ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КНИЖКИ-ИГРУШКИ
|
Введение 3
Глава 1 Исторические аспекты формирования книжки-игрушки 6
1.1 Этапы развития книжки-игрушки 6
1.2 Классификации и функции книжки-игрушки 11
1.3 Психолого-педагогические аспекты формирования образного мышления
младших школьников 15
Глава 2 Технологические требования проектирования детской книжки-
игрушки 20
2.1 Методические требования к проектированию книжки-игрушки 20
2.2 Дизайн концепция книжки-игрушки «Енот и полезные привычки» 25
Заключение 28
Библиографический список 32
Список иллюстраций 36
Приложение
Глава 1 Исторические аспекты формирования книжки-игрушки 6
1.1 Этапы развития книжки-игрушки 6
1.2 Классификации и функции книжки-игрушки 11
1.3 Психолого-педагогические аспекты формирования образного мышления
младших школьников 15
Глава 2 Технологические требования проектирования детской книжки-
игрушки 20
2.1 Методические требования к проектированию книжки-игрушки 20
2.2 Дизайн концепция книжки-игрушки «Енот и полезные привычки» 25
Заключение 28
Библиографический список 32
Список иллюстраций 36
Приложение
Актуальность исследования. Во время динамично изменяющейся современной культуры роль детской книги в воспитании нашего подрастающего поколения, сохраняя в главном общую направленность на активизацию познавательных процессов, развитие креативности и формирование эстетического вкуса, претерпевает существенные изменения по форме, содержанию и методам реализации этой роли.
Развитие образного мышления в процессе присвоения ребенком накопленных человечеством знаний, является одной из существенных характеристик онтогенеза его психики. С началом систематического школьного обучения, учебная деятельность становится ведущим видом деятельности ребенка. Перед ним встает задача - приобретение научных представлений и понятий, изучение законов развития природы и общества. Высокий уровень развития образного мышления - необходимое условие успешного усвоения разнообразных общеобразовательных дисциплин как естественно-математического, так и гуманитарного циклов на всех этапах обучения. Образное мышление является существенным компонентом интеллектуального процесса, той фундаментальной составляющей, которая лежит в основе самых разнообразных видов деятельности (производственной, творческой, исследовательской). Образное мышление играет существенную роль в интеллектуальном развитии младшего школьника. Однако, практика обучения постоянно обнаруживает низкий уровень развития образного мышления учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая вузом. Кроме того, исследования психологов показывают, что учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, которые требуют для своего решения сформированное образное мышление.
Книжка-игрушка отлично справляется с развитием образного мышления, как развивающий объект предметно-пространственной среды она способна привлечь внимание ребёнка трансформирующейся книжной формой и графическим оформлением; она является средством стимулирования самостоятельной творческой активности. Особенности детской книжки-игрушки, как предмета культуры, имеют значение как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребёнка. Разработанная книжка-игрушка помогает формировать образное мышление учащихся, книжка достаточно портативна и удобной для применения в учебном процессе.
Степень изученности проблемы. Научная база, по теме выпускной квалификационной работе, представляет собой обширный материал: Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста раскрыты в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, и других. В трудах кандидата педагогических наук Е.В. Дьячковой ведется исследование игровых функций книжки-игрушки и возможностей их использования в обучающем процессе младших школьников. Иллюстрация в детской книге как элемент структуры книжного издания достаточно детально рассмотрена в трудах С.М. Болховитиновой, Э.Д. Кузнецова, О.И. Подобедовой, А.А. Сидорова и др.
О.И. Победова раскрывает взаимосвязь жанровой и стилистической природы слова и изображения, от которых зависит решение художественного образа книги. Е.В. Полевина анализирует влияние иллюстрации на формирование связей визуального и вербального в мышлении ребёнка.
Работа по изучению творчества художников, иллюстрирующих детские книги, определивших пути и облик русской иллюстрации детской книги, проделана Э.З. Ганкиной. В.М.Мунипов, Л.Д. Чайнова освещают аспекты проектирования дизайн-формы предметов, с которым человек вступает в контакт. В полиграфической индустрии существуют базовые стандарты, имеющие отношение к эргономике детской книги, на допустимые параметры качества материалов, безопасности для здоровья, «эргономичного» формата книжных изданий, читабельности шрифта и т.д. Объект исследования — формирование образного мышления детей младшего школьного возраста посредством книжки-игрушки.
Предмет исследования — проектирование книжки-игрушки.
Цель исследования - разработать книжку-игрушку «Енот и полезные привычки» Задачи:
1. Изучить этапы развития книжки-игрушки
2. Выявить классификации и функции книжки-игрушки
3. Рассмотреть методические требования к проектированию книжки- игрушки
4. Разработать дизайн концепция книжки-игрушки «Енот и полезные привычки»
Методы исследования: методологической основой при написании работы являются общенаучные методы: теоретический и сравнительный анализ психолого-педагогической и методической литературы; теоретические методы: реконструкция проектных концепций детской книжки-игрушки; теоретическое моделирование, эрго-анализ; методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование); метод дизайн-проектирования.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка и приложения.
Развитие образного мышления в процессе присвоения ребенком накопленных человечеством знаний, является одной из существенных характеристик онтогенеза его психики. С началом систематического школьного обучения, учебная деятельность становится ведущим видом деятельности ребенка. Перед ним встает задача - приобретение научных представлений и понятий, изучение законов развития природы и общества. Высокий уровень развития образного мышления - необходимое условие успешного усвоения разнообразных общеобразовательных дисциплин как естественно-математического, так и гуманитарного циклов на всех этапах обучения. Образное мышление является существенным компонентом интеллектуального процесса, той фундаментальной составляющей, которая лежит в основе самых разнообразных видов деятельности (производственной, творческой, исследовательской). Образное мышление играет существенную роль в интеллектуальном развитии младшего школьника. Однако, практика обучения постоянно обнаруживает низкий уровень развития образного мышления учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая вузом. Кроме того, исследования психологов показывают, что учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, которые требуют для своего решения сформированное образное мышление.
Книжка-игрушка отлично справляется с развитием образного мышления, как развивающий объект предметно-пространственной среды она способна привлечь внимание ребёнка трансформирующейся книжной формой и графическим оформлением; она является средством стимулирования самостоятельной творческой активности. Особенности детской книжки-игрушки, как предмета культуры, имеют значение как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребёнка. Разработанная книжка-игрушка помогает формировать образное мышление учащихся, книжка достаточно портативна и удобной для применения в учебном процессе.
Степень изученности проблемы. Научная база, по теме выпускной квалификационной работе, представляет собой обширный материал: Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста раскрыты в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, и других. В трудах кандидата педагогических наук Е.В. Дьячковой ведется исследование игровых функций книжки-игрушки и возможностей их использования в обучающем процессе младших школьников. Иллюстрация в детской книге как элемент структуры книжного издания достаточно детально рассмотрена в трудах С.М. Болховитиновой, Э.Д. Кузнецова, О.И. Подобедовой, А.А. Сидорова и др.
О.И. Победова раскрывает взаимосвязь жанровой и стилистической природы слова и изображения, от которых зависит решение художественного образа книги. Е.В. Полевина анализирует влияние иллюстрации на формирование связей визуального и вербального в мышлении ребёнка.
Работа по изучению творчества художников, иллюстрирующих детские книги, определивших пути и облик русской иллюстрации детской книги, проделана Э.З. Ганкиной. В.М.Мунипов, Л.Д. Чайнова освещают аспекты проектирования дизайн-формы предметов, с которым человек вступает в контакт. В полиграфической индустрии существуют базовые стандарты, имеющие отношение к эргономике детской книги, на допустимые параметры качества материалов, безопасности для здоровья, «эргономичного» формата книжных изданий, читабельности шрифта и т.д. Объект исследования — формирование образного мышления детей младшего школьного возраста посредством книжки-игрушки.
Предмет исследования — проектирование книжки-игрушки.
Цель исследования - разработать книжку-игрушку «Енот и полезные привычки» Задачи:
1. Изучить этапы развития книжки-игрушки
2. Выявить классификации и функции книжки-игрушки
3. Рассмотреть методические требования к проектированию книжки- игрушки
4. Разработать дизайн концепция книжки-игрушки «Енот и полезные привычки»
Методы исследования: методологической основой при написании работы являются общенаучные методы: теоретический и сравнительный анализ психолого-педагогической и методической литературы; теоретические методы: реконструкция проектных концепций детской книжки-игрушки; теоретическое моделирование, эрго-анализ; методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование); метод дизайн-проектирования.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка и приложения.
Изучив историю развития книжки-игрушки, было выявлено три базовых принципа формообразования книжки-игрушки, каждый из которых можно охарактеризовать совокупностью интерактивных методов, развивающих качеств и методов трансформации книжной дизайн-формы, организованной в соответствии с функцией, материалом и способом изготовления. Книга изменялась в зависимости от технических возможностей каждой эпохи: от глиняных табличек и свитка до привычной нам формы книги - кодекса. В ходе изучения видов книжки-игрушки, стало понятно, что их можно классифицировать по многим признакам. Система классифицирования определяется целевым назначением, читательским адресом, а также спецификой его оформления и полиграфического исполнения. Так же книги можно систематизировать не только по жанрам и направлениям, но и по техническому исполнению. Например , книжки-игрушки классифицируют в зависимости от конструкции книжной формы (книжку-гармошку, книжку- ширму, книжку-забаву, книжку-поделку, книжку-панораму, книжку-фигуру, книжку-раскраску, книжку-игру и другие), по способностям, которые они развивают (сенсорные, логические, дидактические, конструкторские, коммуникативные), так же существует классификация по материалу из которого сделана книжка-игрушка (книжки из ткани, моющихся материалов, картона, пластика). В книжки игрушки часто добавляют различные дополнительные элементы, пример пуговицы, липучки, шнуровки, проигрывающие музыку и различные звуки элементы, а иногда даже небольшие фигурки с главными персонажами. Все это помогает книжке- игрушке развивать познавательные и логические способности, мелкую моторику и сенсорику, формировать представлений о красоте, добре и пользе. При взаимодействии с такой книжкой у ребенка начинает формироваться его личностное отношение к окружающей предметно-пространственной среде, эстетическое отношение к миру, а также образное мышление. Образное мышление детей младшего школьного возраста является высшей степенью познания окружающего мира. Развитие мышления в младшем школьном возрасте очень актуально, оно станет основой логического и словесного мышления, хорошо развитое мышление облегчит освоение школьных дисциплин. В данном возрасте образное мышление находится на переломном моменте, переходя от наглядно-действенного к наглядно-образному виду мышления, а после и к словесно-логическому или, как его еще называют, понятийному мышлению. Для полноценного развития образного мышления школьника, нужно научить его оперировать мыслительными операциями, для этого нужно активно заниматься различными видами умственной деятельности. Книжка-игрушка отлично подходит для развития умения пользоваться мыслительными операциями. Развивающие функции, заложенные в детских книжках-игрушках, ориентированы на накопление необходимой информации для приобретения умений, стимулирования творческих навыков и формирования образного мышления. Проектирование дизайн-формы книжки-игрушки основывается на базовых способностях, что позволяет говорить о развивающем потенциале книжки-игрушки.
Перед созданием книжки-игрушки были изучены требования к проектированию книжки-игрушки, они достаточно просты и вполне обоснованы характерными особенностями детей младшего школьного возраста, так же проектирование тесно связано с состоянием современного искусства и с достижениями живописи и дизайна. Иллюстрирование книги должно раскрывать смысл текста, помогая ребенку понять о чем эта книга. Иллюстрации книги активно воздействуют на эстетический вкус, на воображение и фантазию ребенка. Это повышает ответственность иллюстратора и заставляет тщательно изучать изображаемые объекты, углубляя получаемы ребенком знания. Группа младшего школьного возраста наиболее специфична, в этом возрасте особенности детского восприятия наиболее ярко проявлены, а значит цели и задачи поставленные перед художником усложнены и многообразны. Книжки-игрушки несут в себе утилитарные и развивающие функции. Важно помнить, что в полиграфической индустрии существуют базовые стандарты, эти стандарты указаны в санитарных правилах и нормах. Все книжные и журнальные издания для детей и подростков допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Последним этапом моей работы была практическая часть и была разработана книжка-игрушка «Енот и полезные привычки» в ходе практической работы был изучен теоретический материал (исторические этапы развития, классификации и то, как книжка-игрушка развивает образное мышление), а затем создана книжка-игрушка «Енот и полезные привычки». Перед началом работы над книжкой были изучены требования к проектированию книжки-игрушки, разработан замысел создания книжки-игрушки: определение темы, названия книги, отбор моделей игровых элементов, сбор текстового, иллюстративного, игрового материала, общий дизайн и сборка книги. Для книги была отрисованна обложка и 5 разворотов с иллюстрациями о полезных привычках, на этих разворотах даются полезные привычки и загадываются загадки. Есть разворот с игровыми элементами (часы-планер), к нему прилагаются фишки для легкого планирования режима дня взаимодействуя с часами, хранятся фишки в кармашке на обратной стороне обложки. Отрисован разворот для личных записей ребенка о режиме дня и полезных привычках, которыми он пользуется. Все отрисованно в программе Corel Draw x7. Развороты были подготовлены к печати и в последствии собраны в макет.
В процессе изучения детской книжки-игрушки, подробный анализ подвел нас к установлению главного отличия этих книг - присутствия в них игровых элементов различных конструкций. Это наблюдение, а также учет интересов конкретных младших школьников позволили нам изготовить свою книжку- игрушку. Наш проект получил продолжение - распространение опыта создания книжки-игрушки о классе среди других классов начальной школы привело к необходимости конструирования и выпуска модели-шаблона книжки-игрушки «Мой веселый дружный класс».
Перед созданием книжки-игрушки были изучены требования к проектированию книжки-игрушки, они достаточно просты и вполне обоснованы характерными особенностями детей младшего школьного возраста, так же проектирование тесно связано с состоянием современного искусства и с достижениями живописи и дизайна. Иллюстрирование книги должно раскрывать смысл текста, помогая ребенку понять о чем эта книга. Иллюстрации книги активно воздействуют на эстетический вкус, на воображение и фантазию ребенка. Это повышает ответственность иллюстратора и заставляет тщательно изучать изображаемые объекты, углубляя получаемы ребенком знания. Группа младшего школьного возраста наиболее специфична, в этом возрасте особенности детского восприятия наиболее ярко проявлены, а значит цели и задачи поставленные перед художником усложнены и многообразны. Книжки-игрушки несут в себе утилитарные и развивающие функции. Важно помнить, что в полиграфической индустрии существуют базовые стандарты, эти стандарты указаны в санитарных правилах и нормах. Все книжные и журнальные издания для детей и подростков допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Последним этапом моей работы была практическая часть и была разработана книжка-игрушка «Енот и полезные привычки» в ходе практической работы был изучен теоретический материал (исторические этапы развития, классификации и то, как книжка-игрушка развивает образное мышление), а затем создана книжка-игрушка «Енот и полезные привычки». Перед началом работы над книжкой были изучены требования к проектированию книжки-игрушки, разработан замысел создания книжки-игрушки: определение темы, названия книги, отбор моделей игровых элементов, сбор текстового, иллюстративного, игрового материала, общий дизайн и сборка книги. Для книги была отрисованна обложка и 5 разворотов с иллюстрациями о полезных привычках, на этих разворотах даются полезные привычки и загадываются загадки. Есть разворот с игровыми элементами (часы-планер), к нему прилагаются фишки для легкого планирования режима дня взаимодействуя с часами, хранятся фишки в кармашке на обратной стороне обложки. Отрисован разворот для личных записей ребенка о режиме дня и полезных привычках, которыми он пользуется. Все отрисованно в программе Corel Draw x7. Развороты были подготовлены к печати и в последствии собраны в макет.
В процессе изучения детской книжки-игрушки, подробный анализ подвел нас к установлению главного отличия этих книг - присутствия в них игровых элементов различных конструкций. Это наблюдение, а также учет интересов конкретных младших школьников позволили нам изготовить свою книжку- игрушку. Наш проект получил продолжение - распространение опыта создания книжки-игрушки о классе среди других классов начальной школы привело к необходимости конструирования и выпуска модели-шаблона книжки-игрушки «Мой веселый дружный класс».
Подобные работы
- Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного
возраста в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ КНИЖЕК-РАСКРАСОК
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018



