Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения психологических особенностей страхов дошкольников в контексте материнского отношения (на
примере детей с особенностями в развитии) 9
1.1 Определение понятия страха, виды страхов, основные концепции 9
1.2 Страхи дошкольников 19
1.3 Взаимосвязь страхов детей группы норма и детей с особенностями в
развитии в контексте материнского отношения 25
Глава 2. Результаты эмпирического исследования психологических особенностей страхов дошкольников в контексте материнского отношения (на примере детей с особенностями в развитии) 32
2.1 Программа и методы исследования психологических особенностей страхов дошкольников в контексте материнского отношения (на примере детей с особенностями в развитии) 32
2.2. Анализ результатов, полученных в ходе исследования психологических особенностей страхов дошкольников в контексте материнского отношения (на
примере детей с особенностями в развитии) 34
2.3 Анализ результатов практического применения исследования психологических особенностей страхов дошкольников в контексте
материнского отношения (на примере детей с особенностями в развитии) 49
Заключение 58
Библиографический список 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страху, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временный характер.
Проблема особенностей детских страхов в настоящее время занимает одно из основных мест в формировании личности детей дошкольного возраста.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поисков наиболее эффективных путей преодоления детских страхов и методов формирования эмоционально - устойчивой личности ребёнка.
Л.С.Выготский указывал на важность роли социальной среды в развитии личности ребенка. Семья составляют социальную среду, в которой ребенок растет и развивается. Особенности детско-родительских отношений оказывают значимое влияние на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Особую роль приобретают в соответствии с теорией привязанности Джона Боулби отношения со значимым взрослым, поэтому отношения в диаде мать - ребенок представляют наибольший интерес в изучении страхов дошкольников.
А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова и др. рассматривают содержание страха, как тесно связанное с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.
Все эти исследователи подчеркивали, что страх является движущей силой личностного развития.
А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов. А такие ученые, как Л. Я. Гозман и Ю. Е. Алешина определили причины появления детских страхов.
Таким образом, в психолого-педагогической литературе представлено достаточное количество исследований, посвященных определению данного понятия (А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова, З. Фрейд, А Фрейд, Э. Фромм), выделению видов страхов (А.И. Захаров), причин его появления (А.И. Захаров, Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина) и другие.
Большое внимание концентрируется на изучении возрастных особенностей страха, но вместе с тем экспериментальных исследований отдельных видов страхов, в частности, в дошкольном возрасте, а тем более у дошкольников с общим недоразвитием речи, недостаточно. Это также определяет актуальность исследования.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). Вопросы материнского отношения описаны в работах таких исследователей, как А.Я.Варга,
A. Д.Кошелева, А. С. Спиваковская, А.Валлон, Дж.Лешли, Г.Г.Филиппова, К.Флейк-Хобсон, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.Н.Либлинг, Э.Г.Эйдемиллер,
B. И.Гарбузов, А.И.Захаров.
Роль материнского отношения в формировании эмоционально-волевой сферы подробно проанализирована в работах Л.И.Божович, А.В.Запорожца, А.С.Спиваковской, М.В.Колосковой. Они говорят, что влияние взаимоотношений с близкими взрослыми, с матерью оказывает влияние на эмоциональную регуляцию поведения ребенка. Именно в диаде «мать-ребенок» зарождаются привязанности, чувства, эмоциональное благополучие. Любящие и имеющие хороший эмоциональный контакт с ребенком матери становятся источником устойчивых положительных эмоциональных состояний ребенка. Мать учит ребенка понимать, чувствовать и жить в мире. По мнению Анри Валлона, «Зависимость от матери очень рано делает ребенка чувствительным к знакам расположения к нему окружающих людей, а также и их ответам на проявление его собственных чувств» (1976).
По данным Дж.Боулби, в дошкольном возрасте степень риска при недостатке материнской ласки очень велика; благоразумным и внимательным отношением можно смягчить болезненные проявления, в то время, как отсутствие смягчающих воздействий может привести к очень тяжелым последствиям.
Доказано, что отрицательно эмоциональный характер отношений матери и ребенка, конфликтность матери, ее неуравновешенность, нервозность, невладение своим состоянием, неприятие ребенка, непонимание его особенностей порождают отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, а в целом наносят ущерб психическому развитию ребенка. Под влиянием отдельных отрицательных характеристик материнского отношения нарушения в поведении ребенка, его эмоциональном состоянии могут быть выражены ярко, глубоко поражая психику; а могут быть скрыты, внешне не проявляемы, но не менее опасны для нормального формирования личности ребенка, могут направлять процесс развития по аффективному типу.
К сожалению, возникновение страхов в большинстве случаев - это неправильное отношение к ребенку самих родителей. Часто взрослые, окружающие ребёнка, непроизвольно заражают его страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоциональностью указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи - упадёшь.», «Не бери - обожжешься!», «Не гладь - укусит», «Не открывай дверь - там чужой дядя» и т.д. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего - ребёнок послушался, но страх закрепился и распространился на сходные ситуации.
Теоретико-методологические основания:
• теория привязанности Дж. Боубли;
• культурно-историческая концепция Л.С. Выготского;
• периодизация возрастного развития Д. Б.Эльконина,
• теория о причинах страхов А.И. Захарова.
Цель - выявление взаимосвязи страхов дошкольников (6-7 лет) группы норма и дошкольников с особенностями развития в контексте материнского отношения.
Объект - страхи дошкольников.
Предмет - страхи дошкольников группы норма и дошкольников с особенностями развития в контексте материнского отношения.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Выполнить теоретико-методологический анализ первичных и вторичных источников по проблеме страхов дошкольников с особенностями развития в контексте материнского отношения;
2. Изучить страхи дошкольников с помощью методик;
3. Проанализировать возрастные особенности страхов дошкольников;
4. Выявить отличия в страхах в двух группах испытуемых (группа норма и группа детей с ЗПР, ММД, ОНР);
5. Проанализировать взаимосвязи проявления страхов у дошкольников с особенностями материнского отношения в двух группах испытуемых;
6. Разработать и провести психокоррекционную программу по преодолению и устранению детских страхов, внедрить результаты в деятельность дошкольного учреждения.
Гипотезы:
1. Вероятно, что существуют различия в особенностях страхов дошкольников группы норма и дошкольников с особенностями в развитии. Так, вероятно, для детей с особенностями в развитии характерно большое количество и большая выраженность страхов, по сравнению с детьми группы нормы.
2. Вероятно, при низком уровне принятия ребенка у него будет наблюдаться большое количество страхов и их большее разнообразие .
3. Особенности материнского отношения связаны с особенностями детских страхов: их содержанием и степенью разнообразия.
Для решения поставленных задач применяются следующие методы исследования:
1. Теоретические методы анализа текста: анализ, синтез, обобщение сравнительный анализ;
2. Для решения частных исследовательских задач используются психодиагностические методики: методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи»;
3. Методика психосемантического дифференциала, направленная на изучение образа здорового ребенка и ребенка с особенностями развития;
4. Методики математико-статистической обработки данных корреляционный анализ Спирмена, Т-критерий Стьюдента.
Этапы исследования: в соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования экспериментальная работа будет проводиться в три этапа:
1 этап: - теоретический. На основе анализа психолого-педагогической,
дефектологической литературы изучалась тема исследования. Была сформулирована цель исследования. Определены структура, объект, предмет, границы исследования, понятийный аппарат проблемы.
2 этап: - экспериментальный. На этом этапе будет проводиться констатирующий эксперимент, с целью, выявления страхов детей дошкольного возраста с разным психоневрологическим статусом, на данный момент эксперимента, будет разработана психокоррекционная программа по преодолению и устранению детских страхов, проведен формирующий эксперимент.
3 этап: - обобщающий. На этом этапе будет сделан анализ и проведена систематизация результатов исследования. Произведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформированы основные выводы и рекомендации.
Обоснованность, достоверность результатов исследования обеспечивается результатами эмпирической работы, адекватность методики исследования его предмету и задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по направлению: выступления по данной теме на методическом объединении педагогов дошкольного учреждения МБДОУ детский сад №235 «Золотой Петушок» г.Барнаул, Алтайского края.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольных и коррекционных групп (для детей с ЗПР, ММД, ОНР).
База эмпирического исследования: Алтайский край, город Барнаул, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №235 «Золотой Петушок», дошкольная группа (20 человек), коррекционная группа детей с ЗПР, ММД, ОНР (20 человек).
Структура работы: дипломная работа «Страхи дошкольников с
особенностями развития в контексте материнского отношения» состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема особенностей устойчивости детских страхов, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, приводящих к появлению нежелательных черт характера, в настоящее время занимает одно из основных мест в формировании личности детей дошкольного возраста.
Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по данной проблеме и сделать следующие выводы:
Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временный характер.
Своевременное и правильное формирование эмоционально - волевой и коммуникативных сфер детей дошкольников способствует успешному преодолению и устранению детских страхов, а так же выработке устойчивости к различным стрессовым ситуациям и успешному развитию личностных качеств.
От правильного решения проблемы во многом зависит процесс формирования эмоционально - волевой сферы дошкольника, который будет наиболее эффективным при условии:
•Своевременного раннего психолого-педагогического мониторинга детских страхов.
•Профессионального направления в определении путей преодоления и устранения детских страхов.
•Правильной организации коррекционной работы, направленной на преодоление и устранение детских страхов.
•Грамотно организованной консультационно-просветительной работы среди родителей и педагогов.
Целью данной работы являлось выявление взаимосвязи страхов дошкольников (6-7 лет) группы норма и дошкольников с ЗПР, ММД, ОНР с особенностями материнского отношения.
Данная цель требовала решения следующих задач:
• Изучить страхи дошкольников;
• Проанализировать возрастные особенности страхов дошкольников;
• Выявить отличия в страхах в двух группах испытуемых (группа норма и группа детей с ЗПР, ММД, ОНР);
• Проанализировать взаимосвязи проявления страхов у дошкольников с особенностями материнского отношения в двух группах испытуемых;
• Подобрать и провести психокоррекционную программу по преодолению и устранению детских страхов, внедрить результаты в деятельность дошкольного учреждения.
Анализ результатов исследования показал, что:
Личностно - возрастные особенности детей дошкольного возраста с разным психоневрологическим статусом характеризуются индивидуальными и возрастными возможностями здоровья детей. Дошкольников с ЗПР, ММД, ОНР, как правило, относят к группе риска преневротического состояния, так как у них недостаточно сформирована эмоционально - волевая и коммуникативная сферы, психические процессы и личностные качества. У детей группы норма отмечается лишь повышенная эмоциональность.
Возрастные особенности детских страхов определяются этапами возрастного развития детей.
О разной степени травмированности эмоционално - волевой сферы и индивидуализированности каждого дошкольника, говорит различие в преобладании таких страхов, как страх, связанный с причинением физического ущерба у детей с ЗПР, ММД, ОНР - 29%, у дошкольников группы норма- 30%; социально - опосредованные страхи у детей с ЗПР, ММД, ОНР - 16%, группы норма - 14%,; страхи сказочных персонажей у детей с ЗПР, ММД, ОНР - 15%, у детей групы норма - 16%.
Таким образом, страхи, связанные с причинением физического ущерба и страхи сказочных персонажей, преобладают у детей группы норма, а социально - опосредованные страхи - у детей с ЗПР, ММД, ОНР. Такое различие в преобладающих страхах, говорит о разной степени травмированности эмоционално - волевой сферы и индивидуализированности каждого дошкольника.
По типу страхов по полу в двух группах в группе девочек количество социально-опосредованных страхов выше, чем в группе мальчиков. По уровню страхов в группе девочек и мальчиков с особенностями в развитии было выявлено, что в группе девочек количество страхов выше, чем в группе мальчиков. По типам страхов в группе девочек и мальчиков с особенностями в развитии было выявлено, что в группе девочек количество социально-опосредованных страхов и боязнь животных выше, чем в группе мальчиков.
В группе норма была выявлена взаимосвязь между особенностями материнского отношения и видами страхов детей:
• чем ниже уровень принятия, тем выше уровень страхов сказочных персонажей;
• чем выше уровень авторитаризма, чем больше родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, выше уровень страха темноты.
Выявляя взаимосвязь между особенностями образа ребенка глазами матери и видами страхов детей группы нормы, были получены следующие результаты:
• при восприятии матерью своего ребенка зависимым, напряженным, несамостоятельным, у ребенка наблюдается высокий уровень страхов физического ущерба. Ребенок боится громких звуков, транспорта, стихий, воды, войны, огня;
• при восприятии матерью своего ребенка зависимым, напряженным, у ребенка наблюдается высокий уровень страхов сказочных персонажей. Ребенок боится Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бармолея, Чудовищ;
• при восприятии матерью своего ребенка вялым, у ребенка наблюдается высокий уровень страхов темноты. Ребенок боится страшных снов, перед тем, как заснуть и темноты;
• при восприятии матерью своего ребенка невозмутимым, у ребенка наблюдается высокий уровень социально-опосредованных страхов. Ребенок боится чужих детей, людей, одного из родителя, опоздания, одиночества, нападения, сделать что-то плохо, быть наказанным.
В группе детей с особенностями развития была выявлена взаимосвязь между особенностями материнского отношения и видами страхов детей:
• при низком уровне принятия и при низком оценивании матерью интеллектуальных и творческих способностей ребенка - выше уровень боязни животных, пространственных и социально - опосредованных страхов;
• при низком оценивании матерью интеллектуальных и творческих способностей ребенка, низком чувстве гордости за него, малом поощрении инициативы и самостоятельности ребенка, но при этом высоком требовании от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старания навязать ребенку во всем свою волю - выше медицинские страхи и страхи сказочных персонажей;
• при высоком единстве родителя с ребенком, стремлении удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни и постоянном ощущении тревоги за ребенка - выше уровень страхов, связанных с причинением физического ущерба;
Выявляя взаимосвязь между особенностями образа ребенка глазами матери и видами страхов детей с особенностями развития, были получены следующие результаты:
• при восприятии матерью своего ребенка непривлекательным, у ребенка наблюдается высокий уровень страхов физического ущерба. Ребенок боится громких звуков, транспорта, стихий, воды, войны, огня;
• при восприятии матерью своего ребенка злым, пассивным, напряжённым, раздражительным, у ребенка наблюдается высокий уровень страхов темноты. Ребенок боится страшных снов, перед тем, как заснуть и темноты;
• при восприятии матерью своего ребенка наряжённым, у ребенка наблюдается высокий уровень социально-опосредованных страхов. Ребенок боится чужих детей, людей, одного из родителя, опоздания, одиночества, нападения, сделать что-то плохо, быть наказанным;
• при восприятии матерью своего ребенка зависимым, нерешительным, у ребенка наблюдается высокий уровень пространственных страхов. Ребенок боится высоты, глубины, больших улиц и площадей, замкнутых пространств.
Разработанная и апробированная психокоррекционная программа дала положительные результаты, что способствовало устранению детских страхов. У всех испытуемых детей количество страхов уменьшилось на 80% (у детей группы норма общее количество страхов уменьшилось на 77%, а у детей с ЗПР, ММД, ОНР - на 82,5%). Из 48 страхов, предложенных в методике А.И. Захарова, М.Панфиловой «Страхи в домиках», после коррекции лишь у двух детей сохраняется большее количество страхов (9 -10); у одного - 1 страх (страх укола); 5 страхов имеют два ребёнка; по 3, 7, 8 страхов имеют 4 ребёнка; 2 страха - 5 детей; 4 страха - у 7 детей и 6 страхов сохраняется у десяти детей.
Таким образом, гипотезы, заявленные в начале работы, подтвердились, задачи выполнены, цель работы достигнута.
1. Белопольская, Н.А. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра. [Текст] / Н.А.Белопольская. - Изд-во : Когито-Центр, 2008.
2. Большой толковый психологический словарь. [Текст] / перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ, Вече, 2001. - 560 с.
3. Вайзман, Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996. - 247 с.
4. Введение в психологию. [Текст] / под. ред. А.В.Петровского. - М. : Академия, 1998. - 576 с.
5. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. [Текст] / сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 624 с.
6. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днём и ночью. [Текст] / Н.Г.Вологодина. - М. : «Феникс», 2006.- 106с.
7. Гарбузов, В. И. Неврозы у детей и их лечение. [Текст] / В. И.Гарбузов, А. И.Захаров, Д. Н. Исаев. - Л. : - Из-во: «Медицина»,1977 г. 272 с.
8. Гизела Эбирлейн. Страхи здоровых детей. [Текст] / Гизела Эбирлейн. - М. : - Изд-во : Знание,1981.
9. Гонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. [Текст] / Р.В.Гонкова-Ямпольская, Т.Л. Черток. - М. : Просвещение, 1987. - 187 с.
10. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. [Текст] / В.И.Даль. - М. : «Русский язык», 1982.
11. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. Пособие. [Текст] / под. ред. И.В. Дубровиной. - М. : «Академия», 1998.
12. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студентов средних
педагогических заведений. [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М. : Издательский центр «Академия», 1999.
13. Дьяченко, О.М. «Чего на свете не бывает?» [Текст] / О.М.Дьяченко, Е.Л. Агеева. - М. : Просвещение,1991.
14. Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - с.20-27.
15. Захаров, А. И.Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. - СПб. : Союз, 2000. - 447 с.
16. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст] / А.И.Захаров. - М. : Медицина, 1982.
17. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И.Захаров. - М. : Просвещение, 1993. - 115с.
18. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А.И.Захаров. - М. : Педагогика, 1986. - 112 с.
19. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез [Текст] / А.И.Захаров. - Л. : Медицина, 1988. - 244 с.
20. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А.И.Захаров. - М. : Изд-во: КАРО, 2006. - 672 с.
21. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А. И. Захаров. - Спб. : КАРО, 2006. - 762с.
22. Изард, К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2000. - 464 с.
...