Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: сотрудники образовательного учреждения в количестве 30 человек.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального стресса 6
1.1 Понятие и характеристика стресса у сотрудников образовательного учреждения 6
1.2 Субсиндромы стресса и их закономерности 10
1.2.1. Эмоционально-поведенческий субсиндром 10
1.2.2. Вегетативный субсиндром 13
1.2.3. Когнитивный субсиндром 14
1.2.4. Социально-психологический субсиндром 17
1.3 Стрессоустойчивость педагогов образовательного учреждения…...21
Глава 2 Стрессоустойчивость и особенности профессионального стресса у сотрудников образовательного учреждения 31
2.1 Организация и методы исследования………………………………….31
2.2 Результаты исследований……………………………………………….33
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение А 42
Проблема стресса является одной из ключевых в психологической науке. Данная тематика является предметом исследований многих выдающихся учёных и исследователей, а интерпретация понятия «стресс» продолжается и по сей день.
В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Это обусловлено тем, что профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Негативно сказываясь как на конкретных людях - их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность деятельности работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.
Изучение влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека началось с развитием промышленного производства. Психологией «на производстве» занимались В. Н. Бехтерев, Э. Росс, В. Меде, К. Левин, Г. Оллпорт и др. С первых шагов психологии «на производстве» особое внимание уделялось вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемам утомления и состояниям нервно-психической напряженности.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что тематика стресса и стрессоустойчивости является одной из самых актуальных в современной психологической науке, как в её теоретическом, так и в практическом аспекте. Современная интенсивная, цифровизированная и достаточно напряжённая жизнь является причиной возникновения различных психологических реакций, среди которых одно из центральных мест занимает стресс. Также, в последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с осуществлением профессиональной деятельности. В современной психологии отмечается повышенный интерес к преодолению последствий, вызванных профессиональным стрессом, а также пресечением и профилактикой профессионального стресса у сотрудников организаций. Стресс как актуальное явление негативным образом сказывается на работоспособности человека и на осуществлении его профессиональных обязанностей в целом.
Объектом данного исследования является профессиональный стресс у сотрудников образовательного учреждения.
Предмет исследования – особенности профессионального стресса у сотрудников образовательного учреждения.
Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей профессионального стресса у сотрудников образовательных учреждений.
Цель определила постановку следующих исследовательских задач:
- Проанализировать проблему стресса в психолого-педагогической литературе;
- охарактеризовать некоторые субсиндромы стресса и их закономерности;
- определить особенности профессионального стресса у сотрудников образовательного учреждения.
Гипотезой данного исследования является то, что возникновение стресса в профессиональной деятельности педагога крайне негативно сказывается на его профессиональных качествах, продуктивности работы, а также на личности и характерологических чертах индивида.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме стресса в психологии и педагогике; обобщение и систематизация опыта ученых.
Эмпирические: анализ нескольких тестов по исследованию особенностей профессионального стресса у сотрудников образовательного учреждения.
Теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме профессионального стресса в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений позволило сделать следующие выводы:
В современной науке нет единого понятия стресс. В данном курсовом исследовании за основу было взято определение стресса как состояния общего психофизического напряжения, возникающее у индивида под влиянием экстремальных условий, нарушающее механизмы адаптации систем организма и психики.
Благодаря проанализированным обследованиям, были выделены некоторые особенности профессионального стресса у сотрудников образовательного учреждения, в частности: периодически возникающее состояние напряженности, связанное с необходимостью внутренней перестройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия, влияющее на адаптацию или стрессоустойчивость педагога.
Помимо этого, благодаря анализу исследования, проведённому среди представителей социономических профессий, были выделены следующие особенности профессионального стресса у сотрудников образовательного учреждения: ярко выраженный, по сравнению с представителями других профессий, физиологический дискомфорт; высокий уровень эмоциональной напряжённости; наличие и возникновение трудностей в общении; возникновение затруднений в поведении; общая когнитивная напряжённость; повышенный уровень тревожности; возникновение агрессии; повышенная астения; нарушение сна; повышенная вероятность профессионального выгорания.
Таким образом, конечная цель исследования данной курсовой работы была достигнута. Также была подтверждена гипотеза о том, что возникновение стресса в профессиональной деятельности педагога крайне негативно сказывается на его профессиональных качествах, продуктивности работы, а также на личности и характерологических чертах индивида.
1. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: РАН, 1995. - 185с.
2. Бодров, В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора// Психологический журнал. - 2007. - №4. - С. 25-28
3. Бойко, В. В. Энергия, эмоции в общении. - М.: ЭКСМО, 1996. - 215с.
4. Боковиков, А. М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности// Психологический журнал. - 2005. - №1. - С. 93-98
5. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200с.
6. Вилюнас, В. К. К теоретической постановке проблемы стресса// Материалы Вильнюсской конференции психологов: сборник статей. - Вильнюс: Прова, 1972. - С. 141-147
7. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 38с.
8. Виткин, Дж. Женщина и стресс. - СПб.: Питер-Пресс, 2006. - 224с.
9. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Соч. в 6-ти томах. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. - М.: Изд-во Наука, 1982. - 312с.
10. Данилова, Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 373с.
11. Жариков, Е. С. Психологические средства стрессоустойчивости. - М.: Московский кадровый центр, 2004. - 142с.
12. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: МГУ, 1991. - 180с.
13. Изард, К. Э. Психология эмоции/ пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 464с.
14. Каменская, В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей. - СПб.: «Детство-пресс», 1999. - 144с.
15. Карпов, А. В. К проблеме психических стрессов// Психологический журнал. - 1986. - №6. - С.21-23.
16. Китаева-Смык, Л. А. Психология стресса. - М.: Издательство «Наука», 1983. - 368с.
17. Колодич, Е. Н., Павлова, И. М. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся профессиональных школ// Мир психологии. - 2008. - №4. - С.38-45.
18. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.2. Познавательная деятельность личности. Эмоционально-волевая сфера личности. Индивидуально-психологические особенности личности./ М. В. Гамезо, А. П. Гуркина, И. А. Домашенко и др. - М.: Просвещение, 1982. - 190с.
19. Леонова, А. Б., Кузнецова, А. С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 123с.
20. Логвинов, И. Лекарство от стресса// Смена. - 2001. - Сентябрь. - С.265-270.
21. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 2008. - 200с.
22. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: «Дело», 2004. - 216с.
23. Наенко, Н. И., Овчинникова, О. В. О различении состояний психической напряженности// В кн.: Психологические исследования - 1970. - вып.2. - С.40-46
24. Савенко, Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология - В кн.: Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. - М.: «Наука», 1974. - 123с.
25. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медицина, 1960. - 254с.
26. Селье, Г. Стресс без дистресса - М.:. Прогресс, 1979. – 125 с.
27. Сосновикова, Ю. С. Психические состояния человека, их классификация и дидактика. - Горький.: Изд-во Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1975. - 118с.
28. Чуева Е. Н. Специфика проявления профессионального стресса у представителей социономических профессий. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-proyavleniya-professionalnogo-stressa-u-predstaviteley-sotsionomicheskih-professiy