Глава 1. Теоретико-методологические основы дистанционного обучения 7
1.1. Образовательный процесс в современной школе с использованием
дистанционного обучения 7
1.2. Анализ дистанционных технологий, используемых в современной школе 10
1.3. Обзор программного обеспечения для дистанционного обучения 18
Глава 2. Разработка и организация дистанционной поддержки курса «Основы
Web-программирования» для обучающихся старших классов общеобразовательной школы в системе Moodle 31
2.1. Проектирование дистанционного курса «Основы Web-
программирования» 31
2.2. Создание курса в системе Moodle 36
2.3. Апробация дистанционного курса 41
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 1 57
Приложение 2 59
Приложение 3 66
В начале третьего тысячелетия происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором знания и информация становятся основными производительными силами. В информационном обществе существенным образом изменяется стратегия образования, причем важнейшей его чертой является широкое использование информационных технологий.
Быстрый прогресс в области информационных технологий позволяет использовать персональные компьютеры в качестве эффективного средства обучения. Автоматизация процесса обучения осуществляется с использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, но и с применением локальных и глобальных компьютерных сетей. В последнем случае происходит формирование специализированной информационно-образовательной среды, позволяющей реализовать современные технологии обучения. Для наполнения информационно - образовательной среды, а также для эффективного использования локальных и глобальных компьютерных сетей необходима оперативная разработка систем дистанционного обучения высокого качества, отвечающих современному состоянию науки в данной предметной области [40].
Под дистанционным обучением следует понимать такую организацию обучения, при которой обучаемый получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям преподавателя в любое время суток, семь дней в неделю и в том месте, где он находится. Актуальность использования дистанционного обучения в настоящее время уже не вызывает сомнений [33].
Применение дистанционного обучения дает целый ряд преимуществ, к которым обычно относят следующее:
- возможность комбинирования различных форм представления информации (текстовой, графической, анимации, видео, аудио);
- применение упражнений «обучения на собственном опыте (learning by doing);
- возможность адаптации курса к индивидуальным особенностям обучаемых;
- предоставление обучаемым права управлять размером и очередностью выдачи порций учебного материала;
- обеспечение технологической основы для гибкого взаимодействия между обучаемыми и преподавателями;
- эффективное обучение выполнению «механических» операции.
В силу своих многих преимуществ, развитие дистанционного обучения набирает обороты. И уже не только ВУЗы, НПО, СПО активно используют ее в своем образовательном процессе, но и общеобразовательные учреждения активно интегрируют данную форму обучения в свою деятельность.
Почему дистанционное обучение для школы сейчас, как никогда актуально? В наше время школы в скором времени полностью перейдут на коммерческое обучение. Не за горами то время, когда у нас останется лишь 3-4 обязательных базовых предмета и оставшееся придется изучать либо самостоятельно, либо за большие суммы денег. Соответственно дистанционное обучение станет гораздо более конкурентоспособным и актуальным, а на данный момент это является лишь альтернативой, а не полномасштабным выбором
Дистанционное обучение работает там, где трудно организовать любое другое. Это обучение может помочь в инклюзивном образовании или же когда ребенок болеет, или когда в связи с погодными условиями нет возможности учащемуся посещать школу [3].
Качество и эффективность дистанционного обучения зависят от нескольких компонентов:
- от качества предоставляемых учебных материалов;
- от технической стороны организации дистанционного обучения;
- от методики организации и проведения обучения;
- от активного участия преподавателя в процессе обучения.
Сегодня дистанционный курс - это мощная система, учитывающая специфику дистанционной формы организации обучения, имеющая профессиональную техническую и технологическую поддержку, специально для дистанционного обучения разработанные учебные, методические, информационные электронные материалы, использующие широкие возможности мультимедиа и гипермедиа, отлаженные каналы коммуникаций, позволяющие очень оперативно и полноценно взаимодействовать обучающимся между собой, а также с преподавателем, и получать быструю обратную связь. Преподаватели дистанционного обучения имеют специальную подготовку, обеспечивающую разработку современных дистанционных курсов и качественное эффективное их ведение с использованием активных методов обучения.
Итак, основными достоинствами дистанционного обучения являются: снижение стоимости обучения, существенное увеличение эффективности учебного процесса, массовость, постоянная актуальность, гибкое расписание.
Проблема исследования заключается в выявлении условий для организации образовательного процесса при использовании средств дистанционного обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать применение элементов дистанционного обучения и современных средств ИКТ, разработать дистанционный курс «Основы Web-программирования» и опытным путем проверить его эффективность.
Объект - образовательный процесс современной школы с элементами дистанционного обучения.
Предмет исследования: формирование знаний по дисциплине «Основы Web-программирования».
Гипотеза исследования: основывается на том, что обучение
школьников будет более эффективно, если при обучении использовать дистанционные технологии.
На основе объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть образовательный процесс с использованием дистанционных технологий в современной школе.
2. Проанализировать дистанционные технологии, используемые в современной школе.
3. Рассмотреть программы для дистанционного обучения.
4. Разработать курс «Основы Web-программирования» и адаптировать его для среды Moodle.
В исследовании используются теоретические и эмпирические методы исследования, в частности методы измерения и контроля, а так же педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях общеобразовательной школы. В качестве опытно-экспериментальной базы исследования был выбран «Лицей №129».
Сегодня использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.
Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных,
консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов- координаторов. Курсы, представляемые в Интернете, в большинстве своем не соответствуют представлению о педагогическом подходе к созданию электронного курса. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.
В ходе проведения работы были рассмотрены различные программы для создания курсов дистанционного обучения, а так же проработаны все этапы разработки дистанционного курса. В результате выполнения данной работы был разработан курс «Основы Web-программирования» для старших классов общеобразовательной школы в системе Moodle и организована его дистанционная поддержка.
На примере внедрения курса по дисциплине «Основы Web- программирования» были выявлены специфические особенности использования CMS MOODLE как системы электронной поддержки обучения.
Данная система представляет собой мощный инструмент по оказанию электронной поддержки курса. Для корректного использования данной системы, необходимо изучить документацию и немного разобраться с настройками элементов и блоков. В дальнейшем, такого рода знания, безусловно, помогут создавать учебно-методические пособия для учащихся и поддерживать процесс обучения на должном уровне.
Таким образом, рассмотрены программные средства создания дистанционного курса, а также приведен пример использования системы поддержки электронного обучения для создания курса «Основы Web- программирования», с дальнейшим использованием его в учебном процессе.
Разработанная система обеспечивает выдачу учебного материала по основам HTML. По итогу изучения всех лекций и выполнения заданий у учащегося получается готовый проект, который он представляет в качестве видео обзора или презентации на итоговом занятии.
Также предусмотрено прохождение тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля.
Конечный продукт был протестирован. За время его работы сбоев и ошибок в работе выявлено не было, что позволяет говорить о выполнении поставленной перед нами задачи.
1. Андреев, А. В. Практика электронного обучения с использованием Moodle [Текст] / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.-146 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили // Размышления о гуманной педагогике. - Москва : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 274 с.
3. Багишаев, З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития [Текст] / З.Я. Багишаев // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 10-14.
4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2000. - 937 с.
5. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] : учебно-методическое пособие / Н.Г. Бер-денникова, В.И. Меденцев, Н.И. Панов. - СПб : Д.А.Р.К., 2006. - 198 с.
6. Бернетт, Н. Образование для всех. Грамотность: жизненная необхо-димость [Текст] / Н. Бернетт, С. Паркер, Н. Белла // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2006 . - Париж: ООН, 2005. - 505 с.
7. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Москов-ский психолого-социальный институт; Воронеж : МОДЭК, 2002. - 352 с.
8. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-14.
9. Бунеев, Р.Н. Понятие функциональной грамотности [Текст] / Р.Н. Бу-неев // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М. : «Баласс», 2003. - С. 34-36.
10. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М. : Педагогика, 2000. - 263 с.
11. Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение [Текст] : учебное пособие / И.Н. Гулидов. - М. : ФОРУМ, 2005. - 240 с.
12. Демин, И.С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности [Текст] / И.С. Демин // Развитие исследо-вательской деятельности учащихся: методический сборник. - М. : Народное образование, 2001. - С. 144-150.
13. Дистанционное обучение в школе [Текст] / О малышах [Электронный ресурс]. - URL:http://xn--80aa6acj0ctx.xn--p1ai/rost-i-razvitie- rebenka/obuchajushie-programmy/126-distantsionnoe-obuchenie-v-schkole (Дата обращения: 18.04.2016).
14. Жидаль, Р.Ф. Дистанционное обучение школьников [Текст] / Р.Ф. Жидаль // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/571052/ (Дата обращения: 19.10.2015).
15. Загвязинский, В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент [Текст] : методическое пособие / В.И. Загвязинский, М.М. По-ташник. - М. : Педагогическое общество России. - 2005. - 114 с.
16. Калужская, М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? [Текст] / М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с.
17. Короткина, И.Б. Грамотность в век информационных технологий: в поисках концептуального единства [Текст] / И.Б. Короткина // Образование и культура. - 2009. - № 4 (57). - С. 125-129.
18. Кравченко, Г.В. Использование модели смешанного обучения в системе высшего образования [Текст] / Г.В. Кравченко // Известия Алтай-ского государственного университета. - 2014. - №2-1(82) - С. 22-25.
19. Кравченко, Г.В. Организация учебного процесса в системе дистан-ционного обучения [Текст] / Г.В. Кравченко // Сборник трудов шестнадцатой региональной конференции по математике «МАК-2013». - Барнаул: Изд-во
Алт. гос. ун-та, 2013. - С. 153-156.
...