Введение 3
Глава 1 Исторические аспекты формирования книжки-игрушки 6
1.1 Этапы развития книжки-игрушки 6
1.2 Классификации и функции книжки-игрушки 11
1.3 Психолого-педагогические аспекты формирования образного мышления
младших школьников 15
Глава 2 Технологические требования проектирования детской книжки-
игрушки 20
2.1 Методические требования к проектированию книжки-игрушки 20
2.2 Дизайн концепция книжки-игрушки «Енот и полезные привычки» 25
Заключение 28
Библиографический список 32
Список иллюстраций 36
Приложение
Актуальность исследования. Во время динамично изменяющейся современной культуры роль детской книги в воспитании нашего подрастающего поколения, сохраняя в главном общую направленность на активизацию познавательных процессов, развитие креативности и формирование эстетического вкуса, претерпевает существенные изменения по форме, содержанию и методам реализации этой роли.
Развитие образного мышления в процессе присвоения ребенком накопленных человечеством знаний, является одной из существенных характеристик онтогенеза его психики. С началом систематического школьного обучения, учебная деятельность становится ведущим видом деятельности ребенка. Перед ним встает задача - приобретение научных представлений и понятий, изучение законов развития природы и общества. Высокий уровень развития образного мышления - необходимое условие успешного усвоения разнообразных общеобразовательных дисциплин как естественно-математического, так и гуманитарного циклов на всех этапах обучения. Образное мышление является существенным компонентом интеллектуального процесса, той фундаментальной составляющей, которая лежит в основе самых разнообразных видов деятельности (производственной, творческой, исследовательской). Образное мышление играет существенную роль в интеллектуальном развитии младшего школьника. Однако, практика обучения постоянно обнаруживает низкий уровень развития образного мышления учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая вузом. Кроме того, исследования психологов показывают, что учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, которые требуют для своего решения сформированное образное мышление.
Книжка-игрушка отлично справляется с развитием образного мышления, как развивающий объект предметно-пространственной среды она способна привлечь внимание ребёнка трансформирующейся книжной формой и графическим оформлением; она является средством стимулирования самостоятельной творческой активности. Особенности детской книжки-игрушки, как предмета культуры, имеют значение как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребёнка. Разработанная книжка-игрушка помогает формировать образное мышление учащихся, книжка достаточно портативна и удобной для применения в учебном процессе.
Степень изученности проблемы. Научная база, по теме выпускной квалификационной работе, представляет собой обширный материал: Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста раскрыты в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, и других. В трудах кандидата педагогических наук Е.В. Дьячковой ведется исследование игровых функций книжки-игрушки и возможностей их использования в обучающем процессе младших школьников. Иллюстрация в детской книге как элемент структуры книжного издания достаточно детально рассмотрена в трудах С.М. Болховитиновой, Э.Д. Кузнецова, О.И. Подобедовой, А.А. Сидорова и др.
О.И. Победова раскрывает взаимосвязь жанровой и стилистической природы слова и изображения, от которых зависит решение художественного образа книги. Е.В. Полевина анализирует влияние иллюстрации на формирование связей визуального и вербального в мышлении ребёнка.
Работа по изучению творчества художников, иллюстрирующих детские книги, определивших пути и облик русской иллюстрации детской книги, проделана Э.З. Ганкиной. В.М.Мунипов, Л.Д. Чайнова освещают аспекты проектирования дизайн-формы предметов, с которым человек вступает в контакт. В полиграфической индустрии существуют базовые стандарты, имеющие отношение к эргономике детской книги, на допустимые параметры качества материалов, безопасности для здоровья, «эргономичного» формата книжных изданий, читабельности шрифта и т.д. Объект исследования — формирование образного мышления детей младшего школьного возраста посредством книжки-игрушки.
Предмет исследования — проектирование книжки-игрушки.
Цель исследования - разработать книжку-игрушку «Енот и полезные привычки» Задачи:
1. Изучить этапы развития книжки-игрушки
2. Выявить классификации и функции книжки-игрушки
3. Рассмотреть методические требования к проектированию книжки- игрушки
4. Разработать дизайн концепция книжки-игрушки «Енот и полезные привычки»
Методы исследования: методологической основой при написании работы являются общенаучные методы: теоретический и сравнительный анализ психолого-педагогической и методической литературы; теоретические методы: реконструкция проектных концепций детской книжки-игрушки; теоретическое моделирование, эрго-анализ; методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование); метод дизайн-проектирования.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка и приложения.
Изучив историю развития книжки-игрушки, было выявлено три базовых принципа формообразования книжки-игрушки, каждый из которых можно охарактеризовать совокупностью интерактивных методов, развивающих качеств и методов трансформации книжной дизайн-формы, организованной в соответствии с функцией, материалом и способом изготовления. Книга изменялась в зависимости от технических возможностей каждой эпохи: от глиняных табличек и свитка до привычной нам формы книги - кодекса. В ходе изучения видов книжки-игрушки, стало понятно, что их можно классифицировать по многим признакам. Система классифицирования определяется целевым назначением, читательским адресом, а также спецификой его оформления и полиграфического исполнения. Так же книги можно систематизировать не только по жанрам и направлениям, но и по техническому исполнению. Например , книжки-игрушки классифицируют в зависимости от конструкции книжной формы (книжку-гармошку, книжку- ширму, книжку-забаву, книжку-поделку, книжку-панораму, книжку-фигуру, книжку-раскраску, книжку-игру и другие), по способностям, которые они развивают (сенсорные, логические, дидактические, конструкторские, коммуникативные), так же существует классификация по материалу из которого сделана книжка-игрушка (книжки из ткани, моющихся материалов, картона, пластика). В книжки игрушки часто добавляют различные дополнительные элементы, пример пуговицы, липучки, шнуровки, проигрывающие музыку и различные звуки элементы, а иногда даже небольшие фигурки с главными персонажами. Все это помогает книжке- игрушке развивать познавательные и логические способности, мелкую моторику и сенсорику, формировать представлений о красоте, добре и пользе. При взаимодействии с такой книжкой у ребенка начинает формироваться его личностное отношение к окружающей предметно-пространственной среде, эстетическое отношение к миру, а также образное мышление. Образное мышление детей младшего школьного возраста является высшей степенью познания окружающего мира. Развитие мышления в младшем школьном возрасте очень актуально, оно станет основой логического и словесного мышления, хорошо развитое мышление облегчит освоение школьных дисциплин. В данном возрасте образное мышление находится на переломном моменте, переходя от наглядно-действенного к наглядно-образному виду мышления, а после и к словесно-логическому или, как его еще называют, понятийному мышлению. Для полноценного развития образного мышления школьника, нужно научить его оперировать мыслительными операциями, для этого нужно активно заниматься различными видами умственной деятельности. Книжка-игрушка отлично подходит для развития умения пользоваться мыслительными операциями. Развивающие функции, заложенные в детских книжках-игрушках, ориентированы на накопление необходимой информации для приобретения умений, стимулирования творческих навыков и формирования образного мышления. Проектирование дизайн-формы книжки-игрушки основывается на базовых способностях, что позволяет говорить о развивающем потенциале книжки-игрушки.
Перед созданием книжки-игрушки были изучены требования к проектированию книжки-игрушки, они достаточно просты и вполне обоснованы характерными особенностями детей младшего школьного возраста, так же проектирование тесно связано с состоянием современного искусства и с достижениями живописи и дизайна. Иллюстрирование книги должно раскрывать смысл текста, помогая ребенку понять о чем эта книга. Иллюстрации книги активно воздействуют на эстетический вкус, на воображение и фантазию ребенка. Это повышает ответственность иллюстратора и заставляет тщательно изучать изображаемые объекты, углубляя получаемы ребенком знания. Группа младшего школьного возраста наиболее специфична, в этом возрасте особенности детского восприятия наиболее ярко проявлены, а значит цели и задачи поставленные перед художником усложнены и многообразны. Книжки-игрушки несут в себе утилитарные и развивающие функции. Важно помнить, что в полиграфической индустрии существуют базовые стандарты, эти стандарты указаны в санитарных правилах и нормах. Все книжные и журнальные издания для детей и подростков допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Последним этапом моей работы была практическая часть и была разработана книжка-игрушка «Енот и полезные привычки» в ходе практической работы был изучен теоретический материал (исторические этапы развития, классификации и то, как книжка-игрушка развивает образное мышление), а затем создана книжка-игрушка «Енот и полезные привычки». Перед началом работы над книжкой были изучены требования к проектированию книжки-игрушки, разработан замысел создания книжки-игрушки: определение темы, названия книги, отбор моделей игровых элементов, сбор текстового, иллюстративного, игрового материала, общий дизайн и сборка книги. Для книги была отрисованна обложка и 5 разворотов с иллюстрациями о полезных привычках, на этих разворотах даются полезные привычки и загадываются загадки. Есть разворот с игровыми элементами (часы-планер), к нему прилагаются фишки для легкого планирования режима дня взаимодействуя с часами, хранятся фишки в кармашке на обратной стороне обложки. Отрисован разворот для личных записей ребенка о режиме дня и полезных привычках, которыми он пользуется. Все отрисованно в программе Corel Draw x7. Развороты были подготовлены к печати и в последствии собраны в макет.
В процессе изучения детской книжки-игрушки, подробный анализ подвел нас к установлению главного отличия этих книг - присутствия в них игровых элементов различных конструкций. Это наблюдение, а также учет интересов конкретных младших школьников позволили нам изготовить свою книжку- игрушку. Наш проект получил продолжение - распространение опыта создания книжки-игрушки о классе среди других классов начальной школы привело к необходимости конструирования и выпуска модели-шаблона книжки-игрушки «Мой веселый дружный класс».
1. Антонова, С. Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания Текст. / С. Г. Антонова // Книга : Исследования и материалы. Сб. 79. -М.: Терра, 2001
2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. - М.: АСТ, 2004
3. Болховитинова, С. М. Взаимосвязи изображений и текста в книге Текст. / С. М. Болховитинова // Книга : Исследования и материалы. Сб. XLIX. -М.: Книга, 1984.
4. Вачкова, С. Н. Технологии использования книжки-игрушки при обучении чтению / С. Н. Вачкова // Начальная школа. №2, 2005.
5. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учеб.пособие для вузов. - М.: Техносфера, 2005.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991.
7. Выготский, Лев Семенович. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк : Кн. для учителя/ Л.С. Выготский; [Послесл. В.В. Давыдова]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
8. Выготский, Лев Семенович. Психология развития ребенка: [Сборник]/ Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. - 508 с.
9. Ганкина, Э. Русские художники детской книги / Э. Ганкина. М.: Советский художник, 1963.
10. Герчук, Ю. Я. История графики и искусства книги : Учебное пособие для студентов вузов / Ю. Я. Герчук. М.: Аспект Пресс, 2000. - 320 с.
11. Детская книга в современном культурно-образовательном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 10-11 февраля 2009 г./ [редкол.: А. Н. Садриева (отв. ред.) и др.]. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2009. - 406 с.
12. Детская книга вчера и сегодня: по мат. заруб. печати: сб. ст. / авт.-сост. Э.З. Ганкина. - М.: Книга, 1988.
13. Дьячкова, Е. В. Внимание книжки-игрушки! / Е. В. Дьячкова // Детская литература. № 12, 1989.
14. Зак, Анатолий Залманович. Развитие умственных способностей младших школьников/ А. З. Зак. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. - 320 с.
15. Игровые модели воспитания и обучения: Предметно-игровая развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении Текст. : пособие для воспитателей и педагогов / под ред. И .В. Житко; сост. А. Н. Брызгалова и др. М. : Школьная Пресса, 2005. - 32 с.
16. История книги / Под редакцией А. А.Говорова, Т. Г. Куприяновой. М. : «Светотон», 2001. - 400 с.
17. Книги детям. Статьи и материалы по руководству детским чтением / Сост. И. С. Балаховская и Н. А. Пильник; Оформ. И. Кошкарева. - М. : «Детская литература», 1974. - 135 с.
18. Колейчук В.Ф. «Экспериментальное моделирование. Направления и проблемы», «Эксперимент в дизайне», ВНИИТЭ, М., 1987
19. Кудрявцева, JI. С. Художники детской книги : Пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений / JI. С. Кудрявцева. М. : Издательский центр «Академия», 1998.-208 с.
20. Кузьмин, Н. В. Художник и книга : Заметки об искусстве иллюстрирования / Н. В. Кузьмин. М. : Детская литература, 1985.
21. Кукушкина, С. С. Вхождение ребёнка в мир книги / С. С. Кукушкина // Семейное чтение. Популярный информационно-методический журнал. №4.5, 2010. М. : Издатель «Русская школьная библиотечная ассоциация».-80с.
22. Лаптева И. Цикл: XX век. Дизайн / И. Лаптева // Компьюарт 3, 2003
23. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребёнка / А. Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. М., 1959.
24. Ляхов, В. Н. Искусство книги : Иллюстрация, книга, графика Текст. / В. Н. Ляхов. М., «Книга», 1978.
25. Медведев, В. Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. / В. Ю. Медведев. - СПб. : СПГУТД, 2009.
26. Методика антропометрических исследований в эргономике. Антропометрические признаки. Серия «Методические материалы». -Москва : ВНИИТЭ, 1985.
27. Мирошников В.В. Социокультурные аспекты современного
формообразования в дизайне / Мирошников В.В., Мирошникова В.М. // Путь науки - 2014. - №10 (10).
28. Михайлов, С., Кулеева, JI. Основы дизайна / С. Михайлов, JI. Кулеева. -М., 2002.
29. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М. : Издат. дом «Карапуз», 2000.
30. Никитин, Борис Павлович. Развивающие игры/ Б. П. Никитин. - 2-е изд.. - М.: Педагогика, 1985. - 120 с
31. Никитин, Борис Павлович. Ступеньки творчества или Развивающие игры/ Б. П. Никитин. - 3 изд., доп.. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
32. Новоселова, С. JI. Развивающая предметная среда детства / С. JI. Новоселова // Техническая эстетика, № 23. М., 1994.
33. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб. : Питер, 2006. - 240 с.
34. Печкова, Т. А. Цветовое проектирование / Т. А. Печкова // Техническая эстетика, № 6, 1989.
35. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Пер. с фр. и англ.; Сост., ком., ред. перевода В. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М. : Педагогика-Пресс, 1999. -528 с.
36. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации / О.И. Подобедова. -М.: Издат-во «Знание», 1967.
37. Попова, Д. М. Детская книжка-игрушка: методические указания / Д. М. Попова, Т. А. Мазурина; Оренбургский гос. ун-т. Оренбург : ОГУ, 2012.
38. Рубин, А. А. Приемы художественно-образного решения проектных задач / А. А. Рубин // Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. Проблемы образного мышления и дизайн. 1978. -№ 17.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - Спб: Питер, 2002 - 720с.
40. Рунге, В. Ф., Манусевич, Ю. П. Эргономика в дизайне среды : Учебное пособие / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. М.: «Архитектура-С», 2007.
41. Смирнова Е. О. Детская психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
42. Современные подходы к исследованию литературы о детях и для детей: материалы междунар. науч.-практ. конф. аспирантов, магистрантов и студентов, Барнаул, 16 мая 2012/ [под ред. О. И. Плешковой]. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - 111 с.
43. Средства дизайн-программирования. - М.: ВНИИТЭ, 1987. - 83 с.
44. Шульц, Д. Эстетические критерии типизации изданий / Д. Шульц. М. : Издательство «Книга», 1982.
45. Эльконин, Д. Б. Психология игры Текст. / Б. Д. Эльконин. М. : Просвещение, 1978.
46. Эльконин, Даниил Борисович. Детская психология: [Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии]/ Д. Б. Эльконин; Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - М.: Academia, 2004. - 384 с.
47. Эльконин, Даниил Борисович. Психология игры/ Д. Б. Эльконин; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.