Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты исследования интерактивных методов обучения иностранному языку в начальной школе 9
1.1 Интерактивное обучение и его роль в языковом образовании 9
1.2 Виды интерактивных методов и технологий обучения и особенности их
применения в начальной школе 13
1.3 Обучающие игры в практике интерактивного обучения иностранным
языкам в начальной школе 20
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста 24
Выводы по 1 главе 29
Глава 2 Практические аспекты применения интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе 31
2.1 Исходная диагностика деятельности учащихся и
учителя 31
2.2 Использование интерактивных методов обучения на уроках иностранного
языка в начальной школе 36
2.3 Итоговая диагностика деятельности учащихся и учителя 41
2.4 Методические рекомендации по применению интерактивных методов на
уроках иностранного языка в начальной школе 43
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 1 58
Приложение 2 60
Приложение 3 62
Приложение 4 66
Приложение 5 68
В современном обществе образование рассматривается как процесс становления личности. Психологи и педагоги осознают острую потребность в реализации личностного подхода к ученику как одного из принципов организации учебно-воспитательной работы, так как главной целью в Федеральном государственном образовательном стандарте Начального общего образования (далее ФГОС НОО) является именно воспитание всесторонне развитой личности. Личностно-ориентированное обучение предусматривает организацию обучения на основе глубокого уважения к личности воспитанника, учет особенностей индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному ответственному субъекту учебно-воспитательного взаимодействия.
Целью предмета иностранный язык, изучение которого начинается в младшем школьном возрасте, является не просто развитие личности ребенка, но и развитие его речи, коммуникативных навыков речевого взаимодействий между учащимися, т.е. реализация компетентностного подхода.
В связи с этим еще одним важным компонентом для становления личности является групповая форма работы взаимодействия учащихся между собой. Эта учебная деятельность в психолого-педагогической литературе занимает также важное место, так как она открывает для детей возможности сотрудничества, отношений, познания окружающей среды, реализации коммуникативной деятельности - общения.
Поиск новых форм и приемов обучения - необходимое условие успешного современного образования, которое должно быть направлено на формирование разносторонне-развитой личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире. Поэтому в методике преподавания иностранных языков особенное внимание уделяется поиску активных методов и форм обучения, с помощью которых достигался бы высокий уровень активности учебной деятельности учащихся.
Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения иностранному языку. Эта тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности - интерактивному подходу, была предложена западными методистами.
Актуальность изучения темы «интерактивные методы обучения иностранному языку в начальной школе» вызвана поиском эффективных методов обучения иностранному языку младших школьников. Часто учителя проводят уроки по традиционной методике, где главным действующим лицом является сам учитель, а учащиеся - пассивные участники учебного процесса. Такие методы слабо мотивируют детей на работу на уроке, также можно наблюдать потерю интереса к языку в целом.
Предметом выступает учебный процесс по иностранному языку с применением интерактивных методов, а объектом изучения являются интерактивные методы обучения иностранному языку в начальной школе.
Гипотеза исследования: использование интерактивных методов
обучения на уроках иностранного языка в начальной школе способствует повышению мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний и культуры учащихся.
Целью данной работы является изучение интерактивных методов обучения иностранному языку, особенностей их применения в начальной школе, а также разработка и проведение системы работ по применению интерактивных методов при помощи обучающих игр.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявить сущность и особенности интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе;
2. проанализировать интерактивные методы обучения иностранному языку;
3. изучить влияние интерактивных технологий на мотивацию обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста;
4. изучить возможность использования обучающей (ролевой) игры как интерактивного метода при организации процесса обучения иностранному языку на начальном этапе;
5. разработать и апробировать систему работы на уроках иностранного языка в начальной школе с применением интерактивных методов обучения; разместить материалы на личной странице учителя на сайте Инфоурок: https://infourok.ru/user/kolupaeva-anastasia-pavlovna7owneFguest;
6. разработать методические рекомендации по применению интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка в начальной школе...
В нашей исследовательской работе были рассмотрены интерактивные методы обучения иностранному языку в начальной школе. Использование интерактивных методов обучения иностранному языку предусматривает совместное решение проблем, создание жизненных ситуаций, использование обучающих игр. Работа ведется совместно всеми участниками группы, исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса. Из этого следует, что организация урока в форме интерактивного обучения позволяет сделать обучающегося активным участником педагогического процесса. Применение интерактивных технологий содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.
В ходе подготовки интерактивного урока перед преподавателем стоит задача выбора наиболее эффективных приемов обучения для освоения конкретной темы, для него открывается возможность сочетать несколько методов для решения проблемы, что способствует лучшему осмыслению материала учениками.
Целью интерактивного обучения иностранным языкам является взаимодействие учащихся. Следовательно, коммуникация важнейшая особенность данного вида деятельности. Дети учатся «принимать различные роли», общению в паре, группе, представлять ситуации, производить собственные действия, анализировать свою работу и работу группы.
Для конкретизации теоретических положений об интерактивных методах обучения иностранному языку с целью их практического применения была разработана и апробирована система работы, обеспечивающая эффективность учебного процесса на уроках. Исследование проводилось на базе МОУ Лицея №33 г. Комсомольска-на-Амуре, в 3 «В» классе, в количестве 16 человек по УМК Ю. А. Комаровой, И. В.Ларионовой, Ж. К. Перрет «Английский язык Brilliant», и включало три этапа: констатирующий, формирующий,
контрольный.
По результатам исходной диагностики через анкетирование мы выяснили, что дети слабо заинтересованы в материале урока. Также у учителя возникают трудности при подготовке и подборе дополнительного материала. Поэтому чтобы не только повысить уровень знаний учащихся, их мотивацию к обучению в рамках традиционного урока, но и помочь учителю в его работе мы предложили применение интерактивных методов в процессе обучения.
В рамках исследования на формирующем этапе нами были разработаны и проведены самостоятельно уроки английского языка, с включенной в них системы работы, которая включала в себя разные интерактивные приемы. В большей степени это были комбинации групповых с игровыми методами, так как игра наиболее подходящая форма работы с детьми младшего школьного возраста. Такая организация обучения позволила снять трудности, а также повысила уровень мотивации учащихся. Разработанную систему игр мы разместили на личной странице учителя на проекте Инфоурок для того, чтобы все желающие могли воспользоваться материалом.
Также для подтверждения гипотезы исследования нами была проведена контрольная диагностика. Мы провели итоговое анкетирование учащихся в форме онлайн-анкеты, и пришли к выводу о положительной динамике роста уровня мотивации к обучению у учащихся 3 «В» классе, 2 подгруппе, в количестве 16 человек за счет внедрения в учебный процесс интерактивных методов обучения.
В ходе нашего эксперимента мы доказали, что применение интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка в начальной школе совершенствуют учебный процесс. Дети более заинтересованы в уроке.
Также в рамках данной исследовательской работы были предложены методические рекомендации по использованию системы работы по применению интерактивных методов обучения иностранному языку в начальной школе. Мы также оформили и разместили все наработки по теме исследовательской работы на личной странице учителя на сайте проекта Инфоурок: https://infourok.ru/user/kolupaeva-anastasia-pavlovna7owneFguest.
1. Абрамова, И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования/ И.Г. Абрамова. - М.: Гардарики, 2008. - 368 с.
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с. - ISBN: 978-5-7974-0207-7.
3. Берман, И.М. Очерки методики обучения чтения на иностранном языке/ И.М. Берман: под ред. И.М.Бермана, В.А. Бухбиндера. - Киев: Вища шк. Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1977. - 175 с.
4. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с. - ISBN: 5-85270230-7.
5. Василевич, А.П. Учим детей английскому языку/ А.П. Василевич // Иностр. яз. в шк. - 2009.- № 4. - С.75-80.
6. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие/ Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240с. - ISBN: 5-8112-0536-8.
7. Гричановская, Е.С. Интерактивные технологии обучения иностранным языкам: особенности применения на уроке / Е.С. Гричановская, А.П. Колупаева // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Личность как объект психологического и педагогического воздействия» (11 июня 2018 г., г. Тюмень). - Уфа: ОМЕГА САЙНС. - 2018. - С. 14-17. - ISBN: 978-5-907069-44-2.
8. Давыдов, В.В. Предметная деятельность и онтогенез познания/ В.В. Давыдов, В.П. Зинченко// Вопросы психологии. - № 5. - М.: НИИТ МГАФК. - 1998. - С. 11-29.
9. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования/ А.И. Жук, Н.Н. Кошель. - 2 изд. - Мн.: Аверсэв, 2004. - 336 с. - ISBN: 985-478-271-9.
10. Интерактивные методы, формы и средства обучения (методические рекомендации). Ростов-на-Дону: РЮИ, 2013. - 49 с.
11. Карпина Е.В. Основные принципы интерактивного подхода в обучении иностранному языку (на примере испанского)// Современные теории и методы обучения иностранным языкам в вузе. Материалы межвузовской научно-практической конференции (МГУ им. М.В. Ломоносова факультет иностранных языков 22 мая 2013 года). Статьи и доклады участников конференции. В 2-х томах. Т. 1./ редкол. Бачун А.Н. (отв. ред.) и др. - Москва: Академия, 2014. - С. 140-150.
12. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие/ С.С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 224 с. - ISBN: 978-985536-377-5.
13. Кириллова, А.Л. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста/ А.Л. Кириллова, О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 107-113.
14. Комарова, ЮЛ Английский язык. Brilliant: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций/ ЮЛ Комарова, H.B. Ларионова, Ж. Перретт. - 3-e изд. - M.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2015. - 12О с.: ил. - (Начальная инновационная школа). - ISBN: 978-5-00007-972-0.
15. Коростылева, Л.А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям: учебное пособие/ Л.А. Коростылева, О.С. Советова. - СПб.: ЦИПКРРиСПО, 1995. - 32 с. - ISBN: 5-7238-0095-7...