ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДДЕРЖКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИВОСПИТАТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ АИС «СЕТЕВОЙ РЕГИОН. ОБРАЗОВАНИЕ» 6
1.1. Требования к квалификации учителей и воспитателей 6
1.2. Организация повышения квалификации работников
образовательных учреждений в современных условиях 14
1.3. Автоматизированная информационная система «Сетевой Регион.
Образование» как средство повышения квалификации учителей и воспитателей 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ
КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В АИС «СЕТЕВОЙ РЕГИОН.
ОБРАЗОВАНИЕ» 32
2.1. Разработка программы повышения квалификации в системе «Сетевой
Регион. Образование» 32
2.2. Реализация программы повышения квалификации учителей и воспитателей в АИС «Сетевой Регион. Образование» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
Одной из важнейших задач современного образования является повышение профессионализма педагогов как фактора повышения качества образования всей страны. Современная модель системы повышения квалификации должна строиться с учетом ключевой задачи - гибкости, непрерывности и разнообразия форм повышения квалификации, что позволяет эффективно использовать опыт и потенциал инновационных образовательных организаций и лучших учителей и воспитателей.
На сегодняшний день проблема подготовки и непрерывного профессионального развития работников образовательных организаций стала одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки, от решения которой во многом зависит успешность реализации программы социально-экономического развития страны. Новый закон об образовании, переход на уровневую систему высшего образования, ФГОС профессионального педагогического и общего образования, исследования проблем развития профессиональной компетентности создали предпосылки для постановки и решения проблемы подготовки учителей и воспитателей к инновационным изменениям в области учебно-воспитательного процесса.
Повышение квалификации педагогов в настоящее время осуществляется различными образовательными институтами - педагогическими университетами, базовыми центрами подготовки педагогических кадров, региональными институтами развития образования, научно-методическими центрами, негосударственными образовательными учреждениями. При этом именно региональные управления образованием выступают основными заказчиками программ подготовки и переподготовки педагогических кадров в соответствии с потребностями конкретного региона.
Отсюда следует, что проблема организации повышения квалификации учителей и воспитателей была актуальной всегда и имеет большую практическую значимость, особенно с внедрением АИС «Сетевой Регион. Образование» в 2009 году в Алтайском крае.
С помощью этой системы осуществляется планирование, размещение и сохранение материалов образовательного процесса, фиксируется его ход и результаты освоения основной образовательной программы, происходит взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса, а именно учителей, воспитателей, учащихся, родителей, специалистов органов министерства образования и других образовательных организаций.
Целью исследования является повышение квалификации учителей и воспитателей образовательных организаций в АИС «Сетевой Регион. Образование».
Объектом исследования является организация повышения квалификации учителей и воспитателей образовательных организаций.
Предметом исследования выступает повышение квалификации учителей и воспитателей образовательных организаций в очном и дистанционном режимах в АИС «Сетевой Регион. Образование».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить требования к квалификации учителей и воспитателей.
2. Изучить организацию повышения квалификации работников образовательных учреждений в современных условиях.
3. Рассмотреть автоматизированную информационную систему «Сетевой Регион. Образование» как средство повышения квалификации учителей и воспитателей.
4. Разработать программу повышения квалификации в системе «Сетевой Регион. Образование».
5. Провести анализ реализации программы повышения квалификации учителей и воспитателей в АИС «Сетевой Регион. Образование».
Степень разработанности проблемы. В педагогической науке и на практике проблема организации повышения квалификации учителей и воспитателей является дискуссионной.
Теоретическую основу исследования повышения квалификации составили научные труды отечественных авторов: М.М. Абдуразаков, О.В. Белобородова, В.А. Дресвянников, А.И. Зорин, Д.А. Махотин. Также использовалось законодательство РФ, Распоряжения Правительства РФ, федеральные законы РФ. Обзор научных трудов по выбранной теме подтверждает ее актуальность и постоянный интерес к ней со стороны ученых, что указывает на необходимость изучения исследуемой проблемы.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование информационной компетентности в ходе повышения квалификации учителей и воспитателей образовательных организаций будет более результативной, если: созданы технико-технологические и психологические условия; разработана и внедрена программа повышения квалификации в АИС «Сетевой Регион. Образование».
В ходе исследования использовались такие методы, как: анализ и синтез, метод наблюдения, метод сравнения.
Практическая значимость заключается в реализации программы повышения квалификации учителей и воспитателей в АИС «Сетевой Регион. Образование».
Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных литературы и источников, приложений.
Во введении определяются актуальность темы, ее проработанность в научной литературе, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретико-методические вопросы организации поддержки и повышения квалификации учителей и воспитателей посредством АИС «Сетевой Регион. Образование».
Вторая глава носит практический характер. В ней приводится программа повышения квалификации и методы ее реализации в системе.
В заключении подводятся итоги проведенного теоретико-практического исследования.
Основными документами, устанавливающими требования к квалификации учителей и воспитателей, являются профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», включающие перечень профессиональных и личностных требований, действующие на всей территории Российской Федерации. Образовательные организации имеют право сформулировать свои внутренние стандарты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников в образовательных организациях является одной из самых актуальных в образовательной системе нашей страны. Государством создаются механизмы для изменений в образовании, одним из которых является концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Одной из главных задач этой концепции — это созданий условий для развития непрерывного образования на протяжение всей жизни. Приоритетная проблема современного образования, выделенная в концепции, - применение информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях.
АИС «Сетевой Регион. Образование» - это комплексная автоматизированная информационная система, обеспечивающая работу и объединяющая в единое информационное пространство: образовательные организации всех типов,
региональные и муниципальные органы управления образованием, обучающихся, родителей. Данная система предоставляет полный инструментарий для выполнения требований ФГОС в области реализации определенных стандартов видов деятельности в электронной форме, способствует развитию информационно-образовательной среды школ и детских садов. Помимо вышеперечисленных достоинств системы, основной целью ее использования является автоматизация труда учителей и воспитателей. Внедрение АИС способствует повышению эффективности и оперативности деятельности работников образовательных организаций, что влияет на их квалификацию.
Предложенная нами программа предоставляет возможность непрерывного профессионального повышения квалификации учителей и воспитателей без отрыва от учебно-воспитательного процесса. По результатам обучения слушатели осваивают принципы использования АИС «Сетевой Регион. Образование» в своей профессиональной деятельности, рассматривают и изучают основные аспекты организации работы в системе, особенности ее использования в учебном и воспитательном процессах.
Следовательно, для реализации программы повышения квалификации учителей и воспитателей в АИС «Сетевой Регион. Образование» в первую очередь необходимо внедрить данную систему в образовательные организации, а затем создать технико-технологические (постоянный доступ к сети Интернет, базовый уровень владения навыками работы с компьютером и информационными технологиями, веб-камеры, микрофон, наушники) и психологические условия (мотивация, положительный психологический климат в коллективе по отношению к инициативам в рамках проекта, всесторонняя поддержка и заинтересованность руководителей системы образования разного уровня) для проведения данных курсов педагогическим работникам на регулярной основе с целью актуализации знаний и навыков.
1. Абдуразаков, М.М. Формирование профессионально направленных ИКТ-компетенций будущего учителя в условиях реализации требований нового ФГОС [Текст] / М.М. Абдуразаков, А.Х. Дзамыхов, М.А. Темирджанова // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - № 13 (184). Выпуск 22. - С. 268¬272.
2. АИС «Сетевой Регион. Образование». Модуль ДОО. Версия 3.0. Руководство пользователя [Текст] - ЗАО «ИРТех», 2016. - 182 с.
3. АИС «Сетевой Регион. Образование». Руководство пользователя. Для общеобразовательных организаций v 3.0 [Текст] - ЗАО «ИРТех», 2015. - 138 с.
4. АИС «Сетевой Регион. Образование». Руководство пользователя. Для организаций дополнительного образования v 3.0 [Текст] - ЗАО «ИРТех», 2015. - 151 с.
5. Белобородова, О.В. Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях / О.В. Белобородова // Официальный сайт «Социальная сеть работников образования «Наша сеть»» [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/03/14/sistema-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov-doshkolnogo
6. Василькова, Т.А. Основы андрагогики [Текст] / Т.А. Василькова. - М.: КноРус, 2017. - 256 с.
7. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Эффективность повышения квалификации
современного учителя [Текст] / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Качество
образования, 2010. - 209 с.
8. Гончарова, Н.Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации [Текст] / Н.Ю. Гончарова. - Новокузнецк, 2009. - 189 с.
9. Десятова, И.В. Самообразование педагога, как фактор профессионального саморазвития [Текст] / И.В. Десятова. - Новосибирск: СибАК,2011.- 152 с.
10. Дресвянников, В.А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых / В.А. Дресвянников // Официальный сайт «Элитариум. Центр дистанционного образования» [Электронный ресурс] / Элитариум. - Электрон. дан.
- Заглавие с экрана. - Режим доступа:http://www.elitarium.ru/obuchenie-princip-znanija-opyt-celi-potrebnosti-razvitie-andragogika-sposobnosti/
11. Задворная, М.С. Инновационные формы обучения педагогов дошкольного образования в современной системе повышения квалификации [Текст] / М.С. Задворная. // Научная статья. - 2016. - №52. - С. 208.
12. Змеев, С.И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых [Текст] / С.И. Змеев. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.
13. Зорин, А.И. Взаимосвязь понятий «квалификация» и «компетенция» в профессиональном образовании [Текст] / А.И. Зорин, Д.А. Махотин // Среднее профессиональное образование. - 2015. - Выпуск № 12. - с. 115.
14. Конвенция о правах ребенка [Текст]. - М.: КноРус, 2011- 32 с.
15. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова.- М.: Академия, 2009. - 400 с.
16. Кузнецов, В.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.В. Кузнецов. - М.: Эгвес,2012.-140 с.
17. Кузнецов, В.В. Ведущие ученые России в области теории и методики профессионального образования: учебное пособие [Текст] / В.В. Кузнецов. - М.: Эгвес, 2015. - 83 с.
18. Лемов, Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей [Текст] / Д. Лемов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 416 с.
19. Леухина, С.А. Современные формы повышения квалификации в области ИКТ в рамках развития сетевых педагогических сообществ / С.А. Леухина //
Официальный сайт «Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2016/56208.htm
20. Лефевер, Л. Искусство объяснять [Текст] / Л. Лефевер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 241 с.
21. Ломакина, Г.Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] / Г.Р. Ломакина // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 276.
22. Муратов, А.Ю. Администрирование АИС «Сетевой город. Образование» на уровне образовательного учреждения (Учебное пособие для системных администраторов общеобразовательных учреждений) [Текст] / А.Ю. Муратов, С.А. Залогин. - Барнаул : ИП Колмогоров И.А., 2012. - 59 с.
23. Мунчинова, Л.Д. Периодизация развития системы повышения квалификации учителей в России [Текст] / Мунчинова Л.Д. // Политематический журнал научных публикаций «ДИСКУССИЯ». - 2013. - Выпуск №8 (38). - с. 12.
24. Муратов, А.Ю. Развитие информационно-образовательной среды школы с помощью АИС «Сетевой город. Образование» (Учебное пособие для руководителей общеобразовательных учреждений) [Текст] / А.Ю. Муратов. - Барнаул : ИП Колмогоров И.А., 2012. - 99 с.
25. Муратов, А.Ю. «Сетевой город. Образование» как средство реализации ФГОС и оказания услуг в электронном виде (Учебное пособие для учителей общеобразовательных учреждений) [Текст] / А.Ю. Муратов. - Барнаул : ИП Колмогоров И.А., 2012. - 80 с.
26. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 марта 2007 г. N 28-ст) // Официальный сайт компании «Гарант» [Электронный ресурс] / Гарант. -
Электрон.дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
http: //base.garant.ru/199686/#ixzz4gxy4ZDuo
27. Новиков, А.М. Методология [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Синтег, 2007. - 668с.
28. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития [Текст] / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 272 с.
29. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога //
Официальный сайт «Национальная педагогическая энциклопедия» [Электронный ресурс] / Национальная педагогическая энциклопедия. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/osnovy-duhovnoi-kultury-
enciklopedicheskii-slovar-pedagoga-.html
30. Петти, Д. Современное обучение. Практическое руководство [Текст] / Д. Петти - М.: Ломоносов, 2010. - 624 с.
31. Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. N АБ-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» // Официальный сайт компании «Гарант» [Электронный ресурс] / Гарант. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:http://base.garant.ru/70181184/#ixzz4gxvBmKzZ
32. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от
31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/
33. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 января 2009 г. N 9 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" // Официальный сайт компании «Гарант» [Электронный ресурс] / Гарант. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:http://base.garant.ru/195151/#ixzz4gxyMBdjB
34. Приказ Министерства труда РФ от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
35. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
36. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
37. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика // Официальный сайт «Национальная педагогическая энциклопедия» [Электронный ресурс] / Национальная педагогическая энциклопедия. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/professionalnoe-obrazovanie-slovar-klyuchevye-ponjatija-terminy-aktualnaj a-leksika.html
38. Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация [Текст] / Д. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 369 с.
39. Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р (ред. От 28 декабря 2011 г.) «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями» // Официальный сайт компании «Гарант» [Электронный ресурс] / Гарант. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12071809/#ixzz4gxuT JKP9
40. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/
41. Словарь социального педагога // Официальный сайт «Национальная педагогическая энциклопедия» [Электронный ресурс] / Национальная педагогическая энциклопедия. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:http://didacts.ru/slovari/slovar-socialnogo-pedagoga.html
42. Словарь терминов по общей и социальной педагогике // Официальный
сайт «Национальная педагогическая энциклопедия» [Электронный ресурс] / Национальная педагогическая энциклопедия. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/slovar-terminov-po-obschei-i-socialnoi-
pedagogike.html
43. Тезаурус для педагогов-экспериментаторов // Официальный сайт «Национальная педагогическая энциклопедия» [Электронный ресурс] / Национальная педагогическая энциклопедия. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/tezaurus-dlj a-pedagogov-eksperimentatorov.html
44. Терминологический словарь современного педагога // Официальный
сайт «Национальная педагогическая энциклопедия» [Электронный ресурс] / Национальная педагогическая энциклопедия. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/terminologicheskii-slovar-sovremennogo-
pedagoga.html
45. Теслинов, А.Г. Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития [Текст] / А.Г. Теслинов, И.А. Протасова. - М.: Флинта, Наука, 2016. - 112 с.
46. Федеральные Государственные образовательные стандарты // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/
47. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/
48. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. 19.12.2016) // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
49. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция) // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 103023/
50. Щуркова, Н.Е. Педагог нового воспитания [Текст] / Н.А. Щуркова, М.И. Мухин. - М.: АРКТИ, 2014. - 264 с.
51. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? [Текст] / Е.А. Ямбург. - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.