Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«МЯГКАЯ СИЛА» РФ И ФРГ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММ НАУЧНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА)

Работа №92658

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика и управление

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В
РОССИИ И ГЕРМАНИИ 12
§ 1.1. «Мягкая сила» - понятие, основные инструменты 12
§ 1.2. Концепция «мягкой силы» в России: интерпретация и реализация . 23
§ 1.3. Концепция «мягкой силы» в ФРГ: интерпретация и реализация 34
ГЛАВА II. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК
ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» 44
§ 2.1. Государственная политика России в области высшего образования
и науки как инструмент «мягкой силы» 44
§ 2.2. Государственная политика Германии в области высшего образования
и науки как инструмент «мягкой силы» 54
§ 2.3. Академическая мобильность как инструмент «мягкой силы» (на примере НИУ «БелГУ») 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 97

Данная дипломная работа посвящена сравнительному анализу эффективности концепции "мягкой силы" во внешней политике России и Германии; особое внимание уделяется роли программ научно-образовательного сотрудничества в формировании положительного образа страны среди зарубежной аудитории.
Актуальность темы исследования. В процессе растущей взаимозависимости государств друг от друга возникает необходимость применения в международной политике несиловых методов, среди которых широкой популярностью пользуется концепция «мягкой силы». Данная концепция в ходе последних двух десятилетий вошла во внешнеполитический арсенал многих стран, однако Российской Федерацией она применяется относительно недавно. На данный момент существуют различные мнения относительно эффективности политики, которую предполагает данная концепция, а также относительно инструментов мягкой силы, самого понятия и необходимости использования этой политики Россией.
Нужно отметить, что один из инструментов мягкой силы - научно-­образовательное сотрудничество, в частности академический обмен, активно используется во всем мире не только для развития международного сотрудничества, но и для усиления своего влияние в какой-либо стране/регионе. Многие исследователи обоснованно считают, что РФ находится только на стадии развития данного ресурса. Наличие различных мнений относительно концепции «мягкой силы» и ее применения во внешней (и не только) политике России, большое внимание российского руководства развитию высшего образования, конкурентного на международной арене, делают актуальным рассмотрение политики «мягкой силы» России с акцентом на ее реализацию в области научно-образовательного сотрудничества в сравнении с опытом ФРГ в данной области, т.к. Германия является одним из лидеров на мировом рынке образовательных услуг.
Степень изученности темы. Изучаемая нами современная и в настоящее время весьма актуальная проблематика еще не получила значительной разработки в монографической литературе. В связи с этим для проведения исследования нами привлечены, главным образом, работы отечественных и зарубежных экспертов и ученых, зачастую написанные в формате политических докладов.
В разработке исследуемой темы были особенно полезны работы Джозефа Ная как автора концепции мягкой силы. Для нашего исследования были использованы несколько его монографий, а именно: «Обреченные на лидерство: изменчивая природа силы Америки»1, «Мягкая сила: средство достижения успеха в мировой политике»2, «Будущее власти»3 и др., где детально рассмотрены сама концепция мягкой силы, ее инструменты, риски использования данной концепции во внешней политике государства и цели, достижение которых предусматривает мягкая сила. В своих книгах автор большое внимание уделяет опыту США в рассматриваемой сфере международных отношений, но тем не менее, он говорит и об историческом опыте других стран...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После введения в теоретический оборот Джозефом Наем понятия "мягкая сила" многие государства мира начала применять в своей внешней политике его концепцию. Однако для разных стран переход к такой политике обусловлен разными причинами. Так, Германия после Второй мировой войны была вынуждена вести свою внешнеполитическую деятельность таким образом, что руководство и население других стран перестали воспринимать ее как "агрессора", вследствие чего большинство исследователей считают, что германская модель "мягкой силы" начинает свое развитие именно с послевоенного периода. Благодаря ряду факторов и относительно длинному периоду применения мягкой силы, ФРГ на сегодняшний день является одним из примеров успешной реализации этой концепции.
Относительно реализации ресурса мягкой силы Российской Федерацией, то можно сделать вывод, что Россия находится на стадии развития данного ресурса. Г оворить об эффективности российской "мягкой политики" на данный момент довольно сложно в связи с коротким периодом использования мягкой силы государством. Однако в нашем исследовании мы рассмотрели основные проблемы и преимущества России в данном направлении на современном этапе, в связи с чем можно говорить о том, что РФ имеет большой потенциал, особенно учитывая роль ограничителей мягкой силы в этой сфере. Страны постсоветского пространства и ряд других стран могут стать надежными партнерами России именно благодаря реализации ресурса мягкой силы в этих регионах.
Можно с уверенностью говорить о важности высшего образования в развитии международного сотрудничества в целом и в рамках реализации мягкой силы. Об этом свидетельствует успешный опыт государственной политики ФРГ в области высшего образования и науки, исторический опыт России в этой сфере (в составе СССР), а также постепенный рост числа иностранных студентов, обучающихся в вузах России, в том числе, благодаря признанию на государственном уровне необходимости применения мягкой силы во внешней политике России и как следствие, заинтересованности различных ведомств и организаций в формировании положительного образа страны среди иностранной аудитории.
Нами было рассмотрено сотрудничество Белгородского государственного научного исследовательского университета и германских вузов в контексте использования высшего образования как инструмента мягкой силы. В связи с этим следует отметить, что начиная с 2000-х годов идет заметная тенденция к росту привлекательности НИУ "БелГУ" как образовательного центра среди зарубежных студентов. Тем не менее, в контексте отношений Белгород - Германия, на современном этапе нельзя сказать о существовании академической мобильности между вузами в равном соотношении. Наблюдается значительный рост "привлекательности" университетов Германии для студентов, обучающихся в БелГУ, чего нельзя сказать о "привлекательности" Белгородского госуниверситета в рамках развития академической мобильности с вузами ФРГ. Увеличение числа студентов из Германии в НИУ "БелГУ" возможно в случае, если Белгородский университет будет входить в число лидеров в списке лучших вузов России (что уже обозначено в Дорожной карте университета), а также в случае дальнейшего развития двустороннего сотрудничества, где особый упор необходимо сделать на проведение совместных школ и конференций. Также очень важно преподавание ряда дисциплин на английском языке в НИУ "БелГУ" - причем этот фактор будет работать на привлечение не только студентов из Германии, но и из других стран (подтверждается, в частности, данными проведенного опроса).
В целом, в русле программных документов НИУ "БелГУ", в последние годы возросло количество совместных школ, конференций и других научных мероприятий с зарубежными вузами-партнерами и, прежде всего, университетами Германии. Большое значение имеют опыт академической мобильности студентов, обмена преподавателями и наличие общих публикаций. Таким образом, есть хорошие перспективы активного развития сотрудничества между НИУ "БелГУ" и германскими вузами-партнерами и в целом роста привлекательности университета на международном рынке образовательных услуг, что будет работать и на развитие потенциала мягкой силы нашей страны.


1. Сергей Лавров: Выступление в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2015 году // Совет по внешней и оборонной политике. - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svop.ru/main/18771/
2. Концепция внешней политики РФ (Утверждена президентом РФ В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/6d84ddededbf7da644257b160051bf7f;
3. Рейтинг 100 национальных брендов[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //gtmarket.ru/ratings/brand-finance-nation-brands-100/info;
4. Развивая академическую мобильность. - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.bsu.edu.ru/bsu/news/news.php?ID=248439&IB LOCK_ID=176
5. Болонская декларация от 19 июня 1999 года [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/BOLOGNA_D ECLARATION1.pdf;
6. Белгород - Фрайберг: новый этап сотрудничества. - 2014 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.bsu.edu.ru/bsu/news/news.php?ID=282524&IBLOCK_ID=176
7. Рейтинг лучших университетов мира по направлениям подготовки QS
- 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //ria.ru/abitura_world/20150429/1051740834.html;
8. Основные направления политики Российской Федерации в сфере
международного культурно-гуманитарного сотрудничества от 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //archive.mid.ru/bdomp/ns-osndoc. nsf/;
9. "Стратегия развития академической мобильности в ЕПВО до 2020
года" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ehea.info/Uploads/SubmitedF iles/6_2012/125318.pdf;
10. Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации от 16 июля 2009 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/provision/strateg_gos_moloz_polit.pdf;
11. Стратегия международного молодежного сотрудничества стран-
участниц СНГ на период до 2020 года от 10 декабря 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://special.kremlin.ru/suppl ement/812;
12. Концепция экспорта образовательных услуг РФ на период 2011 - 2020
гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //vi .russia.edu.ru/news/discus/concept/3783/;
13. Международное исследование о влиянии государств на положение дел в мире в 2009 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/state/2009/02/08/192; 1;
14. Программа (Дорожная карта) повышения конкурентоспособности
Белгородского государственного национального исследовательского университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2017 годы и на перспективу до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bsu.edu.ru/upload/iblock/2cb/prog_2016-04-14.pdf
15. Программы международной академической мобильности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bsu.edu.ru/bsu/link/mobility/index.php...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ