Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДОМИНАНТА ТВОРЧЕСТВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Работа №92713

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ КАК
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Определение понятия «психологизм» в литературоведении 7
1.2. Внутренняя структура художественного психологизма: приемы и
способы психологического изображения 13
Глава 2. ПСИХОЛОГИЗМ ДРАМАТУРГИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА 21
2.1. Традиции мировой драматургии в драматическом наследии 21
М. Ю. Лермонтова 21
2.2. Особенности психологического изображения героя в ранней
драматургии М.Ю. Лермонтова 34
2.3. Психологизм художественного изображения героя в драме
«Маскарад» 50
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЗМ КАК ОСОБЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» 71
3.1. Западноевропейские традиции исповедальной прозы в романе
«Герой нашего времени» 71
3.2. Философско-психологические аспекты в романе «Герой нашего
времени» 78
3.3. «История души человеческой.» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 110

Современный человек находится в постоянно изменяющихся культурно-исторических, социально-экономических, общественно­
политических условиях. Центром российских реформ стал сам человек, перестройка его сознания и самосознания. В силу исторических перипетий общая декультуризация социума приводит к нарушению идеологической и моральной преемственностью между поколениями. Именно в такой момент трудно переоценить значимость для современного человека классической литературы как одного из главного источника жизненного опыта.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день отечественное литературоведение все более углубляет свой профессиональный интерес к проблемам романтического искусства.
По мнению В.В. Липича [Липич: 2005], столь пристальное внимание к проблемам романтической литературы «объясняется не только возросшим уровнем нашей науки, но и тем, что многие художественно-эстетические проблемы романтизма стали фактом современного литературного процесса» [Липич: 2005].
Так, в последнее время интерес современной западной русистики к насущным проблемам русской литературы XIX века, к ее глобальным историко-теоретическим вопросам, к творчеству отдельных русских писателей и поэтов значительно активизировался, превращаясь в самостоятельную, постепенно укрепляющую свои позиции отрасль евроамериканской славистики. Об этом, отмечает Липич В.В. [Липич: 2005], «свидетельствуют серьезные исследования на Западе, посвященные как общим теоретико-методологическим аспектам русского и европейского романтического движения, так и анализу художественного наследия индивидуальных творческих персоналий (Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Баратынского, Тютчева и др.), а также многочисленные переводы и издания их произведений».
На наш взгляд, данное обстоятельство подчеркивает не просто литературную, художественную значимость романтизма как направления, а именно его содержательную, смысловую сторону, наполненную стремлением понять, объяснить, раскрыть сущность человеческих переживаний, отношений, личностных терзаний и порывов, и - самое главное - все это многообразие внутренней жизни человека уложить в единую систему его ценностей, социальных установок и отношений и мировоззрения в целом.
Человек как существо социальное не может существовать отдельно от социума. Однако, как мы видим, не каждый человек способен жить в социуме. И вот здесь и начинается тот самый конфликт, который вряд ли какое-либо направление литературы раскрывает столь подробно и трепетно, чем романтики, - потому что авторы сами жили в такой исторической атмосфере, реалии которой и эмоциональное состояние героев которое столь живо находят отклик в сердцах современного человека.
Вопрос о личности и ее жизни в обществе будет актуален до тех пор, пока существует человеческий социум. Данной проблеме посвящено достаточно разнообразной литературы. Нас же интересует, прежде всего, художественное воплощение психологизма в творчестве М.Ю. Лермонтова. Актуальность темы определяется обращением к литературному инструментарию, позволяющему создавать художественный образ, насквозь пропитанный тонким психологическим содержанием.
Цель исследования - проанализировать понятие психологизма как литературоведческой проблемы с позиции художественного воплощения, выявить эволюцию и особенности психологизма в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Цель работы определяет следующие задачи:
• уточнить смысл понятия «художественный психологизм» и определить способы, формы и приемы его проявления в художественной литературе;
• проследить общую эволюцию психологизма в творчестве М.Ю. Лермонтова;
• выявить особенность проявления психологизма в сюжетных коллизиях драматургии М.Ю. Лермонтова;
• проанализировать основные аспекты создания психологического образа Печорина в романе «Герой нашего времени».
В работе используются следующие методы исследования: культурно­исторический, герменевтический, сравнительно-исторический,
типологический, а также прием целостного анализа.
Объектом исследования является драматургия и роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования - художественный психологизм как основа художественного мира М.Ю. Лермонтова.
Методологическую основу нашей работы составили труды таких исследователей, как Асмус В.Ф., Берн Э., Виноградов И.И., Выгоский Л.С., Герштейн Э.Г., Гинзбург Л.Я., Есин А.Б., Коровин В.И., Липич В.В., Манн Ю.В., Удодов Б.Т., Фохт У.Р., Хейзинга Й., Эйхенбаум Б.М. и др.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при создании коллективных монографий, написании учебных пособий для студентов-филологов и учителей-словесников, введены в практику вузовского образования при чтении академических и специальных курсов по истории русской литературы XIX века, теории литературы.
Апробация результатов исследования осуществлялась в виде представления материалов работы на научно-практических конференциях, в частности, на Международной научной конференции «Современные 5
достижения и новые направления филологии», на X Международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2018: проблемы истории и филологии».
Также были опубликованы следующие статьи в научных журналах и материалах научных конференций:
1. «Психологический анализ игрового поведения героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», (ВАК, РИНЦ), журнал «Современный ученый», 2017, № 1, Т. 2;
2. «Психологизм игрового поведения романтического героя в общеевропейском литературном контексте XIX века», (РИНЦ), сборник научных трудов по итогам VI Международной конференции «Научные тенденции: филология, культурология, искусствоведение», Санкт-Петербург, 2017;
3. «Интерпретация поведения романтического героя в драме М.Ю. Лермонтова «Испанцы», сборник научных трудов по итогам Международной научной конференции «Современные достижения и новые направления филологии», Белгород, 2018;
4. «Психологизм поведения романтического героя в общеевропейском литературном контексте первой половины XIX века», (РИНЦ), журнал «Modern humanities success», № 1, 2018;
5. «Психологизм поведения романического героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», сборник по итогам X Международного молодежного научного форума «Белгородский диалог - 2018: проблемы истории и филологии», Белгород, 2018.
6. Психологизм творчества М.Ю. Лермонтова // Научный альманах. 2018, № 5-3 (43).
Структура работы обусловлена логикой исследования и включает в себя - Введение, 3 главы, Заключение и библиографический список.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психологизм художественной литературы получил особое развитие в XIX веке. Романтизм «узаконил» прозу, которая обладает широким спектром возможностей для раскрытия внутреннего мира человека.
Психологизм в русской литературе стал предметом изучения отечественных и западных исследователей. Приемы, которые использовали русские писатели XIX века, получили свое развитие в творчестве более поздних авторов. Однако необходимо подчеркнуть, что психологизм в литературе - это особенность, которая может присутствовать лишь в том случае, если человеческая личность является великой ценностью, тогда имеет смысл изображение психологического состояния отдельной личности.
Формы художественного изображения психологизма в литературе XIX века выражены с помощью различных художественных деталей.
На сегодняшний день большинство авторов сходятся во мнении, что психологизм - это художественное освоение человеческого сознания, индивидуализированное воспроизведение переживаний в их взаимосвязи, динамике и неповторимости [Крупчанов: 2013, 195].
Л.Я. Гинзбург писала об основополагающей черте психологизма таким образом: «Литературный психологизм начинается с несовпадений, с непредвиденности поведения героя» [Гинзбург: 1971, 256].
В ходе нашей работы мы проанализировали драматургию (раннюю и позднюю), а также прозу, роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова с позиции психологизма - принципа организации элементов художественной формы, при котором изобразительные средства направлены в основном на раскрытие душевной жизни человека в ее многообразных проявлениях в поведении героя.
В процессе исследования были достигнуты следующие результаты.
В каждом драматическом опыте М.Ю. Лермонтова обязательно присутствуют те или иные приемы и способы психологизма. Обычно в тексте драмы выявляется несколько таких приемов, это прием двойников; индивидуализация психологических состояний; психологический портрет; богатая система повествовательно-композиционных форм, с помощью которых осуществляется изображение различных сторон внутреннего мира, разных душевных состояний; психологическое повествование от третьего лица; рассказ от первого лица как естественной формы психологического изображения рефлексии, психологического самоанализа; внутренний монолог как рефлектированная внутренняя речь.
Таким образом, можно сделать вывод, что в пределах одного текстуального пространства в драмах и прозе М.Ю. Лермонтова одновременно реализуются несколько приемов и способов художественного психологизма, которые создают своеобразное психологическое наполнение всего содержания произведения, в котором герой предстает в своем всестороннем воплощении - и со стороны социальных отношений, в которых он ведет себя подобающе, соответствующе, и со стороны его собственной оценки своего мироощущения и поведения.
Кроме того, постоянное присутствие многослойности,
неоднозначности, многоплановости происходящего (как, например, в «Маскараде», где карточная игра представляет собой модель борьбы с неизвестными факторами, иными словами, со Случаем, в то же время являясь формой иносказательного противоборства между конкретными людьми, что усугубляется использованием Лермонтовым приема, широко распространенного в 1830-е годы, - двоякого толкования карточной терминологии), на протяжении всего действия переплетаются, взаимопроникая, наслаиваясь друг на друга, создают объемность художественного психологизма М.Ю. Лермонтова.
Каждый прием психологизма у Лермонтова характеризуется своей индивидуальной, внутренней мотивированностью. В качестве такой мотивации выступают такие мотивы творчества Лермонтова, как обман, любовь, мщение, одиночество и прочие, которые не предполагают однозначной трактовки в системе сословной морали. Причем, от того, какой мотив лежит в основе, зависит весь ход содержания произведения и поведения героя. Отсюда, на наш взгляд, было бы закономерно, говорить об установившейся взаимосвязи различных мотивов и приемов психологизма.
Таково строение художественного психологизма как художественной доминанты в драматургии и прозе Лермонтова.
Углубляясь, мы убеждаемся в ее многослойности и многофункциональности художественного изображения психологического содержания.
Функции психологизма реализуются в задачах, которые призвано решать художественное произведение. Эволюционно эта характеристика психологизма принадлежит уже прозе Лермонтова, его роману «Герой нашего времени».
Для раскрытия характера героя, в игру, затеянную Печориным, должны вступить с разных сторон Грушницкий и княжна Мери: одни слова должны действовать по-иному на Грушницкого и княжну Мери; одни действия должны вызывать различные чувства и трактовку у Грушницкого и княжны Мери; одни манеры, поведение должны расцениваться с двух позиций — Грушницкого и княжны Мери; один выход из игры - породить массу мнений.
Причем в ходе данной игры функции ее расширяются - вступают новые лица - муж Веры, доктор Вернер, заговорщики Грушницкого - игроку необходимо держать всех в поле зрения и манипулировать их представлениями о нем. Отсюда, усложняются задачи и как следствие - осложняется структура самого психологического изображения героя.
Анализируя таким образом психологизм как художественную форму, воплощающую идейно-нравственные искания героев, форму, в которой М.Ю.
Лермонтов осваивает становление человеческого характера, мировоззренческих основ личности, мы попытались достичь цели своей работы - рассмотреть психологизм как стилевую, художественную доминанту творчества М.Ю. Лермонтова.
Творчество М.Ю. Лермонтова представляет собой феномен русской литературы XIX века. Поднятые им вопросы получили свое дальнейшее развитие в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, под чьим пером появившиеся у Лермонтова начатки «диалектики души» превращаются в универсальный метод воссоздания и психологического постижения внутренней жизни человека.


1. Алексеев Д., Писарев Б. «Я хотел испытать его ...» (О дуэли М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым) // Культура. - 1991. - № 4. - С. 59- 68.
2. Андронников И. Портреты выходят из рам (О литературных связях М.Ю. Лермонтова). - Огонек. - 1964. - № 42. - С. 24 - 35.
3. Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова М.Ю. // Лит. наследие. - М. - 1941. - т. 43 - 44.
4. Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности / М. Бахтин // Работы 1920-х годов / М. Бахтин. - Киев, 1994. - С.69 - 255.
5. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М.Лермонтова. Санкт-Петербург. 1840. Две части. // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах — М.: Худож. лит., 1978. — Т. 3. - С. 78 - 150.
6. Березко А.Ф. Исповедальная проза в европейской традиции: генезис, эволюция, современное состояние / А.Ф. Березко. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. - 124 с.
7. Березнева А.Н. Русская романтическая поэма. Лермонтов, Некрасов, Блок. К проблеме эволюции жанра: монография/ А.Н. Березнева. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1976. - 96 с.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - Спб.: Специальная литература, 1996. - 396 с.
9. Благой Д.Д. Проблематика романа. - М. Наука, 1967. - 421 с.
10. Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. - Л. - Худ. лит. [Ленингр. отд.]., 1986. - 325 с.
11. Большев А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века / А.О. Большев. - СПб.: Филол. ф-т СПб. ун­та, 2002. - 170 с.
12. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характеров в русской классической литературе и творчество Горького // Социалистический реализм и классическое наследие. - М., 1960. - 423 с.
13. Ваковская, А.М. Исповедь / А.М. Ваховская // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н.Николюкина. - М., 2001. - С. 320-321.
14. Введение в литературоведение / Под ред. Г.М. Поспелова. - М., 1983, С. 56 - 60
15. Введение в литературоведение: учебник для бакалавров / Н. Л. Вершинина [и др.]; под общ. ред. Л. М. Крупчанова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., Издательство Юрайт, 2013. — 479 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ