Введение 3
Глава 1. Теоретико- исторические аспекты создания и развития
терминологического словаря 7
1.1. Определение основных понятий исследования 7
1.2. Влияние иллюстрации на понимание школьником литературного
произведения 18
1.3. История книжной иллюстрации
Глава 2. Иллюстрация как средство более полного раскрытия содержания произведения 31
2.1. Характеристики иллюстраций к произведению Н.В. Гоголя «Ночь
перед Рождеством» 31
2.2. Этапы разработки и создания иллюстрированного терминологического
словаря по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» 34
Заключение 39
Список источников и литературы 41
Иллюстрации 45
Приложения 62
Приложение 1 63
Приложение 2
Актуальность исследования. Тема разработки дизайн-проекта иллюстрированного терминологического словаря для детей школьного возраста в настоящее время является весьма актуальной. Книга играет огромную роль в развитии личности ребенка, именно поэтому приобщение детей к чтению художественной литературы в современном обществе является важной задачей. Детская иллюстрированная литература развивает воображение ребенка, питает его внутренний мир, мотивирует на более вдумчивое прочтение произведений, их глубокое изучение. Такие книги прививают эстетический вкус юному читателю, формируют его креативность.
Иллюстрация помогает лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. Красочные картинки помогают раскрыть характеры героев.
Степень изученности проблемы. В «Толковом словаре» Ожегова С.И., «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля В.И. и в «Большом толковом словаре русского языка» С.А. Кузнецова представлены определения, которые в целом отражают понятия «термин» и «терминология». Так же встречаются словари, которые не только отражают понятия в целом, но и определяют их по назначению, такие как: «Первый толковый словарь БЭС» С.М. Снарской, «Большая Энциклопедия» Г.А. Месяца, «Большая советская энциклопедия» А.М. Прохорова.
В книге Пашаева Г.Б. «Основные принципы и меры унификации терминов» рассматривается унификация терминологических лексических единиц, как актуальная проблема лексики любого языка, главные принципы, меры и методы унификации терминов для образования терминосистемы языка.
Крижановская А. В., Симоненко Л. А. в книге «Актуальные проблемы упорядочения научной терминологии» уделяют огромное внимание
определениям: унификация, систематизация, гармонизация Рассматривают правильное упорядочение терминов.
Книга «Основные типы словарей в отечественной русистике. Лексикография русского языка.» под редакцией А. С. Герда, Л. А. Ивашко, И. С. Лутовиновой и др. рассказывает о науке лексикографии, о том какие бывают словари по виду и назначению, как выбрать нужный словарь. Отдельный пункт в книге направлен на грамотное составление словаря, правильное расположение в нем терминов.
Такие книги как: З.А. Гриценко «Методика приобщения детей к чтению», Б. Дехтерев «Познание мира и иллюстрация». В.С. Мухина «Детская психология» являются педагогическим аспектом. В этих книгах особое внимание уделено методике приобщения детей к чтению, воспитанию компетентных читателей. Даются понятия о том, что в равные временные промежутки психика ребенка проходит различные «расстояния» в развитии, претерпевает различные качественные преобразования.
Работы Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», «Психология искусства» раскрывают психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Помимо этого книга «Психология искусства» завоевала всеобщее признание и является одной из фундаментальнейших работ, характеризующих развитие советской теории искусства
В книгах А.Д. Чегодаева «Пути развития русской советской книжной графики», «Русская графика. Рисунок» автора интересовали общие закономерности развития, нашедшие свое конкретное выражение в творческих путях различных художников и в ряде наиболее значительных или наиболее характерных произведений.
В своих разысканиях общих путей развития книжной графики автор, прежде всего опирался на опыт ее признанных специалистов - художников- графиков, для которых занятия графикой и живописью были всегда совершенно равноправными и равноценными областями творческой деятельности.
Историческая иллюстрация в широком смысле слова была главным предметом размышлений и выводов.
В книге Л.С. Кудрявцевой «Художники детской книги» показано развитие детской литературы и иллюстрации, много сравнений работ разных иллюстраторов к произведениям одних и тех же авторов.
Книга Н.Д. Соколовой «О художниках книги» повествует о художниках- иллюстраторах, которые внесли огромный вклад на первых порах развития книжной иллюстрации.
Объект исследования: графический дизайн.
Предмет исследования: иллюстрированный терминологический словарь.
Цель: создать дизайн- проект иллюстрированного терминологического словаря.
Задачи:
1. Рассмотреть исторический аспект развития терминологического словаря и иллюстрации;
2. Изучить принципы составления терминологических словарей;
3. Изучить аналоги иллюстраций одного произведения, выполненных разными художниками;
4. Рассмотреть особенности смешанных графических техник;
5. Охарактеризовать особенности иллюстрации;
6. Определить место и назначение иллюстрации в современной жизни;
7. Разработать дизайн-проект иллюстрированного
терминологического словаря.
Методы исследования: Рассмотреть объект исследования в качестве комплекса взаимосвязанных компонентов позволил общенаучный системный междисциплинарный подход. Это обусловило выбор методики, предполагающей сравнительно-исторический и литературоведческие методы анализа. В процессе исследования применялись такие методы, как сбор первичной и вторичной информации, ситуационный анализ, методы системного и сравнительного анализа.
Источниковую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных художников-иллюстраторов (И.Я. Билибина, Ю.А. Васнецова, В.Е. Маковского, О. Ионайтис и др.) периодическая литература по исследуемой проблеме, данные интернет. Важнейшими источниками явились различные словари.
Объем и структура выпускной квалификационной работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается проблема исследования, указывается цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются основные понятия, такие как терминология, терминологический словарь, история его создания, даются определения таким понятиям, как иллюстрация унификация, стандартизация.
Во второй главе рассмотрены аналоги ,концепция дизайн- проекта терминологического словаря к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
В заключении обобщаются результаты исследования, и делается вывод о проделанной работе, выводы о достижении поставленной цели.
В библиографии представлен список литературы, использованной при написании данной работы.
Так же в приложении к дипломной работе представлено практическое задание по теме.
Подводя итоги проделанной работы можно сказать, что были выполнены все поставленные цели и задачи. В данной работе раскрываются особенности разработки терминологического словаря по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Развитие терминологии проходит несколько стадий: систематизация, нормализация, унификация и стандартизация, причем эти стадии логично следуют одна за другой. Следует отметить, что степень совершенства терминологии той или иной отрасли науки в значительной мере зависит от развития самой науки социолингвистики. Состояние социолингвистики с одной стороны, переживает своеобразный расцвет в связи с новым периодом языкового строительства, определяющим ее социальную востребованность, актуальность, а с другой стороны, наблюдаются и тормозящие, негативные моменты, так как решением задач восстановления социальных функций языков, созданием письменностей занимаются зачастую люди, далекие от социолингвистики, не имеющие опыта социолингвистических исследований, не знакомые с мировой практикой.
А также рассмотрен исторический аспект развития иллюстрации, исходя из этого, можно сделать вывод, что искусство иллюстрации прошло огромный путь развития.
Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка. Большая ответственность в этом благородном деле ложится на плечи художника-иллюстратора. Значительный вклад в искусство детской книжной иллюстрации внесли: Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926), Алексей Михайлович Лаптев(1905—1965), Михаил Семёнович Родионов(1885- 1956), Александр Павлович Бубнов (1908—1964).
Иллюстрированная книга наделена особыми функциями. Входя вместе с другими художественно оформленными в систему предметно эстетического
окружения, сопутствуя человеку от младенчества до старости, книга наделяет определенными образно-художественными свойствами саму среду. Книга характеризует и формирует среду, действует на эстетическое чувство человека не меньше, чем картина, скульптура, ювелирное украшение, одежда и, чем другие средства образно-художественного воздействия, с которыми мы постоянно сталкиваемся не только в домашнем окружении, но и в общественном месте или на улице.
Естественно, что всегда книга была и будет оставаться одним из главных источников воспитания детей. Она будет приучать их к хорошему, учить различать добро и зло. А книжные иллюстрации всегда будут главным помощником для писателя в передаче детям опыта предшествующих поколений.
Проблема использования словарей очень актуальна. В настоящее время существует очень много произведений с непонятными, для детей(и даже порой для взрослых), словами, именно эта проблема послужила идеей для создания наглядного( иллюстрированного) терминологического словаря.
Таким образом, был создан макет терминологического словаря по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Макет содержит два разворота с толкованием терминов и полной прорисовкой иллюстраций к терминам . А также были разработаны примеры обложек для терминологического словаря, на которых присутствуют иллюстрации, выполненные в той же технике, что и иллюстрации на разворотах. Практическая значимость работы состоит в том, что таким словарем будет удобно пользоваться школьникам при изучении повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В нем они прояснят для себя значение многих устаревших, иностранных слов и понятий, что значительно облегчит понимание школьниками классического произведения. Иллюстрации , которые сопровождают каждый термин, сделают изучение непонятных слов более интересным и увлекательным занятием.
1. Антонова, С. Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания Текст. / С. Г. Антонова // Книга : Исследования и материалы. Сб. 79. -М. : Терра, 2001.- 107с.
2. Аксенова, Галина Владимировна. Русская книжная культура на рубеже XIX-XX веков: монография/ Г. В. Аксенова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Моск. пед. гос. ун-т". - М.: МПГУ: Прометей, 2011. - 199с. - Библиогр.: с. 182-199 (307 назв.).
3. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 360с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства/ Л. С. Выготский ; [вступ. ст. А. Н. Леонтьева ; общ. ред. и коммент. В. В. Иванова]. - М.: Искусство, 1965. - 379с. - Б.ц.
5. Выготский Л.С.. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк : Кн. для учителя/ Л.С. Выготский; [Послесл. В.В. Давыдова]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 92с.
6. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учеб.пособие для вузов. - М.:Техносфера, 2005г. - 416с.,16 с.цв. вклейки,ил.
7. Герд А. С. , Ивашко Л. А. , Лутовинова И. С. и др. Основные типы словарей в отечественной русистике //Лексикография русского языка.Учебник для высших учебных заведений Российской Федерации. -СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 672с.
8. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению:[Учеб. пособие для вузов]/ З.А. Гриценко. - М.: Academia, 2004. - 313с.
9. Глоцер В. Художники детской книги о себе и своем искусстве: сб. ст. / отв. ред.В. Глоцер. М.: Книга, 1987. 305с.
10. Герд А. С. Научно-техническая лексикография // Прикладное языкознание. СПб., 1996. 307с.
11. Гейхман, Л. К. Учебный пользовательский словарь как результат учебного сотрудничества в освоении читательской компетентности / Л. К. Гейхман, И. В. Ставцева // Слово и словарь сб. науч. тр. — Гродно: ГрГУ, 2013. —176с.
12. Дехтерев. Б. Иллюстрация - произведение художественное // Детская литература. - 1969. - № 4.- 84с.
13. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. - 1972. - № 3. - 63с.
14. Крижановская А. В., Симоненко Л. А. Актуальные проблемы упорядочение научной терминологии. - Киев: Наукова думка, 1987. - 161с.
15. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1998., 240с.
16. Коржев Г.М. Художник и книга для детей // Детская литература: сб. статей. М., 1974.-784c.
17. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. Издательство: Детство- Пресс, 2004 г - 190с.
18. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребёнка / А. Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. М., 1959.-304c.
19. Лейчик В. М. Прикладное терминоведение и его направления // Прикладное языкознание. СПб., 1996. С. 286c.
20. Молок Ю.О. О художнике детской книги // Пушкин А.С. Сказки. - М: - Детская литература. 1983г. - 307с.
21. Мухина В.С. Детская психология. - Москва.: Просвещение, 1985.,340с.
22. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб. : Питер, 2006. - 240с. : ил.
23. Рёбрушкина И. А. Ориентирующие свойства терминов (на материале русской лингвистической терминологии). - Нижний Новгород: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского 2005. - 18с.
24. Реформатский, А. А. Что такое термин и терминология / А. А. Реформатский ; АН СССР, Ин-т языкознания. - М., 1959. - 14с.
25. Сидоров А.А. История оформления русской книги / А.А. Сидоров. - М.: Книга, 1964. - 391с.
26. Халилова С. Язык и терминология. - Баку: Изд.-во АГУ, 1988. - 132с.
27. Чегодаев А.Д. Пути развития русской советской книжной графики. - М.: Искусство, 1955. 365 с. с илл.
28. Чегодаев А. Д. Русская графика. Рисунок. Эстамп. Книга. 1928-1940. М., 1971.-486с.
Интернет-ресурсы
29. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт 1998 г.[Электронный ресурс] // URL: http://enc- dic.com/(дата обращения 22.03.2017).
30. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes.html
31. Большая советская энциклопедия: В 30 т., 1969-1978. [Электронный ресурс] //URL:http://bse.slovaronline.com (дата обращения 27.04.2017)
32. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866. [Электронный ресурс] // URL: http:// dic.academic.ru(дата обращения 27.04.2017).
33.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.¬994 с. [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru (дата обращения 25.04.2017)
34. Основные принципы и меры унификации терминов. [Электронный ресурс] // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-i-mery-unifikatsii-terminov (дата обращения 25.04.2017)
35. Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений [Электронный ресурс] // URL: http://www.maam.ru/detskijsad/rol-ilyustracii-v-ponimani-detmi-literaturnyh-proizvedenii.html(дата обращения 23.04.2017)
36. Книжные иллюстрации-как источник воспитания младшего поколения
школьников. [Электронный ресурс] // URL:
https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения 20.04.2017)