ГЛАВА I. «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» 9
1.1 Отечественные и зарубежные исследования феномена «синдром эмоционального выгорания» 9
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального
выгорания 18
1.3. Основные направления профилактики синдрома эмоционального
выгорания 28
ГЛАВА II. «РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА В КОНТЕКСТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ» 31
2.1 Цели и задачи эмпирического исследования 31
2.2. Программа и методы эмпирического исследования синдрома эмоционального выгорания медицинского персонала в контексте особенностей личности на примере онкологического центра «Надежда». 34
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования синдрома эмоционального выгорания медицинского персонала в контексте особенностей личности на примере онкологического центра «Надежда». 43
2.4 Практическое применение результатов исследования синдрома
эмоционального выгорания медицинского персонала в контексте особенностей личности 61
ВЫВОДЫ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Приложение 1 81
Приложение 2 86
Приложение 3 91
Приложение 4 93
Приложение 5 94
Приложение 6 99
Приложение 7 100
Приложение 8 103
Приложение 9 104
Приложение 10 106
Приложение 11 107
Приложение 12 108
Приложение 13 110
Приложение 14 112
Приложение 15 113
Приложение 16 113
Приложение 17 119
Приложение 18 123
Актуальность. Зачастую жизненные обстоятельства складываются таким образом, что человеку приходится останавливать свой выбор на такой профессиональной деятельности, которая не всегда благоприятно действует на его эмоциональное и физическое состояние, и всё-таки формировавшаяся личность реализует себя, прежде всего, в общественно полезной деятельности. К таким видам труда относится профессиональная деятельность медицинского персонала, которая предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение. Что может привести к возникновению синдрома «эмоционального выгорания».
Все чаще в наше время в любой сфере профессиональной деятельности можно услышать такой термин как синдром эмоционального выгорания. Но, не смотря на то, что существует достаточно большое количество исследований данной проблемы, интегрированной, обобщенной, общепризнанной модели эмоционального выгорания, подкрепленной систематическими научными исследованиями, по мнению многих авторов, до сих пор не создано.
Необходимость обсуждения проблемы профдеформаций личности
обусловлена большой вероятностью возникновения у персонала медицинского учреждения синдрома эмоционального выгорания как одной их форм профессиональной деформации, в том числе под влиянием сложных условий профессиональной деятельности сферы «помогающих» профессий. Как показывает статистика, медицинские работники в целом и медицинские сестры и врачи в частности, в силу специфики своей повседневной практики наиболее предрасположены к воздействию профессиональных стрессоров.
Синдром выгорания (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной литературе медико-психологического профиля, однако нельзя сказать, что он уже достаточно хорошо изучен. В отечественной науке этот феномен личностной деформации начал изучаться как самостоятельный лишь с конца 1990-х гг., а до этого он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики [30].
Вопросу синдрома эмоционального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, К. Кондо, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Т.В. Форманюк, Е.П. Ильин, Е.Л. Старченкова, и др. Результаты многих исследований последних лет позволяют сделать вывод, что ведущая роль в возникновении и развитии факторов эмоционального выгорания принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности [15, 24, 77, 126].
Феномен "эмоционального выгорания" - многокомпонентный синдром, который проявляется состоянием физического и психического истощения, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений, вызванный интенсивным межличностным взаимодействием при работе с людьми, которая сопровождается эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью [120]. Актуальность заявленной темы определяется сложным характером СЭВ, а также разнородностью интерпретации его причин и проявлений, требующих исследовательских стратегий.
Таким образом, проблема «эмоционального выгорания» представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских работников.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются основные принципы и идеи субъектно-деятельностного подхода (С.Л.
Рубинштейн); современные концепции психологии труда и профессионального становления личности (Л.М. Митина, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, А.В. Карпов, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер и др.); теоретические и практические исследования феномена эмоционального выгорания (В.В. Бойко, С. Maslach, Т.В. Форманюк, Е.Г. Таткина, Н.В. Гафарова, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Е.Ю. Райкова и др.). А так же выводы Г.В. Залевского, С.В. Умняшкиной, В.Е. Орла, 5
касающиеся синдрома эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических процессов; исследования А. Маслоу, Р. Ассоджиоли, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского о самоактуализации личности и ее динамике, системном подходе в самореализации личности.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования - синдром эмоционального выгорания медицинского персонала.
Цель исследования - синдром эмоционального выгорания медицинского персонала в контексте особенностей личности на примере онкологического центра "Надежда".
Гипотезы исследования. Мы предполагаем, что:
1. Уровень и стадии эмоционального выгорания различен в группах врачей и среднего медицинского персонала с разными личностными особенностями и копинг-стратегиями: у врачей в целом выраженность синдрома выше, чем у медицинских сестер, вне зависимости от их личностных особенностей.
2. Существует корреляция между выраженностью компонентов синдрома эмоционального выгорания и личностными особенностями испытуемых.
3. У среднего медицинского персонала выраженность синдрома эмоционального выгорания имеет более выраженную тенденцию к снижению после проведения социально-психологического тренинга, по сравнению с врачами-онкологами.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы синдрома эмоционального выгорания.
2. Составить программу эмпирического исследования.
3. Исследовать выраженность СЭВ, его компонентов, выявить личностные особенности медицинского персонала.
4. Разработать и апробировать тренинг профилактики и коррекции эмоционального выгорания.
5. Провести повторное измерение изучаемых компонентом феномена эмоционального выгорания у испытуемых.
6. Сформулировать основные выводы и заключения работы.
В нашей работе комплекс методов исследования составили:
1 .анкетирование;
2 .тестирование:
> Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» по В. В. Бойко.
> SF-36. Анкета оценки качества жизни.
> Торонтская шкала алекситимии.
> Метод самооценки уровня стресса. Тест Ридера.
> Опросник симптомов тревоги и нарушений настроения - Mood and Anxiety Symptom Questionnaire (MASQ).
> Анкета “ ЛД” (личностный дифференциал).
> Диагностика копинг стратегий Э. Хайма.
З.методы математической обработки данных:
- критерий U-Манна-Уитни;
- двухфакторный дисперсионный анализ;
- ранговая корреляция Спирмена;
- Т-критерий для парных выборок.
Эмпирическая база:
Исследование проводилось на базе Алтайского Краевого Онкологического центра «Надежда». В нем принимали участие 36 сотрудников центра: 16 врачей - онкологов и 20 медицинских сестер.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений о факторах влияющих на выраженность синдрома эмоционального выгорания и возможностях его коррекции в ходе психологической поддержки.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций прикладного характера, направленных на снижение синдрома эмоционального выгорания и предназначенных для медицинского персонала старшего и среднего звена онкологического центра «Надежда» г. Барнаула.
В перечне мероприятий упор делается на приемах релаксации, саморегуляции, позитивного мышления. Овладев методами аутогенной тренировки, медицинский персонал онкологического центра «Надежда» сможет устранить неблагоприятные доминанты, повысить работоспособность и ослабить субъективную симптоматику утомления. Рекомендуемый нами тренинг личностного роста сформирует у медработников центра позитивную самооценку, поможет преодолеть трудности в различных сложных ситуациях, разовьет умение разрешать внутренние конфликты, придает уверенность в себе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют значимые различия в показателях синдрома эмоционального выгорания и его симптомов между врачами и медицинскими сестрами в контексте особенностей личности, позволяющие проследить специфичность проявления синдрома и особенность его коррекции.
2. Существуют корреляционные связи между симптомами эмоционального выгорания и личностными особенностями медицинских работников, объясняющие природу проявления синдрома эмоционального выгорания.
3. Проведение психокоррекционных мероприятий в форме социально - психологического тренинга способствует снижению уровня синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников и повышению субъективного показателя оценки качества жизни.
В данной работе нами были рассмотрены теоретико-методологические положения понятий "синдром эмоционального выгорания", "копинг стратегии", "алекситимия" и др., выступившие основой нашего исследования. Изучая особенности выраженности и протекания синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников, мы поставили цель определить ведущие личностные факторы, обуславливающие сформированность, либо несформированность данного феномена.
В ходе исследования мы выявили различия между врачами и медицинскими сестрами онкологического центра "Надежда" в степени выраженности синдрома эмоционального выгорания в целом и проявлении симптомов синдрома в частности, обуславливающих в некоторой степени эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность ею. А также рассмотрели связь между особенностями личности, субъективной оценкой состояния испытуемых и степенью сформированности синдрома эмоционального выгорания. Выявлены степень эффективности и полезности псхокоррекционных мероприятий, проводимых с целью как профилактики, так и коррекции эмоционального выгорания на базе онкологического центра "Надежда".
По результатам выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1) Существуют значимые различия в особенностях проявления синдрома эмоционального выгорания и его симптомов между врачами-онкологами и медицинскими сестрами. Так же существуют различия в факторах возникновения и развития синдрома между данными группами.
2) Доказаны и обоснованы корреляционные связи личностных особенностей испытуемых и степенью сформированности синдрома эмоционального выгорания, что позволяет отождествлять данные особенности как факторы синдрома эмоционального выгорания.
3) Метод социально-психологического тренинга является достаточно эффективным при коррекции синдрома эмоционального выгорания и его симптомов, а также способствует нормализации психоэмоционального
состояния, выражающегося в снижении уровня общего дистресса, общей оценке качества жизни испытуемых.
Практическую значимость данного исследования трудно недооценить, поскольку, зная основные факторы и особенности их влияния на проявление и развитие синдрома эмоционального выгорания в медицинской профессии можно выявить на раннем этапе глубинную суть проблемы и определить основные направления работы со специалистами очень важной и неимоверно сложной профессии, которые помогая другим, зачастую оказываются в таком положении, что сами нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке.
Таким образом, задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, реализованы, гипотезы доказаны, цель достигнута, результаты внедрены в психологическую практику. Так же полученные данные позволяют рекомендовать программу социально-психологического тренинга в рамках профилактических и коррекционных мероприятиях по снижению выраженности синдрома эмоционального выгорания, его симптомов и факторов возникновения.
1. Абелин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дис. Доктор психол. наук. Казань, 1998.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
3. Авдеев Д. А. Уныние и депрессия: сходства, различия, врачевание. - М.,
Изд. 2-е, 2008, 256 с.
4. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика [Текст] /М.М. Авхименко // Медицинская помощь. - М.: Медицина.- 2003. - № 2. - С.25¬29.
5. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий [Текст]: Психологический журнал./Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4. С. 56-72
6. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика [Текст] / И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С. 34.
7. Александровский Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация.- М. - 1976.
8. Алиев X. Защита от стресса. - М. - 1996.
9. Амирхан Д. Фактор аналитического измерения копингов: показатель копинг-стратегий. - М.: Медицина, 1990. - 98 с.
10. Асеева И. Н. Возможные пути преодоления и профилактики синдрома эмоционального выгорания [Текст] / И.Н. Асеева // Современные проблемы психологии Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов - Самара.: Изд-во СГПУ. -2005 - С .123-129.
11. Балахонов А. В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии [Текст] / А. В.Балахонов, В. Г.Бело, Е. Д. Пятибрат, А. О. Пятибрат //Вестник Санкт - Петербурского Университита .Сер. 11. -2009. - Вып. 3. С.57-71.
12. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004.
13. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психол. журн. 1996, т. 17, № 4, с. 64-74
14. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: Изд- во «ПЕР СЭ», 2006
15. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко.- СПб.: Питер. - 1999. - 105 с.
16. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] /В.В. Бойко. - М.: Наука. - 1996. - 154 с.
17. Борисова М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания [Текст] / М.В. Борисова, Н. П.Анисимова //Ярославский педагогический вестник - 2011. - № 2. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 212-215.
18. Брагина К.Р. Тревожная и депрессивная симптоматика в рамках невротических и адаптационных расстройств у студентов-медиков на различных этапах обучения // В1сник Вшницького державного медичного ушверситету. — 2003. — Т. 7, вып. 2/2. — С. 849-851.
19. Брагина К.Р. Частота встречаемости и клинико-психопатологические особенности тревожной и депрессивной симптоматики невротического и дезадаптационного генеза у лиц молодого возраста, отбывающих наказание в местах лишения свободы // Архив психиатрии. - 2004. - Т. 10, № 3.- С. 64-66
20. Вилюнас В. К Калашник Я. М. Психология эмоций. М.: Изд-во МГУ, 2004г.
...