Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование этнопсихологических стереотипов в современной публицистике

Работа №92768

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 6
Этнические стереотипы как способ манипуляции сознанием аудитории ..6
1.1. Терминологическая база: дефиниции терминов и их анализ в
контексте исследования 6
1.2. Этнические стереотипы: происхождение и виды 15
1.3. Манипуляция сознанием читателя с помощью стереотипов 25
Глава 2 34
Анализ этнических стереотипов в публицистике Егора Холмогорова 34
2.1. Гетеростереотипы, их значение и цель использования в
публикациях автора 34
2.2. Автостереотипы, их значение и цель использования в
публикациях автора 45
2.3. Роль этнических стереотипов в публицистике автора 56
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 72
Приложение 1 72
Приложение 2 73


В современной России мы можем наблюдать постоянное усложнение политической и социальной обстановки, и не в последнюю очередь это связано с развитием событий на Украине и в Сирии, а также ухудшением межэтнических отношений с трудовыми мигрантами в центральных и западных регионах России. Средства массовой информации реагируют на каждую новость, журналисты пытаются проанализировать обстановку, но нередко дают волю эмоциям и начинают воспринимать ситуацию крайне субъективно. В такой ситуации публицисты, пытающиеся убедить читателей в справедливости своей точки зрения, используют любые средства, как художественные, так и психологические. Данная квалификационная работа посвящена анализу социально-психологического влияния на сознание читателя одного из таких средств: этнических стереотипов в журналистских текстах.
Актуальность работы обусловлена невысоким уровнем этнической терпимости в современной России, отражающимся, в том числе, в журналистских произведениях. Сами журналисты в данном случае являются не просто проводниками информации: жесткие или оскорбительные формулировки в их материалах могу стать причиной осложнения социально¬политической обстановки в стране.
Цель исследования - проанализировать специфику использования журналистами этнических стереотипов и возможности эффективного воздействия СМИ на читателя в вопросах освещения этнических тем и ценностей.
Объект исследования - произведения журналистов, пишущих на этнические темы, а также средства массовой информации, освещающие в различных позициях жизнь человека в этносе, в частности, сетевые СМИ.
Предмет исследования - этнопсихологические стереотипы, используемые журналистом при создании произведений, аспекты применения авторских наработок для изображения человека в этнической среде.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать литературу и источники по данному вопросу;
2. выявить специфические приемы в использовании этнических стереотипов;
3. провести корреляцию использования определенных приемов в изображении человека с авторскими особенностями журналиста, его жизненной позицией и картиной мира;
4. по результатам исследования показать наиболее эффективные и востребованные на сегодня этнопсихологические стереотипы.
В качестве методов исследования были использованы как общенаучные, так и социологические методы: это наблюдение, синтез, сравнение, работа с документами, а также контент-анализ, структурно-функциональный анализ.
В научной сфере проблема влияния стереотипов на сознание изучена достаточно широко. Автор работы опирался на труды в области теории и практики журналистики: И.Н. Блохина, С.Г. Корконосенко, А.А. Тертычного, исследования в области этнопсихологии Т.Г. Стефаненко, работы в сфере массовых коммуникаций и социальной психологии - некоторые работы У. Липманна, И.С. Кона, С.Г. Кара-Мурзы, Л.М. Дробижевой.
Новизна работы состоит в том, что роль этнических стереотипов в публицистике конкретного журналиста раньше исследована не была: как правило, анализировались стереотипы в текстах, посвященных конкретному событию либо образу конкретного этноса в обществе. В данном исследовании предпринята попытка выяснить роль этнических стереотипов в авторском стиле. Кроме того, выбранный период пока только начинает рассматриваться в научных работах, касающихся исследования влияния СМИ на сознание аудитории.
В качестве эмпирической базы исследования были использованы публикации Егора Холмогорова на интернет-портале «Русский Обозреватель» за 2014-й год. Это тексты, относящиеся к аналитическим и художественно-публицистическим жанрам, в которых автор анализирует социальные и политические события, высказывает свое отношение к ним.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В первой главе «Этнические стереотипы как способ манипуляции сознанием аудитории» приведены теоретические положения, касающиеся темы исследования. Во второй главе «Анализ этнических стереотипов в публицистике Егора Холмогорова» проводится исследование эмпирического материала. В заключении приводятся выводы и рекомендации журналистам-практикам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования была проанализирована специфика использования журналистами этнических стереотипов и возможности воздействия СМИ на аудиторию в вопросах межэтнических отношений и восприятия представителей других этносов.
Была предпринята попытка установить связь между видами этнических стереотипов и целями их использования в журналистских текстах, а также роль этнических стереотипов в авторском стиле Егора Холмогорова.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. целью использования автором большинства этнопсихологических стереотипов является создание в сознании аудитории барьера, отделяющего «своих» от «чужих»;
2. виды использованных автором стереотипов и цели их использования в полной мере отражают картину мира, отражающуюся в его публицистике;
3. наиболее востребованными этнопсихологическими стереотипами в творчестве автора являются позитивные автостереотипы, поддерживающие положительный образ его этноса (русских).
Таким образом, обнаружена возможность деструктивного влияния журналистского текста на межэтнические отношения с помощью этнопсихологических стереотипов. В случаях, когда журналист пытается воздействовать на эмоциональное начало аудитории, он может применять различные приемы, как лингвистические (построение предложений, выбор лексики), так и психологические (давление на «слабые места» аудитории).
В данном случае автор воспользовался именно давлением: понимая, какие темы интересны читателям, он старался затронуть каждую из них и писать об этом как можно более эмоционально, но при этом выдерживая аналитическую структуру. При этом журналист, очевидно, не просто подстраивался под аудиторию: их интересы во многом сходятся, его волнуют те же политические и социальные явления, что и его читателей.
Повышенная эмоциональность является одной из стилистических особенностей автора: даже в аналитических текстах он постоянно использует слова с ярко выраженной негативной коннотацией, периодически присутствуют оскорбления. Такой подход позволяет, с одной стороны, выразить свое отношение к проблеме, с другой - увеличить аудиторию издания: в современной журналистике наиболее популярными являются предельно эмоциональные, иногда шокирующие произведения, цель которых - вызвать как можно более широкий отклик. В частности, такую тенденцию можно наблюдать в сетевых СМИ, для которых критерием успеха материала является количество его просмотров.
Проявление субъективности в журналистских произведениях нельзя оценить однозначно: с одной стороны, эмоциональная, оригинальная точка зрения привлекает аудиторию, с другой - авторы часто увлекаются и забывают о последствиях своих действий, о том, что с помощью своих произведений они реализовывают манипулятивный потенциал СМИ. Журналист должен предельно ответственно подходить к созданию своего произведения, особенно если это касается таких сложных тем, как межэтнические отношения, где у любого неосторожного слова или действия могут быть непредсказуемые последствия.
Данная работа не является исчерпывающим отчетом на вопрос о влиянии этнопсихологических стереотипов на аудиторию СМИ, но автор надеется продолжить свои исследования, и в дальнейшем изучить другие аспекты функционирования этого вида стереотипов.



1. Аблажей Н.Н. Образ трудового мигранта в прессе и массовом сознании россиян // Вестник НГУ, 2012. Том 11, вып.6. С. 17-23.
2. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.
3. Базовые ценности россиян: Социальные установки.
Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. 448 с.
4. Белова О.В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. - М.: Индрик, 2005. 288 с.
5. Бирагова Б.М. СМИ как актор этнокультурного взаимодейстия. Автореф. дисс. полит. наук. - СПб., 2011.
6. Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. СПб., 2014.
7. Блохин И.Н. Этножурналистика в политических процесах: ролевой анализ. Автореф.дисс. полит. наук. - СПб., 2009.
8. Бочкарева А.В. Этнические стереотипы: основные
методологические подходы к исследованию и особенности использования психосемантических методов: дисс.соч. - М., 2014.
9. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. 432 с.
10. Виноградова С.М., Мельник Г.С. Психология массовой коммуникации. - М.: Юрайт, 2015. - 512 с.
11. Гакаев З.Ж. Этнические стереотипы в прессе (на примере освещения конфликта в Чечне). Автореф.дисс. полит. наук. - М., 2003.
12. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М.: Центр общечеловеческий ценностей, 2003. 376 с.
13. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских, 1825-1853 гг. - М.: Наука, 1982. 320 с.
14. Журналистика в мире политики: Исследовательские
подходы и практика участия / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 448 с.
15. Ильюшкин В.В. Национальные стереотипы и гетеростереотипы // European science. - 2015. - №7 (8). С. 32-34.
16. Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. - М.: Алгоритм, 2003. 288 с.
17. Кон И.С. Психология предрассудка // Новый мир. - 1966. - №9. С. 187-205.
18. Липманн У. Общественное мнение. - М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
19. Малашенко А.В. Каким нам видится ислам // Россия в глобальной политике. - 2006. №5.
20. Мельник Г.С., Виноградова С.М. Конструирование этничности в российских СМИ: факторы конфликтогенности и толерантности // Вестн. С.-Петерб. ун-та Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2008. - Вып.2. Ч.1.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ