Введение 3
Глава I. Новостное вещание ВГТРК: этапы становления и актуальные принципы информационной политики 8
1.1 Информационное телевещание постсоветской России: этапы,
современное состояние 8
1.2 Информационная политика государственного холдинга ВГТРК 16
Глава II. Нишевизация новостного вещания в условиях государственного холдинга: тематический и форматный аспекты 27
2.1 Фрагментация аудитории в аудиовизаульных медиа 27
2.2 «Вести-24» - становление нового формата информационного вещания в
России 34
2.3 Новостные выпуски каналов «Россия-1» и «Россия-24»: темы, верстка,
жанры 40
Заключение 55
Литература 57
Приложение 62
Информация является одним из важнейших стратегических ресурсов общества, с помощью которой значительно ускоряются все протекающие процессы в социуме. Новостной поток ежедневно формирует у зрителя базовую осведомленность о том, что происходит в мире, стране, регионе и какова повестка дня. Как отмечает С. Ю. Агапитова, «Новости - это то, что случилось сегодня, то, о чем не знает общество и что ему знать необходимо».1 Новости составляют основную часть массовых информационных потоков, это основа вещания любого телеканала и самая популярная передача на телевидении, которая ежедневно занимает основные позиции в сетке вещания.
Новости на ТВ можно, без преувеличения, считать универсальным и самым динамично развивающимся сегментом телевещания, который существует в острой конкуренции с другими информационными источниками, число которых в последнее время увеличивается , также как и способов распространения и получения информации. По последним результатам исследований Левада - Центра, 90% россиян узнают о значимых событиях посредством телевизионных программ.2 Отдельные исследования фиксируют прирост доли аудитории к группе каналов социально-политической направленности и снижение к группе развлекательных каналов. Прирост обусловлен возросшим интересом аудитории к информационным и аналитическим передачам. По мнению С.Х. Зариф, самыми рейтинговыми передачами на канале «Россия-1» являются передачи именно такой направленности - «Вести», «60 минут», «Воскресный вечер с Соловьевым».3 Достаточно высокий рейтинг имеют сериалы, транслируемые на канале «Россия-1», например, «Тайны следствия», однако, эти показатели все же уступают главенствующее место информации и аналитике. Максимально снизилась и общая суммарная доля группы развлекательных каналов, которая традиционно являлась одним из основных тематических лидеров по привлечению интереса зрителей.4
Еще одной тенденцией новостного вещания можно назвать его огосударствление, о котором отмечается в исследованиях П.А. Ковалева, В.Мазо и др. В последнее время наблюдается непосредственное влияние данной тенденции на формирование информационной политики каналов, при этом идет процесс нишевизации, направленный на адресную подачу информации целевым аудиториям. Представляется актуальным рассмотреть тенденции в новостном вещании внутри государственного холдинга, выявив подходы в подаче новостей в рамках единой политики каналов, ориентированных на разные аудиторные запросы.
Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания является крупнейшим советским и российским медиахолдингом, занимает лидирующее место на рынке национального вещания. В состав ВГТРК входят федеральные каналы: «Россия-1», «Россия Культура», «Россия-2»; более 80 региональных телерадиокомпаний, вещающих во всех субъектах Российской Федерации; первый в России круглосуточный информационный канал «Россия-24»; международный телеканал на русском языке «РТР Планета»; пять радиостанций и государственный Интернет-канал «Россия». Аудиторию телеканала составляет 98,5 % населения России и
более 50 миллионов зрителей в странах СНГ и Балтии.5 Телеканал «Россия-1» является одним из ведущих производителей программ. Например, информационная программа «Вести» - признанный лидер новостного вещания страны, которая ежедневно оперативно информирует зрителя о самых важных событиях в стране и в мире. Телеканал «Россия-24» - первый и единственный информационный канал в России, который круглосуточно передает новости из всех уголков Российской Федерации и всего мира. Канал регулярно обновляет новостную ленту, что позволяет дополнить картину дня новыми подробностями. «Особое внимание телеканала отдано прямым трансляциям важнейших мировых событий», - отмечено на
официальном сайте ВГТРК.6
Усиление фрагментации аудитории обусловливает актуальность анализа тенденций в новостном вещании государственного холдинга, в условиях которого единая политика каналов реализуется с учетом запросов нишевых аудиторий.
В качестве объекта исследования выбрано новостное вещание на федеральных каналах «Россия-1» и «Россия-24».
Предметом исследования являются тематические и форматные аспекты новостного вещания холдинга ВГТРК в условиях нишевизации.
Цель данного исследования - выявить принципы и современные тенденции новостного вещания в государственном холдинге в условиях нишевизации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проследить этапы становления и развития новостного вещания ВГТРК;
• выявить актуальные принципы информационной политики ВГТРК, как государственного холдинга;
• охарактеризовать аудиторию каналов «Россия-1» и «Россия-24»;
• сопоставить тематические и форматные аспекты новостного вещания в информационных программах каналов «Россия-1» и «Россия-24».
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных исследователей в области телевизионной журналистики, среди которых В.Л. Цвик, Я.В. Назарова, О.Ф. Майдурова, С.Н. Ильченко, В.П. Летуновский, Р,А. Борецкий, П.А. Ковалёв, В.В. Егоров, А.Г. Качкаева. Также, автор обращается к исследованиям социокультурной динамики российской аудитории телевидения И.А. Полуэхтовой.
В процессе исследования тематических и форматных аспектов новостного вещания холдинга ВГТРК в условиях нишевизации, использованы работы П.А. Ковалева, В.Мазо и др. Изучение факторов, влияющих на формирование актуальных принципов информационной политики в подаче новостей, строится на трудах отечественных исследователей, в том числе на работе С. Ю. Агапитовой, Л.Н. Федотова, С.Н. Ильченко. При анализе визуальной составляющей как структурного элемента телевизионной передачи, использованы работы А.Ермилова, В.Ф.Познина, В.Л.Цвика.
Методология исследования. Исследование новостного вещания в работе основано на комплексном подходе к изучению формообразующих компонентов данной формы вещания. В процессе исследования были использованы исторический метод; метод наблюдения; метод сопоставления; метод экспертного интервью.
Эмпирическую базу составили новостные выпуски информационно-аналитических программ федеральных каналов. Мы рассмотрели выпуски информационной программы «Вести» за март 2017 года. На канале «Россия- 1» (время выхода в эфир - 9:00, 11:00, 14:00, 17:00, 20:00). Так как «Россия- 24» - канал круглосуточного вещания, мы отобрали только те выпуски, которые по времени выхода в эфир совпадают с выходом программы «Вести» на канале «Россия-1» (9:00, 11:00, 14:00, 17:00, 21:00). Выбор данного периода обусловлен стремлением автора рассмотреть самые свежие примеры текущей практики, показательные для выявления актуальных тематических и форматных аспектов новостного вещания.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения , списка использованной литературы и приложения.
В первой главе обозначены теоретические рамки исследования, определены основные этапы становления и развития системы новостного вещания, актуальные принципы информационной политики холдинга ВГТРК.
Вторая глава посвящена изучению процесса нишевизации новостного вещания в условиях государственного холдинга, рассмотрению тематических и форматных аспектов, содержит результаты сопоставительного анализа новостных выпусков программы «Вести» каналов «Россия-1» и «Россия-24».
Новостное вещание электронных медиа постсоветской России претерпело ряд изменений, которые привели к созданию сбалансированной государственно-монополистической системы управления отраслью электронных СМИ. Информационная политика государственного холдинга ВГТРК определяется государственными интересами. В целом Всероссийская государственная телерадиокомпания направлена на удовлетворение интересов телезрителей, на постоянное совершенствование программного продукта, который будет отвечать новым запросам зрительской аудитории. Наблюдается тенденция фрагментации аудитории по нишевым каналам, уход из широкого вещания некоторых весьма значимых групп зрительской аудитории: наиболее активной и образованной части населения, а также молодежной.
Универсальный, классический канал «Россия-1» охватывает все ниши, содержит разноплановый контент, как информационную, так и развлекательную, и познавательную составляющие. Подобная ситуация складывается и на новостном круглосуточном телеканале «Россия-24», который уже сам по себе является нишей в сегменте новостного вещания и конкурирует с интернет-каналами. При жесткой конкуренции с новостными интернет-ресурсами, телеканал государственного холдинга «Россия-24», имея самую плотную информационную сетку вещания, оперативно удовлетворяет информационные потребности аудитории. За счет оперативности, высокого профессионального и технологического уровня, возможности транслировать новости на всю страну, телеканал «Россия-24» является бесспорным лидером среди интернет-каналов и нишевых информационных каналов. Возможность следить за обновлениями информационного контента вне дома, отвечает изменившимся запросам молодой аудитории, а именно большей части трудоспособного населения, которое в любом месте и в любое время может фоном наблюдать новости телеканала «Россия-24». В свою очередь, подача новостей на телеканале «Россия-1» отвечает несколько другим запросам и рассчитана на сегмент возрастной аудитории.
Информационная политика телеканалов «России-1» и «России-24» продиктована их принадлежностью к холдингу ВГТРК, что играет немаловажную роль в укреплении тенденции сходства тематических и форматных аспектов. Однако, наблюдаются и видимые отличия: в специфике ведения информационных выпусков программы «Вестей» на телеканалах «Россия-1» и «Россия-24», в расстановке тематических приоритетов и в принципах построения верстки, а так же в ориентире на разные возрастные и гендерные аудитории. Отмечается сходство тематического наполнения информационных программ, большое внимание уделяется федеральным новостям, что вполне характерно для федеральных каналов крупнейшего государственного холдинга. Новостные выпуски двух каналов не дублируют друг друга, наблюдаются лишь тематические пересечения в течение дня по основным темам, «на злобу дня». Каждый телеканал добавляет в свою сетку вещания информацию и по другим, менее значимым событиям, которые являются актуальными на конкретную дату, что и формирует различия вещания телеканалов.
В целом, за последние годы наблюдается повышенный интерес аудитории к новостям, которые на сегодняшний день по-прежнему являются одним из самых важных форматов любого телеканала.
1. Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной
журналистики. СПб.: Издательский Дом С.-Петербургского Гос.
университета, 2009. — 329 с.
2. Вартанова Е.Л., Фомичева И.Д., Смирнов С.С. СМИ в меняющейся России: Коллективная монография/ Под ред. Е.Л. Вартановой; науч. ред. И.Д. Фомичева. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 336 с.
3. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим.— М.: «Воскресенье»,1999. — 416 с.
4. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. ОПб.: Изд- во С.- Петербургского Гос. университета, 2009. — 466 с.
5. Медведев Р. Владимир Путин: четыре года в Кремле. — М.: «Время», 2004. — 656 с.
6. Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. М.: НИПКЦ Восход - А, 2010. — 304 с.
7. Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России. 2-е изд., испр. — М.: Детектив-Пресс, 2004. — 92 с.
Учебные пособия, лекции
8. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 336 с.
9. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. — М.: Аспект Пресс, 2004.— 288 с.
10. Засурский Я.Н., Алексеева М.И., Болотова Л.Д.; под ред. Засурского Я.Н. Средства массовой информации в России. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 259 с.
11. Засурский Я.Н. Телерадиоэфир: История и современность: учебн. изд. / Под ред. Я. Н. Засурского. — М. : Аспект Пресс, 2005. — 239 с.
12. Ильченко С.Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы» учеб. пособие. — СПб.: ИВЭСЭП , 2008. — 179 с.
13. Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые виды и формы вещания. — СПб.: Роза мира, 2006. — 139 с.
14. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика.— М.: Высшая школа, 2002. — 304 с.
15. Муратов С.А. ТВ - эволюция нетерпимости ( история и конфликты этических представлений). — М.: Логос, 2000. — 240 с...