Введение 3
Глава 1. Эсхатология как структурный элемент религиозномировоззренческой системы 5
§ 1.1. Что исследователями понимается под эсхатологией 5
§ 1.2. Основные формы эсхатологического мифа 6
Глава 2. Эсхатологические мотивы в работах Л. Рона Хаббарда 8
§ 2.1. Исторические условия зарождения и формирования саентологического учения 8
§ 2.2. Эсхатологический миф в контексте учения саентологической церкви .. 9 Заключение 13
Список литературы 15
Актуальность исследования. На сегодняшний день религиоведение активно исследует новые религиозные движения (НРД), большая часть которых начала распространяться во второй половине XX столетия.
Нынешняя ситуация в России характеризуется постоянным ростом активности новых религиозных движений и неизменно растущей численностью последователей их идей, что обуславливает актуальность исследования НРД на примере Церкви саентологии (ЦС) - одной из крупнейших религиозных организаций, относимых экспертами к данному феномену.
Степень научной разработанности исследуемой темы. В российской социально-философской науке проблематикой новых религиозных движений занимались В. А. Мартинович, комплексно анализировавший НРД и выделивший трансформации и кризисы подобных движений1, и А. Л. Дворкин, разрабатывавший методики противодействия деструктивным религиозным движениям2.
Вероучение и практическая деятельность Церкви саентологии обычно упоминается в литературе либо с негативной, критической точки зрения, либо анализируется с учетом международного права. Так, руководитель «центра религиоведческих исследований им. Иринея Лионского» А. Л. Дворкин относит саентологию к тоталитарным деструктивным сектам, называя ее «самой страшной из всех сект»3. Российский исследователь Е. Г. Балагушкин считает, что саентология по своей структуре напоминает «секту, в которой сочетается сильно упрощенный фрейдистский психоанализ с научной фантастикой»4. Американский исследователь А. Баркер отмечает, что Церковь саентологии весьма неоднозначна и потому изучать ее нужно с правовой стороны5.
Гипотеза курсовой работы. Эсхатологический миф лежит в основе учения саентологической церкви и оказывает существенное влияние на мировоззрение ее адептов.
Объект исследования - Работы Л. Р. Хаббарда.
Предмет исследования - Эсхатологический миф в работах Л. Р. Хаббарда.
Цель исследования - Выявить место эсхатологического мифа в работах Л. Р. Хаббарда, составивших основу учения саентологической церкви.
Достижение цели требует решения следующих задач:
1) Выяснить, что экспертами понимается под эсхатологией;
2) Классифицировать эсхатологию как структурный элемент учения;
3) Выделить основные эсхатологические аспекты учения ЦС;
4) Определить роль эсхатологического мифа в учении ЦС.
Теоретико-методологические основы исследования. В качестве основного метода исследования использовался текстуальный анализ религиознофилософских и научно-фантастических произведений Л. Рона Хаббарда, заключавшийся в постепенном раскрытии смысла художественного текста в процессе его разбора и выведения из него необходимой информации.
Структура курсовой работы. Работа состоит из двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы - 17 страниц.
Подводя общие итоги исследования, можно сделать следующие основные выводы.
Эсхатология может быть рассмотрена как личная и историческая. В первом случае во внимание принимается «земная» жизнь человека, степень праведности его мыслей и поступков, далее следует индивидуальный суд, воздаяние за совершенные грехи, последующее перерождение, соитие с трансцендентной сущностью либо забвение.
Во втором случае идет речь о логическом завершении земной и космической истории, повествуется об изначальной цели мироздания. Кульминацией может являться как последняя битва (Рагнарёк в германоскандинавской мифологии), так и Страшный суд, за которыми следует реорганизация мировой структуры, т. е. «перезапуск» истории, слияние человеческого духа с трансцендентным началом, какое-либо знаковое событие, несущее в себе сугубо духовный посыл (вхождение Христа в «духовный храм» и начало его «очищения» в учении иеговистов), либо экстериоризация (покидание тела) душ последователей определённого учения.
Таким образом, проведенный текстуальный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что духовное спасение в саентологии принимает индивидуально- личный характер.
Можно выделить следующие черты, относимые к эсхатологическому мифу:
1. Наличие одитинга - своеобразной исповеди и пути, ведущего к духовному освобождению;
2. Понимание человека как тэтана, т. е. бессмертной духовной сущности;
3. Идея о реинкарнации. Поскольку тэтан существо бесконечное, после гибели своей оболочки он просто ищет новую;
4. Идея спасения путем полного духовного очищения. Главной целью человека становится достижение своего «изначального состояния», так
14
называемого «оперирующего тэтана» (ОТ). Заключается в продвижении по
восьми основным динамикам (стремлениям к выживанию).
В учении саентологической церкви эсхатологический миф находится в актуализированном состоянии. Он оказывает существенное влияние на всю систему миропонимания члена организации и является одним из определяющих факторов выбора направленности человеческой деятельности.
1. Хаббард Л. Р. Дианетика: современная наука о разуме. - Копенгаген, Дания: New Era Publication International Aps, 2007. - 688 с.
2. Хаббард Л. Р. Саентология: новый взгляд на жизнь. - Копенгаген, Дания: New Era Publication International Aps, 2001. - 310 с.
3. Саентология: справочная работа, представленная Международной Церковью Саентологии. - Копенгаген, Дания: New Era Publication International Aps, 1998. - 287 с.
4. Хаббард Л. Р. Саентология: основы мысли. - Копенгаген, Дания: New Era Publication International Aps, 1999. - 206 с.
5. Хаббард Л. Р. Самоанализ. Копенгаген, Дания: New Era Publication International Aps, 1999. - 217 с.
6. Хаббард Л. Р. Роль Земли. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wikileaks.org/wiki/Scientology_cult_Role_of_Earth_Hubbard_recording_and _transcript_1952 (дата обращения: 31.12.2018).
7. Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб: РХГИ, 1997. - 284 с.
8. Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. - М.: Московский университет, 1984. - 288 с.
9. Гранин Р. С. Эсхатологические исследования в России XXI века. Аналитический обзор. ИНИОН. М., 2017. - 102 с.
10. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - Нижний Новгород: Братство во имя св. князя Александра Невского, 2002. - 816 с.
11. Липинская Я., Марциняк М. Мифология древнего Египта. - М.: «Искусство», 1983. - 224 с.
12. Мартинович В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения. Пособие для студентов института теологии БГУ. - Минск: БГУ, 2008. - 63 с.
13. Петров Ф. Н. Эсхатология: философско-религиозный анализ:
Исторический аспект: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. - Екатеринбург, 2001. - 149 с.
14. Религиоведение: Энциклопедический словарь / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. - М., 2006. - 1256 с.
15. Атак Дж. Капкан безграничной свободы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scorcher.ru/mist/dianetica/1.htm (дата обращения 29.12.2018).
16. Бердяев Н. А. Смысл истории. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //krotov.info/library/02_b/berdyaev/1923_019. htm (Дата обращения 10.01.2019).