Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ФГОС ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ «БИОЛОГИЯ» И «ИНФОРМАТИКА»

Работа №92725

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информационные системы

Объем работы52
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Психолого-педагогические основы разработки интегрированных уроков в общеобразовательной школе.
1.1 Процесс интеграции в школьном образовании на этапе реализации ФГОС. -9
1.2 Методика проведения интегрированных уроков в общеобразовательной школе. -17
1.3 Методика проведения интегрированных уроков биологии и информатики в общеобразовательной школе. -23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению интегрированных уроков биологии и информатики в
общеобразовательной школе.
2.1 Проведение интегрированных уроков биологии и информатики на базе МБОУ «Бурановская СОШ» Павловского района Алтайского края. -29
2.2 Результаты экспериментальной работы по проведению
интегрированных уроков биологии и информатики на базе МБОУ «Бурановская СОШ» Павловского района Алтайского края. -37
Заключение -43
Библиографический список -46
Приложения -50


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [36]. Изменившиеся запросы современного общества влекут за собой инновационные процессы в системе образования, которая не может оставаться в стороне от стремительного научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
1. личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
2. метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
3. предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально¬проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [36].
Из вышеперечисленных требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы можно сделать вывод, что основная цель государственного образовательного стандарта - социализация ребенка, формирование мотивации на успешность. Очевидно, что без признания достижений ребенка в самых разных, не только учебных направлениях, успешную личность, способную к самореализации, к принесению пользы другим людям, не сформировать. В современных условиях наиболее остро стоит вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности, потому что простое частое обновление и усложнение учебных дисциплин, увеличение их объемов скорее приводит к отрицательным результатам. Традиционная модель обучения, направленная на усвоение готового объема знаний, готовых выводов науки и способов действий, мало актуальна, так как сам процесс обучения остается вне поля зрения, как преподавателя, так и ученика, а оценивается только результат обучения. По данным ряда психологов, отличник, выпускник традиционной модели обучения, через несколько лет может использовать только 10% полученных знаний. Заниматься самообразованием он, как правило, не может - не научили. Эта ситуация хорошо известна как «выученная беспомощность» [21, с. 39]. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам [33].
Общество выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к его качеству образования: к способности аккумулировать информацию, готовности к постоянному самообразованию, к интеллектуальному развитию, способности мыслить и действовать творчески. Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки [29].
Интеграция (от лат. Integratio - «соединение») - процесс объединения частей в целое [14]. Интеграция содержания образования рассматривалась в педагогике ещё во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только со второй половины XX века и продолжается в настоящее время. Анализ литературы показал, что интеграция рассматривается в различных аспектах: как интегративные процессы в образовании, влияющие на развитие педагогической науки (М.Н. Берулава [2], А.Я. Данилюк [8], Б.С. Гершунский [4], З.А. Малькова [24], В.Н. Максимова [22], A.B. Шумакова [40], В.Н. Лялина [20]); как возможность повышения эффективности учебно-воспитательного процесса посредством интеграции учебных предметов (Ю.И. Дик [10], И.Д. Зверев [12]); как интеграция в содержании образования (Г.Д. Глейзер [5], B.C. Леднёв [18]); как интеграция воспитательных воздействий на ребёнка (Л.И. Новикова [26], А.Н. Леонтьев [19]), как интеграция в организации обучения (Г.Ф. Федорец [35]) и во многих других аспектах. В педагогическом аспекте под интеграцией чаще всего понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, направленная на интенсификацию процесса образования, результатом которого является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений [29].
Интеграция учебных дисциплин, преподающихся независимо друг от друга, позволяет сместить акценты в обучении с простого накопления знаний на формирование умений применять свои знания в реальных жизненных ситуациях вообще и на других учебных дисциплинах в частности. Потому что интеграция, как средство обучения, даёт возможность ученику получить знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить его с первых шагов воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, и тем самым повысить уровень успешности, социализации гражданина. Самым доступным способом интеграции является проведение интегрированных уроков. В основе интегрированных уроков лежит близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь [1]. Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления [7].
В государственном образовательном стандарте основного общего образования по биологии изучение этого предмета в основной школе направлено на достижение ряда целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития для получения современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности;
5) формирование представлений о значении биологических наук в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды [36].
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает достижение данных целей в результате учебной нагрузки 11 часов в неделю с 5 по 11 класс [37]. Такая часовая нагрузка при традиционной форме обучения не позволяет реализовать современную цель образования.
В современном обществе имеет значение навык поиска информации, её анализ, обработка, хранение. Работа с информацией объединяет познавательные интересы ученика и сущность процесса школьного образования. Таким образом, интеграция информатики с другими учебными предметами, может служить связующим звеном практически всех учебных предметов. Поэтому для увеличения заинтересованности предметом, облегчения восприятия информации по курсу биологии, научения самостоятельного поиска и обработки информации по данному предмету возникла идея использовать интеграцию предметов «Биология» и «Информатика».
Анализ диссертационных исследований, многочисленных публикаций показал, что серьёзных научных исследований в заданном направлении не проводилось. В теоретическом плане эта проблема заключается в поиске эффективных методик проведения интегрированных уроков биологии и информатики в общеобразовательной школе. В практическом плане - в разработке и апробации интегрированных уроков биологии и информатики в общеобразовательной школе. На решение этой проблемы направлено данное исследование, тема которого сформулирована следующим образом: «Реализация целей ФГОС через интеграцию школьных предметов «Биология» и «Информатика»».
Цель исследования: разработка и проведение интегрированных уроков по биологии и информатике в ходе реализации целей ФГОС.
Объект исследования: процесс интеграции в современном школьном образовании.
Предмет исследования: процесс реализации целей ФГОС через интеграцию школьных предметов «биология» и «информатика».
Гипотеза: использование интегрированных уроков по биологии и информатике способствует повышению уровня усвоения знаний и интереса по дисциплине «Биология».
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Описать методику проведения интегрированных уроков в общеобразовательной школе.
3. Выявить особенности методики проведения интегрированных уроков биологии и информатики в общеобразовательной школе.
4. Раскрыть этапы внедрения междисциплинарных связей школьных предметов «Биология» и «Информатика» в общеобразовательной школе.
5. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность использования интегрированных уроков биологии и информатики в общеобразовательной школе.
Методы исследования: теоретические методы исследования:
междисциплинарный анализ и синтез данных психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методы поиска и обработки необходимой информации в сети Интернет; сравнительно-педагогический анализ накопленного опыта учителей-практиков; моделирование и прогнозирование вероятных результатов эксперимента. Эмпирические методы исследования: обсервационные (прямое и косвенное наблюдение); беседа; опрос; анализ продуктов деятельности учащихся; статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их качественный анализ и графическая интерпретация).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бурановская средняя образовательная школа» Алтайского края Павловского района п. Бурановка.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 41 источника, приложения. Текст изложен на 52 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы по теме исследования показал, что интеграция как средство обучения может дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, и тем самым повысить уровень успешности, социализации гражданина.
Интеграция имеет общегуманистическую основу - современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде. А именно это является «красной линией» пересекающей Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Поэтому возникает потребность в интегрированных уроках.
Интегрированные уроки позволяют развить потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Их форма нестандартна и интересна. Что полностью способствует решению целей, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Учитывая специфику преподавания предмета «Биология», возрастные и психологические особенности обучающихся, на уроке должно быть много наглядности. Таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить учебные таблицы, очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков. В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве. Все объекты, предложенные в ЦОР можно скомпоновать в различные презентации к урокам (в зависимости от типа урока, уровня подготовки класса, задач, поставленных учителем). Также можно скомпоновать отобранные информационные объекты в нужной последовательности, подготовить материал для лабораторных и самостоятельных работ. Всё это позволяет обосновать целесообразность использования интегрированных уроков биологии и информатики для создания условий активной познавательной деятельности обучающихся, развития творческой активности и повышении качества образования учащихся. Наше исследование также позволило определить формы, методы, приёмы работы для реализации интеграции школьных предметов «Биология» и «Информатика» в современной школе.
Результаты исследования на базе МБОУ «Бурановская СОШ» позволяют говорить об эффективности использования интеграции школьных предметов «Биология» и «Информатика». Рефлексия обучающихся показала, что большинство учащихся не только с удовольствием работают на интегрированных уроках по биологии и информатики, но и были мотивированы на более серьёзное изучение предмета биология. С октября по март интерес к интегрированным урокам стабильно был выше мотивации при традиционной форме урока и составлял 65-70%, а к традиционным 35-30%. Также результаты нашего исследования подтвердили предположение о повышении уровня знаний по биологии, при использовании интеграции с информатикой. В течение всего эксперимента наблюдался стабильный рост усвоения знаний по биологии при применении информационных технологий. С октября по март уровень усвоения материала по биологии на интегрированных уроках составлял в среднем 63¬73%, а при традиционной форме урока по биологии 43-51%. Всё это подтвердил и итоговый контроль. Результаты итогового контроля 72% при интегрированной форме урока, 50% при традиционной форме урока биологии.
Не для каждого ученика биология станет смыслом жизни, но многим уроки биологии помогут найти себя в современном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои возможности, приобрести способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Таким образом, мы приходим к выводу: идеи интеграции в совершенствовании учебно-воспитательной функции очень плодотворны.



1. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе [Текст] /Л.Н. Бахарева //Начальная школа. - 1991. - №8. - С. 48-51.
2. Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования [Текст] /М.Н. Берулава.
- М.: Педагогика, 1993. - 172 с.
3. Булатова, О.С. Искусство современного урока [Текст]: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений /О.С. Булатова. - М.: Издательский центр
Академия, 2006. - 256 с.
4. Гершунский, Б.С. Философия образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. педагогических учебных заведений /Б.С. Гершунский - М.: МПСИ: Флинта, 1998. - 432 с.
5. Глейзер, Г.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе [Текст]: пособие для рабочей вечерней (сменной школы) /Г.Д.Глейзер. - М.: Просвещение,1985.-14 с.
6. Глинская, Е.А. Межпредметные связи в обучении [Текст] /Е.А. Глинская, С.В. Титова. - Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
7. Гриценко, Л.Н. Теория и практика обучения: интегративный подход [Текст]:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.И. Гриценко - М.:
Издательский центр Академия, 2008. - 240 с.
8. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования [Текст]: монография /А.Я. Данилюк. - Ростов н/Д.: Издательство Рост. Пед. ун-та, 2000. - 440 с.
9. Данилюк, А.Я. Учебный предмет как интегрированная система [Текст] /А.Я. Данилюк //Педагогика. - 1997. - №4.- С. 24-28.
10. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов [Текст] /Ю.И. Дик, А.А. Пинский, В.В. Усанов //Советская педагогика. -1987. - №9. - С. 42-47.
11. Доманский, В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. Подход к изучению словесности в школе [Текст]: учебное пособие / В.А. Доманский. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 368 с.
12. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе [Текст] /И.Д. Зверев, В.Н. Максимова - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
13. Зверев, И.Д. Интеграция и "интегрированный" предмет [Текст] /И.Д. Зверев // Биология в школе. -1991. - № 5. - С.46-49.
14. Зеленский, В.В. Толковый словарь по аналитической психологии [Текст]: словарь /В.В. Зеленский.- М.: Издательство Когито - Центр, 2008. - 336 с.
15. Колягин, Ю.М. Интеграция школьного обучения [Текст] /Ю.М. Колягин, О.Л. Алексенко //Начальная школа. - 1990. - №9. - С. 28-31.
16. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]
/Я.А. Коменский; под ред., с биогр. очерком, [с. 5-69], и примеч. проф.
А.А. Красновского. - М.: Учпедгиз, 1955. - 651 с.
17. Кукушкин, В.С. Теория и методика обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений /В.С. Кукушкин - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
18. Леднёв, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] /В.С. Леднев. - М.: Высш. шк, 1991.- 224 с.
19. Леонтьев, А.Н. О диагностических методах психологического изучения школьников [Текст]: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: работы советских психологов периода 1946-1980 годов /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис /А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов. - М.: Издательство Московского университета, 1981. - С. 284
20. Лялина, В.Н. Интегрированные уроки - одно из средств развития интереса к учебным предметам [Текст] /В.Н. Лялина //Начальная школа. - 1995. - №11. - С. 21-25.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ