Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РИСК УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа №92588

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТРЕВОЖНОСТЬ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной
психологии 6
1.2. Основные характеристики студенческого возраста в контексте
социальной тревожности 18
1.3. Профилактика ПАВ в студенческой среде 26
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов 36
2.3. Анализ профилактической работы по потреблению ПАВ в
филиале АлтГУ в г. Камень-на-Оби 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 73


Употребление психоактивных веществ (далее ПАВ) является одной из острых проблем современного общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками - 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше - с 8-10 лет. Первое потребление ПАВ приходится на подростковый период. Именно эта категория школьников 15-17 лет поступает на программы среднего профессионального образования для обучения.
У этой категории учащихся высокая учебная нагрузка наслаивается на большое число внутренних проблем, связанных с кризисной возрастной психологической и физиологической перестройкой организма. Обучаясь, они проходят завершающий этап подросткового возраста и входят в юношеский возраст. Период, являющийся переходным от подросткового к юношескому возрасту, является чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, так как речь идет о переходе от детства к истокам взрослой жизни. В это время меняется внутренняя позиция, происходит переоценка ценностей, формируется мировоззрение, возникает стремление к самостоятельной жизни. Именно в подростковом возрасте, тревожность, по мнению A.M. Прихожан, становится устойчивым личностным образованием, опосредствуясь особенностями «Я - концепции» и отношения к себе. Проблемой тревожности занимались многие психологи - З. Фрейд, К. Хорни, Р. Мэй, А. Прихожан и др.
Актуальность данной темы обусловлена широким распространением потребления психоактивных веществ в студенческой среде.
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня социальной тревожности с рисками употребления психоактивных веществ.
Объект исследования - социальная тревожность.
Предмет исследования - взаимосвязь уровня социальной тревожности с рисками употребления психоактивных веществ.
Гипотеза - высокий уровень социальной тревожности несет в себе больший риск потребления психоактивных веществ.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Определить особенности студенческого возраста.
3. Изучить вопросы профилактики психоактивных веществ в
студенческой среде.
4. Эмпирически исследовать взаимосвязь уровня социальной
тревожности с рисками потребления психоактивных веществ.
5. Скорректировать программу по профилактике наркотической, алкогольной и других видов зависимостей среди обучающихся филиала.
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных и зарубежных психологов: Р. Мэй, З. Фрейд, А. Прихожан, Дж. Тейлор, Э Эриксон, рассматривавших особенности тревожности.
В исследовании использовались следующие методы:
а) общенаучные методы теоретического анализа (обобщение, абстрагирование, систематизация и др.);
б) специальные психологические методы сбора информации:
- опросник выраженной социальной тревоги (Д. Уотсон, Р. Френд), предназначеный для определения уровня социальной тревоги как высокого, умеренного и низкого;
- психодиагностический Опросник социальной тревоги и социофобии (далее ОСТиСФ) предназначен для дифференциальной диагностики, определения доминирующего типа социальной тревоги, выраженности отдельных аспектов проявления страха оценивания в разных ситуациях.
- методический комплекс для выявления вероятных предикторов вовлечения обучающихся в употреблении наркотиков, подготовленный психологическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова;
в) методы статистической обработки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе нами были рассмотрены: понятие социальной тревожности и некоторые характеристики возрастных особенностей студентов в свете исследуемой проблемы:
- социальная тревожность понимается как состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми;
- студенческий период характеризуется особенной креативностью, коммуникабельностью, развитием умственных способностей, расширением кругозора, но в то же время, - это время серьезных кризисов, больших нагрузок, переживаний и проблем. Частое недосыпание, истощение, трудности самоорганизации, дефицит социальной поддержки, сложные семейные обстоятельства, социальные стрессы, невозможность обеспечить свою жизнь и др., часто становятся причинами эмоциональной дезадаптации и психических расстройств у студентов. Обучение тесно связано с социальным взаимодействием. Такое явление, как социальная тревожность, способно оказать серьезное негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни студентов.
Социальная тревожность приносит дискомфорт в жизнь человека, что приводит к серьезной дезадаптации и, зачастую, к отказу от деятельности, связанной с пугающими ситуациями. Такое расстройство зачастую связано с высоким риском злоупотребления психоактивными веществами.
В эмпирическом исследовании было выявлено, что более чем у половины испытуемых высокий уровень социальной тревожности. На основании данных методического комплекса все респонденты были распределены по группам риска по возможному потреблению наркотиков. С помощью методов математической статистики (критерия t-Стьюдента) наша гипотеза была подтверждена. Мы выявили, что у студентов с высоким уровнем тревожности повышена вероятность принадлежности к группе риска по возможному потреблению наркотиков. Кроме того, нам удалось определить и типы социальных ситуаций, в которых наши респонденты проявляют особенно высокий уровень социальной тревожности.
Эти данные помогут нам скорректировать программу по профилактике наркотической, алкогольной и других видов зависимостей среди студентов в филиале АлтГУ в г. Камень-на-Оби, а применение результатов в деятельности преподавателей филиала будет способствовать оптимизации процесса обучения и профессионального роста личности обучающихся.
Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана, цели и задачи решены.


1. Айзенк. Тревога и тревожность [Текст] / Айзенк.
2. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: Пути преодоления [Текст] / под ред. Э. Ф. Вагнера, Х. Б. Уолдрона.
3. Аминов, Н. А. Изучение индивидуальных различий и предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух вигнальных систем [Текст] / Н. А. Аминов, В. Н. Азаров // Проблемы дифференциальной психофизиологии. - М., 2001. - С. 98-112.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М., 2008. - 339 с.
5. Антонян, Ю. М. Тревожность - основа преступного поведения [Текст] / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов // Психология преступника и расследования преступлений. - М., 2006. - С. 116-143.
6. Анцыферова, Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии [Текст] / Л. И. Анцыферова // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 2008. - С. 71-76.
7. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В. М. Астапов // Психологический журнал. - 2002. - № 5. - С. 111-117.
8. Бакеев, В. А. О тревожно-внушаемом типе личности [Текст] / В. А. Бакеев // Новые исследования в психологии. - 2004. - № 1. - С. 56-65.
9. Бачериков, Н. Е. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний [Текст] / Н. Е. Бачериков, М. П. Воронцов, И. Т. Петрюк, А. Я. Цыганенко. - Харьков: Основа, 2005. - 276 с.
10. Белогуров, С. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех [Текст] / С. Белогуров. - СПб.: БИНОМ; М.: Невский диалект, 2009. - 128 с.
11. Бодров, В. А. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность [Текст] / В. А. Бодров, Н. В. Лукьянов // Психологический журнал. - 2001. - № 2. - С. 51-65.
12. Броннер, К. Индустриальные следствия стресса [Текст] / К. Броннер // Эмоциональный стресс. - М., 2007. - С. 261-274.
13. Буланова, Г. В. Эмоциональное состояние студентов как фактор их успешной деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Буланова. М., 2003. - 208 с.
14. Бурменская, Г. В. Возрастно -психологическое консультирование:
психологические проблемы нормального детства [Текст] / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере // Тематическое приложение к «Журналу практического психолога» за первое полугодие 2008 года. - М., 2008. - 120 с.
15. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций [Текст] / Ф. Е. Василюк. - М., 2004. - 200 с.
16. Вилюнас, В. К. О психических функциях состояния тревоги [Текст] / В. К. Вилюнас, В. М. Астапов
17. Витт, Н. В. Эмоциональная регуляция речевого поведения [Текст] / Н. В. Витт // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 60-69.
18. Войцех, В. Ф. Динамика и структура самоубийств в России [Текст] / В. Ф. Войцех // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 16. - 2006. - № 3.
19. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 2007. - 224 с.
20. Вязовец, Н. В. Психофизиологическое состояние студентов с высоким уровнем тревожности в процессе обучения [Текст] / Н. В. Вязовец // Внедрение достижении психологии и педагогики в практику работы вуза. - Новосибирск, 2003. - С. 18-19.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ