Жанр репортажа в современных печатных СМИ ( на материалах работ Д.В. Соколова-Митрича)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Современный репортаж как жанр журналистики 6
1.1. Репортаж как жанр. Жанрообразующие признаки репортажа 6
1.2. История становления и развития репортажа 15
1.3. Жанр репортажа в условиях развития новых технологий 20
ГЛАВА 2. Творчество Д. В. Соколова-Митрича: основные характеристики 29
2.1. Журнал «Русский репортер» и его роль в творчестве
Д.В. Соколова-Митрича 29
2.2. Тематическая эволюция репортажей Д. Соколова-Митрича и его
авторская позиция 38
2.3. Языковые и стилистические особенности работ Дмитрия Соколова-
Митрича 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ГЛАВА 1. Современный репортаж как жанр журналистики 6
1.1. Репортаж как жанр. Жанрообразующие признаки репортажа 6
1.2. История становления и развития репортажа 15
1.3. Жанр репортажа в условиях развития новых технологий 20
ГЛАВА 2. Творчество Д. В. Соколова-Митрича: основные характеристики 29
2.1. Журнал «Русский репортер» и его роль в творчестве
Д.В. Соколова-Митрича 29
2.2. Тематическая эволюция репортажей Д. Соколова-Митрича и его
авторская позиция 38
2.3. Языковые и стилистические особенности работ Дмитрия Соколова-
Митрича 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими в системе жанров журналистики изменениями под воздействием новых информационных технологий. В России она приобрела свои уникальные черты. В нашем исследовании мы попытались описать трансформацию системы жанров в целом, а также модификации и новые специфические черты репортажного жанра в свете развития новых информационных технологий.
Репортаж является одним из наиболее востребованных жанров журналистики. Со времени своего возникновения репортажный жанр не уступил своих позиций. В настоящее время он, как и вся система жанров, находится под влиянием информационных технологий. Система журналистики за последние два десятка лет полностью изменилась. Появилось единое мировое информационное пространство, а глобализация информационных процессов оказала мощное влияние на работу журналистов и систему жанров. В связи с огромной скоростью обновления информации актуальными становятся оперативные жанры, во главе которых стоит репортаж.
Наша работа исследует особенности современного репортажа на материалах журнала «Русский репортер». В условиях постоянно увеличивающихся информационных потоков аудитория теряет возможность адекватно идентифицировать поступающую информацию, и в задачу журналиста входит не только осветить событие, но и разъяснить ситуацию, помочь проанализировать происходящее. Для современного общества характерно увеличение оперативности информации, растет ценность ее актуальности и достоверности: процесс верификации при огромном количестве информационных потоков усложняется. Поэтому и возрастает ценность репортажа с его живыми диалогами, описанием событий «здесь и сейчас», особенно при сопровождении фото или видеоряда. Соответственно, автор репортажей должен обладать личным авторитетом и харизмой, доверием аудитории. В качестве примера мы выбрали Дмитрия Соколова- Митрича, бывшего заместителя редактора журнала «Русский репортер», автора ряда книг, блогов, популяризатора журналистского творчества. Этот репортер стал известен благодаря нетривиальному подходу к журналистскому творчеству, четкой авторской позиции, которая прослеживается в его репортажах. Он получил наибольшую известность, работая в «Русском репортере». Поэтому изучение особенностей его творческой лаборатории, на наш взгляд, представляет интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Степень разработанности темы. Теоретическую базу нашей ВКР представляют работы по теории журналистики. Основными стали исследования А. В. Колесниченко («Практическая журналистика», 2010), А. А. Литвиненко («Репортаж: искусство повествования», 2013), М. Н. Кима («Репортаж: технология жанра», 2005), Д. В. Соколова-Митрича («Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?», 2013 и «Реальный реопртар. Чему не учат на журфаке?», 2016), С. Г. Корконосенко (Основы творческой деятельности журналиста, 2000), М. С. Черепахова («Жанры советской газеты», 1972), А. Н. Васильевой (Газетно-публицистический стиль речи, 1982), А. А. Тертычного («Жанры периодической печати», 2000).
В разделе, посвященном стилистике языка, мы опирались на труды Г. Я. Солганик («Стиль репортажа», 1970) и Д. Э. Розенталя («Стилистика газетных жанров», 1981).
Объект исследования: жанр репортажа в современной журналистике
Предмет исследования: специфика современного репортажа на примере работ Д.В. Соколова-Митрича.
Цель работы - обозначить ключевые особенности современного репортажа в печатных изданиях на материалах Д.В. Соколова-Митрича.
Задачами работы в связи с указанной целью являются:
1. проанализировать современное состояние жанровой системы в условиях развития новых технологий;
2. изучить историю становления репортажного жанра;
3. уточнить современное определение понятия «репортаж», определить его место в современной классификации жанровой системы;
4. выявить специфические черты современного репортажа;
5. определить, какое место занимает жанр в условиях развития новых технологий;
6. изучить журнал «Русский репортер» и его роль в творчестве журналиста Дмитрия Соколова-Митрича;
7. проанализировать репортажи Дмитрия Соколова-Митрича и выявить их специфику.
Эмпирическая база - репортажи Дмитрия Соколова-Митрича в журнале «Русский Репортер». Хронологические рамки исследования с 2000 года по 2015 годы, методом случайной выборки.
Гипотеза исследования: репортажи Д.В. Соколова-Митрича
отличаются целым рядом особенностей, включая тематическую направленность, социальную значимость, стилистические и языковые приемы.
Методы исследования: общенаучные методы; мониторинг СМИ, лексический и синтаксический анализ.
Научная новизна работы заключается в том, что были выявлены ключевые особенности и языковые особенности репортажей известного журналиста Дмитрия Соколова-Митрича.
Репортаж является одним из наиболее востребованных жанров журналистики. Со времени своего возникновения репортажный жанр не уступил своих позиций. В настоящее время он, как и вся система жанров, находится под влиянием информационных технологий. Система журналистики за последние два десятка лет полностью изменилась. Появилось единое мировое информационное пространство, а глобализация информационных процессов оказала мощное влияние на работу журналистов и систему жанров. В связи с огромной скоростью обновления информации актуальными становятся оперативные жанры, во главе которых стоит репортаж.
Наша работа исследует особенности современного репортажа на материалах журнала «Русский репортер». В условиях постоянно увеличивающихся информационных потоков аудитория теряет возможность адекватно идентифицировать поступающую информацию, и в задачу журналиста входит не только осветить событие, но и разъяснить ситуацию, помочь проанализировать происходящее. Для современного общества характерно увеличение оперативности информации, растет ценность ее актуальности и достоверности: процесс верификации при огромном количестве информационных потоков усложняется. Поэтому и возрастает ценность репортажа с его живыми диалогами, описанием событий «здесь и сейчас», особенно при сопровождении фото или видеоряда. Соответственно, автор репортажей должен обладать личным авторитетом и харизмой, доверием аудитории. В качестве примера мы выбрали Дмитрия Соколова- Митрича, бывшего заместителя редактора журнала «Русский репортер», автора ряда книг, блогов, популяризатора журналистского творчества. Этот репортер стал известен благодаря нетривиальному подходу к журналистскому творчеству, четкой авторской позиции, которая прослеживается в его репортажах. Он получил наибольшую известность, работая в «Русском репортере». Поэтому изучение особенностей его творческой лаборатории, на наш взгляд, представляет интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Степень разработанности темы. Теоретическую базу нашей ВКР представляют работы по теории журналистики. Основными стали исследования А. В. Колесниченко («Практическая журналистика», 2010), А. А. Литвиненко («Репортаж: искусство повествования», 2013), М. Н. Кима («Репортаж: технология жанра», 2005), Д. В. Соколова-Митрича («Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?», 2013 и «Реальный реопртар. Чему не учат на журфаке?», 2016), С. Г. Корконосенко (Основы творческой деятельности журналиста, 2000), М. С. Черепахова («Жанры советской газеты», 1972), А. Н. Васильевой (Газетно-публицистический стиль речи, 1982), А. А. Тертычного («Жанры периодической печати», 2000).
В разделе, посвященном стилистике языка, мы опирались на труды Г. Я. Солганик («Стиль репортажа», 1970) и Д. Э. Розенталя («Стилистика газетных жанров», 1981).
Объект исследования: жанр репортажа в современной журналистике
Предмет исследования: специфика современного репортажа на примере работ Д.В. Соколова-Митрича.
Цель работы - обозначить ключевые особенности современного репортажа в печатных изданиях на материалах Д.В. Соколова-Митрича.
Задачами работы в связи с указанной целью являются:
1. проанализировать современное состояние жанровой системы в условиях развития новых технологий;
2. изучить историю становления репортажного жанра;
3. уточнить современное определение понятия «репортаж», определить его место в современной классификации жанровой системы;
4. выявить специфические черты современного репортажа;
5. определить, какое место занимает жанр в условиях развития новых технологий;
6. изучить журнал «Русский репортер» и его роль в творчестве журналиста Дмитрия Соколова-Митрича;
7. проанализировать репортажи Дмитрия Соколова-Митрича и выявить их специфику.
Эмпирическая база - репортажи Дмитрия Соколова-Митрича в журнале «Русский Репортер». Хронологические рамки исследования с 2000 года по 2015 годы, методом случайной выборки.
Гипотеза исследования: репортажи Д.В. Соколова-Митрича
отличаются целым рядом особенностей, включая тематическую направленность, социальную значимость, стилистические и языковые приемы.
Методы исследования: общенаучные методы; мониторинг СМИ, лексический и синтаксический анализ.
Научная новизна работы заключается в том, что были выявлены ключевые особенности и языковые особенности репортажей известного журналиста Дмитрия Соколова-Митрича.
На основании проведенного исследования и анализа, мы сделали следующие выводы. Для современного репортажного жанра характерно сочетание свойств различных жанров журналистики и публицистики. При этом репортажу свойственны уникальные черты, позволяющие отличать репортажную форму от любой другой. В эпоху интенсивного развития и внедрения новых информационных технологий возросла конкуренция, критерием которой является скорость репортажа, оперативность его размещения на платформе. Печатные издания в этой борьбе заметно проигрывают, а интернет-СМИ по возможности сокращают объемы текста, превращая репортаж в короткую информационную заметку. Иногда из нескольких таких заметок складывается репортаж, либо эти информационные сообщения связаны между собой гиперссылками, что дает читателю возможность получить полное представление о произошедшем событии.
Эффект присутствия в современном репортаже сегодня достигается не выразительными средствами языка, а дополнительными мультимедийными средствами: подкасты, видео- и аудио- с места событий, комментарии очевидцев, презентации, фотографии и т.д. Таким образом, репортаж, не утратив своей ведущей позиции в группе информационных жанров, приобрел другие формы, более современные в условиях современных технологий.
В целом, современный репортаж идет по двум путям развития. Один из них - это максимальное сокращение, ужимание материала до одной короткой заметки, ценность которой состоит в максимально оперативной передаче фактов. Учитывая колоссальную конкуренцию интернет-СМИ, эксклюзивность таких заметок исключается, но иногда их объединяют в несколько, снабжая комментарием известного журналиста, пользующегося авторитетом и уважением аудитории. Второй путь развития - переход из информационного жанра в художественно-публицистический, когда на первый план выходит авторская интерпретация фактологического материала.
При этом усиливается роль одной из ключевых особенностей репортажа - позиции автора, хотя роль личного бренда и личности автора, его авторитета и имени значима в обоих случаях. Именно от личности автора часто зависит конкурентоспособность репортажного материала.
Имя Дмитрия Соколова-Митрича, бывшего замредактора и ведущего журналиста журнала «Русский репортер» как раз является примером личного бренда, яркой творческой индивидуальности автора. Этот репортер оставался «живым брендом» и «лицом» издания и после увольнения оттуда в 2015 году. Ключевым жанром издания стал большой репортажный материал- исследование, где первоочередную роль играл именно Д.Соколов-Митрич. В последнее время информационная составляющая его репортажей во многом уступила место аналитике, и текст при этом стал гибридным, художественно¬аналитическим.
Соколова-Митрича отличает умение чувствовать детали, из которых складывается текст. Свои первые работы журналист писал на основе ярких, запоминающихся событий, но репортаж уже тогда складывался не из событийной фактуры, а из нескольких смысловых потоков. Журналист всегда отражал через диалоги героев-фигурантов своих материалов, давая несколько точек зрения на происходящее. В центре его внимания - социальная ситуация, которую он описывает через эмоциональное состояние людей.
При этом для Соколова-Митрича характерно полное погружение в ситуацию, стремление спровоцировать эмоциональный отклик читателя. Журналистика этого репортера никогда не была описательной, она всегда была направлена на стимулирование интеллектуальной деятельности читателя. На протяжении 20 лет журналист уходит от простых и ярких сюжетов к сложным, открывая аудитории нечто неявное, со скрытым смыслом. Он выступает не просто в роли хроникера события, но является полноценным участником диалога с читателем.
Также мы выявили еще одну специфическую черту творчества Соколова-Митрича: он часто актуализирует прошедшие события,
демонстрируя взаимосвязь прошлого с настоящим, наблюдая за развитием сходных ситуаций в разные периоды времени. Автор подчеркивает необходимость решения социальных проблем, начиная с проблем трансформации менталитета современного российского общества.
Кроме того, для Соколова-Митрича характерен интерес к людям, их укладу, особенностям характеров в зависимости от национальности и места проживания. За основу материала репортер часто берет историю одного или нескольких людей с низким или средним социальным статусом и материальным достатком, чтобы через их судьбы и характеры показать пути разрешения жизненных неурядиц, как личных, так и общественных, причем, при отсутствии благоприятных условий, административныхо и финансового ресурса. В процессе своей творческой эволюции Соколов-Митрич рассматривал все более сложные проблемы, ища их корень в самой человеческой психологии, в неспособности сопротивляться обстоятельствам. В этом же контексте автор рассматривает и людей, кто, напротив, противопоставлял себя внешнему прессу и справлялся с ситуацией, а также и тех, кто, имея все возможности, были не в состоянии противостоять халатности, цинизму и безразличию общества.
Одной из причин популярности репортажей Соколова-Митрича стала приближенность его работ к другим жанровым формам: интервью, очерк, фельетон. Кроме того, его материалы изобилуют художественно- публицистическими чертами, что затрудняет их жанровую классификацию. Главное, что приближает его репортажи к очеркам, - это вневременная актуальность материалов. Для информационных жанров характерно со временем терять актуальность и злободневность, но материалы Соколова- Митрича здесь представляют исключение.
Приближенность его работ к очерковому жанру стало шагом к его переходу к антрепризной журналистике и созданию творческой лаборатории «Однажды» по написанию книг для крупных коммерсантов на заказ.
Тексты Соколова-Митрича легко воспринимаются аудиторией благодаря максимально упрощенному, разговорному синтаксису. Репортажи богаты парцеллированными конструкциями, где в качестве парцеллята выделяется часть предложения, на которую ложится основная смысловая нагрузка. Этот стилистический прием был характерен для всех журналистов «Русского репортера» благодаря своей простоте и экспрессии. Кроме того, для синтаксиса Соколова-Митрича свойственны вопросно-ответные конструкции, что также приближает материал к разговорному тексту. Автор вовлекает читателя в диалог, а читатель становится соучастником события, получая таким образом не только «эффект присутствия», но и «эффект соучастия». Чтобы создать атмосферу доверительности, спонтанности, усиливая тем самым «эффект присутствия», автор использует разговорную, просторечную, иногда и нецензурную лексику.
И, в заключение отметим, что тексты журналиста всегда отличались выраженной социальной направленностью, которая со временем еще усилилась. Таким образом, все сказанное свидетельствует о том, что репортажи Д. Соколова-Митрича принадлежат к числу наиболее ярких образцов данного жанра и не утрачивают своей актуальности.
Эффект присутствия в современном репортаже сегодня достигается не выразительными средствами языка, а дополнительными мультимедийными средствами: подкасты, видео- и аудио- с места событий, комментарии очевидцев, презентации, фотографии и т.д. Таким образом, репортаж, не утратив своей ведущей позиции в группе информационных жанров, приобрел другие формы, более современные в условиях современных технологий.
В целом, современный репортаж идет по двум путям развития. Один из них - это максимальное сокращение, ужимание материала до одной короткой заметки, ценность которой состоит в максимально оперативной передаче фактов. Учитывая колоссальную конкуренцию интернет-СМИ, эксклюзивность таких заметок исключается, но иногда их объединяют в несколько, снабжая комментарием известного журналиста, пользующегося авторитетом и уважением аудитории. Второй путь развития - переход из информационного жанра в художественно-публицистический, когда на первый план выходит авторская интерпретация фактологического материала.
При этом усиливается роль одной из ключевых особенностей репортажа - позиции автора, хотя роль личного бренда и личности автора, его авторитета и имени значима в обоих случаях. Именно от личности автора часто зависит конкурентоспособность репортажного материала.
Имя Дмитрия Соколова-Митрича, бывшего замредактора и ведущего журналиста журнала «Русский репортер» как раз является примером личного бренда, яркой творческой индивидуальности автора. Этот репортер оставался «живым брендом» и «лицом» издания и после увольнения оттуда в 2015 году. Ключевым жанром издания стал большой репортажный материал- исследование, где первоочередную роль играл именно Д.Соколов-Митрич. В последнее время информационная составляющая его репортажей во многом уступила место аналитике, и текст при этом стал гибридным, художественно¬аналитическим.
Соколова-Митрича отличает умение чувствовать детали, из которых складывается текст. Свои первые работы журналист писал на основе ярких, запоминающихся событий, но репортаж уже тогда складывался не из событийной фактуры, а из нескольких смысловых потоков. Журналист всегда отражал через диалоги героев-фигурантов своих материалов, давая несколько точек зрения на происходящее. В центре его внимания - социальная ситуация, которую он описывает через эмоциональное состояние людей.
При этом для Соколова-Митрича характерно полное погружение в ситуацию, стремление спровоцировать эмоциональный отклик читателя. Журналистика этого репортера никогда не была описательной, она всегда была направлена на стимулирование интеллектуальной деятельности читателя. На протяжении 20 лет журналист уходит от простых и ярких сюжетов к сложным, открывая аудитории нечто неявное, со скрытым смыслом. Он выступает не просто в роли хроникера события, но является полноценным участником диалога с читателем.
Также мы выявили еще одну специфическую черту творчества Соколова-Митрича: он часто актуализирует прошедшие события,
демонстрируя взаимосвязь прошлого с настоящим, наблюдая за развитием сходных ситуаций в разные периоды времени. Автор подчеркивает необходимость решения социальных проблем, начиная с проблем трансформации менталитета современного российского общества.
Кроме того, для Соколова-Митрича характерен интерес к людям, их укладу, особенностям характеров в зависимости от национальности и места проживания. За основу материала репортер часто берет историю одного или нескольких людей с низким или средним социальным статусом и материальным достатком, чтобы через их судьбы и характеры показать пути разрешения жизненных неурядиц, как личных, так и общественных, причем, при отсутствии благоприятных условий, административныхо и финансового ресурса. В процессе своей творческой эволюции Соколов-Митрич рассматривал все более сложные проблемы, ища их корень в самой человеческой психологии, в неспособности сопротивляться обстоятельствам. В этом же контексте автор рассматривает и людей, кто, напротив, противопоставлял себя внешнему прессу и справлялся с ситуацией, а также и тех, кто, имея все возможности, были не в состоянии противостоять халатности, цинизму и безразличию общества.
Одной из причин популярности репортажей Соколова-Митрича стала приближенность его работ к другим жанровым формам: интервью, очерк, фельетон. Кроме того, его материалы изобилуют художественно- публицистическими чертами, что затрудняет их жанровую классификацию. Главное, что приближает его репортажи к очеркам, - это вневременная актуальность материалов. Для информационных жанров характерно со временем терять актуальность и злободневность, но материалы Соколова- Митрича здесь представляют исключение.
Приближенность его работ к очерковому жанру стало шагом к его переходу к антрепризной журналистике и созданию творческой лаборатории «Однажды» по написанию книг для крупных коммерсантов на заказ.
Тексты Соколова-Митрича легко воспринимаются аудиторией благодаря максимально упрощенному, разговорному синтаксису. Репортажи богаты парцеллированными конструкциями, где в качестве парцеллята выделяется часть предложения, на которую ложится основная смысловая нагрузка. Этот стилистический прием был характерен для всех журналистов «Русского репортера» благодаря своей простоте и экспрессии. Кроме того, для синтаксиса Соколова-Митрича свойственны вопросно-ответные конструкции, что также приближает материал к разговорному тексту. Автор вовлекает читателя в диалог, а читатель становится соучастником события, получая таким образом не только «эффект присутствия», но и «эффект соучастия». Чтобы создать атмосферу доверительности, спонтанности, усиливая тем самым «эффект присутствия», автор использует разговорную, просторечную, иногда и нецензурную лексику.
И, в заключение отметим, что тексты журналиста всегда отличались выраженной социальной направленностью, которая со временем еще усилилась. Таким образом, все сказанное свидетельствует о том, что репортажи Д. Соколова-Митрича принадлежат к числу наиболее ярких образцов данного жанра и не утрачивают своей актуальности.
Подобные работы
- Специфика современного репортажа (на примере журнала «Русский репортёр»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Специфика современного репортажа (на примере журнала «Русский репортёр»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



