Введение 4
I. Теоретико-методологические основы исследования социальной ответственности агропромышленного бизнеса и факторов ее формирования
1.1 Генезис исследования социальной ответственности бизнеса 15
1.2 Социальная ответственность агропромышленного бизнеса как объект
социологического исследования 28
1.3 Общая характеристика факторов формирования социальной
ответственности бизнеса 46
II. Методика и результаты исследования социальной ответственности агропромышленного бизнеса в Алтайском крае
2.1 Методика социологического исследования факторов формирования
социальной ответственности агропромышленного бизнеса 58
2.2 Факторы формирования социальной ответственности агропромышленного
бизнеса в Алтайском крае (по результатам экспертного опроса) 65
2.3 Основные направления реализации социальной ответственности
агропромышленного бизнеса в Алтайском крае (по результатам анкетирования) 81
2.4 Государственная политика стимулирования социально ответственных
работодателей в Алтайском крае 89
Заключение 96
Библиографический список 103
Приложение 1 112
Приложение 2 116
Приложение 3
Актуальность темы исследования. В современном мире формирование и развитие социальной ответственности бизнеса становится все более актуальной и востребованной темой. Социальная ответственность бизнеса - это относительно новое явление для России, ее развитие стало заметным в условиях институционализации рыночных отношений и усиления конкуренции. Социальная ответственность бизнеса постепенно приобретает новые формы, приспосабливаясь к изменяющимся макроэкономическим и социальным условиям. Проблемы, связанные с формированием социальной ответственности сегодня являются важными в становление и процветание бизнеса особенно в регионах.
Алтайский край является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов не только Сибири, но и России. Здесь социальная ответственность с каждым годом занимает всё более значимое место в деятельности бизнеса в целом и особое место в агропромышленном бизнесе, который играет важную роль в развитии региона. Количество предприятий, осуществляющих социальную ответственность в агропромышленном комплексе, растет.
Огромную роль в формировании социальной ответственности агропромышленных предприятий играет государственная социально-экономическая политика. В последние годы региональные органы власти принимают активное участие в решении проблемы привлечения местного бизнеса к социальной ответственности. Однако органам власти пока не удалось вовлечь бизнес в политику социальной ответственности, а также охватить тех, кто реально является социально ответственным работодателем, но не принимает участие в конкурсах. Вместе с тем участие агропромышленного бизнеса в социальной политике остается неравномерным. Это связано с отсутствием единых принципов социальной ответственности, т.е. каждое предприятие самостоятельно определяет направления своей социальной деятельности, исходя из собственного понимания социальной ответственности. В связи с этим для эффективного развития социальной ответственности агропромышленного бизнеса необходимо четко понимать какие факторы ее формируют.
Степень научной разработанности темы. Основы социальной ответственности бизнеса впервые были рассмотрены американскими исследователями в 40-е - 50-е годы XX века. Существенное значение в данной концепции сыграли работы экономистов: А. Берли и Г. Минза, Г. Боуэна, К. Дэвиса, К. Уолтона, Дж. Макгуири, С. Сети. Американские исследователи считали, что корпорация в современном мире становится частнопредпринимательским институтом, который не может быть свободным от социальной ответственности. Особую роль среди исследований социальной ответственности занимают труды экономиста М. Фридмана. В его работах последовательно прослеживается либеральный взгляд на социальную ответственность.
В 70-х гг. выходят в свет работы американских авторов Р. Акермана, В.С. Фредерика, Д. Вуд, Дж. Поста, Л. Престона. Отличительной особенностью их работ является внимание к практической составляющей концепции социальной ответственности. В конце 1970-х гг. появилась теория корпоративной социальной ответственности А. Кэролла.
Среди современных трудов зарубежных авторов по проблеме социальной ответственности бизнеса можно выделить работы С. Хилтона, Д. Гиббонса, Ф. Котлера. Авторы подвергают анализу опыт ведущих западных компаний в этой области, исследуют проблему повышения эффективности социальных и благотворительных проектов компании.
Интерес отечественных исследователей к проблеме социальной ответственности бизнеса проявился только в последние несколько лет. Так, некоторые авторы обосновали актуальность социальной ответственности бизнеса в российских условиях и ее роль в развитии современной экономики и общества, адаптировали международные концепции корпоративной социальной ответственности, разработали практические рекомендации и т.д. Среди исследователей и экспертов, внесших существенный интеллектуальный вклад, важно отметить А.Н. Шохина, Л.А. Фиглина, М.И. Корсакова, С.Е. Литовченко, М. И. Либоракину, Б.М. Шпотова, В. Н. Якимца, М.В. Киварину, С.П. Перегудова и ряд других экспертов.
Изучением агропромышленного бизнеса занимаются Дж. Дэвис, Р. Гольдберг, М.Трейси, А. Хоскинг. В своих работах они раскрывают сущность понятия «агробизнес». Рассматривая агропромышленный бизнес как объект социологического исследования важно обратимся к работам М. Грановеттера, Э.П. Томпсона и Дж. К. Скотта, где рассматривается историческое развитие хозяйственных систем и совершенствование экономической жизни, а также способы мотивации хозяйственной деятельности и принципы моральной экономики крестьянства.
Вопросы социальной ответственности агропромышленного бизнеса освещены в трудах отечественных ученных. К авторам таких работ относятся: Е.С. Строев, З.И. Калугина, О.П. Фадеева, П. П. Великий, Г.Ф. Остапенко, А. А. Хагуров. В их работах отражены основные направления социально - ориентированной деятельности сельского бизнеса, раскрыты его особенности и факторы формирования социальной ответственности.
Эмпирические исследования социальной ответственности агропромышленного бизнеса были осуществлены В.В. Пациорковским, А.А. Куракиным, А.В. Капкиной, А.М. Сергиенко, Лапшиной Г.В. и Лапшиным Ю.А и ряд других.
Несмотря на то, что тема социальной ответственности изучается давно, ее проблематика не теряет своей актуальности и на сегодняшний день.
Объект исследования: социальная ответственность агропромышленного бизнеса.
Предметом исследования являются факторы формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса.
Цель исследования: выявить факторы формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса в Алтайском крае и на основе полученных данных разработать предложения.
Для реализации цели предполагается решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические аспекты изучения социальной ответственности бизнеса;
2) рассмотреть социальную ответственность агропромышленного бизнеса как объект социологического исследования;
3) выделить факторы формирования социальной ответственности бизнеса;
4) разработать методику исследования социальной
ответственности агропромышленного бизнеса;
5) определить факторы формирования социальной
ответственности агропромышленного бизнеса в Алтайском крае;
6) проанализировать основные направления реализации социальной ответственности агропромышленного бизнеса в Алтайском крае;
7) охарактеризовать государственную политику стимулирования социально ответственных работодателей в Алтайском крае.
Гипотеза-основание: на формирование социальной ответственности агропромышленного бизнеса влияет ряд факторов, обусловленных в первую очередь спецификой агропромышленного комплекса, а также традициями сельского сообщества.
Гипотезы-следствия:
1. Основными теоретическими подходами к изучению социальной ответственности бизнеса являются концепция «социальной ответственности бизнесмена» (Г. Боуэн, К. Дэвис) и концепция «корпоративной социальной ответственности» (А. Кэролл), а также концепция моральной экономики выживания Дж. Скотта.
2. В современной науке отсутствует целостное теоретическое представление о социальной ответственности агропромышленного бизнеса.
3. Основными факторами формирования социальной ответственности являются: политика органов власти и местного самоуправления и финансовое состояние предприятия.
4. Методика социологического исследования социальной ответственности агропромышленного бизнеса, основанная на применении количественных методов исследования (анкетный опрос, экспертный опрос), а также традиционного анализа литературы и документов, позволяет выявить основные факторы формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса.
5. Основными направлениями реализации социальной ответственности агропромышленного бизнеса, осуществляемыми в рамках предприятий являются следующие: обеспечение безопасности труда, поддержание стабильной заработной платы, уплата налогов. К направлениям, ориентированным на сельское сообщество относятся спонсорство сельских мероприятий, помощь образовательным учреждениям и благоустройство села.
6. Главным фактором формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса является финансово-экономическое положение предприятия и влияние сельского сообщества.
7. В последнее десятилетие повысилась роль государственных органов управления в стимулировании социально ответственных работодателей.
Теоретико-методологической базой магистерского исследования являются: 1) концепция «социальной ответственности бизнесмена» (Г. Боуэн, К.Дэвис) и концепция «корпоративной социальной ответственности» (А. Кэролл) - при определении сущности социальной ответственности бизнеса; 2) концепция заинтересованных сторон (теория стейкхолдеров) Р.Э. Фримен) - при анализе позиций заинтересованных сторон в сфере бизнеса; 3) концепция моральной экономики выживания Дж. Скотта - при раскрытии особенностей социальной ответственности в сфере сельского хозяйства; 4) концепция социальной укорененности М.Грановеттера - при анализе социально-экономических отношений между предприятием и окружающей средой;
5) фундаментальные труды по социологии села и сельского бизнеса - для изучения различных аспектов жизни села как социально-территориальной общности и ее влияния на бизнес (З.И. Калугина, О.П. Фадеева, И.Е. Ильина, Т.И. Заславская).
Методы исследования: традиционный анализ литературы и документов, анкетирование и экспертный опрос.
Информационная база исследования:
1) монографии, результаты научных исследований отечественных ученых (А.В. Капкина, А.А. Куракин, О.П. Фадеева, А.А. Хагуров, З. И. Калугина, и др.);
2) результаты экспертного опроса руководителей агропромышленных предприятий (N=6, 2016);
3) результаты анкетного опроса работников агропромышленных предприятий (N=72, 2016);
4) опрос директоров сельских предприятий Алтайского края (N=5, 2013, 2015);
5) статистические данные Федеральной службы государственной статистики за 2015г.
6) нормативно-правовые документы: международный стандарт «Руководство по социальной ответственности ISO 26000»; указ Губернатора Алтайского края «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края» (№ 22 от 12 марта 2015 г.); указ Губернатора Алтайского края «О проведении ежегодного краевого конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года» (№ 52 от 30.04.2014); реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края (от 17.04.17).
Научная новизна:
1) Сформулировано теоретическое представление о социальной ответственности агропромышленного бизнеса в рамках концепций социальной ответственности бизнеса и на основе идей и представлений об агропромышленном бизнесе. Изучена и проанализирована информация о факторах формирования социальной ответственности бизнеса.
2) Разработана методика социологического исследования факторов формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса Алтайского края.
3) Выявлены факторы формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса Алтайского края.
4) Определены основные направления реализации социальной ответственности агропромышленного бизнеса Алтайского края.
5) Установлена роль государственных органов управления в стимулировании социально ответственных работодателей в Алтайском крае.
6) Разработаны предложения по развитию социальной ответственности агропромышленных предприятий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методологически эффективными для анализа факторов формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса является применение взаимодополняющих друг друга концепций социальной ответственности бизнеса, концепции «моральной экономики выживания» и «социальной укорененности», что позволяет комплексно рассмотреть социальную ответственность агропромышленного бизнеса.
2. Социальная ответственность агропромышленного бизнеса находится в процессе формирования, ее отличительными чертами является зависимость агробизнеса от политики государства; высокий физический и моральный износ; низкая инвестиционная привлекательность отрасли; ориентированность на традиционную модель занятости; психологическая неготовность к реализации принципов социальной ответственности.
3. Наиболее адекватными методами, позволяющими исследовать факторы формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса Алтайского края являются анкетный опрос работников и экспертный опрос руководителей агропромышленного бизнеса.
4. Факторы формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним относятся: политика региональных органов власти и местного самоуправления; уровень развития нормативно-правовой базы; экономическое положение и развитие сельскохозяйственной отрасли, к (внутренним: развитие сельской инфраструктуры; традиции, обычаи и менталитет на селе; моральные установки, ценности руководителей агропромышленных предприятий; финансовое состояние агропромышленных предприятий; кадровая политика в сельской местности.
5. Основными направлениями реализации социальной ответственности агропромышленного бизнеса, осуществляемыми в рамках предприятий являются следующие: обеспечение безопасности труда, поддержание стабильной заработной платы, уплата налогов. К направлениям, ориентированным на сельское сообщество относятся спонсорство сельских мероприятий, помощь образовательным учреждениям и благоустройство села.
6. Роль государственных органов управления в формировании социальной ответственности бизнеса в Алтайском крае проявляется в стимулировании социально ответственных работодателей благодаря краевому конкурсу «Лучший социально ответственный работодатель года».
7. Для развития социальной ответственности агропромышленных предприятий в регионе необходимо: совершенствовать механизм организации и проведения конкурса социально ответственных предприятий путем расширения критериев социальной ответственности бизнеса, а также повышения степени информированности о его проведении; проведении; расширить практику использования государством экономических инструментов стимулирования социально ответственного поведения предприятий путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов, софинансирования социально значимых проектов, морального поощрения руководителей социально ответственных предприятий; создавать условия для формирования адекватного представления руководителей о социальной ответственности бизнеса.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечиваются: значительной теоретико-методологической основой исследования, последовательной операционализацией основных теоретических понятий, применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам диссертационного исследования (традиционного анализа документов, анкетного опроса, экспертного опроса). Содержательной и качественной является библиография диссертационной работы: она содержит 95 источников.
Теоретическая значимость исследования. Более четко сформулированы (определены) имеющиеся ранее представления о социальной ответственности агропромышленного бизнеса. Диссертационное исследование вносит вклад в развитие современного социологического знания, в частности, социологии и этики бизнеса, экономической и аграрной социологии.
Практическая значимость работы. Результаты магистерской диссертации могут быть полезны ученым и практикам в области социальной политики, социологии бизнеса. Разработанные предложения могут быть использованы региональными и местными органами власти, а также руководителями агропромышленных предприятий в целях развития социальной ответственности бизнеса.
Апробация результатов исследования.
1. Результаты исследования были представлены в виде докладов и материалов на III Региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» (2016 г.), IV Региональной молодежной конференции «Мой наука!» (2017 г.) и московской международной научно-практической конференции ИГСУ РАНХиГС (2017 г.).
2. Сергиенко А.М., Старосвет Е.А. Социально ориентированная политика агробизнеса: современные практики и факторы развития // Материалы Международной научно-практической конференции «Государственное управление и развитие России: модели и проекты». - М.: Проспект, 2017. - Том 3. - С. 667-675.
3. Сергиенко А.М., Старосвет Е.А. Стимулы развития социальной ответственности агробизнеса // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей. Вып. 8: в 2 ч. / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2017. - Ч. 1. - С. 137-146.
4. Старосвет Е.А. Развитие института социально ответственных работодателей в регионе (на примере Алтайского края) // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сб. ст. / АлтГУ; [отв. ред. О. Н. Колесникова, Е. А. Попов]. - Барнаул: Изд-во АлтГУ. - Вып. 8: [в 2 ч.], ч. 1. - 2016. - С. 106-109.
Структура работы.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (96 наименований), приложений. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы исследования социальной ответственности агропромышленного бизнеса и факторов ее формирования. Во второй главе представлена методика и результаты исследования социальной ответственности агропромышленного бизнеса в Алтайском крае, а также предложен ряд предложений по ее развитию. Общий объем диссертации составляет 133 страницы, включая 3 приложения. В приложении 1 описаны критерии отнесения работодателей Алтайского края к категории «социально ответственный и социально ориентированный работодатель». В приложении 2 представлен инструментарий для экспертного опроса руководителей агропромышленных предприятий. В приложении 3 представлен инструментарий для анкетного опроса работников агропромышленных предприятий.
Сегодня региональный бизнес (в том числе и малое предпринимательство) хорошо знакомо с термином «социальная ответственность». Однако российскому бизнесу еще сложно реализовывать социальные практики в обществе настолько, как это принято в мировом сообществе. Тем не менее проблема социальной ответственности бизнеса в российском государстве формируется все более отчетливо. В настоящее время бизнесу необходимо осознать, какие социальные функции он может на себя взять, при каких условиях он будет максимально заинтересован в выполнении принятых на себя социальных обязательств и какие факторы способствуют развитию социально-ответственного поведения.
Теоретико-методологической основой исследования являются следующие подходы: концепция «социальной ответственности бизнесмена» (Г. Боуэн, К.Дэвис); концепция «корпоративной социальной ответственности» (А. Кэролл); концепция заинтересованных сторон (теория стейкхолдеров) Р.Э. Фримен).
Рассмотрение различных теоретических подходов к формулировки понятия «социальная ответственность бизнеса» позволяет сделать вывод об отсутствии единого определения. Зарубежные и российские авторы рассматривают ее с разных сторон, однако, наиболее точное и полное определение социальной ответственности дано в Международном стандарте «Руководство по социальной ответственности». В результате появления многочисленных теорий, посвященных социальной ответственности бизнеса, в настоящее время сформировалось 3 концепции, на которые опираются авторы при раскрытии понятия «социальная ответственность бизнеса». К ним относятся: концепция «корпоративного эгоизма»; концепция «корпоративного альтруизма»; концепция «разумного эгоизма».
В диссертационной работе под социальной ответственностью бизнеса мы понимаем взаимосвязь власти, общества и бизнеса, где целью компании является не только повышение прибыли, а также социальные, гражданские и моральные обязательства, направленные на рост всеобщего благосостояния.
В настоящее время социальная ответственность формируется во всех отраслях экономики, включая агропромышленный бизнес. Анализ литературы показал, что социальная ответственность агробизнеса находится на этапе становления, так как на данный момент лишь небольшое число организаций осуществляют ее в агропромышленным комплексе. При характеристике социальной ответственности агропромышленного бизнеса мы опираемся на концепцию моральной экономики Дж. Скотта и концепцию социальной укорененности М. Грановеттера. Существующие социально ориентированные практики в сельском сообществе описанные в концепции моральной экономики Дж. Скотта совершаются в традиционных обществах, которые ориентированы на взаимопомощь и поддержку, а значительную роль в их реализации занимает руководитель предприятия со своей личной инициативой, моральными установками и ценностными ориентациями. М. Грановеттер показал сочетание социально-экономических связей между членами некоторого предприятия и окружающей их средой, что способствует росту доверия со стороны общества.
Агробизнес способствует социально-экономическому развитию сельских территорий. Главную роль здесь занимают КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства), которые поддерживают местные сообщества, обеспечивают рабочими местами сельскую местность и занимаются благотворительной деятельностью. В данной работе мы под социальной ответственностью агропромышленного бизнеса понимаем ответственность агропромышленных предприятий, направленная на поддержание своего хозяйства путем решение социальных проблем села, а также социальной поддержки своих работников и жителей.
Анализ теоретико-методологических основ социологического исследования факторов формирования социальной ответственности бизнеса показал, что существует совокупность внешних и внутренних условий, влияющих на роль предприятия в решении социальных вопросов общества. Мы выделили ключевые факторы формирования социальной ответственности бизнеса. К внешним относятся: политика региональных органов власти и местного самоуправления; уровень развития нормативно-правовой базы; экономическое положение и развитие сельскохозяйственной отрасли, к внутренним: развитие сельской инфраструктуры; традиции, обычаи и менталитет на селе; моральные установки, ценности руководителей агропромышленных предприятий; финансовое состояние агропромышленных предприятий; кадровая политика в сельской местности.
За основу проведенного исследования взята разработанная автором теоретическая модель исследования факторов формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса. Центральное место занимает блок «Социальная ответственность агробизнеса». Изучая социальную ответственность бизнеса, мы отдельно рассматриваем ее внешние и внутренние направления. Каждое из направлений социальной ответственности представлено конкретными мероприятиями. Следующий блок включает факторы формирования социальной ответственности, которые мы объединили в три группы: факторы макроуровня, факторы микроуровня и факторы, связанные со спецификой КФХ. Факторы обладают различной степенью влияния на формирование социальной ответственности предприятия. Третий блок составляют результаты, полученные при формировании социальной ответственности на предприятии
В соответствии с целью, задачами исследования автором разработана методика изучения социальной ответственности агропромышленного бизнеса. С учетом ранее накопленного методологического и методического опыта в исследовании социальной ответственности бизнеса, в основе методики социологического исследования факторов формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса в Алтайском крае положено использование сочетания анкетного опроса работников и экспертного опроса руководителей агропромышленных предприятий, а также был использован вторичный анализ данных материалов социологических опросов (глубинное интервью) директоров сельхозпредприятий Алтайского края, проведенных в 2013 г. и 2015 г. на базе Некоммерческого партнерства «Центр социально-экономических исследований и региональной политики» под руководством А.М. Сергиенко.
Анализ результатов экспертного опроса руководителей и анкетного опроса работников позволил сделать вывод о том, что социальная ответственность агропромышленного бизнеса в Алтайском крае активно распространяется в сельском сообществе. Однако представление руководителей сельских предприятий о содержании понятия «социальная ответственность бизнеса» неоднозначно, но все же преобладает узкая юридическая трактовка этого определения.
Рассматривая социальную ответственность бизнеса, мы основываемся на социально ориентированные практики, которые осуществляет предприятие. Среди внешних наибольшее распространение в сельском хозяйстве получили: поддержка деятельности и обновления материальной базы школ; материально-техническая помощь администрации; благоустройство села, а также финансирование культурных и спортивных мероприятий. Среди внутренних: материальная помощь нуждающимся работникам; льготное питание; премирование отличившихся работников.
В социальной ответственности агропромышленного бизнеса можно выделить внутреннюю и внешнюю ее составляющие. Внешняя составляющая социальной ответственности ограничивается рамками сельского сообщества. Внутренняя социальная ответственность агропромышленного бизнеса направлена на поддержку собственного персонала. В ходе опроса выяснилось, что внешняя социальная ответственность у всех предприятий в основном связана с взаимодействием с сельским сообществом и местной властью, а также обращена на спонсорство. А внутренняя направлена на уплату налогов, обеспечение безопасности труда и поддержание стабильной заработной оплаты каждого сотрудника.
Результаты нашего исследования позволили выявить различные факторы, которые влияют на формирование социальной ответственности агропромышленного бизнеса. Определяющим фактором является финансово-экономическое состояние предприятия. Немаловажным остаются кадровые проблемы как фактор социально ориентированной политики агропромышленных предприятий: ухудшение качественного состава кадров сельского хозяйства, острая нехватка специалистов, способных эффективно работать в рыночных условиях. Кроме этого были выделены такие факторы, как обеспечение конкурентного уровня заработной платы работников, наличие постоянной части заработной платы; перспектива развития сельского хозяйства; добровольная благотворительная деятельности; отношение с селом и местными органами власти; создание справедливых и прозрачных систем оценки и вознаграждения персонала. Таким образом, преимущество отдается экономическим факторам. В некоторых случаях учитываются также сельские традиции и ценности руководителей предприятий . Особое место занимают специфические факторы, которые работают в сфере агробизнеса - это коллективные социальные сети в сельской местности и моральные принципы взаимопомощи.
Значительную роль в развитии социальной ответственности агропромышленных предприятий играет государственная политика стимулирования. В Алтайском крае главную роль занимают региональные органы управления, которые проводят различные мероприятия, направленные на повышение социальной ответственности работодателей.
Проведенный социологический анализ социальной ответственности агропромышленного бизнеса Алтайского края, а также ее факторов формирования и направлений позволяет нам сделать вывод о том, что на формирование социальной ответственности агропромышленного бизнеса влияют факторы, обусловленные в первую очередь спецификой агропромышленного комплекса, а также традициями сельского сообщества. Подтвердилась выдвинутая гипотеза, согласно которой во всех агропромышленных предприятиях основными направлениями реализации социальной ответственности агропромышленного бизнеса, осуществляемыми в рамках предприятий являются следующие: обеспечение безопасности труда, поддержание стабильной заработной платы, уплата налогов. К направлениям, ориентированным на сельское сообщество относятся спонсорство сельских мероприятий, помощь образовательным учреждениям и благоустройство села. Гипотеза о том, что главными факторами формирования социальной ответственности агропромышленного бизнеса является финансово-экономическое положение предприятия и влияние сельского сообщество также подтвердилась. Слабость процесса социальной ответственности агропромышленного бизнеса послужило основанием для разработки предложений в рассматриваемой области. Для развития социальной ответственности агропромышленных предприятий необходимо: совершенствовать механизм организации и проведения конкурса социально ответственных предприятий путем расширения критериев социальной ответственности бизнеса, а также повышения степени информированности о его проведении; расширить практику использования государством экономических инструментов стимулирования социально ответственного поведения предприятий путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов, софинансирование социально значимых проектов, морального поощрения руководителей социально ответственных предприятий; создавать условия для формирования адекватного представления руководителей о социальной ответственности бизнеса.
Направлениями дальнейшего исследования могут стать исследование специфики социальной ответственности крестьянско-фермерских хозяйств; оценка эффективности применения неэкономических стимулов по развитию социальной ответственности сельского бизнеса; проблемы использования принципов социальной ответственности в крестьянско-фермерских хозяйствах; роль социальной ответственности в формировании инвестиционной привлекательности агробизнеса; сравнительный анализ социально-ориентированных практик агропромышленного бизнеса в регионах России.
1. Алтайское село: тенденции и механизмы социального развития: колл. Монография / Науч. Ред. А.Я. Троцковский. - Барнаул, 2011.
2. Беляев И.Ю. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография. - М.: КНОРУС, 2008. - 246 с.
3. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010.
4. Братющенко С.В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. - С. 166-178.
5. Бугай Ю.А., Акишина М.Л., Влияние корпоративной социальной ответственности сельского бизнеса на занятость сельского населения и развития сельских территорий / Ю. А. Бугай, М. Л. Акишина, А.А. Фанненштиль // Вестн. Алт. Гос. Аграр. Ун-та. - Барнаул, 2015. - №6 (128). - С.143-148.
6. Бушмин И.А. Формирование социально ответственного поведения работодателей: программа действий на региональном рынке труда / Бизнес: социальное измерение (современные аспекты корпоративной социальной ответственности) / под ред. Бушмина И.А. - Барнаул: Изд-во АКЦОТ, 2010. С. 4-12.
7. Бушмин И.А. Формирование института социальной ответственности бизнеса в регионе / Бизнес: социальное измерение (современные аспекты корпоративной социальной ответственности) / под ред. Бушмина И.А. - Барнаул: Изд-во АКЦОТ, 2012. - 192 с.
8. Великий П.П. Российская аграрная социология: этапы, имена, идеи // Социс. - 2008. - №7. - С.101-108.
9. Великий П.П. Сельская действительность (социологический ракурс) // Социс. - 1996. - № 10. - С.35-43.
10. Гогуля О.П., Кудинова И.П. Социальная ответственность аграрного бизнеса // Вестник АПК Верхневолжья. - Киев, 2013. - №3 (23). - С.23-26.
11. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов. - М., 2003. - 312 с.
12. Государственная программа Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы (в ред. от 02.02.2017).
13. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 131-158.
14. Грановеттер М. Социологический и экономический подходы к анализу рынка труда: социально-структурный взгляд // Экономическая социология. - М.: ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ», 2011. - Т.12. - №2. - С. 49-79.
15. Гуков А.В. Успешное производство как предпосылка социальной
ответственности сельхозпредприятия / Бизнес: социальное измерение
(современные аспекты корпоративной социальной ответственности) / под ред. Бушмина И.А. - Барнаул: Изд-во АКЦОТ, 2010. - С. 93-96.
16. Гурьянова Н. Социальная ответственность агробизнеса и элементы ее реализации / Н. Гурьянова, Н. Бекренова // Международныйсельскохозяйственный журнал. - М.,2015. - № 3. - С. 16-19.
17. Денисов, В.О. О стимулировании социально ответственной деятельности субъектов хозяйствования в регионах России / В.О. Денисов // Общество и экономика. - 2007. - № 8. - С. 72 - 82.
18. Зубренкова О.А. Формирование системы государственной поддержки малых форм хозяйствования // Вестник НГИЭИ . - 2011. - №5 (6). - С. 83-91.
19. Ивченко С. В. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С.В. Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева. /Фонд "Институт экономики города", 2003. 154 с.
20. Институт исследований Мирового банка (Djordjija Petkoski, Saskia Kerse- maekers, AlisaValderania. Corporate Social Responsibility and Sustainable Competitiveness //worldbank.com).
21. Иншаков О.В. Социальная ответственность как
императив институционального механизма адаптации предприятия к рыночным условиям хозяйствования / О.В. Иншаков, Н.Н. Лебедева, Г.Г. Набиев. - Волгоград: ВолГУ, 2003. - 52 с.
22. Информационный портал Алтайского края по труду и занятости населения: [Электронный ресурс]. Барнаул, 2017. URL:http://trud22.ru/.(Дата обращения: 29.04.17).
23. Информация о победителях и призерах конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года»: [Электронный ресурс]. Барнаул, 2017. URL:http://trud22.ru/partner/konkurs/arh/.(Дата обращения: 03.05.17).
24. Калугина З.И., Фадеева О.П. Российская деревня в лабиринте реформ: социологические зарисовки. - Новосибирск: Изд-во ИЭОНП СО РАН, 2009. - 340 с.
25. Капкина А.В. Проблемы социальной ответственности бизнеса в современной России / А.В. Капкина // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - М., 2012. - № 4 (24) / том 5. - С. 109-117.
26. Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность / М.В. Киварина // Экономический журнал. - М., 2011. - Т. 23, №3. - С. 116-121.
27. Кононова А.О. Современное состояние, проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств / А.О. Кононова // Молодой ученый. — 2015. — №6.5. — С. 84-86.
28. Костин В.Ю. Агробизнес как специфическая форма координации АПК: теоретические основы и практические реализации: дис. канд. экон. наук / В.Ю. Костин. - Орел, 2006. - 150 с.
29. Кудряшов В.И., Кузьминская С.С. Роль малых форм хозяйствования в сохранении и развитии села // Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2007. - С. 218-220.
30. Куракин А.А. «Кулундар»: роль сельскохозяйственных предприятий в жизни сельских сообществ / А.А. Куракин // Крестьяноведедение. - М.: Изд-ий дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - №9. - С.167-193.
31. Лаптева Л. Г. Социальная ответственность бизнеса.
Корпоративная отчетность — новый фактор взаимодействия бизнеса и общества: сб. статей, лекций и выступлений / под ред. М.: Деловой экспресс, 2004. - 178 с.
32. Лапшина Г.В., Александрова Н.Р. Участие агробизнеса Ульяновской области в социальном развитии села: монография / Г.В. Лапшина, Н.Р. Александрова. - Ульяновск: УГСВХА им. П.А. Столыпина, 2013. - 223 с.
33. Лапшина Г.В., Лапшин Ю.А. Результаты исследований социальной ответственности агробизнеса Ульяновского региона // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Агробизнес в устойчивом развитии сельской местности. - Ульяновск: УГСВХА им. П.А. Столыпина, 2013. - С. 60-63.
34. Литовченко С.Е. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под. ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — С. 15.
35. Международный стандарт «Руководство по социальной ответственности ISO 26000».
36. Меренкова И.Н. Развитие агробизнеса на сельских территориях: монография / И.Н. Меренкова, О.Ю. Савенкова. - Липецк - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. - 159 с.
37. Метельская Е.А. Современные проблемы развития малого агробизнеса и пути их решения // Научный вестник южного институту менеджмента. - 2016. - №3 (15). - С. 13-19.
38. Никитина Л. М. Факторы формирования корпоративной социальной ответственности с позиции требований времени и институциональной среды // Вестн. Воронеж. Гос. ун-та. Сер. Экономика и упр. - 2008. - № 2. - С. 21-25.
39. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон РФ от 11.06.2003 N 74-ФЗ (в ред. от 23.06.14).
40. О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края: указ Губернатора Алтайского края от 12.03.2015 №22.
41. О проведении ежегодного краевого конкурса «Лучший социально ориентированный работодатель года»: указ Губернатора Алтайского края от 30.04.14 №52.
42. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (в ред. от 03.07. 16).
43. Остапенко Г.Ф. Корпоративная социальная ответственность: учеб. пособие / Г.Ф. Остапенко. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун¬та, 2012. - 112 с.
44. Официальный сайт Алтайского края: [Электронный ресурс]. Барнаул, 2017. URL:http://www.altairegion22.ru.(Дата обращения: 04.05.17).
45. Палацци М. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе / М. Палацци, Дж. Статчер . — 1997. — С. 17.
46. Пациорковский В. В. Сельская Россия: 1991 - 2001 гг. - М., 2003. 136 с.
47. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
48. Российское село в условиях глобальных вызовов: коллектив моногр. / под общ. ред. В.И. Староверова. - Уфа: БАГСУ, 2014. - 280 с.
49. Ростов Ю.Е. Магистерская диссертация по социологии: Как ее подготовить, оформить и защитить? (Учебно-методическое пособие). - Барнаул: Изд-во ФС АлтГУ, 2006. - 123 с.
50. Сергиенко А.М. Сельский бизнес как субъект социальной политики /
Бизнес: социальное измерение (современные аспекты корпоративной
социальной ответственности) / под ред. Бушмина И.А. - Барнаул: Изд-во АКЦОТ, 2010. - С. 81-86.
51. Сергиенко А.М. Социальная политика агропромышленного бизнеса: современные направления и тенденции развития в Алтайском крае / Бизнес: социальное измерение (современные аспекты корпоративной социальной ответственности) / под ред. Бушмина И.А. - Барнаул: Изд-во АКЦОТ, 2012. - 192 с.
52. Сергиенко А.М. Сельский бизнес и социальная политика // Рынок труда Алтая. - 2010. - № 4. - С. 56-58.
53. Сергиенко А.М., Старосвет Е.А. Социально ориентированная политика
агробизнеса: современные практики и факторы развития // Материалы
Международной научно-практической конференции «Государственное управление и развитие России: модели и проекты». - М.: Проспект, 2017. - Том 3. - С. 667-675.
54. Сергиенко А.М., Старосвет Е.А. Стимулы развития социальной ответственности агробизнеса // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей. Вып. 8: в 2 ч. / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2017. - Ч. 1. - С. 137-146.
55. Скотт Дж. К. «Моральная экономика крестьянина. Бунт и выживание в Юго-Восточной Азии». 1976 г. с.5.
56. Смыслы сельской жизни (Опыт социологического анализа) / под ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2016. - 368 с.
57. Стивен П. Менеджмент. / П. Стивен, М. Коултер // 6-е издание.: пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2004. — С. 192-195.
58. Строев Е.С. Агропромышленный комплекс России на рубеже XXI века/ Е.С. Строев // Международный сельскохозяйственный журнал. —2000. — № 1. — С. 3—8.
59. Сытых О.Л. Социальная ответственность бизнеса в современной России: противоречивая реальность / Актуальные проблемы социологии бизнеса / под ред. В.В. Нагайцева. - Барнаул: изд-во Алтайского государственного университета, 2016. - С. 15-23.
60. Томпсон Э.П. Плебейская культура и моральная экономика. Статьи из английского социальной истории XYIII и XIX вв. // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в образах и рефератах. - М., 1996. - С. 180-198.
61. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику. Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа 1995. 431 с.
62. Троцковский А.Я., Родионова Л.В., Сергиенко А.М.
Устойчивое развитие сельских территорий в контексте социальных проблем развития Алтайского края // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2/1 (66). - С. 324-333.
63. Троцук И.В. Возможности метода кейс-стади в изучении социальных проблем села // Вестник РУДН. Серия «Социология». - 2007. - №4.
64. Узун В.Я. Крупный и малый бизнес в сельском хозяйстве России: адаптация к рынку и эффективность. - М.: «Энциклопедия российских деревень», 2004.
65. Фадеева О.П. Сельские сообщества и хозяйственные уклады: от выживания к развитию / под ред. З.И. Калугиной. - Новосибирск: ИЭО1111 СО РАН, 2015. - 264 с.
66. Фадеева О. П. Социальная ответственность сельского бизнеса / О.П. Фадеева // Никоновские чтения. - М.: ГНУ ВИАПиИ им. А.А. Никонова РАСН, 2009. - №14. - С. 467-469.
67. Фиглин Л. А. Модель управления качеством социальной ответственности организации / Л.Фиглин // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 2.
68. Хагуров А.А. Социология российского села: монография / А.А. Хагуров, - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. - С. 174-183.
69. Хоскинг А. Предпринимательство в конце XX века. М., 1992
70. Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: учебник: пер. с англ. / Дэвид Кэмпбел, Джордж Стоунхаус, Билл Хьюстон. - М. : Проспект, 2003. - 334 с.
71. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. - М., 1989.
72. Чепурено А.Ю. Социология предпринимательства: учебное пособие. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - С. 290-318.
73. Чирикова А.Е., Шилова Л.С. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, Н.Ю. Лапина, С.В. Шишкин / Независимый институт социальной политики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 232 с.
74. Чудинов О.О. Корпоративная социальная ответственность в агробизнесе (на примере Красноярского края) / О.О. Чудинов // Вестник АПК Ставрополя. - Ставрополь, 2015. - №4 (20). - С. 356-362.
75. Шанин Т. Понятие крестьянства // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. - М.: «Прогресс-Академия», 1992. - С.545-554.
76. Шпотов Б. М. «Деловая этика и менеджмент: современные подходы» / Б. Шпотов // Пробл. теории и практики упр. - 2002. - № 1. - С. 89-94.
77. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с.
78. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы/ - М.: Наука, 1972. - 240 с.
79. Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman. - Harper & Row: N. Y., 1953/
80. Carroll A. B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders // Business Horizons, 1991. - № 34 (4). - P: 39-48.
81. Carroll A. B. 1999. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct // Business and Society, 1999. - № 38 (3). - P: 268-295.
82. Davis K. The Meaning and Score of Social Responsibility / K. Davis // Contemporary management. Issues and Viewpoints. - EnglewoodClifts, 1974.
83. Davis J.H. From agriculture to agribusiness // Harvard Business Review, 1956. - № 34 (1). - P: 107-115.
84. Davis J.H., Goldberg RA. A Concept of Agribusiness. Division of Research. Boston. - Harvard Business School, 1957.
85. Frederick W.C. The growing concern over business responsibility // California Management Review, 1960. - Vol. 2. - P: 54-61.
86. Freeman R. E. Stakeholder Management: A Stakeholder Approach. - Marshfield, MA: Pitman Publishing, 1984.
87. Freeman R. E., Evan W. M. Corporate Governance: A Stakeholder Interpretation // The Journal of Behavioral Economics, 1990. - Vol.19. - № 4. - P: 337-359.
88. Friedman M. Capitalism and Freedom. - Chicago: University of Chicago Press, 1962.
89. Friedman M. The Social Responsibility of Business Is to Increase Its Profits // New York Times Magazine, 1970 September 13.
90. Goldberg R. A. Agribusiness coordination: A systems approach to the wheat, soybean, and florida orange economies.- Harvard Business School, 1968.
91. Levitt T. The Dangers of Social Responsibility / T. Levitt // Harvard Business Review, 1958. - Vol. 36. - № 5. - P: 41-50.
92. McGuire J. W. Business and Society. - McGraw-Hill: N. Y., 1963
93. Sethi S.P. Japanese Business and Social Conflict. A Comparative Analysis of Response Patterns with American Business / S.P. Sethi. - Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1975.
94. Walton C.C. Corporate social responsibilities / C.C. Walton. - Belmont, CA: Wads worth, 1967.
95. Wicks A. C., Gilbert D. R., Freeman R. E. A Feminist Interpretation of the Stakeholder Concept // Business Ethics Quarterly. - 1994. - Vol.4. - № 4. P: 475¬497.
96. Wood D.J. Corporate social performance revisited / D.J. Wood // Academy of Management Review. -1991. - №16 (4). - Р: 691-718.