Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа №92671

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления конфликтом в молодежной среде 5
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия конфликт 5
1.2. Молодежная среда как среда конфликтного взаимодействия 16
1.3. Управление конфликтом 23
Глава 2. Теоретические основы реализации деятельности по управлению конфликтами в молодежной среде 29
2.1. Нормативно-правовые основы управления конфликтами в молодежной среде 29
2.2 Особенности конфликтов в молодежной среде 33
2.3. Способы управления конфликтами в молодежной среде 51
Глава 3. Управление конфликтами в молодежной среде 65
3.1. Анализ существующей системы управления конфликтами в молодежной среде .65
3.2. Технология управления конфликтами в молодежной среде 71
Заключение 79
Список используемых источников: 81

Феномен конфликта не является принципиально новым феноменом 21 века. Вся мировая история изобилует историей конфликтов, история нашей страны - не исключение: смута и стрелецкий бунт, революция и гражданская война, репрессии... Конфликт осмыслялся с древнейших времен как на уровне обыденного сознания (через религию, литературу и искусство), так и на уровне сознания научного, в осмыслении феномена конфликта пройден долгий путь от понимания конфликта как абсолютно деструктивного явления до осознания многогранности данного социального явления.
За последние несколько лет значительно возрос интерес к проблематике конфликтов. Так, если за 2007 год в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU1 было опубликовано 1342 работы, посвященной исследованию конфликта, то в 2016 году их количество стало составлять 7958 работ (за год). О конфликте пишут не только ученые: за последние 10 лет Петербургская Интернет-газета «Фонтанка2» посвятила теме конфликта более пятиста публикаций, из них более трехсот посвящены конфликту в среде молодежи. С каждым годом количество статей и заметок, посвященных конфликту, возрастает: если за 2007-2010 на сайте представлено около 60 публикаций, посвященных проблематике молодежных конфликтов, в период 2010 - 2013 годов опубликовано 90 статей по заявленной проблеме, а за 2013 - 2015 года - около ста пятидесяти публикаций. Однако, в основном, в прессе конфликт упоминается в негативном контексте, как явление, влекущее за собой исключительно отрицательные последствия: административное или уголовное наказание, разрыв взаимоотношений, физический и моральный ущерб. Это формирует страх перед конфликтами как явлением социальной жизни, не позволяет взглянуть на конфликт рационально и увидеть в нем возможности для изменения.
В современном обществе, с его нестабильностью, высокой конфликтогенностью, значимым фактором развития общества становится развитие навыков управления конфликтом. Особенно важным является развитие этих умений в молодежной среде, так как она, являясь наиболее активной частью общества, зачастую, становится пассионарной3 и оказывается втянута в конфликтное взаимодействие не только на межличностном уровне, но и на уровне группы. Так, например, обострение национальных настроений на фоне внешнеполитической ситуации приводит к увеличению числа национальных и этнонациональных конфликтов, увеличивает возможности для деструктивного развития конфликтов.
Важность работы с конфликтом в среде молодежи понимают и международные общественные организации: например, в организации YMCA существует программа Roots for reconciliation4, основной идеей которой является трансформация отношений между странами, которые были в конфликте, через трансформацию отношений молодых людей (и особенно молодежных лидеров) этих стран.
Основным проектом Roots for reconciliation является Peace Work Institute, цель которого обучение молодежных лидеров разных стран различным методикам и технологиям трансформации конфликтов, стереотипов (по отношению к другим этническим группам, профессиям, культурам и т.д.) и социальных проблем (голод, защита природы и т.д.).
Создание социальной технологии управления конфликтами в молодежной среде позволит разрешать часть конфликтов до перехода их в стадию эскалации, а, следовательно, до развития их в деструктивном русле. Кроме того, развитие системы управления конфликтами в среде молодежи, положительно скажется на уровне социальной компетентности общества.
Управление конфликтами в молодежной среде становится темой исследования не только конфликтологии, но и социальной работы, так как социальные работники, являясь социальными врачевателями общества, могут и должны переводить болезненные отношения деструктивного конфликта в рамки конфликта конструктивного, тем самым, снижая конфликтный потенциал общества и формируя компетентность населения.
Целью работы является создание социальной технологии управления конфликтами в молодежной среде.
Основными задачами работы являются:
1. Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
2. Анализ особенностей развития и протекания конфликтов в молодежной среде;
3. Выявление способов управления конфликтами в молодежной среде;
4. Разработка программы управления конфликтами в молодежной среде;
Объектом данной работы являются социальные конфликты в молодежной среде.
Предметом - методы управления конфликтами в молодежной среде.
В работе использовалась система традиционных методов:
• Анализ документов
• Наблюдение;
• Тестирование;
• Эксперимент;
• Анкетирование.
• Экспертный опрос
• Анализ статистических данных
Для обработки и интерпретации эмпирических данных применялись статистические методы количественного и качественного анализа.
Гипотезы:
1. Управление конфликтами в молодежной среде носит несистемный характер.
2. Уровень конфликтологической компетентности не обеспечивает возможность конструктивного разрешения социальных конфликтов молодыми людьми
3. Развитие конфликтологической компетентности способствует развитию личности
Ожидаемый результат: разработка системы и рекомендаций по созданию технологии управления конфликтами в молодежной среде.
Структура работы:
Работа состоит из трех глав, первые две включают в себя по три параграфа каждая, третья глава представлена двумя параграфами. Также в работу включена схема статики конфликта, а также 6 таблиц, посвященных анализу эмпирического материала.
Первая глава состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены теоретико­методологические основы управления конфликтом в молодежной среде. Первый параграф посвящен анализу понятия конфликт, а также анализу структурных особенностей конфликта. Второй параграф описывает социально-демографические характеристики молодежи, определяет понятие молодежной среды, а также выделяет специфически- молодежные конфликты. Третий параграф посвящен анализу возможности управления конфликтами в среде молодежи.
Вторая глава освещает теоретические основы реализации деятельности по управлению конфликтами в молодежной среде и состоит из трех параграфов. Первый параграф посвящен анализу нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять деятельность по управлению конфликтом. Второй параграф описывает результаты исследования, посвященного определению особенностей конфликта в молодежной среде. В третьем параграфе приведено описание методов, позволяющих управлять конфликтом в среде молодежи.
Третья глава посвящена анализу существующей системы управления конфликтом в среде молодежи, а также разработке технологии управления конфликтом. В первом параграфе приведены результаты исследования существующих методов управления конфликтом. Второй параграф представляет собой социальную технологию управления конфликтом в молодежной среде.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Молодежь, являясь наиболее активной частью общества, первой принимает изменения, необходимые обществу. Это - награда и «крест» молодых людей, так как, зачастую, стремление к инновациям оборачивается против них, провоцируя конфликты, негативно сказывающиеся не только на сиюминутном состоянии молодых людей, но и на перспективах их дальнейшей жизнедеятельности в социуме. Именно поэтому формирование системы управления конфликтом в молодежной среде является чрезвычайно значимой задачей для формирования гуманного, безопасного для молодежи и будущих поколений общества будущего.
Основной целью работы являлось создание социальной технологии управления конфликтом в молодежной среде.
Для реализации выполнения цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Проведение теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме;
Нами было проанализировано понятие «конфликт», выявлены конститутивные признаки конфликта и, на основе анализа основных признаков, выведено авторское определение конфликта. Конфликт - вид социального взаимодействия, характеризующийся различием в рациональном понимании цели (воспринимаемом участниками конфликта как расхождение ценностей, взглядов, интересов), а также осуществлением социальных действий. Анализ структуры конфликта позволил выявить его статические и динамические составляющие для дальнейшего использования в осуществлении управления конфликтом.
Также был проведен анализ понятий «молодежь» и «молодежная среда», выявлены основные социально-демографические характеристики молодежи, выделены специфические конфликты молодежной среды.
В целях построения социальной технологии, был проведен анализ нормативно­правовой базы, регламентирующей деятельность по управлению конфликтом в молодежной среде и сделан вывод об отсутствии четкой регламентации процесса управления конфликтами в молодежной среде с точки зрения закона.
2. Выявление и анализ основных особенностей развития и протекания конфликтов в молодежной среде;
Основными причинами, вызывающими состояние фрустрации, которое при определенных условиях способно перейти в агрессию и спровоцированть конфликт, является различие ценностных ориентаций, нарушение личных границ, а также депривация права на принятие самостоятельных решений.
3. Выявление способов управления конфликтами в молодежной среде;
Основными способами управления конфликтами в молодежной среде являются способы целенаправленного воздействия на конфликт с целью предостращения его деструктивного развития на каждом из уровней. В работе выявлены основные методы управления конфликтом, используемые организациями, работающими с конфликтом в молодежной среде. Основным направлением дейстельности данных организаций явилась организация профилактических воздействий, и мероприятий, направленных на урегулирование и разрешение конфликта.
4. Разработка рекомендаций для создания технологии управления конфликтами в молодежной среде;
Последний параграф представляет собой технологию реализации управления конфликтом в среде молодежи. Описаны стандартные для построения социальной технологии пункты, такие как степень разработанности проблемы, объект и предмет, цели и задачи, методы анализа данных, критерии для принятия решений, методы терапии, стандарты предписанных действий, алгоритм действий, критерии эффективности технологии.
Нашли подтверждение гипотезы, выдвинутые в начале исследования: выявлен мозаичный характер организации управления в сфере конфликта в среде молодежи. Отсутствие конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта обусловлено низким уровнем развития конфликтологической компетентности населения, поэтому необходима разработка комплексных программ развития компетентности не только в молодежной среде, но и среди дошкольного и младшешкольного возраста, а также развитие компетентности взрослого населения.
Также в ходе работы была выявлена необходимость более детального изучения влияния социально-демографических характеристик подгрупп молодежи на возможности построения программ управления конфликтом в рамках работы с каждой из предполагаемых подгрупп. Это станет темой дальнейших исследований.


1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", «Проспект», Москва 2014
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 - ФЗ, «Проспект», Москва 2014
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р г. Москва
4. Распоряжение от 29 ноября 2014 г. № 2403-р Москва Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года
5. С.И Аксёнов., Р.У. Арифулина, Е.А. Белова, Е.В., Быстрицкая, Д.А., Занозин, Е.С.Киселёва «Оптимизирующая молодёжная среда как условие развития личности» // Вестник московского государственного областного университета , Издательство: Московский государственный областной университет (Москва)
6. Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический феномен // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007, выпуск 2 (ч.1),
7. О.В. Аллахвердова , А.Д. Карпенко, Медиация - конструктивное разрешение конфликтов, Центр развития переговорного процесса и мирных стратегий в разрешении конфликтов СПбГУ Санкт-Петербургский Центр разрешения конфликтов, СПб, 2008
8. Аллахвердова О.В. «Социальная компетентность в разрешении конфликтов» / «Социальная компетентность и технологии её формирования в современном обществе (сфера социальной работы). Под ред. Проф. В.Н. Келасьева и проф. И.Л. Первовой Санкт - Петербург, 2010
9. А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов «Конфликтология. Учебник ля ВУЗов». 6-е изд. - СПб, Питер, 2015
10. «Словарь конфликтолога» А.Я. Анцупов , А.И. Шипилов. Издательство «Питер» 2006
11. О.И. Белый «Определение понятия «молодежь» // Теория и практика общественного развития 2012. № 12
12. Бесемер. Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. - Калуга, 2004
13. Бриль Михаил Сергеевич, Гуриева Светлана Дзахотовна Изменение социальных представлений об агрессии у детей в зависимости от типа их взаимодействия между собой // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2012. №1 С.62-79.
14. М.С. Бриль Социальные представления об агрессии в поликультурной среде // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 2012
15. Брылина И.В. Конфликтология в социальной работе. Учеб. пособие./ Том. политехн. ун-т., 2009...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ