Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

Работа №92773

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


(выпускная квалификационная работа) 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ 6
1.1 История развития наглядно-методического пособия 6
1.2 Психофизиологические особенности учащихся старших классов...15
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ
НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» 31
2.1 Виды и техники резьбы по дереву 31
2.2 Концептуальные идеи и этапы создания наглядного пособия 39
Рисунок 5 - Варианты разделочных досок 51
Морфологический анализ изделия (Таблица 1) 51
Исходя из анализа таблицы 1, останавливаемся на конструкции №4 51
Рисунок 6 - Варианты разделочных досок 51
В качестве отделки мы применим геометрическую резьбу и покроем
нерабочую поверхность дощечки лаком 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65


Актуальность исследования. Одной из самых существенных проблем современной школы является проблема школьных перегрузок, которые возникают у учащихся вследствие сложности школьных программ, неправильного распределения учебной нагрузки, сложной подачи образовательного материала учебниками. Традиционное школьное образование жестко ориентировано на развитие вербально-логического мышления, т.е. способствует формированию функций, свойственных главным образом левому полушарию головного мозга. При этом правое полушарие, для которого характерна образность и целостность, яркость восприятия событий, анализ тонких эмоциональных компонентов речи, остается недостаточно востребованным и остается в развитии. Кроме того, с каждым годом заметно ухудшается здоровье учащихся. Повышая интенсивность обучения, школа способствует развитию или усугублению у детей, так называемых школьных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы, зрения). На данный момент у 80% детей старшего школьного возраста отмечаются значительные отклонения от норм физического и психологического здоровья. Поэтому необходим поиск средств, направленный на снижение утомляемость старшеклассников и повышение эффективности усвоения ими необходимого объема знаний, предусмотренных учебной программой. Особенно важным является подбор средств обучения для формирования практических навыков у старшеклассников в процессе обучения их резьбе по дереву. Одним из таких средств могут стать наглядно-дидактические пособия. Это обусловлено тем, что наглядное обучение строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Урок «технологии» в старших классах на основе применения наглядно-дидактических пособий, как правило, показывают их высокую эффективность. Все показатели творческого и логического мышления, а также интеллектуальной деятельности увеличиваются и тем самым способствуют равномерному развитию обоих полушарий головного мозга, что в свою очередь приводит к формированию духовно обогащенной личности.
Степень изученности. Проблема наглядных методов в обучении была разработана на основе идей Я.А. Коменского такими учеными, как И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, А.И. Петровская, А.А. Пинский, Е.С. Полат, В.Ф. Тенищева, К.Д. Ушинский и др. Я.А. Коменский первый, кто предложил в учебном процессе применять метод наглядности. И.Г. Песталоцци, А.А. Пинский, Е.С. Полат, К.Д. Ушинский развили данные идеи, применив их к различным учебным дисциплинам, начиная с младшего звена, заканчивая обучением в старших классах. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ю.А. Самарин и ДПР. Обосновали применение наглядных методов обучения с позиции психологической науки. Н.А. Лиман, Е.А. Лутцева, А.И. Петровская, Ф.П. Соколова и др. обосновали возможность применение наглядности в процессе технологической подготовки старшеклассников. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблеме применения наглядных методов в обучении старшеклассников, проблема разработки и применения наглядно-дидактических пособий для формирования практических навыков у старшеклассников в процессе обучения их резьбе по дереву изучена недостаточно. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования - процесс применения наглядно-дидактических пособий для формирования практических навыков у старшеклассников в процессе обучения их резьбе по дереву.
Предмет исследования - педагогические условия применения наглядно-дидактических пособий для формирования практических навыков у старшеклассников в процессе обучения их резьбе по дереву.
Цель исследования - изучить особенности применения наглядно-дидактических пособий для формирования практических навыков у старшеклассников в процессе обучения их резьбе по дереву.
Задачи:
1. Раскрыть историю применения наглядных средств обучения в педагогической литературе.
2. Выявить психофизические особенности развития детей старшего школьного возраста.
3. Разработать цикл наглядно-методических пособий для формирования практических навыков у старшеклассников в процессе обучения их резьбе по дереву.
4. Проверить эффективность применения наглядно-методических пособий для формирования практических навыков у старшеклассников в процессе обучения их резьбе по дереву в опытно-педагогической работе.
Гипотеза: мы предполагаем, что применение наглядно-дидактических пособий в процессе обучения старшеклассников резьбе по дереву будет способствовать формированию таких навыков, как:
- соблюдение точного алгоритма в выполнении практических действий;
- точности в выполнении творческой работы;
- соблюдению необходимых технических и технологических правил и норм выполнения задания.
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, содержательный анализ методической литературы, описание; эмпирические: педагогический эксперимент, включающий такие методы, как наблюдение, сравнение, анализ, обобщение и синтез; математические: метод количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой исследования послужили труды таких ученых, как Я.А. Коменского, А.Н. Леонтьева, Н.А. Лиман, Н.Г. Черныш, Г.А. Цукерман, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлевой и других.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как средства наглядности, включая наглядно-дидактические пособия являются эффективным средством формирования практических навыков у старшеклассников в курсе «Резьба по дереву».
В ходе исследования определено, что применение наглядности на уроке повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения учебного материала. Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала. Наглядность с точки зрения психологии является совокупностью психических образов.
Установлено, что возрастные особенности старшеклассников являются фактором, влияющим на формирование их готовности к профессиональному самоопределению. Данный процесс оказывается успешным тогда, когда в нем учитываются: мотивация, личностная направленность, ведущий тип деятельности, ведущие новообразования, уровень развития механизмов мышления, самоанализа, самооценки, самовоспитания характерные для данной возрастной группы. В старшем школьном возрасте проявляются устойчивые интересы, их внимание сосредотачивается на формировании и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитии, поэтому профильное изучение предметов не противоречит возрастным особенностям обучающихся и способствует их профессиональному самоопределению.
Выделено, что в настоящее время, когда мы живем в мире повсеместной компьютеризации, особенно актуально использование наглядных цифровых пособий, электронных образовательных ресурсов. Использование компьютерных технологий на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично и грамотно оформить материал.
Определено, что наглядные пособия условно можно разделить на две укрупненные группы - это пособия коллективного и индивидуального пользования. К первой группе относятся различные плакаты, стенды, таблицы и прочие материалы, размещаемые на определенном расстоянии для коллективно рассмотрения и изучения. Они могут быть помещены на стены, доску и т.д. Индивидуальные наглядные пособия - это дидактический раздаточный материал, позволяющий проводить самостоятельную работу ученика в общем учебном процессе. С его помощью осуществляются закрепление материала на уровне индивидуального мышления.
Разработанное нами наглядно-методическое пособие предназначается для использования во время теоретических и практических занятий в качестве демонстрационного материала, руководства по методике выполнения работ. Кроме того, таблицы и схемы могут использоваться в качестве компонента настенных экспозиций постоянного или сменного характера.
Общим выводом является то, что наглядно-методическое пособие предоставляет учителю широкие возможности для выбора форм и методов работы со школьниками. От конструирования элементов резьбы по дереву до разработки собственных вариантов творческих проектов можно прийти разными путями. В основной школе это может быть ручная обработка конструкционных материалов. В старших, профильных классах можно переходить к основам технического конструирования и моделирования.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 01.06.2017 г.).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897) // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 01.06.2017 г.).
3. Анохина, П. К. Основы педагогических знаний / П. К. Анохина. - М.: Эксмо. 2015. - 541 с.
4. Антонова, С. Н. Наглядные средства обучения / С. Н. Антонова. - М.: АСТ, 2014. - 225 с.
5. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса / Г. И. Батурина. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. - 522 с.
6. Болдырев, Н. И. Основы педагогики / Н. И. Болдырев. - М.: Академия. 2015. - 485 с.
7. Бурчук, И. М. Наглядные методы на уроках «технологии» в старших классах / И. М. Бурчук // Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 85-88.
8. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74-76.
9. Вепринцева, Ю. А. Разработка наглядных средств обучения для уроков технологии раздела «Кулинария» / Ю. А. Вепринцева, Т. А. Горшкова // Технологическое образование: теория и практика. Материалы международной научнопрактической конференции. - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова,
2015. -С. 267-271.
10. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2010. - 874 с.
11. Галуцкая, М. Ю. Проблема психодиагностики личностного саморазвития в юношеском возрасте / М. Ю. Галуцкая // Психология, социология и педагогика. - Белгород, 2015. - С. 163-169.
12. Гербарт, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Гербарт. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 458 с.
13. Гнитецкая, Т.Н. Наглядные методы в обучении (графовая модель): учебное пособие / Т.Н. Гнитецкая, Е.Б. Иванова. - Волгоград: Учитель,
2013. - 341 с.
14. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. пособие / О. В. Захарова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. - 95 с.
15. Денисова, О. П. Психология и педагогика: учеб. пособие / О П. Денисова. - М.: Флинта: МПСИ, 2015. - 235 с.
16. Занков, Л. В. Наглядность обучения / Л. В. Занков. - М.: Дрофа,
2014. - 236 с.
17. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета «Технология» / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. - 2014. - №2. - С. 46-49.
18. Загвязинский, В. И. Моделирование педагогического процесса / В. И. Загвязинский. - М.: Флинта, 2014. - 351 с.
19. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 452 с.
20. Коменский, Я. А. Дидактика / Я. А. Коменский. - СПб.: Питер,
2015. - 458 с.
21. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2013. - 412 с.
22. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии / В.
С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2014. - 380 с.
23. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 464 с.
24. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - СПб.: Питер, 2014. - 745 с.
25. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 96 с.
26. Лиман, Н. А. Технологическая подготовка старшеклассников / Н. А. Лиман // Педагогика. - 2015. - №4. - С. 74-77.
27. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. - Москва: АСТ, 2014. - 369 с.
28. Марцинковская, Т. Д. Психология развития / Т. Д Марцинковская. - Москва: Инфра-М, 2014. - 652 с.
29. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография / А. В. Микляева [и др.]. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - С. 8-47.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. - Москва: НОРМА-ИНФРА, 2015. - 402 с.
31. Некоторые особенности уроков технологии (трудового обучения) в свете новых требований развивающего образования / Е. А. Лутцева. - М.: Просвещение, 2013. - 225 с.
32. Огородников, И. Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов / И. Т. Огородников. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. - 374 с.
33. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические произведения / И. Г. Песталоцци. - М.: Наука, 1963. - Т. 2 - 175 с.
34. Петровская, А. И. Методика конструирования наглядных пособий / А. И. Петровская. - Волгоград: Учитель. 2016. - 175 с.
35. Пинский, А. А. Педагогика / А. А. Пинский. - СПб.: Питер.
2014. - 526 с.
36. Пирогов, Н. И. О наглядности / Н. И. Пирогов // Педагогика. -
2015. - №3. - С. 85-88.
37. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. - М.: «Академия», 2012. - 272 с.
38. Разумовский, В. Г. Деятельность моделирования как фундаментальная учебная деятельность / В. Г. Разумовский, Ю. А. Сауров, В. Я. Синенко // Сибирский учитель. - 2013. - № 3. - С. 5-16.
39. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. - СПб: Питер, 2015. - 502 с.
40. Самарин, Ю. А. Классификация систем знаний по широте предметного содержания / Ю. А. Самарин // Педагогические исследования. - 2011. - №4. - С. 27-33
41. Скаткин, М. Н. Развивающая педагогика / М. Н. Скаткин. - М.: АСТ, 2012. - 248 с.
42. Сараева, Е. В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. - Выпуск № 15. - С. 177-181.
43. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности / Л. Н. Собчик. - СПб.: Питер, 2013. - 741 с.
44. Соколова, Ф. П. Современный образовательный процесс / Ф. П. Соколова // Педагогика. - 2015. - №2. - С. 58-59.
45. Столяренко, Л. Д. Социальная психология / Л. Д. Столяренко [и др.]. - Москва: КНОРУС, 2014. - 336 с.
46. Тенищева, В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: Дис. ... д-ра пед. наук / В. Ф. Тенищева. - М., 2014. - 399 с.
47. Ушинский, К. Д. Вопросы воспитания и обучения в начальной школе / К. Д. Ушинский // Изобр.пед.соч.: 132тт. - М: Педагогика, 1974. - Т.2. -652 с.
48. Шкарапута, А. П. Повышение эффективности изучения предмета в школе / А. П. Шкарапута // Актуальная педагогика: теоретические и прикладные аспекты: материалы Междун. науч.-практ. конференции, 20 ноября 2014 г., г.Пермь / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2014 - С. 112-117.
49. Щукина, М. А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии / М. А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. - 2014. - №3. - С. 52-55.
50. Черныш, Н. Г. Социализация старшеклассников в условиях дополнительного образования / Н. Г. Черныш // Социус. - 2014. - №5. - С. 42¬46.
51. Чернобай, Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде / Е. В. Чернобай. - М.: Просвещение, 2014. - 383 с.
52. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман. - Москва: Интерпракс, 2015. - 288 с.
53. Эльконин, Д. Б. Психология развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин. - СПб.: Питер. 2015. - 458 с.
54. Юрчик, Р. О. Современный урок технологии: раздел «Резьба по дереву» / Р. О. Юрчик // Педагогика. - 2015. - №4. - С. 52-55
55. Яковлева, Н. Г. Педагогика и психология / Н. Г. Яковлева. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. - 536 с.
56. Ярмольник, И. Т. Декоративно-прикладное творчество / И. Т. Ярмольник. - Н.Новогород: ООО «Цветной бульвар», 2016. - 452 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ