Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения социальных представлений молодых мужчин и женщин о покупках 7
1.1 .Теория социальных представлений 7
1.2. Социально-психологические особенности молодых мужчин и женщин 16
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных представлений молодых мужчин и женщин о покупках 25
2.1. Программа исследования 25
2.2. Содержание представлений о покупке у молодежи 29
2.3. Сравнительный анализ содержания представлений о покупке у мужчин
и у женщин в возрасте от 19 до 28 лет 32
2.4. Сравнительный анализ содержания представлений у мужчин и
женщин о различных видах покупок 39
2.5. Практическое применение результатов исследования 44
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложения 58
Актуальность проблемы исследования социальных
представлений состоит в том, что они являются неотъемлемой частью обыденного сознания каждого индивида. Социальные представления являются основой и одновременно результатом коммуникаций, образовывая групповую идентичность. Они активно воздействуют на поведение людей, формируя их отношение к тем или иным объектам и явлениям.
В современном обществе формируется новое представление о покупке, и это представление влияет на поведение людей. Массовое производство позволяет втянуть в активное потребление абсолютное большинство населения. Ключевое место начинают занимать крупные торговые центры, супермаркеты, которые теперь являются, по сути, местом проведения досуга. Широко распространенной формой досуга становится шоппинг - хождение по магазинам без наличия осознанной и четкой цели. Можно даже заметить, что просто торговые центры стали отходить в сторону, уступая место торгово-развлекательным центрам.
Наиболее активным потребителем является молодежь. Это связано с их возрастными психологическими особенностями. Молодость - время перехода из детства во взрослость. Это кризис идентичности и поиск своего «Я». Покупки - одна из наиболее явно выраженных форм заявить о себе обществу. Отношение к группам товаров и процессу потребления в целом становится основой для образования новых социальных групп, неформальных сообществ.
Степень изученности проблемы исследования. Теория социальных представлений изучалась как зарубежными социальными психологами (С.Московичи, Ж. Абриком, В. Дуазом, Д. Жоделе), так и отечественными (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, В.Н. Брушлинский). Социальные представления относительно покупок и их видов в рамках социальной психологии являются малоизученными.
Социально-психологический подход к особенностям молодежи, как возрастной группы, изучался такими зарубежными социальными психологами, как Ш. Бюлер, В. Райх, А. Фрейд, Э. Эриксон, Э.Фромм. В отечественной науке изучением молодежи, как возрастной группы, занимались И.М. Ильинский, В.В. Павловский, В.Т. Лисовский, В.И. Слободчиков и другие.
Изучение социальных представлений молодежи о покупках, с одной стороны, актуально с точки зрения прогнозирования поведения. Ведь именно молодежь является наиболее активной покупательской массой в силу своих возрастных особенностей. С другой стороны, данная проблематика, несмотря на свою актуальность, до сих пор остается малоизученной. Таким образом, становится актуальным исследование социальных представлений о покупках у молодых мужчин и женщин.
Объект работы - социальные представления молодежи.
Предмет работы - социальные представления молодежи о покупках.
Цель работы - содержательный анализ социальных представлений молодых мужчин и женщин о покупках.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) сформировать теоретико-методологические основания изучения социальных представлений о покупках у молодежи;
2) разработать и апробировать программу эмпирического исследования социальных представлений молодежи о покупках;
3) проанализировать полученные результаты в исследовании;
4) осуществить практическое применение результатов исследования.
Были сформулированы следующие гипотезы:
1. Вероятно, социальные представления молодежи о покупках включают в себя преимущественно эмоциональные и направленные на социальные коммуникации характеристики.
2. Вероятно, в представлениях женщин покупки служат средством для снятия эмоционального напряжения, а в представлениях мужчин они являются знаками отличия или принадлежности к определенным социальным группам.
3. Предположительно, социальные представления молодых мужчин и женщин специфичны относительно таких групп товаров, как продукты, ювелирные изделия, одежда, спортивные товары и бытовая техника.
Теоретико-методологическими основаниями выпускной
квалификационной работы явились положения теории социальных представлений С. Московичи, возрастная периодизация В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева.
В работе использован следующий комплекс методов исследования : анкетирование, экспертный опрос, субъективное шкалирование, методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ) с помощью компьютерной программы spss-20,0.
В исследовании приняли участие мужчины (30 человек) и женщины (30 человек) в возрасте от 19 до 28 лет. Всего 60 человек. Респонденты являются студентами АлтГУ, АлтГТУ и часть респондентов относится к трудящейся молодежи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 104 источника. Текст работы содержит 9 рисунков, 1 таблицу, 15 приложений.
В рамках выпускной квалификационной работы были сформулированы теоретико-методологические основания изучения социальных представлений молодежи о покупках; разработана и апробирована программа эмпирического исследования; проанализировано содержание социальных представлений о покупках у молодежи, выявлены и проанализированы различия в социальных представлениях у мужчин и женщин о покупках разных групп товаров; осуществлено практическое применение результатов исследования.
По результатам проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:
1. И зарубежные и отечественные авторы сходятся во мнении, что социальные представления провоцируют человека формировать определенные привычки или же, наоборот, не обращать внимания на события внешнего мира. Базируются социальные представления не на конкретных вещах, а на коммуникации, которая касается этих вещей. Наиболее активно с социумом взаимодействует молодежь и потому сформированные у них социальные представления задают вектор развития общества в целом.
2. Структура социальных представлений молодежи о покупках включает в себя эмоциональные и коммуникационные компоненты. К эмоциональным можно отнести такие характеристики, как приятная, веселая, радующая, спокойная, а к коммуникационным - совместная, популярная. Потребительский процесс выступает в роли досугового времяпрепровождения.
3. Основным отличием в социальных представлениях молодых мужчин и женщин о покупках стала категория тревожности. Для женщин процесс покупки представляется более тревожным, чем для мужчин. Для снижения тревожности, женщины стремятся рационализировать процесс покупки (экономность, простота, долговременность). Мужчины же, в стремлении к статусности, наделяют процесс покупки более эмоциональными характеристиками (интересные, эксклюзивные, популярные).
4. Социальные представления молодых мужчин и женщин имеют свою специфику в различных группах товара. Так, в продуктовом магазине мужчины предпочитают эксклюзивные марки, тогда как женщины отдают преимущество массовым товарам. Женщины медленнее выбирают ювелирные изделия, предпочитая совершать такие покупки в компании. Покупки спортивных товаров представляются мужчинам приятнее и полезнее, чем женщинам. А покупки в магазине бытовой техники для мужчин имеют характеристики быстроты и легкости в отличие от женщин, которые считают такие покупки дорогими, медленными и предпочитают совершать их совместно с другими людьми.
5. По результатам исследования был разработан и проведен семинар- тренинг «Покупки: удовольствие или стресс?», направленный на осознание молодежью действующих социальных представлений о покупках.
Таким образом, гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута. Результаты данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы практикующими психологами, социальными работниками, социологами, специалистами PR-технологий с целью формирования и изменения социальных представлений современной молодежи о покупках.
1. Абульханова, К.А. Социальные представления личности / К.А. Абульханова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. - 153 с.
2. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М. : ИЦ Академия, 2011. - 336 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2 т. Т. 1 / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. - 230 с.
4. Афанасьева, В.В. Общество перепотребления / В.В. Афанасьева, В.Г. Туркина; под ред. В.И. Ильина, В.В. Козловского // Потребление как коммуникация 2009: материалы V междунар. конф. 26-27 июня 2009 г. - СПб. : Интерсоцис, 2009. - С. 20-23.
5. Афанасьева, Ю.Л. Мотивы потребительского поведения молодежи / Ю.Л. Афанасьева // Состояние и перспективы развития торговли и общественного питания в России: сборник статей Всероссийской научно¬практической конференции. - Пенза, 2007. - С. 3-4.
6. Афанасьева, Ю.Л. Ценностные ориентации современной российской молодежи / Ю.Л Афанасьева, Г.Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2008. - № 4. - С. 41-52.
7. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2013. - 306 с.
8. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М. : Логос, 2005. - 218 с.
9. Бауман, 3. Текучая современность / 3. Бауман. — СПб. : Питер, 2008. - 240 с.
10. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб. : Питер, 2005. - 431 с.
11. Блекуэл, Р. Поведение потребителей / Р. Блекуэл, П. Миниард, Дж. Энджел ; пер. с англ. 10 изд. — СПб. : Питер, 2007. - 944 с.
12. Бовина, И.Б. Социальная психология здоровья и болезни / И.Б. Бовина. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 263 с.
13. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. - М. : Академический проект, 2007. - 335 с.
14. Бодрийяр, Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр. - М. : Республика, 2006. - 272 с.
15. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М. : РУДОМИНО, 1999. - 224 с.
16. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М. : ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
17. Брушлинский, А.В. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи / А.В. Брушлинский. М. : Изд-во Академический проект, 1998. - 87 с.
18. Бусыгина, Н.П. Качественные исследования в психологии как вызов классическим методологиям / Н.П. Бусыгина // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / под. ред. А.Л. Журавлева, Т.В. Корниловой, А.В. Юревича. - М. : ИП РАН, 2012. - С. 308-334.
...