школе.
Гипотеза исследования - формирование готовности к школьному обучению дошкольников с дизартрией будет эффективно при создании следующих условий:
1. Проведение своевременной диагностики готовности к школьному обучению
2. Учет особенностей психического развития детей с дизартрией
3. Последовательное формирование комплекса школьной готовности с учетом структуры дефекта.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению», выявить её критерии.
3. Выявить психолого-педагогические особенности с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, подготовки к школе.
4. Осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка с дизартрией при подготовке к обучению.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические
— изучение и теоретический анализ психо лого-педагогической и методической литературы;
— изучение и обобщение опыта работы педагогов и психологов.
2. Эмпирические
— тестирование, беседа, диагностика, анализ работы учащихся (документация)
Методологическую основу исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах психологов, педагогов, дефектологов, такие так Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцовой, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Д.Б. Ельконина, Архиповой, Винарской Е.Г и другие.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе исследованы особенности готовности детей старшего дошкольного возраста с дизартрией; собранный нами фактический и практический материал можно использовать в процессе подготовки детей с дизартрией к школе.
База исследования: МБ ДОУ детский сад № 15 «Дружная семейка» г. Белгород
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Психологическая готовность ребенка к школе - сложное психолого-педагогическое образование, это качественное своеобразие интеллектуального развития ребенка и его психологических особенностей, без которых невозможно успешно учиться в массовой школе. Неотъемлемой составляющей готовности является опыт (знания, умения и навыки, приобретенные в общении и деятельности), имеющийся у ребенка на момент поступления в школу. Важную роль в подготовке ребенка к школе играет ее учебный аспект.
Компонентами психологической готовности детей к школьному обучению являются следующие: интеллектуальные, эмоциональные, волевые, социальные, морфологические, а также психическое и соматическое здоровье. Их совокупность представляет собой единую целостную систему школьной зрелости, стороны которой тесно взаимосвязаны и являются базовыми качествами личности как результата специально организованной подготовки к школе.
В результате проведения исследования мы можем сделать вывод, что дошкольники с дизартрией в большинстве готовы к школьному обучению.
Именно игра в данном процессе является ключевым звеном, поскольку представляет собой ведущий вид деятельности дошкольников, и поможет детям постепенно перейти от игры к обучению.
Подготовка к школе ребенка должна быть системной - это комплексная работа по социальному, личностному, творческому и физическому развитию дошкольника.
Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме психологической готовности к школе нами было проведена своевременная диагностика психологической готовности к школе старших дошкольников с дизартрией. Данная диагностика была проведена с учетом особенностей развития данной категории детей. Результаты диагностики описаны выше.
На основе полученных результатов нами была разработана система подготовки к школе старших дошкольников с дизартрией с использованием различных игровых заданий и упражнений. Данная система была разработана для последовательного формирования комплекса школьной готовности с учетом структуры дефекта.
Итак, подготовка детей с дизартрией к обучению в школе является первым элементом в системе непрерывного образования и создает основу для дальнейшего развития ребенка в учебном и воспитательном аспектах. Полученные нами результаты эмпирического эксперимента позволяют делать выводы, что с помощью целенаправленной деятельности на формирование готовности ребенка к обучению в школе, применив соответствующие для этого методики, можно улучшить готовность детей к обучению.
1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 201Е - 246 с.
2. Андрюшина И.И. Проблема обучения детей дошкольного возраста в трудах Е.А. Флериной // Научные труды Mill У. Серия психолого-педагогические науки. -М.: Прометей, 2013. - С. 617-621.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартия у детей / Е.Ф. Архипова. - М: ACT: Астрель, 2007. - 254 с.
4. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. -М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. - 123 с.
5. Беккер К.-IE, Совак М. Логопедия / Пер. с нем. М., 1981.
6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАД ОС, 2009. - 287 с.
7. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М.,
1991.
8. Божович Л.П. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьника. - М. - 1951. - С. 3-28.
9. Божович Л.П. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.; Л.: Изд-тво АПН РСФСР, 1948.
10. Венгер Л.А. Об уровне развития детей, поступающих в школу // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 8. - С. 33-38.
11. Венгер Л.А. Психологическая готовность ребенка к школе // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 12-14.
12. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. -М.: Просвещение, 2013. - 326 с.
13. Волкова Г. А. Методика психо лого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПБ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 144с.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: 2003. - 415 с.
15. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс,
2005. - 224 с.
16. Гаврилова Н.С. Нарушение фонетического стороны речи у детей: Монография. - Каменец-Подольский: ООО «Печать-Сервис», 2011. - 201 с.
17. Гарева Т.А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 95-97.
18. Гарева Т.А. Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 135¬136.
...