РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «УРОКИ ЛОГОПЕДА» НА ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОРТАЛЕ «МУЛЬТОСТРОВ»
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы методики оценивания эффективности дистанционных курсов 8
1.1. Современное состояние теории и технологии дистанционного
обучения 8
1.2. Критерии результативности функционирования
дистанционных курсов 17
1.3. Разработка критериев результативности функционирования
дистанционного курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации критериев результативности курса «Уроки логопеда» на портале «МультОстров» 30
2.1. Цели проведения опытно-экспериментальной работы по разработке
и апробации критериев результативности дистанционного курса «Уроки логопеда» на портале «МультОстров» 30
2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 49
Литература 54
Приложение 1 62
Приложение 2 64
Приложение 3 67
Приложение 4 68
Приложение 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы методики оценивания эффективности дистанционных курсов 8
1.1. Современное состояние теории и технологии дистанционного
обучения 8
1.2. Критерии результативности функционирования
дистанционных курсов 17
1.3. Разработка критериев результативности функционирования
дистанционного курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации критериев результативности курса «Уроки логопеда» на портале «МультОстров» 30
2.1. Цели проведения опытно-экспериментальной работы по разработке
и апробации критериев результативности дистанционного курса «Уроки логопеда» на портале «МультОстров» 30
2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 49
Литература 54
Приложение 1 62
Приложение 2 64
Приложение 3 67
Приложение 4 68
Приложение 5
В наш век информационные технологии проникли почти во все сферы жизни человека. Говоря об инновациях в сфере образования, в первую очередь, имеют ввиду инновации, связанные с использованием в образовательном процессе различных IT-средств. В роли таких средств могут выступать как аппаратные комплексы, например, мультимедиа доски, планшеты, проекторы и т.д., так и программные средства, - это различные обучающие программы, средства дистанционного и адаптивного образования. Именно на этих средствах сегодня строится инновационный образовательный процесс в средней и высшей школах. Однако использование данных средств в сфере дошкольного образования пока не нашло широкого применения.
Почти полвека назад Василий Александрович Сухомлинский выразил мысль, которая и по сей день остается актуальной: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям» [39]. А первой ступенькой познания является период дошкольного детства. Именно в этом возрасте, по утверждению психологов, формируется 80% интеллекта.
Для детей дошкольного возраста в наше время создана масса развивающих программ, на страницах сети Интернет родители, обеспокоенные развитием своего ребенка, могут найти не одну сотню образовательных порталов, адресованных как родителям, так и их детям. Также из глобальной сети можно почерпнуть много информации по узко специализированным вопросам (педиатрии, логопедии и пр.), но фильтрация почерпнутой информации ложится на плечи родителя. Данное обстоятельство подчеркивает актуальность нашего исследования и заявляет о проблеме: по каким критериям нужно оценивать обучающие дистанционные курсы, ориентированные на детей дошкольного возраста и их родителей. С точки зрения производителей также стоит проблема. Для построения эффективных дистанционных курсов необходимо иметь набор критериев, к выполнению которых можно было бы стремиться, создавая востребованный дистанционный курс.
Не так давно, а именно, 17 апреля 2017 года министр образования РФ Ольга Васильева на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященным проблеме безопасности в Интернете, сообщила о том, что ведомство совместно с Минкомсвязи разработают рекомендации для визуального содержания Интернет-ресурсов и онлайн-игр для детей до 12 лет [17]. Эта задача, поставленная министром, еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
Узкие специалисты в целях повышения уровня знаний, качества своей работы также порой находят для себя новую и полезную информацию в Интернете. Помимо учения некоторые специалисты ведут и обучение - создают собственные сайты, ведут блоги, проводят онлайн-консультации.
Проблема в том, что зачастую, желающих получить не только консультацию узкого специалиста (имеется в виду личный прием), но и занятия с ним, больше, чем физическая возможность последнего. К примеру, чтобы получить консультацию врача-логопеда жители небольших деревень вынуждены обращаться в Детскую краевую клиническую больницу, т.к. порой найти специалиста ближе нет возможности. Многим маленьким пациентам требуются занятия с логопедом, но родители не всегда имеют возможность обеспечить это со своей стороны (негде жить в городе, не могут приезжать на занятия, нет средств и пр.). Дистанционный курс «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» [56] является попыткой распространения методики работы специалиста на большее число желающих. Так сказать, для увеличения пропускной способности «кабинета» логопеда.
Цель данной работы заключается в разработке и апробации критериев эффективности функционирования дистанционного курса для дошкольников (на примере курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров»).
Гипотеза: если корректно сформулировать критерии оценки дистанционного курса, то возможно будет проводить оценочные методики, достигать конечных целевых результатов, востребованных и потребителями (детьми и родителями, педагогами), и разработчиками дистанционных курсов.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) определить сущность технологии и современное состояние дистанционного обучения;
2) изучить имеющийся опыт по разработке оценочных критериев дистанционного обучения;
3) определить факторы, влияющие на разработку критериев результативности для курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров»;
4) на основании обозначенных факторов определить набор оценочных критериев для курса «Уроки логопеда»;
5) в ходе опытно-экспериментальной работы выявить наиболее значимые критерии для результативного функционирования курса «Уроки логопеда»;
6) привести дистанционный курс для дошкольников «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» в соответствие с разработанными критериями.
Объектом исследования являются элементы дистанционного обучения родителей и детей дошкольного возраста.
Предметом исследования выступают критерии функционирования дистанционного курса для родителей и детей дошкольного возраста (на примере курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров»).
Выбор методов исследования определялся поставленной целью: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, учебной, методической литературы; анализ федеральных государственных образовательных стандартов для дошкольного образования; изучение сайтов, ориентированных на детскую аудиторию; эмпирические методы (опрос, анкетирование).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были изучены вопросы по технологии дистанционного обучения, по оценке функционирования дистанционных курсов, вопросы психолого-педагогического и методического характера, связанные с обучением дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и апробированы критерии результативности функционирования дистанционного курса, ориентированного на дошкольников и их родителей. Курс «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» при-веден в соответствие разработанным критериям.
Почти полвека назад Василий Александрович Сухомлинский выразил мысль, которая и по сей день остается актуальной: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям» [39]. А первой ступенькой познания является период дошкольного детства. Именно в этом возрасте, по утверждению психологов, формируется 80% интеллекта.
Для детей дошкольного возраста в наше время создана масса развивающих программ, на страницах сети Интернет родители, обеспокоенные развитием своего ребенка, могут найти не одну сотню образовательных порталов, адресованных как родителям, так и их детям. Также из глобальной сети можно почерпнуть много информации по узко специализированным вопросам (педиатрии, логопедии и пр.), но фильтрация почерпнутой информации ложится на плечи родителя. Данное обстоятельство подчеркивает актуальность нашего исследования и заявляет о проблеме: по каким критериям нужно оценивать обучающие дистанционные курсы, ориентированные на детей дошкольного возраста и их родителей. С точки зрения производителей также стоит проблема. Для построения эффективных дистанционных курсов необходимо иметь набор критериев, к выполнению которых можно было бы стремиться, создавая востребованный дистанционный курс.
Не так давно, а именно, 17 апреля 2017 года министр образования РФ Ольга Васильева на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященным проблеме безопасности в Интернете, сообщила о том, что ведомство совместно с Минкомсвязи разработают рекомендации для визуального содержания Интернет-ресурсов и онлайн-игр для детей до 12 лет [17]. Эта задача, поставленная министром, еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
Узкие специалисты в целях повышения уровня знаний, качества своей работы также порой находят для себя новую и полезную информацию в Интернете. Помимо учения некоторые специалисты ведут и обучение - создают собственные сайты, ведут блоги, проводят онлайн-консультации.
Проблема в том, что зачастую, желающих получить не только консультацию узкого специалиста (имеется в виду личный прием), но и занятия с ним, больше, чем физическая возможность последнего. К примеру, чтобы получить консультацию врача-логопеда жители небольших деревень вынуждены обращаться в Детскую краевую клиническую больницу, т.к. порой найти специалиста ближе нет возможности. Многим маленьким пациентам требуются занятия с логопедом, но родители не всегда имеют возможность обеспечить это со своей стороны (негде жить в городе, не могут приезжать на занятия, нет средств и пр.). Дистанционный курс «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» [56] является попыткой распространения методики работы специалиста на большее число желающих. Так сказать, для увеличения пропускной способности «кабинета» логопеда.
Цель данной работы заключается в разработке и апробации критериев эффективности функционирования дистанционного курса для дошкольников (на примере курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров»).
Гипотеза: если корректно сформулировать критерии оценки дистанционного курса, то возможно будет проводить оценочные методики, достигать конечных целевых результатов, востребованных и потребителями (детьми и родителями, педагогами), и разработчиками дистанционных курсов.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) определить сущность технологии и современное состояние дистанционного обучения;
2) изучить имеющийся опыт по разработке оценочных критериев дистанционного обучения;
3) определить факторы, влияющие на разработку критериев результативности для курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров»;
4) на основании обозначенных факторов определить набор оценочных критериев для курса «Уроки логопеда»;
5) в ходе опытно-экспериментальной работы выявить наиболее значимые критерии для результативного функционирования курса «Уроки логопеда»;
6) привести дистанционный курс для дошкольников «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» в соответствие с разработанными критериями.
Объектом исследования являются элементы дистанционного обучения родителей и детей дошкольного возраста.
Предметом исследования выступают критерии функционирования дистанционного курса для родителей и детей дошкольного возраста (на примере курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров»).
Выбор методов исследования определялся поставленной целью: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, учебной, методической литературы; анализ федеральных государственных образовательных стандартов для дошкольного образования; изучение сайтов, ориентированных на детскую аудиторию; эмпирические методы (опрос, анкетирование).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были изучены вопросы по технологии дистанционного обучения, по оценке функционирования дистанционных курсов, вопросы психолого-педагогического и методического характера, связанные с обучением дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и апробированы критерии результативности функционирования дистанционного курса, ориентированного на дошкольников и их родителей. Курс «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» при-веден в соответствие разработанным критериям.
В ходе изучения вопроса по дистанционному обучению были выявлены основные характеристики технологии дистанционного обучения, изучена нормативно-правовая база, а также опыт использования элементов дистанционного обучения и средств ИКТ в среде обучения дошкольников, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях.
Под дистанционным обучение понимается именно процесс обучения, который строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение, обусловленными социальным заказом; имеет то же содержание обучения, ориентированное на государственные образовательные стандарты и действующие программы для конкретного учебного заведения, те же дидактические принципы организации обучения (принципы научности, системности, систематичности, активности, наглядности, индивидуализации обучения и пр.). Но, в отличии от очного, дистанционное обучение имеет иные методы, формы взаимодействия участников (учащегося и учителя-тьютора) учебного процесса, иные формы подачи материала, реализуемые средствами ИКТ и обусловленные возможностями информационной среды Интернет.
Так как при дистанционном обучении упор делается на активную позицию учащегося, на его самостоятельную работу, активную познавательную деятельность, поэтому такая форма обучения в чистом виде не может быть использована в звене среднего образования, и уж тем более дошкольного. В процессе обучения дошкольников находят свое применение лишь элементы дистанционного обучения. Возрастные особенности дошкольников являются главным фактором, определяющим выбор методики, содержания, формы взаимодействия и подачи материала. Эти же особенности, главным образом, определяют набор критериев для оценки дистанционных образовательных элементов, применяемых для обучения дошкольников.
Адресованный детям от 3 до 7 лет и их родителям курс «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» не позволят применять набор оценочных критериев, разработанный для дистанционного обучения высшей или средней школы. Но некоторые требования все же возможно, и даже необходимо применить к дистанционным элементам для обучения дошкольников. Имеются ввиду дидактические требования: научности, доступности, адаптивности, системности и систематичности, прочности усвоения полученных знаний, развития интеллектуального потенциала обучающихся, обеспечение суггестивной обратной связи. Также и методические требования, заключающиеся в необходимости учитывать специфику предмета изучения. Невозможно обойти нормативно-правовые документы и рекомендации, регламентирующие продолжительность занятий, время отдыха, требующие ограждения дошкольников от информации с маркировкой старше их возраста (например, 10+) и т.д.
Исходя из требований нормативно-правовых документов в области обучения дошкольников, возрастных особенностей обучающихся, методических, психолого-педагогических рекомендаций по работе с детьми-дошкольниками были обозначены оценочные критерии для курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров». В ходе опытно-экспериментальной работы проверке подверглись те из них, наличие или отсутствие которых могло повлиять на процесс обучения детей на курсе, их вовлеченность в процесс обучения, интерес, мотивацию, а отсюда и прочность полученных знаний.
Оценка проверяемых критериев была связана с оцениванием самих обучающихся, их навыков и знаний, которые они приобрели в результате прохождения курса. Это достаточно сложная задача, так как дошкольный возраст обучающихся препятствует объективной оценке полученных ими навыков и уровня остаточных знаний традиционными способами. Например, для оценки остаточных знаний школьников может быть использовано тестирование. Для дошкольников же сама форма теста может оказаться сложной. Форма устного индивидуального собеседования в этом отношении может быть более выгодной, однако, также может быть необъективна, так как дошкольники могут стесняться педагога, который проводит собеседование, и не отвечать на вопросы, хотя материал ими усвоен достаточно полно. Затрудняет устное собеседование и неумение дошкольников давать четкие полные ответы. Поэтому, для решения данной проблемы, мы привлекли родителей, чьи дети обучались на курсе. Родители могут лучше понять своего ребенка, и сам ребенок не испытывает дискомфорта при общении с родителями. Для минимизации субъективности в оценивании ребенка родителям были даны разработанные специально для детей, обучающихся на курсе, простые тесты, пройти которые нужно было после окончания урока. Также родители по итогам прохождения их ребенком каждого урока курса заполняли оценочный лист, в котором оценивали различные модификации курса, отвечающие одному или нескольким критериям. Для оценки выбранных критериев были привлечены и эксперты. Это специалисты в области дошкольного и дистанционного обучения.
В ходе опытно-экспериментальной работы выяснилось, что наиболее значимыми среди проверяемых критериев оказались следующие:
1. Наличие подсказок диктора и озвученных заданий,
2. наличие интерактивных заданий, связанных с перемещением объектов, рисованием, собиранием пазлов и т.д.,
3. наличие заданий на переключение внимания (пальчиковая гимнастика, зарядка для языка),
4. наличие заданий на закрепление изученного материла,
5. наличие мотивационного подкрепления («подарочный мультфильм» по прохождению урока)
6. многие испытуемые отметили важность технического критерия - кроссплатформенность. Дети и родители имели возможность заниматься в любом удобном месте (на планшете, смартфоне), на носителях с разным программным обеспечением. Как отметили 95% родителей, при занятии с помощью планшета дети были более увлечены процессом, особенно интерактивными заданиями, связанными с перемещением предметов, раскраской, собиранием пазлов.
Пожалуй, основным требованием, которым должны соответствовать дистанционные курсы для дошкольников, является тот факт, что различные элементы не должны усложнять курс, перегружать его дополнительной ин-формацией, которая хоть и может быть полезна, но может отвлечь ребенка от восприятия основной информации. Этот вывод подтверждается психологическими особенностями дошкольников. Дети в возрасте от 3 до 7 лет, легко переключаются на новые темы, быстро теряют интерес к начатым делам и т.д. Так, например, наличие персонажа-помощника может отвлекать ребенка от урока. Ребенок может заинтересоваться персонажем больше, чем самим уроком. Аналогично и со сложными иллюстрациями Большинство экспертов оценили данный критерий, как важный. Действительно, красивые, цельные, качественные картинки нравятся взрослым, но ребенок может переключиться на само содержание картинки и начать рассматривать иллюстрацию. Поэтому, при создании иллюстративного материала для дошкольников в контексте дистанционных курсов, необходимо уделить большее внимание примитивным иллюстрациям, которые позволяют завладеть вниманием, но не отвлекают от урока. В сравнении с одной цельной иллюстрацией, предпочтение лучше отдать нескольким её элементам, расположенным на нейтральном фоне.
По итогам проведенной опытно-экспериментальной работы в редакции курса «Уроки логопеда», размещенного на детском образовательном портале «МультОстров», были внесены изменения и поправки. На уроках курса присутствует диктор-помощник. С одной стороны, диктор-помощник может похвалить ребенка, подсказать выполнение задания, с другой, он не отвлекает обучаемого и не переключает внимание. При этом, чтобы сократить возможный негативный эффект, связанный с переключением внимания, был применен подход, позволяющий сократить голосовые подсказки без потери функциональности. Ребенок в случае необходимости может запросить голосовую подсказку самостоятельно. Рядом с элементами, которые могут вызвать затруднение, располагается значок динамика, при нажатии на который воспроизводится голосовая подсказка. Поощрительные высказывания диктора произносятся в случайном порядке, в случайные моменты времени, что помогает добиться некоторой естественности.
Как элемент обучения используются интерактивные задания. Они позволяют не утомлять ребенка, дают ему возможность отдохнуть, например, собирая пазл, но, при этом, не происходит переключения внимания, так как итоговым изображением пазла может стать, например, изображение изучаемой буквы.
Кроме того, в некоторые уроки внедрили следующие элементы, получившие оценку чуть ниже «5» баллов:
• Наличие мотивационного подкрепления (предоставление по итогам выполнения задания «подарочного мультфильма»).
• Наличие задания на переключение внимания (пальчиковая гимнастика, «зарядка для языка»).
• Задания на повторение ранее изученного материала.
Иллюстративный материал не усложняет восприятие учебной информации, не рассеивает внимание обучаемых.
Пока дистанционное обучение не нашло широкого применения в среде дошкольного образования, хотя, на наш взгляд, является перспективной ветвью развития. Еще очень мало исследований, посвященных проблемам дистанционного обучения дошкольников, внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс дошкольных учреждений, применения элементов дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями (технологии, разработки, методики и т.д.), использования дистанционных курсов по узко специализированным направлениям (логопедические проблемы, проблемы психологического характера). Ясно, что все это ни в коей мере не должно заменять живое общение детей со взрослыми, со сверстниками, но может быть грамотно использовано в обучающих и развивающих целях
Под дистанционным обучение понимается именно процесс обучения, который строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение, обусловленными социальным заказом; имеет то же содержание обучения, ориентированное на государственные образовательные стандарты и действующие программы для конкретного учебного заведения, те же дидактические принципы организации обучения (принципы научности, системности, систематичности, активности, наглядности, индивидуализации обучения и пр.). Но, в отличии от очного, дистанционное обучение имеет иные методы, формы взаимодействия участников (учащегося и учителя-тьютора) учебного процесса, иные формы подачи материала, реализуемые средствами ИКТ и обусловленные возможностями информационной среды Интернет.
Так как при дистанционном обучении упор делается на активную позицию учащегося, на его самостоятельную работу, активную познавательную деятельность, поэтому такая форма обучения в чистом виде не может быть использована в звене среднего образования, и уж тем более дошкольного. В процессе обучения дошкольников находят свое применение лишь элементы дистанционного обучения. Возрастные особенности дошкольников являются главным фактором, определяющим выбор методики, содержания, формы взаимодействия и подачи материала. Эти же особенности, главным образом, определяют набор критериев для оценки дистанционных образовательных элементов, применяемых для обучения дошкольников.
Адресованный детям от 3 до 7 лет и их родителям курс «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров» не позволят применять набор оценочных критериев, разработанный для дистанционного обучения высшей или средней школы. Но некоторые требования все же возможно, и даже необходимо применить к дистанционным элементам для обучения дошкольников. Имеются ввиду дидактические требования: научности, доступности, адаптивности, системности и систематичности, прочности усвоения полученных знаний, развития интеллектуального потенциала обучающихся, обеспечение суггестивной обратной связи. Также и методические требования, заключающиеся в необходимости учитывать специфику предмета изучения. Невозможно обойти нормативно-правовые документы и рекомендации, регламентирующие продолжительность занятий, время отдыха, требующие ограждения дошкольников от информации с маркировкой старше их возраста (например, 10+) и т.д.
Исходя из требований нормативно-правовых документов в области обучения дошкольников, возрастных особенностей обучающихся, методических, психолого-педагогических рекомендаций по работе с детьми-дошкольниками были обозначены оценочные критерии для курса «Уроки логопеда» на детском образовательном портале «МультОстров». В ходе опытно-экспериментальной работы проверке подверглись те из них, наличие или отсутствие которых могло повлиять на процесс обучения детей на курсе, их вовлеченность в процесс обучения, интерес, мотивацию, а отсюда и прочность полученных знаний.
Оценка проверяемых критериев была связана с оцениванием самих обучающихся, их навыков и знаний, которые они приобрели в результате прохождения курса. Это достаточно сложная задача, так как дошкольный возраст обучающихся препятствует объективной оценке полученных ими навыков и уровня остаточных знаний традиционными способами. Например, для оценки остаточных знаний школьников может быть использовано тестирование. Для дошкольников же сама форма теста может оказаться сложной. Форма устного индивидуального собеседования в этом отношении может быть более выгодной, однако, также может быть необъективна, так как дошкольники могут стесняться педагога, который проводит собеседование, и не отвечать на вопросы, хотя материал ими усвоен достаточно полно. Затрудняет устное собеседование и неумение дошкольников давать четкие полные ответы. Поэтому, для решения данной проблемы, мы привлекли родителей, чьи дети обучались на курсе. Родители могут лучше понять своего ребенка, и сам ребенок не испытывает дискомфорта при общении с родителями. Для минимизации субъективности в оценивании ребенка родителям были даны разработанные специально для детей, обучающихся на курсе, простые тесты, пройти которые нужно было после окончания урока. Также родители по итогам прохождения их ребенком каждого урока курса заполняли оценочный лист, в котором оценивали различные модификации курса, отвечающие одному или нескольким критериям. Для оценки выбранных критериев были привлечены и эксперты. Это специалисты в области дошкольного и дистанционного обучения.
В ходе опытно-экспериментальной работы выяснилось, что наиболее значимыми среди проверяемых критериев оказались следующие:
1. Наличие подсказок диктора и озвученных заданий,
2. наличие интерактивных заданий, связанных с перемещением объектов, рисованием, собиранием пазлов и т.д.,
3. наличие заданий на переключение внимания (пальчиковая гимнастика, зарядка для языка),
4. наличие заданий на закрепление изученного материла,
5. наличие мотивационного подкрепления («подарочный мультфильм» по прохождению урока)
6. многие испытуемые отметили важность технического критерия - кроссплатформенность. Дети и родители имели возможность заниматься в любом удобном месте (на планшете, смартфоне), на носителях с разным программным обеспечением. Как отметили 95% родителей, при занятии с помощью планшета дети были более увлечены процессом, особенно интерактивными заданиями, связанными с перемещением предметов, раскраской, собиранием пазлов.
Пожалуй, основным требованием, которым должны соответствовать дистанционные курсы для дошкольников, является тот факт, что различные элементы не должны усложнять курс, перегружать его дополнительной ин-формацией, которая хоть и может быть полезна, но может отвлечь ребенка от восприятия основной информации. Этот вывод подтверждается психологическими особенностями дошкольников. Дети в возрасте от 3 до 7 лет, легко переключаются на новые темы, быстро теряют интерес к начатым делам и т.д. Так, например, наличие персонажа-помощника может отвлекать ребенка от урока. Ребенок может заинтересоваться персонажем больше, чем самим уроком. Аналогично и со сложными иллюстрациями Большинство экспертов оценили данный критерий, как важный. Действительно, красивые, цельные, качественные картинки нравятся взрослым, но ребенок может переключиться на само содержание картинки и начать рассматривать иллюстрацию. Поэтому, при создании иллюстративного материала для дошкольников в контексте дистанционных курсов, необходимо уделить большее внимание примитивным иллюстрациям, которые позволяют завладеть вниманием, но не отвлекают от урока. В сравнении с одной цельной иллюстрацией, предпочтение лучше отдать нескольким её элементам, расположенным на нейтральном фоне.
По итогам проведенной опытно-экспериментальной работы в редакции курса «Уроки логопеда», размещенного на детском образовательном портале «МультОстров», были внесены изменения и поправки. На уроках курса присутствует диктор-помощник. С одной стороны, диктор-помощник может похвалить ребенка, подсказать выполнение задания, с другой, он не отвлекает обучаемого и не переключает внимание. При этом, чтобы сократить возможный негативный эффект, связанный с переключением внимания, был применен подход, позволяющий сократить голосовые подсказки без потери функциональности. Ребенок в случае необходимости может запросить голосовую подсказку самостоятельно. Рядом с элементами, которые могут вызвать затруднение, располагается значок динамика, при нажатии на который воспроизводится голосовая подсказка. Поощрительные высказывания диктора произносятся в случайном порядке, в случайные моменты времени, что помогает добиться некоторой естественности.
Как элемент обучения используются интерактивные задания. Они позволяют не утомлять ребенка, дают ему возможность отдохнуть, например, собирая пазл, но, при этом, не происходит переключения внимания, так как итоговым изображением пазла может стать, например, изображение изучаемой буквы.
Кроме того, в некоторые уроки внедрили следующие элементы, получившие оценку чуть ниже «5» баллов:
• Наличие мотивационного подкрепления (предоставление по итогам выполнения задания «подарочного мультфильма»).
• Наличие задания на переключение внимания (пальчиковая гимнастика, «зарядка для языка»).
• Задания на повторение ранее изученного материала.
Иллюстративный материал не усложняет восприятие учебной информации, не рассеивает внимание обучаемых.
Пока дистанционное обучение не нашло широкого применения в среде дошкольного образования, хотя, на наш взгляд, является перспективной ветвью развития. Еще очень мало исследований, посвященных проблемам дистанционного обучения дошкольников, внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс дошкольных учреждений, применения элементов дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями (технологии, разработки, методики и т.д.), использования дистанционных курсов по узко специализированным направлениям (логопедические проблемы, проблемы психологического характера). Ясно, что все это ни в коей мере не должно заменять живое общение детей со взрослыми, со сверстниками, но может быть грамотно использовано в обучающих и развивающих целях



