Модель психического детей, воспитывающихся в детском доме
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические предпосылки изучение модели психического детей, воспитывающихся в детском доме 8
1.1 Феномен модели психического и аспекты ее изучения 8
1.2 Особенности психического развития детей-сирот и влияние семейной
депривации на развитие модели психического 19
Глава 2 Результаты эмпирического исследования модели психического детей, воспитывающихся в детских домах 35
2.1 Организация исследования модели психического детей, воспитывающихся
в детских домах 35
2.2 Анализ эмпирического исследования модели психического детей,
воспитывающихся в детских домах 40
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение
Глава 1 Теоретические предпосылки изучение модели психического детей, воспитывающихся в детском доме 8
1.1 Феномен модели психического и аспекты ее изучения 8
1.2 Особенности психического развития детей-сирот и влияние семейной
депривации на развитие модели психического 19
Глава 2 Результаты эмпирического исследования модели психического детей, воспитывающихся в детских домах 35
2.1 Организация исследования модели психического детей, воспитывающихся
в детских домах 35
2.2 Анализ эмпирического исследования модели психического детей,
воспитывающихся в детских домах 40
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение
Актуальность
В современном обществе от уровня способностей человека, которые он использует во взаимодействии с окружающим миром зависит его психологическое здоровье и успешность. Взаимодействовать с обществом человек начинает с самого рождения и продолжается дынный процесс в течении всей его жизни. Успех его социализации и адаптации в обществе во многом зависит от того, как индивид усвоил социальный опыт. Герасимова А.С. и Сергиенко Е.А. выделили, что понимание человеком того, что у каждого из нас индивидуальное видение мира, а мысли и чувства не совпадают с социальным ожиданием, является основным условием социального познания.
Умение отделять свои внутренний мир от мира другого дает нам возможность лучше понимать мысли и чувства других людей, предвидеть и влиять на их поведение в той или иной ситуации, тем самым обеспечивая себе возможность быть участником социального взаимоотношения.
Проблема развития способности понимать и отделять собственное психическое от психического других людей изучается многими исследователями в направлении «Theory of Mind» или «Модель психического», но в отечественной психологии развитие этого направления недостаточно представлено.
По мнению Е.А. Сергиенко, формирование модели психического как когнитивного механизма для понимания собственных психических состояний (знаний, намерений, желаний, эмоций, убеждений и т. д.) и состояний другого происходит постепенно, через когнитивное осложнение, реорганизации этих явлений на определенных этапах развития.
Развитие у ребенка процесса понимания эмоций и намерений другого человека, а также понимания того, что его знания отличаются от знаний других людей, происходит, когда ребенок вступает в социальное взаимодействие после разделения физического и психического мира. В возрасте четырех лет психические состояния уже играют центральную роль в понимании собственных действий и действий других, позволяя им оценить внутреннюю причинность действий других и предсказывать их поведение. [48]. Для развития модели психического требуется не только развитие индивидуальных представлений о внутреннем мире других людей, но и развитие способности объединять эти представления в модели для понимания своего окружения. [25].
Таким образом, изучение модели психического возможно посредством анализа основных представлений о психическом (желаний, намерений, эмоций, знаний и т. д.), а также анализа понимания ситуаций взаимодействия, причин событий, действий других людей, умения прогнозировать их поведение.
Тем не менее, особенности развития модели психического обнаружены и у обычно развивающихся детей, не только в условиях патологии. Авторы исследования отмечают, что на понимание психического влияют условия, в которых дети получают опыт социальных взаимодействии (присутствие братьев и сестер, ролевые игры, семейные разговоры, элементы общения и т. д.) (Jenkins, Astington, 1996; Perner, Ruffman, Leekman, 1994; Wellman, Lagatuta, 2000; Howe et al., 1998; Lewis et al., 1996; Dunn et al., 1991; Camras et al., 1988; Peterson, Siegal, 1997).
Современная система образования специальных учреждений, в которых живут сироты до определенного возраста, неэффективна в создании условий для полноценного развития личности. Из-за материальных и моральных проблем психические и соматические заболевания распространяются среди детей-сирот. Воспитание в закрытых учреждениях нарушает естественный процесс формирования личности и социализации личности, что приводит к одной из социальных проблем - социальной депривации детей-сирот.
Цель исследования: выявить особенности модели психического и его роли в эмоциональном интеллекте детей, воспитывающихся в детских домах.
Объект: феномен модели психического.
Предмет: понимание психического и физического мира детьми- сиротами.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по проблеме формирования модели психического, а также особенностей проявления модели психического у детей, воспитывающихся в детских домах.
2. Организация и проведения исследования развития модели психического у детей, воспитывающихся в детских домах.
3. Выявить особенности модели психического детей в условиях семейной депривации.
4. Проанализировать взаимосвязь модели психического с эмоциональным интеллектом детей-сирот.
5. Охарактеризовать модели психического у детей-сирот, воспитывающихся вне семейного окружения.
Гипотезы:
1. У детей-сирот в связи с депривированной социальной ситуацией развития будет наблюдаться дефицит модели психического.
2. Дефицит модели психического будет сопряжен с низкими показателями эмоционального интеллекта, в частности способностью использования эмоций для повышения эффективности деятельности и способности регуляции своих эмоций для улучшения межличностных отношений.
Теоретико-методологические основания :
1. Работа выполнена в русле исследований модели психического («Theory of mind»), изучающих развитие представлений о собственном психическом мире и психическом мире других людей (Wellman, Lagatuta, 2000; Flavell, 2004; Сергиенко Е.А. 2006, 2009, 2014, 2015; Baron-Cohen et al., 2013).
2. Концепция психической депривации (Лангмейер, Матейчек, 1984; Прихожан, Толстых, 1990; Мухина, 1981; Дубровина, Рузская, 1990; Боулби, 1951; Шпиц, 2001, 2002; и др.).
3. Периодизация возрастного развития Л.С. Выготского.
Эмпирическая выборка:
Выборку составили воспитанники двух центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей - «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №1» и «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №4». В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте от 11 до 15 лет.
Методы исследования:
1. Теоритический анализ источников.
2. Методы сбора эмпирических данных:
• Методика Н.Холла «Эмоциональный интеллект» (в адаптации Е.П.
Ильин)
• Тест "Reading the mind in the eyes" («Чтение психического состояния другого по взгляду») - (автор Baron-Cohen S., 1995 г., русская редакция Румянцевой Е.Е.)
• MSCEIT (the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) v. 2.0 (в адаптации Е.А.Сергиенко, И.И.Ветровой)
3. Математико-статистический анализ данных:
Корреляционный анализ, регрессионный анализ, U-критерий Манна-Уитни. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 23.00.
Практическая значимость работы:
Знания о понимании самого себя и другого человека детьми-сиротами, о специфике развития внутреннего мира у детей-сирот будут служить поддержкой для более успешной организации процесса их воспитания и адекватного взаимодействия с ними. Осознание и понимание значения роли раннего социального взаимоотношения, знания о механизмах социального поведения, социализации, необходимых условиях развития в детском возрасте могут использоваться для повышения эффективности оказания помощи и поддержки сиротам в их социальной адаптации и интеграции в обществе. Знания о возрастных особенностях формирования у детей-сирот понимания внутреннего мира окружающих людей дает нам возможность выделить трудности в социализации детей-сирот. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке и реализации программ семейного воспитания сирот, при подготовки их к самостоятельной жизни, социальной адаптации, программ подготовки приемных родителей, семейного устройства, программ профилактики вторичного сиротства.
В современном обществе от уровня способностей человека, которые он использует во взаимодействии с окружающим миром зависит его психологическое здоровье и успешность. Взаимодействовать с обществом человек начинает с самого рождения и продолжается дынный процесс в течении всей его жизни. Успех его социализации и адаптации в обществе во многом зависит от того, как индивид усвоил социальный опыт. Герасимова А.С. и Сергиенко Е.А. выделили, что понимание человеком того, что у каждого из нас индивидуальное видение мира, а мысли и чувства не совпадают с социальным ожиданием, является основным условием социального познания.
Умение отделять свои внутренний мир от мира другого дает нам возможность лучше понимать мысли и чувства других людей, предвидеть и влиять на их поведение в той или иной ситуации, тем самым обеспечивая себе возможность быть участником социального взаимоотношения.
Проблема развития способности понимать и отделять собственное психическое от психического других людей изучается многими исследователями в направлении «Theory of Mind» или «Модель психического», но в отечественной психологии развитие этого направления недостаточно представлено.
По мнению Е.А. Сергиенко, формирование модели психического как когнитивного механизма для понимания собственных психических состояний (знаний, намерений, желаний, эмоций, убеждений и т. д.) и состояний другого происходит постепенно, через когнитивное осложнение, реорганизации этих явлений на определенных этапах развития.
Развитие у ребенка процесса понимания эмоций и намерений другого человека, а также понимания того, что его знания отличаются от знаний других людей, происходит, когда ребенок вступает в социальное взаимодействие после разделения физического и психического мира. В возрасте четырех лет психические состояния уже играют центральную роль в понимании собственных действий и действий других, позволяя им оценить внутреннюю причинность действий других и предсказывать их поведение. [48]. Для развития модели психического требуется не только развитие индивидуальных представлений о внутреннем мире других людей, но и развитие способности объединять эти представления в модели для понимания своего окружения. [25].
Таким образом, изучение модели психического возможно посредством анализа основных представлений о психическом (желаний, намерений, эмоций, знаний и т. д.), а также анализа понимания ситуаций взаимодействия, причин событий, действий других людей, умения прогнозировать их поведение.
Тем не менее, особенности развития модели психического обнаружены и у обычно развивающихся детей, не только в условиях патологии. Авторы исследования отмечают, что на понимание психического влияют условия, в которых дети получают опыт социальных взаимодействии (присутствие братьев и сестер, ролевые игры, семейные разговоры, элементы общения и т. д.) (Jenkins, Astington, 1996; Perner, Ruffman, Leekman, 1994; Wellman, Lagatuta, 2000; Howe et al., 1998; Lewis et al., 1996; Dunn et al., 1991; Camras et al., 1988; Peterson, Siegal, 1997).
Современная система образования специальных учреждений, в которых живут сироты до определенного возраста, неэффективна в создании условий для полноценного развития личности. Из-за материальных и моральных проблем психические и соматические заболевания распространяются среди детей-сирот. Воспитание в закрытых учреждениях нарушает естественный процесс формирования личности и социализации личности, что приводит к одной из социальных проблем - социальной депривации детей-сирот.
Цель исследования: выявить особенности модели психического и его роли в эмоциональном интеллекте детей, воспитывающихся в детских домах.
Объект: феномен модели психического.
Предмет: понимание психического и физического мира детьми- сиротами.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по проблеме формирования модели психического, а также особенностей проявления модели психического у детей, воспитывающихся в детских домах.
2. Организация и проведения исследования развития модели психического у детей, воспитывающихся в детских домах.
3. Выявить особенности модели психического детей в условиях семейной депривации.
4. Проанализировать взаимосвязь модели психического с эмоциональным интеллектом детей-сирот.
5. Охарактеризовать модели психического у детей-сирот, воспитывающихся вне семейного окружения.
Гипотезы:
1. У детей-сирот в связи с депривированной социальной ситуацией развития будет наблюдаться дефицит модели психического.
2. Дефицит модели психического будет сопряжен с низкими показателями эмоционального интеллекта, в частности способностью использования эмоций для повышения эффективности деятельности и способности регуляции своих эмоций для улучшения межличностных отношений.
Теоретико-методологические основания :
1. Работа выполнена в русле исследований модели психического («Theory of mind»), изучающих развитие представлений о собственном психическом мире и психическом мире других людей (Wellman, Lagatuta, 2000; Flavell, 2004; Сергиенко Е.А. 2006, 2009, 2014, 2015; Baron-Cohen et al., 2013).
2. Концепция психической депривации (Лангмейер, Матейчек, 1984; Прихожан, Толстых, 1990; Мухина, 1981; Дубровина, Рузская, 1990; Боулби, 1951; Шпиц, 2001, 2002; и др.).
3. Периодизация возрастного развития Л.С. Выготского.
Эмпирическая выборка:
Выборку составили воспитанники двух центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей - «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №1» и «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №4». В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте от 11 до 15 лет.
Методы исследования:
1. Теоритический анализ источников.
2. Методы сбора эмпирических данных:
• Методика Н.Холла «Эмоциональный интеллект» (в адаптации Е.П.
Ильин)
• Тест "Reading the mind in the eyes" («Чтение психического состояния другого по взгляду») - (автор Baron-Cohen S., 1995 г., русская редакция Румянцевой Е.Е.)
• MSCEIT (the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) v. 2.0 (в адаптации Е.А.Сергиенко, И.И.Ветровой)
3. Математико-статистический анализ данных:
Корреляционный анализ, регрессионный анализ, U-критерий Манна-Уитни. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 23.00.
Практическая значимость работы:
Знания о понимании самого себя и другого человека детьми-сиротами, о специфике развития внутреннего мира у детей-сирот будут служить поддержкой для более успешной организации процесса их воспитания и адекватного взаимодействия с ними. Осознание и понимание значения роли раннего социального взаимоотношения, знания о механизмах социального поведения, социализации, необходимых условиях развития в детском возрасте могут использоваться для повышения эффективности оказания помощи и поддержки сиротам в их социальной адаптации и интеграции в обществе. Знания о возрастных особенностях формирования у детей-сирот понимания внутреннего мира окружающих людей дает нам возможность выделить трудности в социализации детей-сирот. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке и реализации программ семейного воспитания сирот, при подготовки их к самостоятельной жизни, социальной адаптации, программ подготовки приемных родителей, семейного устройства, программ профилактики вторичного сиротства.
В выпускной квалификационной работе были изучены особенности модели психического детей, воспитывающихся в детских домах.
Исследования в русле подхода «модель психического» показывают, что процесс развития понимания себя и окружающего мира начинается с самого рождения, активно формируется в дошкольном возрасте, и продолжает усложняться в течение всей жизни.
Начиная свое развитие с самого раннего возраста, модель психического формирует способность ребенка понимать психические феномены, разделять и сопоставлять модели представлений разных людей, влиять на их поведение. «Модель психического выступает в качестве основы социального познания, «внутреннего «фильтра» понимания социума, а, следовательно, процесса социализации», позволяет ребенку понимать и принимать порядок социального устройства, понимать требования, предъявляемые ему социальной действительностью и отличать их от своих собственных. Реализуя принцип понимания «внешнего через внутреннее» ребенок становится субъектом социальных взаимодействий и воздействий, что прямо ставит вопрос о способах и методах его воспитания и обучения, особенно если это процесс происходит вне семьи.
Развитие детей-сирот в условиях специализированных учреждений несет много рисков формирования модели психического, сокращая возможности детей для успешной социализации.
Последствия депривации, отсутствие развития в условиях семейной среды, которая способствует получению опыта эмоционально-психологической близости, а также отсутствие качественных характеристик взаимодействия «взрослый-ребенок», причинами которых стали те или иные эмоции, также отсутствие реакций на проявление положительных и отрицательных эмоций в раннем детстве - может существенным образом ограничивать способность детей понимать себя и других.
Также на уровень развития модели психического у детей-сирот большое влияние оказывает атмосфера в учреждении, в котором они проживают и их взаимосвязи с воспитателями и сверстниками.
В работе были выявлены особенности понимания эмоций, как показателя развития модели психического детьми, воспитывающимися в условиях семейной депривации. Были отображены различия в формировании компонентов эмоционального интеллекта у детей-сирот, которые зависят от уровня понимания модели психического.
На основе результатов нашего исследования, нами было составлено и реализовано психокоррекционное тренинговое мероприятие по теме «Формирование навыков эмоционального интеллекта у детей-сирот»
В работе были подтверждены гипотезы сформулированные в начале исследования, что у детей-сирот в связи с депривированной социальной ситуацией развития наблюдается дефицит модели психического. А также, что дефицит модели психического сопряжен с низкими показателями эмоционального интеллекта, в частности способностью использования эмоций для повышения эффективности деятельности и способностью регуляции своих эмоций для улучшения межличностных отношений.
Исследования в русле подхода «модель психического» показывают, что процесс развития понимания себя и окружающего мира начинается с самого рождения, активно формируется в дошкольном возрасте, и продолжает усложняться в течение всей жизни.
Начиная свое развитие с самого раннего возраста, модель психического формирует способность ребенка понимать психические феномены, разделять и сопоставлять модели представлений разных людей, влиять на их поведение. «Модель психического выступает в качестве основы социального познания, «внутреннего «фильтра» понимания социума, а, следовательно, процесса социализации», позволяет ребенку понимать и принимать порядок социального устройства, понимать требования, предъявляемые ему социальной действительностью и отличать их от своих собственных. Реализуя принцип понимания «внешнего через внутреннее» ребенок становится субъектом социальных взаимодействий и воздействий, что прямо ставит вопрос о способах и методах его воспитания и обучения, особенно если это процесс происходит вне семьи.
Развитие детей-сирот в условиях специализированных учреждений несет много рисков формирования модели психического, сокращая возможности детей для успешной социализации.
Последствия депривации, отсутствие развития в условиях семейной среды, которая способствует получению опыта эмоционально-психологической близости, а также отсутствие качественных характеристик взаимодействия «взрослый-ребенок», причинами которых стали те или иные эмоции, также отсутствие реакций на проявление положительных и отрицательных эмоций в раннем детстве - может существенным образом ограничивать способность детей понимать себя и других.
Также на уровень развития модели психического у детей-сирот большое влияние оказывает атмосфера в учреждении, в котором они проживают и их взаимосвязи с воспитателями и сверстниками.
В работе были выявлены особенности понимания эмоций, как показателя развития модели психического детьми, воспитывающимися в условиях семейной депривации. Были отображены различия в формировании компонентов эмоционального интеллекта у детей-сирот, которые зависят от уровня понимания модели психического.
На основе результатов нашего исследования, нами было составлено и реализовано психокоррекционное тренинговое мероприятие по теме «Формирование навыков эмоционального интеллекта у детей-сирот»
В работе были подтверждены гипотезы сформулированные в начале исследования, что у детей-сирот в связи с депривированной социальной ситуацией развития наблюдается дефицит модели психического. А также, что дефицит модели психического сопряжен с низкими показателями эмоционального интеллекта, в частности способностью использования эмоций для повышения эффективности деятельности и способностью регуляции своих эмоций для улучшения межличностных отношений.
Подобные работы
- Эмоционально-личностная сфера младших школьников, воспитывающихся в детском доме и имеющих наставника
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - «Изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей младших подростков - воспитанников детского дома»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей младших подростков - воспитанников детского дома
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



