ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 9
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ 29
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 48
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Формирование демократической правовой государственности - сложный процесс, обусловленный последовательной реализацией принципа разделения властей, эффективным функционированием механизма государственной власти и воспитанием конституционной культуры и сознания должностных лиц и рядовых граждан. Институциональная ценность выборов - одного из институтов прямой демократии - проявляется, в частности, в деятельности государства по организационно-правовому опосредованию избирательного процесса. Демократическая ориентация избирательного процесса предполагает деятельность избирательной комиссии по обеспечению его законности.
Народ как источник власти и носитель суверенитета в Российской Федерации, принимая Конституцию государства, определил местное самоуправление базовой ценностью общества и государства. Государство характеризуется в Основном законе как правовое и демократическое, признающее и гарантирующее самостоятельность данной формы публичной власти. В преамбуле Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией, закреплен общий подход к организации местного самоуправления в присоединившихся к этому документу государствах, согласно которому данная форма публичной власти осуществляется на основе принципов демократии и децентрализации власти.
Формирование органов государственной власти и местного самоуправления происходит в результате волеизъявления населения в соответствии с принятыми законами о выборах. Важнейшим элементом организационно-правового обеспечения выборов является система избирательных комиссий. Избирательные комиссии представляют собой организационный механизм, обеспечивающий периодическое демократическое обновление избираемых органов. Успешное проведение выборов зависит как от качества законодательства о выборах, так и от умения его применения в ходе всего избирательного процесса.
При этом деятельность самих избирательных комиссий должна быть предметом комплексного и целенаправленного совершенствования со стороны государства. Преодоление отчужденных форм взаимоотношений между гражданским обществом и государством предполагает расширение общественных начал организации и функционирования избирательных комиссий. Следовательно, проблема взаимодействия избирательных комиссий с органами публичной власти и институтами гражданского общества весьма актуальна в настоящее время. Будучи непосредственно вовлеченными в политические процессы избирательные органы обязаны обеспечить легитимность власти, потенциально способствовать стабильности политической системы и эффективности государственного и муниципального управления. Однако без тесного взаимодействия с другими органами власти и институтами гражданского общества это не представляется возможным в полной мере. Таким образом, организация работы избирательных комиссий муниципальных образований в настоящее время имеет как теоретический, так и практический интерес.
Степень изученности проблемы. Вопросы о правовом статусе избирательных комиссий, их положении как элементов системы являются предметом обсуждения на страницах научной литературы. В частности, указанные проблемы раскрыты в работах Т.Т. Алиева, В.И. Андреева, И.М. Аничкина, М.С. Аракеляна, В.В. Комаровой, А.В. Макарова, Н.М. Миронова, Т.Ю. Нестеровой.
В научной и учебной литературе можно выделить труды исследователей, таких как И.Г. Верзилина, А.А. Горячих, Л.М. Давлятерова, П.Е. Добровольский, И.В. Захаров, С.М. Иошина, А.Н. Кокотова 3 4 и др., которые рассматривали избирательное право с различных сторон в связи с изменением законодательства в современных условиях.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности избирательных комиссий рассматривали А.Э. Адигамов, З.Р. Битиева, В.В. Пылин, А.Р. Хайруллина, Е.С. Шугрина5.
И.С. Алехина, А.А. Макарцев, М.С. Матейкович, Е.В. Модина, В.Н. Сучилин6 изучали устройство системы избирательных комиссий, в целом, и муниципальных избирательных комиссий, в частности.
Вместе с тем, вопросы организации работы избирательных комиссий муниципальных образований остаются в настоящее время недостаточно изученными, чем и определено формулировка проблемы, цели и задач исследования...
Избирательная комиссия муниципального образования - это коллегиальный муниципальный орган, формируемый в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов, муниципальными правовыми актами, обеспечивающий организацию и проведение выборов, проведение местного референдума, организацию голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, организацию голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Избирательные комиссии муниципальных образований, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, имеют аппараты, структура и штаты которых устанавливаются комиссиями самостоятельно. Замещение работниками аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, должностей муниципальной службы определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Взаимодействие избирательных комиссий с органами власти и институтами гражданского общества многогранно, постоянно совершенствуется и преобразуется, что позволяет говорить о необходимости его своевременной правовой регламентации. В связи с этим представляется целесообразным разработка общей концепции и комплексной целевой программы развития современной избирательной системы, отвечающей практике прозрачных и конкурентных политических выборов, учитывающей тенденции и перспективы взаимодействия избирательных комиссий с органами государственной власти, местного самоуправления и институтами гражданского общества.
В компетенцию Избирательной комиссии муниципальной района входит организация подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума. Избирательная комиссия является муниципальным органом, но не входит в структуру органов местного самоуправления. Избирательная комиссия Белгородского района формируется
Муниципальным советом района в количестве двенадцати членов с правом решающего голоса сроком на пять лет в порядке, предусмотренном федеральным законом, законами Белгородской области и Уставом муниципального района «Белгородский район».
Основными направлениями деятельности избирательной комиссии Белгородского района выступают: реализация комплекса мероприятий избирательной комиссии Белгородского района по подготовке и проведению единого дня голосования; оказание правовой, методической, информационной, организационно-технической помощи участковым избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов; организация информационно-разъяснительной деятельности; осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан, своевременное рассмотрение жалоб, заявлений на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, других участников избирательного процесса; взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам оказания содействия избирательным комиссиям района в реализации их полномочий; осуществление целенаправленной и систематической работы по профессиональной подготовке организаторов выборов, методическому обеспечению деятельности избирательных комиссий всех уровней и повышению правовой культуры избирателей различных возрастных групп, в т.ч. и будущих избирателей; реализация плана мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами, в период подготовки и проведения выборов.
Основными, актуальными на сегодняшний день, проблемами организации деятельности избирательной комиссии Белгородского района являются: отсутствие самостоятельности и независимости, не смотря на то, что эти принципы формально законодательно закреплены; проблема формирования избирательной комиссии: незаинтересованные и недостаточно квалифицированные члены избирательной комиссии муниципального образования; недостаточность кадров в некоторых случаях; федеральное избирательное законодательство не предусматривает права избирательных комиссий субъектов РФ принимать нормативные правовые акты по вопросам своей компетенции.
В соответствии с выявленными проблемами были предложены следующие пути совершенствования организации деятельности избирательных комиссий муниципальных образований: совершенствование избирательного законодательства, а в частности: уточнение статуса избирательных комиссий, закрепление их положения в Конституции РФ, внесение поправок в законодательство касающееся вопросов кадровой политики избирательных комиссий муниципальных образований; для решения проблемы профессионализма членов избирательных комиссий было предложено: увеличение возрастного ограничения на вступление в
избирательную комиссию с 18 до 21 года, а также увеличение требований к профессионализму работников; учитывая особенности региона при формировании избирательных комиссий муниципальных образований, позволить комиссиям участвовать в законотворческом процессе, вносить свои предложения по совершенствованию деятельности избирательных комиссий.
К реализации предлагается Проект «Создание и организация работы молодежной избирательной комиссии Белгородского района Белгородской области». Цель реализации проекта - создать Молодежную избирательную комиссию Белгородского района Белгородской области из числа учащихся общеобразовательных школ, студентов ВПО и СПО в целях формирования до 01.03.2018 года 20% резерва организаторов выборов из числа молодежи и вовлечения 100% молодых и будущих избирателей в подготовку и проведение мероприятий по повышению правовой культуры с применением избирательных технологий и тайного голосования на выборах органов детского и студенческого самоуправления.
Планируемыми конкретными результатами реализации проекта выступают: привлечение к участию не менее 2400 учащихся школ в мероприятиях по повышению правовой культуры и выборах органов детского самоуправления в возрасте от 6 до 18 лет; привлечение к участию не менее 600 студентов СПО и ВПО в мероприятиях по повышению правовой культуры и выборах органов студенческого самоуправления и молодежных парламентов; организация не менее 150 участников проекта, проходящих ежегодное обучение по организации выборов; организация не менее 100 человек в резерве членов молодежных участковых избирательных комиссий Белгородского района Белгородской области.
В целях дальнейшего совершенствования организации деятельности избирательной комиссии Белгородского района Белгородской области необходимо предложить ряд рекомендаций в адрес органов местного самоуправления муниципального образования:
• провести отбор участников Проекта в формате заочного конкурса;
• провести выездной обучающий семинар для участников Проекта;
• организовать проведение Молодежного Турнира по парламентским дебатам по избирательной тематике «Открытая трибуна»;
• осуществить проведение интеллектуальной игры «Выборы - это интересно!»;
• создать молодежные совещательные органы и молодежные избирательные комиссии при муниципальных избирательных комиссиях Белгородского района Белгородской области.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г. № 474-ФЗ) // Российская газета. - 2016. - № 298. - 30 декабря.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г. № 501-ФЗ) // Российская газета. - 2017. - № 1. - 9 января.
4. Молодежная электоральная концепция [Электронный ресурс] :
постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 221/1429-6 // Офиц. сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - Режим доступа:
http: //www.cikrf.ru/law/decree_of_cec/2014/03/12/221-1429-6. html.
5. Избирательный кодекс Белгородской области [Электронный
ресурс] : Закон Белгородской обл. от 1 апреля 2005 г. № 182 (ред. от 29 декабря 2016 г. № 139) // Вестник нормативных правовых актов
Белгородской области. - Режим доступа: http://www.zakon.belregion.ru.
6. О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в
реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и депутатов представительных органов муниципальных образований Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление губернатора Белгородской обл. от 29 июня 2016 г. № 64 // Вестник
нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим доступа: http: //www.zakon.belregion.ru.
7. Устав муниципального района «Белгородский район» Белгородской области [Текст] : Решение Совета депутатов Белгородского района Белгородской обл. от 31 июля 2007 г. № 309 (ред. от 25 февраля
2016 г.) // Знамя. - 2007. - № 107-108. - 05 сентября.
8. Об избирательной комиссии муниципального района
«Белгородский район» Белгородской области [Текст] : Решение
Муниципального совета Белгородского района Белгородской обл. от 11 декабря 2012 г. № 524 // Знамя. - 2012. - № 286. - 18 декабря.
9. Об итогах регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Белгородского района по состоянию на 1 января
2017 года [Электронный ресурс] : Постановление избирательной комиссии
муниципального района «Белгородский район» Белгородской области от 27 января 2017 г. № 74/478 // Официальный сайт органов местного
самоуправления муниципального района «Белгородский район» Белгородской области. - Режим доступа: http://belrn.ru/izbiratelnaya- komissiya/normativnaya-baza/.
10. О плане работы избирательной комиссии Белгородского района
на 2017 год [Электронный ресурс] : Постановление избирательной комиссии муниципального района «Белгородский район» Белгородской области от 27 декабря 2016 г. № 73/468 // Официальный сайт органов местного
самоуправления муниципального района «Белгородский район» Белгородской области. _ Режим доступа: http://belrn.ru/izbiratelnaya-
komissiya/normativnaya-baza/.
11. О Медиа-плане информационно-разъяснительной деятельности Избирательной комиссии Белгородского района в средствах массовой информации и сети «Интернет» в период подготовки и проведения выборов Губернатора Белгородской области 10 сентября 2017 года [Электронный ресурс] : Постановление избирательной комиссии муниципального района «Белгородский район» Белгородской области от 30 марта 2017 г. № 76/495 // Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального
74
района «Белгородский район» Белгородской области. - Режим доступа:
http://belrn.ru/izbiratelnaya-komissiya/normativnaya-baza/.
12. Адигамов, А.Э. К информационно-аналитическому обеспечению деятельности избирательных комиссий [Текст] / А.Э. Адигамов, З. Р. Битиева, А. Р. Хайруллина // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2015. - № 1. - С. 351-354.
13. Алексеев, И. Избирательное право и процесс в Российской Федерации [Текст] / И. Алексеев, Д. Белявский. - М. : Проспект, 2015. - 210 с.
14. Алехина, И.С. Система избирательных комиссий в Российской Федерации [Текст] / И.С. Алехина // Управленческое консультирование. - 2014. - № 4 (64). - С. 127-134.
15. Алиев, Т.Т. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации [Текст] / Т.Т. Алиев, И.М. Аничкин // Современное право. - 2012. - № 5. - С. 61-65...