ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 11
РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 30
РАЗДЕЛ III ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Текущее состояние становления российского государства определяется глобальной постановкой национальных социально-экономических задач, которые могут осуществляться на базе качественных преобразований и повышения эффективности государства в различных сферах экономики. В этом заключается цель проводимой сегодня административной реформы по обеспечиванию эффективной системы государственного управления, а также бюджетной реформы, предполагающая переход к формированию и исполнению бюджетов всех уровней на принципе заданных целей реализуемой государством политики и ожидаемых результатов их достижения.
Основные направления бюджетной политики России на 2018 год не сильно изменились с главными направлениями, которые были сформированы еще в «Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2016 году», в котором говорится о необходимости уделить важное внимание формированию системы действенных и обоснованных индикаторов достижения администраторами бюджетных расходов поставленных целей и решения поставленных задач.
Это определяет новые требования к организации государственного финансового контроля как неотъемлемой части системы государственного управления, требует создания соответствующих механизмов мониторинга для выявления степени достижения запланированных социально-экономических результатов.
Такие механизмы содержит аудит эффективности использования государственных средств, который широко применяется в государственном финансовом контроле зарубежных стран в течение последних десятилетий.
Зарубежный опыт показывает, что применение аудита эффективности положительно влияет на качество принятия и исполнения органами государственной власти решений в сфере управления государственными финансами, а также содействует повышению ответственности, прозрачности и подотчетности в их деятельности.
Степень изученности темы. В современной экономической литературе существует большое количество публикаций, посвященных исследованию вопросов методологии, организации и методики осуществления государственного финансового контроля
и аудиторской деятельности как различных видов финансового контроля, среди которых отметим работы таких авторов, как А. Н. Саунин, С. В. Степашин, В. П. Суйц, С. О. Шохин, М. Афанасьев1.
В отечественной литературе содержится небольшое количество научных работ, посвященных исследованию теоретических,
методологических и методологических основ аудита эффективности, а также его месту в структуре финансового контроля и роли в повышении эффективности государственного аудита.
Фактически, при всех существенных особенностях изучения эффективности использования бюджетных средств существуют неоднозначные и противоречивые мнения, которые не могут сформулировать четкое понимание его теоретической базы. Существуют довольно серьезные различия между мнениями российских авторов в определении содержания аудита эффективности, его места в государственном финансовом контроле и методики осуществления.
Таким образом, можно утверждать, что в российской экономике на сегодняшний день нет единой и общепринятой концепции, которая представляет теоретические и методологические основы изучения эффективности использования государственных средств, развитие которых все еще находится на ранней стадии.
В качестве проблемы исследования выступает возникновение насущных социально-экономических проблем, решение которых должно способствовать повышению эффективности использования финансовых ресурсов государства.
Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что современное состояние законодательной базы находится в стадии разработки и не может до сих пор осуществляться в полной мере и оказывать необходимый контроль над эффективностью использования государственных средств, также отсутствие должного механизма и контроля его выполнения сказывается прежде всего на бюджете Российской Федерации, а грубо говоря на уровне жизни граждан страны.
Объектом исследования является современное состояние теории аудита эффективности использования государственных средств и практики его применения в системе государственного финансового контроля.
Предметом исследования являются теоретические основы, организация и методика осуществления аудита эффективности использования государственных средств и обеспечения качества его проведения в Белгородской области.
Целью выпускной квалификационной работы является определение теоретических аспектов аудита эффективности использования государственных средств, а также разработка вопросов выявления несовершенства нормативно-правовой основы его осуществления для совершенствования финансового контроля.
Для достижения данной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание аудита эффективности использования государственных средств, определить его место и роль в государственном финансовом контроле.
2. Сформулировать основные принципы организации аудита эффективности использования государственных средств,
3. Разработать поправки в законодательную базу Российской
Федерации и Белгородской области.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют научные исследования, теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области экономики, финансов, государственного финансового контроля и аудита.
Методы исследования определялись спецификой решаемых задач и включали в себя: теоретические - анализ и синтез, классификация, прогнозирование и проектирование и др.; а так же эмпирические - участие в разработке методики проведения аудита эффективности использования государственных средств...
Проведенное нами в рамках работы исследование теоретических, методических и практических основ аудита эффективности использования государственных средств позволило сформулировать следующие выводы.
Аудит эффективности использования государственных средств является совершенно новым видом контроля для нашей страны, созданный для определения результативности бюджетных расходов и их влияния на социально-экономический уровень как Российской Федерации в целом, так и отдельных субъектов, регионов, или отдельных организаций.
Данный вид аудита дает уникальную возможность осуществления комплексного анализа причин и факторов, которые влияют на неэффективное использование бюджетных средств, а также указывает на условия, активирующие борьбу с коррупцией, которая процветает в России, так как именно по результатам такой проверки можно судить о том, как в реальности обстоят дела с расходами бюджетных средств.
В магистерской диссертации был рассмотрен порядок определения критериев, относящихся к аудиту эффективности использования государственных средств. Сформулированные критерии оценки эффективности указывают на значимые для организаций характеристики (количественные и качественные), процессы и результаты расходования бюджетных средств.
В любой развитой стране стоит остро вопрос об эффективности использования бюджетных средств и в России, по нашему мнению, можно добиться двумя способами: путем внедрения программного бюджета и путем внедрения усовершенствованной региональной системы внутренного финансового контроля. Данная система должна создать единое информационное пространство, касающееся всех органов исполнительной власти Белгородской области.
В Белгородской области наблюдается стабильное неэффективное использование государственных средств. Оно составляет около 25% от суммы всех выявленных нарушений. Анализ данной проблемы позволил выявить ряд причин, по которым не получается уменьшить этот процент:
1. Недостаточность классификации государственного финансового контроля. Для устранения этой проблемы необходимо разработать и утвердить документ, который отражал бы классификационные критерии государственного финансового контроля и определял бы место аудита эффективности.
2. Отсутствие достаточной нормативно-правовой базы. В третьем разделе магистерской диссертации были определены направления, по которым нужно устранить недостаточность в законодательной базе Федерации и региона. Данная проблема является самой актуальной в практике внедрения аудита эффективности использования государственных средств, тем самым подтверждая гипотезу исследования. Предлагается определить и зафиксировать в Бюджетном кодексе Российской Федерации и нормативно-правовых актах субъектов, определенные правовые нормы, которые бы подробно определяли бы содержание аудита эффективности использования государственных средств.
3. Недостаточность практики осуществления аудита эффективности использования государственных средств, а также низкие требования к компетентности сотрудников, осуществляющих аудит эффективности. Необходимо совершенствовать механизм осуществления данного вида аудит и постоянно анализировать опыт зарубежных стран, для того, чтобы положительный опыт можно было успешно применить в условиях нашей страны.
4. Отсутствие критериев оценочных показателей определения эффективности государственных расходов. В системе государственного финансового контроля необходимо разработать четкие критерии оценочных
5. показателей, которые бы определяли эффективность бюджетных расходов, в каждой отрасли нужно разработать особенные критерии.
6. Отсутствие единого открытого и прозрачного информационного пространства. Необходимо создать единый информационный портал, который содержал бы в себе информацию о деятельности всех контрольных органов, автоматизировать процессы и процедуры по основным направлениям совершенствования системы аудита эффективности, обеспечить обмен между контрольными органами, организовать хранение информации в открытом доступе.
7. Недостаточность информационного, кадрового и ресурсного обеспечения аудита эффективности использования бюджетных средств. Так как аудит эффективности является новым видом контроля, необходимо своевременно и в достаточной мере провести системы подготовки, переподготовки, и сертификации государственных аудиторов и кадрового состава, осуществляющих аудит эффективности.
Аудит эффективности использования государственных средств существует в России уже на протяжении более 10 лет. За это время сделаны первые шаги на пути реформирования всего бюджетного процесса, выявлены проблемы и трудности, которые неизбежны в начале эксперимента, решение которых в скором времени принесет положительный эффект, так как аудит эффективности направлен на результат, он оказывает большую социальную значимость в современных условиях.
Общественное недоверие к компетентности и ответственности в деятельности органов власти формирует ослабление действенности применения аудита эффективности. Необходимо создавать соответствующие условия: сформировать в гражданском обществе понимание важности и необходимости бюджетного контроля эффективности расходов, эффективности, контролировать, пресекать, а также, по факту правонарушений, возбуждать судебные дела.
Предложенные направления являются основой в поисках путей совершенствования аудита эффективности использования государственных средств. Применение их на практике поможет значительно повысить результативность ведения контроля.
Таким образом можно говорит, что цель работы достигнута, а задачи выполнены. В результате исследования получены новые знания, как о предмете, так и об объекте исследования. Тема совершенствования аудита эффективности использования государственных средств в ближайшее время не утратит свою актуальность, таким образом эта тема требует дальнейшего непрекращаемого рассмотрения и изучения.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. ИССАИ 20: Принципы прозрачности и подотчетности [Электронный
ресурс] : Дания, Австрия 2010 год // INTOSAI: Разд. «Документы» : [сайт] / Официальный сайт INTOSAI. - 2009. - Режим доступа:
http://www.issai.org/en_us/siteissai/issai-framework/2-prerequisites-for-the- functioning-of-sais. htm.
3. ИССАИ 21: Принципы прозрачности и подотчетности. Принципы и
лучшие практики. [Электронный ресурс] : Дания, Австрия 2010 год // INTOSAI: Разд. «Документы» : [сайт] / Официальный сайт INTOSAI. - 2009. - Режим доступа: http://www.issai.org/en_us/site-issai/issai-framework/2-
prerequisites-for-the-functioning-ofsais.htm.
4. Лимская декларация руководящих принципов контроля
[Электронный ресурс] : принята в г. Лиме 17.10.1977 - 26.10.1977 IX
Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
6. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 41 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
7. Об общих принципах организации и деятельности контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [Электронный ресурс] : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 6- ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
8. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 18 апреля 2018 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
9. Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств, принята решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 23 апреля 2004 г., протокол № 13 (383) // Стандарт финансового контроля. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12160250/.
10. Общие требования к стандартам внешнего государственного и
муниципального финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации [Электронный ресурс] : Утверждены решением
Коллегии Счетной палаты Российской Федерации. Протокол № 21К (854) от 12 мая 2012 г. // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. Разд. «О Счетной палате». - Режим доступа:
http://www.ach.gov.ru/about/document/Trebovania.pdf.
11. СФК 104. Проведение аудита эффективности использования государственных средств [Электронный ресурс] : Стандарт финансового контроля от 9 июня 2009 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» [Электронный ресурс] // Стандарт государственного аудита. - Режим доступа: http://www.audar-info.ru/docs/acts/?sectId=263783&artId=1504210.
13. Устав Белгородской области [Электронный ресурс] : закон Белгородской области от 31 декабря 2003 г. № 108 (принят Белгородской областной Думой 24.12.2003) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
14. О Контрольно-счетной палате Белгородской области [Электронный ресурс] : Закон Белгородской области от 12 июля 2011 г. № 53 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
15. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2016 году
[Электронный ресурс] : Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. Разд. «Деятельность». - Режим доступа:
http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/896/...