ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 10
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРУЖСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА
РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В
СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРУЖСКОГО
РАЙОНА 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Потребности инновационного развития страны на современном этапе ее развития обуславливают необходимость поиска эффективных методов организации, планирования и управления системой образования, которая приобретает ключевое значение в модернизации социума. Образование, выступая в качестве процесса, социального явления и социального института реагирует на большинство изменений, происходящих в обществе.
Изменения в образовательной сфере затрагивают не только государственный, но и муниципальный уровень. В частности, становятся все более разнообразными организационно-правовые формы учебных заведений, формируются нормативно-правовые основания функционирования профильных классов, а также школ в тесной взаимосвязи с высшими учебными заведениями, меняется модель финансирования образовательных учреждений. Образовательная система, сложившаяся в муниципалитете, должна способствовать достижению государственных целей, а также удовлетворять потребности населения муниципального образования. Нередко эти задачи решают при помощи внедрения инноваций. Поэтому все большую роль начинает играть реализация инновационных проектов в муниципальной системе образования. Эта практика становится все более привычной для муниципалитетов. Так, в Краснояружском районе Белгородской области приоритетными направлениями проектной деятельности в сфере образования в настоящее время являются «Качество образования», «Достойное воспитание», «Компетентный педагог».
Вместе с тем в ходе разработки и реализации проектов возникает ряд проблем, связанных как с определением самого феномена инновационных проектов и последствий от их реализации для муниципальной системы образования, так и с процессом управления такими проектами. Не менее существенно, что внедрение инноваций нередко встречает сопротивление и со стороны коллектива образовательного учреждения, которое во многом обусловлено консервативной природой данного социального института, неуверенностью работников в необходимости изменений, увеличением объема работы, непониманием последствий изменений.
Инновационные процессы в образовательной сфере отличаются разнообразием не только инноваций, но и управленческих подходов к инновационной деятельности. Поэтому исследование методов управления инновационными процессами в образовательной сфере, а также анализ решений, принимаемых в этой области, являются актуальными для теории и практики управления.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется, во- первых, необходимостью совершенствования процесса реализации инновационных проектов в муниципальных образовательных учреждениях. Во-вторых, задачей теоретического обоснования способов решения возникающих при этом проблем, негативно влияющих как на результаты нововведений, так и на качество образования в целом. В -третьих, важностью обобщения и применения практического опыта, накопленного в процессе проектирования образовательных систем в Краснояружском районе Белгородской области.
Степень изученности исследования. Теоретические аспекты исследования инновационных проектов в системе образования раскрываются в работах как отечественных, так и зарубежных авторов.
Проблемы управления образованием рассматривали такие исследователи, как Н.Л. Багаутдинова, С.Н. Братановский, В.И. Добреньков, Р.М. Нижегородцев, В.Я. Нечаев, М.М. Поташник, Е.А. Руднев2.
Вопросы управления образовательными системами на муниципальном уровне представлены в работах Т.А. Безматерных, С.Н. Братановского, Е.А. Гайдук, Л.Б. Осиповой, Л.В. Прыкиной, Ю.Н.Царева, В.А. Шульгиной.
Необходимость модернизации образования исследованы такими авторами, как Н.А. Гусева, В.М. Демин, Г.Ф. Ксендзова, О.Е. Матюнина, О.И. Селиверстова...
Развитие и совершенствование системы образования, повышение качества и эффективности образовательного процесса неразрывно связаны с инновационной деятельностью: реализация инновационных проектов в образовательной сфере направлена на модернизацию системы образования, изменения в содержании процесса обучения и воспитания.
Под инновациями мы понимаем процесс реализации идеи, который получил воплощение в виде качественно новой услуги, технологии, метода управления, и представляет собой инструмент удовлетворения потребностей, имеющий положительный социальный и экономический эффекты и дающий стратегическое преимущество их обладателям
Инновационный проект в образовании представляет собой локализованный во времени и пространстве вариант решения стратегической задачи развития образовательной системы, результатом которой является инновационный продукт, готовый к распространению среди образовательных учреждений.
Особый интерес вызывает внедрение и реализация инновационных проектов в условиях муниципальных образований, так как инновационный процесс здесь характеризуется специфическими чертами, что обусловлено особенностями организации системы образования.
Деятельность участников образовательного процесса, направленная на отбор, разработку, внедрение и анализ результатов инновационной деятельности представляет собой управление внедрением нововведений в муниципальной системе образования.
Муниципальная система образования представляет собой совокупность учреждений образования, которые связаны между собой и находятся на территории муниципалитета, взаимодействуют друг с другом и муниципальными органами управления образованием с целью удовлетворения интересов населения муниципального образования, а также его развития в целом.
Система образования Краснояружского района представлена 17 образовательными учреждениями: 5 дошкольными образовательными
учреждениями, 10 общеобразовательными школами (из них 6 средних и 4 основных школы) и 2 учреждениями дополнительного образования для детей. Всего в муниципальных образовательных учреждениях района воспитывается и обучается 2 374 человек, что составляет 16,9 % от общей численности жителей района (13 989 чел.).
Проектная деятельность в системе образования Краснояружского района Белгородской области опирается на постановление Главы администрации Краснояружского района «Об утверждении Положения об управлении проектами в муниципальном районе «Краснояружский район», принятое в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года № 202-пп «Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области».
Основными направлениями проектной деятельности в сфере образования в Краснояружском районе Белгородской области в настоящее время являются «Качество образования», «Достойное воспитание», «Компетентный педагог», «Здоровое поколение», «Равные условия».
В настоящее время в муниципальной системе образования Краснояружского района в рамках образовательных муниципальных программ реализуются 4 проекта: «Формирование культуры здоровья обучающихся МОУ «Илек-Пеньковская СОШ» Краснояружского района», «Создание лекотеки «Растем вместе» в образовательных учреждениях района». «Детство без вредных привычек», «Создание муниципальной математической школы «Юные Пифагоровцы» на территории Краснояружского района».
Вместе с тем, ситуация в реализации инновационных проектов в системе образования характеризуется следующими проблемами: сопротивление образовательной системы, недостаток средств для реализации и внедрения инновационных проектов, низкое качество некоторых проектов.
Отсутствие решения вышеперечисленных проблем в среднесрочной перспективе может привести к стагнации системы образования района, снижению уровня качества образования в муниципалитете.
Для решения подобного рода проблем, выявленных в ходе эмпирического исследования, мы предлагаем реализацию проекта «Формирование системы обновления педагогических кадров в муниципальных образовательных учреждениях», который направлен на обучающихся образовательных учреждений Краснояружского района, студентов, получающих образование по педагогическим специальностям, а также на молодых специалистов. В ходе реализации данного проекта будет устранен дефицит педагогических кадров образовательных учреждений района, а также снижен возрастной дисбаланс кадрового состава в образовательных организациях.
Система проектных мероприятий состоит из трех направлений:
1) Мероприятия для обучающихся образовательных учреждений района, включающие в себя выявление профессиональной мотивации, личностных особенностей и склонностей обучающихся, мониторинг уровня учебной успешности обучающихся, мотивированных на получение педагогической профессии, организацию педагогических групп, а также работу по профессиональной ориентации учащихся на педагогические профессии и организацию целевого набора в высшие учебные заведения;
2) Мероприятия для студентов, получающих педагогические специальности, подразумевающие привлечение студентов в качестве вожатых в лагерях, обеспечение их участия в общешкольных мероприятиях, а также создание банка данных «Педагогические вакансии» с целью информирования студентов о возможном трудоустройстве в районе;
3) Мероприятия, направленные на молодых преподавателей и включающие в себя: создание системы сопровождения молодых
специалистов путем наставничества и содействие прибывшим молодым педагогам в обеспечении жильем для их закрепления в районе.
В ходе реализации Проекта планируется получить количественные и качественные результаты. Количественные: охват 25% обучающихся 8-9 классов системой предпрофильной подготовки, создание не менее 5 педагогических групп с охватом 50 обучающихся, заключение не менее 2-х договоров о целевом обучении выпускников школ по педагогическим специальностям, а также увеличение удельного веса численности молодых педагогов в возрасте до 30 лет в муниципальных образовательных учреждениях системы образования Краснояружского района - до 20 %. Качественные результаты выражаются в повышении уровня престижа профессии педагога в профессиональном сообществе педагогических коллективов образовательных учреждений Краснояружского района, подготовке педагогических кадров, развитии профессиональной культуры и компетенции работников школы, проектировании подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей педагогической профессии.
Анализ дает возможность определить ограничения реализации проекта. Они включают в себя невостребованность педагогических профессий у выпускников школ района при поступлении в ВУЗы, отсутствие финансирования или уменьшение объема средств, выделяемых на реализацию проекта, недостаточный приток молодых специалистов.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес МУ «Управление образования администрации Краснояружского района Белгородской области» с целью совершенствования процесса реализации инновационных проектов в системе образования муниципалитета:
1. Организовать практическое обучение педагогов технологиям инновационной деятельности через тренинги, мастер-класс, семинары, где они будут не только получать необходимую информацию, но и отрабатывать навыки еще до внедрения инноваций.
2. Разработка механизма стимулирования активности
образовательных учреждений в инновационной деятельности.
3. Обеспечение деятельности информационно-методической сети.
4. Предоставление возможностей для обмена опытом и повышения квалификации в области инновационной деятельности в сфере образования.
Таким образом, мы сможем усовершенствовать образовательный процесс в районе, улучшить качество образования.
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]: федер. закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 18 июня 2012 г. № 878 (в ред. от 22.11.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (в ред. от 22.11.2016) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об инновационной деятельности и инновационной политике на
территории Белгородской области [Электронный ресурс] : Закон
Белгородской области от 1 октября 2009 г. №2 96 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
6. Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. № 202-пп // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Районная программа «Развитие образования Краснояружского
района на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] : утверждена
Постановлением Главы администрации муниципального района «Краснояружский район» от 6 октября 2014 г. № 612 // Справочно
правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Об утверждении муниципальных инновационных площадок в
системе образования района [Электронный ресурс] : Постановление администрации муниципального района «Краснояружский район» от 20 марта 2014 г. № 150. [сайт]. - Режим доступа: http://www.yaruga-
yo.belnet.ru/scools/yo/plan.htm
9. Положение о Муниципальном учреждении «Управление
образования администрации Краснояружского района» [Электронный ресурс] : утверждено решением Муниципального совета от 24 декабря 2013 г. № 35. [сайт]. - Режим доступа: http://www.yaruga-
yo.belnet.ru/SCOOLS/YO/doc/pol_yo.pdf
10. Анализ работы МУ «Управление образования администрации Краснояружского района» за 2017 год [сайт]. - Режим доступа: http://www.yaruga-yo.belnet.ru/SCOOLS/YO/plan/analiz_2017.pdf
11. Алетдинова, А. А. Особенности инновационных проектов в
сетевой экономике [Электронный ресурс] / А. А. Алетдинова, М. С. Кравченко, Н. С. Королева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» [сайт] - 2016. - Т. 8. - № 5. - Режим доступа:
http ://naukovedenie.ru/PDF/59EVN516.pdf
12. Альтергот, Е. Г. Преподаватели и студенты как агенты образовательных изменений [Текст] / Е. Г. Альтергот, Ю. Б. Дроботенко // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 2. - С. 106 - 109.
13. Бабанова, И. А. Разработка и продвижение инновационных продуктов в области образования [Текст] / И. А. Бабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - № 5. - С. 20- 24.
14. Безматерных, Т. А. Управление развитием муниципальной
системы образования в условиях мегаполиса [Текст] : Монография /
Т. А. Безматерных. - Ростов н/Д.: РЮИ РПА Минюста России, 2015. - 319 с.
15. Богма, Е. С. Классификация причин сопротивления персонала организационным изменениям на предприятиях [Текст] / Е. С. Богма // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Экономические исследования». - 2016. - Т. 2. - № 1 (7). - С. 42-47...