ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ «ЛИТЕРАТУРА И МЕДИЦИНА» 7
1.1. Освоение медицинского дискурса русской литературой XVIII - XIX вв. . 7
1.2. Нарратология медицинского дискурса: событие, фабула, сюжет 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. МЕДИЦИНА КАК «МЕТАЛИТЕРАТУРА»: ОТ ТОЛСТОГО
К БУНИНУ 25
2.1. Л.Н. Толстой и И.И. Мечников: начало диалога 25
2.2. «Счастье» как ключевое звено в нарративной трактовке смерти 30
2.3. Медицинский дискурс и повествование: роман «Анна Каренина» 34
2.4. Вера как слагаемое моралистической программы позднего Толстого 46
2.5. Младшие современники Толстого и Мечникова: творчество И.А. Бунина 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
В конце 70-х гг. XIX в. Л.Н. Толстой пережил мировоззренческий перелом, усложнивший его положение в литературе как профессионального писателя. Роман «Анна Каренина» становится последним классическим художественным произведением Толстого, где в образе Константина Лёвина предчувствуется мировоззренческий кризис самого автора.
В настоящей работе картины счастья героев Толстого будут рассмотрены как сложная повествовательная ситуация, которая может быть соотнесена с более поздней рецепцией Толстым идей И.И. Мечникова о продлении человеческой жизни. Главный герой ученого, человек как биологическая единица, выступает в своём плотском начале. Он переосмысливает смерть как неокончательный этап своей жизни и стремится к продлению её за счёт оптимального телесного развития. Такому человеку противостоит литературный герой как точка приложения авторского усилия трансформировать личность изнутри. В рецепции мечниковской программы Л.Н. Толстым, а затем и И.А. Буниным, как последователем толстовской мысли, воззрения русского теоретика медицины обрели отчетливо металитературный характер, невольно превратившись в комментарий, объясняющий правила и законы литературы. Таким образом, литературный сюжет героев Толстого и Бунина, который должен быть основан на динамике и трансформации героя, в итоге реализует «мечниковский» антисюжет.
Актуальность данной работы обусловлена приоритетным отношением современного литературоведения к антропологическим аспектам взаимоотношения медицинского и литературного дискурсов, к отражениям последнего в художественных текстах.
Степень разработанности проблемы: проблема медицины в интеллектуальном и культурном наследии Л.Н. Толстого ставилась неоднократно. Но вопрос о связи медицинского дискурса с
повествовательной поэтикой как непосредственной художественной практикой до сих пор даже не сформулирован. Некоторые подступы к интересующей нас проблеме представлены в ряде частных наблюдений толстоведов (Б.М. Эйхенбаума, В.Б. Шкловского, В.А. Игнатьев и др.), а также исследователей-теоретиков, анализировавших природу и смысл толстовских воззрений на телесность (труды И. Паперно, О. Ханзен-Лёве, А. Жолковского, Ю. Щеглова и др.). Применительно к И.А. Бунину как продолжателю философского поиска Толстого этот комплекс проблем исследовался Т.В. Саськовой, О.В. Сливицкой, Г.Ю. Карпенко,
Л.В. Крутиковой и др.
Цель исследования - рассмотреть теорию И.И. Мечникова в поле литературы как своего рода анти- и мета-литературу, выявить отношение Л.Н. Толстого и И.А. Бунина к мечниковской теории.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Систематизировать добытые наукой данные о национальной специфике взаимодействия медицины и литературы.
2. Осмыслить теорию И.И. Мечникова как «литературный факт», «потенциальную литературу».
3. В аспекте нарратологической категории событийности соотнести медицинский и литературно-сюжетный взгляды на человека и его жизнь.
4. Выявить причины и ход скрытой полемики Л.Н. Толстого с И.И. Мечниковым.
5. Рассмотреть творчество И.А. Бунина в аспекте теории И.И. Мечникова.
Объектом исследования является взаимодействие медицинского и литературного дискурсов в общем поле русской словесности конца XIX - начала XX вв.
Предметом исследования являются повествовательные модификации, обусловленные вторжением медицинского дискурса в литературный текст на 4 примере романов и эго-документов Л.Н. Толстого, а также прозы И.А. Бунина.
Материалом данного исследования выступают научные книги И.И. Мечникова «Этюды о природе человека», «Этюды об оптимизме», статьи и работы, представляющие собой рецепцию идей Л.Н. Толстого; дневники и эпистолярий Л.Н. Толстого, относящиеся к годам его знакомства с И.И. Мечниковым, роман «Анна Каренина» и моралистические трактаты; роман «Жизнь Арсеньева», рассказ «Чаша жизни» И.А. Бунина, а также опубликованные личные дневники писателя.
Теоретической базой исследования являются работы К.А. Богданова, посвященные историческому взаимодействию литературы и медицины в поле русской культуры XVIII - XIX вв.; работы С.Н. Бройтмана по исторической поэтике; структурно-семиотические и нарратологические работы по поэтике сюжета, мотива и категории событийности (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В. Шмид, В.И. Тюпа, Н.Д. Тамарченко и др.), также работы литературоведов-толстоведов Б.М. Эйхенбаума, И. Паперно и др.
Методы исследования, используемые в настоящей работе: историко- типологический анализ (выявление внутренних схождений между литературной сюжетологией и медициной), а также нарратологический подход, применяемый при анализе конкретных текстов.
Практическая значимость определяется тем, что материал исследования может быть использован в опыте как школьного, так и вузовского преподавания литературы.
Краткое содержание глав:
В первой главе рассмотрены этапы становления индивидуально - авторского творчества, в котором событие становится приоритетом для развертывания сюжетной канвы. В условиях интенсификации переживания биографическим автором такого события как «смерть», равно как в ходе поиска «задерживающих» время альтернатив смерти событие как категория становится проблемой, что программирует не только конфликт мировоззренческий, но и нарративный.
Во второй главе представлен анализ произведений Л.Н. Толстого и И.А. Бунина в свете теории И.И. Мечникова. Показано, как герои, которые, согласно преобладающим и общепринятым правилам повествовательной техники должны находиться в динамическом движении, попадают в особую повествовательную ситуацию, связанную с остановкой всякого развития.
По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья «Лёвинское счастье как повествовательная ситуация в нарративной поэтике романа “Анна Каренина”» в журнале «Siberia Lingua»; результаты исследования творчества Л.Н. Толстого и И.А. Бунина были представлены в 2018 - 2019 гг. на Международной научно-практической конференции
молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека», а также в 2019 году работа удостоена первого места в секции «историческая поэтика и типология русской и зарубежной литературы: от Средневековья к классике XIX - начала XX вв.».
В настоящей работе мы описали, каким образом медицинский дискурс вторгается в повествовательную структуру художественных текстов Л.Н. Толстого и И.А. Бунина.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы. Для ученых XVIII - начала XIX вв. была свойственна жажда познания необъяснимого, на этот раз фокус своего внимания был обращён на проблему смерти, как не желаемое завершение человеческой жизни. Отечественные учёные на протяжении всего века предлагали различные интерпретации смерти и методов избавления от ее гнетущей силы. Исключением не является и Илья Ильич Мечников. Предложенная им мировоззренческая модель, основанная на фагоцитарной теории и преимущественно поддержании здорового образа жизни, привлекла к себе внимание не только высших слоёв общества, но и русских писателей и мыслителей того времени.
Для русских классиков, как специально исследовавшиеся нами Л.Н. Толстой и И.А. Бунин, в построении художественного текста важна событийность как одна из главных категорий сюжетосложения. На примере Л.Н. Толстого становится видно, что подстерегающий биографического автора страх смерти, которым подвержен не только писатель, но и его герои, ведёт к подрыванию событийности, проблеме развёртывания сюжета. Преобладающая тема смерти, свойственная позднему Толстому, находит свой отклик и в творчестве И.А. Бунина.
Как герои Толстого (Маша, Позднышев, Анна Каренина, Лёвин), так и герои Бунина (Арсеньев, Горизонтов) сталкиваются с проблемой смерти и счастья как ситуацией «консервирования» своего тела или состояния, момента. Сама структура жизнеописания, как показывают тексты писателей, противоречит литературной поэтике. Таким образом, Мечников и весь медицинский дискурс являют собой антилитературную программу по отношению к литературе.
Перспектива дальнейшего исследования связана с рассмотрением образа врача не только как создателя нового нарратива, но врача-писателя, как следствие и его творчество, являющееся синтезом медицинского и литературного сознаний.
1. Айхенвальд Ю.И. Лев Толстой. М.: Кооперативное
издательство, 1920. 70 с.
2. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М.: Худож. литература, 1978. 155 с.
3. Бахтин М.М. Эпос и роман. О методологии исследования романа // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. литература, 1975. С. 447 - 483.
4. Бицилли П.М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого // Лев Толстой: pro et contra. Серия: «Русский путь». Санкт-Петербург: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. Вып. 7. С. 473 -
499.
5. Богданов К.А. Врачи, пациенты, читатели. Патографические тексты русской культуры. XVIII - XIX веков. М.: ОГИ, 2005. 504 с.
6. Богданов К.А. Преждевременные похороны: филантропы, беллетристы, визионеры // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: сб. статей. М.: Новое издательство, 2006. С. 55 - 81.
7. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
8. Бунин И.А. Собрание сочинений: в 6 Т. М.: Худож. литература, 1987 - 1988.
9. Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом: Апполон и Дионис (Ницще). М.: Политиздат, 1991. 336 с.
10. Ветловская В.Е. Поэтика «Анны Карениной»: система
неоднозначных мотивов // Русская литература. 1979. №4. С. 17 - 37.
11. Волохова М.В. «Путь смерти» Л.Н. Толстого: (категория смерти в его религиозно-нравственной философии) // Вестник Моск. ун-та. Серия: Философия. 2000. № 3. С. 84 - 98.
12. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой: Философско-исторические основы единения людей // Единение людей в творчестве Л.Н. Толстого. Фрагменты рукописей. Оттава: Оттавский университет; ИРЛИ РАН; ИМЛИ РАН, 2002. С. 68 - 88.
13. Гусев Н.Н. Л.Н. Толстой в расцвете художественного гения. 1862 - 1877. М.: Изд-во Толстовский музей, 1928. 220 с.
14. Гусев Н.Н. Материалы к биографии Льва Николаевича
Толстого с 1870 по 1881 год. М.: Академия наук СССР, 1963. 672 с.
15. Жолковский А. «Ex Ungue Leonem». Детские рассказы Л. Толстого и поэтика выразительности / А. Жолковский, Ю. Щеглов. М.: НЛО, 2016. 280 с...