Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №92752

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ 9
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕГИОНЕ
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ 24
РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА 41
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. В условиях трансформации информационного пространства социума: возрастания роли информации, знания и образования, модернизации социальных коммуникаций, роста объемов информации в цифровом формате и тенденции обесценивания печатного документа - актуализируется научная проблема обеспечения стабильности передачи знаний подрастающему поколению. Решению данной проблемы способствуют социокультурные институты, в число которых входят библиотеки, обслуживающие детей и подростков. В соответствии с федеральным законом «О библиотечном деле», читатели библиотек детского и юношеского возраста относятся к особым группам пользователей и имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках Министерства культуры РФ, а также в библиотеках общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки1.
Существует недооценка и непонимание миссии и роли библиотек, обслуживающих детей и подростков, в формировании ответственной и грамотной личности, которая являлась бы достойным членом гражданского и информационного общества. В то же время опыт профессиональной общественности и международная практика ясно показывают, что среди ключевых целей в процессе библиотечного обслуживания должны быть отмечены «создание и стимулирование навыков чтения у детей с раннего возраста, поддержка индивидуального и официального образования, а также и самообразования, создание возможностей персонального творческого развития, стимулирование воображения и творчества у детей и молодежи, поддержка и участие в программах по повышению грамотности всех возрастных групп и стимулирование такого рода деятельности» . Деятельность библиотек должна оказать содействие развитию грамотности, получению информационных умений, созданию навыков непрерывного самообразования, приобщению детей к мировой культуре.
Актуальность исследования государственной поддержки
библиотечного обслуживания детей связано с тем, что, не являясь образовательным учреждением, библиотека выступает в качестве партнёра учебных заведений, реализуя разнообразные проекты в сфере дополнительного образования, в библиотеке формируется особое образовательное пространство, одна из основных целей которого - мотивировать ребёнка на самостоятельное и увлекательное добывание знаний. Необходимы существенный количественный рост и повышение качества библиотечных программ, предназначенных детям и направленных на гуманитарное, естественнонаучное и техническое образование, патриотическое, эстетическое, экологическое просвещение и воспитание детей. Важнейшим вектором развития библиотечного обслуживания детей должно стать организация пространства коммуникации для представителей различных социальных, культурных, этнических и конфессиональных групп местного сообщества.
Степень изученности проблемы. В последние годы растет число работ, специально посвященных исследованию различных аспектов деятельности библиотек, библиотечного и информационно -
библиографического обслуживания. В работах преобладает анализ отдельных сторон, аспектов, явлений новой реальности. В целом ряде исследований библиотека моделируется как социальный институт, однако при этом используются различные методологические подходы. С гуманистических позиций рассматривает современную библиотеку
Е.Ю. Гениева 2 , выстраивая библиотеку как центр межкультурных
коммуникаций. Р.С. Мотульскийи, И.В. Чаднова анализируют библиотеку как культурно-цивилизационный феномен, способный и в дальнейшем играть важную общественную роль 3 . С позиций информационно­документального подхода библиотеку представляют в своих трудах О.И. Бабина, Р.А. Барышев, М.В. Белоколенко, А.О. Селезнев,
Ф.Т. Шодманова 4 . Глубокое исследование библиотеки как элемента информационного пространства провела Т.Ф. Берестова5.
В работах С.А. Антоненко, М.Я. Дворкиной, Е.Ю. Качановой дается подробный анализ социальных функций библиотеки, присущих ей во все времена6 . Трансформации социальной миссии библиотеки посвящены работы И.К. Джерелиевской, Н.И. Диской, Н.М. Свергуновой,
исследовавшие функции, которые, по мнению авторов, должны получить свое развитие в информационном обществе7.
С.А. Зуденкова, Э.Р. Мерсалимова, Е. Пальчикова исследовали проблемы предоставления муниципальных услуг в сфере библиотечного обслуживания населения 1. Развитие библиотечного обслуживания детей и подростков представлено в трудах Н.Г. Колесниковой, Л.В. Стародубцевой, С.М. Хабибрахмановой8.
Недостаточное научно-практическое внимание к данной проблеме послужило определяющим фактором в выборе темы работы, цели и задач, объекта и методов, а также направлений использования полученных результатов.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью развития библиотечного обслуживания детей и недостаточной разработанностью механизма государственной поддержки данного процесса на региональном уровне.
Объект исследования - система управления развитием библиотечного обслуживания детей.
Предмет исследования - технологии и механизмы эффективной государственной поддержки развития библиотечного обслуживания детей в Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию государственной поддержки развития библиотечного обслуживания детей в Белгородской области.
Реализация указанной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
• исследовать теоретические основы развития библиотечного обслуживания детей в современных российских условиях;
• обобщить практику управления государственной поддержкой развития библиотечного обслуживания детей в Белгородской области;
• определить основные мероприятия, направленные на формирование оптимального механизма государственной поддержки развития библиотечного обслуживания детей в регионе.
Теоретико-методологические основы исследования. Основой для рассмотрения специфики формирования региональной системы управления развитием библиотечного обслуживания детей послужили современные теоретические положения социологии управления и библиотековедения9.
В работе используются методы исследования: сравнительный, системный, ситуационный, а также статистический анализ и анализ нормативно-правовых актов. Для решения поставленных задач применялись диалектический и аналитический методы, а также комплексный и стратегический подходы к изучаемым процессам и явлениям.
Эмпирической базой исследования выступают нормативно-правовые документы, регламентирующие процессы организации и осуществления управления демографическим развитием, такие как Конституция РФ, Указы Президента, Приказы Министерства образования и науки10, региональные
9
нормативно-правовые акты 11 12 , а также статистическая информация
Федеральной службы государственной статистики, характеризующая современное состояние библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации и в Белгородской области.
Практическое значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что идеи, выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы для дальнейшего развития научных исследований в области развития библиотечного обслуживания детей, а также при разработке нормативной правовой базы и программных мероприятий по библиотечному обслуживанию детей в Белгородской области.
Апробация результатов дипломного проекта осуществлялась в управлении культуры Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы происходит децентрализация государственного управления культурой и её компоненты - библиотечной сферы. Региональные и муниципальные власти в целях оптимизации бюджетных расходов на содержание публичных библиотек объединяют детские библиотеки с юношескими или библиотеками для взрослых. Библиотечное обслуживание детей в ряде случаев из специализированного и приоритетного становится рядовой задачей библиотек для взрослых, что напрямую противоречит положению о необходимости «реализации системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек», сформулированному в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Целью государственной поддержки развития библиотечного обслуживания детей выступает содействие развитию библиотечного дела и создание условий для эффективного функционирования библиотек, обслуживающих детей, в соответствии с запросами ребёнка, общества и государства. Государственное участие направлено на усиление роли специализированных детских библиотек и библиотек, обслуживающих детей, в Российской Федерации как значимого ресурса развития общества, культуры и образования, на развитие библиотечного дела как современной высокотехнологичной отрасли.
Права детей на информационное и библиотечное обслуживание закреплены в ряде документов, к числу которых, в первую очередь, относится Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации в сфере библиотечного дела.
Актуальными задачами в сфере государственной поддержки развития библиотечного обслуживания детей выступают разработка и проведение на
59 федеральном и региональном уровнях научных и прикладных исследований в области детской литературы, детского чтения; изучение читательской деятельности подрастающего поколения в ракурсе социологии, психологии, педагогики на социокультурном фоне; изучение деятельности библиотеки и других социальных институтов по продвижению чтения, координация деятельности региональных центров детского чтения; разработка стратегий продвижения и пиара чтения; изучение проблем культуры чтения и формирования информационной культуры личности и общества; обобщение и трансляция лучших методик и опыта привлечения детей к чтению, практическая работа с детьми и родителями.
Государственную поддержку библиотечного обслуживания детей в Белгородской области осуществляет Управление культуры Белгородской области. В рамках Управления выделен Отдел развития социально-­культурной деятельности, библиотечного дела и взаимодействия с органами местного самоуправления. Право детей на библиотечное обслуживание обеспечивается системой библиотек, обслуживающих детей. Система библиотек, обслуживающих детей, включает в себя: государственную детскую библиотеку и иные государственные детские библиотеки; муниципальные детские библиотеки; библиотеки общеобразовательных учреждений; частные детские библиотеки; иные библиотеки, обслуживающие детей.
Библиотечные услуги детям в Белгородской области предоставляют государственная детская библиотека А.А. Лиханова, 42 муниципальные специализированные детские библиотеки и 552 общедоступные библиотеки области, обслуживающие детей. Ежегодно увеличивается количество модельных детских библиотек, что свидетельствует о развитии ресурсов и услуг детских библиотек. По итогам 2016 года насчитывается 17 модельных детских библиотек. 2 муниципальные детские библиотеки, МКУК «Грайворонская районная детская библиотека» и МКУК «Чернянская районная детская библиотека», наделены статусом юридического лица. В
60
течение года произошло объединение детской и общедоступной библиотек-
филиалов в Валуйском районе.
Основными недостатками в библиотечном обслуживании детей в Белгородской области выступают: отставание формирования фондов библиотеки от требований сегодняшнего дня; низкий уровень обновляемости книжных фондов библиотек - при нормативе 10% уровень обновляемости библиотечных фондов держится на отметке всего 3%; кадровая проблема; снижение интереса к чтению, особенно у старшеклассников; недостаточное внимание к проблемам детского чтения и его роли для всестороннего развития детей со стороны родителей; недостаточное внедрение в практику работы библиотек, обслуживающих детей, эффективных методов психолого­-педагогического взаимодействия; слабое вовлечение детей в процесс активной творческой и читательской деятельности в летнее время.
Приоритетными направлениями государственной поддержки развития библиотечного обслуживания детей выступают: внедрение в практику работы библиотек, обслуживающих детей, эффективных методов психолого-­педагогического взаимодействия с детьми, подростками и их родителями; обобщение и распространение библиотечного опыта работы с детьми; приобщение детей к систематическому чтению; поиск эффективных методов работы с книгой; усиление индивидуальной работы с читателями; духовное и нравственное воспитание; экологическое просвещение; пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании; психологическая поддержка читающего ребенка; библиотечное обслуживание детей- инвалидов, сирот и детей из малообеспеченных семей.
Целью реализации проекта «С книгой - в будущее!» выступает создание условий для возрождения культуры детского, семейного чтения, повышение статуса читающего ребенка, создание позитивного образа детской библиотеки, а также воспитание у детей и подростков потребности к чтению, повышение престижа чтения, улучшение его структуры и качества. Основным приоритетом библиотечного обслуживания детей продолжает
61 оставаться деятельность по поддержке и развитию читательской активности юных белгородцев. Проект предусматривает создание комфортных условий для читательского роста ребенка и оказание информационно-методической поддержки библиотекам региона, осуществляющих библиотечное обслуживание юных читателей.
В целях дальнейшего развития государственной поддержки библиотечного обслуживания детей необходимо сформулировать ряд практических рекомендаций в Управления культуры Белгородской области:
• обеспечить проведение акции «Летний книжный круиз» на территории региона, направленной на формирование активной читательской и творческой деятельности и организацию досуга детей и подростков в летнее время;
• реализовать предлагаемую группу мероприятий «На крыльях Книги - в мир игры и творчества», в том числе фестиваль детского творчества «Это чудо великое - Книга!»;
• организовать во всех детских библиотеках региона индивидуальную работу с семьями - «Читаем всей семьей» для привлечения внимания к детской книге и проблемам детского чтения родителей для всестороннего развития детей (возраст 3-6 лет);
• обеспечить финансирование предлагаемых мероприятий.


1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон
№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ред. от 3 июля 2016 г. № 312-ФЗ) //
Российская газета. - 2016. - № 149.- 8 июля.
3. О библиотечном деле [Текст] : федер. закон № 78-ФЗ от
29 декабря 1994 г. (ред. от 3 июля 2016 г. №342-ФЗ) // Российская газета. -
2016. - № 149.- 08 июля.
4. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Текст] : Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012.- № 23. - Ст. 2994.
5. О выделении в 2016 году из резервного фонда Президента Российской Федерации денежных средств на комплектование книгами для детей и юношества фондов государственных и муниципальных библиотек [Текст]: Распоряжение Президента РФ от 2 июня 2016 г. № 151-рп // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 23. - Ст. 3309.
6. Об утверждении Концепции развития школьных
информационно-библиотечных центров [Текст] : Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 // Вестник образования России. - 2016. - № 17.
7. О государственной поддержке развития библиотечного обслуживания детей в Белгородской области [Текст] : Закон Белгородской области от 12 июля 2004 г. № 128 // Белгородские известия. - 2004. - № 119­120.- 16 июля.
8. О библиотечном деле в Белгородской области [Текст] : Закон Белгородской области от 9 ноября 1999 г. № 81 (ред. от 2 ноября 2015 г.) // Белгородские известия. - 1999. - № 178-180.- 26 ноября.
9. Об учреждении ежегодного регионального конкурса «Лучший юный читатель года» [Электронный ресурс] : Постановление Губернатора Белгородской обл. от 17 февраля 2015 г. № 15 (ред. от 1 ноября 2016 г. № 115) // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим доступа: http://www.zakon.belregion.ru.
10. Об утверждении Положения об управлении культуры Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Белгородской области от 28 июля 2006 г. № 90-рп (ред. от 1 февраля 2016 г. № 29-рп) // Офиц. сайт Управления культуры Белгородской области. - Режим доступа: http://www.belkult.ru/about/polozhenie-ob-upravlenii.
11. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года № 526-пп (ред. от 14 марта 2016 г. № 65-пп) // Офиц. сайт Управления культуры Белгородской области. - Режим доступа: http://www.belkult.ru/activity/gosudarstvennyie-programmyi.
12. Аналитический доклад: «Об итогах работы управления культуры области, государственных учреждений культуры и искусства, органов культуры муниципальных образований области в 2016 году, задачах отрасли на 2017 год» [Электронный ресурс] : Офиц. сайт Управления культуры Белгородской области : [Сайт] / Белгород, - 2012-2017 - Режим доступа: http://www.belkult.ru/activity/analiticheskaya-i-statisticheskaya-informacziya.
13. Анохина, Е.Ю. Детское чтение и интернет [Текст] / Е.Ю. Анохина // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2016. - № 30-1. - С. 7-20.
14. Антоненко, С.А. Социальные функции сельской библиотеки [Текст] / С.А. Антоненко // Библиотековедение. - 2010. - № 5. - С. 26-29.
15. Бабина, О.И. Имитационное моделирование библиотечной системы обслуживания [Текст] / О.И. Бабина, Р.А. Барышев, А.О. Селезнев // Статистика и экономика. - 2015. - № 5. - С. 143-148...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ