Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВЫЕЗДНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Работа №92699

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ... 7
1.Определение понятий «одаренность» и одаренный ребенок 7
1.1Особенности работы с одаренными детьми в школе 7
1.2Индивидуально-психологические особенности одаренных детей 8
1.3Проблемы развития одаренных детей в процессе обучения
математике 13
2. Методические аспекты развития одаренных учащихся в процессе
обучения математике в 6-7 классах 18
3. Методические особенности постановки обучения математике в 6-7
классах, направленного на развитие одаренных детей 22
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ВЫЕЗДНОЙ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Актуальность исследования. Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе. В настоящий момент образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных, умственных и физических способностей, одаренностии таланта.
Проблеме изучения понятий «способность» и «одаренность» посвящено множество исследований в области психологии, педагогики и методики обучения математике. Значительный вклад в развитие данной теории внесли: В. А. Крутецкий, М. А. Холодная, Ю. Д. Бабаева, О. Б. Епишева, Т. А. Иванова, М. А. Зиганов, В. И. Панов, А. М. Матюшкин, Н. С. Лейтес, Л. С. Выготский и др.
В предлагаемых различными исследователями определениях одаренности и способностей (М. А. Холодная, Ю. З. Гильбух, С. Л. Рубенштейн, В. А. Крутецкий, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, В. В. Клименко и др.) можно выделить ряд основных признаков одаренности: служит наличие у человека выдающихся (высокого уровня) способностей, развитый интеллект, повышенный уровень умственного развития, творческий подход, возможность достижения высоких результатов в различных видах деятельности.
Специальные математические способности наиболее полно исследованы В. А. Крутецким, Д. Мордухай - Болтовским. Из этих исследований следует, что математические способности проявляются в высоком уровне развития основных познавательных процессов (представление и воображение, память, мышление, восприятие), а также в
увлеченности математическими вычислениями, символами, поиском изящных решений, ясностью и быстротой математической деятельности.
В последнее десятилетие существует и разрабатывается несколько подходов к выявлению-развитию детской одаренности (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В. С. Юркевич, Ю. Д. Бабаева, В. И. Панов), стержневым моментом которых является подход к одаренности как к процессу целостного развития личности и сознания одаренных детей, реализующего творческий потенциал их развития. Учитывая это, в качестве базовой характеристики одаренности выделяется творческая активность человека как проявление творческой природы психики и ее развития в зависимости от образовательной среды. Для создания необходимой образовательной среды существуют два основных способа: ускорение (раннее поступление в школу, ускорение в обычном классе, занятия в другом классе, “перепрыгивание” через класс, профильное обучение, частные школы)и обогащение традиционного образовательного процесса, предполагающее усиление развивающих возможностей урока; разработку индивидуальных (авторских) программ (А.И. Доровский, Л. В. Попова); кружки, факультативы, олимпиады, конкурсы.
Вместе с тем, необходимо заметить, что создание классов и школ с углубленным математическим обучением, проведение различных конкурсов и олимпиад, дифференциация обучения в большинстве своем используются для обучения и развития учащихся 8-11 классов, в то время, как работа по выявлению-развитию одаренных ребят должна начинаться в 6-7 классах, где существует опасность «потерять» таких детей. Кроме того, по результатам опросов учителей и родителей учащихся есть проблемы, связанные с развитием способных детей в 6-7 классах, к которым относятся отсутствие психологической помощи, специальной методической литературы и дидактических материалов, ограниченные финансовые возможности родителей и т.д.
Анализ учебников математики для 6-7 классов показывает, что не один из учебников не содержит необходимого набора задач, направленных на развитие одаренных учащихся, т.е. задач на развитие различных познавательных процессов, обеспечивающих достижение целей развития способных детей. Современные образовательные стандарты, программы математического образования для общеобразовательной школы лишь отмечают развивающие возможности математики, но не уделяют внимания их использованию для развития одаренных детей в процессе обучения.
Таким образом, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике работы с одаренными детьми, существуют нерешенные вопросы, связанные с обучением таких детей в средней общеобразовательной школе и развития их одаренности в не учебное время. Поэтому проблема выявления возможных направлений путей совершенствования методики обучения математики, направленной на развитие одаренных детей является актуальной.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка программы работы выездной математической школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в 6-7 классах основной школы в не урочное время.
Предмет исследования :постановка и организация обучения математике в 6-7 классах выездной математической школы, направленного на развитие одаренных учащихся.
База исследования: МБОУ «СОШ № 50» г. Белгорода, 6 «К» класс.
Цель исследования определяет следующие задачи исследования:
• раскрыть сущность понятия «одаренность»;
• выявить основные способы диагностики одаренности;
• изучить взгляды педагогов, психологов на выявление-развитие детской одаренности;
• проанализировать учебно-методическое обеспечение процесса обучения математике с точки зрения выявления его потенциала для развития одарённых учащихся;
• построить систему занятий для выездной математической школы для учащихся 6-7 классов, направленную на развитие одаренных детей;
При решении данных задач целесообразно использовать следующие методы исследования:
• изучение, анализ психолого-педагогической, методической и
диссертационной литературы по исследуемой проблеме;
• анализ программ и учебников математики для 6-7 классов общеобразовательной школы;
• беседы, анкетирование учителей и родителей учащихся основной школы;
• наблюдение за процессом обучения в основной общеобразовательной школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цель, задачи; определен объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены понятия «одаренность» и «способности», выявлены основные способы диагностики одаренности, описаны основные условия и методы развития одарённых детей, указаны проблемы развития одаренных детей в процессе обучения математике, а также проведён анализ учебно-методического обеспечения процесса обучения математике с точки зрения выявления его потенциала для развития одарённых учащихся.
Вторая глава посвящена разработке программы работы выездной математической школы направленной на развитие одаренных учащихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе написания выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты и выводы.
1. Выявлены психолого-педагогические основы развития одаренных учащихся в процессе обучения математике:
• Раскрыты сущности понятий «одаренность» и «способности». Показано, что понятия «одаренность», «способности» и «задатки» тесно связаны между собой и часто определяются одно через другое. В предлагаемых различными исследователями определениях данных понятий можно выделить ряд общих существенных признаков: как правило, это - высокий уровень умственного развития (интеллекта), определенные качества личности, которые обеспечивают достижения в той или иной деятельности. На основе этого сделан вывод, что одаренным является ребенок, обладающий большой познавательной потребностью, высоким уровнем интеллекта, творческим подходом (креативностью).
• Основные психолого-педагогические методы развития одаренных детей, входящие в обогащение и ускорение образовательного процесса должны включать решение специальных математических и учебных задач, формирование ориентировочной основы умственных действий при решении задач, эвристические, игровые, проблемные и активныеметоды обучения. При работе с одаренными детьми целесообразно учитывать принципы индивидуализации, дифференциации, исследовательского обучения.
• Существует множество неразрешенных проблем, связанных с развитием одаренных детей в общеобразовательной школе в учебное и внеклассное время, заключающихся в отсутствии психологической помощи, специальной методической литературы и дидактических материалов для работы с одаренными детьми. Для работы с одаренными учащимися, по мнению учителей, необходимо специальное методическое и диагностическое обеспечение, которое помогло бы учителю организовать эту работу непосредственно на уроке.
- Современные образовательные стандарты, программы и учебники по математике для 6-7 классов в той или иной степени раскрывают гуманитарный потенциал математики, показывают некоторые ее практические приложения, содержат определенный материал, направленный на развитие учащихся средствами математики. В то же время в них не выделены элементы учебного материала и задач, цель которых - развитие именно одаренных детей средствами математики. Среди множества современных есть несколько учебников, которые удобно и целесообразно использовать при работе со способными учащимися, но не один из них не содержит соответствующего набора задач развивающего характера, необходимых для развития математических способностей.
2. Рассмотрены методические аспекты развития одаренных учащихся в процессе обучения математике в 6-7 классах.
Выявлено, что целями развития одаренных детей является воспитание всесторонне развитой, творческой, активной личности. Однако, урочного времени не всегда достаточно и поэтому стоит обратить особое внимание на организацию внеклассной работы. На основе вышесказанного построена система задач, направленных на достижение целей развития одаренных учащихся, и определено место использования этих задач в образовательном процессе во внеурочное время.
3. Разработана программа работы выездной математической школы, которая включает в себя тематическое планирование основанного на методических рекомендациях при разработке школьного этапа олимпиады всероссийской олимпиады школьников. Подобранны задания по темам математической школынаправленные на развитие способностей детей.
Стоит отметить, что результативность будет достигнута только в том случае, если у обучающихся появится возможность осознанного выбора участия в математической школе.
В результате аппробации разработанной программы математической школы были достигнуты главные цели: создание условий для подготовки к успешному участию в олимпиаде по математике; расширение кругозора обучающихся, развитие математического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету.
Применение даннойпрограммы математической школы будет способствовать росту познавательной активности обучающихся, развитию их логического мышления, обучающиеся смогут лучше подготовится к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. Интеграция урочной и внеклассной системы подготовки обучающихся будет обеспечивать высокий уровень личностного развития обучающихся при соблюдении необходимых педагогических условий:
• наличие обучающихся, желающих углубить свои знания по математике, выбравших для себя деятельность, непосредственно связанную с математикой;
• содержание программы математической школы должно удовлетворять требованиям обучающихся, создавать условия для дальнейшего развития способностей обучающихся, подготовить почву для успешного участия в различных уровнях олимпиад.
Таким образом, разработанная программа выездной математической школы способствует не только успешной подготовке к участию в олимпиадах различных уровней, но и профессиональному самоопределению обучающихся, а так же формирует логическое мышление и математическую культуру у школьников.


1. БазылевШ.Ф. ОлимпиадныевадачиВю математике / Д.Ф. Базылев. - М.: КД Либроком, 2012. - 184 с.
2. БалаянЭ.Н. Новые олимпиадные задачи по математике для подготовкиТК ГИА и ЕГЭ: 5-11 классы!) Э.Н. Балаян. - Ростов|р/Д: Феникс, 2013. - 316 с.
3. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математическийлракультатив|- вчера, сегодня, завтра!// Математика!в школе. 2007. №3 [Электронный доступ]. URL: https://edu-lib.com/matematika-2/dlya-uchiteley-i-prepodavateley/balk-m-b-i-balk- g-d-matematika-posle-uro (дата обращения: 12.11.2017).
4. Баранников|А.В. Элективные|курсы|в профильномбэбучении!) А.В. Баранников / / Первоерентября. 2004. №102. С.1-2.
5. Березина|Л. Ю. Графы» их применение. Пособиебяля учителя.- М.: Просвещение, 1979.-143 с.
6. Библиофонд. Электронные ресурсы и издания [Электронный ресурс]. - Режим (доступа: http://www.bibliofod.ru/view.aspx?id=446674(дата обращения: 18.10.2017).
7. БубноврВ.А. ИнформационныеЬгехнологии|на урокахаматематики!/ В.А. Бубнов / / Информатика» образование. 2000. № 5. С.7-8.
8. Выготский, Л.С. Психологический словарь|/ Л.С. Выготский, Б.Е. Варшава. - М., 2008. - 264 с.
9. ГусевдВ.А. Индивидуализациярчебной деятельности|учащихся|как основа|дифференцированного обучения математике в средней Школе/ В.А. Гусев // Математика» школе.1990.№4.С.116-123.
10. ДонецЦиА. Алгебраическийиподход к проблеметраскраскиаплоских графов. - М.: Наукова думка, 1982.- 172 с.
11. Керн Г. Лабиринтыимира. -СПб.: Изд-во "Азбука-классика", 2007.­448с.
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. / / Вестник образования России.2010. № 6. С.11-15.
13. Крутецкий В.А. Психология математических способностей / В.А. Крутецкий- М.: Просвещение, 1968.-467с.
14. Ландау Э., Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус.текста Н.М. Назарова. / Э. Ландау - М., 2005. - 144 с.
15. Литвинова С.А, Куликова Л.В. и др. За страницами учебника
математики. Волгоград: Панорама, 2006.- 213 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ