Детская журналистика в школе (на материалах изданий Второй Новосибирской гимназии)
|
Введение 3
Глава 1. История развития детской журналистики в России 7
1.1. Зарождение детских периодических изданий 7
1.2. Детские издания начала ХХ века 19
1.3. Советский период детских изданий 25
1.4. Детские издания в период нового времени - перестройки и
современной России 35
1.5. Вывод 48
Глава 2. Детские самодеятельные издания на примере редакции Второй Новосибирской гимназии 51
2.1. Первый опыт работы детской самодеятельной редакции 51
2.2. Развитие и расширение деятельности редакции 55
2.3. Современные издания Второй Новосибирской гимназии 60
Заключение 75
Библиографический список 78
Глава 1. История развития детской журналистики в России 7
1.1. Зарождение детских периодических изданий 7
1.2. Детские издания начала ХХ века 19
1.3. Советский период детских изданий 25
1.4. Детские издания в период нового времени - перестройки и
современной России 35
1.5. Вывод 48
Глава 2. Детские самодеятельные издания на примере редакции Второй Новосибирской гимназии 51
2.1. Первый опыт работы детской самодеятельной редакции 51
2.2. Развитие и расширение деятельности редакции 55
2.3. Современные издания Второй Новосибирской гимназии 60
Заключение 75
Библиографический список 78
Совсем недавно целого сегмента периодических изданий, который классифицируется как чтение для детей и подростков, попросту не существовало
не только в стране, но и в мире. Сейчас можно подобрать газеты и журналы,
которые будут удовлетворять любые вкусы юных читателей. В одних, дети
смогут найти полезную для себя информацию, в других развлечения и досуг,
а третьи могут стать понимающим собеседником. Это во многом определяется
тем, кто и для кого создает такие издания. Сегмент журналистики для детей не
всегда работает по классической схеме: взрослые и образованные люди, работающие в интересах своих подписчиков. В современной сфере медиатворчества понятие «детская журналистика» вызывает некую путаницу. Одни исследователи считают, что детская журналистика это предмет работы только лишь
профессионалов для детей. Другие, что в детской журналистике могут быть
только дети, как, например, пермский исследователь Д. И. Косолапова, которая выделяет феномен детской журналистики, создаваемой детьми и подростками, из общего массива детской журналистики и терминологически определяет его как «ювенильная» журналистика – «коммуникативная и социально-адаптивная деятельность детей и подростков по сбору, обработке и периодическому распространению личностно окрашенной информации» [Косолапова
2010, С.191–195.] За два десятилетия данный вид прессы, невзирая на конкуренцию, трудности экономического и иного характера, получил широкое распространение и даже приобрел общественную поддержку, утверждает заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, главный редактор журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» И. В. Жилавская. В ходе
данной работы мы рассмотрим обе точки зрения и познакомимся с форматами
детских изданий разных периодов, а также рассмотрим историю развития детской журналистики от ее появления до наших дней и будем неоднократно ссылаться на авторитетного исследователя в области подростковой прессы Л. А.4
Вяткину, которая наиболее полно характеризует такие издания: «Подростковая самодеятельная пресса - это разновидность изданий, в которых субъектами
массовой информационной деятельности являются подростки (или их объединения). Такие издания становятся не только участниками массовой информационной деятельности в системе СМИ, но и участвуют в процессах общественной жизни (в первую очередь таких, как общение, образование). В рамках совокупности информационных сообщений в масштабе общества они обеспечивают обмен информацией между подростками и субъектами духовно-практической деятельности (школа, семья, общественные организации)».
Актуальность данной работы обуславливается тем, что сфера детской
журналистики в наше время активно развивается как во «взрослых» изданиях,
так и в редакциях образовательных учреждений. История детской журналистики изучается большим количеством исследователей, однако определенный
тип детских изданий, который мы подробно рассмотрим в данной работе, изучен слабо, а многими даже не считается отдельным видом журналистской деятельности.
Объектом нашего исследования является история детской журналистики в нашей стране от ее появления до современности, на примерах самых
ярких представителей каждой эпохи.
Предметом исследования является журналистика «юнкоров» и детские
издания, все функции которых выполняют дети.
Эмпирической базой для исследования послужили выпуски печатных
изданий Второй Новосибирской гимназии разных лет, альманахи, специальные издания, выпускаемые редакцией, а также информационные видеоролики,
передачи и короткометражные фильмы, созданные учениками разных лет. В
работе также будут использованы материалы беседы с основателями редакции
в школе. Эта эмпирическая база была использована в качестве основы потому,
что имеет множество наград в конкурсах детских СМИ, победы в городских и
районных конкурсах журналистского творчества.5
Цель данного исследования – проследить историю появления детской
журналистики в целом и «ювенильной» журналистики в частности, определить отличительные черты и особенности последней на материале изданий
Второй Новосибирской гимназии.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Исследовать динамику русской ювенильной журналистики на материале печатных изданий.
2. На примере изданий Второй Новосибирской гимназии проследить за
становлением этого явления и отметить его качественные изменения с начала
работы редакции до наших дней.
3. Исследовать работу редакции Второй Новосибирской гимназии в контексте современной детской журналистики.
Степень изученности темы находится на высоком уровне.
не только в стране, но и в мире. Сейчас можно подобрать газеты и журналы,
которые будут удовлетворять любые вкусы юных читателей. В одних, дети
смогут найти полезную для себя информацию, в других развлечения и досуг,
а третьи могут стать понимающим собеседником. Это во многом определяется
тем, кто и для кого создает такие издания. Сегмент журналистики для детей не
всегда работает по классической схеме: взрослые и образованные люди, работающие в интересах своих подписчиков. В современной сфере медиатворчества понятие «детская журналистика» вызывает некую путаницу. Одни исследователи считают, что детская журналистика это предмет работы только лишь
профессионалов для детей. Другие, что в детской журналистике могут быть
только дети, как, например, пермский исследователь Д. И. Косолапова, которая выделяет феномен детской журналистики, создаваемой детьми и подростками, из общего массива детской журналистики и терминологически определяет его как «ювенильная» журналистика – «коммуникативная и социально-адаптивная деятельность детей и подростков по сбору, обработке и периодическому распространению личностно окрашенной информации» [Косолапова
2010, С.191–195.] За два десятилетия данный вид прессы, невзирая на конкуренцию, трудности экономического и иного характера, получил широкое распространение и даже приобрел общественную поддержку, утверждает заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, главный редактор журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» И. В. Жилавская. В ходе
данной работы мы рассмотрим обе точки зрения и познакомимся с форматами
детских изданий разных периодов, а также рассмотрим историю развития детской журналистики от ее появления до наших дней и будем неоднократно ссылаться на авторитетного исследователя в области подростковой прессы Л. А.4
Вяткину, которая наиболее полно характеризует такие издания: «Подростковая самодеятельная пресса - это разновидность изданий, в которых субъектами
массовой информационной деятельности являются подростки (или их объединения). Такие издания становятся не только участниками массовой информационной деятельности в системе СМИ, но и участвуют в процессах общественной жизни (в первую очередь таких, как общение, образование). В рамках совокупности информационных сообщений в масштабе общества они обеспечивают обмен информацией между подростками и субъектами духовно-практической деятельности (школа, семья, общественные организации)».
Актуальность данной работы обуславливается тем, что сфера детской
журналистики в наше время активно развивается как во «взрослых» изданиях,
так и в редакциях образовательных учреждений. История детской журналистики изучается большим количеством исследователей, однако определенный
тип детских изданий, который мы подробно рассмотрим в данной работе, изучен слабо, а многими даже не считается отдельным видом журналистской деятельности.
Объектом нашего исследования является история детской журналистики в нашей стране от ее появления до современности, на примерах самых
ярких представителей каждой эпохи.
Предметом исследования является журналистика «юнкоров» и детские
издания, все функции которых выполняют дети.
Эмпирической базой для исследования послужили выпуски печатных
изданий Второй Новосибирской гимназии разных лет, альманахи, специальные издания, выпускаемые редакцией, а также информационные видеоролики,
передачи и короткометражные фильмы, созданные учениками разных лет. В
работе также будут использованы материалы беседы с основателями редакции
в школе. Эта эмпирическая база была использована в качестве основы потому,
что имеет множество наград в конкурсах детских СМИ, победы в городских и
районных конкурсах журналистского творчества.5
Цель данного исследования – проследить историю появления детской
журналистики в целом и «ювенильной» журналистики в частности, определить отличительные черты и особенности последней на материале изданий
Второй Новосибирской гимназии.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Исследовать динамику русской ювенильной журналистики на материале печатных изданий.
2. На примере изданий Второй Новосибирской гимназии проследить за
становлением этого явления и отметить его качественные изменения с начала
работы редакции до наших дней.
3. Исследовать работу редакции Второй Новосибирской гимназии в контексте современной детской журналистики.
Степень изученности темы находится на высоком уровне.
В ходе данной работы мы выяснили, что детская журналистика – это
многогранное явление с богатой историей. Меняясь под влиянием исторических перемен, трансформируясь для соответствия требованиям современности
детская периодика разделилась на творчество взрослых и творчество детей.
Наиболее подробно рассмотренная нами вторая сущность детской журналистики – самодеятельная или же ювенильная – сегодня твердо занимает место
на рынке СМИ. Можно сказать, что несмотря на свою исключительно детскую
направленность, проблемы этого вида журналистики отнюдь не детские. Это
и финансовые трудности (так как зачастую такие издания работают в убыток),
и кадровые проблемы (особенно в последние годы, когда тенденция к чтению
и письму у детей значительно снижает обороты), так и борьба за целевую аудиторию. Современное медиапространство до краев наполнено различной информацией, и дополнительный источник информации, которая окружает
школьника день ото дня, часто просто не нужен юному читателю или зрителю.
Этот новый вид детского творчества, который стоит на границе школьных сочинений и журналистской деятельности, вместе со своим появлением
принес и новые веяния во взрослую журналистику.
В ходе работы мы исследовали динамику развития детской журналистики в нашей стране на примерах лучших изданий разных лет, познакомились
с авторами, которые вкладывали все свое время и силы в развитие принципиально нового направления в периодике. Узнали о том, какие цели и задачи ставили перед собой издания прошлых лет, как они трансформировались и изменялись под влиянием времени и какими стали сейчас издания-долгожители.
Более подробно был изучен новый тип изданий, зачатки которого появились
при советской власти с появлением пионеров и «юнкоров», однако полностью
сформировалось это направление только в постсоветский период, в самый расцвет изданий новой школы.76
На примере редакции Второй Новосибирской гимназии была рассмотрена типичная для таких изданий картина становления, развития и упадка детской самодеятельной прессы. Мы проследили довольно долгий период истории изданий гимназии, проанализировав выпуски газет и журналов за разные
годы. Четко выделили периоды взлета и падения школьных изданий и выяснили их причины. Разобрались в основных проблемах таких издательских центрах, выделили их плюсы и минусы, провели сравнительный анализ с другими
российскими школьными изданиями и обнаружили значительное сходство.
Данное исследование будет наиболее полезным руководителям таких
творческих школьных объединений, в особенности тем, которые только появляются. На основании проделанной работы можно проследить вектор развития
детской школьной прессы, способы определения наиболее актуального для
школы формата издания, его наполнения, способ распространения. Руководители редакций, которые успешно издаются в школах и центрах дополнительного образования также смогут найти для себя полезную информацию, в частности поднять планку качества и стать конкурентоспособными не только с
другими детскими изданиями, но и со взрослой прессой.
многогранное явление с богатой историей. Меняясь под влиянием исторических перемен, трансформируясь для соответствия требованиям современности
детская периодика разделилась на творчество взрослых и творчество детей.
Наиболее подробно рассмотренная нами вторая сущность детской журналистики – самодеятельная или же ювенильная – сегодня твердо занимает место
на рынке СМИ. Можно сказать, что несмотря на свою исключительно детскую
направленность, проблемы этого вида журналистики отнюдь не детские. Это
и финансовые трудности (так как зачастую такие издания работают в убыток),
и кадровые проблемы (особенно в последние годы, когда тенденция к чтению
и письму у детей значительно снижает обороты), так и борьба за целевую аудиторию. Современное медиапространство до краев наполнено различной информацией, и дополнительный источник информации, которая окружает
школьника день ото дня, часто просто не нужен юному читателю или зрителю.
Этот новый вид детского творчества, который стоит на границе школьных сочинений и журналистской деятельности, вместе со своим появлением
принес и новые веяния во взрослую журналистику.
В ходе работы мы исследовали динамику развития детской журналистики в нашей стране на примерах лучших изданий разных лет, познакомились
с авторами, которые вкладывали все свое время и силы в развитие принципиально нового направления в периодике. Узнали о том, какие цели и задачи ставили перед собой издания прошлых лет, как они трансформировались и изменялись под влиянием времени и какими стали сейчас издания-долгожители.
Более подробно был изучен новый тип изданий, зачатки которого появились
при советской власти с появлением пионеров и «юнкоров», однако полностью
сформировалось это направление только в постсоветский период, в самый расцвет изданий новой школы.76
На примере редакции Второй Новосибирской гимназии была рассмотрена типичная для таких изданий картина становления, развития и упадка детской самодеятельной прессы. Мы проследили довольно долгий период истории изданий гимназии, проанализировав выпуски газет и журналов за разные
годы. Четко выделили периоды взлета и падения школьных изданий и выяснили их причины. Разобрались в основных проблемах таких издательских центрах, выделили их плюсы и минусы, провели сравнительный анализ с другими
российскими школьными изданиями и обнаружили значительное сходство.
Данное исследование будет наиболее полезным руководителям таких
творческих школьных объединений, в особенности тем, которые только появляются. На основании проделанной работы можно проследить вектор развития
детской школьной прессы, способы определения наиболее актуального для
школы формата издания, его наполнения, способ распространения. Руководители редакций, которые успешно издаются в школах и центрах дополнительного образования также смогут найти для себя полезную информацию, в частности поднять планку качества и стать конкурентоспособными не только с
другими детскими изданиями, но и со взрослой прессой.



