Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА

Работа №92700

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ
ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА 9
1.1. Ценностные ориентации как предмет исследования в психологии.... 9
1.2. Понятие чувства одиночества в отечественной и зарубежной
психологии 17
1.3. Особенности ценностных ориентаций старшеклассников, переживающих чувство одиночества 25
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ 33
ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ценностных
ориентаций старшеклассников с чувством одиночества 36
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по предупреждению и
снижению чувства одиночества у старшеклассников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие факторы, как жизненные цели, представления о будущем, ценности. Человек всегда стремится к какой- нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым.
Стремление к позитивной цели - ключ к счастливой жизни. Определение собственных жизненных целей - это лишь шаг к успешности. Поэтому сначала следует понять, каковы наши жизненные цели, чего хотим достичь. Нужно научиться пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать эти целей, не нанося вреда другим.
Часто можно услышать, что человек жалуется на то, что пока добивался карьерных успехов, растерял друзей, изменились отношения в семье и т.д. Другие жалуются на то, что отдали много сил семье, детям и не сделали карьеры. Это жизненно важные решения и от них зависит удовлетворенность результатами. Необходимо осознать свои собственные потребности и ценности и соотнести их с таковыми в обществе. Уяснив это, человек может легко наметить собственные конкретные цели и, исходя из них, определить, что изменить в своем поведении, а также подумать, как добиться поставленной цели. Достаточно простые правила могут помочь в этом, если следовать им неукоснительно. Когда человек ставит перед собой цель, ему необходимо ясно представлять ее важность и оценить это. Одновременно необходимо ответить на вопросы: стоит ли вообще заниматься на данном этапе именно этой целью? Что является действительно важной, интересной ценностью? Какую ценность данные цели будут иметь для близких, друзей, коллег и для общества.
Состояние развития российского общества в настоящее время выдвигает проблему качества жизни как одного из приоритетных направлений исследования общественного сознания людей. Представления о благополучии современного человека не только основываются на определенном уровне материального благосостояния, но и подразумевают некоторую иерархию жизненных ценностей личности, разделяемую членами ее социальной группы.
Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последнее десятилетие, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей подрастающего поколения, так как формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества.
На разных ступенях своего развития человеку приходится постигать действительность, которую он осваивает снова и снова (иногда с учетом ранее освоенного опыта, а иногда и заново). Важную роль при этом играет становление человека как субъекта своей активности. Обнаруживая и проявляя субъектность (этот процесс начинает формироваться в юношеском возрасте), человек научается самостоятельно и продуктивно решать различные жизненные задачи в привычных и нестандартных ситуациях. Формирование субъективности происходит в процессе успешного усвоения возможностей регуляции своей активности на осознаваемом и доступном контролю уровне, а слагаемые саморегуляции фиксируются в накапливаемом регуляторном опыте.
Становление субъектности, т.е. обретение опыта осознанного саморегулирования своих действий и поведения, осмысленность, целеполагание, перспективное планирование жизни, развитие самостоятельности занимают в юношеском возрасте ведущее место. По нашему мнению, именно возрастающие возможности осознания регуляторного опыта обеспечивают развитие субъектного отношения к разным сферам личностного самоопределения старшеклассника.
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. Одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают по-своему.
Для одних одиночество - результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других - активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы. В последнее время проблеме одиночества посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Юношество как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов. Данная социальная группа является чутким индикатором происходящих перемен, и определяет в целом потенциал развития общества. В условиях ломки сложившихся устоев неизбежна переоценка ценностей, их кризис более всего проявляется в сознании этой социальной группы.
Исследование ценностных ориентаций современного подрастающего поколения весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у старшеклассников, во многом зависит будущее состояние общества. Актуальность исследований юношеского возраста обусловлена также тем, что в новой социальной структуре российского общества формируется средний класс, основой которого должны стать образованные, компетентные и грамотные специалисты.
Проблематика ценностных ориентаций является предметом изучения таких отечественных исследователей как А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, В.В. Сусленко, В.А. Ядов, Б.Г. Ананьев, Л.Э. Пробст Р.С. Немов, Е.С. Волков, С.Л. Рубинштейн, Е.Л. Шварц. Среди зарубежных исследователей изучением ценностных ориентаций осуществлялось такими авторами как В. Биляки, М. Рокич...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению ценностных ориентаций старшеклассников, переживающих чувство одиночества. В первой главе нашего исследования мы уточнили понятия «ценностные ориентации», «одиночество», «юношеский возраст» и др., изучили разработанность проблемы ценностных ориентаций старшеклассников, переживающих чувство одиночества. Существуют разные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, так ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие самим объектам.
Ценности различают по двум типам: ценности общества и социальных групп (социальные ценности), ценности личности (индивидуальные ценности).
Ценности и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации общественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей на уровне личности. Под ценностными ориентациями понимаются «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях».
Что касается чувства одиночества, то здесь так же отсутствует единый подход к его определению. По утверждению А.Н. Семенова, одиночество - это острое внутреннее, субъективное переживание.
Одиночество переживается на двух уровнях: на эмоциональном уровне происходит чувство полной погруженности в себя, покинутости, обречённости, ненужности, беспорядка, пустоты, чувства потери, иногда ужаса. На поведенческом уровне падает уровень социальных контактов, происходит разрыв межличностных связей
Основополагающим выступает чувство отсутствия, потери, крушения; осознание своей исключённости и непонимания другими. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, обречёнными, потерянными, ненужными. Все эти ощущения носят мучительный характер. Одиночество - это разрыв связей, в то время как наши ожидания ориентированы на сохранение этих связей.
Далее, мы охарактеризовали методы и методики, которые использовали в нашем исследовании. Проанализировали и проинтерпретировали результаты исследования ценностных ориентаций старшеклассников, переживающих чувство одиночества, и получили следующие данные.
По результатам нашего исследования мы выявили, что высокий уровень одиночества преобладает у большинства исследуемых старшеклассников, средний уровень одиночества имеют 37,5%. Низкий уровень одиночества выявлен у меньшего количества респондентов.
Преобладающими ценностями для данной группы испытуемых являются помощь и милосердие к другим людям, признание и уважение людей и влияние на окружающих, здоровье, поиск и наслаждение прекрасным, высокий социальный статус и управление людьми, любовь.
Наименее значимыми ценностями являются высокое материальное благосостояние. Не значимыми являются ценности такие как познание нового в мире, природе, человеке, общение
Наиболее значимой является «Другой-ценность», «Общественно­полезная деятельность», «Я-ценности». Менее значимой для старшеклассников является «познание как ценность», «ответственность как ценность».
С помощью U - критерия Манна-Уитни было выявлено, что у старшеклассников с высоким уровнем одиночества преобладают такие ценности, как высокое материальное благосостояние, поиск и наслаждение прекрасным, помощь и милосердие к другим людям, любовь. Наименее выраженными у респондентов с высокой степенью одиночества являются такие ценности, как познание нового в мире, природе, человеке, признание и уважение людей и влияние на окружающий, общение, здоровье.
У старшеклассников с низким уровнем чувства одиночества значимыми ценностными ориентациями являются такие ценности, как высокий социальный статус и управление людьми, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. В группу наименее выраженных ценностей попадают такие ценности как: приятное время
провождение, отдых, поиск и наслаждение прекрасным, помощь и милосердие к другим людям. Заметно противоречие: старшеклассники хотят добиться «продуктивной жизни», но не понимают, как важна для этого образованность.
Таким образом, результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что существуют различия в системе ценностных ориентаций старшеклассников, переживающих чувство одиночества, и старшеклассников без него.


1. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования/В.Г. Алексеева. - М., 2009. - 209 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. - Л., 2002. - 380 с.
3. Амелина, А.Н. Фрустрирующие факторы современного горожанина/ А.Н. Амелина. - М.: ПРИОР, 2010. - 233 с.
4. Бубер, Н. Проблема человека. Перспектива / Н. Бубер // В сб.: Лабиринты одиночества. - М., 2009. - С. 95-102.
5. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев, 2009. - 232 с.
6. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов / Б.С. Волков. - М.: Трикста, 2010. - 256 с.
7. Гарванова, М.З. Исследование ценностей в современной психологии / М.З. Гарванова, И. Г. Гарванов. - Казань: Бук, 2014. - 320 с.
8. Ерофеева, И.А. Жизненные ценности современных подростков /И.А. Ерофеева/2016. - №49. - С. 25.
9. Заворотных, Е.Н. Одиночество как одна из актуальных проблем личности в современном мире: философский, социальный и психологический аспекты /Е.Н. Заворотных// Материалы V Всероссийской научно­практической конференции «Актуальные проблемы личности в современном мире: человек в трудных жизненных ситуациях» / Под ред. О.Г. Петушковой, Г.В. Слепухиной. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - С. 104-107.
10. Заворотных, Е.Н. Социально-психологические детерминации одиночества как субъективного переживания /Е.Н. Заворотных// Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №12 (91): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. - СПб., 2009. - С. 26-30.
11. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / Карелин, А.А. - М.: Эксмо, 2007. - 410 с.
12. Карпиков, А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте /А.Р. Карпиков: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2002. - 181 с.
13. Колмогорова, Л.С. Преодоление переживания одиночества / Л.С. Колмогорова, Е.А. Манакова. - М., 2015. 55 с.
14. Кон, И.С. Психология старшеклассника. - М.,1982 - 207 с.
15. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Наука, 2009. - 311 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ