РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «УРОКИ ЛОГОПЕДА» НА ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОРТАЛЕ «МУЛЬТОСТРОВ»
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы методики оценивания эффективности дистанционных курсов 8
1.1. Современное состояние теории и технологии дистанционного
обучения 8
1.2. Критерии результативности функционирования
дистанционных курсов 17
1.3. Разработка критериев результативности функционирования
дистанционного курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации критериев результативности курса «Уроки логопеда» на портале «МультОстров» 30
2.1. Цели проведения опытно-экспериментальной работы по разработке
и апробации критериев результативности дистанционного курса «Уроки логопеда» на портале «МультОстров» 30
2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 49
Литература 54
Приложение 1 62
Приложение 2 64
Приложение 3 67
Приложение 4 68
Приложение 5
В наш век информационные технологии проникли почти во все сферы жизни человека. Говоря об инновациях в сфере образования, в первую очередь, имеют ввиду инновации, связанные с использованием в образовательном процессе различных IT-средств. В роли таких средств могут выступать как аппаратные комплексы, например, мультимедиа доски, планшеты, проекторы и т.д., так и программные средства, - это различные обучающие программы, средства дистанционного и адаптивного образования. Именно на этих средствах сегодня строится инновационный образовательный процесс в средней и высшей школах. Однако использование данных средств в сфере дошкольного образования пока не нашло широкого применения.
Почти полвека назад Василий Александрович Сухомлинский выразил мысль, которая и по сей день остается актуальной: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям» [39]. А первой ступенькой познания является период дошкольного детства. Именно в этом возрасте, по утверждению психологов, формируется 80% интеллекта.
Для детей дошкольного возраста в наше время создана масса развивающих программ, на страницах сети Интернет родители, обеспокоенные развитием своего ребенка, могут найти не одну сотню образовательных порталов, адресованных как родителям, так и их детям. Также из глобальной сети можно почерпнуть много информации по узко специализированным вопросам (педиатрии, логопедии и пр.), но фильтрация почерпнутой информации ложится на плечи родителя. Данное обстоятельство подчеркивает актуальность нашего исследования и заявляет о проблеме: по каким критериям нужно оценивать обучающие дистанционные курсы, ориентированные на детей дошкольного возраста и их родителей. С точки зрения производителей также стоит проблема. Для построения эффективных дистанционных курсов необходимо иметь набор критериев, к выполнению которых можно было бы стремиться, создавая востребованный дистанционный курс.
Не так давно, а именно, 17 апреля 2017 года министр образования РФ Ольга Васильева на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященным проблеме безопасности в Интернете, сообщила о том, что ведомство совместно с Минкомсвязи разработают рекомендации для визуального содержания Интернет-ресурсов и онлайн-игр для детей до 12 лет [17]. Эта задача, поставленная министром, еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
Узкие специалисты в целях повышения уровня знаний, качества своей работы также порой находят для себя новую и полезную информацию в Интернете. Помимо учения некоторые специалисты ведут и обучение - создают собственные сайты, ведут блоги, проводят онлайн-консультации.
Проблема в том, что зачастую, желающих получить не только консультацию узкого специалиста (имеется в виду личный прием), но и занятия с ним, больше, чем физическая возможность последнего. К примеру, чтобы получить консультацию врача-логопеда жители небольших деревень вынуждены обращаться в Детскую краевую клиническую больницу, т.к. порой найти специалиста ближе нет возможности. Многим маленьким пациентам требуются занятия с логопедом, но родители не всегда имеют возможность обеспечить это со своей стороны (негде жить в городе, не могут приезжать на занятия, нет средств и пр.). Дистанционный курс «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» [56] является попыткой распространения методики работы специалиста на большее число желающих. Так сказать, для увеличения пропускной способности «кабинета» логопеда.
Цель данной работы заключается в разработке и апробации критериев эффективности функционирования дистанционного курса для дошкольников (на примере курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров»).
Гипотеза: если корректно сформулировать критерии оценки дистанционного курса, то возможно будет проводить оценочные методики, достигать конечных целевых результатов, востребованных и потребителями (детьми и родителями, педагогами), и разработчиками дистанционных курсов.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) определить сущность технологии и современное состояние дистанционного обучения;
2) изучить имеющийся опыт по разработке оценочных критериев дистанционного обучения;
3) определить факторы, влияющие на разработку критериев результативности для курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров»;
4) на основании обозначенных факторов определить набор оценочных критериев для курса «Уроки логопеда»;
5) в ходе опытно-экспериментальной работы выявить наиболее значимые критерии для результативного функционирования курса «Уроки логопеда»;
6) привести дистанционный курс для дошкольников «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» в соответствие с разработанными критериями.
Объектом исследования являются элементы дистанционного обучения родителей и детей дошкольного возраста.
Предметом исследования выступают критерии функционирования дистанционного курса для родителей и детей дошкольного возраста (на примере курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров»).
Выбор методов исследования определялся поставленной целью: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, учебной, методической литературы; анализ федеральных государственных образовательных стандартов для дошкольного образования; изучение сайтов, ориентированных на детскую аудиторию; эмпирические методы (опрос, анкетирование).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были изучены вопросы по технологии дистанционного обучения, по оценке функционирования дистанционных курсов, вопросы психолого-педагогического и методического характера, связанные с обучением дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и апробированы критерии результативности функционирования дистанционного курса, ориентированного на дошкольников и их родителей. Курс «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» при-веден в соответствие разработанным критериям.
В ходе изучения вопроса по дистанционному обучению были выявлены основные характеристики технологии дистанционного обучения, изучена нормативно-правовая база, а также опыт использования элементов дистанционного обучения и средств ИКТ в среде обучения дошкольников, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях.
Под дистанционным обучение понимается именно процесс обучения, который строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение, обусловленными социальным заказом; имеет то же содержание обучения, ориентированное на государственные образовательные стандарты и действующие программы для конкретного учебного заведения, те же дидактические принципы организации обучения (принципы научности, системности, систематичности, активности, наглядности, индивидуализации обучения и пр.). Но, в отличии от очного, дистанционное обучение имеет иные методы, формы взаимодействия участников (учащегося и учителя-тьютора) учебного процесса, иные формы подачи материала, реализуемые средствами ИКТ и обусловленные возможностями информационной среды Интернет.
Так как при дистанционном обучении упор делается на активную позицию учащегося, на его самостоятельную работу, активную познавательную деятельность, поэтому такая форма обучения в чистом виде не может быть использована в звене среднего образования, и уж тем более дошкольного. В процессе обучения дошкольников находят свое применение лишь элементы дистанционного обучения. Возрастные особенности дошкольников являются главным фактором, определяющим выбор методики, содержания, формы взаимодействия и подачи материала. Эти же особенности, главным образом, определяют набор критериев для оценки дистанционных образовательных элементов, применяемых для обучения дошкольников.
Адресованный детям от 3 до 7 лет и их родителям курс «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» не позволят применять набор оценочных критериев, разработанный для дистанционного обучения высшей или средней школы. Но некоторые требования все же возможно, и даже необходимо применить к дистанционным элементам для обучения дошкольников. Имеются ввиду дидактические требования: научности, доступности, адаптивности, системности и систематичности, прочности усвоения полученных знаний, развития интеллектуального потенциала обучающихся, обеспечение суггестивной обратной связи. Также и методические требования, заключающиеся в необходимости учитывать специфику предмета изучения. Невозможно обойти нормативно-правовые документы и рекомендации, регламентирующие продолжительность занятий, время отдыха, требующие ограждения дошкольников от информации с маркировкой старше их возраста (например, 10+) и т.д.
Исходя из требований нормативно-правовых документов в области обучения дошкольников, возрастных особенностей обучающихся, методических, психолого-педагогических рекомендаций по работе с детьми-дошкольниками были обозначены оценочные критерии для курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров». В ходе опытно-экспериментальной работы проверке подверглись те из них, наличие или отсутствие которых могло повлиять на процесс обучения детей на курсе, их вовлеченность в процесс обучения, интерес, мотивацию, а отсюда и прочность полученных знаний.
Оценка проверяемых критериев была связана с оцениванием самих обучающихся, их навыков и знаний, которые они приобрели в результате прохождения курса. Это достаточно сложная задача, так как дошкольный возраст обучающихся препятствует объективной оценке полученных ими навыков и уровня остаточных знаний традиционными способами. Например, для оценки остаточных знаний школьников может быть использовано тестирование. Для дошкольников же сама форма теста может оказаться сложной. Форма устного индивидуального собеседования в этом отношении может быть более выгодной, однако, также может быть необъективна, так как дошкольники могут стесняться педагога, который проводит собеседование, и не отвечать на вопросы, хотя материал ими усвоен достаточно полно. Затрудняет устное собеседование и неумение дошкольников давать четкие полные ответы. Поэтому, для решения данной проблемы, мы привлекли родителей, чьи дети обучались на курсе. Родители могут лучше понять своего ребенка, и сам ребенок не испытывает дискомфорта при общении с родителями. Для минимизации субъективности в оценивании ребенка родителям были даны разработанные специально для детей, обучающихся на курсе, простые тесты, пройти которые нужно было после окончания урока. Также родители по итогам прохождения их ребенком каждого урока курса заполняли оценочный лист, в котором оценивали различные модификации курса, отвечающие одному или нескольким критериям. Для оценки выбранных критериев были привлечены и эксперты. Это специалисты в области дошкольного и дистанционного обучения.
В ходе опытно-экспериментальной работы выяснилось, что наиболее значимыми среди проверяемых критериев оказались следующие:
1. Наличие подсказок диктора и озвученных заданий,
2. наличие интерактивных заданий, связанных с перемещением объектов, рисованием, собиранием пазлов и т.д.,
3. наличие заданий на переключение внимания (пальчиковая гимнастика, зарядка для языка),
4. наличие заданий на закрепление изученного материла,
5. наличие мотивационного подкрепления («подарочный мультфильм» по прохождению урока)
6. многие испытуемые отметили важность технического критерия - кроссплатформенность. Дети и родители имели возможность заниматься в любом удобном месте (на планшете, смартфоне), на носителях с разным программным обеспечением. Как отметили 95% родителей, при занятии с помощью планшета дети были более увлечены процессом, особенно интерактивными заданиями, связанными с перемещением предметов, раскраской, собиранием пазлов.
Пожалуй, основным требованием, которым должны соответствовать дистанционные курсы для дошкольников, является тот факт, что различные элементы не должны усложнять курс, перегружать его дополнительной ин-формацией, которая хоть и может быть полезна, но может отвлечь ребенка от восприятия основной информации. Этот вывод подтверждается психологическими особенностями дошкольников. Дети в возрасте от 3 до 7 лет, легко переключаются на новые темы, быстро теряют интерес к начатым делам и т.д. Так, например, наличие персонажа-помощника может отвлекать ребенка от урока. Ребенок может заинтересоваться персонажем больше, чем самим уроком. Аналогично и со сложными иллюстрациями Большинство экспертов оценили данный критерий, как важный. Действительно, красивые, цельные, качественные картинки нравятся взрослым, но ребенок может переключиться на само содержание картинки и начать рассматривать иллюстрацию. Поэтому, при создании иллюстративного материала для дошкольников в контексте дистанционных курсов, необходимо уделить большее внимание примитивным иллюстрациям, которые позволяют завладеть вниманием, но не отвлекают от урока. В сравнении с одной цельной иллюстрацией, предпочтение лучше отдать нескольким её элементам, расположенным на нейтральном фоне.
По итогам проведенной опытно-экспериментальной работы в редакции курса «Уроки логопеда», размещенного на детском образовательном портале «МультОстров», были внесены изменения и поправки. На уроках курса присутствует диктор-помощник. С одной стороны, диктор-помощник может похвалить ребенка, подсказать выполнение задания, с другой, он не отвлекает обучаемого и не переключает внимание. При этом, чтобы сократить возможный негативный эффект, связанный с переключением внимания, был применен подход, позволяющий сократить голосовые подсказки без потери функциональности. Ребенок в случае необходимости может запросить голосовую подсказку самостоятельно. Рядом с элементами, которые могут вызвать затруднение, располагается значок динамика, при нажатии на который воспроизводится голосовая подсказка. Поощрительные высказывания диктора произносятся в случайном порядке, в случайные моменты времени, что помогает добиться некоторой естественности.
Как элемент обучения используются интерактивные задания. Они позволяют не утомлять ребенка, дают ему возможность отдохнуть, например, собирая пазл, но, при этом, не происходит переключения внимания, так как итоговым изображением пазла может стать, например, изображение изучаемой буквы.
Кроме того, в некоторые уроки внедрили следующие элементы, получившие оценку чуть ниже «5» баллов:
• Наличие мотивационного подкрепления (предоставление по итогам выполнения задания «подарочного мультфильма»).
• Наличие задания на переключение внимания (пальчиковая гимнастика, «зарядка для языка»).
• Задания на повторение ранее изученного материала.
Иллюстративный материал не усложняет восприятие учебной информации, не рассеивает внимание обучаемых.
Пока дистанционное обучение не нашло широкого применения в среде дошкольного образования, хотя, на наш взгляд, является перспективной ветвью развития. Еще очень мало исследований, посвященных проблемам дистанционного обучения дошкольников, внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс дошкольных учреждений, применения элементов дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями (технологии, разработки, методики и т.д.), использования дистанционных курсов по узко специализированным направлениям (логопедические проблемы, проблемы психологического характера). Ясно, что все это ни в коей мере не должно заменять живое общение детей со взрослыми, со сверстниками, но может быть грамотно использовано в обучающих и развивающих целях
1. 1С: Школа. Дошкольное образование, 6-7 лет [Электронный ресурс] // Фирма «1С» Образовательные программы. - URL: http://obr.1c.ru/ educational/uchenikam/doshkolnoe-obrazovanie-6-7-let. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://gufo.me/content_bes/kriterij-31022.html#ixzz4bC1cgbtv. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
3. Вайнштейн, Ю.В. Проблемы развития дистанционного образования
[Электронный ресурс] / Ю.В. Ванштейн // Science Time. - 2010. - №14. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-distantsionnogo-
obrazovaniya. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
4. Войтович, И.К. Критерии эффективности электронного обучения и качества электронных образовательных программ в вузе [Текст] / И.К. Войтович // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - №4. - С. 152-156.
5. Гаврилов, Н.А. Экспериментальная оценка влияния вида дистанционной технологии обучения на эффективность образовательного [Текст] / Н.А. Гаврилов // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - №3. - С. 69-80.
6. ГОСТ 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200053103. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
7. Девтерова, З.Р. Дистанционное обучение как социальная необходимость современности [Текст] / З.Р. Девтерова // Вестник университета Российской академии образования. - 2011. - №3. - С. 37-40.
8. Дмитриев, В.Л. Организация электронного обучения на авторской образовательной платформе «Облачная школа» [Текст] / В.Л. Дмитриев, Р.Х. Каримов // Информатика и образование. - 2016. - №4. - С. 25-28.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой [Текст]: Учебник для вузов.
- СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
10. Епифанова, О.В. Современные технологии обследования речевого развития ребенка [Текст] / О.В. Епифанова // Информатика и образование. - 2016. - №4. - С. 51-54.
11. Зенкина, С.В. Формы, средства и технологии интерактивного учебного взаимодействия в условиях дистанционного обучения [Текст] / С.В. Зенкина, О.В. Шаронова // Информатика и образование. - 2016. - №6. - С. 16-19.
12. Зюзина, Т.Н. Развитие информационной культуры в дошкольном возрасте [Текст] / Т.Н. Зюзина // Информатика и образование. - 2016. - №6.-С. 78-79.
13. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст] / И.М. Ибрагимов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.Н. Ковшова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 332 с.
14. Касумова, С.А. Опыт внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / С.А. Касумова, Л.В. Тагай // Информатика и образование. - 2013.
-№3. - URL: http://infojournal.ru/wp-content/uploads/journals/2013/ %D0%98%D0%9D%D0%A4%D0%9E_03_2013.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
15. Киян, И.В. Оценка качества педагогических технологий в системе дистанционного обучения [Текст] / И.В. Киян // Успехи современного естествознания. - 2012. - №2. - С. 76-84.
16. Козиоров, Е.Л. Почему интерактивные доски так редко используют в
детских садах? [Электронный ресурс] / Е.Л. Козиоров, М.Н. Приезжая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - №11.- URL: https://www.resobr.ru/article/47947-pochemu-interaktivnye- doski-tak-redko-ispolzuyutsya-v-detskih-sadah. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
17. Котеняткина, М. Минобрнауки разработает универсальную методику рекомендаций для детских онлайн-игр [Электронный ресурс] // Стандарты образования. 17.04.2017. - URL: http://www.edustandart.ru/ minobr- nauki-razrabotaet-universalnuyu-metodiku-rekomendatsij-dlya-detskih- onlajn-igr (дата обращения 20.04.2017).
18. Кузина, О.А. Электронный ресурсы в работе с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС [Текст] / О.А. Кузина, И.М. Толстова // Информатика и образование. - 2016. - №3. - С. 53-55.
19. Кузнецова, И.А. Оценка качества систем дистанционного обучения [Электронный ресурс] / И.А. Кузнецова // Науковедение. Интернет- журнал. - URL: http://naukovedenie.ru/index.php?id=164. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
20. Монахов, Д.Н. Инструментарий дистанционных образовательных технологий [Текст] / Д.Н. Монахов, Н.В. Монахов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014. - №1. - С. 60.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
22. Начальная школа. Медиатеки и уроки Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] // Кирилл и Мефодий. - URL: http://www.km-school.ru/r1/ Nachalka.asp. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
23. Никитина, Н.Ш. Опыт НГТУ в области практического мониторинга качества систем электронной поддержки учебной деятельности [Электронный ресурс] / Н.Ш. Никитина, Т.А. Яцевич // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - №3. - URL: http://journals.tsu.ru/ou/
&journal_page=archive&id=1006.- Загл. с экрана (дата обращения
20.04.2017).
24. Николаев, Е.А. Образовательный сайт в деятельности учеников и педагогов: результаты дистанционного курса [Электронный ресурс] / Е.А. Николаев, А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2004. - 22 июня. - URL: http://eidos.ru/journal/2004/0622-04.htm. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
25. Новый диск [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nd.ru/catalog. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
26. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 460 с.
27. Полат, Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной
формы обучения [Электронный ресурс] / Е.С. Полат // Открытое образование - 2005. - №3. - С. 71-77. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/k- probleme-opredeleniya-effektivnosti-distantsionnoy-formy-obucheniya. -
Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
28. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
29. Пособия УМК «ПервоЛого 4.0» [Электронный ресурс] // Институт новых технологий. - URL: http://www.int-edu.ru/content/posobiya-umk-
pervologo-40. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
30. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную дея-тельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html.- Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
31. Приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 №1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://lawru.info/dok/1997/05/30/n436399.htm.- Загл. с экрана
(дата обращения: 20.04.2017).
32. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZwww.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_154637. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
33. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://gufo.me/content_psy/kriterij-24931.html#ixzz4bC2QozKT. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
34. Психомоторика: словарь-справочник [Электронный ресурс] / Академик.
- URL: http://psychomotor.academic.ru/10355/MOTOPnKA_ME.HKAH_(ТОНКАЯ)_ПАЛЬЦЕВ_РУК. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
35. Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям [Текст]: сб. материалов / Обществ. палата Рос. Федерации, Комиссия по развитию науки и образования; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 175 с.
36. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.
37. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и организация работы» [Электронный ресурс]. - URL: https://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/
data_normativ/39/39082/#i127546.- Загл. с экрана (дата обращения:
20.04.2017).
38. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1 [Электронный ресурс] / Г.К. Селевко. - URL: http://www.studfiles.ru/ preview/6188255. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
39. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс] /
В.А. Сухомлинский.- URL: http://e-libra.ru/read/131759-serdce-otdayu-
detyam.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
40. Терновая, Т.М. Плюсы и минусы использования IT для раннего развития [Тест] / Т.М. Терновая, О.С. Терновой // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: Сборник научных статей международной конференции. - Алтайский государственный университет, 2015. - С. 2181-2183.
41. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Текст] / И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: ИИО РАО, 2009. - 96 с.
42. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. - URL:
http: //gufo .me/content_oj e/funkcionirovat-57250. html# ixzz4bC2zba9P. -
Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
43. Уваров, А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях
информатизации образования [Электронный ресурс] / А.Ю. Уваров. - URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-klas-
ternaya-model-preobrazovaniy-shkoly-v-usloviyah-informatizatsii-obrazova- niya. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
44. Уваров, А.Ю. Российская школа и ИКТ: облачные вычисления [Текст] / А.Ю. Уваров // Информатика. - Первое сентября. - 2014. - №1. - С. 20.
45. Федосов, А.Ю. Дистанционное обучение младших школьников: проблемы, тенденции, подготовка кадров [Электронный ресурс] / А.Ю. Федосов // Труды XVIII Объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2015). - URL: http://openbooks.ifmo.ru/ru/
collections_article/2244/distancionnoe_obuchenie_mladshih_shkolnikov:_pro blemy_tendencii_podgotovka_kadrov.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2017).
46. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 19 декабря 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617. - Загл. с
экрана (дата обращения 20.04.2017).
47. Храмова, Л.В. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.В. Храмова, М.Н. Шарыгина // Информатика и образование. - 2014. - №1. - С. 27-32.
48. Хуторской, А.В. Интернет в деятельности российских школ на современном этапе [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет- журнал «Эйдос». - 2000. - 31 января. - URL: http:ZZeidos.ru/journal/ 2000/0131.htm. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
49. Хуторской, А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 1 сентября. - URL: http://eidos.ru/journal/ 2005Z0901.htm. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
50. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
51. Хуторской, А.В. Проектирование и реализации на школьных уроках человекосообразного типа образования / Программа педагогического эксперимента Научной школы А.В. Хуторского на 2008-2010 гг. [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2008. - 12 июля. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-7.htm. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
52. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
53. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/140100/%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1% 83%D0%BB%D 1 %8C%D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D0%B8%D0%B2%D0 %BD%D1%8B%D0%B9. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
54. Якушева, М.Н. E-learning [Электронный ресурс] / М.Н. Якушева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - №11. - URL: https://www.resobr.ru/article/47947-pochemu-interaktivnye-doski- tak-redko-ispolzuyutsya-v-detskih-sadah. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
55. Яцевич, Т.А. Опыт НГТУ в области практического мотиторинга качества систем электронной поддержки учебной деятельности [Электронный ресурс] / Т.А. Яцевич // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - №3. - URL: http://journals.tsu.ru/ou/&journal_page=archive&id=1006&article_id=7741. - Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).
56. MULTOSTROV [Электронный ресурс]. - URL: http://multostrov.ru- Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2017).