ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ВЕЙДЕЛЕВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 31
РАЗДЕЛ III. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Социальное развитие муниципального образования отнесено российским федеральным законодательством к вопросам местного значения и предметам ведения местного самоуправления. Структура социальных потребностей населения оказывает непосредственное влияние на принятие решений органами местного самоуправления, что находит отражение в муниципальных программах социальной направленности, включающих в себя круг вопросов, связанных с благосостоянием людей, условиями их труда и быта, состоянием экологии, с организацией здравоохранения. Взаимосвязь и взаимодействие различных социальных аспектов муниципальной деятельности очевидны, планировать и осуществлять их развитие можно только на основе комплексного подхода.
Анализ современного состояния и уровня развития муниципалитетов позволяет говорить о серьезных преобразованиях, которые затронули разные сферы жизнедеятельности местного самоуправления. Среди них находится и социальная сфера, являющаяся неотъемлемым элементом комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования.
В целях обеспечения социального развития муниципального образования органы местного самоуправления должны руководствоваться актуальными для современного состояния общества и экономики принципами:
• ориентация на саморазвитие территории, на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования;
• содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей развитие рыночных муниципалитета;
- приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения муниципального образования.
При этом важнейшими условиями развития социальной сферы выступают как последовательное повышение эффективности организации процесса муниципального управления, так и создание отвечающей запросам потребителей современной социальной инфраструктуры территории, которая бы соответствовала интересам населения муниципального образования.
Решение задачи по формированию и удовлетворению социальных потребностей людей невозможно без формирования комплекса оперативных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, по управлению процессами развития социально-культурной сферы. Обеспечение рационального управления социально-культурной сферой в современных условиях должно основываться на предоставлении возможности органам местного самоуправления решать текущие и перспективные задачи социального развития территории самостоятельно в соответствии с выработанными целевыми ориентирами.
Между тем, существующий механизм муниципального управления социальной сферой характеризуется недостатком системности, учета всей совокупности факторов и несовершенством процесса взаимодействия между различными субъектами, обеспечивающими социальное развитие территории.
Таким образом, актуальность настоящего дипломного исследования определяется следующими обстоятельствами:
во-первых, объективной потребностью в создании условий для организации и обеспечения жителей муниципального образования социальными услугами;
во-вторых, недостаточной изученностью организационно регулятивных отношений в социальной сфере на муниципальном уровне .
Анализ степени изученности выбранной темы. Отдельные аспекты социального развития и управленческая деятельность по его обеспечению находятся в центре внимания представителей различных научных специальностей: философии, культурологии, социологии, экономики и
некоторых других.
В частности, проблемам социального развития территорий в современной России, в том числе сельских, посвящены труды О.Ю. Савенковой, Н.С. Морозовой, Ю.В. Суминой, И.Г. Юдаева, М.А. Тимошенко, Л.Н. Медведевой, И.Л. Дьяченко, Г.А. Брюхановой1.
Экономические аспекты социального развития территорий достаточно подробно изучены в работах Д.Н. Никитина, Б.Ю. Сорочкина, Ю.С. Лебединской, Ю.И. Фирсова2, в которых также подчеркивается значимость интегративного подхода к исследованию вопросов социально-экономического развития...
В ходе проведения исследования были изучены некоторые проблемные аспекты социального развития территорий муниципальных образований в условиях современной России на примере Вейделевского муниципального района Белгородской области.
Были сформулированы основные определения, характеризующие теоритические основы управления социальным развитием территории муниципалитета. В частности, под управлением социально-экономическим развитием территории муниципального образования понимается деятельность, направленная на достижение стратегических целей в условиях нестабильной, конкурентной среды, включающая анализ социальноэкономического состояния муниципалитета, определение факторов управляющих воздействий, учет влияния факторов конкретной территории и проведение мониторинга достигнутых результатов.
Управление развитием территории муниципального образования направлено на достижение положительных изменений в различных сферах жизнедеятельности населения, в том числе, на обеспечение необходимого уровня развития социальной и экономической сфер. При этом основной результат процесса управления развитием территории муниципальных образований должен сводиться к формированию благоприятного уровня жизни населения как в экономическом аспекте (приемлемая заработная плата, низкий показатель безработицы), так и в отношении развития социальной инфраструктуры (формирование условий для пополнения трудовых ресурсов путем создания комфортных условий жизнедеятельности людей)
С учетом вышесказанного в рамках управления социальноэкономического развития следует выделять управление социальной сферой муниципального образования, в том числе предусматривающее меры по обеспечению развития социальной инфраструктуры территории.
Именно местный уровень власти позволяет максимально полно учитывать специфику потенциала ресурсов для успешного социального развития территориальной единицы. Изучение подходов к определению термина социальной политики позволяют вывести его обобщённую трактовку. Социальную политику предлагается понимать, как ориентированную на развитие социальной сферы общества деятельность социальных и политических институтов государства и муниципальной власти, предполагающую улучшение качества и условий жизни населения.
Поскольку в современных условиях основную деятельность местные органы власти направляют на создание и поддержание качественного уровня жизни, проводят активную социальную политику, муниципалитет считается институтом социального обслуживания граждан, а рост позитивных социальных показателей в результате его работы следует рассматривать в качестве основной цели развития любой муниципальной территории. При этом социальная сфера жизни граждан выступает совокупным предметом социальной политики.
Социальная сфера муниципального образования объединяет в своем составе: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культуру и
искусство, физическую культуру и спорт, потребительский рынок и предоставление услуг социального характера, формирование благоприятный среды проживания.
Вейделевский район представляет собой инвестиционнопривлекательный муниципальный район, расположенный на Юго-Восточной части Белгородской области. Основной целью развития данной муниципальной территории является формирование благоприятного уровня жизни населения, в том числе за счет развития его социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура является базой для развития наиболее значимых отраслей социальной сферы муниципалитета, таких как образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, молодежная политика. Развитие перечисленных отраслей осуществляется соответствующими муниципальными структурами на основе соответствующих федеральных, региональных нормативных правовых актов, Стратегии социально-экономического развития муниципального района «Вейделевский район» до 2025 года», специализированных для каждой отрасли муниципальных программ.
Основными направлениями социального развития являются: улучшение демографической ситуации; создание условий для обеспечения доступного и качественного образования; сохранение и развитие культурных традиций; создание условий для развития физической культуры и массовых видов спорта среди различных категорий населения; духовно-нравственное воспитание детей, молодежи и взрослого населения; создание условий для самореализации, социального становления молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.
В ходе анализа были выявлены проблемы развития образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики в Вейделевском районе, обобщая которые можно говорить о недостаточно развитой социальной инфраструктуре района, слабой укомплектованности социальной сферы квалифицированными кадрами, недостаточной включенности населения в реализацию политики социального развития муниципалитета.
В целях совершенствования мер по обеспечению социального развития исследуемого муниципального района к реализации предлагается проект «Стимулирование социального развития муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области». Проект предполагается реализовать на территории района в течение 2016 - 2018 гг. за счет средств бюджета муниципального образования, а также внебюджетных источников финансирования. Рекомендуемый к реализации проект предусматривает решение таких задач как: формирование благоприятной для населения среды проживания; улучшение здоровья населения; формирование культурнообразовательной и досуговой среды; привлечение населения к участию в реализации муниципальной политики по социальному развитию территории; снижение дефицита квалифицированных трудовых ресурсов в образовании, здравоохранении, сфере физкультуры и спорта, молодежной политики; формирование социальной инвестиционной среды.
Реализация мероприятий проекта должна способствовать:
благоустройству муниципальной среды, в частности, прилегающих к домовладениям территорий; визуальному преобразованию населенных пунктов, расположенных на территории района; модернизации управления жилищно-коммунальным комплексом района; формированию районной системы профилактики заболеваний; пропаганде ценностей здорового образа жизни; укреплению материально-технической базы медицинских учреждений на территории района; развитию сети небольших тематических музеев; внедрению форм гражданского участия в социальном развитии территории.
Пользователями результатов проекта будут выступать все жители Вейделевского муниципального района, а также органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, которые получат доступ к новым возможностям усовершенствованной социальной инфраструктуры. При реализации проекта необходимо учитывать возможность наступления финансовые, технологические и социокультурных рисков.
В качестве основных рекомендаций представляется целесообразным предложить администрации муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области:
• разработать и нормативно закрепить планы мероприятий по благоустройству муниципальной среды, в частности, прилегающих к домовладениям территорий и визуальному преобразованию населенных пунктов, расположенных на территории района;
• сформировать районную службу профилактической медицины;
• продолжать информационную кампанию по пропаганде среди вейделевцев ценностей здорового образа жизни и необходимости профилактики заболеваний;
• сформировать на территории района сеть небольших тематических музеев;
• развивать сотрудничество хозяйствующих субъектов, выступающих в роли работодателей и учебных заведений при посредничестве местной администрации в целях создания системы целевой подготовки специалистов.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, c изменениями 21 июля 2014 г. [Текст] // Российская газета. - 2014. - № 12. - 22 июля.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 г.) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»
3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. 08 августа 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 47. - Ст. 5489.
4. О Стратегии социально-экономического развития муниципального
района «Вейделевский район» до 2025 года [Электронный ресурс] : Решение Муниципального совета Вейделевского района от 30 января 2012 г. №1 // Вейделевский район Белгородской области : [официальный сайт] / Органы МСУ Вейделевского района. - Вейделевка, 2009-2016. - Режим доступа:
http://www.veidadm.ru/sites/default/files/proekt. resheniya 5.pdf.
5. Об утверждении муниципальной программы Вейделевского района «Развитие физической культуры и спорта в Вейделевском районе на 2012 - 2015 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации Вейделевского района от 15 октября 2014 г. №168 // Вейделевский район Белгородской области : [официальный сайт] / Органы МСУ Вейделевского района. - Вейделевка, 2009-2016. - Режим доступа: http: //www.veidadm.ru/municipalnaya programma razvitie fizicheskoy.
6. Об утверждении муниципальной программы Вейделевского района «Развитие кадровой политики Вейделевского района на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации Вейделевского района от 26 ноября 2014 г. №207 // Вейделевский район Белгородской области : [официальный сайт] / Органы МСУ Вейделевского района. - Вейделевка, 2009-
2016. - Режим доступа: http: //www.veidadm.ru/municipalnaya pro gramma
razvitie kadrovoy politiki.
7. Об утверждении муниципальной программы Вейделевского района «Развитие культуры Вейделевского района на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации Вейделевского района от 14 ноября 2014 г. № 203 // Вейделевский район Белгородской области : [официальный сайт] / Органы МСУ Вейделевского района. - Вейделевка, 2009-2016. - Режим доступа: http://www.veidadm.ru/municipalnaya programma razvitie kultury.
8. Об утверждении муниципальной программы Вейделевского района
«Развитие образования Вейделевского района на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации Вейделевского района от 15 декабря 2014 г. № 167 // Вейделевский район Белгородской области : [официальный сайт] / Органы МСУ Вейделевского района. - Вейделевка, 20092016. - Режим доступа: http://www.veidadm.ru/sites/default/files/zaklyuchenie
obrazovanie.pdf.
9. Абсолютный победитель областного конкурса «Детский сад года - 2015» - «Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» п. Вейделевка делился опытом [Электронный ресурс] // Вейделевский район Белгородской области : [официальный сайт] / Органы МСУ Вейделевского района. - Вейделевка, 20092016. - Режим доступа: http://www.veidadm.ru/absolyutnyy pobeditel oblastnogo konkursa detskiy.
10. Анализ развития образовательной сети муниципального района «Вейделевский район» [Электронный ресурс] // Управление образования администрации Вейделевского района Белгородской области : [официальный сайт] / Управление образования. - Вейделевка, 2009-2016. - Режим доступа: http: //vej d.ucoz.ru/doki/setoo/analiz seti. pdf.
11. Байбикова, А. «Оптимизация» с летальным исходом [Текст] / А. Байбикова // Правда. - 2016. - № 15. - 15 февраля.
12. Богдашев, И.В. Совершенствование муниципальных программ социально-экономического развития Краснодарского края [Текст] / И.В. Богдашев, А.А. Адаменко, Л.И. Симоненко // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2 (52-2). - С. 216-222.
13. Боронникова, Г.А. Социально-культурные процессы в регионе и их регулирование [Текст] / Г.А. Боронникова. - Пермь : АСТ «Стимул», 2010. - 300 с.
14. Брежнев, Д.А. Проблемы и опыт развития социальной сферы муниципальных образований [Текст] / Д.А. Брежнев, А.И. Левин // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2014. - № 4. - С. 26-28.
15. Вейделевский район [Электронный ресурс] // Официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области : [официальный сайт] / Администрация Губернатора Белгородской области. - Белгород, 1997-2016. - Режим доступа: http: //www.belregion.ru/region/?ELEMENT ID=257...