ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы стимулирования персонала 6
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования персонала 6
1.2 Основные методы стимулирования труда 14
1.3 Показатели оценки эффективности системы стимулирования персонала 24
ГЛАВА 2. Анализ системы стимулирования труда в ООО «Центр кровли... 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Центр кровли».30
2.2. Анализ кадровых процессов ООО «Центр кровли» 34
2.3. Анализ системы стимулирования труда персонала в ООО «Центр
кровли» 44
ГЛАВА 3. Разработка предложений по повышению эффективности управления трудом на основе совершенствования системы персонала организации ООО «Центр кровли»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы стимулирования персонала в организации ООО «Центр кровли» 52
3.2 Анализ эффективности мероприятий по совершенствованию системы
стимулирования персонала организации ООО «Центр кровли» 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Стимулирование труда занимает одно из ведущих мест в системе управления предприятием и считается основным критерием его экономического роста. Как известно, стимулирование - это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов. От четко спланированный системы стимулирования персонала зависит активность работников ,следовательно, и результаты деятельности предприятия. Мотивация и стимулирование труда в организации играют важную роль в управленческой деятельности. Они позволяют в полной мере осуществлять индивидуальный подход к персоналу и реализовывать личностный потенциал, как руководителя, так и всех остальных сотрудников для достижения целей организации.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что хорошо развитая система стимулирования труда персонала - это важнейший фактор успеха организации.
В современных организациях важнейший акцент делается на персонал, та к как он является главным фактором обеспечения успешности и конкурентносп особонсти развитых предприятий. От конкретных людей, их
профессионализма, квалификации, мотивации, целеустремленности, знаний зависит успех деятельности любой организации. В связи с этим в последнее время в теории и практике управления персоналом большую актуальность приобретает развитие системы стимулирования труда персонала. Стимулирование персонала влияет на внутреннюю мотивацию работников, что в свою очередь оказывает хорошее влияние на эффективность деятельности организации в целом. Для того что бы эффективно управлять человеком, нужно понимать, что его мотивирует. Если знать, какие мотивы лежат в основе деятельности человека, можно разработать эффективную систему
стимулирования труда в организации. Стимулирование играет особую, важную роль в деятельности организации. Правильно развитая система
стимулирования помогает: повысить эффективность труда, уменьшить текучесть кадров, улучшить моральный климат в коллективе, увеличить инициативность сотрудников, повысить качество труда и, не менее важное, увеличить прибыльность предприятия. Современная успешная организация, без развития системы стимулирования персонала, вряд ли сможет процветать и развиваться в современных экономических условиях. Таким образом, выбранная тема является актуальной.
Объект исследования - ООО «Центр кровли»;
Предмет исследования - система стимулирования труда персонала ООО «Центр кровли».
Цель исследования - разработать проект совершенствования системы стимулирования труда в ООО «Центр кровли».
Задачи:
• изучить теоретические основы стимулирования труда персонала
• провести анализ системы стимулирования труда работников ООО «Центр кровли».
• предложить возможное направление работы по усовершенствованию системы стимулирования труда персонала ООО «Центр кровли»;
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Изучению системы стимулирования персонала посвящены работы таких известных отечественных и зарубежных авторов как: Борисова Е.И., Дружинин В.Н Логвинов Д.В, Кротова Н.В., Терентьева Т.А., Кибанов А.Я., Кондратова И.Г., Захаров Д.К., Зайцева Т.В., Егоршин А.П., Веснин В.Р., Артельный Ю.А. и т.д.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе раскрыты теоретические аспекты стимулирования труда в организации, во второй рассмотрена организация системы стимулирования труда персонала и даны рекомендации по совершенствованию системы стимулирования труда ООО «Центр кровли».
В современной науке стимулирование труда персонала играет ведущую роль. Стимулирование - это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов. Основная цель стимулирования - получить максимальную отдачу от персонала, которая позволит увеличить доход и результативность деятельности организации. Задача стимулирования - не просто заставить работника выполнять свои обязанности, а побудить его выполнять свою работу лучше того что определенно трудовыми отношениями. Существует множество различных теорий и методов стимулирования, которые порой противоречат друг другу. Однако руководителям организаций не стоит искать рецептов по стимулированию персонала, но, усвоив для себя их основные положения, необходимо выработать для себя свою программу стимулирования труда персонала. Следует также понять, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя специфическая программа, в которой бы учитывались все особенности деятельности компании.
ООО «Центр кровли» занимает устойчивое положение на рынке Белгорода и Белгородской области. Предприятие ведет успешную трудовую деятельность по продаже кровельных материалов и обладает определенными преимуществами перед своими конкурентами, благодаря которым может выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Целью компании является удовлетворение существующего спроса на строительные материалы на рынке Белгорода и Белгородской области и осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. В организации работает 118 человек. Численность работников в компании растет с каждым годом, со средним процентом текучести.
При анализе системы стимулирования труда персонала были рассмотрены преимущества и недостатки существующей системы. К преимуществам следует отнести хорошо развитую систему материального стимулирования персонала, однако, в ходе исследования мы предложили мероприятия для ее усовершенствования.
С целью выявления недостатков сложившейся системы стимулирования труда практиковался опрос работников ООО «Центр кровли» с использованием анонимной анкеты, вопросы которой были направлены на изучение социально- психологического климата, приоритетов мотивации, удовлетворенность работой.
В результате проведенного исследования было установлено, что социально-психологический климат в данном коллективе напряженный, неблагоприятный. Работников не устраивает:
1.Отсутствие справедливой оценки и признание результатов деятельности со стороны руководства;
2. Невнимательность и формальное отношение со стороны руководства;
3.Отсутствие положительных эмоциональных связей.
В итоге входе исследования были выявлены следующие проблемы в системе стимулирования персонала:
1. Фиксированная премия, которая не выполняет функцию стимулирования труда сотрудников;
2. Плохо развитое моральное стимулирование, что не поддерживает удовлетворенность трудом на должном уровне;
3. Возможность учиться, повышать квалификацию за счет организации.
Для их устранения мы предложили ряд мероприятий по совершенствованию системы стимулирования труда персонала ООО «Центр кровли».
Для решения первой проблемы было предложено внедрить систему формирования переменной части денежного вознаграждения на базе KPI. KPI - показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей.
Для решения второй проблемы необходимо было разработать новую улучшенную систему нематериального стимулирования труда персонала ООО «Центр кровли». Для этого было предложено использовать руководству организации следующие нематериальные вознаграждения:
1) Прописанные и хорошо видимые этапы карьерного роста;
2) Признавать заслуги подчиненного;
3) Проводить корпоративные вечера чаще, чем два раза в год;
4) Гибкий график рабочего и свободного времени. Приоритеты при планировании времени отдыха;
5) Хорошие условия труда и организации рабочего места работников;
6) Трудовое стимулирование. Вовлечение всех сотрудников в процесс принятия решений;
7) Предоставлять отгулы сотрудникам за определенные заслуги и по необходимости;
8) и другой.
В целом можно сделать вывод, что реализация предложенных мероприятий позволит существенно минимизировать затраты на персонал, так как решиться проблема с текучестью кадров. Так же персонал будет заинтересован в процессе труда в данной организации, вследствие чего ООО «Центр кровли» будет получать наибольшую прибыль.
Таким образом, мы рассмотрели общие вопросы стратегии стимулирования персонала компании. Однако для того, чтобы выработать свою программу стимулирования, руководители организации должны найти свой собственный комплекс мер, которые лучше подойдут их коллективу. Ясно одно - в настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему стимулирования персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам.
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М., Академия, 2003. - С. 37.
2. Беляцкий Н. П. и др. Управление персоналом:- М.: Интерпрессервис, 2008. - 352 с.
3. Бизюков П. В. Служба управления персоналом: функции, типологии, модели // Социологические исследования - 2007. - N 5. - С.53-61.
4. Бурлаков Г. Р. Мотивационный климат организации / Г.Р. Бурлаков // Управление персоналом. - 1998. №10. С.21 - 32.
5. ВарданянИ.С. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования / И. С. Варданян // Управление персоналом. - 2005. -№4. - С. 42-46.
6. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. / В. Р. Веснин. — 3-е изд., перераб. и доп. —М.: Проспект, 2008. — 512 с.
7. Волгин А. П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / А.П. Волгин. - М.:Юнити, 2006. - 541с.
8. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С.214.
9. Голубков С.В. Лояльность персонала компании: психологическая структура, формирование и методика измерения. // Управление персоналом. -
2003. - № 10. - С.62-63.
10. Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала организации. // Управление персоналом. - 2005. - № 4. - С. 39-41.
11. Грачев М. В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации.- М.: Дело, - 2003. - С. 47.
12. Доминяк В. Феномен лояльности в разработках зарубежных исследователей. // Персонал-Микс, 2003, №1, c.107-111.
13. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2009. - 365 с.
14. Егоршин, А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие (ФГОС 3-го поколения). - М.: ИНФРА-М, 2013. - С.116
15. Жарова Е.Ю. Доверительные отношения с персоналом: плюсы и минусы//Отдел кадров. - 2008. - № 4. - С. 24-28...