Введение 2
1. Литературный обзор 4
1.1. Сегментирование потребителей и их потребностей 4
1.2. Электронная коммерция 15
1.2.1. Типы электронных магазинов 15
1.2.2. Управление взаимоотношениями с клиентами 16
2. Практическая часть 25
2.1. Организационно-хозяйственная характеристика И.П. Иванова В.В. 25
2.1.1. Тип и специализация торгового предприятия 25
2.1.2. Структура аппарата управления 26
2.2. Организация хозяйственных связей ИП Иванова В.В. с по-ставщиками 30
2.3.Организация торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей ИП Иванова В.В. 35
2.3.1. Методы и формы продажи 35
2.3.2. Оценка уровня сервиса и качества торговых услуг 39
2.3.4. Сегментирование потребителей магазина «Обувной Союз» 42
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Для того чтобы понять клиентов фирмы, ее конкурентов, дилеров и т.п. каждый субъект рыночных отношений должен прибегнуть к маркетинговым исследованиям. Крупные компании ежегодно заказывают проведение трех-четырех таких исследований, а мелкие делают это реже, но все же с неизменной регулярностью.
Сегментирование - это деление потребителей на группы в соответствии с рядом устойчивых признаков, называемых маркетинговыми "признаками сегментирования". Необходимость сегментирования обусловлена необходимостью выбора оптимального сегмента для позиционирования товара на рынке. В процессе сегментирования происходит формирование сегментов потребительского рынка, устойчивых по своим объединяющим признакам и обладающих набором выраженных характеристик для успешного позиционирования услуг.
Вместе с тем необходимо отметить, что освещение процесса сегменти-рования в научной литературе носит, в основном, описательный характер и не отражает методических проблем формирования оптимального набора критериев и выбора способов сегментирования конкретных товарных рынков с выходом на модели формирования в производстве продукции с заданным потребителем качеством. Большинство авторов утверждает, что единого подхода к процессу сегментирования рынка не существует и предлагает исследователям самостоятельно решать вопросы о критериях и методах сегментирования в каждом конкретном случае. Как следствие, публикации по проблемам сегментирования сводятся, чаще всего, к изложению результатов разовых исследований по отдельным товарным рынкам без продолжения линии на позиционирование товаров и без рассмотрения возможностей практического применения полученных результатов в конкретном производстве.
Кроме того, можно отметить, что в решении проблем сегментирования рынка, позиционирования товаров и совершенствования качества продукции теория маркетинга в наибольшей степени пересекается с классическим товароведением, менеджментом, социологией и психологией. Это создает предпосылки совершенствования методов управления качеством на основе междисциплинарных подходов с построением причинных моделей, что собственно и определяет необходимость подобного рода исследований.
Целью данной курсовой работы является изучение потребностей потребителей и их сегментирования на материалах ИП Иванова В.В. (магазин «Обувной Союз»).
Задачами курсовой работы являются:
1) Изучение принципов сегментации рынка по потребностям покупате-лей-пользователей;
2) Изучение торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей на предприятии ИП Иванова В.В.
Актуальность данной темы заключается в необходимости проводить сегментирование рынка для повышения конкурентоспособности товаров и услуг, увеличения прибыли и улучшения позиционирования товара.
Завершающей стадией формирования сегментных групп (вне зависимости от того, каким способом производилось сегментирование) является "критериальная оценка" выделенных сегментов, в рамках которой рассматривается их соответствие ряду маркетинговых критериев успешности позиционирования на них услуг. Традиционно рассматривают критериальные оценки: "соответствие емкости сегмента", "доступность сегмента", "существенность сегмента", "совместимость сегмента с рынком основных конкурентов".
Критериальная оценка выделенных сегментов, произведенная в ИП Иванова В.В., позволяет сделать следующие выводы:
1. При оценке по критерию емкости сегмента положительным парамет-ром можно считать возможность направить все производственные мощности магазина «Обувной Союз» на работу в выбранном сегменте, т.к. емкость сегмента в настоящее время превышает товарооборот магазина.
2. Критерий доступности сегмента для предприятия показал, что у него есть возможность начать продвижение своих услуг на выбранном сегменте, т.к. сбытовая сеть сформирована, отношения с поставщиками отлажены.
3. Критерий существенности сегмента показал, что данная группа потребителей устойчива по своим основным объединяющим признакам, сегмент является растущим, вследствие чего на него стоит ориентировать свои производственные мощности.
4. По критерию совместимости сегмента с рынком основных конкурен-тов получен ответ на вопрос, в какой степени основные конкуренты готовы поступиться выбранным сегментом рынка, насколько продвижение на дан-ном рынке затрагивает их интересы. Сделан вывод, что, если основные конкуренты будут всерьез обеспокоены продвижением услуг нашим предприятием на выбранном сегменте и предпримут соответствующие меры по его защите, то необходимо быть готовым нести дополнительные расходы при ориентации на этот сегмент и учесть соответствующие мероприятия при разработке тактики маркетинга.
Выбранный сегмент рынка удовлетворяет руководство рассматриваемого предприятия по всем критериям. Было принято решение о позиционировании комплекса предоставляемых услуг в данной рыночной нише. Для успешного позиционирования наших услуг на этом сегменте уровень конкурентоспособности должен быть не ниже, чем тот, что обеспечивается нашими конкурентами.
Предложения по улучшению предприятия ИП Иванова В.В.:
1. Повысить уровень оказываемых услуг
2. Увеличить товарооборот за счет расширения сбытовой сети
3. Внедрить новые технологии автоматизирования торгово-технологическо¬го процесса
4. Провести рекламную компанию
1. Витцель М. Уорнер М. /Виртуальные организации. Новая форма ведения бизнеса в XXI веке: Концепции. Технологии управления. Практика работы, М.: Добрая книга, 2005 – 296с.
2. Индивидуальный предприниматель 2007: практическое пособие./ Дани-лина И. Е., Проспект, 2007. – 550с.
3. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2006.
4. Зозулёв А.В. /Сегментирование рынка, Ростов-на-Дону: Студцентр, 2003 – 327с.
5. Технология торговли/ Каплина С. А., М.: Феникс, 2007. – 441с.
6. Контролер-кассир торгового зала: учебное пособие для начального профессионального образования/ Косарева Г. С., Академия, 2008. – 64с.
7. Мерчандайзинг: учебно-практическое пособие/ Клочкова М. С., Логинова Е. Ю., Якорева А. С., М.: Издательский дом Дашков и К, 2008. – 267с.
8. Моисеенко Н.С. Тимофеева В.А. Рубцова Л.И. / Продавец: для нач. проф. образования, СПБ.: Феникс, 2009 – 472с.
9. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник для начального проф. образования: Учебное пособие для сред. проф. образования / А.Н. Неверов, Т.И. Чалых, Е.Л. Пехташева и др.; Под ред. А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
10. Новая технология и организационные структуры: Пер с англ. / Под ред. Пиннингса И.М. - М.: Экономика. 1991.
11. Коммерческое право/ Рассолов М.М., М.: ЮНИТИ, 2002. – 461с.
12. Успенский И.В. /Интернет-маркетинг. Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. – 215 с.
13. Принципы розничной торговли: Перевод с английского/ Ферни Дж., Ферни С., Мур К., СПб.: Олимп-Бизнес, 2008. – 402с.
14. Филлипс Д. /PR в Интернете: Ландшафт Интернета; Анатомия веб-сайта; Управление взаимоотношениями, М.: Фаир-Пресс, Гранд-Фаир, 2004. – 420с.
15. Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 21.12.2004).
16. Федеральный закон «Правила продажи отдельных видов товаров» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55), (с изменениями от: 20 октября 1998 г., 2 октября 1999 г., 6 февраля 2002 г.,12 июля 2003 г., 1 февраля 2005 г., 8 февраля, 23 мая, 15 декабря 2006 г., 27 марта 2007 г.)