Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Детская журналистика в школе (на материалах изданий Второй Новосибирской гимназии)

Работа №92607

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы100
Год сдачи2020
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История развития детской журналистики в России 7
1.1. Зарождение детских периодических изданий 7
1.2. Детские издания начала ХХ века 19
1.3. Советский период детских изданий 25
1.4. Детские издания в период нового времени - перестройки и
современной России 35
1.5. Вывод 48
Глава 2. Детские самодеятельные издания на примере редакции Второй Новосибирской гимназии 51
2.1. Первый опыт работы детской самодеятельной редакции 51
2.2. Развитие и расширение деятельности редакции 55
2.3. Современные издания Второй Новосибирской гимназии 60
Заключение 75
Библиографический список 78

Совсем недавно целого сегмента периодических изданий, который классифицируется как чтение для детей и подростков, попросту не существовало
не только в стране, но и в мире. Сейчас можно подобрать газеты и журналы,
которые будут удовлетворять любые вкусы юных читателей. В одних, дети
смогут найти полезную для себя информацию, в других развлечения и досуг,
а третьи могут стать понимающим собеседником. Это во многом определяется
тем, кто и для кого создает такие издания. Сегмент журналистики для детей не
всегда работает по классической схеме: взрослые и образованные люди, работающие в интересах своих подписчиков. В современной сфере медиатворчества понятие «детская журналистика» вызывает некую путаницу. Одни исследователи считают, что детская журналистика это предмет работы только лишь
профессионалов для детей. Другие, что в детской журналистике могут быть
только дети, как, например, пермский исследователь Д. И. Косолапова, которая выделяет феномен детской журналистики, создаваемой детьми и подростками, из общего массива детской журналистики и терминологически определяет его как «ювенильная» журналистика – «коммуникативная и социально-адаптивная деятельность детей и подростков по сбору, обработке и периодическому распространению личностно окрашенной информации» [Косолапова
2010, С.191–195.] За два десятилетия данный вид прессы, невзирая на конкуренцию, трудности экономического и иного характера, получил широкое распространение и даже приобрел общественную поддержку, утверждает заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, главный редактор журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» И. В. Жилавская. В ходе
данной работы мы рассмотрим обе точки зрения и познакомимся с форматами
детских изданий разных периодов, а также рассмотрим историю развития детской журналистики от ее появления до наших дней и будем неоднократно ссылаться на авторитетного исследователя в области подростковой прессы Л. А.4
Вяткину, которая наиболее полно характеризует такие издания: «Подростковая самодеятельная пресса - это разновидность изданий, в которых субъектами
массовой информационной деятельности являются подростки (или их объединения). Такие издания становятся не только участниками массовой информационной деятельности в системе СМИ, но и участвуют в процессах общественной жизни (в первую очередь таких, как общение, образование). В рамках совокупности информационных сообщений в масштабе общества они обеспечивают обмен информацией между подростками и субъектами духовно-практической деятельности (школа, семья, общественные организации)».
Актуальность данной работы обуславливается тем, что сфера детской
журналистики в наше время активно развивается как во «взрослых» изданиях,
так и в редакциях образовательных учреждений. История детской журналистики изучается большим количеством исследователей, однако определенный
тип детских изданий, который мы подробно рассмотрим в данной работе, изучен слабо, а многими даже не считается отдельным видом журналистской деятельности.
Объектом нашего исследования является история детской журналистики в нашей стране от ее появления до современности, на примерах самых
ярких представителей каждой эпохи.
Предметом исследования является журналистика «юнкоров» и детские
издания, все функции которых выполняют дети.
Эмпирической базой для исследования послужили выпуски печатных
изданий Второй Новосибирской гимназии разных лет, альманахи, специальные издания, выпускаемые редакцией, а также информационные видеоролики,
передачи и короткометражные фильмы, созданные учениками разных лет. В
работе также будут использованы материалы беседы с основателями редакции
в школе. Эта эмпирическая база была использована в качестве основы потому,
что имеет множество наград в конкурсах детских СМИ, победы в городских и
районных конкурсах журналистского творчества.5
Цель данного исследования – проследить историю появления детской
журналистики в целом и «ювенильной» журналистики в частности, определить отличительные черты и особенности последней на материале изданий
Второй Новосибирской гимназии.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Исследовать динамику русской ювенильной журналистики на материале печатных изданий.
2. На примере изданий Второй Новосибирской гимназии проследить за
становлением этого явления и отметить его качественные изменения с начала
работы редакции до наших дней.
3. Исследовать работу редакции Второй Новосибирской гимназии в контексте современной детской журналистики.
Степень изученности темы находится на высоком уровне.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной работы мы выяснили, что детская журналистика – это
многогранное явление с богатой историей. Меняясь под влиянием исторических перемен, трансформируясь для соответствия требованиям современности
детская периодика разделилась на творчество взрослых и творчество детей.
Наиболее подробно рассмотренная нами вторая сущность детской журналистики – самодеятельная или же ювенильная – сегодня твердо занимает место
на рынке СМИ. Можно сказать, что несмотря на свою исключительно детскую
направленность, проблемы этого вида журналистики отнюдь не детские. Это
и финансовые трудности (так как зачастую такие издания работают в убыток),
и кадровые проблемы (особенно в последние годы, когда тенденция к чтению
и письму у детей значительно снижает обороты), так и борьба за целевую аудиторию. Современное медиапространство до краев наполнено различной информацией, и дополнительный источник информации, которая окружает
школьника день ото дня, часто просто не нужен юному читателю или зрителю.
Этот новый вид детского творчества, который стоит на границе школьных сочинений и журналистской деятельности, вместе со своим появлением
принес и новые веяния во взрослую журналистику.
В ходе работы мы исследовали динамику развития детской журналистики в нашей стране на примерах лучших изданий разных лет, познакомились
с авторами, которые вкладывали все свое время и силы в развитие принципиально нового направления в периодике. Узнали о том, какие цели и задачи ставили перед собой издания прошлых лет, как они трансформировались и изменялись под влиянием времени и какими стали сейчас издания-долгожители.
Более подробно был изучен новый тип изданий, зачатки которого появились
при советской власти с появлением пионеров и «юнкоров», однако полностью
сформировалось это направление только в постсоветский период, в самый расцвет изданий новой школы.76
На примере редакции Второй Новосибирской гимназии была рассмотрена типичная для таких изданий картина становления, развития и упадка детской самодеятельной прессы. Мы проследили довольно долгий период истории изданий гимназии, проанализировав выпуски газет и журналов за разные
годы. Четко выделили периоды взлета и падения школьных изданий и выяснили их причины. Разобрались в основных проблемах таких издательских центрах, выделили их плюсы и минусы, провели сравнительный анализ с другими
российскими школьными изданиями и обнаружили значительное сходство.
Данное исследование будет наиболее полезным руководителям таких
творческих школьных объединений, в особенности тем, которые только появляются. На основании проделанной работы можно проследить вектор развития
детской школьной прессы, способы определения наиболее актуального для
школы формата издания, его наполнения, способ распространения. Руководители редакций, которые успешно издаются в школах и центрах дополнительного образования также смогут найти для себя полезную информацию, в частности поднять планку качества и стать конкурентоспособными не только с
другими детскими изданиями, но и со взрослой прессой.


1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"
2. Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 2522-р г. Москва "О присуждении премий Правительства Россий¬ской Федерации 2014 года в области средств массовой информации"
4. Александров А. Среди веселых «Чижей» и веселых «Ежей» / Сб.: О ли¬тературе для детей. — Вып. 18.—Л., 1974.—С. 153—154.
5. Алексеев С. Мир детской книги (о работе редакции журнала «Детская литература») /Литературная газета, 1982, 11 августа.
6. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
7. Балашова Ю. Б. Школьная журналистика начала XX века как форма со¬циально-культурной деятельности/ Балашова Ю. Б. - СПб., 2006. - 197 с.
8. Башурова А. М. Особенности детской журналистики России XVIII, XIX вв. / А. М. Башурова // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. - 2007. - № 2. - Ч.
2. - С. 150-152.
9. Белинский В. Г. Стихотворения Баратынского / В. Г. Белинский // Собр. соч.: в 3 т. / В. Г. Белинский. - М., 1948. - Т. 2. - 471 с.
10. Богатырева Ю. И. Печать пионеров Вологды 20-х годов / Ю. И. Богаты¬рева //Проблемы журналистики. - Вып.7. Журналистика Северо-Запада РСФСР. - Л., 1976. - С.51-60.
11. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб, пособие для студентов вузов / Н. Н. Богомолова. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 191 с.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
13. Бочаров А. Г. Основные принципы типологии современных советских журналов / А. Г. Бочаров // Вестн. Московского ун-та. Сер. 10. Журна¬листика. - 1973. - №3. - С. 27-35.
14. Буркова А.И. Эстетическое воспитание школьников/ Под общ. редак¬цией А.И. Буркова, Б.Т. Лихачева, М., Педагогика, 1974.
15. Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура / Е. Л. Вартанова // Сред¬ства массовой информации постсоветской России: сб. науч. тр. - М.: Ас¬пект Пресс, 2002. - С. 10-86.
16. Васнева А. М. Традиции православной культуры в детских литературно¬художественных журналах России / Васнева А. М. - М., 2006. - 179 с.
17. Вологина Е. В. Становление детской периодики России: трансформация издательской модели / Вологина Е. В. - Кубань, 2012. - 151 с.
18. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1999. - 244 с.
19. Вяткина Л. А. Подростковая самодеятельная пресса в системе средств массовой информации / Вяткина Л. А. - М., 1997. - 200 с
20. Гайманова Е.В. Журналы для детей и юношества в контексте отече-ственной художественной культуры первой четверти XIX в. // Ярослав¬ский педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 269 - 272.
21. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты / ред. и вст. ст. А. В. Шарикова.
- М.: Юнпресс, 2000. - 200 с.
22. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. - М.: РИП-холдинг, 2001. - 236 с.
23. Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов /В.Г. Белинский, Н.Г. Чер¬нышевский, Н.А. Добролюбов О детской литературе. М., 1954, с. 325.
24. Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч. в шести томах. Т. 3. М., 1936, с.536.
25. Еремина И. Изложено увлекательно: детская периодическая печать XIX
- начала XX вв. / И.Еремина // Библиотека. - 1995. - № 9. - С. 58-59.
26. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 - 1917). - М.: Флинта: Наука, 2006. - 464 с.
27.Западов А. В. Русская журналистика XVIII века / А. В. Западов. - М. : Наука, 1964. - 224 с.
28.Засурский Я.Н. Средства массовой информации России: учеб, пособие для студентов вузов / под ред.- М.: Аспект Пресс, 2011. - 391 с.
29. Зверева Е. А. Визуализация современных печатных изданий: «Журналь¬ные» приёмы оформления в газетах / Е. А. Зверева // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. - СПб. : С.-Петербургский ун-т, Высш. шк. масс. коммуникаций, 2008. - С. 171-172.
30. Исакова Н. Н. Журнал «Еж» — зачинатель детской публицистики. Ли¬тература и общество. — Петрозаводск, 1972. —С. 112—130.
31. Колесова Л.Н. Детские журналы Советской России 1917-1977. Петроза¬водск, 1993. С. 34-35, 84-87.
32. Колмогоров А. Обзор журналов для детского чтения / А. Колмогоров / Новости детской литературы. - 1915. - №3. - С.6-17.
33. Корнилова В. В. Детские иллюстрированные журналы в художествен¬ной жизни Петербурга XIX - первой половины XX века : типология и эволюция / Корнилова В. В. - СПб., 2002. - 286 с.
34. Косолапова Д. И. Ювенильная журналистика в системе массовых ком¬муникаций / Д. И. Косолапова // Вестн. Пермского университета. - Пермь, 2010. - Вып. 6 (12). - С.191-95.
35. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917 - 2000) / И. В. Кузнецов.- М. : Флинта : Наука, 2002.- 640 с.
36. Кулакова Н. Л. Медиаобъединение в самодеятельной школьной прессе / Н. Л. Кулакова // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2007. - №3. - С.97-101.
37. Модзалевский К. Что такое книга и детский журнал и чем они должны быть. Русская школа, 1981, №4, с. 117-118.
38. Мороз Н. Странички из истории пионерской печати / Н.Мороз // Журна¬лист. - 1998. - № 5. - С. 60 - 71.
39. Николаева С. Детская литература. Учебное пособие /под ред. М.: Акаде¬мия, 1997.
40. Палфи Дж.Дети цифровой эры / Дж. Палфи, Урс Гассер. - М.: Эксмо, 2011. - 368 с.
41. Петрова О. А. Детская журналистика: учеб. -мет. пособие / О. А. Пет¬рова. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. - 104 с.
42. Петрова С. А. Детский журнал в Рунете : становление, проблемы, ме¬тоды организации/ С. А. Петрова ; РУДН ; науч. рук. В. В. Барабаш. - М., 2013. - 20 с.
43. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. / Ж. Пиаже. - М.: Лабиринт, 1999. - 527 с.
44. Поликарпова Е.В. Современные масс-медиа, High-Hume технологии и формирование ценностной ориентации общества //Гуманитарные и со¬циально-экономические науки. 2008. № 6.
45. Прохоров Е. П. Исследуя журналистику / Е. П. Прохоров. - М.: РИПХол- динг, 2005. - 202 с.
46. Прохоров Е. П. Эффективность журналистики как объект социологиче¬ского исследования / Е. П. Прохоров // Социологические исследования эффективности журналистики. - М., 1986. - С.12-23.
47. Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литера¬туры. 1917—1941.— М., 1982,— С. 44—65).
48. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становле¬ния личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
49. Руденко И. А. О некоторых типологических особенностях современной прессы для подростков / И. А. Руденко // Журналистика в 1993 году: сб. тезисов научн. -практ. конф. — М.,1994. - Ч. 2. - С.32-34.
50. Руденко И. А. Чему пресса учит дошкольников / И. А. Руденко // Жур¬налистика 2010. СМИ в публичной сфере. — М., 2011. - С.90-93.
51. Руденко И.А. Детская и юношеская пресса России //Вестник Москов-ского университета. Журналистика. 2016. № 2.
52. Семенцова, Т. А. Детская журналистика первой четверти XIX века и из¬дательская деятельность С. Н. Глинки / Т. А. Семенцова // Очерки исто¬рии смоленской журналистики. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010 - С. 136-140.
53. Семенцова, Т.А. Из истории детской журналистики (журнал "Игру-шечка") // Культура и письменность славянского мира. - Смоленск, 2006. - Т. 6. - С. 218-220.
54. Сетин Ф. И. История русской детской литературы. - М.: Просвещение, 1990. - 301 с.
55. Смирнова Е. О. Современная детская субкультура в аспекте психологии развития ребенка / Е. О. Смирнова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - М., 2009 (9). - №2. - С.44-52.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ