Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АВТОМАТИЧЕСКОМУ И ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОМУ СОСТАВЛЕНИЮ РАСПИСАНИЯ

Работа №92571

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ UCTP 7
1.1. Понятие алгоритмического подхода 7
1.2. Математическое моделирование задачи составления расписания 11
1.3. Основные проблемы автоматизации составления расписания 20
1.4. Подходы к автоматизации составления расписания занятий 24
2. АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ С СИСТЕМАМИ СОСТАВЛЕНИЯ
РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ 31
2.1. Модели и алгоритмы составления расписания занятий 31
2.2. Постановка задачи разработки алгоритмического расписания 45
2.3. Реализация автоматизированной системы расписания занятий 47
2.4. 1111 «1С: Автоматизированное составление расписания. Университет» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

Одной из важнейших задач развития и эффективного функционирования вуза является рациональная организация учебного процесса, который может быть описан совокупностью взаимосвязанных задач, решаемых различными подразделениями учебного заведения. При этом решаются задачи автоматизации как отдельно взятых рабочих мест и подразделений, так полной автоматизации деятельности ВУЗа. Вне зависимости от объекта автоматизации, будь то преподавательский состав или администрация университета, в образовательном учреждении такие системы внедряют, преследуя конечную цель - повышение качества образования.
Задача составления расписания учебных занятий в вузе (University Course Timetabling Problem - UCTP) решается во всех университетах и других учебных заведениях. Процесс составления расписания является наиболее важным в деятельности вуза в целом и каждого факультета в частности. Хорошо разработанное расписание может стать основой для реализации научно-педагогического потенциала учебных курсов и для лучшей усвояемости материала студентами. Задачи распределения учебной работы между сотрудниками кафедры, разработки учебного расписания в значительной степени определяют эффективность организации образовательного процесса. Правильно и точно составленное расписание обеспечивает равномерную загрузку студенческих групп и профессорско-преподавательского состава. От удачно составленного расписания зависит эффективность работы преподавателей, усвоение учебного материала студентами, рациональное использование интеллектуальной и материальной баз вуза.
Таким образом, исследования, направленные на разработку алгоритмов автоматизации построения учебного расписания, являются актуальными.
Целью данной работы является исследование математических, информационных и алгоритмических моделей, а также методов, алгоритмов, программных модулей и комплексов для решения задачи автоматического построения расписаний учебных занятий.
Задачи работы:
1) Изучить алгоритмический подход к автоматическому и
полуавтоматическому составлению расписания.
2) Рассмотреть методику математического моделирования задачи
составления расписания.
3) Выбрать параметры для формального описания проблемы.
4) Определить требования и пожелания, отражающие реальные условия планирования организации учебной деятельности вузов.
5) Обосновать разделение жестких ограничений, устанавливающих физическую реализуемость расписания, на статические, которые можно учесть до составления расписания и динамические, которые должны проверяться в процессе составления расписания.
6) Провести сравнительный анализ подходов к автоматизации составления расписаний учебных занятий.
Объектом исследования является организация учебного процесса в высшей школе.
Предметом исследования - алгоритмический подход к автоматическому и полуавтоматическому составлению расписания.
Гипотеза исследования - внедрение алгоритмического подхода к составлению расписания позволит упростить процесс составления расписания.
Методы исследования. В работе использованы: методы системного анализа, методы математического моделирования,
Теоретическая значимость работы состоит в том, что рассмотрен и проанализирован комплекс математических, информационных и алгоритмических моделей задачи составления расписания занятий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные в работе подходы могут быть положены в основу дальнейших исследований.
Количество работ по разработке моделей и методов решения задачи составления учебного расписания (UCTP) значительно и продолжает увеличиваться. Проблеме составления расписания занятий в высшей школе посвящено большое количество диссертационных исследований как в России (Балашов В.В., Воробович О.Н., Галузин К.С., Грузликов А.М., Дмитриев С.П., Зорин Д.А., Каляев И.А., Костенко В.А., Красовский Д.В., Лопатеева О.Н., Маслов М.Г., Мельник Э.В., Милехина Т.В., Нестеренков С.Н., Низамова Г.Ф., Осипов А.В., АсвадФирас М. и др.), так и за рубежом (M.T. Jensen, H. Larget, R. Lewis, M. Marte, C. Mihaila и др.)
Задача составления учебного расписания (UCTP) относится к классу слабо формализуемых задач векторной оптимизации. В ее описании приходится учитывать большое количество параметров и ограничений. Не смотря на большое количество работ, посвященных этой задаче, оптимального решения для автоматизации процесса составления расписания до сих пор не найдено [27].
Существует много постановок этой задачи, различающихся строгостью математической формализации, предложены различные методы и алгоритмы ее решения [2, 5, 8]. У каждой из них имеются свои достоинства и недостатки, однако общепризнанных и неоспоримых моделей, методов и алгоритмов нет.
Было сделано огромное количество попыток ее решения. Некоторые программные продукты вышли в свет, например, Ректор-ВУЗ, БИТ.ВУЗ.Расписание, 1С: Автоматизированное составление расписаний. Университет, Расписание Про v2.3 и другие. [1, 6].
Однако ни одна из этих программ не является универсальной и не может удовлетворить потребности всех вузов. Кроме этого, многие из существующих программных продуктов имеют слишком высокую стоимость. Большинство из них используют большое количество входной информации и хранят ее в виде базы данных. С помощью сложных алгоритмов, разработка которых потребовала значительных усилий, на основе анализа входной информации составляется расписание. При этом полученное расписание не всегда является идеальным, а затрачиваемые ресурсы, время и деньги могут быть весьма внушительными [27].
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены объект и предмет исследования.
Первая глава - теоретическая. В ней изложены сущность алгоритмического подхода к решению задач и методика математического моделирования, рассмотрен системный подход к моделированию. Здесь же определены основные проблемы автоматизации процесса составления расписания и выполнен их сравнительный анализ. Сделаны выводы по первой главе.
Во второй - практической - главе дана постановка задачи, рассмотрены различные методы и соответствующие алгоритмы их решения. Подробно описан пакет «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» и рассмотрен алгоритм работы с ним. Сделаны выводы по второй главе.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, сделаны выводы по работе в целом и даны рекомендации по использованию полученных результатов.
Библиографический список - 54 названия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы о состоянии разработок по автоматизации учебного расписания:
Разработка и внедрение задачи АСУ в вузах осуществляется в инициативном порядке разобщенными исследовательскими группами. Созданы локальные системы, разработаны алгоритмы и программы для использования в конкретном учебном заведении.
Системы составления расписания занятий уже на уровне математических моделей и представления данных сильно зависят от специфики конкретных учебных заведений, что затрудняет использование типовых систем.
Разработки типовых унифицированных элементов для создания единой автоматизированной системы управления высшей школой практически отсутствуют.
Интерфейс многих программ недружественный. Он неудобен для ввода исходных данных и редактирования полученного расписания.
Автоматизация процесса составления расписания занятий и гибкость разработанной автоматизированной системы дают преимущества при её использовании в системе образования, улучшая при этом деятельность персонала, а вместе с тем и повышая качество предоставляемого ВУЗом образования.
Модульная реализация разработанной системы автоматизированного составления расписания в структуре общей автоматизированной системы ведения документооборота обеспечивает возможность общего использования баз данных и внедрения общей политики защиты информационного обеспечения системы.
Как правило, произвести оптимизацию учебного расписания, т.е. найти наилучшее решение, не удается. Выходом из данного положения является отказ от подхода, когда пригодным считается только самое лучшее решение, которое может и не существовать.
Для решения существующих проблем требуется построение гибкой и легко адаптируемой системы на основе новых принципов, с использованием современных компьютерных технологий. Необходима система, составляющая расписание в соответствии с выбранными критериями и заданными требованиями, т.е. берущая на себя как можно больше функций человека, чтобы расписание приходилось меньше доводить вручную. При этом не следует совсем исключать человека из процесса составления расписания.
Очень удобным инструментом для решения задач автоматизированного составления учебных расписаний и оперативного управления помещениями в вузах является программный продукт «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет», разработанный на основе системного подхода.
Результаты данного исследования могут быть полезны при проведении исследований по проблеме автоматизации процесса составления расписания учебных занятий.



1. Аббакумов, А.А., Байнев, В. В., Пырякина, К.А. Алгоритм составления расписания занятий для высших учебных заведений // Огарев-online. Раздел "Технические науки". - 2015. - №20.
2. Абухания Амер Ю А . Модели, алгоритмы и программные средства
обработки информации и принятия решений при составлении расписаний занятий на основе эволюционных методов: автореф. дисс канд. тех. наук. -
Новочеркасск, 2016. - 19 с.
3. Автоматизация составления расписания учебных занятий в вузе // Материалы Всероссийской научно-техн. конф. «Наукоемкие технологии в приборо- и машиностроении и развитие инновационной деятельности в ВУЗе». - Т.2. - М., Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2014. - С. 98.
4. Батищев, П.С. Опыт использования информационных технологий при составлении расписания учебных занятий. Текст. // Среднее профессиональное образование. - 2003. - №11. С. - 38.
5. Беленький, A.C. Применение моделей и методов теории расписаний в задачах оптимального планирования на грузовом транспорте. Текст. / A.C. Беленький, Е.В. Левнер // Автоматика и телемеханика. 2014. №1. - С. 3 -77.
6. Безгинов, А.Н. Обзор существующих методов составления расписаний /
А.Н. Безгинов, С.Ю. Трегубов // Информационные технологии и программирование. - М., 2015. - №2(14).
7. Вентцель, Е.С Исследование операций: задачи, принципы,
методология. - М. : КНОРУС, 2013. - 192 с.
8. Воробович, О.Н. Информационная система формирования расписания занятий в высшем учебном заведении. [Текст]. // Вестник СибГТУ, №1 - СибГТУ, Красноярск, 2013. - С. 120 - 125.
9. Воробович, О.Н. Алгоритм формирования расписания занятий студенческих групп в высшем учебном заведении [Текст]. // Материалы межвуз. науч. конф. / под ред. Е.А. Вейсова, Ю.А. Шитова, КГТУ. - Красноярск, 2013. - С. 29 - 35.
10. Воробович, О.Н. Метод формирования расписания занятий студенческих групп в высшем учебном заведении [Текст]. // Вестник КГТУ. Выпуск 33. Математические методы и моделирование. / КГТУ, Красноярск:, 2014. - С 166 - 176.
11. Галузин, К.С. Математическая модель оптимального учебного расписания с учётом нечётких предпочтений: автореф. дисс. ... канд. физ.-мат. наук / К.С. Галузин. - Пермь: ПГТУ, 2004. - 16 с.
12. Галузин, К.С., Гибридный алгоритм решения задачи составления оптимального учебного расписания. [Текст]. / К.С. Галузин, В.Ю. Столбов // Информационные технологии в образовании: Сб. трудов XIII международной конференции-выставки. М., 2013. С. 130-131.
13. Галузин, К.С. Методика составления оптимального учебного расписания
с учетом предпочтений Текст. / К.С. Галузин, В.Ю. Столбов // Теоретические и прикладные аспекты информационных технологий: Сб.науч.тр.
/ГосНИИУМС. Вып. 53. - Пермь, 2014. - С. 43-50.
14. Гладков, Л.А. Генетические алгоритмы: учебное пособие/ Л.А. Гладков,
В.В. Курейчик, В.М. Курейчик. - М.: Физматлит, 2014. - 407 с.
15. Кабальнов, Ю.С. Композиционный генетический алгоритм составления расписания учебных занятий /Ю.С. Кабальнов, Л.И. Шехтман, Г.Ф. Низамова, Н.А. Земченкова // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. - 2016. - Т. 7, №2.
16. Клемент, Р. Генетические алгоритмы: почему они работают? Когда их применять? / Р. Клемент // Компьютерра. - 1999. - №11.
17. Конвей, Р. В. Теория расписаний. Текст. / Р. В. Конвей, В. Л. Максвелл, Л. В.Миллер М.: Наука, 2015. - 360 с.
18. Кормен Т. Алгоритмы: вводный курс Томаса Х. Кормена = Algorithms Unlocked. - М.: «Вильямс», 2014. - 208 с.
19. Кормен, Т. Алгоритмы: построение и анализ/ Т. Кормен, Ч. Лейзерсон, Р. Ривест // МЦНМО. - Москва, 2012. - 960 с.
20. Костюк, В.И. Использование алгоритмов последовательной обработки для составления расписаний / Вопросы создания АСУ ВУЗ. / Костюк В.И., Мартинес Х.О., Зорин В.В. М.: НИИВШ,2014. - С. 3-5.
21. Красовский, Д.В. Алгоритмы решения задачи составления оптимального
расписания без прерываний: автореф. дисс канд. физ.-мат. наук. - Москва,
2007. - 23 с.
22. Кумунжиев, К. В. Теория систем и системный анализ. - Ульяновск : УлГУ, 2003. - 240 с.
23. Логоша, Б.А. Комплекс моделей и методов оптимизации расписания занятий в вузе / Б.А. Логоша, А.В. Петропавловская // Экономика и математические методы. - 2013. - Т. 29., №4.
24. Маслов М.Г. Разработка моделей и алгоритмов составления расписаний в системах административно-организационного управления: автореф. дисс. ... канд. техн. наук / М.Г. Маслов. - М. : МГУПБ, 2004. - 24 с.
25. Мейер, Д. Теория реляционных баз данных [Текст]. М.: Мир, 2014.
26. Минаев, Ю.Л. Автоматизированное составление школьного учебного расписания / Ю.Л.Минаев: Тезисы конф. ИТО - 98/99.
27. Нестеренков, С. Н. Планирование образовательного процесса в учреждениях высшего образования на основе сетевых моделей и генетических алгоритмов: автореф. дисс. ... канд. техн. наук . - Минск, 2016. - 22 с.
28. Пайкерс, В. Г. Методика составления расписания в образовательном учреждении. Изд. 3-е испр. и доп. - М.: АРКТИ. 2011.
29. Рубальская, О.Н. Автоматизированные системы составления учебных расписаний / О.Н. Рубальская, Г.Б. Рубальский // Новые информационные технологии в образовании: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М., 2011.
30. Рутковская, Д. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы / Д.Рутковская, М. Пилиньский, Л. Рутковский. - Горячая Линия - Телеком, 2012. - 452 с.
31. Семенов, С.П. Интегрированная информационная модель управления современным образовательным учреждением // С.П. Семенов, Т.Д. Карминская //Известия ОрелГТУ. Сер.: Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии: информационные системы и технологии. - 2014. - №1- 4/269 (544).
32. Семенюта, И.С. Методика анализа информационной структуры базы данных автоматизированной системы составления расписаний / И.С. Семенюта // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2011. - № 09 (73). Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/09/pdf/06.pdf
33. Смирнова, Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем [Текст]. М.: Финансы и статистика, 2013. - 510 с.
34. Система управления сайтом CMS Drupal // Drupal.org[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drupal.org
35. Спесивцев, A.B. Жадные алгоритмы распределения ресурсов. - М.: Малип. - 2013. - 287 с.
36. Сухарев, А.Г. Курс методов оптимизации. Учебное пособие. - 2 изд. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 368 с.
37. Танаев, В. С. Теория расписаний. Одностадийные системы. [Текст]. / В.
С. Танаев, В.С. Гордон, Я. М. Шафранский. М.: Наука, 2014. - 384 с.
38. Танаев, В. С., Теория расписаний. Многостадийные системы. [Текст]. / В. С. Танаев, Ю. Н. Сотсков, В. А. Струсевич. М.: Наука, 2014. - 328 с.
39. Танаев, В. С. Введение в теорию расписаний. [Текст]. / В. С. Танаев, В. В. Шкурба. М.: Наука, 1975. - 256 с.
40. Тельнов, Ю.В. Интеллектуальные информационные системы в экономике. [Текст]. М.: СИНТЕГ. - 2014.
41. Тихонов, А. Н. Вводные лекции по прикладной математике: учебное пособие / А. Н. Тихонов, Д. П. Костомаров. - М. : Наука, 1984. - 190 с.
42. Трофимов, И.Е. Автоматизация планирования штатного расписания университета // Сборник докладов студентов и аспирантов Кузбасского государственного технического университета. По результатам 53-й научно-практической конференции, 14 -18апреля 2008 г. - Кемерово: ГУ КузГТУ,
2008. - С. 148.
43. Уоссермен Ф. Нейрокомпьютерная техника // Теория и практика. М., Мир. 1992.
44. Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 638 с.
45. Успенский, В. А. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения. / Успенский В. А., Семенов А. Л. М.: Наука, 1987. - 288 с.
46. Финкельштейн, Ю.Ю. Прикладные методы и прикладные задачи дискретного программирования. - М.: Наука, 1976. - 264 с.
47. Хомоненко, А.Д. и др. Базы данных. - Санкт-Петербург: РОНА. - 2014.
48. Хорафас, Д. Н. Системы и моделирование / Д. Н. Хорафас; пер. с англ. под ред. И. Н. Коваленко. - М. : Мир, 1967. - 418 с.
49. Черемных, С.В. и др. Структурный анализ систем: IDEF технологии. М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.
50. Шевчук, Е.В., Шпак А.В. «Экспертная система определения качества использования аудиторного фонда вуза ». Материалы 3-й Алматинской Международной научно-практической конференции. Сборник статей, - Алматы: Кенже-Пресс-Медиа, 2012 - 170 с.
51. Шпак, А.В. Математическая модель формирования учебных потоков с целью оптимизации использования лекционно-практического аудиторного фонда. //«Автоматика и информатика». 2012. - №1-2. - 51с.
52. Burke, E.K. A University Timetabling System Based on Graph Colouring and Constraint Manipulation / E.K. Burke, D.G. Elliman, R.F. Weare // Journal of Research on Computing in Education. - 1993.
53. Muller, T. Some Novel Approaches to Lecture Timetabling/ T. Muller // In Proceedings of the 4th Workshop of Constraint Programming for Decision and Control, CPDC’2002.Gliwice. - September 2002.
54. J. Thompson, K. Dowsland. Variants of simulated annealing for the examination timetabling problem. Annals of Operational Research, 63, 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ