УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
|
Введение 1
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления конфликтом в молодежной среде 5
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия конфликт 5
1.2. Молодежная среда как среда конфликтного взаимодействия 16
1.3. Управление конфликтом 23
Глава 2. Теоретические основы реализации деятельности по управлению конфликтами в молодежной среде 29
2.1. Нормативно-правовые основы управления конфликтами в молодежной среде 29
2.2 Особенности конфликтов в молодежной среде 33
2.3. Способы управления конфликтами в молодежной среде 51
Глава 3. Управление конфликтами в молодежной среде 65
3.1. Анализ существующей системы управления конфликтами в молодежной среде .65
3.2. Технология управления конфликтами в молодежной среде 71
Заключение 79
Список используемых источников: 81
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления конфликтом в молодежной среде 5
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия конфликт 5
1.2. Молодежная среда как среда конфликтного взаимодействия 16
1.3. Управление конфликтом 23
Глава 2. Теоретические основы реализации деятельности по управлению конфликтами в молодежной среде 29
2.1. Нормативно-правовые основы управления конфликтами в молодежной среде 29
2.2 Особенности конфликтов в молодежной среде 33
2.3. Способы управления конфликтами в молодежной среде 51
Глава 3. Управление конфликтами в молодежной среде 65
3.1. Анализ существующей системы управления конфликтами в молодежной среде .65
3.2. Технология управления конфликтами в молодежной среде 71
Заключение 79
Список используемых источников: 81
Феномен конфликта не является принципиально новым феноменом 21 века. Вся мировая история изобилует историей конфликтов, история нашей страны - не исключение: смута и стрелецкий бунт, революция и гражданская война, репрессии... Конфликт осмыслялся с древнейших времен как на уровне обыденного сознания (через религию, литературу и искусство), так и на уровне сознания научного, в осмыслении феномена конфликта пройден долгий путь от понимания конфликта как абсолютно деструктивного явления до осознания многогранности данного социального явления.
За последние несколько лет значительно возрос интерес к проблематике конфликтов. Так, если за 2007 год в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU1 было опубликовано 1342 работы, посвященной исследованию конфликта, то в 2016 году их количество стало составлять 7958 работ (за год). О конфликте пишут не только ученые: за последние 10 лет Петербургская Интернет-газета «Фонтанка2» посвятила теме конфликта более пятиста публикаций, из них более трехсот посвящены конфликту в среде молодежи. С каждым годом количество статей и заметок, посвященных конфликту, возрастает: если за 2007-2010 на сайте представлено около 60 публикаций, посвященных проблематике молодежных конфликтов, в период 2010 - 2013 годов опубликовано 90 статей по заявленной проблеме, а за 2013 - 2015 года - около ста пятидесяти публикаций. Однако, в основном, в прессе конфликт упоминается в негативном контексте, как явление, влекущее за собой исключительно отрицательные последствия: административное или уголовное наказание, разрыв взаимоотношений, физический и моральный ущерб. Это формирует страх перед конфликтами как явлением социальной жизни, не позволяет взглянуть на конфликт рационально и увидеть в нем возможности для изменения.
В современном обществе, с его нестабильностью, высокой конфликтогенностью, значимым фактором развития общества становится развитие навыков управления конфликтом. Особенно важным является развитие этих умений в молодежной среде, так как она, являясь наиболее активной частью общества, зачастую, становится пассионарной3 и оказывается втянута в конфликтное взаимодействие не только на межличностном уровне, но и на уровне группы. Так, например, обострение национальных настроений на фоне внешнеполитической ситуации приводит к увеличению числа национальных и этнонациональных конфликтов, увеличивает возможности для деструктивного развития конфликтов.
Важность работы с конфликтом в среде молодежи понимают и международные общественные организации: например, в организации YMCA существует программа Roots for reconciliation4, основной идеей которой является трансформация отношений между странами, которые были в конфликте, через трансформацию отношений молодых людей (и особенно молодежных лидеров) этих стран.
Основным проектом Roots for reconciliation является Peace Work Institute, цель которого обучение молодежных лидеров разных стран различным методикам и технологиям трансформации конфликтов, стереотипов (по отношению к другим этническим группам, профессиям, культурам и т.д.) и социальных проблем (голод, защита природы и т.д.).
Создание социальной технологии управления конфликтами в молодежной среде позволит разрешать часть конфликтов до перехода их в стадию эскалации, а, следовательно, до развития их в деструктивном русле. Кроме того, развитие системы управления конфликтами в среде молодежи, положительно скажется на уровне социальной компетентности общества.
Управление конфликтами в молодежной среде становится темой исследования не только конфликтологии, но и социальной работы, так как социальные работники, являясь социальными врачевателями общества, могут и должны переводить болезненные отношения деструктивного конфликта в рамки конфликта конструктивного, тем самым, снижая конфликтный потенциал общества и формируя компетентность населения.
Целью работы является создание социальной технологии управления конфликтами в молодежной среде.
Основными задачами работы являются:
1. Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
2. Анализ особенностей развития и протекания конфликтов в молодежной среде;
3. Выявление способов управления конфликтами в молодежной среде;
4. Разработка программы управления конфликтами в молодежной среде;
Объектом данной работы являются социальные конфликты в молодежной среде.
Предметом - методы управления конфликтами в молодежной среде.
В работе использовалась система традиционных методов:
• Анализ документов
• Наблюдение;
• Тестирование;
• Эксперимент;
• Анкетирование.
• Экспертный опрос
• Анализ статистических данных
Для обработки и интерпретации эмпирических данных применялись статистические методы количественного и качественного анализа.
Гипотезы:
1. Управление конфликтами в молодежной среде носит несистемный характер.
2. Уровень конфликтологической компетентности не обеспечивает возможность конструктивного разрешения социальных конфликтов молодыми людьми
3. Развитие конфликтологической компетентности способствует развитию личности
Ожидаемый результат: разработка системы и рекомендаций по созданию технологии управления конфликтами в молодежной среде.
Структура работы:
Работа состоит из трех глав, первые две включают в себя по три параграфа каждая, третья глава представлена двумя параграфами. Также в работу включена схема статики конфликта, а также 6 таблиц, посвященных анализу эмпирического материала.
Первая глава состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены теоретикометодологические основы управления конфликтом в молодежной среде. Первый параграф посвящен анализу понятия конфликт, а также анализу структурных особенностей конфликта. Второй параграф описывает социально-демографические характеристики молодежи, определяет понятие молодежной среды, а также выделяет специфически- молодежные конфликты. Третий параграф посвящен анализу возможности управления конфликтами в среде молодежи.
Вторая глава освещает теоретические основы реализации деятельности по управлению конфликтами в молодежной среде и состоит из трех параграфов. Первый параграф посвящен анализу нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять деятельность по управлению конфликтом. Второй параграф описывает результаты исследования, посвященного определению особенностей конфликта в молодежной среде. В третьем параграфе приведено описание методов, позволяющих управлять конфликтом в среде молодежи.
Третья глава посвящена анализу существующей системы управления конфликтом в среде молодежи, а также разработке технологии управления конфликтом. В первом параграфе приведены результаты исследования существующих методов управления конфликтом. Второй параграф представляет собой социальную технологию управления конфликтом в молодежной среде.
За последние несколько лет значительно возрос интерес к проблематике конфликтов. Так, если за 2007 год в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU1 было опубликовано 1342 работы, посвященной исследованию конфликта, то в 2016 году их количество стало составлять 7958 работ (за год). О конфликте пишут не только ученые: за последние 10 лет Петербургская Интернет-газета «Фонтанка2» посвятила теме конфликта более пятиста публикаций, из них более трехсот посвящены конфликту в среде молодежи. С каждым годом количество статей и заметок, посвященных конфликту, возрастает: если за 2007-2010 на сайте представлено около 60 публикаций, посвященных проблематике молодежных конфликтов, в период 2010 - 2013 годов опубликовано 90 статей по заявленной проблеме, а за 2013 - 2015 года - около ста пятидесяти публикаций. Однако, в основном, в прессе конфликт упоминается в негативном контексте, как явление, влекущее за собой исключительно отрицательные последствия: административное или уголовное наказание, разрыв взаимоотношений, физический и моральный ущерб. Это формирует страх перед конфликтами как явлением социальной жизни, не позволяет взглянуть на конфликт рационально и увидеть в нем возможности для изменения.
В современном обществе, с его нестабильностью, высокой конфликтогенностью, значимым фактором развития общества становится развитие навыков управления конфликтом. Особенно важным является развитие этих умений в молодежной среде, так как она, являясь наиболее активной частью общества, зачастую, становится пассионарной3 и оказывается втянута в конфликтное взаимодействие не только на межличностном уровне, но и на уровне группы. Так, например, обострение национальных настроений на фоне внешнеполитической ситуации приводит к увеличению числа национальных и этнонациональных конфликтов, увеличивает возможности для деструктивного развития конфликтов.
Важность работы с конфликтом в среде молодежи понимают и международные общественные организации: например, в организации YMCA существует программа Roots for reconciliation4, основной идеей которой является трансформация отношений между странами, которые были в конфликте, через трансформацию отношений молодых людей (и особенно молодежных лидеров) этих стран.
Основным проектом Roots for reconciliation является Peace Work Institute, цель которого обучение молодежных лидеров разных стран различным методикам и технологиям трансформации конфликтов, стереотипов (по отношению к другим этническим группам, профессиям, культурам и т.д.) и социальных проблем (голод, защита природы и т.д.).
Создание социальной технологии управления конфликтами в молодежной среде позволит разрешать часть конфликтов до перехода их в стадию эскалации, а, следовательно, до развития их в деструктивном русле. Кроме того, развитие системы управления конфликтами в среде молодежи, положительно скажется на уровне социальной компетентности общества.
Управление конфликтами в молодежной среде становится темой исследования не только конфликтологии, но и социальной работы, так как социальные работники, являясь социальными врачевателями общества, могут и должны переводить болезненные отношения деструктивного конфликта в рамки конфликта конструктивного, тем самым, снижая конфликтный потенциал общества и формируя компетентность населения.
Целью работы является создание социальной технологии управления конфликтами в молодежной среде.
Основными задачами работы являются:
1. Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
2. Анализ особенностей развития и протекания конфликтов в молодежной среде;
3. Выявление способов управления конфликтами в молодежной среде;
4. Разработка программы управления конфликтами в молодежной среде;
Объектом данной работы являются социальные конфликты в молодежной среде.
Предметом - методы управления конфликтами в молодежной среде.
В работе использовалась система традиционных методов:
• Анализ документов
• Наблюдение;
• Тестирование;
• Эксперимент;
• Анкетирование.
• Экспертный опрос
• Анализ статистических данных
Для обработки и интерпретации эмпирических данных применялись статистические методы количественного и качественного анализа.
Гипотезы:
1. Управление конфликтами в молодежной среде носит несистемный характер.
2. Уровень конфликтологической компетентности не обеспечивает возможность конструктивного разрешения социальных конфликтов молодыми людьми
3. Развитие конфликтологической компетентности способствует развитию личности
Ожидаемый результат: разработка системы и рекомендаций по созданию технологии управления конфликтами в молодежной среде.
Структура работы:
Работа состоит из трех глав, первые две включают в себя по три параграфа каждая, третья глава представлена двумя параграфами. Также в работу включена схема статики конфликта, а также 6 таблиц, посвященных анализу эмпирического материала.
Первая глава состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены теоретикометодологические основы управления конфликтом в молодежной среде. Первый параграф посвящен анализу понятия конфликт, а также анализу структурных особенностей конфликта. Второй параграф описывает социально-демографические характеристики молодежи, определяет понятие молодежной среды, а также выделяет специфически- молодежные конфликты. Третий параграф посвящен анализу возможности управления конфликтами в среде молодежи.
Вторая глава освещает теоретические основы реализации деятельности по управлению конфликтами в молодежной среде и состоит из трех параграфов. Первый параграф посвящен анализу нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять деятельность по управлению конфликтом. Второй параграф описывает результаты исследования, посвященного определению особенностей конфликта в молодежной среде. В третьем параграфе приведено описание методов, позволяющих управлять конфликтом в среде молодежи.
Третья глава посвящена анализу существующей системы управления конфликтом в среде молодежи, а также разработке технологии управления конфликтом. В первом параграфе приведены результаты исследования существующих методов управления конфликтом. Второй параграф представляет собой социальную технологию управления конфликтом в молодежной среде.
Молодежь, являясь наиболее активной частью общества, первой принимает изменения, необходимые обществу. Это - награда и «крест» молодых людей, так как, зачастую, стремление к инновациям оборачивается против них, провоцируя конфликты, негативно сказывающиеся не только на сиюминутном состоянии молодых людей, но и на перспективах их дальнейшей жизнедеятельности в социуме. Именно поэтому формирование системы управления конфликтом в молодежной среде является чрезвычайно значимой задачей для формирования гуманного, безопасного для молодежи и будущих поколений общества будущего.
Основной целью работы являлось создание социальной технологии управления конфликтом в молодежной среде.
Для реализации выполнения цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Проведение теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме;
Нами было проанализировано понятие «конфликт», выявлены конститутивные признаки конфликта и, на основе анализа основных признаков, выведено авторское определение конфликта. Конфликт - вид социального взаимодействия, характеризующийся различием в рациональном понимании цели (воспринимаемом участниками конфликта как расхождение ценностей, взглядов, интересов), а также осуществлением социальных действий. Анализ структуры конфликта позволил выявить его статические и динамические составляющие для дальнейшего использования в осуществлении управления конфликтом.
Также был проведен анализ понятий «молодежь» и «молодежная среда», выявлены основные социально-демографические характеристики молодежи, выделены специфические конфликты молодежной среды.
В целях построения социальной технологии, был проведен анализ нормативноправовой базы, регламентирующей деятельность по управлению конфликтом в молодежной среде и сделан вывод об отсутствии четкой регламентации процесса управления конфликтами в молодежной среде с точки зрения закона.
2. Выявление и анализ основных особенностей развития и протекания конфликтов в молодежной среде;
Основными причинами, вызывающими состояние фрустрации, которое при определенных условиях способно перейти в агрессию и спровоцированть конфликт, является различие ценностных ориентаций, нарушение личных границ, а также депривация права на принятие самостоятельных решений.
3. Выявление способов управления конфликтами в молодежной среде;
Основными способами управления конфликтами в молодежной среде являются способы целенаправленного воздействия на конфликт с целью предостращения его деструктивного развития на каждом из уровней. В работе выявлены основные методы управления конфликтом, используемые организациями, работающими с конфликтом в молодежной среде. Основным направлением дейстельности данных организаций явилась организация профилактических воздействий, и мероприятий, направленных на урегулирование и разрешение конфликта.
4. Разработка рекомендаций для создания технологии управления конфликтами в молодежной среде;
Последний параграф представляет собой технологию реализации управления конфликтом в среде молодежи. Описаны стандартные для построения социальной технологии пункты, такие как степень разработанности проблемы, объект и предмет, цели и задачи, методы анализа данных, критерии для принятия решений, методы терапии, стандарты предписанных действий, алгоритм действий, критерии эффективности технологии.
Нашли подтверждение гипотезы, выдвинутые в начале исследования: выявлен мозаичный характер организации управления в сфере конфликта в среде молодежи. Отсутствие конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта обусловлено низким уровнем развития конфликтологической компетентности населения, поэтому необходима разработка комплексных программ развития компетентности не только в молодежной среде, но и среди дошкольного и младшешкольного возраста, а также развитие компетентности взрослого населения.
Также в ходе работы была выявлена необходимость более детального изучения влияния социально-демографических характеристик подгрупп молодежи на возможности построения программ управления конфликтом в рамках работы с каждой из предполагаемых подгрупп. Это станет темой дальнейших исследований.
Основной целью работы являлось создание социальной технологии управления конфликтом в молодежной среде.
Для реализации выполнения цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Проведение теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме;
Нами было проанализировано понятие «конфликт», выявлены конститутивные признаки конфликта и, на основе анализа основных признаков, выведено авторское определение конфликта. Конфликт - вид социального взаимодействия, характеризующийся различием в рациональном понимании цели (воспринимаемом участниками конфликта как расхождение ценностей, взглядов, интересов), а также осуществлением социальных действий. Анализ структуры конфликта позволил выявить его статические и динамические составляющие для дальнейшего использования в осуществлении управления конфликтом.
Также был проведен анализ понятий «молодежь» и «молодежная среда», выявлены основные социально-демографические характеристики молодежи, выделены специфические конфликты молодежной среды.
В целях построения социальной технологии, был проведен анализ нормативноправовой базы, регламентирующей деятельность по управлению конфликтом в молодежной среде и сделан вывод об отсутствии четкой регламентации процесса управления конфликтами в молодежной среде с точки зрения закона.
2. Выявление и анализ основных особенностей развития и протекания конфликтов в молодежной среде;
Основными причинами, вызывающими состояние фрустрации, которое при определенных условиях способно перейти в агрессию и спровоцированть конфликт, является различие ценностных ориентаций, нарушение личных границ, а также депривация права на принятие самостоятельных решений.
3. Выявление способов управления конфликтами в молодежной среде;
Основными способами управления конфликтами в молодежной среде являются способы целенаправленного воздействия на конфликт с целью предостращения его деструктивного развития на каждом из уровней. В работе выявлены основные методы управления конфликтом, используемые организациями, работающими с конфликтом в молодежной среде. Основным направлением дейстельности данных организаций явилась организация профилактических воздействий, и мероприятий, направленных на урегулирование и разрешение конфликта.
4. Разработка рекомендаций для создания технологии управления конфликтами в молодежной среде;
Последний параграф представляет собой технологию реализации управления конфликтом в среде молодежи. Описаны стандартные для построения социальной технологии пункты, такие как степень разработанности проблемы, объект и предмет, цели и задачи, методы анализа данных, критерии для принятия решений, методы терапии, стандарты предписанных действий, алгоритм действий, критерии эффективности технологии.
Нашли подтверждение гипотезы, выдвинутые в начале исследования: выявлен мозаичный характер организации управления в сфере конфликта в среде молодежи. Отсутствие конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта обусловлено низким уровнем развития конфликтологической компетентности населения, поэтому необходима разработка комплексных программ развития компетентности не только в молодежной среде, но и среди дошкольного и младшешкольного возраста, а также развитие компетентности взрослого населения.
Также в ходе работы была выявлена необходимость более детального изучения влияния социально-демографических характеристик подгрупп молодежи на возможности построения программ управления конфликтом в рамках работы с каждой из предполагаемых подгрупп. Это станет темой дальнейших исследований.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Досудебное сопровождение как инновационная технология
социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в
сельской местности (на примере КГБУСО «КЦСОН Советского района»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО
УРЕГУЛИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Социодинамика ценностей молодых китайских предпринимателей в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь)»
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - Практика урегулирования конфликтов в студенческой среде вуза (на примере АлтГУ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021





