Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модель психического детей, воспитывающихся в детском доме

Работа №92604

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические предпосылки изучение модели психического детей, воспитывающихся в детском доме 8
1.1 Феномен модели психического и аспекты ее изучения 8
1.2 Особенности психического развития детей-сирот и влияние семейной
депривации на развитие модели психического 19
Глава 2 Результаты эмпирического исследования модели психического детей, воспитывающихся в детских домах 35
2.1 Организация исследования модели психического детей, воспитывающихся
в детских домах 35
2.2 Анализ эмпирического исследования модели психического детей,
воспитывающихся в детских домах 40
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение


Актуальность
В современном обществе от уровня способностей человека, которые он использует во взаимодействии с окружающим миром зависит его психологическое здоровье и успешность. Взаимодействовать с обществом человек начинает с самого рождения и продолжается дынный процесс в течении всей его жизни. Успех его социализации и адаптации в обществе во многом зависит от того, как индивид усвоил социальный опыт. Герасимова А.С. и Сергиенко Е.А. выделили, что понимание человеком того, что у каждого из нас индивидуальное видение мира, а мысли и чувства не совпадают с социальным ожиданием, является основным условием социального познания.
Умение отделять свои внутренний мир от мира другого дает нам возможность лучше понимать мысли и чувства других людей, предвидеть и влиять на их поведение в той или иной ситуации, тем самым обеспечивая себе возможность быть участником социального взаимоотношения.
Проблема развития способности понимать и отделять собственное психическое от психического других людей изучается многими исследователями в направлении «Theory of Mind» или «Модель психического», но в отечественной психологии развитие этого направления недостаточно представлено.
По мнению Е.А. Сергиенко, формирование модели психического как когнитивного механизма для понимания собственных психических состояний (знаний, намерений, желаний, эмоций, убеждений и т. д.) и состояний другого происходит постепенно, через когнитивное осложнение, реорганизации этих явлений на определенных этапах развития.
Развитие у ребенка процесса понимания эмоций и намерений другого человека, а также понимания того, что его знания отличаются от знаний других людей, происходит, когда ребенок вступает в социальное взаимодействие после разделения физического и психического мира. В возрасте четырех лет психические состояния уже играют центральную роль в понимании собственных действий и действий других, позволяя им оценить внутреннюю причинность действий других и предсказывать их поведение. [48]. Для развития модели психического требуется не только развитие индивидуальных представлений о внутреннем мире других людей, но и развитие способности объединять эти представления в модели для понимания своего окружения. [25].
Таким образом, изучение модели психического возможно посредством анализа основных представлений о психическом (желаний, намерений, эмоций, знаний и т. д.), а также анализа понимания ситуаций взаимодействия, причин событий, действий других людей, умения прогнозировать их поведение.
Тем не менее, особенности развития модели психического обнаружены и у обычно развивающихся детей, не только в условиях патологии. Авторы исследования отмечают, что на понимание психического влияют условия, в которых дети получают опыт социальных взаимодействии (присутствие братьев и сестер, ролевые игры, семейные разговоры, элементы общения и т. д.) (Jenkins, Astington, 1996; Perner, Ruffman, Leekman, 1994; Wellman, Lagatuta, 2000; Howe et al., 1998; Lewis et al., 1996; Dunn et al., 1991; Camras et al., 1988; Peterson, Siegal, 1997).
Современная система образования специальных учреждений, в которых живут сироты до определенного возраста, неэффективна в создании условий для полноценного развития личности. Из-за материальных и моральных проблем психические и соматические заболевания распространяются среди детей-сирот. Воспитание в закрытых учреждениях нарушает естественный процесс формирования личности и социализации личности, что приводит к одной из социальных проблем - социальной депривации детей-сирот.
Цель исследования: выявить особенности модели психического и его роли в эмоциональном интеллекте детей, воспитывающихся в детских домах.
Объект: феномен модели психического.
Предмет: понимание психического и физического мира детьми- сиротами.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по проблеме формирования модели психического, а также особенностей проявления модели психического у детей, воспитывающихся в детских домах.
2. Организация и проведения исследования развития модели психического у детей, воспитывающихся в детских домах.
3. Выявить особенности модели психического детей в условиях семейной депривации.
4. Проанализировать взаимосвязь модели психического с эмоциональным интеллектом детей-сирот.
5. Охарактеризовать модели психического у детей-сирот, воспитывающихся вне семейного окружения.
Гипотезы:
1. У детей-сирот в связи с депривированной социальной ситуацией развития будет наблюдаться дефицит модели психического.
2. Дефицит модели психического будет сопряжен с низкими показателями эмоционального интеллекта, в частности способностью использования эмоций для повышения эффективности деятельности и способности регуляции своих эмоций для улучшения межличностных отношений.
Теоретико-методологические основания :
1. Работа выполнена в русле исследований модели психического («Theory of mind»), изучающих развитие представлений о собственном психическом мире и психическом мире других людей (Wellman, Lagatuta, 2000; Flavell, 2004; Сергиенко Е.А. 2006, 2009, 2014, 2015; Baron-Cohen et al., 2013).
2. Концепция психической депривации (Лангмейер, Матейчек, 1984; Прихожан, Толстых, 1990; Мухина, 1981; Дубровина, Рузская, 1990; Боулби, 1951; Шпиц, 2001, 2002; и др.).
3. Периодизация возрастного развития Л.С. Выготского.
Эмпирическая выборка:
Выборку составили воспитанники двух центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей - «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №1» и «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №4». В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте от 11 до 15 лет.
Методы исследования:
1. Теоритический анализ источников.
2. Методы сбора эмпирических данных:
• Методика Н.Холла «Эмоциональный интеллект» (в адаптации Е.П.
Ильин)
• Тест "Reading the mind in the eyes" («Чтение психического состояния другого по взгляду») - (автор Baron-Cohen S., 1995 г., русская редакция Румянцевой Е.Е.)
• MSCEIT (the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) v. 2.0 (в адаптации Е.А.Сергиенко, И.И.Ветровой)
3. Математико-статистический анализ данных:
Корреляционный анализ, регрессионный анализ, U-критерий Манна-Уитни. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 23.00.
Практическая значимость работы:
Знания о понимании самого себя и другого человека детьми-сиротами, о специфике развития внутреннего мира у детей-сирот будут служить поддержкой для более успешной организации процесса их воспитания и адекватного взаимодействия с ними. Осознание и понимание значения роли раннего социального взаимоотношения, знания о механизмах социального поведения, социализации, необходимых условиях развития в детском возрасте могут использоваться для повышения эффективности оказания помощи и поддержки сиротам в их социальной адаптации и интеграции в обществе. Знания о возрастных особенностях формирования у детей-сирот понимания внутреннего мира окружающих людей дает нам возможность выделить трудности в социализации детей-сирот. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке и реализации программ семейного воспитания сирот, при подготовки их к самостоятельной жизни, социальной адаптации, программ подготовки приемных родителей, семейного устройства, программ профилактики вторичного сиротства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были изучены особенности модели психического детей, воспитывающихся в детских домах.
Исследования в русле подхода «модель психического» показывают, что процесс развития понимания себя и окружающего мира начинается с самого рождения, активно формируется в дошкольном возрасте, и продолжает усложняться в течение всей жизни.
Начиная свое развитие с самого раннего возраста, модель психического формирует способность ребенка понимать психические феномены, разделять и сопоставлять модели представлений разных людей, влиять на их поведение. «Модель психического выступает в качестве основы социального познания, «внутреннего «фильтра» понимания социума, а, следовательно, процесса социализации», позволяет ребенку понимать и принимать порядок социального устройства, понимать требования, предъявляемые ему социальной действительностью и отличать их от своих собственных. Реализуя принцип понимания «внешнего через внутреннее» ребенок становится субъектом социальных взаимодействий и воздействий, что прямо ставит вопрос о способах и методах его воспитания и обучения, особенно если это процесс происходит вне семьи.
Развитие детей-сирот в условиях специализированных учреждений несет много рисков формирования модели психического, сокращая возможности детей для успешной социализации.
Последствия депривации, отсутствие развития в условиях семейной среды, которая способствует получению опыта эмоционально-психологической близости, а также отсутствие качественных характеристик взаимодействия «взрослый-ребенок», причинами которых стали те или иные эмоции, также отсутствие реакций на проявление положительных и отрицательных эмоций в раннем детстве - может существенным образом ограничивать способность детей понимать себя и других.
Также на уровень развития модели психического у детей-сирот большое влияние оказывает атмосфера в учреждении, в котором они проживают и их взаимосвязи с воспитателями и сверстниками.
В работе были выявлены особенности понимания эмоций, как показателя развития модели психического детьми, воспитывающимися в условиях семейной депривации. Были отображены различия в формировании компонентов эмоционального интеллекта у детей-сирот, которые зависят от уровня понимания модели психического.
На основе результатов нашего исследования, нами было составлено и реализовано психокоррекционное тренинговое мероприятие по теме «Формирование навыков эмоционального интеллекта у детей-сирот»
В работе были подтверждены гипотезы сформулированные в начале исследования, что у детей-сирот в связи с депривированной социальной ситуацией развития наблюдается дефицит модели психического. А также, что дефицит модели психического сопряжен с низкими показателями эмоционального интеллекта, в частности способностью использования эмоций для повышения эффективности деятельности и способностью регуляции своих эмоций для улучшения межличностных отношений.



1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 2003.
2. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия./ Под ред. Куликова Л.В. 2 -е изд. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
3. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для студентов вузов СПб.: Питер, 2009. - 96 с.
4. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. / Под ред. Брушлинского А.В. и Кольцовой В.А. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
5. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей 2 -е изд. М.: Академический Проект, 2005. 232 с.
6. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Алетейя, 2003.
7. Виленская Г.А., Сергиенко Е.А. Социализация личности и развитие // Современная психология/ Под ред. В.Н. Дружинина - М.: Инфра-М, 1999.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка М.: Смысл, Эксмо, 2004. 512 с.
9. Герасимова А.С. Особенности понимания обмана детьми 5-11 лет и становление «модели психического». Автореферат дисс. на соискание степени канд. психол. наук. М., 2004. 234 с.
10. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание обмана детьми 5-11 лет и становление модели психического // Психологический журнал. 2005. Том 26, № 1. С. 56-70.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 208 с.
12. Егорова М.А. Особенности психологических новообразований подростков в школе интернате // Дефектология: Научно методический журнал. 2006. № 1. С. 25—29
13.Запорожец А.В., Неверович Я.З. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
14.Знаков В.В. Психология понимания. М.: Институт психологии РАН, 2005.
15. Золотарёва, О.С. Влияние депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: автореф. дис. канд. псих. наук. Астрахань., 2007. 21 с.
16. Изард К. Психология эмоций. Спб.: Издательство «Питер», 1999.
17. Изотова Е.И Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук. М.,1994.
18. Изотова Е.И, Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
19. Канунников Р.И. Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах: дис. канд. психол. наук. Казань, 2001. 165 с.
20. Конькова О. В. Становление «Модели психического» как основание для развития правдивого и неправдивого поведения в дошкольном возрасте. // Психология социального развития: полифония жизни: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Н. Карандашева, Н.В. Гольцовой. Минск, 2010. С. 34-45.
21. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9 -е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
22. Лангмейер, Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценум, 1984. 334 с.
23. Лафренъе П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2004.
24. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. М.: Юнити-Дана, 2004. 408 с.
25. Лебедева Е.И. Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра: дис. канд. психол. наук. Москва, 2006. 249 с.
26. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. М.: 1995.
27. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия»,
2000.
28. Муфтеева А.М. Психологические особенности воспитанников социального приюта / Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. 440 с.
29. Мухамедрахимов Р. Ж. Развитие детей с опытом жизни в учреждении в раннем возрасте // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 299¬309.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2009. 640 с.
31. Найденова А.В. Модель психического у детей-сирот: дис. ... канд. психол. наук. М.: 2011. 197 с.
32. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992. С.160
33. Николаева Н.А., Фомина И.А. Факторы, влияющие на формирование модели психического у детей 5-7 лет / Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 29. С. 69-76.
34. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Издание 3¬е, стереотипное. М.: Тривола, 1998. 352 с.
35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. 4-е изд. М.: 2004. 372 с.
36. Петровский А. В. Общая психология. М.: Просвещение, 1976. 479 с.
37. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение. 1969. 659 с.
38. Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория» эксперименты, дискуссии. Сб.статей / сост. и общ. ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М.: Гардарики,
2001. С. 106-157.
39. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.
40. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
41. Прусакова О.А. Генезис понимания эмоций. Автореферат дисс. на соискание степени канд. псих. наук. М.: 2005. 24 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / АПН СССР: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 469 с.
43. Румянцева Е.Е. Проблема снижения theory of mind (модели психического) у больных шизофренией // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения: м-лы Всеросс. юбил. научно-практ. конф. М.: МГППУ, 2011. С.127-130.
44. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта, Одаренный ребенок - 2006. №1. С. 6-18.
45. Семья Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: дис. д-ра психол. наук. М.: 2004, С. 71—86.
46. Сергиенко Е.А. Развитие модели психического как ментальный механизм становления субъекта // Субъект, личность, психология человеческого бытия / Под ред. Знакова В.В., Рябикиной З.И. М.: Издательство Институт психологии РАН, 2005. С. 113-146.
47. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 466 с.
48. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: ИП РАН, 2009. 415 с.
49. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива / Психологический журнал. 2011. Т.32. №1. С. 120-132.
50. Сергиенко Е.А., Таланова Н.Н. Модель психического как ментальная основа понимания телевизионной рекламы детьми 3-6 лет. // Психологические проблемы современного российского общества. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 70-104.
51. Сергиенко Е.А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 5-16.
52. Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания социального мира [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 36. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения 10.05.2020).
53. Спесивцева О. И. Превенция социальной депривации детства в контексте социального анализа//Вестник Челябинского университета. Серия 8. Экономика, Социология, Социальная работа. 2001. N 1(1). С. 99-105.
54. Хачатурова А.В. Становление «модели психического» в условиях социальной депривации//Психология - наука будущего: Материалы международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего», 1-2 ноября 2007/ под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А Сергиенко. М.: Издательство Институт Психологии РАН, 2007. С. 449 - 452.
55. Шипицина JI.M. Психология детей-сирот: Учебное пособие/Л.М.
Щипицына. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2005.
56. Шпиц, Р.А. Поведение депривированных детей /Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т. II. М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. 744 с.
57. Шпиц, Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. 159 с.
58. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»? // Cognition, 1985. V. 21. P. 37-46.
59. Baron-Cohen S. Mindblindeness: An Essay on Autism and Theory of Mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1995. 171 p.
60. Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: A fifteen year review // Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience / Eds. S.Baron-Cohen., H. Tager-Flusberg, D.J.Cohen. Oxford: Oxford university press, 2000. P.10-25.
61. Baron-Cohen S. et al. (ed.). Understanding Other Minds: Perspectives from developmental social neuroscience. OUP Oxford, 2013. 498 p.
62. Flavell J. H. The developmental psychology of Jean Piaget. 1963. 472 p.
63. Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive - developmental inquiry //American psychologist. 1979. V. 34. № 10. P. 906-911.
64. Flavell J. H. Development of children’s knowledge about the mental world // International Journal of Behavioral Development. 2000. 24. P. 15- 23.
65. Flavell J. H. Theory-of-mind development: Retrospect and prospect // Merrill- Palmer Quarterly. 2004. V. 50. №. 3. P. 274-290.
66. Fletcher P. C. et al. Other minds in the brain: a functional imaging study of “theory of mind” in story comprehension // Cognition. 1995. V. 57. №. 2. P. 109¬128.
67. Gopnik A., Wellman H. M. The theory theory //An earlier version of this chapter was presented at the Society for Research in Child Development Meeting, 1991. Cambridge University Press, 1994. P. 257-293.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ