Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОРУДИЯ ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №92611

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы163
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психологических орудий опосредствования и страхов у детей дошкольного возраста 15
1.1 Теоретико-методологический анализ особенностей
психологических орудий опосредствования психической деятельности как основы развития высших психических функций 15
1.2 Теоретико-методологический анализ особенностей и
психологических механизмов страхов у детей дошкольного возраста 24
1.3 Особенности психокоррекционных методов и подходов по
развитию психологических орудий опосредствования страхов у детей дошкольного возраста 35
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических орудий опосредствования страхов у детей дошкольного возраста в контексте
стилей родительского воспитания 45
2.1 Программа и методы исследования особенностей психологических орудий опосредствования и страхов у детей дошкольного возраста в контексте стилей родительского воспитания 45
2.2 Анализ результатов исследования особенностей психологических
орудий опосредствования и страхов у детей дошкольного возраста в контексте стилей родительского воспитания 59
2.3 Психологическая коррекционная программа «Развитие
психологических орудий опосредствования страхов у современных детей
дошкольного возраста» 95
Заключение 106
Библиографический список использованной литературы .... 119
Приложения 129

Актуальность: На текущий период в работе с эмоциональными состояниями тревоги, агрессии, эмоциями страха, раздражительности, а также поведенческими нарушениями специалистами принято ставить задачу «снижения» данных параметров. Подобный акцент в работе на снижение уровня тревоги, агрессии, повышение или понижение самооценки представляет собой «лобовую» стратегию изменения эмоционального реагирования и поведенческих аномалий, не подкрепленную методологически.
Согласно методологическим обоснования принципов работы (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман, Н.В. Зверева) овладение аффектом возможно за счет усвоения способов, средств (знаково- символических систем), организующих и структурирующих непосредственное реагирование в соответствие с мотивом и целью деятельности. [21, 67, 66, 46, 88, 25]
Организация за счет введения вспомогательных средств опосредствования и регуляции эмоций и поведения позволяет овладеть ими, «встать над ситуацией» (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник), оттормозить сиюминутные ситуативные побуждения и научиться руководствоваться отдаленными последствиями и надситуативными смысловыми ценностями, постепенно формирующимися в
онтогенезе. [21, 46]
Согласно А.Р. Лурия: «Овладение своим поведением идет по пути овладения им извне и начальные формы овладения поведением сводятся к тому, что человек создает некоторые внешние стимулы, которые действуют на него самого, вызывая определенные формы двигательного поведения. Овладение поведением возможно лишь на опосредствованных путях». [67]
детском возрасте постоянное расширение, усложнение, обогащение арсенала «психологических орудий» и приемов опосредствования является необходимым условием развития психических процессов ребенка, становления его личности.
Таким образом, результатом формирования арсенала средств опосредствования психики, организации эмоций и поведения будет являться овладение ребенком саморегуляцией в разных ситуациях, умение видеть отдаленные последствия реагирования, овладевать своим поведением в ситуациях повышенного влияния эмоций на деятельность. Косвенным следствием выступит формирование адекватного уровня притязаний, тактики целеполагания и стабильной самооценки.
Нам представляется возможным работа с детскими страхами исключительно в ключе психологических орудий опосредствования.
Наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности в онтогенезе (В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский и др.).[73] Исследование детских страхов как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе взаимосвязано с пониманием значимости того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей оказывают влияние на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов (В.К. Вилюнас, В.В. Зеньковский,
A. И. Захаров, Э. ЛеШан, П. Поппер, Й. Раншбург, Г. Эберлейн и др.) [41, 43,73] В настоящее время отечественными исследователями изучается проблема возрастных страхов, но публикации и разработки на эту тему представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Следующие труды по проблеме возрастных страхов и детской тревожности в отечественной литературе В.А. Ананьева, Л.С. Акопян,
B. М. Астапова, Г.М. Бреслав, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Б.Д. Карвасарского, В.Р. Кисловской, В.В. Кочубей, В.В. Лебединского, В.Л. Леви, Ю.М. Миланич, В.М. Минаевой, Е.В. Новиковой, Р.В. Овчаровой,
А.М. Прихожан, А.С. Спиваковской, О.В. Талипиной, Г.А. Урунтаевой, Ю.Л. Ханина, М.И. Чистяковой, И.Г. Швец. [1, 2, 27, 54, 85, 96, 100, 73]
Страх, являясь базовой эмоцией, осуществляет многосторонние и порой противоположные по направленности функции в психической жизнедеятельности человека. [49] Подобное эмоциональное состояние можно рассматривать и как специфичный инструмент познания окружающей действительности, ведущее к более предвзятому и избирательному отношению к ней. Страх осуществляет такие функции как: социализирующая или обучающая роль при формировании личности; ограничивающая «я» от чужеродного, не приемлемого влияния извне; мобилизующая «я» в случае опасности извне, способствуя объединению внутренних психических ресурсов. Тем не менее, несмотря на положительное влияние некоторых аспектов, следует отметить, что количество страхов, превышающее уровень нормы, и их невротический характер способствует возникновению состояния психического перенапряжения, дискомфорта, аффективно заостренного стремления в поисках опоры.
Поведение трансформируется, становясь более пассивным, исключается любой риск, способствующий вхождению в новую с неизвестными последствиями ситуацию коммуникации, атрофируются любознательность, любопытство. Развитие непосредственности и
открытости уступает усилению настороженности и аффективной
замкнутости (отгороженности), происходит уход в себя и свои трудности. Набирает силы, не свойственная детскому возрасту, фокусировка на травмирующем прошлом, которая все более предопределяет настоящее, исключая из психического репертуара яркие эмоции, оптимизм и жизнестойкую активность. Из этого следует тождественность неумения радоваться умению тревожиться, беспокоиться, волноваться. Учитывая вышеуказанное, неконтролируемая эмоция страха способствует утере ключевых адаптивных функции, делая акцент на неспособности совладать с угрожающей ситуацией, пережить бессилие, утрата веры в свои силы, способности и возможности. Также, в настоящее время в связи со значительными изменениями в социально -культурной среде, которые затрагивают современную семью, проблема возникновения детских страхов становится все более актуальной. [73]
Многие исследователи отмечают, что семья играет в развитии ребенка значительную роль, опосредует взаимодействие с окружающей действительностью. В отечественной психологии при рассмотрении особенностей детско-родительских отношений исходной идеей становится понятие совместной деятельности со взрослым как главной движущей силы психического развития ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, М.И. Лисина). [64, 65, 66, 113, 13] Семья как ближайшее социальное окружение удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите (Н.Н. Авдеева,
Э.Г. Эйдемиллер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Дж. Боулби и др.). [73, 8, 9, 110, 111]
Кроме того, согласно Л.С. Выготскому высшие психические функции формируются в результате усвоения в опыте психологических орудий опосредствования и регуляции психической деятельности и поведения. Важнейшей характеристикой высших психических функций является опосредствованность, а именно наличие средства, при помощи которого они организуются. Это связано с тем, что для высших психических функций крайне необходимо наличие внутреннего средства. [22]
В связи с этим тема исследования особенностей психологических орудий опосредствования страхов у детей дошкольного возраста, в контексте стилей родительского воспитания представляется актуальной.
В ходе исследования используются ключевые понятия, отмечаемые как синонимы «опосредствования» и «опосредствование». Считаем важным отметить, что в некоторых исследованиях последователями школы Л.С. Выготского данные термины идентичны, в некоторых же опосредствования понимается шире и включается в себя любые средовые факторы, а опосредствование понимается более узко и трактуется через культурные орудия и знаки. В связи с этим в предмете исследования используется термин «опосредствование» поскольку в исследовании будет сделан акцент на культурные средства, используемые детьми дошкольного возраста. [21]
Объект исследования: психологические орудия опосредствования страхов.
Предмет исследования: психологические орудия опосредствования страхов у детей дошкольного возраста в контексте стилей родительского воспитания.
Цель исследования: исследование и типология психологических орудий опосредствования страхов у детей дошкольного возраста в контексте стилей родительского воспитания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические источники по проблеме исследования психологических орудий опосредствования и особенностей страхов у детей дошкольного возраста.
2. Разработать программу эмпирического исследования
психологических орудий опосредствования и особенностей страхов у детей дошкольного возраста, в контексте стилей родительского воспитания.
3. Провести эмпирическое исследование, проанализировать
полученные результаты, установить наличие и особенности психологических орудий опосредствования у детей дошкольного возраста, а также наличие страхов, тревожности и эмоциональных реакций детей в негативных ситуациях.
4. Составить типологию психологических орудий опосредствования страхов у детей дошкольного возраста в контексте стилей родительского воспитания.
5. Разработать коррекционную программу для детей с особенностями психологических орудий опосредствования страхов в контексте стилей родительского воспитания.
Гипотезы:
1. Опосредствование и выраженность страхов у детей дошкольного возраста имеют специфику при разных стилях родительского воспитания. Актуализация и снижение опосредствования страха смерти характерны детям при стиле воспитания «гипопротекция» в сочетании с «недоразвитием родительских чувств» и «потворствованием». Снижение опосредствования социальных страхов характерно детям при стиле родительского воспитания «гипопротекция», «неустойчивом» стиле воспитания с игнорированием потребностей ребенка. Снижение опосредствования и выраженный комплекс страхов характерен при стиле родительского воспитания «гиперпротекция» с «воспитательной неуверенностью».
2. Детям дошкольного возраста характерны такие психологические орудия опосредствования страха и регуляторы как самоинструктирование, актуализация позитивных образов, трансформация негативного образа, идентификация на символическом уровне с более сильным субъектом.
3. Психологические орудия опосредствования страхов у детей дошкольного возраста имеют специфику при разных стилях родительского воспитания. При стиле «гиперпротекция» детям характерно опосредствование страхов через самоинструктирование с последующим действенным изменением ситуации и идентификация с поведения взрослого, а при стиле «гипопротекция» - самоинструктирование с перенаправлением внимания, реорганизацией действий и идентификация с героями виртуальной реальности. При несформированной системе психологических орудий опосредствования страха детям характерны непосредственные эмоциональные и поведенческие реакции в виде плача, вины, отрицания, обиды.
Эмпирическая база исследования: дети в возрасте от 4 лет 8 месяцев до 6 лет 10 месяцев, посещающие полный день дошкольное учебное заведение «Центр семьи и детства ИМКА», и их родители. Количество исследуемых составило 47 человек. Были сформированы 2 группы. Из них первая - это 25 детей, а вторая группа - это родители, 22 человека. Однако, в связи с тем, что не все могли принять участие во всех методиках, основное количественное исследование строилось на выборке в 40 человек (20 детей и их мамы).
Теоретико-методологическое обоснование составили: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (превращение натуральных психических функций в процессе овладения субъектом системами знаков в новые - высшие психические функции) [21, 22, 23]; проблематика
овладения поведением: сложные формы опосредствования поведением, символическое опосредствование (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский) [23, 67]; понятие совместной деятельности с взрослым как с главной движущей силой психического развития ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, М.И. Лисина) [66,111, 112]; понимание возникновения страхов и тревожности у детей (В.А. Ананьев, П.К. Анохин, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, Лебединский, А.М. Прихожан, П.К. Симонов, Ч.Д. Спилбергер) [84, 85, 87, 94]; идеи о природе представлений о ребенке и их месте в процессе детско-родительского взаимодействия (О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой)[53,74]; идеи о типологии родительского отношения (В.И. Гарбузов, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга) [74, 110].
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету изучения:
• методы теоретического исследования: изучение и анализ психологической и педагогической литературы.
• тестирование: Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., Тест Сакса Леви «Методика незаконченные предложения» (Метод SSCT), авторская методика «Незаконченные предложения», «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В.Амена, Методика диагностики детских страхов А.И. Захарова, адаптированный вариант проективной методики исследования личности ребенка Л. Дюсс, Методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, Методика «Незаконченные предложения для детей дошкольного возраста».
• методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ, критерий Краскела-Уоллиса, кластерный анализ, однофакторный дисперсионный анализ, метод «таблицы сопряженности».
Практическая значимость работы состоит в том что, полученные данные о способах опосредствования страха и совладания с данной эмоцией; о преобладающих стилях воспитания во взаимодействии родителя и ребенка и их связи с выраженностью страхов, тревожности и поведением детей в кризисных ситуациях, позволили разработать и внедрить в практику эмпирически обоснованную психологическую коррекционную программу по развитию психологических орудий опосредствования страхов у современных детей дошкольного возраста. На основании полученных данных подготовлена и опубликована статья: Кондрашова, Е.А. Особенности психологических орудий опосредования страхов у детей дошкольного возраста. / Е.А. Кондрашова, О.А. Сагалакова// NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016 г. - № 47; URL: http://npvainfo.ru/article/6720. [57]
Новизна темы определяется тем, что наряду с большим количеством исследований по страхам детей дошкольного возраста, сделан акцент на такие аспекты как: введение в арсенал индивидуального опыта ребенка гибкого и вариативного запаса средств, «психологических орудий» для опосредствования и опроизволивания эмоции «страха» и поведения в кризисной ситуации; стили родительского воспитания, которые играют важную роль в детско-родительских отношениях и взаимосвязаны с овладением способами регуляции, а также на эффективность коррекционной работы. Разработана типология психологических орудий опосредствования страхов у детей дошкольного возраста в контексте стилей родительского воспитания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Детям дошкольного возраста характерен актуальный возрасту процесс формирования, интериоризации и интеграции в субъективный опыт психологических орудий опосредствования свойственных для онтогенетического периода страхов как системы социокультурных по происхождению знаково-символических образований, направленных на овладение эмоциями и их поведенческими проявлениями. Психологические орудия выступают системой средств регуляции, опосредствующих непосредственные эмоции, выступают основой формирования высших психических функций. Детям дошкольного возраста характерны следующие типы психологических орудий опосредствования страхов и регуляции поведенческих проявлений: самоинструктирование; актуализация позитивных образов или переструктурирование негативного образа; идентификация на символическом уровне с могущественными силами или взрослыми. Использование данных психологических средств регуляции эмоций позволяет воспринимать страх как временное и субъективно управляемое состояние, овладеть страхами, результатом чего является снижение актуальности и выраженности данных страхов, их влияния на повседневную адаптацию ребенка. Основываясь на методологии культурно-исторического подхода Л.С. Выготского у детей дошкольного возраста возможно формирование и развитие системы психологических орудий опосредствования страхов.
2. При разных стилях родительского воспитания типы
психологических орудий опосредствования страхов у детей дошкольного возраста имеют специфику: 1) при общем недоразвитии родительских чувств в сочетании с потворствованием, гипопротекцией - характерно самоинструктирование с последующим изменением ситуации с опорой на стороннюю помощь, переструктурирование негативного образа,
идентификация с взрослым, который высмеивает страхи; 2) при минимуме санкций, потворствующей гиперпротекции - самоинструктирование с действенным изменением ситуации с опорой на собственные силы и на стороннюю помощь, самоинструктирование по преобразованию среды и постановке вспомогательной подцели, трансформация негативного в позитивное, идентификация на символическом уровне с могущественными силами; 3) при воспитательной неуверенности, гиперпротекции - самоинструктирование как скрытое обращение к себе, актуализация позитивной информации, использование сказочно-символических средств и образов, идентификация с представлением о реагировании взрослого; 4) при гипопротекции - самоинструктирование с перенаправлением внимания и реорганизацией действий, переструктурирование негативного образа, отсроченная идентификация с героями из виртуальной реальности.
3. При разных стилях родительского воспитания психологические
орудия опосредствования страхов у детей дошкольного возраста различаются по степени эффективности (опосредствования и регуляции непосредственных эмоций и поведения): 1) при недоразвитии
родительских чувств с потворствованием, гипопротекцией
малоэффективны - переструктурирование негативного образа (на позитивную трансформацию - негативное ответное действие), идентификация с применяющим юмор взрослым (не присвоен в индивидуальны опыт); 2) при гипопротекции малоэффективны - переструктурирование негативного образа (на позитивную трансформацию - негативное ответное действие), отсроченная идентификация с героями из виртуальной реальности (неадекватные символические средства с агрессивно-защитными свойствами); 3) при наличии в воспитании выраженной заботы о ребенке родителем - психологические орудия являются более вариативными, конструктивными, позволяя ребенку самостоятельно опосредствовать страхи, овладеть эмоциями и поведениями.
4. У детей дошкольного возраста есть специфика выраженности и снижения опосредствования специфических страхов при разных стилях родительского воспитания. Для детей дошкольного возраста характерны биологические страхи (физического ущерба, медицинские страхи, страх смерти, «пространственные» страхи) и социальные страхи. При родительской гипопротекции в сочетании с неустойчивым стилем воспитания детям характерен выраженный паттерн снижения опосредствования комплекса актуальных страхов (как биологических, так и социальных). Выраженная тревожность и социальные страхи (и затруднение опосредствования) связаны с формированием негативного самоотношения и характерны детям дошкольного возраста, чьим родителям свойственна воспитательная неуверенность, гиперпротекция с неустойчивым стилем воспитания, игнорирование потребностей ребенка, использование чрезмерных санкций. Снижение опосредствования и выраженность страха смерти характерна детям, чьим родителям свойственно общее недоразвитие родительских чувств в сочетании с потворствованием, гипопротекцией. При несформированной системе психологических орудий опосредствования выраженных и актуальных детям дошкольного возраста страхов (кошмарных снов, темноты, ущерба, смерти, пространства) характерны непосредственные и продолжительные по времени эмоциональные и поведенческие реакции в виде плача, вины; при снижении опосредствования и регуляции общей тревожности характерны реакции отрицания, а социальной тревоги - обиды и плача.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие дошкольного возраста охватывает возрастной период от 3 до 6-7 лет. В этот период жизни ребенка происходит интенсивное физическое развитие. Главной интеллектуальной функцией в дошкольном возрасте оказывается речь: начинается активное развитие вербального интеллекта. Для дошкольника характерен уровень регуляции психики на уровне представлений; представления же являются базой для развития воображения. Продолжает развиваться восприятие: появляются его целостность и структурность. В дошкольном возрасте развивается произвольность, саморегуляция - способность самостоятельно регулировать свои действия и психические процессы: память, внимание. Формируется воля - сознательное сохранение напряжения для достижения поставленной цели. Успешный опыт позволяет ребенку ставить перед собой цели и задачи, требующие длительного напряжения, длительный неуспех, напротив, препятствует развитию волевых качеств.
В процессе социального научения ребенок учится управлять своими эмоциями. Различия в уровне управления, произвольной регуляции образуют спектр соотношения субъектности / объектности: от аффекта, проявления которого непосредственны, неуправляемы и способны подавлять любые психические процессы, и по отношению к которому человек чувствует себя пассивным объектом, до целостной зрелой эмоции, доступной рефлексии и регуляции, субъектом которой человек является. Онтогенетические аффекты отличаются непосредственным характером, а эмоции основаны на принципах знаково-символического опосредствования. Если эмоциями невозможно управлять прямо, то это можно делать опосредствованно - через объект, потребность, знак и пр.
С точки зрения культурно-исторического подхода эмоции можно рассматривать как высшие психические функции, обладающие всеми характеристиками: иерархическим кроением, прижизненным социальным характером формирования, знаково-символическим опосредствованием и 106 произвольностью регуляции. Собственно человеческие эмоции строятся на основе природной аффективности. Движущая сила развития эмоций в онтогенезе, как и в случае с другими высшими психическими функциями, - общение со взрослым, в первую очередь с родителями.
Путем перевода изначально внешнего диалогического процесса во внутренние механизмы эмоциональной регуляции формируется зрелая эмоция, функция которой - овладение и управление своим поведением. Так эмоция приобретает произвольность, достигаемую не прямо (поскольку для человека невозможно просто «не чувствовать»), а опосредствованно, через знаково-символические операции.
В качестве первичного «инструмента» опосредствования эмоции выступает предметная область. Ребенок обучается управлять своими переживаниями через «овладение» их предметами. Подобно тому как потребность, по словам А.Н. Леонтьева, должна прозреть в результате встречи со своим предметом, аффективное состояние превращается в эмоцию путем установления связи «аффект - предмет». Совершая формально внешние пространственные манипуляции с аффективно окрашенным предметом, ребенок, по сути, получает инструмент для манипуляции своим внутренним состоянием. В дальнейшем элементарное приближение к объектам, вызывающим положительные эмоции, и удаление от объектов, вызывающих отрицательные эмоции, свойственное низшим формам аффективности, заменяется на сложную деятельность знаково-символического овладения и своим поведением, и своими эмоциями, и окружающим миром. Управление эмоциями осуществляется не прямо, а опосредствованно, например через их предметы. Невозможно произвольно - путем самокоманд или самоубеждений - вызвать определенное чувство, но «манипуляции» с предметом эмоции дают возможность так организовать ситуацию, что желаемое чувство появится
Таким образом, детям дошкольного возраста характерен актуальный возрасту процесс формирования, интериоризации и интеграции в субъективный опыт психологических орудий опосредствования свойственных для онтогенетического периода страхов как системы социокультурных по происхождению знаково-символических
образований, направленных на овладение эмоциями и их поведенческими проявлениями. Психологические орудия выступают системой средств регуляции, опосредствующих непосредственные эмоции, выступают основой формирования высших психических функций.
Проведенный теоретико -методологический анализ культурно-исторического подхода, высших психических функций, психологических орудий опосредствования позволяет заключить, что результатом формирования арсенала средств опосредствования психики, организации эмоций (в том числе эмоции страха) и поведения будет являться овладение ребенком саморегуляцией в разных ситуациях, умение видеть отдаленные последствия реагирования, овладевать своим поведением в ситуациях повышенного влияния эмоций на деятельность путем взаимодействия с взрослым и интериоризации.
Согласно проведенному исследованию установлено, следующие выводы:
1. У детей дошкольного возраста преобладают следующие типы психологических орудий опосредствования страхов и регуляции поведенческих проявлений:
• Самоинструктирование: самоинструктирование с последующим действенным изменением ситуации, с опорой на стороннюю помощь и собственные силы; самоинструктирование заключающееся в предположении о ситуации негатива, продумывании вариантов защиты от угрозы и поиск опоры; самоинструктирование по преобразованию среды и по постановке вспомогательной подцели; самоинструктирование с перенаправлением внимания и реорганизацией действий; скрытое обращение к себе; самоинструктирование заключающееся в актуализации позитивной информации о регуляторах данных родителем.
• Актуализация позитивных образов или переструктурирование негативного образа: переструктурирование негативного образа с объяснением причин, трансформация неприятного в позитивное; символические способы взаимодействия при переструктурировании негативных образов.
• Идентификация на символическом уровне с могущественными силами или взрослыми: идентификация с взрослым, а именно с родителем, который высмеивает страхи и применяя юмор совладает с негативным эмоциональным состоянием, транслируя данный способ ребенку; идентификация на символическом уровне с супергероем; идентификация с представлением о том, как должен реагировать взрослый ребенок.
Использование данных психологических средств регуляции эмоций позволяет воспринимать страх как временное и субъективно управляемое состояние, овладеть страхами, результатом чего является снижение актуальности и выраженности данных страхов, их влияния на повседневную адаптацию ребенка.
2. Выявлены взаимосвязи типов психологических орудий опосредствования страхов, регуляции поведенческих проявлений у детей дошкольного возраста и стилей родительского воспитания, на основании чего разработана типология психологических орудий опосредствования страхов у детей дошкольного возраста в контексте стилей родительского воспитания.
У детей, чьим родителям свойственно общее недоразвитие родительских чувств в сочетании с потворствованием, гипопротекцией преобладает:
• самоинструктирование с последующим действенным изменением ситуации, с опорой на стороннюю помощь: «Я если испугаюсь, громко позову папу, он придет и не будет страшно» (предупреждение ситуации негатива и поиск опоры). «Я испугалась, но я разбужу сестренку и вместе не страшно» (предупреждение ситуации негатива и поиск опоры);
• предпринимается попытка переструктурирования негативного образа «Раз так мне не безопасно тогда я сделаю дополнительную защиту, но они найдут мои следы, тогда хвост их будет метать, но они увидят меня сверху и так далее»;
• идентификация с взрослым, а именно с родителем, который высмеивает страхи и применяя юмор совладает с негативным эмоциональным состоянием, транслируя данный способ ребенку. Ребенок использует смех и юмор как регулятор: «Мне не страшно, да это же смешно, это все глупости». Но при данном стиле воспитания ребенок еще не интериоризирует данное орудие, смех как внешнее орудие не приносит внутреннего изменения состояния.
У детей, чьим родителям свойственно использование минимума санкций, в сочетании с потворствующей и выраженной гиперпротекцией, преобладает:
• самоинструктирование с последующим действенным изменением ситуации, с опорой как на собственные силы: «Если темно я включаю фонарик» (преобразование среды). «Я глаза закрою, досчитаю до трех и уже не страшно» (постановка вспомогательной подцели), так и на стороннюю помощь: «Я если буду сильно бояться, то могу маму позвать» (предупреждение ситуации негатива) . «Укольчик сделаю тому кто напугает, что бы не было страшно» (продумывание варианта защиты от угрозы). Аутосигналы: постукивание определенного ритма-мелодии;
• преобразование негативного, с объяснением причин,
трансформация неприятного в позитивное: «Плохое порой случается, поэтому я дорисую солнце и цветок, тогда настроение поднимется и зло уйдет» (трансформация неприятного в приятное). «Чудищу просто грустно и одиноко, я с ним подружусь и оно не будет злым» «Я расскажу ему секрет и оно не будет злиться» (символические способы взаимодействия);
• идентификация на символическом уровне с супергероем, наделенным сверх силой в роли которого уже не страшно «Я Бетмен, он смелый и сильный» «Я Ниндзя - быстрый и смелый».
У детей, чьим родителям свойственна воспитательная неуверенность, гиперпротекция преобладает:
• самоинструктирование: «Я вот сейчас не буду бояться, я не боюсь, я смелая» (скрытое обращение к себе). Самоинструктирование основанное на ранее предоставленным родителем регулятором: «Мама говорила, что чудищу самому страшно вот оно и нападает. Надо с ним подружиться или напугать его первой» (актуализация позитивной информации и опосредствование регулятора данного родителем);
• использование сказочно-символических средств и образов как прототипов, что позволяет изменить негативный образ или неприятную ситуацию: «Появится цветок радости и все станет добрым» «Вырастет волшебный лес и скроет от опасности» (трансформация неприятного в приятное);
• идентификация с представлением о том, как должен реагировать взрослый ребенок «Я уже не маленький, а взрослый, поэтому я не буду бояться».
У детей, чьим родителям свойственна гипопротекция, преобладает:
• самоинструктирование с перенаправлением внимания и реорганизацией действий: «Мне тут не хорошо, я уйду и тогда сразу пазлы буду собирать» «Здесь темно, тогда пойду туда, где светло»;
• переструктурирование негативного образа «Он в опасности, спасется в горах, но она большой его видно, тогда он убежит дальше, но он сам себя ужалил»;
• отсроченная идентификация с героями из виртуальной реальности действия, которого направлены на уничтожение опасности и угроз «Я всех страшилок порублю и уничтожу, я никого тут не боюсь».
3. Определены особенности страхов у современных детей дошкольного возраста в контексте стиля родительского воспитания. Для детей дошкольного возраста характерны биологические страхи (страх физического ущерба), медицинские страхи, страх смерти, «пространственные» страхи и социальные страхи. Существуют взаимосвязи выраженности, снижения опосредствования специфических страхов, общей тревожности у детей дошкольного возраста и стилей родительского воспитания:
• При родительской гипопротекции в сочетании с неустойчивым стилем воспитания детям характерен выраженный паттерн снижения опосредствования комплекса актуальных страхов (как биологических, так и социальных).
• Выраженная тревожность и социальные страхи (с затруднением их опосредствования) связаны с постепенным формированием негативного самоотношения и характерны детям дошкольного возраста, чьим родителям свойственна воспитательная неуверенность, гиперпротекция с неустойчивым стилем воспитания, игнорирование потребностей ребенка, использование чрезмерных санкций и требований-обязанностей.
• Снижение опосредствования и выраженность страха смерти характерна детям, чьим родителям свойственно общее недоразвитие родительских чувств в сочетании с потворствованием, гипопротекцией.
4. При разных стилях родительского воспитания психологические
орудия опосредствования страхов у детей дошкольного возраста различаются по степени эффективности (опосредствования и регуляции непосредственных эмоций и поведения): 1) при недоразвитии
родительских чувств с потворствованием, гипопротекцией малоэффективны - переструктурирование негативного образа (на позитивную трансформацию - негативное ответное действие), идентификация с применяющим юмор взрослым (не присвоен в индивидуальны опыт); 2) при гипопротекции малоэффективны - переструктурирование негативного образа (на позитивную трансформацию - негативное ответное действие), отсроченная идентификация с героями из виртуальной реальности (неадекватные символические средства с агрессивно-защитными свойствами); 3) при наличии в воспитании выраженной заботы о ребенке родителем - психологические орудия являются более вариативными, конструктивными, позволяя ребенку самостоятельно опосредствовать страхи, овладеть эмоциями и поведениями.
5. При несформированной системе психологических орудий опосредствования выраженных и актуальных детям дошкольного возраста страхов (кошмарных снов, темноты, ущерба, смерти, пространства) характерны непосредственные и продолжительные по времени реакции в виде плача, вины; при снижении опосредствования и регуляции общей тревожности характерны реакции отрицания, а социальной тревоги - обиды и плача.
Кроме того, установлена специфика стилей родительского воспитания и особенностей эмоциональных состояний и реакций детей дошкольного возраста, использующих неинтериоризированные или неконструктивные орудия опосредствования страхов:
У детей, чьим родителям свойственно общее недоразвитие родительских чувств в сочетании с потворствованием, гипопротекцией преобладает:
• отрицание как уход, непринятие негативной конфликтной ситуации;
• вина как способ интерпретации событий и как следствие самообвинение, носящее неуправляемый характер;
• плач как усвоенное на ранних стадиях развития манипулятивное орудие по привлечению желаемого внимания;
• преждевременные опасения - восприятие окружающих как потенциально опасных субъектов, преждевременное ограничение взаимодействия со средой, во избежание опасной ситуаций;
• изоляция, уход, избегание.
У детей, чьим родителям свойственно использование минимума санкций, в сочетании с потворствующей и выраженной гиперпротекцией, преобладает:
• плач как усвоенное на ранних стадиях развития манипулятивное орудие по привлечению желаемого внимания, используется ребенком для привлечения внимания и решения родителем сложившейся ситуации;
• вина как собой способ интерпретации событий и как следствие самообвинение, носящее неуправляемый характер;
• обида как несправедливо причинённое огорчение, которое вероятно происходит от того, что ожидаемой защиты родителя от негативных эмоций и событий ребенок не получил;
• отрицание как уход, непринятие негативной конфликтной ситуации.
• обращение за помощью к взрослым.
У детей, чьим родителям свойственна воспитательная неуверенность, гиперпротекция преобладает:
• обида как несправедливо причинённое огорчение, которое вероятно происходит от того, что ожидаемой защиты родителя от негативных эмоций и событий ребенок не получил;
• плач используется ребенком для привлечения внимания и решения родителем сложившейся ситуации;
• изоляция, уход, избегание негативной ситуации;
• незнание как нежно реагировать из чего следует дальнейший поиск того, на чье мнение можно опереться при реакции на какое-либо событие, самостоятельно не формируют отношения к происходящему;
• обращение за помощью к взрослым
У детей, чьим родителям свойственна гипопротекция, преобладает:
• вина как способ интерпретации событий и как следствие самообвинение, носящее неуправляемый характер;
• ожидание негативной реакции со стороны родителя, какого-либо наказания - ребенок ощущает нечто вроде вины и оценки со стороны взрослого за то, что произошло и как он отреагировал;
• использование виртуальной реальности - при возникновении эмоционального переживания требующего регулятора, ребенок отступает, избегает, игнорирует;
• преждевременные опасения - восприятие окружающих как потенциально опасных субъектов, преждевременное ограничение взаимодействия со средой, во избежание опасной ситуаций;
• изоляция, уход, избегание.
6. Основываясь на методологии культурно-исторического подхода Л.С. Выготского у детей дошкольного возраста возможно формирование и развитие системы психологических орудий опосредствования страхов. В связи с чем разработана психологическая коррекционная программа «Развитие психологических орудий опосредствования страхов у современных детей дошкольного возраста» включающая в себя 5 блоков:
1) Групповую коррекционную программу «Я знаю, что делать», направленную на коррекцию, профилактику страхов и тревожности у детей дошкольного возраста, спецификой коррекционных занятий является поиск и усвоение способов регуляции, организации переживания.
2) Индивидуальную работу с детьми, у которых по итогу исследования выявлены неконструктивные орудия опосредствования, актуализировано большое количество страхов, повышен уровень тревожности. Согласно качественному анализу результатов, из группы исследуемых детей были определены дети, с которыми были проведены индивидуальные коррекционные занятия.
Для индивидуальных коррекционных занятий были определены:
• Леван, 5 лет с использованием неконструктивных орудий по совладанию с эмоцией страха (страх воды): самоинструктирование направленное на запугивание и усугубление ситуации («Я в воду зайду и ребята не будут меня топить, но тогда тренер заставит нырнуть и я задохнусь» «Нарукавники могут сдуться и я уйду под воду») и актуализация негативного опыта («Мой старый тренер меня заставлял нырять и новый тоже заставит»). Итогом коррекционных занятий явилось введение в арсенал ребенка таких орудий опосредствования как самоинструктирование с подцелями: «Сейчас как сам поплыву и доплыву до бортика сам, а потом назад, если что Лера (тренер) поможет», актуализация положительного опыта «Я на море был там волны красивые и добрые и здесь водичка тоже добрая, поднимет меня всегда, если что -то случиться».
• Матвей, 5 лет с использованием такого неконструктивного орудия
как неконтролируемая идентификация себя с супергероем в страшных и пугающих ситуациях. Итогом коррекционных занятий явилось введение в арсенал ребенка таких орудий опосредствования как самоинструктирование, а также локализация страха в рамках символического изображения страха на рисунке (изображает клетку, куда запирается все то, чего боится).
• Таня, 5 лет с использованием такого орудия как неконструктивная саморегуляция в ситуациях стресса и напряжения при коммуникации с кем-то, с кем ребенок не планировал инициировать общение. Итогом коррекционных занятий явилось введение в арсенал ребенка таких орудий опосредствования как конструктивные речевые регуляторы.
3) Информационную работу с родителями, у которых обнаружены неконструктивные стили воспитания, дети которых по итогам исследования нуждаются в индивидуальной работе. Эффективность коррекционно-развивающего обучения достигается только при взаимодействии с родителями ребенка, одного или двух раз в неделю активной работы с психологом для получения результата недостаточно. Важно обсудить с родителями, как решать поставленные психологами задачи по опосредствования детьми орудий в обыденной жизни, организовать распорядок дня ребенка, какие регуляторы будут наиболее эффективными. В связи с этим, подготовлен и проведен семинар для родителей по орудиям опосредствования страхов у детей дошкольного возраста. Кроме того подготовлен информационный буклет для родителей (Приложение 17).
4) Программу психологического консультирования по эффективному взаимодействию родителя с ребенком «Давай вместе». Для поддержания и закрепления результатов, достигнутых на занятиях, очень важно сформировать адекватное взаимодействие с ребенком в семье и скорректировать с помощью семейного психолога те проявления нарушений во взаимодействии (раздражительность, недоброжелательность, пессимистичность и т. д.) и в стиле родительского воспитания, которые были обнаружены в ходе обследования общения в семье и в беседах с родителями. Важной задачей работы с родителями является также создание и поддержание активной оптимистической жизненной позиции родителей. В связи с этим, в целях профилактики была разработана тренинговая программа «Давай вместе». Цель данной программы формирование и развитие эффективного взаимодействия родителя и ребенка.
5) Установочный семинар и систематические консультации для сотрудников Центра по работе и особенностям детей, с которыми ведется индивидуальная работа. Данный аспект в коррекционной работе также считается важным, в связи с этим цель семинара заключается в информатизации сотрудников о психологических орудиях
опосредствования и об особенностях страхов у детей дошкольного возраста, посещающих Центр семьи и детства ИМКА и включение всех педагогов в процесс введения в арсенал индивидуального опыта ребенка гибкого и вариативного арсенала средств, способов («психологических орудий») регуляции, опосредствования, опроизволивания эмоций и поведения.



1. Аверин, В.А. Психология развития детей дошкольного возраста / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А, 2000. - 379 с.
2. Акопян, Л.С. Новый подход к классификации страхов / Л.С. Акопян. - М.: Известия, 2009. - 211 с.
3. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е.Е. Алексеева. - СПб.: Речь, 2006. - 345 с.
4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева - М.:
Просвещение, 1987. - 451 с.
5. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
6. Бердникова, Ю.А. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интепретация детского рисунка / Ю.А. Бердникова - М.: Наука и техника, 2007. - 320 с.
7. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2001. - 352 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
9. Божович, Л.И. Психологический словарь./ Л.И. Божович; Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещарякова. - 2 изд. - М., 1996. - 250 с.
10. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. / - М.: Педагогика, 1990.
11. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - М.: Киев, 1989. - 540 с.
12. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. / И. В. Вачков. - М.: Изд-во "Ось-89", 2005. - 256 с.
13. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психологическое развитие ребенка/ Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1994. - 340 с.
14. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. / В.К. Вилюнас. - М.: Издательство МГУ, 1976.- 368 с.
15. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших
дошкольников: Практическое пособие. / Н.А. Виноградова, Н.В.
Позднякова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 230 с.
16. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
17. Волков, Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- М.: Просвещение, 1991. - 154 с.
18. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днем и ночью. / Н.Г. Вологодина. - Ростов.: Феникс, 2006. - 321 с.
19. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. Методическое пособие. / И.П. Воропаева. - М.: Просвещение, 1993. - 252 с.
20. Выготский, JI.C. Психология и учение о локализации высших психических функций / JI.C. Выготский // Хрестоматия по нейропсихологии /под ред. Е.Д. Хомской. М. : Ин-т общегуманитарных исследований; Московский психолого-социальный ин-т, 2004. - Стр. 91-97.
21. Выготский, JI.C. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. -М. : Эксмо, 2005.- 507 с.
22. Выготский, JI.C. Собрание сочинений : В 6 т. / Гл. ред. A.B. Запорожец. М. : Педагогика, 1982. - Т. 3: Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. - 1983. - 367 с.
23. Выготский, Л.С. Московский государственный университет им.
М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Словарь. / Л.С Выготский; Под редакцией А. А. Леонтьева Авторский коллектив: Е.Н. Высоцкая, А.А.
Леонтьев, Ю.В. Новожилова, А.В. Степаносова, Ю.А. Стороженко, Л.Требунская, И.С. Уточкин, С.Г. Чернацкий, В.Ю. Шевяхова, В.Ю. Штратникова. - М.: 2007.- 117 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ