Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Работа №92778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Дизартрия как вариант речевого недоразвития 8
1.2 Особенности когнитивной сферы дошкольников с
дизартрией 13
1.3 Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с
дизартрией 17
1.4 Особенности речевого развития дошкольников с дизартрией 21
1.5 Психологическая готовность к школьному обучению 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
2.1 Изучение готовности к школьному обучению дошкольников с
дизартрией 35
2.2 Система подготовки к школе дошкольников с дизартрией 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Актуальность исследования. В современных условиях объективно повышается роль личностного фактора в школьном обучении.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.
Исследования подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Выделяют три основных подхода к проблеме готовности ребёнка к школе.
К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Второй подход заключается в том, что у ребёнка поступающего в школу, должен быть определённый уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.
Суть третьего подхода состоит в изучении умений ребёнка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцова и другие.
Таким образом, проблема готовности к школьному обучению остаётся актуальной. Необходимость её изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу. Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок существует возможность выбора обучения ребёнком по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.
В-третьих, в связи с изменением социальных условий и ростом соматической и неврологической патологии многие дети имеют разный уровень готовности.
Рассматривая проблему подготовки детей с дизартрией к школе, нельзя обойти такой ее аспект, как особенности готовности к школьному обучению с учетом речевого дефекта. Речь идет о готовности детей к учебе вообще, а к школе со всем комплексом ее учебных и внеучебных нагрузок.
Нельзя говорить об эффективной, полноценной подготовке ребенка к обучению в школе, если не учитывать ее психологический аспект, то есть состояние внутренней готовности ребенка к переходу в новую социальную позицию «школьник», в новое социальное образовательное пространство развития «школа».
Готовность - это осознанное состояние организма к восприятию новой деятельности, новой информации, которое предотвращает возникновение кризисных явлений. Дети приходят в школу с разной степенью психологической готовности к обучению и с разным уровнем педагогической подготовки, а также через недифференцированный подход к детям и унификацию их к общей категории «ученик», «первоклассник», тормозится их адаптация к новым школьным видам деятельности, а это ведет к нервным срывам и кризисным явлениям.
Психологическая готовность детей к школе предполагает формирование у них определенного отношения к школе как серьезной и социально-значимой деятельности, то есть соответствующую мотивацию обучения, или мотивационную готовность, а также обеспечение уровня интеллектуального и эмоционально-волевого развития ребенка.
«Дизартрия» - термин латинский, в переводе означает «нарушение членораздельной речи» - произношения. Нарушение звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения центральной нервной системы. В легких случаях попадаются отдельные искажения при произношении звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются и искажения, и замены, и пропуски звуков. Страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится непонятным.
Всем выше изложенным и обусловлена актуальность данного исследования.
Предмет исследования - система психолого-педагогического сопровождения дошкольников с дизартрией на этапе подготовки к школе.
Цель исследования - выявить особенности формирования готовности детей с дизартрией к обучению в школе и провести экспериментальное исследование системного формирования готовности детей к обучению в школе.
Объект исследования - готовность детей с дизартрией к обучению в школе.
Гипотеза исследования - формирование готовности к школьному обучению дошкольников с дизартрией будет эффективно при создании следующих условий:
1. Проведение своевременной диагностики готовности к школьному обучению
2. Учет особенностей психического развития детей с дизартрией
3. Последовательное формирование комплекса школьной готовности с учетом структуры дефекта.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению», выявить её критерии.
3. Выявить психолого-педагогические особенности с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, подготовки к школе.
4. Осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка с дизартрией при подготовке к обучению.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические
— изучение и теоретический анализ психо лого-педагогической и методической литературы;
— изучение и обобщение опыта работы педагогов и психологов.
2. Эмпирические
— тестирование, беседа, диагностика, анализ работы учащихся (документация)
Методологическую основу исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах психологов, педагогов, дефектологов, такие так Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцовой, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Д.Б. Ельконина, Архиповой, Винарской Е.Г и другие.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе исследованы особенности готовности детей старшего дошкольного возраста с дизартрией; собранный нами фактический и практический материал можно использовать в процессе подготовки детей с дизартрией к школе.
База исследования: МБ ДОУ детский сад № 15 «Дружная семейка» г. Белгород
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психологическая готовность ребенка к школе - сложное психолого-педагогическое образование, это качественное своеобразие интеллектуального развития ребенка и его психологических особенностей, без которых невозможно успешно учиться в массовой школе. Неотъемлемой составляющей готовности является опыт (знания, умения и навыки, приобретенные в общении и деятельности), имеющийся у ребенка на момент поступления в школу. Важную роль в подготовке ребенка к школе играет ее учебный аспект.
Компонентами психологической готовности детей к школьному обучению являются следующие: интеллектуальные, эмоциональные, волевые, социальные, морфологические, а также психическое и соматическое здоровье. Их совокупность представляет собой единую целостную систему школьной зрелости, стороны которой тесно взаимосвязаны и являются базовыми качествами личности как результата специально организованной подготовки к школе.
В результате проведения исследования мы можем сделать вывод, что дошкольники с дизартрией в большинстве готовы к школьному обучению.
Именно игра в данном процессе является ключевым звеном, поскольку представляет собой ведущий вид деятельности дошкольников, и поможет детям постепенно перейти от игры к обучению.
Подготовка к школе ребенка должна быть системной - это комплексная работа по социальному, личностному, творческому и физическому развитию дошкольника.
Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме психологической готовности к школе нами было проведена своевременная диагностика психологической готовности к школе старших дошкольников с дизартрией. Данная диагностика была проведена с учетом особенностей развития данной категории детей. Результаты диагностики описаны выше.
На основе полученных результатов нами была разработана система подготовки к школе старших дошкольников с дизартрией с использованием различных игровых заданий и упражнений. Данная система была разработана для последовательного формирования комплекса школьной готовности с учетом структуры дефекта.
Итак, подготовка детей с дизартрией к обучению в школе является первым элементом в системе непрерывного образования и создает основу для дальнейшего развития ребенка в учебном и воспитательном аспектах. Полученные нами результаты эмпирического эксперимента позволяют делать выводы, что с помощью целенаправленной деятельности на формирование готовности ребенка к обучению в школе, применив соответствующие для этого методики, можно улучшить готовность детей к обучению.



1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 201Е - 246 с.
2. Андрюшина И.И. Проблема обучения детей дошкольного возраста в трудах Е.А. Флериной // Научные труды Mill У. Серия психолого-педагогические науки. -М.: Прометей, 2013. - С. 617-621.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартия у детей / Е.Ф. Архипова. - М: ACT: Астрель, 2007. - 254 с.
4. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. -М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. - 123 с.
5. Беккер К.-IE, Совак М. Логопедия / Пер. с нем. М., 1981.
6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАД ОС, 2009. - 287 с.
7. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М.,
1991.
8. Божович Л.П. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьника. - М. - 1951. - С. 3-28.
9. Божович Л.П. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.; Л.: Изд-тво АПН РСФСР, 1948.
10. Венгер Л.А. Об уровне развития детей, поступающих в школу // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 8. - С. 33-38.
11. Венгер Л.А. Психологическая готовность ребенка к школе // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 12-14.
12. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. -М.: Просвещение, 2013. - 326 с.
13. Волкова Г. А. Методика психо лого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПБ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 144с.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: 2003. - 415 с.
15. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс,
2005. - 224 с.
16. Гаврилова Н.С. Нарушение фонетического стороны речи у детей: Монография. - Каменец-Подольский: ООО «Печать-Сервис», 2011. - 201 с.
17. Гарева Т.А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 95-97.
18. Гарева Т.А. Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 135¬136.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ