Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения корпоративной культуры 12
1.1 Теоретические подходы к формированию корпоративной культуры 12
1.2 Принципы формирования корпоративной культуры фитнес-клубов и её
функции в обеспечении эффективного функционирования организаций 36
1.3 Методика и методология социологического исследования корпоративной
культуры в фитнес-клубах 47
Глава 2. Влияние корпоративной культуры на развитие фитнес-клубов г. Барнаула (на основе исследования сети фитнес-клубов «Аврора») 55
2.1 Содержание и структура корпоративной культуры сети фитнес-клубов
«Аврора» 55
2.2 Факторы влияния корпоративной культуры на развитие сети фитнес-клубов «Аврора» 75
2.3 Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры сети
фитнес-клубов «Аврора» 83
Заключение 92
Приложение 1
Приложение 2
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей значимостью корпоративной культуры в управлении организациями. Зарубежные страны начали уделять данной проблеме должное внимание уже с конца ХХ века. Это обусловлено тем, что в быстроразвивающемся информационном обществе конкуренция возрастает и для увеличения потенциала организации нужно обращать внимание не только на внешние факторы развития, но и на внутренние. Всё больший исследовательский интерес эта тема вызывает не только потому, что она занимает междисциплинарное положение, но и имеет высокую практическую значимость для организаций. Подобную проблематику можно увидеть в таких дисциплинах как: экономика, психология, социология, политология и др.
Исследование корпоративной культуры предоставит возможность более эффективно и грамотно управлять организациями, выработать меры и технологии по реструктуризации их деятельности. Поскольку предприятия отличаются разнообразием, то и отношения внутри них многогранны и сложны. Постоянное внимание к данной теме, совершенствование и дополнение теоретической части поможет компаниям повысить внутреннюю управляемость и внешнюю эффективность в быстроразвивающемся обществе.
В России только в начале XXI века стали обращать внимание на корпоративную культуру как на основной показатель, необходимый для правильного понимания управления компанией. При постановке и достижении единой цели сотрудниками увеличивается их доход и прибыль компании, улучшается качество и культура обслуживания клиентов, вследствие этого повышается престиж и востребованность организации в целом.
Современную, успешную компанию сложно представить без корпоративной культуры, в которой заключено множество аспектов. Являясь неотъемлемой частью данного понятия, построение целей и ценностей, стратегий качества, нравственных принципов и правил поведения работников формируют индивидуальный облик организации, поддерживая её высокую репутацию в деловом сообществе.
Поэтому, корпоративная культура в современной России требует специального рассмотрения и решения проблем в зависимости от актуальных тенденций и специфики развития, как конкретных компаний, так и страны в целом.
Для деятельности организаций, оказывающий услуги в сфере сервиса, большое значение имеет межличностное общение «производитель- потребитель», а так же личные качества наёмного персонала. Существенное влияние на поведение сотрудников оказывает сложившаяся в организации корпоративная культура, которая воздействует тем самым на работу предприятия в целом. В настоящее время, одним из представителей сервисных предприятий, занимающим всё большую долю рынка, являются организации, оказывающие спортивно-оздоровительные услуги. Спецификой данных компаний является предоставление фитнес-услуг напрямую клиенту, что подразумевает высокий уровень сервиса. Именно поэтому немаловажным являются хорошо разработанные элементы корпоративной культуры: единые нормы поведения сотрудников, общая цель и единые ценности, разделяемые всеми членами коллектива, уникальный имидж, привлекающий новых клиентов. Отсюда и возникает потребность в работе над формированием эффективной корпоративной культуры и грамотном развитии коллектива сотрудников.
В последнее десятилетие одним из национальных приоритетов России стала пропаганда здорового образа жизни, что послужило толчком для активного развития массового спорта. Соответственно по всей стране идёт активное развитие бизнеса, оказывающего спортивно-оздоровительные услуги, и г. Барнаул не стал исключением.
Степень научной разработанности темы.
Начало изучения корпоративной культуры относится к 70-м годам XX века и принадлежит таким исследователям, как С. Ганди, С. Гертц, Э. Петтигрю, С.П.
Роббинс, Д. Сильвермана и др. Данные авторы впервые затронули вопрос о культуре, которая определяет мышление и поведения работников организации и деятельность самой организации в обществе.
Широкий спектр проблем, отражающих основы управления организациями, методы и способы управления, а также культуру предпринимательской среды, представлен в исследованиях классиков западного менеджмента, а также в работах отечественных ученых, таких как: М. Альберт, У. Дункан, Ф. Котлер, М. Мескон, Д. Синк, Ф. Хедоури, А. Файоль, В.Г. Афанасьев, О.С. Виханский, А.И. Наумов, A.A. Погорадзе, И.В. Романенко, Е.К. Смирницкий и др.
В России же только в начале XXI века обратились к изучению корпоративной культуры как на основной показатель, необходимый для эффективного управления. Такие отечественные специалисты как С. В. Лапина, A.С. Зубра, Л. С. Вечер, Н. И. Кабушкин, В. П. Шейнов анализировали лишь некоторые аспекты корпоративной культуры. Корпоративной культуре отождествляли организационную следующие исследователи: Л.В. Карташова, B. А. Спивак, В.Л. Михельсон-Ткач, О.С. Виханский, С.В. Иванова, Е.Д. Малинин. Про корпоративную культуру как часть организационной культуры говорили Е.Г. Молл, В.В. Щербина, В. Перекрестов, Л. Колесникова, Б.З. Мильнер, Т.О. Соломанидина, Ю.Д. Красовский, Э.А. Смирнов.
Глубокий анализ функций корпоративной культуры, оценки ее состояния в организациях различного уровня, а также разработке различных мероприятий, направленных на ее развитие, представлен в работах В.В. Козлова, В.В. Томилова, В.А. Спивака и др. Авторы рассматривают корпоративную культуру как инструмент повышающий эффективность работы организации. Подход В.А. Спивака в исследовании корпоративной культуры можно считать наиболее актуальным, поскольку он носит целостный, системный характер, в нем представлен глубокий, комплексный анализ корпоративной культуры.
В социологическом аспекте корпоративная культура исследуется в работах
Э.А. Капитонова, Д.Л. Овчинникова, М.А. Овчинникова, А.Г. Самарского, П.А. Тихомирова, У.А. Чукаевой, М.В. Шедием, Г.В. Ященко. Они отмечают, что на сегодняшний день многие крупные российские компании уделяют большое внимание организации корпоративной культуры, объединяющей всех сотрудников на основе единой системы ценностей. Учет корпоративной культуры в управленческой деятельности, целенаправленное воздействие на ее формирование и укоренение в сознании персонала рассматривается в качестве действенного механизма управления.
Объект исследования - корпоративная культура.
Предмет: особенности и роль корпоративной культуры в формировании и развитии фитнес-клубов.
Цель: исследовать корпоративную культуру фитнес-клубов и дать рекомендации по её развитию, способствующие более эффективному функционированию.
Задачи исследования:
1. Исследовать основные теоретические подходы к формированию корпоративной культуры;
2. Выявить принципы формирования и функции в обеспечении эффективного функционирования корпоративной культуры организаций;
3. Определить методику и методологию исследования корпоративной культуры;
4. Выделить структуру и содержание корпоративной культуры организации;
5. Установить факторы влияния корпоративной культуры организаций;
6. Сформировать практические рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры организации.
Гипотезы:
1. Формирование корпоративной культуры зависит в большей степени от внутренних факторов воздействия на организацию, чем от внешних.
2. Эффективность функционирования корпоративной культуры
организации напрямую связана с руководителями подразделений.
3. Верное формирование целей, миссии, задачей, ценностных ориентаций фитнес-клубов влияет на эффективность их корпоративной культуры.
4. Эффективная корпоративная культура повышает престиж, прибыль и имидж фитнес-клубов.
5. Корпоративная культура - важнейшая составляющая успеха коммерческих организаций сферы фитнес услуг.
Теоретико-методологическая база исследования.
Методологической и теоретической базой магистерского исследования послужили основополагающие идеи и концепции зарубежных и отечественных специалистов в области теории корпоративной культуры.
В работе использован интегративный подход, предполагающий комплексное изучение темы, т.к. область исследования корпоративной культуры затрагивает такие дисциплины как социология управления, социология труда, менеджмент, культурология, экономика и другие. В работе широко анализируются труды социологов, экономистов, социальных психологов, консультантов по управлению, что обусловлено междисциплинарным характером затрагиваемой проблемы.
Базой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, непосредственно связанные с социологией управления, теорией организации, управления персоналом, управленческим консультированием, социальным менеджментом. Основными предпосылками магистерского исследования послужили теоретические и практические идеи М.Вебера, изложенные в работе «Протестантская этика и дух капитализма», структурного функционализма Т.Парсонса и его последователей, общая теория организации А.И.Пригожина, концепция организационного преобразования Ф.Ж.Гуияра, Д.Н.Келли. Так же данная работа опирается на методологические принципы системного подхода к организациям Г.Саймона, А.Этциони в рамках целевой и естественной системы.
Такие классики менеджмента, как М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури внесли видимый вклад в исследование вопросов формирования корпоративной культуры. Существует немало теоретических исследований посвященных вопроса формирования культуры организации и в России. Такие авторы как А.С. Сухоруков, А.Ф. Веселков, П.Н. Шихирев, Т. Орлова, О. Кучерова внесли немалый вклад в развитие теории культуры организации, так в частности, ими были исследованы элементы корпоративной культуры, роль корпоративной культуры в развитии организации, взаимозависимость организационной культуры и организационных преобразований.
Стоит отметить, что данная магистерская работа в большей степени опирается на рационально-прагматический подход к пониманию сущности и содержанию корпоративной культуры, отличительной чертой которого является ориентация на управление культурой. Эта идея воплощена в работах зарубежных - М. Алвессона, У. Бенниса, Р. Киллмана, Э. Шейна, и российских авторов - А. Агеева, М. Грачева, В. Рудницкого.
Исторически рационально-прагматический подход тесно связан с функционалисткой традицией в социологии, поскольку корпоративная культура анализируется с точки зрения функций, выполняемых ею в организации. Базовые положения были разработаны Е.Шейном и сформулированы в теории трёх уровней, составляющих корпоративную культуру.
В современном социальном знании помимо работ сугубо экономического характера в исследовании корпоративной культуры, можно выделить работы философско-культурологической направленности. Наиболее представительными являются труды A.B. Аверина, A.A. Вязанкиной, Т.Н. Персиковой, Л.А. Пичугиной, З.И. Тумгоевой и др. В частности, эти авторы солидарны в том, что корпоративная культура способствует формированию определённой атмосферы в коллективе, которая стимулирует на успешную профессиональную деятельность.
Методы исследования: анализ научной и публицистической литературы по проблеме исследования, анкетный онлайн-опрос и экспертный опрос.
Научная новизна:
1) В ходе работы были определены и систематизированы основные теоретические подходы к формированию корпоративной культуре в организации отечественных и зарубежных авторов.
2) Выявлены ключевые принципы формирования корпоративной культуры фитнес-клубов, также проанализированы её функции в обеспечении эффективного функционирования организации.
3) Разработана методика социологического исследования корпоративной культуры фитнес-клубов г.Барнаула.
4) В ходе проведённого исследования выделены главные элементы корпоративной культуры, определена её структура и содержание в фитнес-клубах г.Барнаула.
5) Определены факторы влияние корпоративной культуры фитнес-клубов г.Барнаула на эффективность функционирования организацией.
6) Разработаны рекомендации для руководителей по дальнейшему совершенствованию и модернизированию корпоративной культуры фитнес-клубов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Разнообразие понятий «корпоративной культуры», её различные подходы в представлении и формировании, создаёт некие трудности в восприятии информации и концентрировании исследователя на интересующих его проблемах. Анализ основных теоретических подходов к формированию корпоративной культуры в организации, помогло определиться с направлением её исследования в рамках данной работы. Рационально-прагматический подход наиболее ёмко раскрывает цели выбранного исследования, акцентируя внимание на корпоративной культуре как инструменте повышения эффективности деятельности организации, благодаря внедрению и поддержанию организационных изменений.
2. Ключевой особенностью корпоративной культуры фитнес-клубов является её динамичность и сопричастность. Функциональность корпоративной культуры имеет разнонаправленный характер. Правильная проработка функций и их качественное выполнение делают фитнес-клубы активно работающим организмом с единой системой норм и ценностей, направленных на все субъекты, связанные с организацией.
3. Методами, позволяющими исследовать корпоративную культуру в фитнес-клубах г.Барнаула, являются анкетный опрос сотрудников непосредственно контактирующих с клиентами двух клубов сети фитнес- клубов «Аврора» и экспертный опрос ключевых руководителей фирмы и её подразделений.
4. Многолетний опыт работы сети фитнес-клубов «Аврора» в г.Барнауле, позволил не только сформировать определённую структуру и содержание корпоративной культуры, но и поддерживать её на высоком уровне, занимая лидирующие позиции в местной фитнес-индустрии.
5. Факторы корпоративной культуры, влияющие на эффективное функционирование фитнес-клубов, а также её компоненты при правильном управлении создают комфортной среду для работы сотрудников и улучшают внутренний климат в организации сферы спортивно-оздоровительных услуг, мотивируя персонал на достижение высоких результатов в их деятельности, что в свою очередь увеличивает удовлетворённость клиентов.
6. Рекомендации, составленные по результатам опроса сотрудников и экспертов сети фитнес-клубов «Аврора», касаются дальнейшего развития компании. Они направлены на усовершенствование корпоративной культуры организации для корректирования работы, направленной на эффективность функционирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретического знания по социологии управления, а так же социологии бизнеса. Диссертационная работа может быть полезна для исследования организационной культуры, как крупных, так и малых организаций, являясь немаловажной частью предпринимательской деятельности, ведущей к продуктивному функционированию.
Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе проведённого социологического исследования, могут быть использованы руководителями СФК «Аврора». Предложенные практические рекомендации впоследствии могут быть применены в отношении корпоративной культуры указанной организации для более эффективного функционирования.
Апробация результатов исследования:
Коваленко Д.Ю. Основные подходы к определению корпоративной культуры // NovaInfo.Ru(Электронный журнал.) - 2017г. - №64; URL: http: //novainfo .ru/articl e/12792
Коваленко Д.Ю. Корпоративная культура как важнейший элемент организаций сферы услуг // NovaInfo.Ru(Электронный журнал.) - 2017 г. - № 66; URL: http: //novainfo .ru/article/13141
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка
(... источников), а так же приложений. Общий объём диссертации составляет
... страниц машинописного текста. В первой главе рассмотрены теоретические
подходы к изучению корпоративной культуры, принципы формирования и
основные функции. Во второй главе представлены и описаны результаты
социологического исследования по магистерской диссертации. Выявлены
факторы и структура корпоративной культуры сети фитнес-клубов, а так же
даны практические рекомендации по её доработки, с целью повышения
эффективности функционирования данных организаций.
В современном динамично-развивающимся мире, где происходят активные интегративные изменения, корпоративная культура всесторонне развивается. Её изучение выходит на новый, более высокий теоретический и практический уровни. Корпоративная культура представляет собой большую область проявлений духовной жизни коллектива и его материальной составляющей.
Актуальность выбранной темы касается значения корпоративной культуры и её роль в современных бизнес-процессах. Ведь с возрастающей конкуренцией необходимо управлять компанией с учётом всех внутренних и внешних особенностей. Важность корпоративной культуры как среды, благодаря которой происходит становление, развитие и рост компании понимается всё большим числом руководителей. Соответственно изучение данной темы поможет раскрыть потенциал и возможности организации, за счёт внутренних видоизменений, не требующих больших финансовых затрат.
Зарубежные исследователи первыми обратили внимание на данный элемент организации как движущий стимул к успеху. Российские учёные чуть позже стали изучать данный феномен, что не помешало им выявить актуальные аспекты корпоративной культуры организаций и разработать собственные концепции и идеи по её эффективному функционированию.
Изучение интересующей нас темы проходило на двух основных уровнях: теоретическом и эмпирическом. Благодаря рассмотрению понятия корпоративная культура, соотношению его с культурой организационной, получилось выявить универсальный термин, характеризующий выбранную для исследования цель.
Корпоративная культура представляет собой самостоятельное понятие, которое раскрывает систему материальных и духовных ценностей, мифов и ритуалов, принятых в определенной компании, отражающих её индивидуальность и взаимодействующих между собой. Это достаточно сложное, многослойное и динамически развивающееся явление, которое требует рационально-прагматического подхода к своему изучению.
Каждая компания или предприятие являются уникальными по своей структуре и содержанию, находятся в определённых внешних условиях, которые в свою очередь оказывают на них влияние. Поэтому формирование и становление корпоративной культуры это личный процесс каждой организации. Поскольку внутрифирменные ориентиры и внешние цели зависят от специфики отрасли, стилей руководства, миссии организации, сотрудников. В этом и находит своё отражение корпоративная культура.
Расширение сферы потребления дало толчок к более интенсивному развитию бизнеса. Потребителю предлагаются всевозможные товары и услуги. Одним из популярных и интересных направлений в современном обществе становятся организации, оказывающие спортивно-оздоровительные услуги.
Возросший интерес к массовому оздоровлению и спорту, активная пропаганда здорового образа жизни в России сподвигла многих предпринимателей на создание фитнес-клубов. Организации, оказывающее комплексное предоставление услуг, как с индивидуальным подходом, так и самостоятельным освоением тренажёрного зала, групповых программ или бассейна, динамично развиваются. Возрастающая конкуренция требует участия руководителей в формировании и продвижении складывающейся корпоративной культуре, для придания эффективности работы организации.
Корпоративная культура фитнес-клубов является визитной карточкой данных компаний, привлекая к сотрудничеству работников, клиентов и партнёров.
Для раскрытия потенциала и возможностей компании было проведено эмпирическое исследование корпоративной культуру крупной сети фитнес- клубов в г.Барнауле. Благодаря разработанной авторской методике был запущен анкетный опрос сотрудников с целью выделения основных структурных элементов корпоративной культуры в данной организации. Для более детального рассмотрения проблемы, компетентного мнения были привлечены эксперты из состава руководителей компании и её основных подразделений.
Проведённое социологическое исследование позволило комплексно подойти к рассмотрению корпоративной культуры выбранной сети фитнес-клубов. Экспертное мнение же помогло выделить факторы, влияющие на её становление. Корпоративная культура сети фитнес-клубов находит свое воплощение во многих аспектах повседневной предпринимательской деятельности. В процессе посещения любого фитнес-клуба, в ходе общения с персоналом и знакомства с помещениями организации, тренажерными залами, бассейнами, можно составить первое впечатление о существующей культурной среде, психологической атмосфере, о способах коммуникаций сотрудников с клиентами и между собой. По некоторым явным или едва уловимым признакам клиент, ставший членом клуба, сравнительно быстро формирует свое отношение к клубу и к его работникам.
Именно поэтому элементы корпоративной культуры требуют внимания и детальной проработки. Сотрудники и эксперты сети фитнес-клубов понимают, что являются непосредственными носителями корпоративной культуры и чувствуют ответственность за свою работу в продвижении компании.
На основе проведённого исследования были выявлены некоторые недостатки в формировании корпоративной культуре сети фитнес-клубов. И поэтому мнение сотрудников и экспертов компании нашло своё отражение в выработанных рекомендациях. Они направлены на устранение недочётов в работе организации, на повышение лояльности клиентов и сотрудников к сети, а также, что немаловажно на совершенствование корпоративной культуры, которая при правильном и слаженном функционирование повышает эффективность работы всей сети фитнес-клубов.
Сплочённая и стремящаяся к единым целям команда профессионалов, способная решать поставленные перед ней задачи и цели, удерживает старых и привлекает новых клиентов в организацию, помогая эффективно развиваться сети фитнес-клубов. Руководители являются той движущей силой, которая мотивирует и координирует работу коллектива, направляя на верный курс развития.