Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Источники права о профессиональных союзах (общетеоретический и историко-правовой аспекты)

Работа №92695

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

гражданское право

Объем работы72
Год сдачи2014
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА И ПРОФСОЮЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 11
1.1. Понятие и виды источников права 11
1.2. Общественные отношения с участием профессиональных союзов и особенности их
правового регулирования 17
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ 21
2.1. Источники права в области профсоюзного движения в советский период (1917-1993
гг.) 21
2.2. Источники «профсоюзного» права в постсоветский период 32
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ 42
3.1. Состояние современной системы источников права о профессиональных союзах 42
3.2. Перспективы и направления совершенствования системы источников
«профсоюзного» права 51
Заключение 56
Список использованных нормативных правовых актов, других официальных материалов, литературы и юридической практики 59
Нормативные правовые акты и другие официальные материалы 59
Литература 67
Юридическая практика 70

Согласно легальному определению, закрепленному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ (далее - Закон «О
профессиональных союзах»)1, профессиональный союз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими
производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюз призван защищать работников как экономически более слабую сторону. В СССР профсоюзы обладали широкими полномочиями в данной сфере. В настоящее время статус профессиональных союзов значительно изменился, что не способствовало повышению эффективности защиты интересов работников. Таким образом, необходимо реформировать правовое регулирование деятельности профессиональных союзов. Данные факторы определяют выбор темы нашего научного исследования.
Актуальность данной темы заключается в необходимости обращаться к историческому опыту правотворчества с целью заимствования позитивного опыта правового регулирования профсоюзной деятельности. Некоторые положения дошли до нашего времени. Однако многие нормы трудового права СССР потеряли актуальность в связи с переходом к рыночной экономике. Впрочем, это не означает, что нужно отвергать все положения трудового права, созданные советским законодателем. Большинство из них на практике себя оправдали, но в 90-е гг. были отменены на волне политики отрицания всего, что было создано в период советской власти. Однако не следует забывать, что в настоящее время экономическая и политическая обстановка в стране иная, чем в советскую эпоху. Поэтому не стоит и бездумно переписывать нормы советского трудового права без предварительной адаптации к современности.
За последние двадцать лет практикой накоплен достаточный опыт, показывающий, что в действительности современное трудовое законодательство о профессиональных союзах не способно в полной мере защитить права и интересы работников. Существует огромное число, так называемых, «карманных» профсоюзов, которые, по сути, подчинены воле работодателя, а во многих организациях профессиональные союзы вообще не созданы. Формально профессиональные союзы обладают согласно относительно широкими полномочиями. Однако Закон «О профессиональных союзах» применяется лишь в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ)2. Кроме того, некоторые положения данных нормативных правовых актов признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации3. Такая ситуация создает неопределенность в правовом положении профсоюзов, что, в свою очередь, порождает нестабильную правоприменительную практику. Это также подтверждает необходимость реформирования законодательства о профессиональных союзах. На уровне подзаконных актов продолжают действовать потерявшие актуальность советские источники, так как не были приняты новые акты по данным вопросам. В целом, наблюдается значительное число пробелов и коллизий.
В последнее время изменения в законодательство о профсоюзах носили, в основном, формальный характер. Тем не менее, в настоящий момент существуют законопроекты, согласно которым предлагается внести серьезные изменения в статус профсоюзов.
При написании данной работы нами было проанализировано отечественное трудовое законодательство XX в., в частности, Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г.4 (далее - КЗоТ 1918 г.), Кодекс законов о труде 1922 г. (далее - КЗоТ 1922 г.)5, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г. (далее - Основы 1970 г.)6, Кодекс законов о труде 1971 г. (далее - КЗоТ 1971 г.)7, Устав профессиональных союзов от 1 ноября 1963 г.8, ТК РФ, Закон «О профессиональных союзах», а также подзаконные акты, материалы правоприменительной, прежде всего судебной практики советской и современной эпохи. Кроме того, были рассмотрены неопубликованные внутренние («корпоративные») источники профсоюзов, полученные в ходе производственной практики.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный сравнительно-правовой анализ системы источников права о профессиональных союзах в СССР и в современной России для определения перспективных направлений совершенствования правового регулирования отношений в области профсоюзного движения. Это поможет выявить положительные и отрицательные моменты советского трудового права для использования в дальнейшем положительных наработок того периода и избежание его ошибок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить источники права о профессиональных союзах советского периода;
• исследовать изменения в источниках права о профсоюзах после распада СССР;
• проанализировать состояние современного правового регулирования профсоюзной деятельности;
• выявить пробелы, коллизии и другие дефекты в нормативном регулировании статуса профсоюзов;
• проанализировать правоприменительную и интерпретационную практики по данным вопросам;
• выработать конкретные предложения по совершенствованию
законодательства о профсоюзах...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе мы проследили динамику изменений системы источников права о профессиональных союзах с советского времени до наших дней. Нами были изучено нормативные правовые акты советского и постсоветского периодов. Кроме того, проанализированы акты толкования, правоприменительная практика за данный промежуток времени. В итоге, нами были выявлены пробелы и коллизии, возникающие в системе источников права о профессиональных союзах, а также сформулированы предложения по совершенствованию современных источников профсоюзного права, что способствовало бы, по нашему мнению, выработке единой практики их применения.
В юридической литературе существуют различные точки зрения по вопросам определения и классификации источников права. В данной работе мы рассмотрели их в формально-юридическом смысле, то есть как способ внешнего выражения и закрепления нормативно-правовых предписаний. Кроме того, нами были рассмотрены различные подходы к вопросу о том, являются ли руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ источниками права. По нашему мнению, практика не должна заменять нормативные правовые акты. Тем не менее, ее необходимо использовать при нормотворчестве, так она помогает выявлять ошибки законодателя.
В современном трудовом законодательстве источниками трудового права являются: международные акты, признанные РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы; трудовое законодательство, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права); иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления); коллективные договоры, соглашения; локальные нормативные акты.
Статус профсоюзов давно привлекал внимание исследователей, при этом многие научные положения актуальны и в настоящее время. К таковым можно отнести теорию о «профсоюзном» праве, так как отраслевые профсоюзы представляют собой определенную иерархическую систему. Следовательно, деятельность профсоюзных организаций регулируется корпоративными нормами. Классификация прав профсоюзов по юридической силе также соответствует действительности, хотя и была предложена еще в СССР. Они подразделяются на совещательные (учет мнения), согласовательные, совместные и решающие.
Впервые на законодательном уровне полномочия профсоюзов были закреплены в КЗоТ 1922 г. Серьезные изменения в статусе профсоюзов произошли во второй половине XX в., когда были приняты многочисленные акты об их деятельности различного уровня, в том числе и новые кодифицированные акты. С 1991 г. основной тенденцией в развитии законодательства о профсоюзах стало сокращение их прав.
В советское время широко применялось коллективно-договорное регулирование деятельности профсоюзов, носившее скорее формальный характер. Кроме того в правотворчестве активное участие принимал ВЦСПС. Акты толкования также имели большое значение в советский период. Однако основным недостатком этой системы было огромное число подзаконных актов, нередко подменявших законодательство.
В первое время после распада СССР правовое регулирование деятельности профессиональных союзов носило бессистемный характер: источники трудового права советской эпохи продолжали действовать, в то время как вступали в силу и новые. Работа по их согласованию, отмене устаревших положений проводилась крайне непоследовательно. В тот период появлялись многочисленные временные источники права, которые порой на уровне подзаконных актов изменяли положение закона, что абсолютно недопустимо. В 1996 г. был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Однако после вступления в силу в 2001 г. Трудового Кодекса РФ этот закон не был приведен в полное соответствие с ним. Формально Закон «О профессиональных союзах» до сих пор является основным источником «профсоюзного» права. Законы, касающиеся профсоюзной деятельности, принимаются и на уровне субъектов РФ. Кроме того, следует обратить внимание на руководящую практику Верховного и Конституционного Судов РФ. Отметим, что приоритетным направлением деятельности профсоюзов является социальное партнерство. Существуют «корпоративные» источники, регулирующие деятельность профсоюзов отдельных отраслей .
Следует отметить, что правоприменительная практика о профессиональных союзах остается противоречивой. В связи с этим появилась необходимость внесения изменений в законодательство в целях приведения его в соответствие с позициями Верховного и Конституционного Судов РФ и устранения пробелов, коллизий и других недостатков.
В коллективных договорах и соглашениях заметна тенденция к дублированию в них положений закона, либо коллективных соглашений более высокого уровня. Дублирование положений федерального закона распространено и на уровне законов субъектов РФ . Следует отметить различия в содержании коллективных договоров в зависимости от организации, где он был заключен. По наличию в нем дополнительных гарантий можно судить об авторитете отдельного профсоюза в социальном партнерстве.
В связи с противоположными позициями Верховного и Конституционного Судов РФ по одним и тем же вопросам, не может сформироваться стабильная практика применения отдельных положений законодательства о профсоюзах. Следовательно, необходимо внести в него изменения. В вопросе о распределении бремени доказывания в трудовых спорах мнение Верховного Суда РФ, не требующего от профессиональных союзов при отказе в даче согласия на увольнение доказывать, что оно носит дискриминационный характер, предпочтительнее закрепить в ТК РФ, так как оно сложилось в пользу работника.
Так как на практике часто поднимается вопрос о злоупотреблении правом профсоюзами, то возможно закрепить в Законе «О профессиональных союзах» правило, что профсоюз не может состоять только из руководящих работников. Кроме того, возникает необходимость внести изменения в ТК РФ, внеся в него принцип запрета злоупотребления правом. По нашему мнению, следует отметить в тексте ТК РФ невозможность повторного обращения за согласием об увольнении одного и того же руководящего профсоюзного работника.
С нашей точки зрения, следует отразить в законодательстве позицию Верховного Суда РФ по поводу обязанности работодателя соблюдать месячный срок со дня получения мнения первичной профсоюзной организации для расторжения трудового договора. Кроме того, необходимо продолжить отмену советских актов, противоречащих современному законодательству.


1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. № 67.
2. Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1973. № 40. Ст. 564.
4. Конвенция Международной Организации Труда № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 9 июля 1948 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1960. С. 278 - 284.
5. Конвенция Международной Организации Труда № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» 2 июня 1971 г. // СЗ РФ. 2011. № 51. Ст. 7449.
6. Конвенция Международной Организации Труда № 144 «О
трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» 21 июня 1976 г. // СПС «Гарант».
7. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197- ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.) // Российская газета. 2001. № 256.
9. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 5 мая 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
11. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Российская газета. 1996. № 12.
12. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений»// СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.
13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. от 4 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
14. Закон Ярославской области от 8 мая 2003 г. № 21-з «О социальном партнерстве в Ярославской области» (в ред. от 29 июня 2012 г.) // Губернские вести. 2003. № 32.
15. Закон Ярославской области от 30 июня 2003 г. № 32-з «Об охране труда в Ярославской области» (в ред. от 24 ноября 2009 г.) // Губернские вести. 2003. № 45...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ