Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖЕЙ, ОСВАИВАЮЩИМИ ТВОРЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Работа №92603

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования проблемы проектирования профессиональной перспективы в юности 10
1.1 Основные подходы к исследованию жизненных перспектив в зарубежной
и отечественной психологии 10
1.2 Профессиональная перспектива как составляющая жизненной
перспективы личности 21
1.3 Социально-психологические особенности юношеского возраста в контексте формирования профессиональных перспектив 27
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей планирования профессиональной перспективы студентами колледжей, осваивающими творческие специальности в сфере культуры и искусства 37
2.1 Программа исследования 37
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей планирования профессиональной перспективы студентами колледжей,
осваивающими творческие специальности 46
2.3 Внедрение результатов исследования 65
Заключение 68
Библиографический список 70
Приложения 82


Современное российское общество характеризуется изменениями в экономической и социальной сферах. В данной ситуации существует необходимость понимания того, что без глубокого продуманного, ответственного отношения к будущему - не только ближайшему, но и достаточно отдаленному - человек не может на дальнейший прогресс во всех сферах общественной и индивидуальной жизнедеятельности, поскольку время социальных перемен, разрушая привычные способы жизни, изменяет систему индивидуальных приоритетов и ценностей человека, стиль его жизни, приводя к исчезновению одних и появлению других форм деятельности, создает возможности превращения человека из субъекта деятельности в субъекта жизни, творца своего жизненного пути и собственной судьбы.
Становление субъекта профессиональной деятельности является следствием прохождения человеком сложного пути своего развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствования профессионального мастерства. Обучение в профессиональных образовательных учреждениях - один из начальных этап профессионализации личности, формирования и становление субъекта будущей профессиональной деятельности. В контексте процесса профессионального развития личности студенческий период рассматривается не просто как этап адаптации, приспособления, подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и как этап самопознания, актуализации перспективного жизненного самоопределения, поиска путей реализации своих возможностей в выбранной профессии. Осуществляя профессиональный выбор в период юности, молодые люди выбирают в дальнейшем и образ жизни, и ту профессиональную общность, в которую в последствии будут включены.
Обращение к феномену «профессиональной перспективы» студентов, осваивающих творческие специальности в системе среднего профессионального образования в области культуры и искусства как предмету психологического исследования обусловлено рядом причин:
Во-первых, вхождение в мир будущей профессии, для студентов, обучающихся творческим специальностям в системе среднего профессионального образования в области культуры и искусства, происходит значительно раньше, чем у представителей других профессий. Профессиональное образование музыкантов, художников, танцовщиков, начинается с 4-5 лет и происходит в условиях постоянного межличностного сравнения, что характерно для учебных заведений, где учатся одаренные дети.
Во-вторых, при приеме абитуриентов на все факультеты и специальности, связанные с творчеством, помимо результатов итоговых государственных экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ), обязательными являются творческие испытания (исполнение танца, музыкального или драматического произведений, написание станковой или декоративной композиции), соответствующие направленности каждого из факультетов. Соответственно, мы можем говорит о том, что у студентов, прошедших такой отбор, уже выявлен определенный уровень развития творческих способностей или даже талант, что в свою очередь отражается на специфике организации личности. Наличие такого рода личностных факторов определенным образом влияет на взаимоотношения творческой личности с окружающим миром и формирует особую совокупность ценностных и смысловых образований личности, что в дальнейшем определяет процесс и результат планирования своего профессионального будущего.
В-третьих, профессия художника, согласно классификации А.К. Марковой, относится к категории творческих, профессиональная деятельность которых не имеет жесткой связи с нормативно заданными образцами, где профессионал сам определяет планы своей деятельности, применяет в процессе труда нестандартные, авторские методы [72].
Степень изученности проблемы
Жизненные перспективы стали предметом научного осмысления таких ученых как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.И. Ковалев, К.А Абульхановой- Славской, Н.Н. Толстых, Ф. Зимбардо, К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, Л.К. Франк и др.
Исследованию профессиональной перспективы личности посвящены работы ряда отечественных и зарубежных исследователей, таких как М. Абреу, Ж. Нюттена, М. Пайшау, Н. Пряжникова, Е.И Головахи, А.А. Кроника, И.А. Ральниковой, О.С. Гуровой, Е.А Ипполитовой.
Для нас также было значимым изучение особенностей формирования профессиональных перспектив личности в юношеском возрасте. Мы отметили, что особое внимание в научных исследованиях Б. Г. Ананьева, Божович Л.И., Л. С. Выготского, И. С. Кона, С. Л. Рубинштейна сконцентрировано на изучении психологических особенностей юношеского возраста, вопрос планирования личностью в юношеском возрасте своей жизненной перспективы (в том числе и профессиональной) активно исследовался в работах М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головахи, В.Ф. Серенковой, Ральниковой И.А., Г.С. Шляхтина.
Вместе с тем было установлено, что вопросы формирования профессиональной перспективы у студентов коллежей, которые уже начали реализацию своей профессиональной перспективы в раннем юношеском возрасте, рассмотрены неполно и фрагментарно.
Опираясь на вышеизложенное, нами выявлено основное противоречие между потребностью современного общества в личности, способной быстро реагировать на изменяющиеся условия и строить реалистичную жизненную перспективу, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность и недостаточной обращенностью психологической науки к вопросу планирования профессиональной перспективы студентами среднеспециальных учебных заведений. Это существенно затрудняет как теоретико-методологическое осмысление своебразия построения профессиональной перспективы студентами колледжей, так и разработку программы оказания им практической помощи с целью формирования реалистичного представления у молодежи о своем профессиональном будущем и практической готовности к нему. Указанное противоречие обусловило необходимость обращения к данной проблеме и позволило определить цель диссертационного исследования.
Цель - исследование особенностей планирования профессиональной перспективы студентами, осваивающими творческие специальности в системе среднего профессионального образования в области культуры и искусства.
Объект исследования - профессиональная перспектива личности.
Предмет исследования - особенности планирования профессиональной перспективы студентами художественных специальностей.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научной проблемы жизненной перспективы, профессиональной перспективы и профессиональной перспективы в юношеском возрасте в отечественной и зарубежной психологической литературе;
2. Разработать программу и методику эмпирического исследования;
3. Выявить и описать специфику планирования профессиональной перспективы студентами, осваивающими творческие специальности в области культуры и искусства;
4. Подготовить выступление для педагогического коллектива по теме «Особенности планирования профессиональной перспективы студентами, осваивающими художественные специальности в КГБ ПОУ НГХУ».
Гипотезы исследования:
1. Предположительно, в ценностно - смысловых ориентирах студентов художественных специальностей будут актуальны ценности, направленные на реализацию своего творческого потенциала и социального признания по сравнению со студентами экономических специальностей.
2. Возможно, образ профессионального будущего студентов творческих специальностей, обучающихся в сфере культуры и искусства будет более идеалистичным и оптимистичным, чем у студентов, осваивающих экономических специальности.
3. Скорее всего, программа реализации профессиональной перспективы у студентов-художников будет менее последовательной и согласованной в сравнении со студентами, осваивающими специальности в области экономики и финансов.
Теоретико-методологические основания исследования:
1. Теоретическая концепция С.Л. Рубинштейна о личности как о субъекте жизненного пути;
2. Концепция жизненного пути личности К.А. Абульхановой-Славской;
3. Мотивационный подход к изучению временной перспективы будущего Ж.Нюттена;
4. Концепция профессионального и личностного самоопределения Н.С. Пряжникова.
База эмпирического исследования:
Исследование проводилось на базе КГБ ПОУ «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)» и КГБПОУ «Алтайский промышленно-экономический колледж». Общая численность выборки составила 90 человек, из числа студентов 1 -х курсов, обучающиеся на базе 9-11-ти классов, в профессиональных образовательных учреждениях г. Новоалтайска и Барнаула. В исследовании приняли участие две группы испытуемых: 1-ая группа, в количестве 45 человек - респонденты, обучающиеся по специальностям «Живопись (по видам)» и «Дизайн (по отраслям)», 2-ая группа, в количестве 45 человек - респонденты, обучающиеся по специальностям «Банковское дело», «Бухгалтерский учет».
Методы исследования:
1. Анализ вторичных теоретических источников отечественных и зарубежных авторов, документации;
2. Анкетирование;
3. Психологическое тестирование.
4. Математико-статистические методы обработки данных.
В ходе исследования использовались следующие диагностические инструменты:
- методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова);
- методика мотивационной индукции (Ж. Нюттен);
- методика «Метафоры времени» (Е.И.Головаха, А.А.Кроник);
- опросник «Личностные профессиональные перспективы» (Н.С. Пряжников).
- U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ по методу главных компонент.
Научная новизна: выявлены особенности проектирования
профессиональной перспективы студентов творческих специальностей в единстве ценностно-смыслового, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что была проанализирована содержательная сторона личностной профессиональной перспективы и определена специфика ее построения у студентов, осваивающих творческие специальности в области культуры и искусства на начальном этапе обучения . Выявлен конфликт согласованности профессиональной перспективы у студентов художественных специальностей, заключающийся в сочетании идеализированного образа будущей профессии и возможности реализации профессиональных стремлений; оптимистичности и уверенности в отношении своего будущего в профессии и непоследовательности и несогласованности выстраивания этапов профессиональной перспективы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы практическими психологами, администрацией и педагогическими коллективами профессиональных образовательных учреждений при планировании образовательно-воспитательного процесса в ССУЗах.
Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретической и практической обоснованностью исходных
методологических позиций; применением комплекса методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборки; использованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных на основе программы «SPSS 17.0»; содержательным анализом выявленных фактов, внедрением отдельных результатов исследования в практику.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ведущими ценностно-смысловыми ориентирами планирования профессиональной перспективы студентов творческих специальностей выступают профессиональная самореализация и карьерный рост.
2. Специфика планирования профессиональной перспективы, в контексте ее событийного и целевого наполнения, у студентов творческих специальностей состоит в идеализированном представлении о своем профессиональном будущем и положительном эмоциональном отношении к нему.
3. Программа реализации профессиональной перспективы студентами художественных специальностей характеризуется несогласованностью и хронологической непоследовательностью личностных профессиональных и образовательных планов.
4. Особенностью поведенческой компоненты профессионального будущего студентов - художников является осуществление ими практической реализации своей личной профессиональной перспективы, начиная с 1-го курса обучения в профессиональном образовательном учреждении, по выбранной специальности.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты исследования обсуждались на научных конференциях различного уровня:
- Международная научно-практической конференции «Гарантии качества профессионального образования» АлтГТУ апрель 2015 г.
- II Региональная молодежная конференции «Мой выбор - наука» АГУ апрель 2015 г.
- Публикация статьи «Особенности планирования профессиональной перспективы студентами художественных специальностей на начальном этапе профессионального обучения» в ежемесячном научном сетевом журнале «Теория и практика современной науки».
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и одиннадцати приложений. Библиографический список включает 129 наименований работ. В работе имеются 11 рисунков. Объем авторского текста изложен на 112 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе нами были проанализированы теоретико-методологические основания изучения жизненных перспектив личности в целом, и более узкой их области - профессиональных перспектив личности в юношеском возрасте.
В отечественной и зарубежной психологии исследования, направленные на изучение жизненного пути, ведутся давно, но не теряют актуальности и сегодня. Коренные изменения, которые происходят в нашем обществе и образовании, в частности, повлияли на восприятие людьми жизни и своего места в ней. Для подрастающего поколения, чье самосознание, система норм и ценностей формируется в новых, все еще продолжающих изменяться условиях, заданных социумом, проблема восприятия ими своей профессиональной перспективы, особенно актуальна, так как перед молодыми людьми возникает проблема осознанного самоопределения, в первую очередь профессионального, а также самоопределения в личной жизни.
В целом, показано, что в определении исследуемой проблемы наблюдается некая разрозненность, мозаичность предлагаемых точек зрения. Однако, большинством авторов профессиональную перспективу определяют как целостную картину профессионального будущего во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающихся на ценностные ориентации личности и имеющую мотивационное измерение, которое поддерживает выполнение задач деятельности в сфере карьеры.
Работа содержит теоретический анализ специфики формирования профессиональной перспективы личности в студенческом возрасте. На личностное становление человека в период выбора жизненных и профессиональных ориентации, конструирования жизненных планов оказывают влияние множество факторов, в нашей работе акцент делается на особенностях проектирования профессиональной перспективы студентами колледжей, осваивающими творческие специальности.
В ходе проведенного исследования было выявлено своеобразие системы ценностных ориентаций, особенности когнитивного и поведенческого компонентов профессиональной перспективы студентов колледжа, а также специфика эмоционального отношения к своему профессиональному будущему.
В целом, проведенное исследование указывает на то, что гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута, данная магистерская работа может служить очередным важным шагом на пути полноценного изучения психологических особенностей представлений о профессиональной перспективе студентов творческих специальностей.



1. Абрамова Г. А. Возрастная психология. - М., 2000.1
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. - С. 231-244.2д
3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова/Психологический журнал. - М.: Наука, 1985. - Т. 6. - №6. -С. 107-115.
4. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2001. - с.304.
5. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М.,
1987. - С.137-145.
6. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова - СПб.: Питер, 2001. - с. 279-297.
7. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. -М, 1999.
8. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. — М.: Мысль,
1991.— 166 с
9. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко/Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. - № 2. - С. 25-29.
10. Акиндинова И.А., Баканова А. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С. 34.
11. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста.
//Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. -
Выпуск 2.
12. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л., 1968.-338 с.
13. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова/Новые исследования. - М.: Наука, 1998. - С. 32-38.
14. Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности // Наука и
практикам. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. - Абульханова-Славская, К.А.
Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 2001.
15. Ахмеров Р.А. Опыт формирования будущей временной перспективы// Конфликт конструктивной психологии. Красноярск, 1990. - С. 84-88.
16. Бекасов, О.Б. Временная перспектива личности и планирование будущей жизни / О.Б. Бекасов // Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. -Т.2. - Черновцы, 1991. - С. 7-10.
17. Беркутова Д.И. Роль построения профессионально-личностной перспективы в планировании карьеры современными студентами педагогических вузов / Д.И. Беркутова // Технологическое образование для инновационно-технологического развития страны. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования школьников // под ред. Ю.Л. Хотунцева. - М.: МИОО, 2012. - С. 248-252.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ