Важность языкового конструирования внеязыковой реальности, в нашем случае фейковой, обусловлена её воздействующим потенциалом на сознание адресата и манипулятивным характером этого воздействия. Языковые средства выступают в качестве средств информационной войны и, несмотря на то, что война ведется в медиапространстве и вербальными средствами, ее последствия вполне реальны и наблюдаемы. Актуальность работы обусловлена важностью и необходимостью исследования языкового конструирования в медиадискурсе ложной, фейковой реальности и ее манипулятивного воздействия на сознание адресата. Новизной работы является лингвокогнитивный подход к исследованию атрибутивных сочетаний с прилагательным fake, исследование феномена фейковой медиареальности с лингвистической точки зрения, выявление манипулятивного потенциала фейков путем анализа языковых средств.
Объектом нашего исследования являются номинативно-атрибутивные словосочетания с прилагательным fake и языковые единицы с семантикой ложности.
Предметом исследования является языковое конструирование фейковой реальности.
Несмотря на большое количество работ, предметом исследования которых является языковое представление способов уклонения от истины, такое внеязыковое явление как фейковая реальность не получило научного освещения в лингвистических исследованиях.
Опыт многоаспектного когнитивного взаимодействия человека с реальной действительностью находит свое отражение в языке. Языковое воплощение имеет не только объективная реальность, «мир, как он есть», но и разного рода ошибочные когниции, заблуждения, обман, фикция, ложь, дезинформация [20]. Исследуя отражение в языке двойственности мировосприятия, Н. Д. Арутюнова пишет о том, что естественный язык
2 живет в борьбе с двузначной логикой, расшатывает ее законы, скрывает ясные смыслы, заменяя и прикрывая объективные суждения маской правдоподобия, видимости, кажимости [1, с.546].
Целью исследования является анализ языковых единиц с семантикой ложности и их манипулятивного потенциала. Поставленная цель требует решения следующих задач:
• обобщить теоретические работы, посвященные проблемам лингвокогнитивного анализа;
• провести лингвокогнитивный анализ лексемы fake;
• выявить когнитивную структуру атрибутивных комплексов с прилагательным fake;
• собрать и проанализировать языковые единицы с семантикой ложности, функционирующие в медиадискурсе;
• обобщить и систематизировать номинации, обозначающие фейковую медиареальность;
• выявить манипулятивный потенциал фейковой медиареальности;
• рассмотреть способы верификации ложного мнения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в теорию концептуальной интеграции, развивает представление о сложных концептах, представленных атрибутивными словосочетаниями. В настоящем исследовании на основе примененных комплексных методов описана когнитивная структура атрибутивно-номинативных словосочетаний с прилагательным fake, выделены обозначаемые ими концепты. Теоретически значимым является вклад в исследование когнитивного механизма конструирования, в частности, языкового конструирования фейковой медиарельности.
Практическое значение работы определяется тем, что результаты исследования могут использоваться в изучении и преподавании английского язык и в учебных курсах по когнитивной лингвистике. Кроме того,
3 теоретические положения и конкретные языковые факты могут служить материалом для написания курсовых и дипломных работ, исследований по проблемам когнитивной лингвистики, при составлении учебных и учебнометодических пособий и рекомендаций для студентов-лингвистов.
Методы исследования определялись характером задач, решаемых на различных этапах исследования, и применялись комплексно. При работе над теоретическим материалом были использованы следующие методы и приемы: анализ понятийно-терминологической системы, сравнение, метод аналогии, интерпретативный метод, который основывается на основных методах научного познания: сравнении, наблюдении, обобщении. В процессе работы над эмпирическим материалом были использованы методы сплошной и специальной выборки, компонентный анализ, семантический анализ, лингвокогнитивный анализ, метод классификации и систематики языковых явлений, их сопоставление и противопоставление. Метод сплошной выборки был реализован путем отбора примеров и анализа их контекстного окружения; метод специальной выборки заключался в выявлении лингвостилистических средств создания негативного образа фейковой реальности. Также в работе с этой целью были применены следующие методы: метод стилистического анализа, метод контекстуального анализа.
В качестве материала исследования были использованы тексты статей из электронных версий журналов The Washington Post, The New York Times, The Guardian, а также языковые примеры из интернет-дискурса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обозначаются объект, предмет, определяются актуальность и научная новизна работы, формулируются цель и задачи, а также практическая значимость данного исследования.
Первая глава посвящена теоретической базе исследования. В этой главе определяются понятия композициональности, составного концепта, эмерджентной природа значения. Также в этой главе раскрываются принципы и методы лингвокогнитивного анализа, проводится семантический анализ лексемы fake и дается общая характеристика когнитивной структуры атрибутивно-номинативных сочетаний с прилагательным fake.
Во второй практической главе рассматривается феномен фейковой медиареальности в лингвистическом и когнитивном аспектах, а также выявляется манипулятивный характер фейковой медиареальности. В данной главе анализируются языковые средства, с помощью которых конструируется фейковая медиареальность, определяются способы её верификации.
В заключении подводятся итоги проведенной работы и намечаются перспективы дальнейшего исследования проблематики мнимых языковых картин мира.
Итак, поставленная цель и выдвинутые в работе задачи решены в полном объеме. В результате исследования получено новое знание о таком лингвокогнитивном феномене как фейковая медиарельность. Резюмируя результаты проведенного исследования, следует сказать, что фейки и медиареальность получили повсеместное распространение, тем самым давая толчок для объединения исследователей и ученых со всего мира в борьбе против сфабрикованных и фальсифицируемых фактов. Невозможно представить фальсификацию фактов и их манипулятивный потенциал без использования вербальных средств.
В результате проведенного исследования нами были проанализированы атрибутивно-номинативные словосочетаний с прилагательным fake с применением лингвокогнитивного подхода, выявлена их когнитивная структура, представляющая собой концепт-бленд, значение которого не выводимо из значений отдельных составляющих. Осуществив семантический анализ словарных дефиниций лексемы fake, нами были установлены ее основные значения, такие как ‘введение в заблуждение’ и ‘идея правдоподобия’. Помимо этого, были обобщены и проанализированы теоретические работы, посвящённые изучению фейков и медиарельности как в области лингвистики, так и в области журналистики. Также нами было сформулировано определение понятия «фейковая медиареальности» и дана её краткая характеристика. На основании анализа языкового материала из электронных СМИ были выделены и систематизированы номинации участников фейковой медиареальности и номинации «продуктов» их деятельности. Помимо этого, в исследовании были собраны и прокомментированы примеры манипулятивного воздействия ложной информации на адресата, с помощью которой происходит конструирование псевдореальности несуществующего объекта или явления. Были описаны некоторые алгоритмы, используемые при построении сервисов и программ,
42 имеющих своей целью верификацию ложных сообщений.
Дальнейшей перспективой исследования является анализ атрибутивнономинативных сочетаний с прилагательным fake в сферах социальных взаимодействий, а также проведение корпусного исследования для привлечения большего количества языковых данных из различных предметных сфер.
1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова (отв. ред.) - 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
2. Вдовиченко Л. В. «Фейковые новости», пранк как
информационные вызовы современного медиапространства /
Л. В. Вдовиченко // Один пояс - один путь. Лингвистика взаимодействия: материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 16-21 окт. 2017 г.). - Екатеринбург: ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т», 2017. - С. 38-40.
3. Внебрачных Р А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах / Р А. Внебрачных // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Социология. Психология. Педагогика». - Вып. 1. 2012. - С. 48-51.
4. Гришаева Л. И. «Сказка -ложь, да в ней намек...», или О принципах конструирования политической медиареальности / Л. И. Гришаева // Политическая лингвистика. - 2017. - № 4 (64). - С. 18-27.
5. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации / А. А. Данилова. - М.: Добросвет, КДУ, 2011. - 232 с.
6. Добросклонская Т Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). / Т. Г. Добросклонская. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 288 с.
7. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т Г. Добросклонская. - М.: Едиториал УРСС, 2008. - 202 с.
8. Ильченко С. Н. Фейк как политический формат в современной медиасреде / С. Н. Ильченко // Гуманитарный вектор. Серия: Политология. - 2015. - № 3 (43). - С. 98-101.
9. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации / С. Н. Ильченко // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 14 - 15 апреля 2016 года. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. - С. 14-18.
10. Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией // Новые медиа в России: исследования языка и коммуникативных процессов: моногр. / отв. ред. О. С. Иссерс. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. - С. 20-32.
11. Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина; под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М., 1996. - 200 с.
12. Кубрякова Е. С. О нетривиальной семантике в сочетаемости прилагательных с существительными / Е.С. Кубрякова // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура / отв. ред. Ю. Д. Апресян. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С.148-153.
13. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е. С. Кубрякова - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
14. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / пер. с англ. И. Б. Шатуновского / Дж. Лакофф. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 792 с.
15. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон / пер. с англ.; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с...