РАЗРАБОТКА ИНФОГРАФИКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН»
|
Введение 3
Глава I. Место инфографики в современной визуальной коммуникации
1.1. Сущность понятия инфографики и история её развития 8
1.2. Современные тенденции в развитии инфографики 17
1.3. Инфографика как способ визуализации учебной информации для студентов-
дизайнеров 31
Глава II. Инфографика в учебном процессе на примере дисциплины "История дизайна"
2.1. Особенности применения наглядных средств обучения по дисциплине
"История дизайна" 40
2.2. Отбор содержания для разработки инфографики 53
2.3. Средства создания и этапы разработки инфографики по темам дисциплины
"История дизайна" 57
Заключение 64
Библиографический список 66
Иллюстрации 71
Список иллюстраций 93
Приложение 97
Глава I. Место инфографики в современной визуальной коммуникации
1.1. Сущность понятия инфографики и история её развития 8
1.2. Современные тенденции в развитии инфографики 17
1.3. Инфографика как способ визуализации учебной информации для студентов-
дизайнеров 31
Глава II. Инфографика в учебном процессе на примере дисциплины "История дизайна"
2.1. Особенности применения наглядных средств обучения по дисциплине
"История дизайна" 40
2.2. Отбор содержания для разработки инфографики 53
2.3. Средства создания и этапы разработки инфографики по темам дисциплины
"История дизайна" 57
Заключение 64
Библиографический список 66
Иллюстрации 71
Список иллюстраций 93
Приложение 97
Сегодня многие исследователи отмечают характерное для современного социума возрастание информационной активности. Оно проявляется, во- первых, в увеличении темпов потребления информации, во-вторых, в появлении все новых способов ее производства. Молодые люди воспринимают свежую информацию довольно быстро и в ином размере. Студенты, выросшие в эпоху новых технологий, иначе смотрят на мир. Усиливается роль визуальных образов как средств передачи знаний.
Мировые информационные ресурсы стали общедоступными уже для большинства образовательных учреждений, кроме того, появились новые средства, а так же, методики обучения с применением электронных учебных комплексов.
В условиях использования информационных технологий такие элементы как учебная информация и средства коммуникации объединяются и представляют собой единый структурный элемент - информационные технологии, как средство достижения цели. [12]
Обучение на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) подчиняется той же системе дидактических принципов, что и традиционное безмашинное обучение. Однако система таких принципов и содержание каждого из них должно быть изменено с учетом современных данных психологической и педагогической наук. Речь идет не о замене традиционных принципов дидактики, а пересмотре и добавлении новых.
Таким образом, возникает практическая проблема для педагогов - как изменить технологии «подачи» учебного материала, чтобы современным студентам было комфортно, не нарушив при этом ведущих дидактических принципов (научности, системности и т.д.).
Инфографика - это наглядно и красиво. Это прием преподнесения графического изображения информации, который нужно использовать в образования дизайнеров. Она объединяет логику построения, яркость образов, объёмность информации и рассматривается как новое средство визуализации учебного знания.
Одним из родоначальников современной инфографики является Эдвард Тафти (Edward R.Tufte), который создал концепцию, а также шикарную коллекцию инфографики. Иллюстративные материалы в его работах включают карты, гравюры, фотографии, изображения, которые созданы с помощью компьютера, а также встроенные объекты-задвижки, которые показывают сравнительные изменения в этих иллюстрациях как до, так и после воздействия их на пользователя. Именно Тафти определил пути использования инфографики в образовательной деятельности, как эффективный способ понимания теории [51].
При переводе текста в рисунок студент понимает и лучше воспринимает записанное. Зрительные образы в памяти остаются долгое время. Появляется такой термин, как «визуальное мышление».
В трудах С. В. Арановой визуальное мышление представляется как «стимулятор развития и интеллекта, и личности в целом» [11]. При этом под визуальным мышлением понимается «особая форма деятельности человека, содержание которой является оперированием и манипулированием наглядных образов, а результатом - порождение новых, часто абстрактных образов, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимым». [11]
Дэн Роэм, Н.С. Власова, Н.А. Ковешникова объясняют интерес к визуализации «развитием человеческой деятельности, нарастанием потоков информации, для освоения которой становятся непригодными традиционные методы и средства [23]. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта, и визуализация - одно из этих средств» [38].
А.А. Вербицкий утверждает о появление новых средств представления информации: «Возникла потребность в новых эффективных средствах предоставления знаний учащимся. Этим требованиям отвечает инфографика, которая «выручает» в условиях избытка информации и недостатка времени на её осмысление». [13]
Наиболее полное определение инфографике дает В. В. Лаптев: «Инфографика - это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний» [29].
Исходя из определения, что инфографика содержит в себе специальным образом организованный массив информации.
Н.Б. Лаврентьева и Д. Сиббет пишут, что в наше время нет, наверное, ни одной области, в которой бы не использовалась инфографика. «Журналистика, статистика, реклама, медицина, образование, политика, культура, спорт, география, - это далеко не весь перечень сфер деятельности человека, в которых ежедневно применяются информационные графики». [40]
Проблема. Подача информации с помощью современных визуальных средств обучения для студентов - дизайнеров.
Актуальность данной работы состоит в том, что инфографика пока целенаправленно не является подачей информации в образовании, однако мир не стоит на месте. Сейчас активно внедряют элементы современных информационных технологий, которые постоянно повышаются в своем качестве и предоставляют возможность массива разного рода информации, ее анализ, структурирование, обобщение через инфографику.
Объектом исследования является инфографика как современная форма визуализации информации.
Предметом является определение специфики разработки наглядных средств обучения в форме инфографики для студентов специальности "Дизайн" среднего профессионального образования.
Целью данной работы является разработка наглядного пособия с учетом принципов инфографики для уроков теоретического и практического обучения по дисциплине «История дизайна» для студентов СПО специальности «Дизайн».
Задачи:
1. Рассмотреть инфографику как элемент визуальной коммуникации;
2. Перечислить виды инфографики;
3. Рассмотреть инфографику как способ усвоения материала;
4. Рассмотреть перспективы развития инфографики в образовательном процессе при подаче материала.
5. Отобрать содержание учебного материала для разработки инфографики по дисциплине "История дизайна".
6. Разработать наглядные средства обучения в форме инфографики в соответствии с темами учебной дисциплины "История дизайна".
Из ряда опубликованных рабочих программ по дисциплине "История дизайна", в качестве источника была выбрана программа СПО Иркутской области "Ангарского промышленно-экономического техникума" (приложение). Программа дисциплины использовалась для соотнесения структуры учебного курса с необходимыми наглядными средствами обучения, то есть - инфографикой. Эта программа была выбрана потому, что на наш взгляд разделы и темы программы более последовательны и структурированы из ряда программ, из которых мы выбирали.
Примерами инфографики послужили работы, таких авторов как К. Гарретт [2] "Царская родословная" (ил. 1), Ю. Осинцева [5] и ее инфографика о Греции (ил. 2), Е. Tufte [8] с необычной инфографикой по книги (ил. 3). Изучив подробно инфографику А. Бричкина "Храм внутри" [1], мы выполнили серию инфографики по дисциплине "История дизайна", опираясь на его опыт построения таких инфограмм, отбора содержания для них и иллюстраций, которые включает в себя инфографика (ил. 4).
Инфографика Е. Дрозда "Инфографика об инфографике" также являлась базой отбора содержания для нашей будущей инфографике, именно его инфографика рассказывает, что такое инфографика, основные ее типы, правила и сервисы для ее создания (ил. 5).
Методы исследования:
Эмпирические:
- наблюдение
Теоретические
- моделирование
- анализ и синтез
Гипотеза. Разработка наглядных пособий с учетом принципов инфографики будет способствовать формированию у студентов визуального понимания информации путем самостоятельного поиска и анализирования информации, находить и применять различные способы представления учебной информации.
Мировые информационные ресурсы стали общедоступными уже для большинства образовательных учреждений, кроме того, появились новые средства, а так же, методики обучения с применением электронных учебных комплексов.
В условиях использования информационных технологий такие элементы как учебная информация и средства коммуникации объединяются и представляют собой единый структурный элемент - информационные технологии, как средство достижения цели. [12]
Обучение на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) подчиняется той же системе дидактических принципов, что и традиционное безмашинное обучение. Однако система таких принципов и содержание каждого из них должно быть изменено с учетом современных данных психологической и педагогической наук. Речь идет не о замене традиционных принципов дидактики, а пересмотре и добавлении новых.
Таким образом, возникает практическая проблема для педагогов - как изменить технологии «подачи» учебного материала, чтобы современным студентам было комфортно, не нарушив при этом ведущих дидактических принципов (научности, системности и т.д.).
Инфографика - это наглядно и красиво. Это прием преподнесения графического изображения информации, который нужно использовать в образования дизайнеров. Она объединяет логику построения, яркость образов, объёмность информации и рассматривается как новое средство визуализации учебного знания.
Одним из родоначальников современной инфографики является Эдвард Тафти (Edward R.Tufte), который создал концепцию, а также шикарную коллекцию инфографики. Иллюстративные материалы в его работах включают карты, гравюры, фотографии, изображения, которые созданы с помощью компьютера, а также встроенные объекты-задвижки, которые показывают сравнительные изменения в этих иллюстрациях как до, так и после воздействия их на пользователя. Именно Тафти определил пути использования инфографики в образовательной деятельности, как эффективный способ понимания теории [51].
При переводе текста в рисунок студент понимает и лучше воспринимает записанное. Зрительные образы в памяти остаются долгое время. Появляется такой термин, как «визуальное мышление».
В трудах С. В. Арановой визуальное мышление представляется как «стимулятор развития и интеллекта, и личности в целом» [11]. При этом под визуальным мышлением понимается «особая форма деятельности человека, содержание которой является оперированием и манипулированием наглядных образов, а результатом - порождение новых, часто абстрактных образов, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимым». [11]
Дэн Роэм, Н.С. Власова, Н.А. Ковешникова объясняют интерес к визуализации «развитием человеческой деятельности, нарастанием потоков информации, для освоения которой становятся непригодными традиционные методы и средства [23]. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта, и визуализация - одно из этих средств» [38].
А.А. Вербицкий утверждает о появление новых средств представления информации: «Возникла потребность в новых эффективных средствах предоставления знаний учащимся. Этим требованиям отвечает инфографика, которая «выручает» в условиях избытка информации и недостатка времени на её осмысление». [13]
Наиболее полное определение инфографике дает В. В. Лаптев: «Инфографика - это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний» [29].
Исходя из определения, что инфографика содержит в себе специальным образом организованный массив информации.
Н.Б. Лаврентьева и Д. Сиббет пишут, что в наше время нет, наверное, ни одной области, в которой бы не использовалась инфографика. «Журналистика, статистика, реклама, медицина, образование, политика, культура, спорт, география, - это далеко не весь перечень сфер деятельности человека, в которых ежедневно применяются информационные графики». [40]
Проблема. Подача информации с помощью современных визуальных средств обучения для студентов - дизайнеров.
Актуальность данной работы состоит в том, что инфографика пока целенаправленно не является подачей информации в образовании, однако мир не стоит на месте. Сейчас активно внедряют элементы современных информационных технологий, которые постоянно повышаются в своем качестве и предоставляют возможность массива разного рода информации, ее анализ, структурирование, обобщение через инфографику.
Объектом исследования является инфографика как современная форма визуализации информации.
Предметом является определение специфики разработки наглядных средств обучения в форме инфографики для студентов специальности "Дизайн" среднего профессионального образования.
Целью данной работы является разработка наглядного пособия с учетом принципов инфографики для уроков теоретического и практического обучения по дисциплине «История дизайна» для студентов СПО специальности «Дизайн».
Задачи:
1. Рассмотреть инфографику как элемент визуальной коммуникации;
2. Перечислить виды инфографики;
3. Рассмотреть инфографику как способ усвоения материала;
4. Рассмотреть перспективы развития инфографики в образовательном процессе при подаче материала.
5. Отобрать содержание учебного материала для разработки инфографики по дисциплине "История дизайна".
6. Разработать наглядные средства обучения в форме инфографики в соответствии с темами учебной дисциплины "История дизайна".
Из ряда опубликованных рабочих программ по дисциплине "История дизайна", в качестве источника была выбрана программа СПО Иркутской области "Ангарского промышленно-экономического техникума" (приложение). Программа дисциплины использовалась для соотнесения структуры учебного курса с необходимыми наглядными средствами обучения, то есть - инфографикой. Эта программа была выбрана потому, что на наш взгляд разделы и темы программы более последовательны и структурированы из ряда программ, из которых мы выбирали.
Примерами инфографики послужили работы, таких авторов как К. Гарретт [2] "Царская родословная" (ил. 1), Ю. Осинцева [5] и ее инфографика о Греции (ил. 2), Е. Tufte [8] с необычной инфографикой по книги (ил. 3). Изучив подробно инфографику А. Бричкина "Храм внутри" [1], мы выполнили серию инфографики по дисциплине "История дизайна", опираясь на его опыт построения таких инфограмм, отбора содержания для них и иллюстраций, которые включает в себя инфографика (ил. 4).
Инфографика Е. Дрозда "Инфографика об инфографике" также являлась базой отбора содержания для нашей будущей инфографике, именно его инфографика рассказывает, что такое инфографика, основные ее типы, правила и сервисы для ее создания (ил. 5).
Методы исследования:
Эмпирические:
- наблюдение
Теоретические
- моделирование
- анализ и синтез
Гипотеза. Разработка наглядных пособий с учетом принципов инфографики будет способствовать формированию у студентов визуального понимания информации путем самостоятельного поиска и анализирования информации, находить и применять различные способы представления учебной информации.
Распространившись в печатных и интернет СМИ, инфографика недавно стала известна в новом качестве - как творческий метод обучения на занятиях.
Практикующие использование инфографики педагоги призывают активнее внедрять инфографику в учебный процесс.
Организованность, удобство, технологичность и другие достоинства инфографики уже оценены педагогами, так как инфографика позволяет представить большой объем сведений в организованном виде, который будет удобен для восприятия студентом информации.
Использование рассмотренных впервой главе в настоящей работе средств визуальной коммуникации в электронных образовательных ресурсах носит очевидный, хотя и не всегда систематический характер.
Эффективность этих средств однозначно связана именно с грамотностью, систематичностью и обусловленной целесообразностью их применения. Довольно действенным оказывается простое использование шаблонов и содержимого электронного ресурса. Это позволяет выработать у обучающихся полезные привычки работы с образовательными ресурсами, даст легкую подачу учебного материала, его доступность для восприятия и понимания.
Исходя из изложенного во второй главе дипломной работы, можно утверждать, что предметы информационной графики повышают информационную востребованность и наглядность учебных материалов. Метадизайн подносит идею удобства визуально-когнитивного сценария работы студентов с текстовыми блоками электронных пособий не зависимо от их типа (локальные или сетевые).
Инфографика позволяет дать возможность студентам поработать с информацией и освоить по мере своего восприятия.
Инфографика позволяет создать условия для развития разных способностей, определив задания, требующие вовлечения способностей. Более того, сам процесс работы с инфографикой задействует все уровни мышления и анализа, синтеза, оценку.
И тогда инфографика выступает уже как многофункциональный инструмент, область применения которого в образовании может быть довольно широка: урок, проект, исследовательская деятельность, самообразование.
Цель поставленная в начале работы успешно достигнута, задачи выполнены. Сделаны выводы о том, что визуальные технологии обладают важным развивающим потенциалом, который заключается, прежде всего, в развитии визуального мышления студентов - дизайнеров.
Практикующие использование инфографики педагоги призывают активнее внедрять инфографику в учебный процесс.
Организованность, удобство, технологичность и другие достоинства инфографики уже оценены педагогами, так как инфографика позволяет представить большой объем сведений в организованном виде, который будет удобен для восприятия студентом информации.
Использование рассмотренных впервой главе в настоящей работе средств визуальной коммуникации в электронных образовательных ресурсах носит очевидный, хотя и не всегда систематический характер.
Эффективность этих средств однозначно связана именно с грамотностью, систематичностью и обусловленной целесообразностью их применения. Довольно действенным оказывается простое использование шаблонов и содержимого электронного ресурса. Это позволяет выработать у обучающихся полезные привычки работы с образовательными ресурсами, даст легкую подачу учебного материала, его доступность для восприятия и понимания.
Исходя из изложенного во второй главе дипломной работы, можно утверждать, что предметы информационной графики повышают информационную востребованность и наглядность учебных материалов. Метадизайн подносит идею удобства визуально-когнитивного сценария работы студентов с текстовыми блоками электронных пособий не зависимо от их типа (локальные или сетевые).
Инфографика позволяет дать возможность студентам поработать с информацией и освоить по мере своего восприятия.
Инфографика позволяет создать условия для развития разных способностей, определив задания, требующие вовлечения способностей. Более того, сам процесс работы с инфографикой задействует все уровни мышления и анализа, синтеза, оценку.
И тогда инфографика выступает уже как многофункциональный инструмент, область применения которого в образовании может быть довольно широка: урок, проект, исследовательская деятельность, самообразование.
Цель поставленная в начале работы успешно достигнута, задачи выполнены. Сделаны выводы о том, что визуальные технологии обладают важным развивающим потенциалом, который заключается, прежде всего, в развитии визуального мышления студентов - дизайнеров.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ВЕБ-ДИЗАЙН» ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Инфографика как средство оценивания профессиональной аналитической компетенции бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



