Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ДЕВУШЕК С ОПЫТОМ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ

Работа №92585

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Самоактуализация в работах авторов зарубежной и отечественной
психологии 9
1.2. Проблема самоактуализации в современной психологии 19
1.3. Самоактуализация в разные возрастные периоды онтогенеза 27
ГЛАВА 2. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ КАК ПРОБЛЕМА
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Жестокость родителей как форма взаимодействия с детьми 33
2.2. Последствия жестокого обращения с детьми 41
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ДЕВУШЕК ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА, ИСПЫТАВШИХ ЖЕСТОКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ
3.1. Программа и методика исследования 47
3.2 Результаты эмпирического исследования
3.2.1. Результаты анализа анкетирования 52
3.2.2. Анализ результатов исследования самоактуализации девушек с
опытом жестокого обращения в детстве 56
3.2.3. Анализ самоактуализации девушек в контексте особенностей
семейного взаимодействия 61
Заключение 73
Библиографический список использованной литературы 75
Приложение 87


Самоактуализация - это основополагающее свойство психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт. Это процесс, предполагающий определенный выбор. Если личностный выбор делается каждый раз в пользу личностного развития, то это и является движением к самоактуализации и психологическому здоровью.
Самоактуализирующимся людям свойственна устоявшаяся система личных ценностей, глубокая рефлексия и адекватный образ своего «Я». Ценности для актуализирующейся личности выступают в роли потребностей.
Социально-экономические изменения, происходящие в современной России, существенным образом влияют на все стороны жизни общества, включая и институт семьи, его устойчивость и стабильность, а также супружеские и детско-родительские отношения.
В последние годы во многих российских семьях складывается определенный образ жизни, для которого жестокость и насилие, «подогреваемые» алкоголизмом и наркоманией, становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому.
Многие авторы (Д. Глейзер, С.В. Ильина, В.Е. Каган, Н.Ю. Синягина, Е.Т. Соколова, Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал и др.) выделяют жестокость как особый вид нарушений в семейном воспитательном процессе характерный для современного общества в целом и Российского в частности.
По мнению D. Levinson, данный феномен имеет интернациональный характер. Автор отмечает, что в десяти исследованиях из четырнадцати, проведенных в различных странах, можно сделать вывод, что существенные изменения образа жизни, в том числе, «вестернизация» жизни общества, способствуют разрушению традиционных форм организации семьи и снижению уровня социального контроля. Это, в свою очередь, приводит к повышению уровня стресса и к насилию в семье.
Основные направления исследований проблемы у зарубежных ученых основываются на психиатрическом подходе при разграничении допустимых и недопустимых видов наказания детей в семье, а также при рассмотрении проблемы сексуального насилия над детьми и возможностях психотерапии в исправлении преступников. Отдельные аспекты проблемы жестокого обращения в семье рассматриваются в трудах А.В. Овчаровой, К.А. Лиманской, Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбал, Т.М. Журавлевой, И.Н. Григоровича, Л.С. Алексеевой и др.
Именно семье отводится основная роль в воспитании здоровой и гармонично развитой личности и жестокое обращение со стороны самых близких и родных людей не способствует полноценному развитию личности.
Основным фактором, провоцирующим закрепление жестокого обращения с детьми, рассматривают нарушения внутрисемейных отношений и процесса семейного воспитания. Однако, несмотря на признаваемую психологами актуальность проблемы жестокого обращения с детьми в семье и активно проводимые исследования в этой области, вопросы жестокости и насилия продолжают оставаться в психологии теоретически и экспериментально недостаточно разработанными.
Много разногласий и противоречивых толкований вызывают сами феномены жестокости и насилия, критерии их оценки, вопросы типологии множественных форм насилия, его последствий для развивающейся личности. Слабо разработано и коррекционное направление: отсутствуют эффективные программы предупреждения семейного насилия в обществе.
Следует отметить, что большинство работ рассматривают проблему жестокого обращения с детьми без учета пола. Однако пол ребенка является одним из основных условий, влияющих на специфику индивидуального развития. Теоретическая недооценка категории пола в психологии дает неадекватное представление об особенностях формирования личности в онтогенезе.
Следует признать, что наиболее исследованной областью является проблема влияния родителей разного пола на формирование половой идентичности девочек. Вместе с тем, как показывает анализ литературы, это влияние изучалось преимущественно в раннем детском возрасте и в меньшей степени в подростковом и юношеском. По мнению Д.В. Берко, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных ее черт, смысловых образований личности и прежде всего на ее самоактуализацию.
Исходя из вышеизложенных соображений, нам представляется крайне актуальным и своевременным исследовать связь жестокости родительского воздействия и особенностей самоактуализации девушек.
Цель исследования: особенности самоактуализации девушек
испытавших жестокость родителей.
Объект исследования - самоактуализация личности.
Предмет исследования - самоактуализация девушек.
Задачи исследования:
1. Разработать теоретико-методологические основания исследования самоактуализации девушек испытавших жестокость родителей.
2. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования самоактуализации девушек подвергшихся жестокому воздействию в семье.
3. Проанализировать результаты исследования самоактуализации девушек испытавших жестокость родителей. Выявить связь между жестоким обращением и уровнем самоактуализации девушек юношеского возраста.
4. Подготовить и опубликовать научные статьи, отражающие результаты исследования самоактуализации девушек испытавших жестокость родителей.
5. Апробировать результаты теоретического и эмпирического исследования.
Гипотезы исследования:
1. Жестокое обращение родителей приводит к изменению структуры самоактуализации девушек.
- Вероятно, девушки испытавшие жестокость родителей отличаются меньшим принятием себя.
- Возможно, опыт жестокого обращения в семье приводит к изменению способности устанавливать глубокие доверительные отношения.
- Предположительно, девушки с опытом жестокого обращения представляют свою жизнь менее целостно.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- психологические концепции самоактуализации личности А. Маслоу, Е.Е. Вахромов, Э. Шостром.
- подходы к пониманию жестокого обращения в семье Е.Н. Волкова, Н.Ю. Синягина, Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал и др.).
- возрастная периодизация Э. Эриксона.
Методы исследования:
Теоретические методы (анализ, систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных); метод анкетирования, «Самоактуалиазационный тест» (CAT; автор Э. Шостром, адаптация Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман и др), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер), «Шкала семейного окружения» (ШСО Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова). Методы статистической обработки данных и графического представления результатов (в SPSS for Windows 20.0, Microsoft Office Excel 2007): U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ (R- Спирмена).
Научная новизна:
- выявлены и описаны особенности самоактуализации девушек в возрасте от 17 до 18 лет, с опытом жестокого обращения в родительской семье.
- выявлены особенности самоактуализации девушек в контексте жестокого обращения в родительской семье.
Теоретическая значимость:
Данная работа вносит вклад в дальнейшее изучение феномена самоактуализации личности в целом, и в частности девушек переживших жестокое обращение в родительской семье. Работа расширяет представление о данном феномене и особенностях отдаленных последствий жестокого воздействия. Обоснованы взаимосвязи жестокого обращения с особенностями самоактуализации девушек. Выявлен уровень самоактуализации девушек.
Практическая значимость: Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологическом консультировании, с целью повышения уровня самоактуализации, в тренингах личностного роста, в тренингах повышения психологической грамотности родителей по вопросу «Жестокое воздействие и формирование личности ребенка». В целях прогнозирования, профилактики жестокого обращения с детьми. Возможно использование результатов исследования в деятельности психологических служб, образовательных учреждений, в оптимизации процесса обучения и профессионального роста личности.
Внедрение полученных результатов:
Результаты теоретического и эмпирического исследования на тему «Особенности самоактуализации девушек с опытом жестокого обращения в родительской семье» внедрены и используются педагогом-психологом КГБОУ «КШИ «Алтайский кадетский корпус» в качестве теоретической базы и тренинга повышения психологической грамотности родителей «Родителям о детях» (Приложение 1).
Результаты исследования представлены в публикациях: Антонюк И.В., Даренских С.С. Наказание ребенка в современной семье // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 20 -24 октября, 2015. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. - 3797 с., Антонюк И.В., Даренских С.С. Наказание ребенка в современной семье // Семья и брак в условиях социальных изменений [Текст]: сборник статей Всероссийской научно - практической конференции с международным участием (Барнаул, 18 февраля 2016 г.): Изд-во Алт. ун-та, 2016. - 207 с.
Эмпирическая база исследования:
Девушки в возрасте 17-18 лет, студентки ФГБОУ ВПО «Алтайского государственного университета» и Колледжа Алтайского государственного университета в количестве 60 человек.
Положения, выносимые на защиту
1. Самоактуализация девушек с опытом жестокого воздействия соответствует «низкому уровню» самоактуализации. «Диапазон самоактуализации» не достигнут.
2. Жестокость родителей приводит кснижению таких параметров, как принятие себя, способность ценить свои достоинства и положительные черты, относится к себе уважительно.
3. Девушки с опытом жестокого воздействия в семье испытывают сложности в общении и установлении глубоких и тесных контактов с окружающими. В принятии решений более зависимы и менее самостоятельны.
4. Жестокое обращение в семье приводит к тому, что девушки меньше способны ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть не видят свою жизнь целостной, воспринимают жизненное пространство более дискретно, что отличает их от самоактуализированной личности.
Работа состоит из введения, двух теоретических глав, эмпирической главы, выводов, библиографического списка, приложения. Список литературы включает 120 наименований, из них 12 на английском языке. Объем основного текста составляет 86 страниц (в том числе приложение 15 страниц).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ литературных источников по изучению понятий «самоактуализация», «домашнее насилие», «жестокое обращение» позволил исследовать особенности самоактуализации девушек с опытом жестокого обращения в родительской семье.
В ходе реализации теоретического и эмпирического исследования проведен анализ научной проблематики самоактуализации и жестоког о обращения в семье, рассмотрены основные направления исследования связи жестокого обращения и структуры самоактуализации в трудах отечественных и зарубежных авторов. Определено понятие, структура самоактуализации личности, а так же феномен жестокое обращение в семье. Обозначены основные особенности самоактуализации девушек в контексте жестокого обращения в семье. Использовано понимание самоактуализации как целостной динамической структуры личности, как непрерывный процесс реализации индивидуального потенциала, при котором самодетерминация преобладает над детерминацией из вне. Использованы методики, позволяющие получить данные, уточняющие и конкретизирующие специфику особенностей самоактуализации девушек, испытавших жестокое обращение в родительской семье.
В процессе выполнения данного исследования сформированы концептуальные основания работы, разработана и апробирована соответствующая им программа эмпирического исследования, результаты которого разносторонне проанализированы.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Самоактуализация девушек с опытом жестокого воздействия
соответствует «низкому уровню» по следующим особенностям личности: «Ориентация во времени», «Самопринятие», «Контактность»,
«Познавательные потребности». «Диапазон самоактуализации» не достигнут.
2. Жестокость в семье предполагает отвержение, не принятие ребенка родителями, которое проявляется в форме физической, вербальной агрессии, игнорировании, что в свою очередь приводит к тому, что девушки, испытавшие жестокость родителей отличаются меньшим принятием себя, не ценят свои достоинства и положительные черты характера. Относятся к себе менее уважительно, не воспринимают свои положительные качества.
3. Девушки с опытом жестокого воздействия отличаются меньшей общительностью и не способностью быстро устанавливать глубокие, доверительные отношения, как следствие недоверия к окружающим. Отсутствие поощрения, самостоятельности и инициативы в семье, приводит к тому, что в принятии решений девушки более зависимы и не инициативны.
4. Девушки с опытом жестокого обращения в семье воспринимают жизненное пространство более дискретно, отличаются меньшей способностью ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть не видят свою жизнь целостной. Жестокое обращение центрирует личность на прошлое, поскольку является психотравмирующим событием, которое нарушает гармоничное развитие личности и требует дополнительной психологической помощи и поддержки.
Результаты эмпирического исследования особенностей самоактуализации девушек с опытом жестокого обращения в родительской семье, отражены в научных статьях: «Наказание ребенка в современной семье». Кроме того, результаты теоретического и эмпирического исследования внедрены и используются педагогом-психологом КГБОУ «КШИ «Алтайский кадетский корпус» в качестве теоретической базы и тренинга повышения психологической грамотности родителей «Родителям о детях».
Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на то, что задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута. Данная магистерская диссертация может служить очередным шагом на пути полноценного изучения особенностей самоактуализации девушек с опытом жестокого обращения в семье.



1. Абдуллаев, Ш.М., Абдуллаева Д.С. Жестокость как психосоциальный феномен // Психология XXI века: Сборник материал V международной научно-практической конференции молодых ученых: в 2 т. - СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2009. - Т.
1. - С. 14 - 19.
2. Акиндинова, И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа. СПб., 2000.
3. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М. : Изд-во РАГС, 2004. - 161 с.
4. Алексеева, Л.С. Жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы со стороны родителей и других воспитателей: Пособие для медицинских и социальных работников. - М. : ФГУ «Государственный НИИ семьи и воспитания», 2005. - 112 с.
5. Алексеева, Л.С. Семья и социальные риски // Отечественный журнал социальной работы. 2007. - № 2. - С. 20 - 31.
6. Алексеева, Л.С. Семья в ситуации действия социальных рисков // семья ХХ1 века: Материалы междунар. научно-практ. конф. / Глав. Упр. труда и соц. развития Калинингр. обл., Ком. по соц. вопросам мэрии г. Калининграда, Центр соц. помощи семье и детям. - Калининград: Янтарный сказ, 2004. - С. 214-226.
7. Алексеева, Л.С. Социально-психологическая экспертиза трудной жизненной ситуации ребенка // СОТИС, 2007. - № 1. - С. 48 - 68.
8. Антонов, Л.И., Медков В.М. Социология семьи М. : Изд-во МГУ, 1996 - 304 с.
9. Анцыферова, Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал, 1992. - №5. - С. 12-25.
10. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности // психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 207-213.
11. Асмолов, А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликова. СПб: Питер, 2000. С. 222-230.
12. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Издательство МГУ, 1990. -367с.
13. Ассаджоли, Р. Психосинтез: теория и практика [Электронный ресурс] /
сост. и пер. В. Данченко // PSYLIB. Самопознание и саморазвитие: психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры [сайт]. URL:
http://www.psylib.ukrweb.net/books/psyntez/index.htm (дата обращения
13.04.2016).
14. Берко, Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек / Д.В. Берко / Дис. Канд. псих. наук. - Ставрополь, 2000. - 152 с.
15. Беседина, О.А. О понятийном аппарате исследования проблемы жестокого обращения с детьми в семьях / Вестник Челябинского государственного университета, 2013. - № 13 (304) . - С. 134-139.
16. Бирюкова, А.С. Насилие в семье как социальная проблема:
организационно-правовой аспект / Вестник КемГУ, 2010. - № 3(43) . - С. 150-155.
17. Бодалев, А.А. Как становятся великими и выдающимися? / А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич. - М.: Изд-во Института психотерапии, 1998. - 287 с.
18. Вассерман, Л.И., Горьковая, И.А., Ромицына, Е.Е. Психологическая методика "Подростки о родителях" и ее применение. Методическое пособие. М. : Издательство "Фолиум", 1994 - 64 с.
19. Вахромов, Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии// Потенциал личности: комплексный подход. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002 - с. 129-133.
20. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М., 2001.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ