Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМОРАЗВИТИЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДРАВОСОЗИДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Работа №92595

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы217
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения саморазвития 10
1.1. Сущность феномена «саморазвитие» и подходы его изучения в представлении психологов 10
1.1.1 Анализ саморазвития в контексте культурно -исторического
подхода 14
1.1.2 Анализ саморазвития в контексте субъектного подхода 24
1.2 Критерии саморазвития 32
Глава 2. Эмпирическое исследование «Саморазвитие сотрудников участковых уполномоченных полиции в контексте сформированности здравосозидающего поведения» 44
2.1 Постановка проблемы, организация и методы исследования 44
2.2 Процедура исследования 50
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 58
Заключение 77
Библиографический список 82
Приложения 1 97
Приложение 2 113
Приложение 3 120
Приложение 4 127
Приложение 5 128
Приложение 6 129
Приложение 7 143
Приложение 8 149
Приложение 9 155
Приложение 10 172
Приложение 11 177
Приложение 12 189
Приложение 13 209


Актуальность темы
Вопрос о психологическом здоровье сотрудников ОВД в целом, и участковых уполномоченных полиции, в частности, стал в последнее десятилетие особенно актуальным. Деятельность службы участковых уполномоченных полиции предполагает неразрывную связь с населением по вопросам охраны правопорядка и аккумулирует все аспекты работы правоохранительных органов на конкретном участке, населенном пункте, районе, селе. Исследования психологических аспектов профессии участкового уполномоченного полиции установили, что она требует от человека высокой эмоциональной, интеллектуальной и физической напряженности в течение длительного времени. Она предполагает работу в условиях высокой степени неопределенности, когда идет быстрая смена ситуаций взаимодействия, экстремальности, что предполагает мобилизацию адаптационных механизмов, проявление толерантности и прогностических способностей. Каждый сотрудник органов внутренних дел ведёт очень интенсивный и психологически истощающий образ жизни. Профессия сотрудника ОВД - одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные, психические и физические затраты. Психологическое здоровье каждого сотрудника правоохранительных органов является одной из важных составляющих профессии. Поэтому так важно исследовать факторы и закономерности формирования, поддержания, сохранения
психологического здоровья сотрудников ОВД в целом, и участковых уполномоченных полиции в частности.
Кроме того, происходящее в настоящий момент реформирование системы органов внутренних дел предполагает сокращение численности сотрудников полиции, в связи с чем многократно возрастает индивидуальная нагрузка. В этих условиях быть успешным сотрудником, высоко классным специалистом и в тоже время психологически здоровой личностью сможет не только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, обладает способностью адаптироваться к новым условиям службы, но, прежде всего, тот, кто владеет навыками саморазвития как личностного, так и профессионального. Становление профессионала возможно лишь в результате единства этих двух составляющих: профессионального и личностного развития. Исследования по изучению человека в течение его жизненного пути показывают, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. Прослеживая особенности саморазвития личности как субъекта деятельности, можно выделить значение профессиональной деятельности как оптимального условия его творческого саморазвития. Личностный результат профессионального развития человека, несомненно, шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта — знаний, умений, навыков. Известно, что эффект изменения отношений отличается от целей и результатов труда. Он обнаруживается в динамике образа "я", самооценок, личностных целей, осознаваемых трудностей, в изменении средств мышления и способов деятельности. Изучение собственно личностного содержания профессионального развития личности участкового уполномоченного полиции необходимо для разработки специальных психологических технологий управления профессионально-значимым саморазвитием сотрудников в целях сохранения их психологического здоровья.
Таким образом, актуальность проблемы предопределила тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования - саморазвитие личности.
Предмет исследования - саморазвитие личности участковых уполномоченных полиции.
Цель исследования - анализ саморазвития личности участковых уполномоченных полиции в контексте сформированности здравосозидающего поведения
Задачи исследования:
1) Провести анализ психологической литературы, посвященный вопросам саморазвития.
2) Провести теоретический анализ понятия саморазвития.
3) Исследовать взаимосвязь саморазвития и особенностей психологического здоровья участковых уполномоченных полиции.
4) Сравнить особенности саморазвития участковых уполномоченных полиции с девиантным и адаптивным уровнем здравосозидающей деятельности.
5) Разработать научно-практические рекомендации по сохранению психологического здоровья участковых уполномоченных полиции.
Гипотезы исследования:
1) Участковые уполномоченные полиции, в зависимости от их здравосозидающего поведения будут различаться по целеполаганию, осмысленности ценностных ориентаций, уровню самоактуализации.
2) Профессиональная деятельность участковых уполномоченных полиции оказывает отрицательное влияние на их психологическое здоровье.
3) Психологические портреты участковых уполномоченных полиции с девиантным и адаптивным уровнем здравосозидающей деятельности будут иметь противоположные характеристики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют различия в смысло-жизненной ориентации, в особенностях самоактуализации и ценностях участковых уполномоченных полиции в группах с девиантным и адаптивным уровнем здравосозидающей деятельности.
2. Признаки эмоционального выгорания будут выше в группе с девиантным уровнем здравосозидающего поведения, по сравнению с группой с адаптивным уровнем здравосозидающего поведения.
3. Участковые уполномоченные полиции с адаптивным уровнем здравосозидающей деятельности отличаются следующими особенностями саморазвития: осмысленность ценностных ориентаций, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, убежденность в возможности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и их воплощать, правильная ориентация во времени в единстве прошлого, настоящего и будущего, способность критически воспринимать воздействие внешних обстоятельств.
4. Участковые уполномоченные полиции с девиантным уровнем здравосозидающей деятельности отличаются следующими особенностями саморазвития: низкий уровень осмысленности жизни и
неудовлетворенность своей жизнью; неверие в возможность контролировать события собственной жизни; независимость направленности личности от смысло-жизненных ориентаций, независимость ценностей от глубины самоощущений, эмоциональное выгорание.
Теоретико-методологическая база исследования:
Принципы гуманитарно ориентированной психологии:
1. Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие. (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн)
2. Принцип целостностного, системного подхода, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов. (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн).
3. Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма. Детерминизмом принято называть учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. «Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, при которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие)».
5. Принцип активности, позволяющий принять субъекта как
самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль
поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
6. Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
7. Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.
Кроме того, теоретическую основу исследования составили идеи о саморазвитии как качественном, необратимом, направленном изменении личности, осуществляемом под управлением самой личности (М.А. Щукина); сознании как психическом инструменте самоуправления и саморазвития (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев); об объектно-субъектном переходе на жизненном пути как переходе от развития к саморазвитию (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Д.А. Леонтьев и др.); о саморазвитии и жизнетворчестве как жизненных стратегиях (К.А. Абульханова-Славская, Е.Ю. Коржова, Н.А. Логинова, Е.Б. Старовойтенко и др.).
Эмпирическая часть диссертации представлена шестью исследованиями, охватывающими выборку из 89 человек.
Основные методы исследования:
1) Общенаучные: логико-исторический и формально-логический анализ
исследуемой проблемы, логико-дедуктивный метод, методы абстрагирования, обобщения, систематизации, теоретическое
моделирование;
2) Аналитические: изучение и анализ психологической, юридической, медицинской, ведомственной литературы по теме исследования;
2) Диагностические: психологические тестовые методики для оценки критериев саморазвития и культуры здоровья. При оценке личностного потенциала в работе используется опросник личностных ориентаций Э. Шострома (PersonalOrientationInventory, E. Shostrom), созданный в 1963 году и адаптированный сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) (см. приложение 1); для исследования самооценки - тест Будасси С.А. (см. приложение 2); "источник" смысла жизни позволил оценить тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева (см. приложение 3). Для определения ценностно-смыслового компонента здоровой личности использована методика «Уровень соотношения ценности и ее доступности в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова) (см. приложение 4); для оценки поведенческого компонента был использован тест «Ваш стиль жизни» (Н. Н. Крылова, Р. В. Рожнов) (см. приложение 5); опросник Бойко дал подробную картину синдрома «эмоционального выгорания» (см. приложение 6).
Обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с помощью методов математической статистики (вариационный, корреляционный, регрессионный, факторный анализ) с применением компьютерных статистических пакетов программ SPSS. Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный
(дифференциация материала по группам, вариантам).
Теоретическая и практическая значимость результатов
исследования:
1) теоретически сформулирована и эмпирически подтверждена взаимозависимость здравосозидающего поведения участковых уполномоченных полиции и таких сторон саморазвития личности, как целеполагание, осмысленность ценностных ориентаций, самоактуализация;
2) составлены психологические портреты участковых уполномоченных полиции с девиантным и адаптивным уровнем здравосозидающей деятельности;
3) полученные результаты позволяют разработать методические рекомендации для сохранения психологического здоровья участковых уполномоченных полиции.
Основные научные результаты исследования и их новизна:
1) проведено многоплановое сравнение саморазвития личности участковых уполномоченных полиции в группах с адаптивным и девиантным типами здравосозидающей деятельности;
2) выявлены различия в смысло-жизненной ориентации, в особенностях самоактуализации и ценностях участковых уполномоченных полиции в группах с девиантным и адаптивным уровнем здравосозидающей деятельности.
Апробация и внедрение работы: Результаты исследования отражены в 2 опубликованных работах, а также в докладах на Всероссийской научно - практической конференции с международным участием и региональной молодежной конференции.
Структура и объем диссертации: Текст диссертации изложен на 96 страницах (без учета приложений), включает введение, две главы, заключение, библиографический список; приложения представлены на 83 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в целом, и участковых уполномоченных полиции, в частности, относится к экстремальному виду деятельности, сопряженной с повышенным риском не только для самого специалиста, но и окружающих его людей.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия». В данном случае, психологическая компонента включает показатели психомоторики, эмоционально-волевой сферы личности, способностей, духовного развития, сексуальной гармонии, «Я-концепции» и саморазвития.
В ряде публикаций последних лет (М.А. Щукина, Н.А. Низовских, Е.А. Щуров, М.А. Фризен и др.) показана значимость саморазвития человека для его психологического благополучия, физических, социальных и духовных достижений. Психологическая готовность к саморазвитию позволяет человеку, при решении жизненных и профессиональных задач опираться на ресурс целенаправленных личностных самоизменений.
Неопределенность, неустойчивость социальных условий жизни, высокие профессиональные требования к сотрудникам органов внутренних дел ставят перед личностью новые задачи. Ориентиром становится образ жизнестойкой, лабильной личности, структурным стержнем которой являются свойства, выражаемые понятиями группы «само-»: самоутверждение, самоопределение, самоуправление и др. Саморазвитие как форма развития, при которой личность занимает активно-творческую позицию по отношению к своим изменениям, становится в настоящее время ведущим способом становления личности, обозначая перед психологической наукой задачу постижения не только его сущности, механизмов, условий, средств осуществления , но и особенностей проявления в различных профессиональных группах.
В истории становления проблемы саморазвития в отечественной психологии можно выделить три этапа, но только на последнем этапе, с 1990-х гг. саморазвитие становится предметом систематического эмпирического изучения и выходит на новый уровень теоретического осмысления.
В представленной исследовательской работе применен субъектный подход к саморазвитию, развиваемый в настоящий момент в отечественной психологии М.А. Щукиной. Отличительной особенностью данного подхода является то, что личность рассматривается здесь как целостная функционирующая система в ситуации неопределенности, непредзаданности, способная не только адаптироваться к социальным условиям, но и преодолевать их, осуществляя целенаправленное самотворение в ходе развития.
Подводя общие итоги теоретико-эмпирического анализа, представленного в настоящем исследовании, можно констатировать, что поставленные задачи решены.
С целью исследования саморазвития были проанализированы ведущие подходы к разработке проблемы: культурно-исторический и субъектный. Эвристический потенциал субъектного подхода, впервые раскрытый в трудах С.Л. Рубинштейна, оказался особенно востребованным, поскольку он позволил создать психологический портрет личности участкового уполномоченного полиции в контексте здравосозидающего поведения (девиантного и адаптивного типов).
Исследовать взаимосвязь саморазвития и особенностей
психологического здоровья участковых уполномоченных полиции представилось возможным благодаря опроснику личностных ориентаций
Э. Шострома (тест САТ), тесту Будасси С.А. на самооценку, тесту «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, методике «Уровень соотношения ценности и ее доступности в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталовой); тесту «Ваш стиль жизни» (Н. Н. Крылова, Р. В. Рожнов); опроснику Бойко.
Теоретическое и эмпирическое исследование саморазвития участковых уполномоченных полиции позволяет сделать следующие выводы:
1. В настоящее время в психологии не существует единого подхода к феномену саморазвития, определению его сущности, образованию синонимического ряда сходных понятий. Различные аспекты саморазвития раскрываются в разных психологических направлениях, каждое из которых выдвигает свое толкование саморазвития и рассматривает его преломления в определенной предметной области.
2. В качестве отличительных черт, критериев саморазвития личности
называют активность, самостоятельность, ответственность,
инициативность, сознательность, целеполагание, саморегуляцию или, как их определяет М.А. Щукина, позитивная направленность изменений; целенаправленный и субъектный характер изменений; осознанность и опосредованность изменений.
3. Профессиональная деятельность участковых уполномоченных полиции оказывает отрицательное влияние на их психологическое здоровье. В силу высокой эмоциональной, интеллектуальной и физической напряженности, изменчивости и непредсказуемости стресс-факторов, характеризующих деятельность сотрудников органов внутренних дел, адаптироваться к ним практически невозможно. Поэтому симптомы эмоционального выгорания наблюдаются у участковых уполномоченных полиции и девиантного и адаптивного типа здравосозидающей деятельности. Однако признаки эмоционального выгорания несколько выше в группе с девиантным уровнем здравосозидающего поведения, чем в группе с адаптивным уровнем.
4. Существуют различия в смысло-жизненной ориентации, целеполагании, в особенностях самоактуализации и ценностях участковых уполномоченных полиции в группах с девиантным и адаптивным уровнем здравосозидающей деятельности. Можно утверждать о проявленности всех критериев саморазвития личности в группе с адаптивным уровнем здравосозидающей деятельности. Участковые уполномоченные полиции данной группы имеют в жизни цели в будущем, которые придают их жизни осмысленность, направленность, временную перспективу. Эти сотрудники воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. При этом пройденный отрезок жизни оценивают как продуктивный. Их представления о себе сформировано как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, задачами, смыслом.
Участковые уполномоченные полиции придерживаются тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности. Несмотря на то, что они также подвержены формированию симптомов эмоционального выгорания, однако их жизненные ценности, проявления самоактуализации, осмысленность жизни позволяет им достигать самореализации и в поведенческом аспекте культуры здоровья.
5. Психологические портреты участковых уполномоченных полиции с девиантным и адаптивным уровнем здравосозидающей деятельности имеют противоположные характеристики. Так, участковые уполномоченные полиции с адаптивным уровнем здравосозидающей деятельности отличаются следующими особенностями саморазвития: осмысленность ценностных ориентаций, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, убежденность в возможности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и их воплощать, правильная ориентация во времени в единстве прошлого, настоящего и будущего, способность критически воспринимать воздействие внешних обстоятельств. Участковые уполномоченные полиции с девиантным уровнем здравосозидающей деятельности характеризуются низким уровнем осмысленности жизни и неудовлетворенностью своей жизнью; неверием в возможность контролировать события собственной жизни; независимостью направленности личности от смысло-жизненных ориентаций, независимостью ценностей от глубины самоощущений, наличием большего количества симптомов эмоционального выгорания.
Итак, саморазвитие означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором собственной жизнедеятельности, который способен не подчиняться обстоятельствам, а творить их, определять перспективы своего самосуществования. Эмпирические данные по участковым уполномоченные полиции с адаптивным уровнем здравосозидающей деятельности подтверждают точку зрения о важности собственных усилий, зрелости жизненной позиции самой личности в преобразованиях. Наличие у участковых уполномоченных полиции данной группы целей в жизни, их осмысленность, представление о жизни как эмоционально насыщенной, продуктивной, стремление к самоактуализации, представление о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора для построения своей жизни в соответствии со своими целями, задачами, смыслом - все это объясняет активный подход представителей адаптивной группы к культуре здоровья и подтверждает мысль о взаимозависимости уровня саморазвития личности и ее психологического здоровья.



1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: дис... д-ра пед. наук Н. П. Абаскалова. - Новосибирск, 2001.
2. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени / Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь / Под ред. Б. Ф. Ломова, К. А. Абульхановой-Славской. - М.: Наука, 1990. - С. 114-129.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль,1991. - 299с.
4. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / Психология формирования и развития личности. - М.: Издательство «Наука», 1981. - С. 19-44.
5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во Ленингр. ун¬та, 1968. - 330 с.
7. Анн Л. Ф. Саморазвитие личности: Программа соц. -психол. тренинга. - Йошкар-Ола: [Б.и.], 2001. - 122 с.
8. Анастасян А. Поддержание здорового морально-психологического климата в подразделениях МВД / А. Анастасян, Е. Жовнерчук // Профессионал. - 2012. - №4. - С.27-29.
9. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - С. 3-19.
10. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 415 с.
11. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии - 2008. - № 5. - С. 3-11.
12. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности // дис. в виде науч. доклада ... д-ра психол. наук. - М., 1996. - 141 с.
13. Бабошина Е. Б. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве вуза: учеб. пособие. - Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 2004. - 161 с.
14. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Ана - литический обзор. - М.: Моск. психол.-социальн. ин-т: Флинта, 1998. - 48 с.
15. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. - М.: Эксмо, 2001. - 54 с.
16. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии - 1988. - № 5. - С. 108-116.
17. Большой толковый психологический словарь. Т.2: П-Я / А. Ребер. - М.: Вече: АСТ, 2003.
18. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998.
19. Бондаревская А. И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов: дис. . канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2004. - 186 с.
20. Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, Е. А. Чуриной. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. - С. 3-7.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ