Введение 3
Глава1 Теоретические основы стратегического менеджмента
на предприятии 5
1.1 Понятие, сущность, виды стратегий 5
1.2 Этапы разработки и реализации стратегии развития предприятия 14
1.3 Сравнительная характеристика базовых стратегий развития
предприятий 32
Глава 2 Стратегия развития ООО «Аломз Интернешнл» 43
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 43
2.2 Анализ существующей стратегии ООО «Аломз Интернешнл» 44
2.3 Разработка стратегии развития ООО «Аломз Интернешнл» 49
Заключение 60
Список литературы 68
Приложнение 72
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что действующая рыночная ситуация изменяется достаточно стремительно и происходящие в ней изменения вынуждают руководителей предприятий разных форм к разработке более гибких, легко адаптируемых к условиям современного рынка, стратегий развития.
Каждая компания, фирма разрабатывает собственный план достижения поставленных целей. Основа разработки стратегии это - анализ перспектив развития фирмыв определенных условиях изменения внешней среды, в которой она функционирует. Наиважнейшим элементом данного анализа является определение позиций конкретного предприятия в конкурентной борьбе за рынки сбыта собственной продукции.
Стратегия развития предприятия в настоящее время- это основополагающий стержень, фундамент в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое и эффективноеразвитие, повышение конкурентоспособности на рынке сбыта производимой им продукции, увеличение объема продаж, а такжеповышение качества оказываемых услуг. Особенностью совершенствования стратегий развития предприятия является то, что каждое предприятие уникально и неповторимо, следовательно,и сам процесс разработки стратегии для каждой организации уникален. Существует зависи- мостьстратегии развития от позиционированияпредприятия всвоей нише рынка, динамики его развития, егопроизводственного потенциала, поведения, особенностей производимого товара и оказываемых услуг, состояния в целом экономики страны, а такжекультурной среды и прочихфакторов.
Существуют некоторые основополагающие моменты, которые дают возможностьсудить о некоторых обобщенных и основополагающих принципах выбора и реализации стратегии развития предприятия, а также направлений осуществления стратегического управления на предприятии.Усиление конкурентной борьбы, динамичное изменение в окружающей среде, специфика изменений запросов потребителей, появление новых и перспективных возможностей для реализации бизнеса, непредсказуемость факторов и рисков внешней среды (геополитических, экономическихи др.) -это далеко не полный перечень направлений, ведущих к резкому возрастанию значимости стратегического управления предприятием в наши дни.
Объект исследования - является организационно-экономическая деятельность предприятия ООО «Аломз Интернешнл».
Предмет исследования - стратегия развития предприятия.
Цель исследования - изучение теоретических основ стратегического менеджмента иразработка стратегии развития предприятия.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
• раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе;
• дать описание видам стратегии;
• дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии, ее методов иэтапов;
• проанализировать хозяйственную деятельность, внешнюю, а также внутреннюю среду и существующую стратегию развития ООО «Аломз Интернешнл»;
• разработать стратегию развития ООО «Аломз Интернешнл».
Теоретико-методологическая основа исследования. Тема предоставленной квалификационной работы на сегодняшний день активно разрабатывается в научной литературе в трудах экономистов, специалистов в области маркетинга и стратегического управления. Большое внимание изучению данного вопроса уделили отечественные и зарубежные исследователи, среди которых: И. Ансофф [2], М.А. Батьковский [3], В. Баранчеев [4], В. Дуфала [7], В.С. Ефремов [8, 9], Т. Йеннер [10], А. Чандлер [19], Е. Чапкина [20], А. Томпсон [18], О. Виханский [5].
В качестве эмпирической базы при написании работы были использованы материалы и статистические данные, предоставленныеруководством ООО«Аломз Интернешнл».
В квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: комплексный и сравнительный анализ, анализ документов, методы опроса, системные и функциональные подходы, графический. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования стратегии развития предприятия ООО «Аломз Интернешнл» и аналогичных предприятий.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
В ходе подготовки данной работы были выявленыважнейшие поняти- ястратегии развития предприятия и рассмотрены ее виды.Стратегия развития предприятия -это продолжительное по времени и качественно определенное направление развития организации, затрагивающиемногочисленные стороны функционирования предприятия- зону средств, формы деятельности предприятия,структурувзаимодействий внутри самой организации, позицию организации, а также проявляемуюна рынке и в окружающей конкурентной среде, приводящую организацию в итоге к поставленным целям.
На данный момент выделенычетыре основных типастратегий развития предприятия:
• стратегия концентрированного роста;
-стратегия сокращения;
-стратегиядиверсификационного роста;
• стратегия интегрированного роста.
Исследованы основные методы для проведения комплексного анализа стратегического развития предприятия. Установлено, чтоосновныеподходы к разработке и дальнейшей реализациивыбранной стратегии конкретного предприятия сводятся скорее к теоретическому анализу в сочетании с интуицией разработчиков и предприятия, которыми должны быть, в первую очередь субъекты, детализирующие стратегии, а также реализующие в дальнейшем данную стратегию развития.
Следовательно, в настоящий период времени подавляющее большинство предприятийпришли к выводу, что гарантом долгосрочного иуспешного функционирования на рынке является не ориентированность на быструю, сиюминутную прибыль, а разработка эффективной и гибкой стратегии существования предприятия на долгосрочную дальнейшую перспективу.
В заключение данной работы мы подведём итоги рассмотрения и изучения данной тематики.
Нами установлено, что для наиболее эффективной и продуктивной деятельности предприятию необходимо не только само наличие стратегии, но и также непрерывный анализ применяемой стратегии, тщательный анализ ее актуальности в действующих условиях рынка. И т.к. без тщательного анализа невозможны ни успешная деятельность предприятия, ни удержание достигнутого конкурентного преимущества, учитывая современные рыночные условия.
В ходе проделанной работы в части анализа действующей стратегии в ООО «Аломз Интернешнл», можно сформулировать следующие выводы:
1. Необходимо отметить, что действующая в настоящий момент стратегия предприятия довольно неэффективна, не гибка, о чем мы можем судить по результатам ее диагностики. Также подтверждают это и следующие факты:этапы развития ее в исследуемый период времени происходит достаточно спонтанно, стратегия развития аптечной сети не четко сформулирована.
2. В рамках действующей на данный момент времени стратегии развития ООО «Аломз Интернешнл» решаются текущие задачи, жизненно необ- ходимыев направлении занятия устойчивого положения на рынке сбыта.
3. С помощью SWOT-анализа мы выявили несколько действительно сильных сторон компании, это такие как - высокий контроль качества закупаемого у поставщиков товара, низкую текучесть кадров, а также сравнительно низкие издержки на содержание аптечной сети.
4. На рынке фармации г. Белгород присутствует жесткая конкурентная борьба со стороны уже существующих местных аптечных сетей с товарооборотом свыше 100 млн. руб., таких как «Таблеточка», а также стремительно развивающаяся сеть «Мир лекарств».
5. Значительные изменения в законодательстве России, вступившие в силу в 2017 г., такие как, ценовое регулирование, установление норм отпуска и получения товара аптеками и др. могут изменить структуру в регионе аптечного рынка.
6. Расширение торговых площадей аптечной сети ООО «Аломз Интернешнл» происходит достаточно медленно.
7. Вследствие отсутствия яркой и зазывающей рекламы, а также наличия более сильных конкурентов, ООО «Аломз Интернешнл» теряет значительную часть потенциальных клиентов.
8. Не отработанная до мелочей система управления сети сдерживает экономическое развитие, в частности из-за существующего отвлечения руко- водителясети на решение оперативных, а также других задач.
ООО «Аломз Интернешнл» не смотря на очень активную и даже агрессивную деятельность конкурентов, остаётся достаточно конкурентоспособной организацией, однако как выявил проведенный анализ ООО «Аломз Интернешнл» не имеет рост.
Разработанная стратегия будет более эффективной для ООО «Аломз Интернешнл», учитывая особенности внешней, а также внутренней среды, принимая во внимание особенности предлагаемых товаров в сети аптек, учитывая многообразные сегменты рынка.
В ходе выполнения работы был рассмотрен целый ряд вопросов:
1. Определеныкак объект, так и предмет исследования.
2. В процессе подготовки данной работы нами были изучены разнообразные теоретические, методологические аспекты и особенности разработки стратегии развития.
3. Проведён соответствующий анализ организационно-экономических показателей ООО «Аломз Интернешнл», а также изложенаоценка действующей стратегии.
4. Определена миссия организации.
5. Разработан ряд стратегий, обеспечивающих развитие предприятия.
Результатом исследовательской работы стала разработка новой стратегии для ООО «Аломз Интернешнл». В разработке учтенымногочисленные возможные факторы как внешней, так и внутренней среды, специфика отрасли, история развития предприятия, его организационная специфика.
Применение предложенной стратегии развития для ООО «Аломз Интернешнл», будет способствовать более быстрому развитию предприятия, а также позволитполучать более высокие доходы в будущем периоде и развитие аптечной сетиООО«Аломз Интернешнл».
1. Алексеева, Н.И. Классификация базовых стратегий роста
предпринимательства [Текст] / Н.И. Алексеева // Вестник
Восточноевропейского университета экономики, а также менеджмента. - 2016. - Выпуск 3 (13). - С. 52-68.
2. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст]: пособие / И. Ансофф. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 414 с.
3. Батьковский, М.А. Стратегия развития российских предприятий в
современный период [Текст]: теория, а также методология /
М.А. Батьковский. - Москва : МЭСИ, 2015. - 256 с.
4. Баранчеев, В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация [Текст] / В. Баранчеев // Проблемы теории, а также практики управления. - 2014. - №5. - С. 18-21.
5. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] : учебное пособие / О.С. Виханский. - Москва : ЭКЗАМЕН, 2015. - 316 с.
6. Григорьева, Л. Базовые стратегии как основа развития предприятия [Текст] / Л. Григорьева // Социально-экономические проблемы, а также государство. - 2015. - Вып. 1 (8). - С. 116-124.
7. Дуфала, В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия [Текст] / В. Дуфала // Проблемы теории, а также практики управления. - 2014. - №1. - С. 88-96.
8. Ефремов, В.С. Классические модели стратегического анализа, а также планирования: модель ADL/LC [Текст] / В.С. Ефремов // Менеджмент в России, а также за рубежом. Москва, 2014. - №1. - С. 56-63.
9. Ефремов, В.С. Стратегия бизнеса. Концепции, а также методы планирования [Текст] / В.С. Ефремов. - Москва : ЭКОНОМ, 2015. - 657 с.
10. Йеннер, Т. Создание, а также реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента [Текст] / Т. Йеннер // Проблемы теории, а также практики управления. - 2016. - №2. - С. 10-17.
11. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент [Текст] / В.Д. Маркова. - Москва : АСТ, 2014. - 46 с.
12. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон. - Москва : Экономика, 2015. - 279 с.
13. Нили, Э. Призма эффективности: Карта сбалансированных
показателей для измерения успеха в бизнесе, а также управлении [Текст] / Э. Нили , К. Адамс, М. Кеннерли. - Москва : Баланс-Клуб, 2015. - 400 с.
14. Осипенко, О.В. Конфликты в деятельности органов управления
акционерных компаний [Текст] / О.В. Осипенко. - Москва : Бизнес школа, 2016. - 378 с.
15. Портер, Е. Майкл. Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / Портер Е. Майкл. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2015. - 328 с...