Введение 3
Глава 1. Электронно-дидактические средства обучения как педагогическая проблема при организации обучения в основной общеобразовательной школе. 7
1.1 Современные представления об учебной деятельности и роли средств
обучения в ее организации 7
1.2 Место и значение цифровых образовательных ресурсов в организации
педагогического процесса 14
1.3 Проблема подготовки учащихся к основному государственному
экзамену (ОГЭ) с использованием электронного учебника 22
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по разработке и исследованию электронного учебника по информатике в основной школе 28
1.2 Выбор инструментального средства для создания интерактивного
электронного учебника с учетом защиты информации в школьной среде 28
2.2 Структура и содержание электронного учебника по информатике для
подготовки к ОГЭ 38
2.3 Опытно-экспериментальная работа и ее обсуждение по использованию
электронного учебника для подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) 46
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение 1
Создание электронного учебного учебника является жизненной необходимостью в изучении информатики в школе, помощника преподавателя и школьника в образовательном процессе.
«Всестороннее развитие человека нашей эпохи не может совершаться вне формирования познавательных интересов» и актуально преподавание информатики с использованием новых информационных технологий.
В сообщении Рособрнадзора уточняется, что в соответствии с приказом Минобрнауки России [Приказ Минобрнауки России № 693 от 07 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400»], в 2015-2016 учебном году выпускникам 9-х классов необходимо будет сдать экзамены по четырём учебным предметам - обязательным (русскому языку и математике) и двум предметам по выбору (физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и информационно-коммуникационные технологиям).
В 2015 учебном году для получения аттестата необходимо успешное прохождение ГИА-9 только по русскому языку и математике. Результаты экзаменов по предметам по выбору, в том числе неудовлетворительные, не будут влиять на получение аттестата.
А уже с 2016-2017 учебного года, основанием получения аттестата станет успешное сдача ГИА-9 по 4 учебным предметам - обязательным и по выбору.
Учащиеся стали выбирать в качестве экзамена информатику. Подготовить учеников к экзамену на уроках не представляется возможным, так как программа очень насыщена информацией и в ней крайне мало решается задач. Все задачи, разбираемые на уроке, представлены в единственном варианте. Нет, как в математике, подбора задач на определенную тему. Посещать платные курсы или репетиторов не у всех детей есть материальная возможность. Значит, назрела необходимость создать такой учебник, по которому учащиеся могли бы самостоятельно готовиться к экзамену, с минимальной помощью со стороны учителя. В предлагаемых в продаже комплексах материалов от Федерального института педагогических измерений нет теоретических обоснований при разборе заданий и задачи однотипные, на экзамене задачи более разнообразные. Есть ряд электронных ресурсов, но там тоже нет теоретических разъяснений, только подбор заданий.
Электронный учебник можно использовать и на курсах учитывая дифференцированный подход в обучении. Учащийся, исходя из своих индивидуальных возможностей и потребностей, определяет свой путь развития. При этом происходит усиление активной роли ученика в образовательном процессе. Электронный учебник включает в себя свойства обычного учебника, справочника, задачника и систему контроля.
Не секрет, что многие учащиеся не любят читать длинные параграфы учебников. Дети стараются получать возрастающие объемы информации в краткой форме. Электронные учебники содержат компактно изложенную информацию с иллюстрациями, схемами, видео материалами, облегчающими понимание темы. Работа ученика с электронным учебником экономит силы и время учителя, приучает его к самостоятельной работе. Учитель выступает в роли руководителя познавательным процессом. Такие принципы стимулируют познавательную активность ребенка, его самостоятельность и содействует формированию ИКТ компетентности. Все занятия носят комбинированный характер.
Всегда имеются обучающиеся, которые в силу более высокого начального уровня подготовки или индивидуальных особенностей усваивают материал быстрее и поэтому работают в своем стремительном темпе. Таких учащихся важно поощрять за познавательную активность и обращать внимание на тех, кто недостаточно активен в своем обучении. Ученик должен уходить с урока с желанием продолжать начатую работу, с чувством удовлетворения от преодоления трудностей, которые неизбежно возникают в процессе работы.
В целом электронный учебник значительно экономит время ученика, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала, а также при повторении неизвестных или забытых понятий.
Актуальной как никогда становится организация безопасной учебной деятельности в информационной среде.
Цель исследования: разработать электронный учебник, который бы послужил инструментом в подготовке к основной государственной аттестации по информатике в 9 классе, и рассмотреть возможности его использования в учебном процессе.
Объект исследования: дидактические средства обучения информатике в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: структура и содержание дидактического электронного средства обучения для подготовки к экзамену по информатике и организация безопасной учебной деятельности в информационной среде.
Гипотеза: повышение эффективности подготовки к основной государственной аттестации по информатике в 9 классе реально произойдёт, если появится эл. учебник с системным набором разнотиповых заданий, сжатых теоретических разъяснений к ним в сочетании с различными технологиями представления материала.
Степень разработанности исследования: вопросы, связанные с созданием и использованием электронных учебников по информатике, освещались в трудах: М.Б. Львовского, Н.Г. Мосягиной, В.П. Демкина, Г.В. Можаевой, Аленичева Е.В., Гончаров А. И., Иванов В. Л., Иванцивская И. Г, Кашина Е. А., Лебединская Н. А., Левин В. М, Монастырев Н., Сидоркин Ю. М., Суннес В. Г., Тевелева С. В. , Э.М. Хабибулина, Л. Х. Зайнутдинова, Аленичева Е.В., Максимов Г.Н. и др.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную литературу для выявления особенностей создания и использования электронных учебников в учебном процессе.
2. Разработать содержание и структуру электронного учебника, для успешной подготовки к итоговой государственной аттестации в 9 классе.
3. Определить условия эффективного использования электронного учебника.
4. Подобрать и применить в электронном учебнике задачи разной сложности.
5. Провести первичную апробацию учебника.
Теоретическая значимость исследования:
1. Систематизирована типология учебных тренировочных задач, с учётом требований ОГЭ по информатике. Выделены опорные теоретические модели для решения этих задач.
2. Создан интерактивный учебник, учитывающий возрастные особенности детей и ориентированный на самостоятельное освоение материала.
Практическая значимость исследования:
Учителям и школьникам предложен электронный учебник для подготовки к основной государственной аттестации по информатике в 9 классе.
Таким образом, любой электронный учебник обогащает возможности учителя и расширяет возможности школьного курса. В связи с этим в данной работе сделаны выводы:
Проанализирована и изучена литература по теме создание электронных учебников. Изучена психолого-педагогическая литература для правильного подбора заданий и правильного оформления учебника.
Пройдены все этапы проектирования и создания электронного учебника. Разработана структура учебника, он состоит из отдельных уроков. Порядок следования уроков соответствует содержанию учебника «Информатика и ИКТ 9 класс» под редакцией Босовой Л.Л. издательства Бином 2012 года. Все уроки объединены с помощью страницы Содержание, приложение (рис 19). При помощи страницы Содержание в любой момент времени можно перейти на нужный урок.
Были применены дидактические принципы, при создании электронного учебника: принцип квантования, принцип полноты, принцип наглядности, принцип ветвления, принцип регулирования, принцип адаптивности, принцип компьютерной поддержки, принцип собираемости.
Электронный учебник эффективно использовать при подготовке к экзамену, так как там подобраны разно уровневые задачи и количество задач являемся достаточным для закрепления учебных компетенций. По теории «интериоризации» П.Я.Гальперина - менее десятка задач достаточно для овладения учебными умениями (интериоризация — это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний план). Учебник является задачником с дозированной теоретической помощью. Для эффективности данного учебника используется тестирование после каждой темы курса. Любой электронный учебник является, только вспомогательным инструментом он дополняет, но не заменяет учителя.
Данный электронный учебник эффективно использовать при закреплении и изучении нового материала; в комбинированных уроках при повторении и 53 обобщении, сообща с учителем или индивидуально. Можно самостоятельно изучить тему, тем самым приобщаясь к исследовательской работе; при контроле с целью мониторинга знаний, который позволяет ученику понять, как он усвоил материал, а учителю скорректировать дальнейший процесс.
Электронный учебник можно использовать как средство в технологии перевернутый урок. Дав школьникам домашнее задание изучить один из уроков курса, а потом обсудить этот материал. Во всех уроках курса материал излагается наглядно, интерактивно, с применением мультимедийных видеороликов это дает возможность учащимся самостоятельно разобраться в любой теме учебника и облегчает труд учителя при объяснении.
Компьютерное тестирование решает важные процессы обучения: определять уровень усвоения материала, управлять процессом на основе полученных данных, разработать план индивидуальной работы с отдельными учащимися, т.е. дифференцировать обучение в соответствии с уровнем подготовки. Выявить наиболее сложный материал и разработать методические рекомендации по преодолению этих трудностей. Компьютерное тестирование позволяет видеть динамику развития, как отдельного ученика, так и группы учащихся, осуществлять корректировку учебного плана.
Количество компьютеров в школе растет с каждым годом благодаря программе информатизации. Компьютер сам по себе это просто груда железа, если нет соответствующих программ и доступных мультимедийных ресурсов, нет доступа в Интернет. Использование ЦОР дает возможность учащимся получать адекватное современным запросам образование независимо от места проживания школьника.
Дополнительные плюсы ЦОР в зрительном отображении информации, так как психологами установлено, что зрительные анализаторы имеют более высокую пропускную способность по сравнению со слуховыми. Ухо воспринимает десятки тысяч бит в секунду, в то время как глаз - миллионы бит в секунду. Согласны по этому поводу с пословицей «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». На сегодняшний день речь учителя продолжает воздействовать только на слуховые анализаторы, хотя известно, что зрительная информация более осмысленная лучше запоминается. Следовательно, нужно увеличить объем зрительных и зрительно-слуховых средств передачи информации. Работать должны все каналы восприятия звук-текст-видео и мы бы выделили еще моторику, в процессе письма или в процессе выполнения механических действий происходит запоминание. Еще одним плюсом является психологическая адаптация школьников к информационно-коммуникационному обществу.
Итак, подведём практические итоги нашего исследования:
1. Нами пройдены все этапы проектирования и создания электронного учебника. Были применены все необходимые дидактические принципы. (принцип квантования, принцип полноты, принцип наглядности, принцип ветвления, принцип регулирования, принцип адаптивности, принцип компьютерной поддержки, принцип собираемости.)
2. Разработана структура учебника и каждого урока, всего этих уроков 20.
3. Во всех уроках материал излагается наглядно, интерактивно, с применением мультимедийных видеороликов. Это дает возможность учащимся практически самостоятельно разобраться в любой теме. Так появляется возможность использовать технологию перевёрнутого урока, когда на уроке обсуждается и решается материал после личной домашней подготовки в интерактивном режиме работы с электронным учебником.
4. К каждой теме подобраны разноуровневые задачи и количество задач является достаточным для закрепления учебных навыков и компетенций.
5. Фактически, наш учебник является задачником с дозированной теоретической помощью. Как сказал один мой ученик: «Я знаю, что нужно делать, чтобы успешно сдать экзамен». Я спросила: «Что?» Он ответил: «Внимательно читать условие задачи».
1. Адамова, С. А. Потенциал платформы iSpring Suite как основа внедрения дистанционного обучения в школе [Текст] / С. А. Адамова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (9). — С. 130-134.
2. Аленичева, Е.В. Этапы создания электронного учебника. [Текст] / Е.В. Аленичева // Высшее образование в России. - 2001. - № 5. - С. 103-105.
3. Алешкина, О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе. [Текст] / Алешкина О. В. // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 389-391.
4. Анализ современной ситуации в области информатизации образования. [Электронный ресурс] / Edulnfluence. Новые веяния в педагогике. - Режим доступа: http ://www.eduinfluence.ru/ inehs-335-2. html
5. Анисимов, В. В. Криптографические методы защиты информации. Основы информационной безопасности и защиты информации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sites.google.com/site/anisimovkhv/learning/kripto/lecture/tema1
6. Афонина, Е. С. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании единого информационного пространства школы. [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 68-71.
7. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем [Текст] / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М. : Филинъ, 2003. - 616 с.
8. Босова, Л.Л. Наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам, входящим в Федеральный перечень, как способ массового внедрения ИКТ в учебный процесс российской школы // Информационно-коммуникационные технологии в образовании. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/005803/iso_project-4.pdf
9. Верпета, Н.Г. Электронный учебник как средство дистанционного обучения на уроках информатики в воспитательных и исправительных учреждениях. [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования nsportal.ru- Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/library/2012/11/27/elektronnyy-uchebnik-kak-sredstvo
10. Галатенко, В.А. Основы информационной безопасности. [Электронный ресурс] / Интуит национальный открытый университет. Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/10/10/lecture/296?page=2
11. Давыдов, В. В. Психология развития младшего школьника [Текст] / под ред. В. В. Давыдова // М.: Педагогика, 1990.
12. Дубровина, Е. А. Использование цифровых образовательных ресурсов в современном учебном процессе. [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования nsportal.ru- Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/01/10/ispolzovanie- tsifrovykh-obrazovatelnykh-resursov-v
13. Журавлева, Н. П. Использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов / Н. П. Журавлева г. Ейск, 2012г. [Электронный ресурс] / Платформа для публикаций Pandia.ru- Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/045/43803.php
14. Загвязинский, В.И. Теория обучения современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / В.И. Загвязинский - М.: Издательство центр «Академия», 2011.-192с
15. Зайченко, И.В. Педагогика. [Электронный ресурс] / И.В. Зайченко /
Uchebniki Online Режим доступа:
http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_- _zaychenko_ib/zasobi_navchannya.htm(дата обращения 04.12.2016)
16. Зеленов, Б. А. Доклад «Методика работы с электронным учебником» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://refdb.ru/look/2136368.html
17. Иванов, В.Л. Структура электронного учебника [Текст] / В.Л. Иванов // Информатика и образование. - 2001. - № 6. - С. 12-15.
18. Изотов, И.В. Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения [Текст] / И. В. Изотов // Интеграция образования. — 2009. — № 2. — С. 51-54.
19. Использование ЦОР в учебном процессе. [Электронный ресурс] / MyShared
- Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/135102
20. Карпочева, В.Е. К вопросу о методике создания электронных пособий [Текст] / В.Е. Карпочева, Л.Р. Фионова. // Педагогическая информатика. - 2003.- №4.
21. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. [Текст] учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г.М. Коджаспирова, К. В. Петров // - М : Издательский центр «Академия», 2001
- 256 с.
22. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. [Электронный ресурс] / Оренбург: ОГУ, 2012. - 291 с. - Режим доступа: http://txtb.ru/89/54.html
23. Лаврентьев, Г.В. Методические указания к написанию магистерской диссертации. [Текст] / Лаврентьев Г.В., Петухова Е.А., Кравченко Г.В. //¬Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012- с.34
24. Максимов, Г.Н. Электронный учебник - что это? [Текст] / Г.Н. Максимов, А.В. Вишняков // Открытое образование. - 2002. - № 2. - С. 19-22.
25. Модулина, О.Б. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Информационный дайджест. [Текст] / Сост. О.Б. Модулина, Е.Ю.Орлова // - Рыбинск: МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2011. -13с.
26. Мухамадиева, Ф. И. Место и значение электронных учебных ресурсов в повышении качества воспитательного процесса [Текст] / Ф. И. Мухамадиева // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 414-417.
27. Нурбекова, Ж. К Теоретико-методологические основы обучения программированию. [Электронный ресурс] / Ж. К. Нурбекова // Монография. - Павлодар, 2004. - 225 с - Режим доступа: http://umotnas.ru/umot/monografiya- pavlodar-j -k-nurbekova-teoretiko-metodologicheskie/page-10 (04.12.2016)
28. Основные аспекты информационной безопасности в школе. [Электронный ресурс] / Edulnfluence. Новые веяния в педагогике. - Режим доступа: http://www.eduinfluence.ru/inehs-333-2.html
29. Пидкасистый, П.И. Педагогика. [Текст] учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. // М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
30. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения. [Текст] учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004.— 416 с.
31. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст] / Е.С. Полат, М.В. Моисеева А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. // М.: Академия, 2006.
32. Понятие о средствах обучения и их сущность. Классификация средств обучения. [Электронный ресурс] / сайт студопендия - Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=7693
33. Приказ Минобрнауки России № 693 от 07 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/prikaz-minobrnauki- rossii-ot-07-07-2015-693-ob-izmeneniyakh-v-ege.html
34. Ребко, Э.М Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Ребко Э.М., Федорова А.П. //Молодой ученый. 2014. № 1. с. 566-568.
35. Репкина, Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике [Текст] / Н. В Репкина. // Вопросы психологии, 1997. №3. с. 40-51.
36. Руднева, Е.О. Применение информационных технологий в информационно-образовательной среде. [Текст] / Е.О. Руднева // Липецкий государственный педагогический университет. Территория науки. 2015. № 6
37. Савельева, М.Г. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод. рекомендации. [Текст] / авт.-сост. М.Г. Савельева, Т.А. Новикова, Н.М. Костина; отв. ред. Е.Н. Анголенко. // Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. 44 с.
38. Самарина, С.В. Разработка электронного учебника “Экономика” в программной среде Macromedia Flash. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kzbydocs.com/docs/108/index-2972.html?page=3
39. Учительская газета. Рособрнадзор разъяснил порядок проведения ГИА в 9 классах в новом учебном году. От 17 августа 2015 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ug.ru/news/15932]
40. Хабибулина, Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели. 16 ноября 2011 г. [Электронный ресурс] / социальная сеть работников образования nsportal.ru- Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie- nauki/library/2011/12/07/distantsionnoe-obuchenieosnovnye-terminy-printsipy-I
41. Цифровые образовательные ресурсы. [Электронный ресурс] / bestreferat.ru- Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-266011.html
42. Шапошников, И.В. Интернет-программирование. [Текст] / И.В. Шапошников // 2-е изд. - СПб.: Санкт-Питербург, 2000 - 355 с.
43. Электронный учебник с применением мультимедийных технологий. [Электронный ресурс] / bestreferat.ru- Режим доступа: http ://www.bestreferat.ru/referat-43124.html
44. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д. Б. Эльконин // М.: Педагогика, 1989. 560с.
45. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. Д.И.Фельдштейна. // - М.: Межд-ая пед. академия, 1995. - С.160-165.
46. Ялукова И. В. Электронный учебник как средство индивидуального подхода на уроках информатики [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 249-251.