ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Современный репортаж как жанр журналистики 6
1.1. Репортаж как жанр. Жанрообразующие признаки репортажа 6
1.2. История становления и развития репортажа 15
1.3. Жанр репортажа в условиях развития новых технологий 20
ГЛАВА 2. Творчество Д. В. Соколова-Митрича: основные характеристики 29
2.1. Журнал «Русский репортер» и его роль в творчестве
Д.В. Соколова-Митрича 29
2.2. Тематическая эволюция репортажей Д. Соколова-Митрича и его
авторская позиция 38
2.3. Языковые и стилистические особенности работ Дмитрия Соколова-
Митрича 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими в системе жанров журналистики изменениями под воздействием новых информационных технологий. В России она приобрела свои уникальные черты. В нашем исследовании мы попытались описать трансформацию системы жанров в целом, а также модификации и новые специфические черты репортажного жанра в свете развития новых информационных технологий.
Репортаж является одним из наиболее востребованных жанров журналистики. Со времени своего возникновения репортажный жанр не уступил своих позиций. В настоящее время он, как и вся система жанров, находится под влиянием информационных технологий. Система журналистики за последние два десятка лет полностью изменилась. Появилось единое мировое информационное пространство, а глобализация информационных процессов оказала мощное влияние на работу журналистов и систему жанров. В связи с огромной скоростью обновления информации актуальными становятся оперативные жанры, во главе которых стоит репортаж.
Наша работа исследует особенности современного репортажа на материалах журнала «Русский репортер». В условиях постоянно увеличивающихся информационных потоков аудитория теряет возможность адекватно идентифицировать поступающую информацию, и в задачу журналиста входит не только осветить событие, но и разъяснить ситуацию, помочь проанализировать происходящее. Для современного общества характерно увеличение оперативности информации, растет ценность ее актуальности и достоверности: процесс верификации при огромном количестве информационных потоков усложняется. Поэтому и возрастает ценность репортажа с его живыми диалогами, описанием событий «здесь и сейчас», особенно при сопровождении фото или видеоряда. Соответственно, автор репортажей должен обладать личным авторитетом и харизмой, доверием аудитории. В качестве примера мы выбрали Дмитрия Соколова- Митрича, бывшего заместителя редактора журнала «Русский репортер», автора ряда книг, блогов, популяризатора журналистского творчества. Этот репортер стал известен благодаря нетривиальному подходу к журналистскому творчеству, четкой авторской позиции, которая прослеживается в его репортажах. Он получил наибольшую известность, работая в «Русском репортере». Поэтому изучение особенностей его творческой лаборатории, на наш взгляд, представляет интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Степень разработанности темы. Теоретическую базу нашей ВКР представляют работы по теории журналистики. Основными стали исследования А. В. Колесниченко («Практическая журналистика», 2010), А. А. Литвиненко («Репортаж: искусство повествования», 2013), М. Н. Кима («Репортаж: технология жанра», 2005), Д. В. Соколова-Митрича («Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?», 2013 и «Реальный реопртар. Чему не учат на журфаке?», 2016), С. Г. Корконосенко (Основы творческой деятельности журналиста, 2000), М. С. Черепахова («Жанры советской газеты», 1972), А. Н. Васильевой (Газетно-публицистический стиль речи, 1982), А. А. Тертычного («Жанры периодической печати», 2000).
В разделе, посвященном стилистике языка, мы опирались на труды Г. Я. Солганик («Стиль репортажа», 1970) и Д. Э. Розенталя («Стилистика газетных жанров», 1981).
Объект исследования: жанр репортажа в современной журналистике
Предмет исследования: специфика современного репортажа на примере работ Д.В. Соколова-Митрича.
Цель работы - обозначить ключевые особенности современного репортажа в печатных изданиях на материалах Д.В. Соколова-Митрича.
Задачами работы в связи с указанной целью являются:
1. проанализировать современное состояние жанровой системы в условиях развития новых технологий;
2. изучить историю становления репортажного жанра;
3. уточнить современное определение понятия «репортаж», определить его место в современной классификации жанровой системы;
4. выявить специфические черты современного репортажа;
5. определить, какое место занимает жанр в условиях развития новых технологий;
6. изучить журнал «Русский репортер» и его роль в творчестве журналиста Дмитрия Соколова-Митрича;
7. проанализировать репортажи Дмитрия Соколова-Митрича и выявить их специфику.
Эмпирическая база - репортажи Дмитрия Соколова-Митрича в журнале «Русский Репортер». Хронологические рамки исследования с 2000 года по 2015 годы, методом случайной выборки.
Гипотеза исследования: репортажи Д.В. Соколова-Митрича
отличаются целым рядом особенностей, включая тематическую направленность, социальную значимость, стилистические и языковые приемы.
Методы исследования: общенаучные методы; мониторинг СМИ, лексический и синтаксический анализ.
Научная новизна работы заключается в том, что были выявлены ключевые особенности и языковые особенности репортажей известного журналиста Дмитрия Соколова-Митрича.
На основании проведенного исследования и анализа, мы сделали следующие выводы. Для современного репортажного жанра характерно сочетание свойств различных жанров журналистики и публицистики. При этом репортажу свойственны уникальные черты, позволяющие отличать репортажную форму от любой другой. В эпоху интенсивного развития и внедрения новых информационных технологий возросла конкуренция, критерием которой является скорость репортажа, оперативность его размещения на платформе. Печатные издания в этой борьбе заметно проигрывают, а интернет-СМИ по возможности сокращают объемы текста, превращая репортаж в короткую информационную заметку. Иногда из нескольких таких заметок складывается репортаж, либо эти информационные сообщения связаны между собой гиперссылками, что дает читателю возможность получить полное представление о произошедшем событии.
Эффект присутствия в современном репортаже сегодня достигается не выразительными средствами языка, а дополнительными мультимедийными средствами: подкасты, видео- и аудио- с места событий, комментарии очевидцев, презентации, фотографии и т.д. Таким образом, репортаж, не утратив своей ведущей позиции в группе информационных жанров, приобрел другие формы, более современные в условиях современных технологий.
В целом, современный репортаж идет по двум путям развития. Один из них - это максимальное сокращение, ужимание материала до одной короткой заметки, ценность которой состоит в максимально оперативной передаче фактов. Учитывая колоссальную конкуренцию интернет-СМИ, эксклюзивность таких заметок исключается, но иногда их объединяют в несколько, снабжая комментарием известного журналиста, пользующегося авторитетом и уважением аудитории. Второй путь развития - переход из информационного жанра в художественно-публицистический, когда на первый план выходит авторская интерпретация фактологического материала.
При этом усиливается роль одной из ключевых особенностей репортажа - позиции автора, хотя роль личного бренда и личности автора, его авторитета и имени значима в обоих случаях. Именно от личности автора часто зависит конкурентоспособность репортажного материала.
Имя Дмитрия Соколова-Митрича, бывшего замредактора и ведущего журналиста журнала «Русский репортер» как раз является примером личного бренда, яркой творческой индивидуальности автора. Этот репортер оставался «живым брендом» и «лицом» издания и после увольнения оттуда в 2015 году. Ключевым жанром издания стал большой репортажный материал- исследование, где первоочередную роль играл именно Д.Соколов-Митрич. В последнее время информационная составляющая его репортажей во многом уступила место аналитике, и текст при этом стал гибридным, художественно¬аналитическим.
Соколова-Митрича отличает умение чувствовать детали, из которых складывается текст. Свои первые работы журналист писал на основе ярких, запоминающихся событий, но репортаж уже тогда складывался не из событийной фактуры, а из нескольких смысловых потоков. Журналист всегда отражал через диалоги героев-фигурантов своих материалов, давая несколько точек зрения на происходящее. В центре его внимания - социальная ситуация, которую он описывает через эмоциональное состояние людей.
При этом для Соколова-Митрича характерно полное погружение в ситуацию, стремление спровоцировать эмоциональный отклик читателя. Журналистика этого репортера никогда не была описательной, она всегда была направлена на стимулирование интеллектуальной деятельности читателя. На протяжении 20 лет журналист уходит от простых и ярких сюжетов к сложным, открывая аудитории нечто неявное, со скрытым смыслом. Он выступает не просто в роли хроникера события, но является полноценным участником диалога с читателем.
Также мы выявили еще одну специфическую черту творчества Соколова-Митрича: он часто актуализирует прошедшие события,
демонстрируя взаимосвязь прошлого с настоящим, наблюдая за развитием сходных ситуаций в разные периоды времени. Автор подчеркивает необходимость решения социальных проблем, начиная с проблем трансформации менталитета современного российского общества.
Кроме того, для Соколова-Митрича характерен интерес к людям, их укладу, особенностям характеров в зависимости от национальности и места проживания. За основу материала репортер часто берет историю одного или нескольких людей с низким или средним социальным статусом и материальным достатком, чтобы через их судьбы и характеры показать пути разрешения жизненных неурядиц, как личных, так и общественных, причем, при отсутствии благоприятных условий, административныхо и финансового ресурса. В процессе своей творческой эволюции Соколов-Митрич рассматривал все более сложные проблемы, ища их корень в самой человеческой психологии, в неспособности сопротивляться обстоятельствам. В этом же контексте автор рассматривает и людей, кто, напротив, противопоставлял себя внешнему прессу и справлялся с ситуацией, а также и тех, кто, имея все возможности, были не в состоянии противостоять халатности, цинизму и безразличию общества.
Одной из причин популярности репортажей Соколова-Митрича стала приближенность его работ к другим жанровым формам: интервью, очерк, фельетон. Кроме того, его материалы изобилуют художественно- публицистическими чертами, что затрудняет их жанровую классификацию. Главное, что приближает его репортажи к очеркам, - это вневременная актуальность материалов. Для информационных жанров характерно со временем терять актуальность и злободневность, но материалы Соколова- Митрича здесь представляют исключение.
Приближенность его работ к очерковому жанру стало шагом к его переходу к антрепризной журналистике и созданию творческой лаборатории «Однажды» по написанию книг для крупных коммерсантов на заказ.
Тексты Соколова-Митрича легко воспринимаются аудиторией благодаря максимально упрощенному, разговорному синтаксису. Репортажи богаты парцеллированными конструкциями, где в качестве парцеллята выделяется часть предложения, на которую ложится основная смысловая нагрузка. Этот стилистический прием был характерен для всех журналистов «Русского репортера» благодаря своей простоте и экспрессии. Кроме того, для синтаксиса Соколова-Митрича свойственны вопросно-ответные конструкции, что также приближает материал к разговорному тексту. Автор вовлекает читателя в диалог, а читатель становится соучастником события, получая таким образом не только «эффект присутствия», но и «эффект соучастия». Чтобы создать атмосферу доверительности, спонтанности, усиливая тем самым «эффект присутствия», автор использует разговорную, просторечную, иногда и нецензурную лексику.
И, в заключение отметим, что тексты журналиста всегда отличались выраженной социальной направленностью, которая со временем еще усилилась. Таким образом, все сказанное свидетельствует о том, что репортажи Д. Соколова-Митрича принадлежат к числу наиболее ярких образцов данного жанра и не утрачивают своей актуальности.
1. Александрова Т. Виталий Лейбин: «Научиться не вещать, а
узнавать и понимать» [Электронный ресурс] // Журналистика и медиарынок N12, 2011. Режим доступа:
http://www.i ourmedia.ru/index.php?Itemid=34&catid=73&id= 198&option=com c ontent&view=article (дата обращения 01.05.2020).
2. Амирханова Г. Мультимедийный лонгрид. Правила, примеры, сервисы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bestapp.menu/longrid- pravilaprimery-servisv/ (дата обращения 25.05.2020).
3. Антропова В.В. Динамика речевых жанров и демократизация
языковых норм в журналистском дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология.
Искусствоведение. Вып. 94. С. 124-129.
4. Баранова Е. А. Новые формы предоставления контента на сайтах российских газет // Вестн. Волжск. гос. ун-та им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 1. № 3. с. 115-119.
5. Блог Дмитрия Соколова-Митрича [Электронный ресурс] // Smitrich.livejournal.com. Режим доступа: http://smitrich.livejournal.com/ (дата обращения 03.04.2020) (дата обращения 25.05.2020).
6. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. Том 1—
30.3-е изд. / Глав. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1969-78. Режим доступа: https://bse.slovaronline.com/35995-REPORTAZH (дата
обращения 25.05.2020).
7. Брызгалова Е. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» прекратило
работу с медиахолдингом «Эксперт» [Электронный ресурс] // Vedomosti.ru. Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/03/26/reitingovoeagentstvo- ekspert-ra-prekraschaet-rabotu-s-mediaholdingom-ekspert (дата обращения
11.04.2020).
8. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. М.: Изд-
во «Русский язык», 1982. 134 с.
9. Выровцева Е. В. Трансформации традиционных
публицистических жанров в современных массмедиа // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. C. 207-213.
10. Гуревич С. М. Жанры советской газеты. М.: Высш. шк., 1972. 424 с.
11. Жанры в журналистском творчестве: Материалы научно-практического семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (19 марта 2003 года)/Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2004. 208 с.
12. Журнал «Русский репортер» [Электронный ресурс] // медиакит
журнала «Русский репортер». Режим доступа:
http://rusrep.ru/files/mediakit rusrep rus.pdf (дата обращения 27.05.2020).
13. Журнал «Русский репортер». Вдумчивое чтение для активного среднего класса [Электронный ресурс] // Эксперт онлайн. Режим доступа: http://expert.ru/subscribe/item/39/ (дата обращения 12.05.2020) .
14. Зеленина Е.В. Медиагерой нашего времени (По результатам контент-анализа журнала «Русский репортер») / Зеленина Е.В. Порецкая Т.Ю. Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 5 (97). C. 157-166.
15. Зиснер У. «Как писать хорошо» [Электронный ресурс] // Esquire.ru. Режим доступа: https://esquire.ru/william-zinsser (дата обращения 14.04.2020).
16. Зубова С.В. Экспрессивные синтаксические конструкции в современной газетной речи / Зубова С.В. Казенко Т.Н. [Электронный ресурс] // Ciberleninka. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspressivnye- sintaksicheskie-konstruktsii-v-sovremennoy-gazetnoy-rechi/viewer(дата обращения 12.05.2020).
17. Интернет-СМИ: теория и практика / Под ред. М. М. Лукиной. М. Аспект-пресс, 2013. 348 с.
18. Ким М. Н. От замысла к воплощению. СПб.: изд-во Санкт- Петербургского ун-та, 1999. 101 с.
19. Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: изд-во Санкт- Петербургского ун-та, 2005. 221 с.
20. Колезев Д. В Екатеринбурге презентуют новое федеральное
СМИ. Москва увидит его только через 4 месяца [Электронный ресурс] // Информационный портал URARU. Режим доступа
http://ura.ru/content/svrd/11-05-2007ZnewsZ21135.html (дата обращения
28.05.2020).
21. Колесниченко А.В. Востребованность жанров журналистских
текстов аудиторией онлайновых медиа. Новые медиа [Электорнный ресурс] // Вестник МГУ. 2019. Режим доступа:
https://vestnik.joum.msu.ru/books/2019/3/vostrebovannost-zhanrov- zhurnalislskikh-tekstov-audiloriey-onlaxnovykh-media/ (дата обращения
15.04.2020).
22. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. 15 мастер- классов. М.: Аспект-Пресс, 2016. 311 с.
23. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров. СПб.: Роза мира, 2004. 219 с.
24. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб: Знание, 2000. С. 125-168.
25. Лейбин В. От редактора [Электронный ресурс] // Rusrep.ru. 2007.
Режим доступа: http://rusrep.ruZ2007/01 /ot redaktora/ (дата обращения
21.05.2020).
26. Лисицына М. Журнал «Русский репортер» объявил о
прекращении работы [Электронный ресурс] // информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг». Режим доступа: https://www.rbc.ru/technologv and media/09/04/2020/5e8f66699a7947546ef1872 1 (дата обращения 31.03.2020).
27. Липанова Л. Журнал «Русский репортёр» закрылся после 13 лет
работы из-за нехватки финансирования [Электронный ресурс] Информационный портал VC.RU // Режим доступа:
https://vc.ru/media/119165-zhurnal-russkiv-reporter-zakrvlsva-posle-13-let-rabotv- iz-za-nehvatki-finansirovaniva (дата обращения 12.03.2020)
28. Литвиненко А.А. Репортаж: искусство повествования.
Практическое пособие. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. 48 с.
29. Литневская Е. И. Русский язык [Электронный ресурс]/
Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ, 2014. Режим доступа: http : //www.gramota.ru/book/litnevskava.php7part3. htm# 8 (дата
обращения 19.05.2020)
30. Мансурова В.Д. «Личностное знание» журналиста в проекции его рациональной субъективности // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. №5 (31) C. 153-161.
31. Мельник Г. С. Основы творческой деятельности журналиста / Мельник Г.С. Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций. 207 с.
32. Мирошниченко А. Прощайте, СМИ [Электронный ресурс] // информационный портал Roem.ru. Режим доступа: https://roem.ru/22-03- 2016/221337/proshajte-smi/ (дата обращения 18.04.2020).
33. Назарова Т.В. Профильные характеристики журнала «Русский репортер» // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Журналистика. Сер. 8, Литературовед. 2017. № 1 (16) С. 79-90
34. Несын Е.Н. Проблемы изучения истории и теории жанра
репортажа. [Электронный ресурс] Вестник Ставропольского университета. Филологические науки. Режим доступа: https:ZZcvberleninka.ru/articleZn/problemv-izucheniva-istorii-i-teorii-zhanra- reportazha/viewer (дата обращения 23.05.2020)
35. Низамутдинова К.Ф. Парцелляция в журнале «Русский репортер» в эпоху глобализации [Электронный ресурс] // Ciberleninka. Режим доступа: https:ZZcvberleninka.ru/articleZn/partsellvatsiva-v-zhumale-russkiv-reporterZviewer (дата обращения 24.05.2020)
36. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики / под ред. Я.Н. Засурского [Электронный ресурс]: М.: МГУ, 1999. Режим доступа: http:ZZevartist.narod.ru/textZ51.htm (дата обращения 22.05.2020)
37. Проект 24.rusrep. ru [Электронный ресурс] // 24.rusrep.ru. Режим доступа: http:ZZ24.rusrep.ruZdossierZpub pointZerevan-24Z#about (дата обращения 1.06.2020)
38. Проект Лаборатория «Однажды» [Электронный ресурс] //
Storymanagement.ru. Режим доступа: http:ZZstorvmanagement.ru/ (дата
обращения 22.05.2020)
39. Пуля В. Как создать мультимедийный лонгрид [Электронный ресурс] // Mediatoolbox.ru. Режим доступа: http:ZZmediatoolbox.ru/longreadZ (дата обращения 12.05.2020).
40. Рахманова Л. И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология [Электронный ресурс] / Рахманова Л.И. Суздальцева В. Н. М., 1997. Режим доступа: http: ZZwww.bibliotekar.ru/russkiv- vazik-2Z77.htm (дата обращения 16.05.2020).
41. Репортаж [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия онлайн. Режим доступа: https:ZZbse.slovaronline.com/35995- REPORTAZH (дата обращения 14.05.2020)
42. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и
перспективы развития [Электронный ресурс] информационный портал Fapmc.ru. Режим доступа:
http:ZZwww.fapmc.ru/rospechatZactivitiesZreportsZ2015Zpechat.html (дата
обращения 18.04.2020)
43. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д. Э. Розенталя. Г. Я. Солганик, М. К. Милых, В. П. Вомперский. М.: Изд-во МГУ, 1981. 229 с.
44. Система средств массовой информации России/ Под ред. Я. Н. Засурского. М. Изд-во МГУ, 2001. 259 с.
45. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 382 с.
46. Соколов-Митрич Д. Реальный репортёр. Почему нас этому не учат на журфаке?! СПб., 2013. 256 с.
47. Соколов-Митрич Д. Реальный репортёр. Чему не учат на журфаке? СПб., 2016. 304 с.
48. Соколов-Митрич Д. Как я научился продавать людям их
собственный оптимизм [Электронный ресурс] // Secretmag.ru. Режим доступа: http://secretmag.ru/article/2016/03/15/dmitrij -sokolov-mitrich-kak-yanauchilsya- prodavat-lyudyam-ih-sobstvennyj-optimizm/ (дата обращения 18.03.2020).
49. Силантьева O. СМИ и медиа. В чём различия? [Электронный ресурс] // Silamedia. Режим доступа: http://sila.media/multimedia/smimedia/ (дата обращения 19.04.2020).
50. Смелкова З. С. Риторические основы журналистики / Смелкова
З.С., Ассуирова Л. В., Савова М. Р., Сальникова О. А. [Электронный ресурс]: Москва. 2003. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/84.htm (дата обращения 18.04.2020).
51. Смеюха В. Дмитрий Соколов-Митрич: Сегодня медиа не представляют интереса для традиционных инвестиций [Электронный ресурс] // S-kub.ru. Режим доступа: http://s-kub.ru/master-klass-2/id-dmitrij-sokolov- mitrichsegodnya-media-ne-predstavlyayut-interesa-dlya-tradicionnyx-investicij/ (дата обращения 13.04.2020).
52. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно - психологический аспект. М:. Аспект Пресс, 1998. 254 с.
53. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002. 312 с.
54. Тырыгина В.А. Жанры в информационно-массовом дискурсе. М.: Прометей, 2007. 359 с.
55. Сафина А.Р. Особенности жанров Интернет-СМИ / /Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. т. 15. №2. C. 226-229.
56. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М. : Аспект пресс, 2001. 259 с.
57. Соболев С. Суд постановил продать акции медиахолдинга
«Эксперт» по рыночной цене [Электронный ресурс] Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг». Режим доступа:
https://www.rbc.ru/technologv and media/12/07/2019/5d2887169a7947f6a73257 55 (дата обращения 18.04.2020).
58. Стинс О. Новые медиа / Стинс О., Ван Фухт Д. / [Электронный ресурс]: Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 7. 2008 Журналистика. / Пер. с англ. Н. Бергер. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/novve-media (дата обращения 21.05.2020).
59. Темникова Л. Б. О многообразии медиажанров в современной
российской и зарубежной журналистике [Электронный ресурс]: Научный журнал КубГАУ, №115(01), 2016. Режим доступа:
http: //ej. kubagro .ru/2016/01 /pdf/62 .pdf (дата обращения 15.06.2020).
60. Тертычный А.А. особенности жанрообразования в интернет- СМИ / Научные ведомости. Гуманитарные науки. 2013. № 6 (149). Выпуск 17. C. 172-179.
61. Устюжанова В.А. Трансформация жанра репортажа под
влиянием социальных медиа [Электронный ресурс]: архив электронных ресурсов СФУ. Режим доступа: http://elib.sfu-
kras.ru/bitstream/handle/2311/8774/Twitter-reportazh.pdf?sequence=1 (дата
обращения 11.05.2020).
62. Учёнова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия / Методы журналистского творчества М.: изд-во МГУ, 1982. 343 с.
63. Харитонова О.Ю. Жанровое своеобразие современных массмедиа
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://kafedramk.ru/content/zhanrovoesvoeobrazie-sovremennvh-massmedia (дата обращения 25.04.2020).
64. Шостак М. И. Журналист и его произведение. М.: Гэндальф, 1998. 96 с.
65. Элатик А. А. Элементы разговорного синтаксиса в языке
современных российских электронных СМИ [Электронный ресурс] // Ciberleninka. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/elementv-
razgovornogo-sintaksisa-v-vazvke-sovremennvh-rossivskih-elektronnvh- smi/viewer (дата обращения 25.04.2020).
66. Dijk T.A. van. Pragmatic connectives // Journal of Pragmatics. 1979. № 3. P. 447-456.
67. McQuail, D. Mass Communication Theoiy. London: SAGE
Publications, 2010. 632 p.
68. Sacks H., Schegloff E.A. and Jefferson G. A simplest svstematics for the organization of turn-taking conversation // Language: Journal of the Linguistic Society of America. 1974. V.50. №3. P. 696-735.
Эмпирическая база
1. Соколов-Митрич Д. Архипелаг никак [Электронный ресурс] //
Русский репортер. 2009. Режим доступа:
http://www.rusrep.ru/2009/40/shpicbergen/ (дата обращения 11.04.2020).
2. Соколов-Митрич Д. Беслан. Возвращение в август. Как нам жить
после Беслана [Электронный ресурс] // Русский репортер. 2004. Режим доступа: https : //smitrich.livej ournal .com/2164978. html (дата обращения
25.04.2020).
3. Соколов-Митрич Д. Бразилия такая Бразилия [Электронный
ресурс] // Русский репортер. 2014. Режим доступа:
http://msrep.ru/article/2014/06/19/braziliva-takava-braziliva/(gaTa обращения
15.05.2020).
4. Соколов-Митрич Д. Бунт богачей [Электронный ресурс] // Известия. 2009. Режим доступа: https://iz.ru/news/350191 (дата обращения 17.04.2020).
5. Соколов-Митрич Д. 1914-1918. Война войной [Электронный
ресурс] // Русский репортер. 2014. Режим доступа:
http: //rusrep .ru/article/2014/08/27/1914-1918-voj na-voj noj/ (дата обращения 16.04.2020).
6. Соколов-Митрич Д. Гора родила. [Электронный ресурс].
2015. Режим доступа: https://dvsvetka.livejournal.com/699534.html (дата
обращения 14.04.2020).
7. Соколов-Митрич Д. Душа фээсбэшника [Электронный ресурс] //
Русский репортер. 2013. Режим доступа:
http://rusrep.ru/article/2013/06/19/dusha/ (дата обращения 14.04.2020).
8. Соколов-Митрич Д. Екатеринбург рулит! [Электронный ресурс]
// Русский репортер. 2011. Режим доступа:
http://www.rusrep.ru/article/2011/07/20/eburg/ (дата обращения 12.04.2020).
9. Соколов-Митрич Д. Журналист не меняет профессию [Электронный ресурс] // Русский репортер. 2011. Режим доступа: https://expert.ru/russian reporter/2011/44/zhurnalist-ne-menvaet-professivu/
10. Соколов-Митрич Д. Заборобой [Электронный ресурс] // Русский
репортер. 2013. Режим доступа:
https://expert.ru/russian reporter/201 З/48/zaboroboj/ (дата обращения
25.04.2020).
11. Соколов-Митрич Д. Замороженный [Электронный ресурс] // ЛитМир. 2009. Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b= 178290&p=32 (дата обращения 24.05.2020).
12. 10. Соколов-Митрич Д. Иран устал ждать войны (2015) [Электронный ресурс] // « Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?!» Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=178290&p= 1 (дата обращения 22.05.2020).
13. Соколов-Митрич Д. Как кузбасские ватники превратили шахтерский поселок в крупнейший горнолыжный курорт России [Электронный ресурс] // Русский репортер. 2015. Режим доступа: http://rusrep.ru/article/2015/03/06/gora-rodila/ (дата обращения 22.05.2020).
14. Соколов-Митрич Д. Как я научился продавать людям их собственный оптимизм [Электронный ресурс] // Секрет фирмы. 2016. Режим доступа: https://secretmag.ru/opinions/dmitrij-sokolov-mitrich-kak-ya-nauchilsya- prodavatlyudyam-ih-sobstvennyj-optimizm.htm (дата обращения: 12.05.2020).
15. Соколов-Митрич Д. Концерт для пустоты с оркестром [Электронный ресурс] // Русский репортер. 2013. Режим доступа: http://rusrep.ru/article/2013/03/20/concert/ (дата обращения 21.05.2020)
16. Соколов-Митрич Д. Криминальное чтиво [Электронный ресурс]
// Русский репортер. 2012. №44(273). Режим доступа:
http://rusrep.ru/article/2012/11/07/kriminal/ (дата обращения 25.04.2020)
17. Соколов-Митрич Д. Маленькая гражданская война [Электронный
ресурс] // Русский репортер. 2010. Режим доступа:
https://expert.ru/russian reporter/2010/23/primorskie partizany/ (дата
обращения 23.04.2020).
18. Соколов-Митрич Д. Мир, дружба, жвачка[Электронный ресурс] // Русский репортер. 2014. Режим доступа: http: //rusrep .ru/article/2014/10/17/mir- druzhba-zhvachka/ (дата обращения 21.04.2020).
19. Соколов-Митрич Д. Мужик работает [Электронный ресурс] //
Русский репортер. 2013. Режим доступа:
http://rusrep.ru/article/2013/11/25/ogurets/ (дата обращения 11.05.2020).
20. Соколов-Митрич Д. Мужики летят на биеннале! [Электронный
ресурс] // Русский репортер. 2008. Режим доступа:
https://expert.ru/russian reporter/2008/07/samodeyatelnost/ (дата обращения
11.05.2020).
21. Соколов-Митрич Д. Непрочное зачатие [Электронный ресурс] // Известия. 2007. Режим доступа: https://iz.ru/news/330061 (дата обращения 15.04.2020).
22. Соколов-Митрич Д. Ни шагу назад [Электронный ресурс] // Русский репортер. 2015. Режим доступа: http://rusrep.ru/article/2015/04/04/ш- shagu-nazad/ (дата обращения 15.04.2020).
23. Соколов-Митрич Д. Олимпиада на всю голову (2008)
[Электронный ресурс] // «Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?!». Режим доступа: http://litra.pro/realjnij-reporter-pochemu-nas-
etomu-ne-uchat-na-zhurfake/sokolov-mitrich-dmitrij/read/129 (дата обращения 28.04.2020).
24. Соколов-Митрич Д. Патриотизм не пройдет! (2006) [Электронный ресурс] // « Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?!». Режим доступа: http://litra.pro/realjnij -reporter-pochemu-nas-etomu-ne-uchat-na- zhurfake/sokolov-mitrich-dmitrij/read/84 (дата обращения 28.04.2020).
25. Соколов-Митрич Д. Поза «Ку». Как проводят остаток своей
жизни осужденные террористы [Электронный ресурс] // ЛитМир. 2002. Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=178290&p=7(дата обращения
16.04.2020).
26. Соколов-Митрич Д. Почему жители города Нефтеюганска не
хотят вступаться за Ходорковского (2015) [Электронный ресурс] // «Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?!» Режим доступа: Н^р: //1Нга. pro/realj пт| -reporter-pochemu-nas-etomu-ne-uchat-na-
zhurfake/soko1ov-mitrich-dmitrij/read/45 (дата обращения 28.04.2020).
27. 28. Соколов-Митрич Д. Реальный репортер. Почему нас этому
не учат на журфаке?! [Электронный ресурс] СПб.: Питер, 2012. Режим доступа https://iknigi.net/avtor-dmitriy-soko1ov-mitrich/55048-rea1nvv-reporter- pochemu-nas-etomu-ne-uchat-na-zhurfake-dmitriy-soko1ov-mitrich.html (дата
обращения 11.04.2020).
28. Соколов-Митрич Д. Репортеры вдоль границ [Электронный
ресурс] // Русский репортер. 2013. Режим доступа:
http://rusrep.ru/article/2013/08/29/velo serbia/ (дата обращения 10.04.2020).
29. Соколов-Митрич Д. Робинзоны [Электронный ресурс] //
Известия. 2002. Режим доступа: ййрз://гнззку-
sever.livejoumal.com/164700.html (дата обращения 10.04.2020).
30. Соколов-Митрич Д. Саратов должен быть разрушен [Электронный ресурс] // Русский репортер. 2010. Режим доступа: https://expert.ru/russian_reporter/2010/20/gorod/
31. Соколов-Митрич Д. Столица империи «Ха» (2003) [Электронный ресурс] // «Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?!» Режим доступа: http://litra.pro/realjnij-reporter-pochemu-nas-etomu-ne-uchat-na- zhurfake/sokolov-mitrich-dmitrij/read/44 (дата обращения 18.04.2020).
32. Соколов-Митрич Д. Страстная неделя. Вместе с подлодкой
«Курск» утонула не честь армии и государства, а совесть нации (2000) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://smitrich.livejoumal.com/1091522.html (дата обращения 25.05.2020).
33. 3 Соколов-Митрич Д. Танечкин облом [Электронный ресурс]
// Взгляд. 2009. Режим доступа: https://vz.ru/columns/2009/3/4/261679.html (дата обращения 25.05.2020).
34. Соколов-Митрич Д. Тарарышкина революция [Электронный
ресурс] // Русский репортер. 2009. Режим доступа:
https://expert.ru/russian reporter/2009/29/samouprovlenie/ (дата обращения
12.04.2020).
35. Соколов-Митрич Д. Шрэк на Тихой речке [Электронный ресурс]
// Русский репортер. 2007. Режим доступа:
https://rusrep.ru/2007/09/provincyalnye kinoteatry/ (дата обращения
22.04.2020).